Государственное образовательное учреждение Омскойобласти
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области»
Кафедра воспитания и дополнительного образования
Педагогическая поддержка ребенка, находящегося втрудной жизненной ситуации.
Выполнила: Емченко О.И.
социальный педагог
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврический район
Омской области
Руководитель: Гундырева Н.Л.
к.п.н.
старший преподаватель
кафедры воспитания и
дополнительного образования
Омск 2006г.
Введение
I.Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
1.1.Политика государства о необходимости педагогической поддержки…………………………………………………………………6-12стр.
1.2.Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки…………………………..………………………………….12-15стр.
II.Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогическойподдержки в социально-педагогической деятельности …………..……………………………………………………………….15-23тр.
Литература…………...………………………………………………… 24стр.
Введение
Всовременный период развития общества приходится констатировать небывалыйдинамизм всей социальной жизни, для которого характерны, с одной стороны, интегративныепроцессы (развитие технико- технологических систем, информационно-коммуникативных средств и т.д.), сближение людей, а с другой – наблюдаетсяизоляция, автономизация человека.
Проблемы,стоящие перед человеком, напряженность жизни, высокая степень динамичноститребуют как повышения активности, так и инициативы, самостоятельности,ответственности.
Всвязи с этим современная социальная ситуация выдвинула на передний планкомпонент осмысления жизни как таковой и осмысления вечных проблем жизни,стоящих перед каждым новым поколением и перед каждым отдельным человеком итребующих индивидуального решения вне зависимости от решения, произведенногообщечеловеческой мыслью, отраженной в аккумуляторах культуры.
Сегодняв условиях сложного этапа социального развития, распада семейного воспитаниявозрастает значимость педагогической поддержки ребенка. Изменяется парадигмавзаимоотношений педагога с детьми: вместо «ученик- учитель », рождается парадигма«человек- человек».
Педагогическаяподдержка – процесс совместного с ребенком определения егособственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий,мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигатьжелаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Выбортемы определяется необходимостью оказания помощи школьнику в затруднительнойситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственныепроблемы и справляться с повседневными трудностями, и такую помощь может идолжен оказать в первую очередь социальный педагог.
Цельисследования – Выявить наиболее эффективные всоциально- педагогической деятельности приемы и способы педагогическойподдержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Задачиисследования:
1. Обоснованиевыбора темы исследования.
2. Изучениенаучной, педагогической, психологической литературы по теме «Педагогическаяподдержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации ».
3.Систематизация и отбор в социально- педагогической деятельности приемов испособов педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненнойситуации.
I.Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
Впоследние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остаетсядостаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также впсихологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания.
Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудахБ.Г.Ананьева, О.А.Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И.Божович, И.А.Зимней,И.А.Малашихиной, С.Л.Рубинштейна и др. Общие вопросы становления и развитиясоциально- педагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудахА.И.Акуловой, Н.Е.Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В.Васильковой,М.А.Галагузовой, В.Н.Гурова, И.Н. Закатовой, П.А.Шептенко и др.
Проблемыпсихолого- педагогической поддержки в процессе воспитания и формированияличности ребенка, в том числе и детей- сирот, раскрыты в исследованияхО.С.Газмана, А.В.Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я.Олифиренко, Л.К.Сидоровой и др.Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С.Газманом в 1995 году.
Вконце 80-х годов О.С.Газман проводит анализ ситуации, складывающейся ввоспитании в переходный период, и выдвигает ряд идей относительно базовойкультуры личности. Он доказывал, что есть такие основания, которые остаютсянеизменными, независимыми от социальной и политической конъюктуры. Этиоснования в первую очередь связаны со способностью личности самоопределяются влюбой ситуации жизнедеятельности. Причем О.С. Газман не отождествляетсамоопределение с адаптацией.
Вто время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным ибезнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность передподрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудныйпериод самоопределения.
Вместес тем, анализ литературы подтверждает, что эта проблема еще недостаточноизучена.
1.1.Социальная политика государства о необходимости педагогической поддержки.
Акакова же политика государства и общества в области воспитания ?
Вусловиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементыфункционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационныхпроцессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личнаяи социальная жизнедеятельность).
Всовременном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественныхформаций, утверждаются следующие тенденции:
— становление социального образования и социального воспитания;
— расширение круга социальных институтов воспитания (школа, общественныеобъединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; церковь;политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культурыи отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры;фонды и различные специализированные службы);
— повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния научащегося ;
— все более широкое использование в практике средового подхода к построениювоспитательных систем и пространств общеобразовательных школ;
— увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых дляних специальностей: социальных педагогов, педагогов- психологов, социологов ит.д.
Этии другие обстоятельства являются отражением утверждения социально-педагогической парадигмы воспитания.
Базовымиидеями развития воспитания в рамках социально- педагогической парадигмы являются:идея социально- педагогической солидарности, идея социального партнерства; идеямежсекторного взаимодействия, идея проектирования и построения педагогическицелесообразных отношений в социуме и некоторые другие, которые специфическипроявляются в функционировании современных образовательных учреждений.
Всвязи с утверждением этих идей ученые и практики все чаще ставят вопрос овключении в понятие «воспитание »таких сторон взаимодействия воспитателя ивоспитанника, которые ранее почти не рассматривались. Речь идет о педагогическойи социально- педагогической помощи ему в решении повседневных проблем.
Содержаниеи технология названных видов деятельности в настоящее время активноразрабатываются и применяются в практике работы социального педагога.
Социально-педагогическая парадигма начинает учитываться при выработке политикигосударства и общества в области воспитания. Несмотря на отсутствие всловарно- справочной литературе и нормативных документах определений термина«политика в области воспитания», социально- педагогическая практика диктуетпоиск ответов на вопросы о ее содержании и задачах, специфике и способахреализации применительно к различным социальным институтам и на других уровнях еереализации как в историко – педагогическом ракурсе, так и в современныхусловиях.
Содержаниесоциальной политики в области воспитания детей проявляется в комплексепрактических мер по реализации ее основных направлений. Оно отражено в целомряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Обобразовании», основных направлениях социально- экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программесоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2003- 2005гг.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации,Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., федеральных целевых программах «Молодежь России »(2001- 2005 гг.), «Дети России»(2003-2006гг.) и других документах.
Государственнаясоциальная политика в области воспитания детей представляет собойсистематическую и целенаправленную деятельность государственных органов поосуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфическойчасти социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностьюдетей и направленной на реализацию основных прав и законных интересов ребенка вРоссийской Федерации, формирование у подрастающего поколения качествгражданина- патриота на основе комплекса мер непосредственного иопосредованного воспитательного воздействия ( А.К. Быков).
Государственнаясоциальная политика в области воспитания детей имеет целью создание реальныхпредпосылок для стабилизации и обеспечения положительной динамики в реализации правдетей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное исоциальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации имеждународными обязательствами.
Ведущимизадачами государственной социальной политики в области воспитания детейвыступают: соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущениеих дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей,а также восстановление их прав в случае нарушений; обеспечение благоприятных нормативных,экономических и иных условий для духовно- нравственного, физического,интеллектуального и психического развития детей, воспитания патриотизма игражданственности, а также самореализации личности в социуме.
Косновным принципам функционирования государственной социальной политики вобласти воспитания детей относятся принципы: системности; планомерности,комплексного сочетания мер непосредственного и опосредованного воспитательноговоздействия; адресности мер социальной поддержки групп детей; приоритетностиреализации международных обязательств в области защиты прав детей; социальнойсправедливости; единства экономической, научной и правовой базы осуществления социальнойполитики в области воспитания детей; правовой регламентированности практическихмер и др.
Вместес тем государственная социальная политика в области воспитания детейреализуется посредством определенной стратегии воспитания (И.А.Зимняя). Естественно,что невозможно выделить единственную и действенную во всех условиях стратегиювоспитания учащихся общеобразовательных школ. Чаще всего под стратегией воспитанияпонимают комплекс мер, реализация которых обеспечивает единое направлениевоспитательных воздействий, оказываемых субъектами воспитания и социальнойсредой в целом и на каждого человека. В современных условиях развития страны,которые характеризуются высокой степенью неопределенности и противоречивостью,разработка и уточнение стратегии воспитания становятся важной политической исоциально- педагогической задачей.
Учитываяупрочение социально- педагогической парадигмы как методологической основы прирассмотрении различных сторон общественного развития, включая областьобразования, будет правомерным определить общую стратегию воспитания каксоциально- педагогическую стратегию.
Даннаястратегия воспитания учитывает личностные и средовые факторы воспитания;
предусматриваетпозитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности ивоспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;
— объединяет в себе (в качестве «реализаторов » стратегии ) педагогические кадрывсех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогическихинститутов;
— соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения игармонизации ;
— предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и насовокупность его отношений, на его социум ;
— переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с динамичноменяющейся социальной средой;
— органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути егоразвития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.
Сутьсоциально- педагогической стратегии воспитания заключается в комплексированиивоспитательных воздействий на человека и среду его обитания; в придании этимвоздействиям непротиворечивого характера и позитивной направленности; всоздании необходимых условий, обеспечивающих гуманистическое содержаниепроцесса развития личности учащегося и совершенствования в этом направлениисоциальной среды.
Главнаяидея общей социально- педагогической стратегии воспитания заключается вгармонизации взаимодействия воспитанника с социальной средой.
1. Стратегия социального развития личности.Ее суть заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельностиразвивается не только физически, психически, но и социально; причем все видыего развития проявляются в его социальном взаимодействии, во взаимодействии ссоциумом в узком смысле слова, а в широком – с обществом в целом. качествоэтого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное ) и есть результатвоспитания. Социальное развитие обусловлено процессами социального становления; социального закаливания(М.И.Рожков); формирования или восстановленияжизненных сил (С.И.Григорьев); социального формирования и т.д.социальноеразвитие означает динамические изменения в социальном статусе и социальной роличеловека, в его личной и социальной жизнедеятельности. Применительно к школеоно обеспечивает взаимосвязь жизнедеятельности ученика с различными социальнымиинститутами, сферами государства и общества.
2. Стратегия формирования педагогически целесообразнойсоциальной среды обитания ребенка, гармоничных социальныхвзаимоотношений в ней. Ребенок живет не только в рамках воспитательногопространства. Он включен в социум, в котором проявляют себя не толькоуправляемые факторы, но и неуправляемые, стихийно и хаотично действующие на еголичность. Формирование воспитательного пространства школы весьма важно какчасть реализации данной стратегии, но не может сводиться к ней в силу двухобстоятельств. С одной стороны, воспитательное пространство школы является всеже частью общей социальной среды и реализуется, прежде всего на уровнеучреждения. С другой стороны, ученик, завершивший обучение в школе, имеющейдаже идеальное воспитательное пространство, выходя во «взрослую» жизнь,сталкивается с тем самым социумом, который реально противостоит этому самомувоспитательному пространству. После окончания школы молодой человек попадает всовершенно иные социальные взаимоотношения, что существенно затрудняет егосоциальную самореализацию.
3. Стратегия социально- педагогического сопровожденияличности. Она обусловлена категорией «взаимодействие», аучитывая социальность проблемы, — категорией «социальное взаимодействие», подкоторым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействиясоциальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаныциклической причинной зависимостью.
Социально-педагогическоесопровождение взрослым ребенка представляет собой циклическое непосредственноеи опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с цельюгармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумомв определенном пространстве и во времени.
Напути своего развития человек, пребывающий в любом возрасте, не изолирован отдругих людей, а находится с ними в процессе социального общения. Известно, чтообщение — взаимодействие двух или более людей с целью установления иподдержания межличностных отношений, достижения общего результата совместнойдеятельности; один из важнейших факторов психического и социального развитияребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьмиобщественно- исторического опыта человечества и реализация присущей им отрождения потенциальной способности стать полноценными представителямичеловеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют иобедняют развитие ученика.
Вывод:Развитие воспитания детей и молодежи, реализующееся посредством той или инойстратегии воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социально-педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ученика; онопредполагает опережающий элемент подготовки новых поколений к изменяющимсяусловиям жизни общества; предусматривает переход к управлению не детьми, а ихотношениями: основным объектом изменения должна стать система общественныхотношений на школьном и социумном уровнях, взрослое общество, сознающее своюответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его безпедагогической поддержки и помощи в трудный период самоопределения.
1.2.Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки.
Донедавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, ноотносительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в областиобразования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социальногообеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируемфакт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в труднойжизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся вэтих семьях.
Понятиетрудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф.,Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективносоздавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающееэмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненныхцелей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация,объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей;невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицироватьтрудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источникувозникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, попоследствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи,дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
Кспециалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся втрудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
• пониманиесути оказываемой поддержки;
• профессиональнаяготовность;
• формирующееначало;
• личностныекачества;
Профилактическиефункции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляетнепосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке,о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями илицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителямнеобходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощигосударства, с целью организации индивидуальной профилактической работырегулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу напринципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принципконфиденциальности полученной информации.
Особоеместо занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится втрудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:
— образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
— психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);
— посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежныхспециалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей иобразовательным учреждением).
Социально-педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работесоциального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу егопривлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «ненавреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающиесложность положения несовершеннолетнего.
Всвоей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостьюсовместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делаютосновной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мерекоррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверияребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения правнесовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этойинформации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры позащите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельностьсоциального педагога и психолога по совместному консультированию.
Неменее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса сродителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия иподдержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать уучащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.
Такимобразом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненнойситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагогав средней школе и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии сдругими педагогами.
II.Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогическойподдержки в социально- педагогической деятельности
Практическаячасть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей,учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения:
1. Ребенокостался без попечения родителей.
2. Трудноематериальное обеспечение в семье.
3. Родителине должным образом занимаются воспитанием детей.
4. Родителииспытывают трудность в воспитании детей.
Небольшиесведения о школе: МОУ «Харламовская СОШ» построена в 1964 году, количествоучащихся – 306 человек(2006/2007 уч.год). В школе отсутствует должность педагога-психолога.
Каждыйучебный год социальный педагог, вместе с классными руководителями выявляет учащихся,находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи педагогов и представителейдругих структур. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняетсясоциально- педагогическая характеристика (Приложение №1, №2) на основенаблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка,характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями,родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик,которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной средыобщения, окружающие.
Напервом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самимподростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, приналичии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться в существе этихпротиворечий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка синформирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителямребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенкасоставляется социальный паспорт семьи, в котором указывается: где проживаетсемья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов егосемьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается.
Длядополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазамиребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируякоторые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.
Еслиребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации: 1.Ребеноксистематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимыхшкольных принадлежностей и т.д.
2.Уребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах.
3.Ребеноксистематически опаздывает на учебные занятия.
4.Ребенокпостоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеютсясообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.
Социальныйпедагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется актобследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка (Приложение №3).Если несколько лет назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно,то сейчас это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителейприезжие, многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально-педагогической помощи представителей разных структур.
Ситуация№1.
СемьяР. переехали из г. Омска – 9 детей, отец умер, 4 старших детей живутсамостоятельно, в школе обучаются в настоящий момент трое, младший сын в семьеМихаил(7 класс) часто опаздывает в школу, учится очень слабо, балуется науроках, отвлекая одноклассников, курит. Беседа с мальчиком результатов не дала,мама, ссылаясь на постоянные проблемы в семье с детьми, часто отсутствует дома,школьные родительские собрания игнорирует, передавая записки в школу такоготипа «Делайте с ним, что хотите!». Посещение семьи так же результатов не дало:мама отсутствовала. Предпринятые действия: 1. Проведена беседа иконсультирование Михаила (об отношении к учебе, о вреде курения).
2.В классе проведен факультатив на тему «Скажем нет курению!»
3.Вклассе проведено дискуссионное классное собрание на тему «Табак и верзилусведет в могилу»
Дополнительныеформы работы с семьей Миши Р.:
— Проведена беседа со старшим братом Андреем о помощи школе в работе с Михаилом.
— Проведена работа по организации внеклассной занятости: Михаил посещает технологическийкружок.
— Проведена работа по организации бесплатного питания Михаила в школьнойстоловой.
-Назначеныиндивидуальные дополнительные занятия с Мишей одноклассников.
Результаты:1.Проблема с опозданиями и нарушением поведения на уроках Михаилом практическипреодолена. 2.Михаил не курит на территории школы 3. Михаил закончил четвертьудовлетворительно.
Использованныеприемы:
1.Доверительнаябеседа
2.Обсуждениена равных (предложение подумать, как курение скажется на здоровье )
Содержаниедальнейшей работы: 1. В классе провести тренинг попрофилактике курения.
Ситуация2.За помощью обратился классный руководитель Алеши К.(8 класс, у Алеши — родителипедагоги)
Сослов классного руководителя мальчик в последнее время стал невнимательным науроках, замкнутым, снизилась успеваемость, отказывается посещать классные ишкольные мероприятия.
Предпринятыедействия: по просьбе классного руководителя Алешу пригласилина консультацию. Мальчик был замкнут, смотрел с недоверием и подозрительностью.Беседа не получалась. Алеше было предложено нарисовать семью. Не задумываясь,он стал рисовать. Нарисовал вдалеке машину и папу возле машины, и маленькую,еле заметную в машине маму. Его попросили объяснить свой рисунок. Выяснилось,что мама у него сильно болеет и очень часто, вместе с папой ездит в больницу, аАлеша остается один. Я внимательно слушала его не перебивая, иногда толькоуточняя некоторые детали. А потом попыталась объяснить, что мама с папой еголюбят, но в связи с маминой болезнью папа уделяет больше внимания маме, что этовременно, как только мама выздоровеет, ситуация изменится. Алеша со мнойсогласился. А я провела беседу с его папой, который в период(очень тяжелой)болезни жены действительно даже не заметил изменений с сыном. Отец был удивлен,он понял, что сыну не хватает тепла, ласки, сочувствия.
Результаты:в семье все благополучно, мама выздоровела, а Алеша снова стал тем Алешей,каким и был.
Использованныеприемы: 1. Просьба( Нарисуй, пожалуйста, свою семью)
2.Доверительнаябеседа
3.Стать на позицию воспитанника( В жизни бывают такие моменты…я раньше тожедумала..)
Ситуация3.МамаСаши И.(7 класс, ребенок- инвалид) обратилась за помощью: мальчик ее совершенноне слушает, приходя со школы, бросает сумку и уходит, был замечен в краже,посещает ночные дискотеки для взрослых, поддерживает отношения с более старшимитоварищами.
Проведеннаяработа: 1. Проведено консультирование мамы(по выходу изсоздавшейся ситуации).
2.В классе проведено дискуссионное классное собрание на тему «Личность иповедение»
3.Предложениемаме получить консультацию у практического психолога.
Результаты значительныхизменений не произошло, мама отказалась от консультации психолога, а поведениеСаши еще более ухудшилось, он стал срывать уроки, уходить с уроков, обманыватьи родителей и педагогов.
Предпринятыедействия: 1. Проведено консультирование Саши.
2.Вклассе проведен тренинг «Умение жить среди людей»
3.Проведенфакультатив «Самосознание и самооценка личности»
Дополнительныеформы работы:
— проведение беседы с Сашей (о положении дел в семье)
-установлениеежедневного контроля за посещением занятий Сашей.
-обратилисьза помощью к районному инспектору по делам несовершеннолетних (в связи с отсутствиемместного участкового) -организовали профилактическую поездку Саши с другимидетьми в Морозовскую колонию на «экскурсию».
Результаты:1.Характер поведения Саши несколько изменился (значительно меньше замечаний наповедение в дисциплинарном дневнике).
2.Пропусков занятий практически нет.
Содержаниедальнейшей работы: 1.Предложить маме (повторно) обратитьсяза консультацией к психологу.
2.Провестив классе тренинг «Быть уверенным- это здорово!»
3.Помочь мальчику в овладении компьютером.
Использованныеприемы:
1.Доверительнаябеседа.
2.Совет.
3.Акцентна достоинства.
4.Проекциярезультата.
5.Обсуждениена равных.
Отсюдаделаем вывод:
1.Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются:консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги длягруппы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные видысобраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболееэффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа,совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение наравных.
2.Социальныйпедагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку,находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требуетпривлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальнойзащиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство наоказание материальной помощи), тесно связан с работниками Дома культуры, чтобыпомочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах,тесно связан с работниками фельдшерско-акушерского пункта, если ребенка посостоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение (каждый год до 6человек)или обучение в специализированной вспомогательной школе (2-3 человека).
Дляпланирования работы с такими семьями, где ребенок находится в трудной жизненнойситуации, два раза в год (в сентябре и январе) совместно с класснымируководителями, социальным педагогом, директором и завучем школы, работникамисельского поселения составляется программа работы с семьей, в которой фиксируютсявсе виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение идостигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироватьсяв связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушиваетсяна Совете школы и заседании Общественной инспекции по делам несовершеннолетнихпри сельской администрации о выполнении данной программы.
Всодержание данной программы входит индивидуальная работа с ребенком: беседы,посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внекласснойзанятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещениюуроков, приглашение на Совет школы и заседание Общественной инспекции по деламнесовершеннолетних, Комиссии по делам несовершеннолетних с отчетом, организациялетнего отдыха детей, трудоустройство по линии молодежной биржи занятости.
Ксоциальному педагогу за помощью обращаются не только педагоги и родители, ночаще всего за поддержкой обращаются дети. И задача социального педагога – нетолько внимательно выслушать ответ ребенка, но и принять их за основу будущегодиалога, дать ему почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства,связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает.
Анализи систематизация опыта педагогической поддержки ребенка, находящегося в труднойжизненной ситуации, позволяет сделать следующий вывод: в работе социальногопедагога используются разные эффективные приемы и способы педагогическойподдержки с учетом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощьюребенка.
Социальныйпедагог не только оказывает педагогическую поддержку, но и проводит работу попрофилактике социальной незащищенности ребенка (предупреждение возникновенияпроблем и усиление факторов, стимулирующих благоприятное развитие.
Выполненнаякурсовая работа по теме «Педагогическая поддержка ребенка, находящегося втрудной жизненной ситуации» помогла систематизировать знания, полученные насеминарах и самостоятельном изучении специальной литературы. Тема является внастоящее время актуальной и востребованной. Социальные педагоги постоянноработают в этом направлении, используя разные приемы и способы педагогическойподдержки.
Ясчитаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь толькопедагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошимпсихологом».
Предложение:1.После защиты курсовой работы провести семинар для учителей, классныхруководителей и социальных педагогов по проблеме педагогической поддержки. 2.Рекомендовать для самостоятельного изучения книгу С.И.Поповой «Педагогическаяподдержка в работе учителя и классного руководителя».
Литература:
1..АфонинаГ.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. — Феникс., Ростов – на–Дону., 2002.,508с.
2..НикитинаН.И. М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. М., ВЛАДОС.,2005. 399с.
3.ПоповаС.И.Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя.- М.,2005.,176с.
4.ШептенкоП.А. Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога.- М., ACADEMA,2001, стр.176-179
5.Сайтв Интернете: pedsovet.org/forum/lofiversion/index.
Психолого-педагогическое сопровождение детей…
6.И. Липский. Политика в области воспитания: новые идеи. /Журнал «Воспитаниешкольников»- №5/2005 год с.8-13.
7.О.Прохорова. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации./Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год с.30- 35.