Тема:Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждениясреднего профессионального образования
Введение
В условиях модернизациисовременной системы образования возрастает роль инновационной деятельности,которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребностьв обновлении содержания образования, достижении нового качества на основеинновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательнойдеятельности.
В данной ситуациинаучная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятсясистемообразующими элементами развития системы образования, и «чем выше рангинноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлениюинновационным процессом» (А.В. Хуторский).
Сегодня в условияхнеоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественностиконцепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий,практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, ихтруд всегда носит творческий характер.
О том, что учительживет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучениепедагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, тоесть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Таким образом,мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциалапедагогов к организации и внедрении инновационной деятельности. Любаяинновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическомсопровождении.
Помимо организованногометодического сопровождения, для развития инновационного процесса вдеятельности педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды,являющейся основой инновационной деятельности. Образовательная среда являетсяопределяющим аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов черезреализацию инновационных программ в системе профессионального образования.
Таким образом,методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждениисреднего профессионального образования должно быть организовано при соблюденииследующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога;анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессиональногообразования.
Проблема:Каким образом необходимо оценить инновационный потенциал педагогов ивозможности образовательной среды для организации и реализации инноваций вучреждениях среднего профессионального образования.
Главная цельмониторинга – изучение условий для методическогосопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднегопрофессионального образования.
Объект исследования:инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования.
Направлениемониторинга:
Методическая работа всреднем профессиональном образовательном учреждении – это целенаправленный,целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма иквалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциалаучебного заведения.
Понятие «сопровождение»означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимымто, что запланировано. В современной парадигме образования наиболее ценными дляорганизации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогаявляются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования.
Под инновационнымпроцессом понимается процесс преобразования сложившегося образовательногопроцесса, приведения его в соответствие с новыми требованиями, обусловленныминовыми социокультурными условиями России.
В теории инновационныхпроцессов выделяют инновацию (отражает сущность содержания к организации нового)и нововведение (отражает сущность организации нового) и новшество (новоесредство: метод, методика, технология, учебная программа, учебник и прочее).
Анализ понятийметодическое сопровождение и инновационная деятельность позволяет выделитьосновные аспекты в изучении способности педагога среднего профессиональногообразования к инновационной деятельности.
Структураспособностей учителя к инновационной деятельности/> /> /> /> /> /> /> />
Анализ условий среды для развития инновационной деятельности
Способности педагогов к инновационной деятельности
Для исследованияусловий образовательной среды нами использовалась методика оценки уровняинновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификацияметодики Т.В. Морозовой). Основными условиями среды являются: материальные, финансовыеи организационные условия, психологический климат в коллективе, стимулирование,система обучения кадров.
Для изученияспособностей педагогов к инновационной деятельности была использована картапедагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности:мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональныеспособности, индивидуальные способности личности. Для изучения саморазвитияличности нами использована методика «Способности педагога к творческомусаморазвитию».
Определениекритериев и показателей
Критерии Показатели Методы, методики Наличие условий среды для развития инновационной деятельности Материальные условия; Финансовые условия; организационные условия; психологический климат в коллективе; стимулирование; система обучения кадров Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой) Способности педагогов к инновационной деятельности мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно Саморазвитие личности Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)
Обработкаи представление результатов мониторинга
— количественная икачественная характеристика;
— таблицы, диаграммы.
Этапыпроведения мониторинга
В предлагаемой системемониторинга объективная оценка входных параметров, характеризующих условия иинновационный потенциал педагогов учреждения среднего профессиональногообразования на начальном этапе исследования и выходных параметров,характеризующих изменения в развитии инновационной деятельности педагогов сиспользованием методического сопровождения педагогической активности педагогов,должна производиться периодически на основе объективной информации иобщеметрических категорий лежащих в основе диагностики.
Диагностическийпакет
Диагностический пакетпредставлен следующими методиками:
— Методика оценкиуровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2(модификация методики Т.В. Морозовой).
— Карта педагогическойоценки способностей учителя к инновационной деятельно.
— Методика «Способностипедагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).
1. Методикаоценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2(модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектрусловий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.
Опросник:
1. Необходимыли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ссуза?
2. Вчем конкретно эти изменения должны выражаться?
3. Почемунеобходимо вносить эти изменения?
4. Какие,на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?
— В управлении ссузом.
— В технологиях обучения, воспитания и развития.
— В режиме работы преподавателей и студентов.
5. Чувствуетели вы себя готовыми к освоению новшеств:
— в содержанииобучении;
— в технологииобучения?
(Полностью готовы,достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).
6. Какиеформы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли? Дайтеоценку по 5-балльной шкале:
5– очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационнойдеятельности;
4– влияют;
3– слабо влияют;
2– почти не влияют;
1– не влияют.
Формы подготовки
Баллы 1. Методические семинары, практикумы 2. Педагогические семинары 3. Работа в методобъединении (или в творческой группе) 4. Работа с научным руководителем 5. Самостоятельная работа 6. Обучение на проблемных курсах 7. Повышение квалификации
7. Оценитекачество условий в вашем учебном заведении для развития инновационнойдеятельности:
3балла – очень хорошие;
2балла – хорошие;
1балл – удовлетворительные;
0баллов – неудовлетворительные.
Условия
Баллы Материальные Финансовые Организационные Психологический климат в коллективе Стимулирование Система обучения кадров
8. Чтоявляется для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?
— отсутствие времени;
— отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;
— отсутствие помощи;
— отсутствие лидеров, новаторов в ссузе;
— разногласия, конфликты в коллективе;
— отсутствие необходимых теоретических знаний;
— слабая информированность о нововведениях в образовании;
— отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
— отсутствие стимулирования.
Выберите5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.
Даннаяметодика позволяет определить позитивные и негативные условия, организованные вобразовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.
2. Картапедагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.Оцените,пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности по пятибалльной шкалепо каждому показателю.
I. Мотивационно-творческая направленность личности. Баллы Ср. балл 1 Любознательность, творческий интерес. 2 Стремление к творческим достижениям. 3 Стремление к лидерству. 4 Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации. 5 Личная значимость творческой деятельности. 6 Стремление к самосовершенствованию.
II. Креативность учителя. 7 Продуцирование большего числа решений: вариативность педагогической деятельности. 8 Независимость суждений (не стесняется выражать свое мнение). 9 Фантазия, воображение (интеллектуальная легкость в обращении с идеями). 10 Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления. 11 Стремление к риску. 12 Чувствительность к проблемам в педагогической деятельности. 13 Критичность мышления, способность к оценочным суждениям. 14 Способность к самоанализу, рефлексии.
III. Оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности. 15 Способность личности к овладению методологией творческой деятельности. 16 Владение методами педагогического исследования. 17 Способность к созданию авторской концепции, технологии деятельности. 18 Способность к планированию экспериментальной работы. 19 Способность к организации педагогического эксперимента в школе. 20 Способность к коррекции, перестройке деятельности. 21 Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей. 22 Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности. 23 Способность творчески разрешать конфликты.
IV. Индивидуальные особенности личности учителя. 24 Темп творческой деятельности. 25 Работоспособность личности в творческой деятельности. 26 Решительность, уверенность в себе. 27 Ответственность. 28 Убеждение учителя в социальной значимости творческой деятельности. 29 Честность, правдивость 30 Способность к самоорганизации.
Даннаяметодика показывает уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.После проведения методики и подсчета количества баллов составляется оськоординат, показывающая развитие у педагога способности к инновационнойдеятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности упедагога каждого компонента в отдельности.
3. Методика«Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). Цельметодики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессеинновационной деятельности.
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучатьсебя.
2. Я оставляю время дляразвития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствиястимулируют мою активность.
4. Я ищу обратнуюсвязь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую своюдеятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую своичувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутируюпо интересующим меня вопросам.
9. Я верю в своивозможности.
10. Я стремлюсь бытьболее открытым.
11. Я осознаю товлияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своимпрофессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаюудовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающаяответственность не пугает меня.
15. Я бы отнессяположительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов — данноеутверждение полностью соответствует действительности;
4 балла — скорее соответствует,чем нет;
3 балла — и да, и нет;
2 балла — скорее несоответствует;
1 балл — несоответствует.
Подведение итогов:
75-55 баллов. Активноесаморазвитие.
54-36 баллов.Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит отразличных условий.
35-15 баллов.Остановившиеся саморазвитие.
Диагностическаякарта
Ф.И.О.педаг____________________________________________
Стажраб ______________________________________________
Темасамообразования ______________________________________
Условия, оказывающиевлияние на развитие инновационной деятельности:
Позитивные условия
Негативные условия
Педагогическая оценкаспособностей учителя к инновационной деятельности:/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Мотивационно-творческая направленность личности
Креативность />
5 Средний балл 5/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Индивидуальные особенности личности />
Профессиональные способности
Саморазвитие личностипедагога:Уровень саморазвития Количество баллов Активное саморазвитие Отсутствует сложившаяся система саморазвития Остановившиеся саморазвитие