Хоменков А. С.
Запоследние столетия человечество буквально ошеломлено лавиной открытий в самыхразличных областях научных изысканий. На фоне этого все увеличивающегосяинформационного потока мало кто из ученых вспоминает о двух весьмапримечательных фактах:
–Почему в структуре выдающихся произведений искусства, в том числе впроизведениях музыкальных и поэтических, присутствует пропорция золотоесечение?
–Почему растения способны реагировать на музыку: от классической музыки ониусиленно растут и плодоносят, а от рок-музыки, наоборот, чахнут и дажепогибают?
Этифакты находятся как бы за пределами досягаемости всех возможныхмировоззренческих схем, которыми пользуются современные ученые и философы. И,тем не менее, они существуют и требуют своего осмысления. Попробуем подойти кэтим удивительным фактам на основании традиционных христианских представлений омире и человеке.
Важнейшееположение христианской антропологии, основанное на содержании первой книгиБиблии, – представление о человеке как об образе и подобии Божием. С этимипредставлениями святоотеческая мысль связывает и способность человека творить вразных областях духовной и материальной жизни. Последнее важно для пониманияпроблемы музыкального творчества. Если человек как образ Божий способен творитьподобно своему Первообразу – Творцу Вселенной, – то структура сотворенногочеловеком произведения искусства с неизбежностью будет содержать в себе те жеэлементы, которые мы можем встретить в сотворенной Богом природе. Одним изтаких общих элементов, по-видимому, является и пропорция золотое сечение. Ееналичие в строении тел различных видов животных и растений, как утверждаетсовременная биология, вовсе не является следствием приспособления к условиямобитания. В то же время эта пропорция, как, впрочем, и другие эстетическиезакономерности, распространена в природе достаточно широко, что указывает на ееглубокий онтологический смысл, на то, что наш тварный мир держится на нетварномосновании – том Ипостасном Логосе, через Который всё в нашем мире «начало быть»(Ин. 1, 3).
Чтоже касается присутствия золотой пропорции в произведениях искусства, то, как ужеговорилось, истоки этого явления связаны с тем, что человек есть образ Божий и,вследствие этого, способен неким образом «повторять» образ действия Творцамироздания, – воспроизводить в своем творчестве те «логосные» принципымироустроения, в соответствии с которыми был Сотворен наш мир. Ведь,развертываясь во временнόм аспекте, пропорция золотое сечениесвидетельствует не о подражании геометрическим формам окружающей человекаприроды, но о чем-то гораздо более глубоком, о том, что человек есть образ Божий.
Такойспособ объяснения позволяет легко решить и другую загадку музыки – ееспособность оказывать воздействие на живые существа, в частности, – нарастения.
Этовоздействие, ввиду слабости воздействующего на растения фактора (колебаниявоздушной среды), имеет не энергетический, но, судя по всему, информативныйхарактер. Оно свидетельствует о соотносимости смыслового содержаниямузыкального произведения с тем смыслом, на котором основывается жизнь нашегомира и который «проистекает» от Ипостасного Логоса. Такаясоотносимость указывает на то, что человек является образом Божиим и в своемтворчестве способен воспроизводить определенные свойства своего Первообраза –Вседержителя мира.
Уозвученных такой «логосно ориентированной» музыкой растений «ускорялся обменвеществ, и процессы синтеза (анаболизма) преобладали над распадом». Подобнойреакция растений была в основном на классическую музыку XVII – XIX веков, длякоторой, как уже говорилось, характерна и пропорция золотое сечение какопределенный признак ее «логосной» ориентации.
Однакосуществует и противоположный тип реакции живых существ на музыку. Так, широкоизвестны факты угнетения жизнедеятельности растений и даже их гибели призвучании тяжелого рока.
Очевидно,здесь имеет место нечто явно противоположное тому проявлению образа Божия вчеловеке, которое выражено в сфере классической музыки. Чтобы лучше понятьсущность этого явления, следует затронуть еще один аспект христианскойсвятоотеческой мысли, раскрытый, в частности, в творениях известногохристианского подвижника IV столетия св. Макария Египетского.
Пословам св. Макария, природа человека «удобоприемлема и для добра, и для зла, идля Божией благодати, и для сопротивной силы». При этом взгляды преподобногоМакария во многом перекликаются с представлениями стоиков об отношении силы ких источнику. «По этому учению, действие силы нельзя отделить от источникасилы, потому что сила действует только в связи со своим источником. Отсюдадействие силы и ее источник могут быть отождествляемы. Подобно тому какдействие «силы греховности» в человеке неотделимо от источника последней –сатаны является воцарением в душе самого сатаны, так и действиеЛогоса неотделимо от Самого Логоса, является вселением в душу Самого Логоса».
Вэтих словах выражаются традиционные христианские представления о том, что образБожий в человеке «предполагает живую связь человека с Богом» и что вследствиеэтой связи в человеке как в образе Божием «таинственно сосредоточены всеБожественные силы и энергии, открывающиеся в мире».
Вто же время подобное положение вещей может неким образом извращаться,обращаться в свою прямую противоположность, и связь с Творцом и Вседержителеммира может замещаться связью с неким противоположным «антилогосным» началом.Это начало не имеет положительного духовного потенциала, но лишь способно«отрывать» все живое от тех «логосных корней», на которых оно «держится». Каксвидетельствует христианская святоотеческая традиция, образ Божий в человеке«есть фактор динамический, допускающий приращение и умаление, имеющий большуюили меньшую точность и полноту». И направленность этого изменения человеческойличности, отраженная в его музыкальном творчестве, может быть выявлено вполнеобъективными оценочными методами.
Так,исследователями отмечено, что «в произведениях композиторов ХХ века золотаяпропорция встречается значительно реже, чем у их коллег прошлых веков», чтосвидетельствует об изменении ориентации внутреннего состояния современногочеловека в направлении «антилогосного» полюса. Другим объективным показателемданной переориентации может, по-видимому, служить степень отклонения обертоновв голосе певца от правильного математического соотношения с основным тоном –так называемый квазигармонический эффект. Именно у рок-исполнителей, как показываютнедавно проведенные исследования, такое отклонение достигает наибольшегозначения, свидетельствуя о дисгармоничности «антилогосного» начала.Субъективно такой голос воспринимается как заряженный отрицательными эмоциями –агрессивностью, злом, недовольством, беспокойством и особенно гневом.
Примечательното, что существует возможность довольно плавного перехода от «логосных» форммузыки к «антилогосным». Так, возможна различная степень как положительной, таки отрицательной реакции растений на музыку, а также отсутствие всякой реакции.Характерно и то, что исторически «эволюция» музыки идет в сторону«антилогосного» полюса. Истоки этого явления осмыслены в христианскойантропологии в рамках представлений о падшем состоянии человеческой природы. «Логосная»ориентация творящего человеческого духа – это добро падшего человека, этопроявление образа Божия в человеке в характерной для его падшего состоянияподчиненности демоническому влиянию. Поэтому и возможен плавный переход от«падшего добра» ко злу. Более того, как свидетельствует православная традиция,реализация творческих устремлений человека, происходящая в рамках его падшейприроды, закономерно приводит к развитию и углублению состояния грехопадения, аследовательно – и к большей подчиненности человека «антилогосному»,демоническому началу.
Этотзакон неизбежно должен проявляться и в характере творчества человека, хотя онне всегда достаточно хорошо заметен. Ведь человек смотрит на всё в нашем падшеммире являясь его органическим элементом, неся в себе все следствиягрехопадения, среди которых «находится и слепота ума, недопускающая видетьглубину и тьму падения». Однако наблюдая исторический путь, проделанныйчеловечеством в различных сферах – будь то наука, философия, искусство или жеобласть социального устроения – у любого способного к самостоятельному мышлениючеловека возникает ощущение несоответствия достигнутых результатов целям. Вездеможно почувствовать звучание «эха падения», ощутить за внешним блеском элементывнутренней деградации и угасания.
Выходиз падшего состояния, в соответствии с традиционными христианскимипредставлениями, достигается путем стяжания человеком благодати. Однако этоуже тема для отдельного разговора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru