Российско-Армянский(Славянский)
Государственный Университет
Кафедра Экономики иФинансов
Предмет: Гос. Регулирование Экономики
По теме: Проблемы и пути их решения в областиналоговой политики государства в связи со вступлением в ВТО
На примере Армении
Преподаватель: Сандоян Э.М.
Консультант: Карапетян Э.
Подготовил: студент 4 курса
Мировой Экономики
Мартиросян Григор
ЕРЕВАН 2005
Оглавление
1. Введение----------------------------------стр.3
2. Глава1-ВТО------------------------------стр.5
3. Глава2-Перспективы экономического развития РА послевступления в ВТО-------------------------------стр.10
4.Глава3-Проблемы в связи со вступлением в ВТО и путиих решения----------------------------------------------стр.13
5.Глава4-Теневая экономика в Армении----стр.16
6.Глава5-Недостатки Налогового законодательстваАрмении--------------------------------------------------------------стр.20
7.Выводы-------------------------------------------стр.22
8. Список литературы--------------------------------------------стр.26
В В Е Д Е Н И Е
Реальное развитие международнойторговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализациямировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним изсвоих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным ивнутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременноразвивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международногообмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальныхправовых норм как регулирования внешней торговли, так и в области налоговойполитики государства, как один из рычагов регулирования внешней торговли. Наэтой основе формируется современная международная торговая система,организующим центром которой постепенно становится ВТО.
Сохранение позиций на внешнихрынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа навнешние рынки, устранения каких-либо ограничений в отношении армянского экспорта и угрозы их применения вбудущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможностьзарабатывать деньги на мировых рынках, что очевидно, предпочтительнее прямойфинансовой помощи, предоставлению западными странами и международнымифинансовыми институтами кредитов Армении.
Однако сегодня уже очевидно, чтоне только наращивание экспорта и его облагораживание, но даже сохранениезавоеванных позиций на внешних рынках невозможно без решения проблем доступа навнешние рынки, решением которых станет наше дальнейшее сотрудничество с ВТО,уже как его полноправный участник.
После распадасоветской системы, в 1991-1992 гг.сформировалась налоговая политика государства, в основном основанная наэкономической политике предыдущего периода, которая коренным образом была усовершенствована в 1997-1998 гг.,когда были приняты новые основные налоговые законы, основанные преимущественно на международных стандартах. Оно внесло значительные коррективы, впрошлом, исключительно фискальное налоговое законодательство и действующуюсистему.
Как мы знаем Армянское законодательствовсе время меняется, принимаются все новые законы и законодательные акты,соответствующие тем требованиям, которые мы поставили перед нами подписаниеммножество договоров и соглашений со странами и с международными организациями,в данном случае с ВТО. Если мы хотим заниматься внешней торговлей с другимистранами, и чтобы на наш экспорт не поставили слишком большие налоги и тарифыили ограничения, чтобы наша продукция была конкурентоспособной за нашимиграницами мы должны принимать участие в таких международных организациях как ВТО, и соответственно нашезаконодательство тоже должно соответствовать требованиям ВТО, как и у всехстран участниц данной организации. У нас не хорошо развиты институты, мы должны проводить реформы и вэтой сфере. И уже после
таких реформ в нашемзаконодательстве наша страна будет более привлекательна для инвесторов,поскольку требования ВТО и других похожих организаций в основном относятся к переходу данной страны к рыночнойэкономике, если смотреь на это глобально, и если у нас будет рынок, который небудет зависим ни от государства, ни от конкретного индивидума, и если, хотя я ине верю, в нашей стране будет настоящая, а не показная демократия и т.п., то инвестор не побоится потерять свои, вслучае вложения в нашу страну, деньги идругие вложения, поскольку в таких условиях риски будут значительно меньше, чемсейчас.
В моей курсовой работе я рассмотрюпроблемы, которые возникли или возникнут в дальнейшем, в связи с переменами внашем законодательстве, а именно налогового законодательства, и рассмотрю возможные пути их преодаления.
Глава 1.
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯОРГАНИЗАЦИЯ
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ(ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическаяорганизация, регулирующая правила международной торговли согласно принципамлиберализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение оее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайскогораунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована наконференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТОназывают также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималасьрегулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО болееширока: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами иторговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридическийстатус специализированного учреждения системы ООН. Первоначально в ВТО вступило77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых,развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые экс-советскиестраны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия.
Важным событием стало вступлениев ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективныхучастников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно95% мирового товарооборота.
Задачи ВТО.
Главная задача ВТО –содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, поинициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода вмеждународной торговле способствует экономическому росту и повышению экономическогоблагосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая системадолжна соответствовать следующим пяти принципам:
1). Отсутствие дискриминации вторговле: ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну,накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннемрынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи междуиностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых(протекционистских) барьеров: торговыми барьерами называют факторы, снижающиевозможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либостраны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты(количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют такжеадминистративные меры и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность ипредсказуемость условий торговли: иностранные компании, инвесторы иправительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифныебарьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулированиесоревновательности в международной торговле: для равноправной конкуренции фирмразных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такиекак экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использованиедемпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международнойторговле для менее развитых государств: этот принцип отчасти противоречитпредыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитыхстран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать сразвитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представлениеслаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеифритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистскихбарьеров.
Практические принципы работыВТО.
В основе деятельности ВТО лежаттри международные соглашения, подписанные большинством государств, в том числеи Арменией, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральноесоглашение о торговле товарами (ГАТТ-General Agreement on Tariffs and Trade) вредакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС-GeneralAgreement on Trade Services) и Соглашение о торговых аспектах правинтеллектуальной собственности (ТРИПС-Agreement on Trade Related IntellectualProperty Rights). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всехстран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Выполнение соглашений ВТО, как правило,приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например,снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателямприобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорениюотечественных производителей, если они производят товары с высокойсебестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членампроводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу«прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствампредставляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Основные функции ВТО.
1.контроль за выполнениемтребований базовых соглашений ВТО;
2.создание условий дляпереговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономическихотношений;
3.урегулирование споров междугосударствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
4.контроль за политикойгосударств-членов ВТО в области международной торговли;
5.оказание помощи развивающимсястранам;
6.сотрудничество с другимимеждународными организациями.
Поскольку тексты соглашенийсоставляются и подписываются большим количеством стран, участвующих вовнешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны,вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашенияи контракты (включая те из них, которые были заключены после длительныхпереговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании.Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служитьсвоеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированиюспоров.
Практика международныхэкономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать вустановленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базеи обеспечивающим сторонам равные права и возможности.
Именнос этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательновключают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текстдоговоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «системаурегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечениибезопасности и предсказуемости мировой системы торговли».
Члены ВТО берут на себя обязательство непредпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушенийправил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамкахмногосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам ирешениям. Решения по спорным вопросам принимаются всемигосударствами-участниками обычно методом консенсуса, что являетсядополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархическихуровня.
Стратегическиерешения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, котораясобирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерскойконференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущейработы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составепредставителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегацийстран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа– по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральномусовету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; поограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам иадминистративным вопросам.
Генеральный совет ВТО действуеткак орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связис выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиямисоздавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждатьдоклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом,следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применениеответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частичноделегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархииВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету поторговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, всвою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашенийГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугамиосуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятсяКомитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональнымуслугам.
Совет по торговым аспектам правинтеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнениемсоглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международнойторговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, которыйбазируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляетГенеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, вотличие от подобных органов других международных организаций, не принимаетсамостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержкуразличным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказыватьтехническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговлии разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешенияспоров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Противоречия между странами-членами ВТО.
Хотя устав ВТО декларирует равноправие всехстран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречиямежду развитыми и развивающимися странами.
Развивающиеся страны обладаютдешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства«третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – преждевсего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищаясвою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт изразвивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины.Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиесястраны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют нарынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страныиспользуют против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистскойзащите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтомувзаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно труднымпроцессом.
ГЛАВА 2.
Перспективы экономического развития Республики Арменияпосле вступления в ВТО
Процесс вступления Армении в ВТО потребовал многолетних переговоров.Параллельно в многосторонними переговорами, в 1996 году Армения также проводиладвусторонние переговоры со странами-членами ВТО, которые проходили в 11 этапов.11 июня 2002 года Армянская сторона передала странам-участникам ВТО пакетдокументов, касающийся вступления Армении в эту организацию, а 11 декабря 2002года ВТО дала официальное согласие на вступление Армении в организацию.
По заявлению министра торговли и экономического развития Армении КаренаЧшмаритяна, вступление Армении во ВТО обеспечит дополнительный рост ВВП на1-4%. По его словам, членство Армении в ВТО приведет к притоку инвестиций,росту экспорта отечественной продукции и доступности мировых рынков. Как считаетминистр, это те элементы, которые обеспечат дополнительный экономический рост.
Что можноожидать от вступления Армении в ВТО?
· Торговля с 140 странами-членамиВТО будет использоваться в наиболее благоприятном режиме.
· Армения станет болеепривлекательной для прямых иностранных инвестиций.
· Кредитоспособность Армении какэкономически предскзуемой стрнаы с минимальныыми рисками возрастет.
· Армения, являясь членом ВТО,выиграет от возможностей и преимуществ от многосторонних переговоров,механизмов урегулирования споров и обсуждения торговой политики в рамкахорганизации.
· Страна будет защищена отпостоянно увеличивающегося лоббирования со стороны местных производителей,которые мало озабочены интересами мировой экономики.
· Интересы местных производителейбудут защищены более эффективно.
· Страна сможет избежать членства вболее ограниченных таможенных союзах
· Участие в ВТО будет содействоватьболее интенсивоной торговле и экономическим отношениям между Арменией и ЕС.
Вступление Армении в ВТО несет в себе для нашей республики не толькоэкономические выгоды, но и политические дивиденды. Прежде всего этим фактомАрмения со стороны порядка 150 стран — членов ВТО признается равноправнымделовым партнером, имеющим полную законодательную базу, соответствующую мировымстандартам. Ведь этот процесс охватывает не только налогово-таможенноезаконодательство, но и Конституцию РА, Гражданский и Уголовный кодексы, иинвестиционное, и антимонопольное законодательства, и защиту прав наинтеллектуальную собственность и т.д. и т.п. — весь комплекс законодательства,обеспечивающего, в частности, примерно равные права для резидентов инерезидентов. Кроме того, это своего рода рычаг для более активной интеграцииАрмении в мировой рынок. Армения в силу своих малых масштабов может эффективноразвиваться только при условии максимальной открытости внешнему миру. Оченьважно, чтобы ее ВВП рос именно за счет экономического обмена с остальным миром,как это происходит в странах с маленькими экономиками, таких, как Эстония. Какизвестно, экспортная квота товаров и услуг Эстонии составляет больше половиныее ВВП. Армения пока не вышла на этот уровень по объективным причинам,обусловленным блокадой со стороны Турции и Азербайджана. Блокада пока остаетсянеопровержимым фактом, который не будет ликвидирован даже несмотря на то, чтооба государства — Армения и Турции — на сегодня являются членами ВТО. Устав ВТОи Уругвайский раунд предусматривают неприменение правил ВТО для стран, имеющихполитические разногласия. И Турция этим правом воспользовалась, она заявила,что не будет применять в отношении Армении режима свободной торговли.
По требованию самой ВТО (именно как организации) Армениядолжна была принять Закон РА «О защите внутреннего рынка» иантидемпинговое законодательство. Этим преследуется цель защиты национальногопроизводителя, ведь в законе прямо сказано, что если импорт какой-нибудьпродукции наносит вред местному производству, то республика вправе применятьопределенные санкции — начиная от квотирования, лицензирования импорта доповышения на него заградительных пошлин. Причем там не указывается, сколько рази на сколько процентов, то есть введя какие-то санкции, держать их можно до8-10 лет — сколько государство найдет нужным. При этом, с другой стороны, четкопрописаны необходимые процедуры — с тем, чтобы государство не моглонеобоснованно, просто так препятствовать импорту. Таким образом, налицосбалансированное отношение как к защите национального производителя, так иинтересов зарубежных торговых партнеров в данной стране.
Нельзя отождествлять условиявступления и членства Армении в ВТО с другими странами — в частности с Россией.Все эти страны до сих пор имеют защитный механизм, встроенный в свое время дляпротекции именно своей экономики. Мы же еще в середине 90-х настольколиберализовали свою экономику, что экстраполировать те же российские реалии нанас попросту некорректно. Причем либерализация носила для нас объективныйхарактер, ведь, находясь в условиях блокады, с нашей стороны было бы неразумнои опрометчиво ставить новые границы и барьеры. Таким образом, мы вступаемсегодня в ВТО на условиях гораздо более протекционистских, нежели существующиху нас на практике еще с середины 90-х годов. И потом, кто сказал, что этиусловия — догма: если возникнет острая необходимость, то по согласованию состранами-членами ВТО те же пошлины можно поднять, причем даже выше оговореннойпри вступлении планки. Весь смысл пошлины в том и состоит, что она служитопределенным барьером, ограждающим нарождающиеся или слабые местныепроизводства от конкуренции ввозимой продукции. И сегодня на пути той продукциииз-за рубежа, местные аналоги которой еще недостаточно окрепли, но имеютпотенциал для развития, поставлены таможенные барьеры. Однако свой рынок, чтобыне развратить и не навредить своему же производителю, следует защищать умереннои лишь в течение того временного периода, который необходим для становлениятого или иного местного производства.
Другими последствиями членстваАрмении в ВТО является то, что Армения сможет быстрее преодолеть «застарелую болезнь»,заключающуюся в том, что, имея самые хорошие законы, мы плохо их применяем.Вступая же в ВТО, Армения принимает на себя обязательства не только иметь, но иприменять их в наши отношения. Кроме того, вступление в ВТО станет еще однойвозможностью пошире распахнуть ворота перед инвестициями в нашу страну. Этотфакт говорит сам за себя, служа для других однозначным позитивным сигналомтого, что в данной стране можно работать и иметь гарантированную прибыль.
Однако, вступление Армении в ВТО не означаетавтоматическую гармонизацию армянского законодательства с мировой экономикой иее стандартами. Недостаточно иметь Таможенный кодекс и комплекс налоговыхзаконов, которые не противоречат соглашениям ВТО. Этого мало, необходимоприменять эти законы в хозяйственной практике. Мы говорим, что Армения — членВТО, и она открыта для инвесторов. Но на деле инвесторы сталкиваются с массойпроблем. Применение международных норм торговли в Армении затруднено по разнымпричинам, хотя бы потому, что таможня рассматривается как источник пополненияказны. В принципе для инвестора не будет иметь значения членство Армении в ВТО:если потенциальный инвестор узнает о наличии каких-либо проблем на границе, тоон никогда сюда не придет. Он уйдет туда, где нет никакой неопределенности игде есть предсказуемость для его бизнеса. Поэтому в Армении необходимоустранить всякого рода административные препятствия. Если этого не сделать,эйфория от членства в ВТО может быстро пройти, а правительство останется с темиже нерешенными проблемами. Нужно работать над тем, чтобы возникла реальнаяхозяйственная выгода для экономики, чтобы можно было решить основные проблемы — сокращение уровня бедности и безработицы.
Глава 3.
Проблемы, связанныесо вступлением в ВТО и пути их решения.
В Армении втечение последних шести лет в результате блокады возникла ситуация такназываемого естественного протекционизма. Поэтому уже на первом этапе реформ встране сформировалось одно из наиболее либеральных законодательств по тарифномурегулированию внешней торговли, причем не только в рамках СНГ. Вхождение в ВТОпрактически никак не изменило тарифную политику Армении, потому что у настарифные ставки и так ниже предусмотренных нормами ВТО; средний тариф по Армениисоставляет 4%, в то время как по требованиям ВТО — около 8%. Таким образом,принципиально какого-либо улучшения внешнеторговых отношений, в частности,увеличения экспорта или уменьшения импорта не произойдет. воздействие можетпроявится в более долгосрочной перспективе, и уже через несколько лет нанекоторых рынках произойдут серьезные изменения и возникнут проблемы, к решениюкоторых Армения должна быть готова.
В первуюочередь это изменения на рынке труда. В связи со вступлением в ВТО Армения вынуждена принять основную систему трудовогозаконодательства, принятую в странах-членах ВТО, что может отразиться наэкономическом росте, и уже в конце прошлого года наше государство приняло Трудовой Кодекс,который уже соответствует международным стандартам, например согласно этомукодексу работа считается незаконной, если нету трудового договора междуработадателем и работником, то есть государство уже заставляет работадателям иработникам заключать договоры между собой. С одной стороны, это хорошо, так как наемныерабочие будут защищены на тех же условиях (продолжительность рабочего дня,условия оплаты, оплачиваемый отпуск и др.), на которых защищается труд во всехстранах-членах ВТО. С другой стороны, на определенном этапе это может привестик дополнительным расходам в экономике, к снижению производительности труда (итак находящейся на довольно низком уровне), снижению конкурентоспособностинашей продукции и как следствие — к замедлению экономического роста. И в связис этим Армения создала новый институт- Трудовая Инспекция, чтобы эти новыетрудности связанные с новым Трудовым Кодексом были разделены от НалоговойИнспекции, у которых и без того немало проблем. Я думаю что Армения направильном пути по отношению к институциональным реформам, это разделение поможетгосударству лучше следить за трудовыми отношениями в нашей стране. Правда ещегод полтора потребуется чтобы этот новый институт сформировался окончательно инашло свое место в нашей экономике. Еще окончательно не решено какие задачибудут поставлены на Трудовую Инспекцию, которые раньше были задачами НалоговоыхИнспекций и других институтов.
Другое направление — это защитаинтеллектуальной собственности. Армения в настоящее время пытается выйти нановый уровень в сфере новых и информационных технологий. Требования ВТО позащите интеллектуальной собственности для Армении имеют свои плюсы и минусы.Во-первых, они позволят нам защитить на внешних рынках интеллектуальнуюсобственность, созданную в Армении. Но в то же время и внешние производителибудут защищать свою собственность в Армении, и тут возникнут проблемы. Кактолько наши производители начнут самостоятельно выходить на внешние рынки сконкурентоспособной продукцией, естественно, возникнет вопрос об использованиив процессе разработки этих информационных и технологических продуктовинтеллектуальной собственности иностранных производителей. В случае, если этотинформационный продукт был разработан с применением пиратских программ, будутвводиться ограничения на его экспорт, т.е. произойдет снижениеконкурентоспособности нашей продукции в сфере информационных технологий,являющейся одной из приоритетных отраслей армянской экономики. Сегодня Арменияможет конкурировать на внешнем рынке в этой сфере во многом за счет дешевыхтехнологий, применяемых в производстве информационных продуктов.
Лицензированные программные продукты, используемые длячип-дизайна, или разработки информационных продуктов в области мобильной связии других областях очень дороги. Многие армянские компании после введения вдействие механизмов защиты иностранной интеллектуальной собственности окажутсяв очень затруднительном положении. Даже самый дешевый программный продукт«Windows» (100$) — с учетомпостоянно возрастающего числа компьютеров после введения механизмов защитыпоглотит значительную часть средств, выделяемых разработчиками на созданиепрограммных продуктов. Конечно, использование нелицензированных программ — пиратство, но многие развивающиеся страны обеспечивают таким образом своеразвитие.
Само собой разумеется, что любая собственность, в томчисле и интеллектуальная, должна быть защищена. Но игнорирование этой проблемыможет иметь серьезные последствия. Уже сегодня надо думать о том, как реальнооценить эту опасность, как сформировать, например, определенную системугосударственного дотирования или специальные фонды для финансирования подобныхзатрат. Если мы не найдем эффективного решения этой проблемы, стоимость нашихинформационных продуктов резко возрастет, что приведет к снижению ихконкурентоспособности на мировом рынке. И делать это надо сейчас, пока кАрмении еще не предъявляются серьезные требования по защите интеллектуальнойсобственности.
От решения этой проблемы может зависеть и то, по какомупути пойдет развитие информационных технологий в Армении. По так называемомуоффшорному, когда иностранные компании, в частности, американские размещают вразвивающихся странах (где себестоимость создания программных продуктов гораздониже, чем в развитых странах) разработку о