Реферат по предмету "Педагогика"


Детское словотворчество

Детскоесловотворчество.



     Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путемподражания: «Дай-дай», - обращается к годовалому сынишке мать иберет у него из рук игрушку; «дай-дай» — повторяет малыш. «Киса,это — киса»,- показывает на кошку взрослый; «ки-и» — как эхо,отзывается ребенок.
     Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множествослов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.

— Я — правдун! — заявляет четырехлетний Алеша.
— Фу, какая капота! — морщится от дождя трехлетний Игорек.
— Посмотри, какая букарашка! - умиляется Стасик 3 лет 5 месяцев,глядя на маленького жучка.

     Дима 3 лет 2 месяцев стоит с отцом в зоологическом саду перед вольерой, вкоторой помещается несколько птиц разных пород, и, показывая то на одну, то надругую, добивается: «Ну, папа, как ее зовут?»
     Папа пожимает плечами и молчит. Тогда Дима дергает его за рукав,решительно объясняет: «Та, бошая, называется бабука, а маленькая — кука.Запомнишь?» — и идет дальше, очень довольный, что оставил позади некаких-то неизвестных птиц, а совершенно определенных: куку и бабуку.

     Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подместипол и вытереть пыль: «Ты у меня совсем самостоятельная стала».Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: «Я не толькосамостоятельная — я и самолежательная и самосидетельная!»

     Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
     Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речиребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев,К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч.Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами ипсихологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодомусиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества усвоих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточновнимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые«новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (например,«всехний», «всамделишний»), другие же встречаются у однихдетей и не отмечаются у других («мама, ты моя мояшечка!», «какойты диктун, папа!» и т. д.).
     К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительнуючуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессесловотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований иих лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о«скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умомребенка».
     Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создаватьновые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешати удивляют нас множеством новых слов, 7 по всем законам языка, которым ребенок,в сущности, еще только-только начинает овладевать? Наконец, как объяснитьсловотворчество наряду с той стереотипией усваиваемых ребенком речевыхшаблонов, о которых мы уже довольно подробно говорили? Попробуем разобраться вэтих вопросах.
     Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
     Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой,которая много сделала в изучении словотворчества детей.
     Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуютновые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово(«осколки слов»); б) к корню одного слова прибавляется окончаниедругого («чужие» окончания) и в) одно слово составляется из двух(«синтетические слова»).
     Вот примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:
«Слова — о с к о л к и»:
1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3года б месяцев).
2. Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6месяцев).
3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом» (3 года 10месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия «дыбом»): «Твои волосикистоят дыбом».- «Это дыб?» (4 года 11 месяцев).
Прибавление к корню «чужого» окончания:
1. Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки»(3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рва-ность» (3 года 8месяцев).
3. Светло (свет): «На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): «Я — правдун!» (4 года).
6. Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?» (4 года 7месяцев).
7. Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умереть отсухоты?» (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного «бурый»): «Этобурый медведь — смотри, какая бурота» (5 лет 10 месяцев).
9. Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала» (6 лет).
10. Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности» (6лет).
«Синтетические слова»:
1. Ворунишка — вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас — банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски — вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна — бабушка обезьяны (4 года).
     В наших наблюдениях отмечено много «синтетических» глаголов иприлагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит»), почайпить(«мы уже почайпили»), «огромадный» (огромный и громадный — «дом такой большой, просто огромадный!»), мапин («я — мапинадочка», т. е. я мамина и папина), всехлюдная («это не твоявоспитательница, она всехлюдная!» — т. е. общая).
     Как получаются «слова-осколки», понять нетрудно. А. Н. Гвоздевобратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырываетиз слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произноситтолько «ко», позднее «моко» и, наконец, «молоко».Отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя быслово «лепь» (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д.- ребенок же выделяет ударный слог «леп».
     Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корнюслова «чужого» окончания — также очень распространен. Эти словазвучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье ит. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотретьсявнимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания такихсловообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизмподражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова«снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на«горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить«глухоту», «дурноту», «тесноту» и множествоаналогичных слов. Ребенок придумал слово «умность» («Коты первыепо умности») — а разве он не слышал слов «глупость»,«слабость», «робость» и т. д.?
     Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощьюприсоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать — это наши«взрослые», обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать,напирожить («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, яуже полный живот напирожила»).
     В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас жеподражательно создает новую. «Какое это наказанье, что из-за кашля ты неможешь идти в садик»,- говорит мама. «А для меня это не наказанье, авовсе радованье», - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаяхподражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве жеслучаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенкомкогда-то ранее, и поэтому для окружающих людей «новое» слово ребенкаявляется откровением.
     Интересно также посмотреть, как создаются «синтетические слова».В таких словах, как «ворунишка», «бананас»,«огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучатсходно: вор — врунишка, банан — ананас, огромный — громадный и т. п.
     Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянноприменяются вместе, например, слова «чай» и «пить» (получаетсяглагол «чайпить»), «вынь» и «возьми»(«выньми мне занозу»), «все люди», «всех людей»(всехлюдная), «в самом деле» (всамделишный). Эти слова строятся потому же принципу, что и «синтетические слова» взрослых: колхоз,совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой формесловотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенокпостоянно слышит...
     Словотворчество, каки усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание темречевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно«новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - всловаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
    Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использованиеприставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строгосоответствует законам языка и грамматически всегда правильно — только сочетаниянеожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкоечувство языка у детей.
     Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детскойречи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, еслирассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи собщим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе еголежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженнаястереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь — выработка речевыхшаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных,изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкоеиспользование этих шаблонов. Образец для «создания» нового словаможет быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
     Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчествоначинает угасать. Все реже и реже вы слышите «новые» слова. Почемуэто происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы ужеговорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи.Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используютвзрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и сталсвободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Такисчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительныеслова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
     Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речипредставляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладениеразнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те жепринципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесногоматериала, который мы сознательно даем нашим детям.
     Вероятно, эти выводы звучат более прозаично по сравнению сраспространенной точкой зрения на детское словотворчество, но они позволяютближе подойти к пониманию сущности этого интереснейшего явления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.