Реферат по предмету "Педагогика"


Детский сад, как институт социализации

Детский садкак институт социализации

Содержание
Введение
Глава 1. Задачи воспитания детейдошкольного возраста
Глава 2. Игра как средство воспитания дошкольников
Глава 3. Взаимодействие семьи идошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребёнка
Заключение
Список литературы

Введение
Одной из сложных иключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности,её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различныеаспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией,анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает ивыявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализацииличности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано спсихическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными(нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление ирасширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь насвет существом почти исключительно биологическим, в процессе развитияпревращается в существо социальное, в личность как субъект отношений иобщественной деятельности. Среда является определяющим фактором формированияличности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируетсяименно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми онобщается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится напротяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так ицеленаправленного взаимодействия человека со средой.
Воспитание призванокорректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляетсясознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущихна личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности,воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесссоциокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. Авоспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитиеличности, является функцией одного из агентов социализации — образовательногоучреждения.
Данная работа посвященадошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации. Целькурсовой работы выяснить особенности развития личности в детском саду. Длядостижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, атакже такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесссоциализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболеезначимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
Также мы исследуем вопроснеобходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспектпроблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящеевремя в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со сторонывсех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами,развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурныхотношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании исоциализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец,стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья иесть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилиянаправлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания всемьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствованиевоспитательного потенциала семьи.

Глава 1.Задачи воспитания детей дошкольного возраста
 
Воспитание — этовыработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитиечеловеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического,умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Однакосоотношения между этими сторонами развития в дошкольной педагогике несколько иные,чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 летвыступает на первый план, а умственное воспитание, хотя и играет важную роль,не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываютсяосновы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей,лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолюбия рассматриваетсякак метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостныйтруд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание.Большое значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию,формированию художественного вкуса. Все 5 видов воспитания проводятся восновном в форме игры, интересных специальных занятий с детьми в соответствии свозрастными особенностями.
Физическое, умственное,нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно.Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимоеспециальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного илинравственного воспитания. Проводя с дошкольниками праздник 1 Мая, мы говорим имо дружбе народов — нравственное воспитание, о весне и цветах — эстетическоевоспитание, дети читают стихи — умственное воспитание, с ними проводитсяподвижная игра — физическое воспитание.
Воспитание детей ведетсяна основе научных методов и принципов: последовательно — от легкого к трудному,от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.В дошкольной педагогике используют определенные методы: наблюдение,естественный педагогический эксперимент, изучение дневников родителей ивоспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их родителями, изучениепроизведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическими нервно-психическим развитием ребенка.
Физическое воспитание —это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья,совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическоеразвитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование удетей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса кразличным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительныхнравственно-волевых черт личности.
Для осуществления задачфизического воспитания детей необходимы следующие условия: />соответствующая культурная обстановка (условия жизниребенка);
— соблюдениегигиенических правил;
— регулярное, достаточноеи полноценное питание;
— устойчивый правильныйрежим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его активнойдеятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
При выполнении этихусловий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной ивоспитательной работы в семье и в детских учреждениях.
Умственное воспитание —это формирование у детей представлений о простейших явлениях природы иобщественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания,воображения, мышления, речи, игры. Умственное воспитание не сводится только красширению объема приобретаемых детьми знаний, но также развиваетлюбознательность и умственные способности, формирует простейшие способыумственной деятельности и вырабатывает волевые реакции и поведение ребенка.
Умственное развитие — этоколичественные и качественные изменения, происходящие в мыслительнойдеятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемогоребенком, и под влиянием воспитательных воздействий.
Ежедневная умственнаянагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствуетстремлению детей к творческой деятельности. Стремление к поискуцеленаправленной деятельности, как известно, проявляется в самом раннемдетстве.
Для правильногоумственного развития детей необходимо:
— наличие соответствующихигрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;
— положительное общениедетей со взрослыми и между собой;
— своевременное развитиеу детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формированиесенсорной культуры;
— развитие речи, умениеслушать и пересказывать;
— развитие игры и другихвидов деятельности детей.
Умственное воспитаниеосуществляется путем обучения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т.д.). Большое значение имеет своевременное развитие устной речи: пополнениезапаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д.Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личностинеобходимо разнообразить жизнь ребенка ежедневно и особенно в праздничные дни,проводя с ними занятия и игры. А. М. Горький говорил, что игра является путем кпознанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можносказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитиедетей.
Нравственное воспитание —это формирование положительных черт характера человеческой личности, которые,определяют моральный облик советского человека.
Ребенок с первых днейжизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего ивозникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо ичто плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Такимобразом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения,которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственноговоспитания необходимо:
— установление правильныхвзаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;
— четкое выполнениережима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;
— привитие любви к роднойприроде (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, кгороду или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;
— воспитаниеорганизованности и культуры поведения ребенка.
С самого раннего детстваследует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (например, всекольца надеть на стержень пирамидки), преодолевать встречающиеся затруднения(например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канавку; немногоподождать, когда дадут желаемую игрушку), спокойно относиться к неудачам инебольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимовоспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит воснове характера человека.
Трудовое воспитаниеявляется частью нравственного воспитания. В связи с тем, что труд взрослогочеловека является его основной деятельностью, этот вид развития личностиследует рассматривать как составную часть воспитания подрастающего поколения.Уже в дошкольном возрасте формируются такие качества ребенка, как трудолюбие,целенаправленность, организованность, умение преодолевать трудности, а такжевоспитываются аккуратность и вкус к хорошо выполненной работе.
Основная задача — этовоспитать активного полезного человека для нашего общества. Для этогонеобходимо:
— наличие пособий дляактивизации трудовой деятельности;
— показ, пояснение иупражнение в действиях;
— спокойная деловаяобстановка, учитывающая возможности ребенка;
— развитиесамостоятельности у детей;
— поощрение желанияпомогать старшим и своим товарищам;
— постоянство требованийк последовательности выполнения, к качеству трудовых действий и результату;
— развитие творчества вформировании трудовых навыков.
Систематическое участие втрудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверенность всвоих силах, формирует стремление преодолевать посильные трудности и получатьудовлетворение от проделанной работы.
Эстетическое воспитание —это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству,формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннееразвитие гармоничной личности, являясь частью гуманистического воспитания.Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоениюокружающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболееяркие игрушки, предметы, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позжевосприятие красивого, приятного, произведений искусства совершенствуется.Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенкавосприимчивость ко всему доброму и красивому, обогащает его духовный мир.Осуществляется это благодаря следующим условиям:
— эстетика окружающейсреды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка иокружающих его людей, домашняя обстановка и др.);
— оснащениепедагогического процесса необходимыми для эстетического развития детейпособиями, материалами, музыкальными инструментами;
— приобщение ребенка кистинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формированияэстетического вкуса и эстетических чувств, восприятий, суждений;
— создать условия дляактивной деятельности детей;
— учет индивидуальныхспособностей детей к творчеству;
Эстетическое воспитаниедолжно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствамиизобразительного, музыкального искусства, через литературу и народноетворчество и т. д.
Физическое, умственное,нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии сопределенными принципами дошкольной педагогики: активностью и интересом,сознательностью, наглядностью, последовательностью и систематичностью,индивидуальным подходом к детям.
Активность являетсяестественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять ксамостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, неподавляя инициативы.
Весьма внимательного иосторожного подхода требует воспитание сознательности. Следует считаться свозможностями ребенка, так как многое он воспринимает на веру, полагается наавторитет взрослых, обладает большой внушаемостью и стремлением подражать. Поэтомунельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого иливыработкой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными иразумными.
Немаловажное значение вработе с детьми имеет принцип наглядности, вытекающий из особенностей детскоговосприятия и мышления. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что еслиребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы иликартинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав скартинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.
Принцип систематичности ипоследовательности получил свое отражение во всей работе детских учреждений: ворганизации режима, проведении специальных занятий и т. д.
Неповторимость каждойчеловеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальныеособенности детей. Воспитывая коллектив, надо рассматривать детей не как суммуоднородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющихдруг друга.Глава2. Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельностидошкольника — это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируютсяосновные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьномувозрасту.
Игра — это работа детей.В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными имоторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает емуощущение господства над тем, что его окружает.
Будучи увлекательнымзанятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством ихвоспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается ворганизуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игрыв значительной степени происходит именно при использовании ее как средствавоспитания.
Руководствуясьтребованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает ипланирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх,четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила,предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая еесвоеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру впедагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильностьотражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность итворческий характер игровых действий; подчинение правилам и способностьруководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всехиграющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой,воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства,волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного,эстетического и физического воспитания.
В процессе игрыуточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игрету или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровыедействия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях,взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в ихпополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей.Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры,помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра нетолько закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и являетсясвоеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которойони под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководяею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждогоребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостьюсогласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам,которые устанавливаются в игре.
Чтобы использоватьположительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр,нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активноестремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель черезигру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает ихоценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует ихотношение к тому, что отображается в игре.
Качество дошкольноговоспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системыразвивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействиявзрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и ихвозрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и спецификутого вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.
Говоря об игровомвзаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, преждевсего, их совместную игру, далее занятия, труд.
Именно в игреустанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь кличностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогическийпрофессионализм.
Детская игра включает всебя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетнойигры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяютребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия,ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Игры с правиламисущественно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность — гдеопределены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).
Дополняя друг друга, обавида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое труднозаменить другими формами активности.
Благополучие и развитиедетей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с нимиработают.
Современные формыорганизации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещениядошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы сдетьми и реализации разных видов активности детей в играх.
Исходя из позицийличностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается какпедагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участиивзрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения,несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру отузкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих порявляется стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений иадминистрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе,наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).
Ограничение игры частодидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношениявоспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания.Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игрне удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденнымвзаимодействием взрослого с детьми.
В практике педагогов ДОУотмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующееучебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постояннойэкспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуютвзаимодействию в игре.
К нежелательнымстереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр снеизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др.,которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлениюсамостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространствдолжно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией,полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условиедля созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальныхособенностей и способностей детей.
Для того, чтобы детиовладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны игратьвместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающимобновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия какприоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросамсовременных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденнуюдеятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детямиграть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжетаигр.
Эмоциональный комфортребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и отвзаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношениесверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколькосвободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместнуюигру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровыедействия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиковбытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе.Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще оченькратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять другдругу игровые замыслы, согласовывать друг с другом — задача сложная даже длястарших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместнаясамостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах(3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства,где дети могут играть, не мешая друг другу.
Пока в дошкольныхучреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то,что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладенияусложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.
Воспитатели не владеютнавыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечаетсястихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер.Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия сдетьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогикисотрудничества.
Если педагогу удаетсяконтролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлятьвнимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушиватькаждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия вигре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления еготворческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствуетпрофессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера привзаимодействии с детьми в игре.
Так, выяснилось, чтоосновная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня — обучающиезанятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаютсявозможности общения и взаимодействия друг с другом.
Много времени и энергиивоспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не являетсяпродуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации,действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитиюигровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что послепроведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основнаядневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).
Как видно, установкатолько на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользудругих форм работы, а именно игровой деятельности детей.
Может ли воспитатель, таквыстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровойдеятельности?
К тому же имея дело сбольшой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются вДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочитьповедение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость.А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей втечение дня.
По характеру поведениявзрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличиипризнаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своемвоспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместнуюнепринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимымидля этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватнымзапросам детей.
Рекомендации педагогамДОУ по организации игровой деятельности:
— создание гибкого режимадня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальныхособенностей развития;
— переориентированиепедагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, напродуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);
— пониманиепедагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самыхлучших профессиональных качеств воспитателя;
— использование игровыхприемов в процессе обучения;
— признание в ДОУприоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую,созидательную, познавательную активность дошкольника.
Игра возникает врезультате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослыеспособствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новойинформации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, гдеребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколенияв поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходесоциально-исторического развития человечества игра приобретает все большеезначение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытомвзаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способыпрактической и умственной деятельности, выработанные многовековой историейчеловечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит отвпечатлений, складывающейся системы ценностей.
Игровая деятельность, какдоказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретаетсяребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить собщественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку,предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условныедействия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая вобщении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способыи переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становитсяформой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающийэффект.
Таким образом, играявляется средством всестороннего воспитания и развития детей.

Глава 3. Взаимодействиясемьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка
 
Многочисленные исследованияв области педагогики показали: дети способны адаптироваться в коллективе(детский сад, начальная школа), если создать необходимые условия, как длясамого ребенка, так и для его семьи.
Социальный опыт ребенка — это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которойон воспитывается.
Семья имеет приоритет какосновной источник социализации и обладает огромными возможностями вформировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
На социализирующую,воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:
— социальное положение;
— материальное положение;
— род занятий родителей;
— образование родителей;
— эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение иценности.
Оптимальное развитиекаждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности вусловиях специально организованной среды образовательного учреждения, гдеребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи иобразовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, необходимыйкомпонент его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательногоучреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитанияспецифичны, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательнымучреждением без сотрудничества с семьей.
Педагогическая поддержкаиндивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогическогопросвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровеньпедагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее ихпедагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиесязнания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-занедостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания иобучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемыеслушателями из разных источников, не помогают им по следующим причинам: онислишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Работа сродителями должна проводиться с учетом исследований, проведенных в последниегоды по проблемам семьи.
Однако, часто бывает так,что даже обладая педагогическими знаниями, родители не умеют ими пользоваться.Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребованных в деле воспитания,необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Подвысоким уровнем подготовленности родителей подразумевается совокупностьпедагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, сприменением элементов «педагогической рефлексии». «Педагогическаярефлексия» — это умение родителей анализировать собственную воспитательнуюдеятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогическихошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методоввоздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Этазадача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинаетвырабатываться родительская позиция. От умения самокритично оценить себя каквоспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка,посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношенияродителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.
Ведущим факторами вформировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ееуклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки исистема ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и сокружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культурародителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семьесоответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.
Задача образовательногоучреждения — определение путей продуктивного взаимодействия с родителями,расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи впонимании своеобразия развития личности ребенка.
Содержательные линииразвития семьи:
— формированиепознавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогическойдеятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
— развитие умственныхспособностей, творческого мышления;
— воспитание чувствауважения к ребенку со стороны родителей;
— воспитание социальнойадаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
— формирование в ребенкеи в семье осознания ценности здорового образа жизни;
— формированиеэстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств всемье;
— социально-нравственноевоспитание детей в семье.
Основные принципы:
1. Принцип общегоразвития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
2.Принцип непрерывногоразвития каждого ребенка.
Общее развитие включает всебя
— эмоциональное инравственное развитие;
— эстетическое развитие;
— физическое развитие;
Принцип общего развитияпредполагает обеспечение максимально широких возможностей для разностороннегоразвития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с ребенкомв соответствии с уровнем развития и ясно намеченных путей продвижения.
Принцип непрерывногоразвития ребенка.
Непрерывное развитиеребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных ссотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источникамиинформации. Проведение принципа в жизнь предполагает сформированное желаниекаждого ребенка выбирать интересующее его отношения, использование всевозможныхисточников информации. Реализация этого принципа позволяет сформироватьважнейшее умение: умение находить себя в коллективе, отбирать полезные инеобходимые знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях.
Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируетсяздоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяетвзрослую жизнь человека.
Успешному решению задачпо воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:
1. Сближение и тесноевзаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов,представителей социальных структур)
2 Выработка единыхподходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постояннаяинформированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системевоспитания детей
4. Включение родителей вобщее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей егоразвития и состояния здоровья.
Основные ориентиры:
Терпение — быстрыхрезультатов в деятельности ждать нельзя.
Специализация — каждоеучреждение образования, каждый уровень образовательной системы должензаниматься своим делом, решением своих задач соответствующих своему потенциалу.Ни одна структура не в состоянии решить все задачи самостоятельно, а толькосовместно.
Координация — надостремиться к совместной деятельности с педагогическими и социальными партнерамиобразовательных учреждений. Эта деятельность должна быть направлена на решениезадач, одинаково важных для всех партнеров.
Анализ — бесполезноулучшать что-то, не опираясь на результаты анализа, посколькусоциально-педагогическая ситуация может постоянно меняться. Всем решениямдолжна предшествовать работа аналитиков.
Многочисленныеисследования оказывают, что формирование личности в значительной мерепроисходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений всемье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения междучленами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяетвоспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторамицеленаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типомсложившихся в семье отношений между ее членами.
В настоящее время идетпоиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованияхученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы ксотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходовсостоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развитияличности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждогочлена сообщества, его прав и обязанностей.
Сегодня современнымродителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогикеведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания.Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены наповышение уровня педагогической культуры родителей
Роль семьи в становленииличности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты.Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейныхсвязей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладываетдолгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
В данном контекстеобразовательное учреждение не может переложить всю ответственность завоспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детейявляется серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, кнему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход изсложившейся ситуации — организация систематической социокультурной ипсихолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поискновых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и формвзаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьивсегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И упедагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев былисформированы искаженные установки на сам процесс продуктивногоинтеракционирования. По сложившейся традиции считалось, что педагог обязанруководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования своемувоспитаннику и его родителям от имени общества.
Сегодняшняядействительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данныхпозиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры врамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон,взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность изаинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Заключение
 
Ранний возраст являетсянаиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболеефундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этотпериод складываются такие ключевые качества как познавательная активность,доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям,творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, этикачества и способности не возникают автоматически, как результатфизиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий состороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности сребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги(сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость иповышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей ипр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций вдошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требуетзначительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Целивоспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннемобучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального ифизического развития, формировании у детей социальных контактов и способности ксовместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
Полноценное развитиеребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированнойпсихолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающихсоответствующей квалификацией.
Таким образом, системавоспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должнабыть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детейв период раннего возраста.

Списоклитературы
 
1.        Алямовская В. Г.Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.
2.        Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
3.        Вавилова Н. Д.Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.
4.        Волкова-ГаспароваЕ. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями //Дошкольное воспитание. – 1999 — № 3.
5.        Воспитание детейраннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996
6.        Галанов А.С.Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. –2006.
7.        Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.
8.        Дневниквоспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
9.        Занятия поразвитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.:Совершенство, 2001. –368с.
10.     Калинина Р.,Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. –1998 — № 4.
11.     Кононова И.М.Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004.
12.     Павлова Л.Н.Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста.Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.
13.     Печора К.Л.Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннеговозраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. –2000.
14.     Развитие иобучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост.Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
15.     Социальнаяадаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.