Реферат по предмету "Педагогика"


Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Содержание
 
Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессеознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогическойлитературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольниковсредствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольниковсредствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитаниядошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Введение
 
Изменения, произошедшие в Украине за последние десятилетия,обусловили переосмысление сущности нравственного воспитания, его места и роли вобщественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности»,одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, вчастности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.
В государственной национальной программе «Освiта» («Украïна ХХI століття») одним из основных принциповназвана национальная направленность образования, проявляющаяся в органическомсочетании национальной истории и традиций, сохранении и обогащении культурыукраинского народа. Реализация этого принципа связана с утверждениемприоритетов духовности, морали, патриотизма.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышеннойвосприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитываетв себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя дляэтого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражаниевзрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни вчеловеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным длянравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольниковзанимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин,С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный исоциальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему.Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание приэтом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живыморганом в историческом процессе народного развития, такое воспитаниеприобретает необычайно влиятельную силу на формирование национальногохарактера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздникахзанимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов,Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывнойсвязи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды ипраздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народадает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложилисьисторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость безизменений и символичность.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству,непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в нихнравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняютэмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируютэстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Народныеобряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольноговозраста».
Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядови праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детейдошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средствонравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определеныследующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды»,«традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольноговозраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их рольв нравственном воспитании дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— изучение и анализ научной иметодической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение педагогическогоопыта;
— наблюдение за деятельностьюдошкольников;
— классификация, систематизация и обобщение полученной информации.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из содержания,введения, двух разделов, выводов, списка используемых источников (36),приложений. Общий объем работы 38 страниц.
 
1. Проблема нравственного воспитаниядошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
 1.1 Анализпонятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщениядетей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течениемвремени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами иправилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими,принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения клюдям, природе, к себе.
В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается какодин из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленномформировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств иформировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствиис определенной идеологией [7].
Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание какцеленаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственныхчувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственныхмотивов и навыков поведения [21].
По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностнаяхарактеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность,честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность,коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [26].
С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считаетпоявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Ичем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых вобществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственностисо стороны окружающих [11].
В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включаетформирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычекповедения, нравственных представлений и мотивов поведения [8].
Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечнымиценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времениизменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога иребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении впроцессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействияпедагога и ребенка.
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственнойнаправленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь,а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитаниидетей тяжело или невозможно.
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – эторазвитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самомусебе, другим людям и видам деятельности [5]. Опыт нравственного поведениядошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется вразличных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание являетсяпроцессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка,и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, ксвоим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитанияформируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда[1].
В.Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственноевоспитание как активный целенаправленный процесс формирования моральногосознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых летжизни ребенка [18].
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны,он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, сдругой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах иотношениях.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостьюк социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя всечеловеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этогособственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражаниевзрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладетьэлементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот оченьдолог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.
Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественногосознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений,является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующихвзаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение,понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитываетих в духе принятых в обществе моральных законов [13].
По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социальногопроводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему,как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состояласьи прошла безболезненно [10].
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того,как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогическоговоздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы онопроходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будутскладываться представления о сущности нравственного качества, о егонеобходимости и о преимуществах овладения им. Таким образом, вырисовываетсямеханизм нравственного воспитания, отраженный в схеме 1.1.знания и представления
 + мотивы
 +чувства и отношения
 + навыки и привычки
 +поступки и поведение
 =нравственное качество
Схема 1.1. Механизм нравственного воспитания
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется приформировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главнаяособенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствиипринципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен ине может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носитгибкий характер: последовательность механизмов может меняться в зависимости отособенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объектавоспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важностиформирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольноговозраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщениязнаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужитблагоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачиформирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственныхпривычек и норм, практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, нонеобходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одногокомпонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняетсяв зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономическихфакторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых.Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачивоспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалычеловека. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребностиобщества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, товторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, иособенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Еще 30 лет назад задачи нравственного воспитания дошкольников былисгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений;формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия,умения и желание трудиться; развитие коллективизма. В современной педагогике существенныхпреобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительновбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждогоблока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится подсомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качествасовременного человека, практически не решается задача трудового воспитания,изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако внравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить ихнельзя. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств иметодов.
Таким образом, нравственное воспитание – это одна из формвоспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процессприобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
 1.2Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
Нравственноевоспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольниквходит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с доброми справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством,нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого.Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль,культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенканеобходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно вдетстве определяется направленность личности, появляются первые моральныеустановки, взгляды.
Помнению Т.И. Пониманской социальные условия определяют содержание инаправление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможностиобщественного окружения в процессе нравственного становления личности [21].Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашегообщественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтамвоспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержаниевоспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное егонаполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраставоспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающегомира.
Общественнаяжизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержаниенравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будетоставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также,что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения,нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но ипредвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когдасегодняшний малыш станет взрослым человеком.
Длятого чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и приняторебенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характерпедагогического воздействия определяется исходными позициями общества вотношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: длявсестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность какотдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу вцелом.
Длянравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизниребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, ккоторым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослыйсам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чемидеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Какутверждала С.А. Козлова содержание нравственного воспитания представляетсобой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразнойэнциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственныекачества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность,доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. [11].
Нравственныекачества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Патриотизмпорождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой коллективизм.Последний вытекает из чувства любви к своему народу. Нравственное сознаниеопределяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием инаходит отражение в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений,которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.
Первыенравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболееинтенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь,аккуратность, отзывчивость.
Нравственноесознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведениемпредставляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственныхпредставлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируютсяв нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности являетсянравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметьдостаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не можетбыть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность кморальным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывносвязано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека,его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральныхтребований общества и есть нравственный идеал.
Пословам С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно осуществляетсятолько как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческойморали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения сучетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостногопроцесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве еесознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек,общественно ценного поведения. Основополагающей базовой категориейнравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянногоэмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений ивзаимодействий [11].
Нравственныечувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявлениянравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения кмиру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единственравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить своинравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующуюпоследовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственноепереживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор ипринятие решений – волевой стимул –поступок. В жизненной практике, особенно вэкстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Детичасто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайнымрешениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы,случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов.Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуациичувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательныйвыбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется всознательном следовании нравственным принципам и в привычных формахнравственного поведения.
Ребенокпроходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешнимивлияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти квнутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством исознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. Напротяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управлениясобственным поведением.
По мнению В.Г. Нечаевой у дошкольника должно появитьсяжелание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивыдля приобретения соответствующего нравственного качества [18].
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое всвою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессуформированияличности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегосякачества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практическойреализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функциюобратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемогокачества.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить внесколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка,кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественныхсредств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственноговоспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральныхявлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально идоверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматриваютиллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работыхудожников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральныхпредставлений и воспитании чувств.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников являетсясобственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественнаядеятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функциюсредства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимопрежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение каксредство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировкипредставлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, вкоторой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью,любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенкаобстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, тоесть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет наформирование определенных нравственных качеств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Онадает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех,кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию уребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личностидетей многогранно и при соответствующей педагогической организации становитсязначимым средством воспитания чувств и поведении.
В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, отвозраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, отэтапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, илизакрепляем, или уже перевоспитываем).
1.3Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
По мнению А.М. Богуш одним из наиболее важных и эффективных средствнравственного воспитания являются обряды и праздники [4].
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являласьзабота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций,забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного,духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующимипоколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключаетсяв человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании сего стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именноцель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самыеразличные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогическоговоздействия на личность считается народная сказка. Украинские сказки отображаютмировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы,многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконичновыражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить своикорни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмогоколена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своейродословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.
Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплекснымформам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздникибыли настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только вхудожественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устоиукраинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающиеэстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогическиеэлементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.
В народной педагогике народные праздники и обряды считаютсясредствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они нетолько символически отображают и углубляют чувства человека, но и взначительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядовзаключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли,пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическоенастроение.
Уже в древнейших славянских летописях, в устном народномтворчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, чточеловек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество –нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиноймногих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество.Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведениемвыступает воспитание.
Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядови праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта,наследование духовного достояния украинского народа, достижение культурымежличностных и межнациональных отношений.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессеознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний онравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитаниенравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственныхидеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Содержанием нравственного воспитания детей является воспитаниелюбви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств,доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстнуюпомощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины,ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественномутруду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда исобственного достоинства.
В самой природе человека заложена необходимость органическогосочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. Встремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальнойактивности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.
Многообразные воспитательные функции народных праздниковобуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственноговоздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современнаясистема праздников – это своеобразное педагогическая система, котораяорганически связана со всей воспитательной работой в данной социальнойобщности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей,отражает их мировоззрение [27].
Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающуюв действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчетаколлектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленнуюпрограмму, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единстванарода. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современнойсистеме воспитательной работы.
Анализ опыта организации и проведение народных праздниковпозволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этойформы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельностилюдей, принцип дифференцированного подхода к участникам.
Для системы дошкольного воспитания немаловажное значениеимеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкуюсистему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собойконкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики какнауки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредствомцеленаправленной специально организованной системы воздействия.
Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздникапо мнению А.М. Богуш являются средства театрализации, позволяющиеобеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образноговоздействия на его участников, породить атмосферу торжественности,эстетического творчества [4]. Общение в условиях праздничной организациистановится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностямнарода. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не тольков процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в«сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Черезобщение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваиваетчеловеческие эмоции и формы поведения.
В целом можно выделить следующие функции народных праздников:развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную.Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительнойфункции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумеваетсяпедагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленнаяна духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретениеопределенной системы знаний, получение необходимой информации.
Выводы кпервому разделу
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщениядетей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы онопроходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будутскладываться представления о сущности нравственного качества, о егонеобходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появитьсяжелание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивыдля приобретения соответствующего нравственного качества.
Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды ипраздники. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которыесложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемостьбез изменений; символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует). Внародной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражениянастроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символическиотображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степениоблагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том,что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждаютэмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.
2. Организация работы по нравственномувоспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников 2.1 Содержание работы по нравственномувоспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Перспективная программа развития образования в Украине в XXI веке ориентирует педагоговпридерживаться принципа вариантности программ воспитания и обучения детей вдошкольном учреждении. Рассмотрим, как реализуются в действующих программахпринципы народности, ознакомление детей с историей, обрядами и праздникамиродного народа.
Программа «Малятко» [22] содержит раздел «Дитина i навколишнiй свiт», в котором определены темыознакомления детей с окружающим. На втором и третьем годах жизни авторыпредлагают три темы – «Моя семья», «Детский сад», «Труд взрослых». Во второймладшей и средней группах добавляются темы «Наша улица», «Родной город». Толькодетям старшей и подготовительной групп предлагается тема «Народоведение». Всоответствии с программой дети знакомятся с традициями украинского народа.
Раздел «Художественная литература» предусматривает широкоеознакомление детей с устным украинским народным творчеством с раннего детства.Разделы «Изобразительное искусство» и «В мире музыки» содержат задачиознакомления детей с украинским национальным искусством, народными промыслами,украинскими народными песнями, танцами, хороводами, играми, музыкой.
Региональная программа «Украïнське дошкілля» [30] содержитнемало народоведческих сведений в разделе «Родной край». Так, уже на четвертомгоду жизни дети знакомятся с домами и сооружениями, построенными в национальномстиле, с изделиями народных умельцев, с народными обычаями, праздниками,государственными символами. Детей старшего дошкольного возраста знакомят систорией Украины, советуют придерживаться древних украинских традиций. Такжедети старшего дошкольного возраста знакомятся с семейными отношениями,семейными традициями, обрядами и праздниками в Украине.
В программе «Дитина» [23] содержатся народоведческие задачи вразделе «Любій малечі – про цікаві речі». Материал раздела подан потематическому принципу. Это такие темы, как «Наш дитсадок», «Родина», «Культурародинних відносин», «Наш дім (квартира)», «Предмети побуту та вжитку», «У нашоïОксаночки таке хороше вбраннячко», «Смачного вам», «Золоті руки», «Вони живутьпоряд з нами», «У світлиці природи», «Мій рідний край», «Ми подорожуємо»,«Народна берегиня», «Свята».
В старшем дошкольном возрасте добавляются и конкретизируются ещетакие темы: «Про сталевих коней, килими-літаки і чоботи-бігунці», «Фольклорнісимволи».
В разделе «Чарівні фарби і талановиті пальчики» дети знакомятся скартинами украинских художников как классиков, так и современников, народнымдекоративным искусством, приобщаются к активной продуктивной деятельности. Так,по программе дети должны уметь лепить декоративные тарелки, подносы, миски,кувшины, кружки, подсвечники, обереги (в виде птиц, зверей, коней) споследующим раскрашиванием.
В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведениюиспользуются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира,родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, намузыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов. Фронтальные занятияпроводятся со всей группой детей. Групповые занятия (объединяют не более 10-15детей) проводят с каждой подгруппой отдельно. Это могут быть экскурсии,наблюдения, игры.
Индивидуально-групповые занятия объединяют от пяти до восьмидетей. Это разыгрывание малых жанров фольклора, заучивание потешек, стихов,считалок, скороговорок, пословиц. Индивидуальные занятия проводят с однимребенком (или тремя-четырьмя детьми) для закрепления или коррекции полученныхзнаний, умений и навыков.
Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный характер. Напротяжении занятия воспитатель использует разнообразные методы обучения:рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры,картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы,диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаютсяпрограммные задачи из разных разделов.
Тематика занятий
Младшая группа (четвертый год жизни): «Родная улица», «Улицадошкольного учреждения», «Дорожка домой», «Зелено-радостно вокруг», «Город(село) мой родной».
Средняя группа (пятый год жизни): «Путь к родным» (улицы, накоторых живут родственники), «По родным улицам», «Моя дорожка», «Дошкольноеучреждение», «Наш город», «Парки и скверы города», «Транспорт города», «Площадигорода», «Памятники города», «Где мы отдыхаем», «Что я знаю о своем городе(селе)?».
Старшая группа (шестой год жизни): «По улицам города», «Чем богатнаш город?», «Памятные места города (села)», «Моя Родина – Украина», «Путешествиепо Украине», «Мы – потомки запорожских казаков», «Легенда о трех братьях исестре» (история Киева), «Почему ты грустный, Богдан?» (легенда о БогданеХмельницком). Отдельные темы содержат как общетрадиционный материал, так ирегиональный.
Таким образом, сегодня для дошкольных учреждений нашегогосударства издано несколько разных программ, в которых реализуются принципынародности, региональности, краеведения по ознакомлению детей с родным краем,историей национальной культуры прошлого и настоящего.
 
2.2 Методыи приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народныхобрядов и праздников
Как известно, средство становится эффективным в сочетании садекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходык классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что дляклассификации методов исследователи определяют какое-то одно основание [11].Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации исамоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива,коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительноговзаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение,обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятиенапряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле ипоступку).
Выделяют две группы методов нравственного воспитания дошкольников:организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показдействия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждениекартин, иллюстраций).
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишьпри определенных условиях:
— любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающимребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – имладенческого, и дошкольного, и школьного;
— метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логическогозавершения;
— для использования метода должны быть заранее подготовленыусловия, средства;
— метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ковсем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убежденияможет превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;
— методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник недолжен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большоеискусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
— при подборе методов следует учитывать степень сложностиформируемого качества;
— проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможныерезультаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен вуспехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следуетотказаться;
— применение методов нравственного воспитания требует терпения итерпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзярассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливоповторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относитьсяк тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той формеи в том качестве, каких мы ожидаем;
— преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны бытьпрактические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
— методы применяются не изолировано, а в комплексе, вовзаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразноиспользовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст.
Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя имузыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно снебольшими группами детей на занятиях по разным разделам программынародоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздников и родители.
Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми наканунепраздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубжеосмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам иопределиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральныхпредставлений и чувств. Занятия по народоведению проводятся систематически вовсех возрастных группах (начиная с четвертого года жизни). Воспитатель имеетвозможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержаниюпредставления о том или другом событии, которое является основой праздника илидосуга. На занятиях воспитатель учит детей видеть и понимать его важность,исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации,дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этническихособенностей края, народа. Такую по содержанию работу воспитатель планирует восновном вместе с музыкальным работником в старших возрастных группах.Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средстваискусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода,как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие историческиекорни и неповторимый современный колорит и богатство.
Поэтическая образность веснянки, ее эстетическая направленностьдает возможность ребенку выделять этот вид жанра благодаря его видовымособенностям, средствам выразительности, которые часто повторяются.
В старшем дошкольном возрасте необходимо выделять региональныеособенности веснянок и других песен, что способствует элементарному пониманиюразных речевых средств выразительности и несет определенную речевую нагрузку,формирует представление об этнографической карте современной Украины.
В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяютсяпраздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влияниемна мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того, чтобы успешнорешить народоведческие задачи, воспитатель и музыкальный работник используютцелый комплекс учебно-воспитательных действий. Они включают, в частности,разные виды творчества: изобразительное – вышиванки, писанки, резьба по дереву,элементы отделки национальной одежды металлом, кожей; музыкальное – народнаяпесня, хоровод, игра; художественное слово – стихотворения, песни, заклички,прибаутки; устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки,приметы, легенды, поверья. Тут в неразрывной взаимосвязи может подаватьсяматериал из разных разделов программы, а не только из народоведения, могутсочетаться разные виды деятельности.
Большое значение для достижения успехов в проведении утренниковимеет проявление интереса к ним. Для этого организуют посещение театра ипросмотр спектаклей, обсуждение просмотренного с анализом игры актеров, иходежды, оформления сцены.
Если спектакли дети просматривают в дошкольном учреждении, можнопровести беседу с артистами об их работе. На музыкальных занятиях до проведенияутренника следует учить детей перевоплощению в настроение, душевное состояние,характер действующих лиц. Детей знакомят с характерными атрибутами. Вповседневной жизни можно планировать выполнение упражнений, например: исполнитьс разной интонацией песню Весны в зависимости от того, с кем она вступает вдиалог, воспроизвести встречу детей с разными гостями, которые пришли в «хату»на Пасху или на Рождество, воспроизвести голос хитрого зверя, показать, как ондвигается и другое.
Если младших детей интересует только участие в празднике и теэмоциональные минуты радости, которые они переживают от сюрпризов, то старшихдошкольников уже интересует качество выполнения ими действий каждого персонажа,красота и неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другогопраздника народоведческой направленности зависит в значительной мере от тогосодержания описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздниковв дошкольном учреждении должно быть выбрано календарно-обрядовое единствопраздника с минимальным религиозным звучанием.
В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды илиповерья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которыхиграют дети и взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий,которые создают канву праздника, допускать нельзя. Поэтому воспитателю имузыкальному работнику нужно выбирать доступные для понимания детей материал.
Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, –народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и историческиетематики – всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко ибыстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения,только с учетом продолжительности праздника.
Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической илирелигиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, котороеположено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как назанятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтенияпроизведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, наисторическую тему, следует использовать все средства выразительности.
После чтения или рассказа воспитателем легенд, поверий, былин илипроизведений детской литературы, дети пересказывают их для лучшего понимания изапоминания сюжета. Все усилия следует сосредоточить на специальных объясненияхдо наименьших деталей, чтобы донести до сознания детей полное звучание сюжета.Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своейисторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельныхтолкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративныйматериал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы идругое.
Следует расширять круг представлений детей путем использованиядругих источников – носителей народоведческой информации. Это наблюдения людейв реальной жизни мира природы, описание характерных особенностей вещей и ихфункционального назначения, объяснения и беседы с детьми про оберегиукраинского народа и другое. Главное место в работе воспитателя и музыкальногоработника отводится подготовке костюмов и атрибутов к каждому тематическомупразднику. Любой элемент костюма как для мальчика и девочки, так и длявзрослого имеет не только эстетичную, но и глубокую познавательную нагрузку.Потому их подбор с учетом тематической направленности сценария, региональных и общенародныхособенностей и традиций имеет особое значение для организации и проведенияпраздника.
Дети охотно принимают участие в изготовлении костюмов и ихатрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться ксодержанию тех произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснениюоберегов, обычаев и традиций украинского народа. Дети принимают активноеучастие в оформлении зала или групповой комнаты к празднику. Используя при этомвещи ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение иисполняют функцию оберегов, дети имеют возможность еще раз закрепитьпредставление о них, уточнить и конкретизировать приобретенные знания.
Так, готовя интерьер сельской хаты к Рождеству, пол выстилаютсоломой, на стол кладут пахучее сено, а в углу – сноп-дидух. Детям объясняют,что это должно напоминать о рождении сына Божьего, читая или напевая им:
Ми були у тій хатині,
Де Ісус лежить на сіні…
или:
По всьому світу стала новина:
Діва Марія сина родила,
Сіном притрусила,
В яслах положила…
Праздники народоведческой тематики важно проводить в дни, когдаони совпадают с обрядным календарем или после соответствующей даты.Особенностью праздников исторической и религиозной тематики является то, чтоони не должны предшествовать конкретной дате события. Как известно, ни одинпраздник в украинской народной обрядности не ограничивается одним днем,комплекс праздничных действий охватывает от трех до семи дней, что создаетблагоприятные условия для усиления переживаний детей, повторного ощущения праздничностисобытия, ее важности в жизни детей и взрослых.
В младшей и средних группах праздник длится до 30 минут.Особенностью их проведения является приобщение к сценарию старших детей(хорошо, если есть возможность использовать семейные отношения между детьми) иродителей, старших родственников.
В старших группах праздник может длиться 1-1,25 часа. Когда детиобъединены по разновозрастному принципу, младшие дети становятся зрителями, астаршие – активными исполнителями сценария.
Следует отметить, что украинский народ в своих обычаях и традицияхвсегда отводил детям особое место, и поэтому взрослые, особенно во времяпраздников, проявляли свою любовь и заботу к ним. Эти традиции необходимоподдерживать, отдавая детям все наилучшее. Например, в стихах к святому Николаючитаем:
Як живете, мої любі,
Діточки кохані?
Чи вчилися добре в школі,
Чи були слухняні?
Чи знаєте ви молитви,
Вірші, колядку? –
Хто розкаже, поспіває –
Подарунки знайду!
Или в обжинках осенью:
Чудо-диво зерно меле, зерно меле.
Сипле в міхи муку білу, муку білу.
Буде діткам хліб пшеничний
І галушечки варені, варені…
В дошкольном учреждении кроме праздников проводят еще досуг сэлементами украинской обрядности. Цель досуга – вызвать у детей бодрое, веселоенастроение, создать условия для выявления творческих способностей, чувстварадости и удовольствия от этого.
Досуг может быть разным по тематическому и функциональномуназначению. Украинская народная календарная обрядность предусматривает такойдосуг для детей дошкольного возраста: досуг взрослых для детей (без участияпоследних), досуг взрослых совместно с детьми, досуг детей одной возрастнойгруппы, досуг, который объединяет детей разного возраста.
Досуг взрослых для детей без их участия может организовываться покаждому циклу календарной обрядности для детей всех возрастных групп с разнымуровнем сложности сюжета (сценария). В таком типе досуга для детей младшего исреднего возраста взрослые веселят их, подавая интересный познавательныйматериал в непринужденной игровой форме.
Досуг, который проводится накануне Пасхальных праздников, можетбыть полностью посвящен писанке, а сценарий можно разнообразить малымифольклорными произведениями, такими, как загадки, стихотворения, пословицы.
Наибольший интерес имеет для детей досуг, который проводят взрослыедля детей по случаю праздника, например «Рождественский вертеп». Этотеатрализованное действие имеет глубокое познавательное значение. Оно вводитдетей в мир сложных исторических и религиозных событий, которые в младшей исредней группах превышают по своему содержанию возможности самостоятельногопознания детей.
Наибольшую ценность имеет досуг, который проводится при активномучастии детей разных возрастных групп. Например, досуг «А уже весна», которыйпроводится на площадке дошкольного учреждения. Из взрослых в этом праздникеможет принимать участие воспитатель – одна из ведущих, и ребенок старшегодошкольного возраста.
Досуг, который организовывается самими детьми, может проводитьсяисключительно по их инициативе. Концерты любимых песен, устного народноготворчества, вечера народных танцев, игр, забав приносят детям особую радость.Задание воспитателя заключается в том, чтобы подобрать для детейсоответствующее музыкальное сопровождение, атрибуты, костюмы. Участие самихдетей в этих приготовлениях аналогично их участию в празднике.
Особое место имеет досуг с использованием музыкальныхинструментов. Такой досуг предусматривает систематическую работу с детьми назанятиях, в кружках и творческих студиях с целью овладения игрой на музыкальныхинструментах.
Организуя досуг, воспитатель должен развивать самостоятельностьдетей. В младшей группе это проявляется в том, что дети отвечают на вопросывоспитателя, подают отдельные реплики, хлопают в ладони, когда это нужно,подпевают знакомой песне, мелодии.
Детей средней группы включают в подготовку досуга. Воспитательможет поручить им подобрать нужные игрушки для театрализованного действия,атрибуты, обновить костюмы или их элементы для кукол и для себя. Воспитательможет привлекать детей к составлению сценария досуга, программы концерта.Например, воспитатель сообщает детям о том, что будет концерт на тему «Летокрасное». Какие произведения они хотели бы включить в его программу? Или,например, на известном детям фольклорном материале проводится досуг «Ой наИвана, ой на Купала» на территории дошкольного учреждения. Заранее взрослыеприносят какое-то пригодное полено. Это Купайло. Вокруг него обметают землю,кладут связки чебреца, мяты, ветки украшают васильками, бархатцами. На самыйверх ставят венки из калины и барвинка. Девушки также надевают венки,становятся вокруг вербы, берутся за руки и начинают водить хороводы. Посценарию дети самостоятельно группируются в хороводы, игры, становятся в группы,исполняя разные любимые песни, читают произведения детского фольклора напамять. Воспитатель не должен ограничивать творчество детей.
Подготовка досуга зависит от его содержания. Вечерницы, народныеобряды и действия могут проводиться без предварительной подготовки, сразу послепраздника, когда в памяти сохранились его любимые фрагменты и дети хотят ихповторить для того, чтобы еще раз получить удовольствие.
Другие виды досуга требуют продолжительной и тщательной подготовкирепертуара, определенного времени для понимания его содержания, для работы сдетьми как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Досуг, который не требует специальной подготовки и идет послепраздничных утренников, можно планировать и проводить каждую неделю, а болеесложные развлечения комплексного содержания, для которых необходимапредварительная подготовка, проводятся один раз в полтора месяца, принимая вовнимание даты обрядового календаря.
На отдельное место в системе праздников и досуга в дошкольномучреждении необходимо вынести праздник Матери. Он не являетсякалендарно-обрядовым, но празднуется по традиции в первое воскресенье мая.
До 1939 года праздник Матери праздновали в Украине какобщенародный. Поскольку в Украине мать всегда была в большом почтении какпродолжательница рода и как хранительница домашнего очага, ее праздник отмечали в кругу семьи. Сейчас праздник Матери возродилсясовместно с возрождением украинских национальных традиций. Зал нужно украсить втрадициях жилой комнаты с особенностями украинского интерьера: вышитымирушниками, керамической посудой, вязанками трав-оберегов, изображением БожьейМатери. Праздник матери следует проводить на языке родной матери.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения такой праздникможно проводить под всеохватывающим названием «Почему мы мать называемсвятой…». Проводить его следует во всех возрастных группах, подбираясоответствующий фактический материал.
Таким образом, проведение праздника – это естественный итогсовместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает всебя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий.От воспитателей дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народномкалендаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.
Выводы ковторому разделу
В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведениюиспользуются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира,родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, намузыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов.
Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный характер. Напротяжении занятия воспитатель использует разнообразные методы обучения:рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры,картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы,диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаютсяпрограммные задачи из разных разделов.
Проведение праздников требует серьезной подготовки воспитателя имузыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно снебольшими группами детей на занятиях по разным разделам программынародоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздника и родители.Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогаетвызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемыйматериал, сделать морально-эстетические выводы и определиться в отношении кним, то есть заложить основы моральных представлений и чувств.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие обобщающиевыводы:
1. Нравственное воспитание – это целенаправленный процессприобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение вличности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированыэти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоевнаблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Обряды – это совокупность установленных обычаем символических,определенных традицией условных действий, направленных на оформлениеопределенных событий в жизни людей, приуроченных к отдельным этапам трудовойдеятельности, а также к отмечанию времен года. Традиции – опыт, обычаи,взгляды, вкусы, нормы поведения, которые сложились исторически и передаются изпоколения в поколение.
2. Особенностями нравственного воспитания детей дошкольноговозраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладеваетпринятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений,присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формывзаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.
3. Главной целью нравственного воспитания на основе народныхобрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственногоопыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культурымежличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитаниядошкольников – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах иправилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностейи отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений,стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Многообразные воспитательные функции народных праздниковобуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственноговоздействия в системе воспитания. Современная система праздников – этосвоеобразное педагогическая система, которая органически связана со всейвоспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечиваетпостоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Списокиспользованных источников
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И.А. Каироваи канд. пед. Наук О.С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.:«Просвещение», 1975. – 320 с.
2. Артемова Л.В. Історіяпедагогіки України: Підручник. — К.: Либідь, 2006.– 424 с.
3. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников кречевому общению.// Дошкольное воспитание.2007, №3. – С. 113-115.
4. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське народознавство в дошкільному закладі: Навч. посіб. –2-ге вид., переробл. і допов. – К.: Вища шк., 2002. – 407 с.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П.,Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.:Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
7. Гончаренко С. Украïнський педагогічний словник. – К.:Либідь, 1997. – 376 с.
8. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Подред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.– М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
9. Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком-дошкольникомлитературного произведения.// Избр. психологические труды. – М.: Просвещение,1986. – 357 с.
10. Ковальчук О.В.Українське народознавство. – К.: Знання, 1994 – 378с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
12. Кукушин В.С. Этнопедагогика.Учебное пособие. – М.: Издательство Московського психолого – соціальногоинститута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.
13. Латышина Д.И. Историяпедагогіки (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие.- М.:Гардарики, 2006. – 603 с.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика:Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателейИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.
15. Любар О.О., Стельмахлвич М.Г.,Федоренко Д.Т. Історія української школи і педагогіки: Навч. посіб. – К.:Знання, 2006. – 447 с.
16. Лавриненко Н. Этнопедагогика.// Дошкольное воспитание. 2006. – №12. – С. 111-119.
17. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитаниедетей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственнойпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
18. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевойи Т.А. Марковой: изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
19. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенкои др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2002. – 192 с.
20. Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям.// Дошкольное воспитание. 2000, №12. — С. 68-71.
21. Поніманська Т.І. Дошкільнапедагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів.- К.:«Академвидав», 2004. — 456 с. (Альма – матер).
22. Програма виховання дітейдошкільного віку «Малятко». – К.: Педагогічна думка, 1999. – 286 с.
23. Програма виховання інавчання дітей дошкільного віку «Дитина». – К.: Освіта, 2004. – 268 с.
24. Русова С. Нові методидошкільного виховання. – Прага, 1927.
25. Скуратівський В. Берегиня.– К.: Либідь, 1987. – с. 101
26. Слестенин В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 4-е изд., стереотип. – М.:«Академия», 2005. – 576 с.
27. Стельмахович М.Г. Народнапедагогіка. – К.: Знання, 1985. – 327 с.
28. Сухомлинский В.О. Рокидитинства// Твори: В 6т. – К., 1977. – Т.3.
29. Туранина Н. Формированиеэтнокультурной компетентности дошкільника.// Дошкольное воспитание. 2006, №8. –с. 41.
30. Украïнське дошкілля. Програма виховання дітей у дитячомусадку. – Л.: Проман, 1991. – 347 с.
31. Українські народні казки. –К.: Веселка, 1990. – 347 с.
32. Українське народознавство: навч. посіб./ За ред. Павлюка С.П.;Передмова Жулинського М.Г. – 3-тє вид., випр. – К.: Знання, 2006. — 568 с.
33. Полищук Н.Г., Пономарев Р.В. Украинцы. – М.: Наука,2000. — 535 с.
34. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. –3-е изд. – М.: Просвещение, 1972. – 289 с.
35. Франко І. Коли ще звіріговорили: Казки для дітей// Повне зібр. творів: У 50 т.- Т. 20.
36. Яницька О.Ю. Українськінародні рухливі ігри для дітей старшого дошкільного віку. – Рівне, 1992. – 112 с.

Приложение А
 
Сценарий рождественской сказки для детей4-6 лет
«ЧУДО ДЛЯ НАСТИ»
Действующие лица: Настя, Дружок, мышка, лиса, волк, зайчик, лесник, крестная, Ангел.
Сказочница: Вы, наверное, знаете,что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем вам одну чудесную историю.Помните ли вы девочку Настеньку? Жила она в маленьком домике на опушке леса, ас ней – пес Дружок. Была Настя доброй и трудолюбивой девочкой, дружила слесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не грустить, хотя однойдевочке в лесу жилось нелегко. И вот однажды в праздник Рождества послушайте,что произошло…
Сцена 1
(Домик Насти. Выходит Дружок.)
Дружок: Семечек и крошек
Насыплю я в кормушку,
Будет очень рада
Мышка-норушка.
(Выбегает Мышка.)
Мышка: Спасибо, Дружок!
Поздравляю с Рождеством!
Что же, песик, ты невесел?
Что головушку повесил?
Дружок: Все у нас в порядке,
В домике нарядно,
Угощенье все готово…
Мышка: Может, Настя нездорова?
Дружок: Нет, она старается,
Шутит, улыбается,
Но подумайте – одной
Грустно в праздник ей такой!
К ней людей позвать бы надо!
Настенька гостям так рада!
Мышка: Побежим скорее в лес,
Встретимся со зверями.
Может быть, придумаем
Что-нибудь с друзьями.
Сцена 2
(Лес. Мышка и Дружок осматриваются.)
Дружок: Где же их искать?
(С другой стороны кулис выбегают Лиса и Волк, они ведут за рукуЗайчика).
Волк: Мой заяц!
Лиса: Нет, мой!
Мышка и Дружок: Отпуститеего!
Дружок: Разве вы не знаете, чтосегодня праздник –
Господь Иисус Христос родился!
Лиса: Что же мы с тобою, Волк,сейчас творим?
Сами-то красивые речи говорим…
Волк: А дошло до дела – забылипро слова,
Дракою встречаем праздник Рождества…
Лиса и Волк: Прости нас, Зайка! (кланяются)
Мышка: Наша Настенька грустна,
В домике совсем одна.
Дружок: Что нам делать, как намбыть,
Настю как развеселить?
Волк: В эту ночь, идет молва,
Люди елку наряжают,
И под елочкой справляют
Светлый праздник Рождества.
Лиса: А давайте попросим Лесника,пусть он елочку Насте принесет!
Все: Давайте! Пойдем к Леснику! (уходят)
Сцена 3
(Домик Насти. Выходит грустная Настя в теплой шали.)
Настя: От лунного света искритсяснежок,
Как зимняя ночь холодна!
Куда подевался мой верный Дружок?
Осталась я в доме одна.
Но ночью молитва для Бога слышней,
И я в тишине помолюсь.
О Господи, ты исцели поскорей
Крёстную маму мою!
Как долго, как долго болеет она,
Но Ты не велишь унывать.
Прошу я о милости к крёстной моей,
Молюсь и опять, и опять…
(Появляются Дружок, Мышка, Лиса, Зайчик и Волк.)
Лиса: Здравствуй, Настенька!
Вместе: С Рождеством Христовым!
Настя: Здравствуйте, здравствуйте,гости дорогие!
Вместе: Поздравляем с праздником!
(Появляется Лесник.)
Вместе: Лесник пришел!
Лесник: Какое тут веселье! Мояелочка будет как раз кстати! (дарит Насте елочку) С РождествомХристовым!
Настя (кланяется): Спасибо, дядюшка Лесник!
Сегодня такая удивительная ночь!
Столько гостей! Вот бы еще крестная
выздоровела… Мы бы жить стали с ней вместе …
Лесник: Что ж, Господу всевозможно. Пусть будет во всем святая воля Его!
(Торжественная музыка. Появляется Ангел, он ведет Крестную.)
Настя: Крестная!
Крестная (обнимает Настю): Настенька!
Нет больше горя – скрылось оно навсегда.
Чудо свершилось – исчезли болезнь и беда.
Будем мы помнить эту чудесную ночь –
В тело земное нынче облекся Господь!
(Все участники поют Рождественскую песенку на мотив песенки измультфильма “Лесная сказка”: Елочка, елка, лесной аромат, / Очень ей нуженкрасивый наряд…).
Рождественская песенка
В небе высоком сияет звезда
Все приходите к нам в гости сюда.
Ведь в этот вечер ликует народ –
Сын Божий, Спаситель, на землю идет,
на землю идет!
К тем, кто трудился и другу помог,
Праздник веселый шагнет на порог.
Ведь в этот вечер Младенец Христос
Каждому, каждому радость принес, радость принес!
Чудо свершилось, день светлый пришел,
И в каждом сердце он радость нашел.
Ведь в этот вечер ликует народ –
Сын Божий, Спаситель, на землю идет, на землю идет!

Сценарий сказки для детей 6-7 лет
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА»
Действующие лица: сказочница,1-я звезда,2-я звезда, 3-я звезда, елочка, медведь, белочка, зайчик, волк, 1-й Ангел, 2-йАнгел.
Сцена 1
Под музыку для вступления выходит 1-й Ангел.
1-й Ангел: Рождество Христововесь мир празднует.
Взрослые и дети поют радостно:
Всему свету во спасение
Бог родился в Вифлееме!
Сказочница: Вот и наступилпраздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома –лампады, а на небе – … звезды! Если тихонько посидеть и послушать, то можноуслышать, о чем же говорят звезды в Рождественскую ночь…
Сцена 2
Музыка для Звезд. На сцене Звездочки кружатся под музыку.
1-я Звезда: Великое чудо в ту ночьсовершилось:
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
2-я Звезда: Поверье в народе давносуществует,
Что в тихую ночь Рождества
Все звери лесные вражду забывают,
И мир наступает – все в память Христа!
Сказочница: Поглядите, звездочки –Волк идет!
Музыка для Волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.
Волк: Ночью холодной
Ходит волк голодный,
Поднимает дыбом шерсть,
Ищет он, кого бы съесть.
Музыка для ночи.
Волк: Какая красивая ночь, дажеесть никого не хочется!
1-я Звезда: Это потому чтопраздник – Рождество!
Сказочница: Удивился волк, сел поделочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.
Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.
Белочка: Вот опять пришла зима,
Но не для потехи
Прячет белка в закрома
Шишки и орехи.
(замечает Волка)
Ой-ой-ой! Волк!
(закрывается лапками)
Волк: Не бойся, белка, я тебя нетрону.
2-я Звезда: Праздник сегодня –Христос родился!
И небо, и земля – все радуется!
Сказочница: Села Белочка рядом сВолком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…
(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)
Медведь: Я в берлоге сплю зимой
Под большущею сосной.
Лишь когда придет весна,
Просыпаюсь ото сна.
Что за шум? Почему меня разбудили?
Белочка: Радость у нас, Медведушка.Христос родился!
Сказочница: Понял тогда Медведь,почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?
(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)
Зайчик: В лесу недолго до беды,
Но заяц не простак.
Могу запутать я следы:
Вот так, вот так, вот так!
(видит Волка, пугается)
Ой, боюсь!
Медведь: Не бойся, Волк тебя нетронет. Сегодня праздник – Рождество!
Зайчик: А что такое Рождество?
3-я Звезда: Прислушайтесь, поетзвезда!
Спешите все туда, туда,
Где на соломе, средь яслей,
Родился Тот, кто всех светлей,
Кто всех прекрасней и мудрей –
Спаситель мира, царь царей!
Все: Пойдемте, пойдемте!
(Музыка, звери идут друг за другом.)
Сказочница: И решили звери пойтипоклониться Божественному Младенцу. Да только выяснилось, что на такой праздникони идут без подарка!
Белочка: У меня только сушеные грибыда шишки!
Волк: А у меня только лапы ихвост!
Медведь: Было бы лето – набрали быцветов и ягод. А сейчас кругом снег, и деревья голые стоят…
Сцена 3
(Появляется Елочка.)
Елочка: Может быть, я вампригожусь? Я — единственное зеленое дерево в лесу.
Сказочница: И правда, может,Елочку подарите?
(Все подходят к Елочке, трогают.)
Все: Она же совсем колючая!
Елочка: Что же нам делать?
(Музыка: тропарь Рождества. Выходит 2-й Ангел)
2-й Ангел: Не огорчайтесь! Завашу доброту Господь украсит эту Елочку, и вы сможете подарить ее МладенцуХристу!
(Музыка для Звезд, например, “Вальс цветов”.)
Звездочки, летите!
(Звездочки под музыку украшают Елочку.)
Все: Ах, какая красивая, какаянарядная!
(Водят хоровод и поют “Маленькой елочке…” Потом все, кроме Елочкии Сказочницы, уходят за свечами.)
Сцена 4
Елочка: Но вдруг блеснули,зажигаясь,
На елке бриллианты звезд.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию, Христос.
Сказочница: И с этих пор Христовойелкой
Она зовется у людей.
И блещут скромные иголки
В огне Рождественских свечей!
(Выходят дети со свечами и поют песню Рождественских свечей.)
Мы маленькие свечи,
Но можем мы светить,
И свет Господней речи
Другим сердцам явить.
Припев:
Свет, свет, свет,
Светит наш.
Свет, свет, свет,
Светит наш.
И в этот дивный вечер
Бог дарует нам честь:
Гореть, неся по свету
Рождественскую весть.
Припев.

Приложение Б
Народные игры
«Калина»
Дети стоят в кругу и поют песню:
Ой на горі калина,
Під горою малина,
Ой так, на горі калина,
Ой так, під горою малина.
Там зійшлася дітвора,
Танцювати почала,
Ой так, там зійшлася дітвора,
Ой так, танцювати почала.
На слова первого ряда дети триждыхлопают в ладони. На слова «Під горою малина» они приседают, снова хлопают в ладони (передколенями). На слова «Ой так, на горікалина» топают одной ногой (трижды), а на слова «Ой так,пiд гороюмалина» поворачиваются налево вокруг себя. На слова «Там зійшлася дітвора» детиделают четыре шага вперед, уменьшая круг; на слова «Танцювати почала» делаютчетыре шага назад, увеличивая круг. На слова «Ой так, там зійшлася дітвора» топаютвторой ногой (трижды), а на слова «Ой так, танцювати почала» поворачиваютсянаправо вокруг себя.
«Ой у перепілки…»
Дети стоят в кругу, слегкарасставив ноги, руки опущены вдоль тела. Один ребенок внутри круга – этоперепелка.
На слова «Ой у перепілки таголівка болить» все дети вместе своспитателем поднимают руки вверх и дотрагиваются пальцами рук к голове сбоку,а на слова «та голівка болить» опускают руки вдоль тела.
На припев:
Тут була, тут перепілочка,
Тут була, сизокрилая
дети беруться за руки и идут по кругувлево, а перепелка – вправо или делает шаг на месте. На последние слова всеостанавливаются. На слова:
Ой у перепілочки та колінцяболять,
Та колінця болять
все дети наклоняются вперед. На слова «колінця» ладонями касаются колен, ана слово «болять» — выпрямляются. На припев «Тут була…» дети берутся за руки иидут по кругу вправо. На слово припева «сизокрилая» останавливаются.
Воспитатель продолжает:
Ой у перепілочки крильця неболять,
Крильця не болять…
Все дети поднимают руки в стороныи на слова «не болять…» опускают их вниз.
На слова «Пташки знялися й полетіли» все дети бегут по кругу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.