/>Федеральное агентство пообразованиюГОУ «Санкт-Петербургский государственныйполитехническийуниверситет»
Чебоксарский институт экономики именеджмента (филиал)
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
По курсу: «Основы политическихзнаний»
На тему: «Российская политическаятрадиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика»
Выполнил студентΙ курса заочного отделенияСпециальности ЭиМ
№080502-шк/09-207
Никитин Владимир Юрьевич
Проверил: Скворцова А.А
Чебоксары
2010
Содержание
Содержание
Введение
1. Идейно – политические течения первой половины 19 в.
Сравнительный анализ проекта П.И.Пестеля и Н.М. Муравьева
2. Общественно политические течения конца 19 в
Заключение.
Список литературы
Введение
Идейные течения и всеоттенки передовой общественно-политической мысли в России в 19-го века, нарядус революционной борьбой, и либерально-оппозиционными выступлениями входят впонятие освободительное движение.
Освободительное движениев данном смысле начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму, т. е.в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии. Этапереходная эпоха выдвигала задачи буржуазно-демократических преобразований. Всоциально-экономическом и политическом развитии Россия отставала от передовыхзападноевропейских стран, в которых уже в XVII—XVIII вв. произошлибуржуазно-демократические революции и утвердился представительный политическийстрой, знаменовавший собой победу буржуазии. Однако и в России на рубежеXVIII—XIX вв. были поставлены задачи таких же преобразований общественноймыслью, которая во многом заимствовала передовые идеи западноевропейскихмыслителей. Но специфика России заключалась в том, что задачибуржуазно-демократического преобразования страны, выдвинутые ее освободительнымдвижением, опережали реальные условия их осуществления. В этом в сущностизаключалась и трагедия первых борцов за свободу в России.
Цель: познать взгляды итеории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современныеполитические теории и проблемы. Определить место российской политической жизнив общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержаниеосновных политических идеологий.
1.Идейно – политические течения первой половины 19 в.
В первой половине 19 векав России под воздействием противоречий, связанных с возникновениемкапиталистического уклада, политика самодержавия менялась от открытогореакционного курса до уступок либерализму. В России создаётся ряд проектовлиберальных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проектыреорганизации высших органов государства и местного самоуправления. Наиболееподробный проект реформирования государственного управления был разработанСперанским по поручению Александра I в 1809 г. В этом проекте Сперанскийпроводил идею разделения властей, ограничения монархии, отмены крепостничества.
Мировая практикавыработала множество идеологических систем. Основные разновидности современнойполитической идеологии — либерализм, консерватизм, коммунизм(марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет своиистоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемыесоциально-политические идеи.
Исторически либерализмсвязан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулатызаложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита и других ученых,связывавших свободу личности с идеями частного владения, частногопредпринимательства и конкуренции.
Ядро классическоголиберализма образует следующие положения:
— абсолютная ценностьчеловеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;
— автономияиндивидуальной воли;
— существованиенеотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);
— договорный характеротношений между государством и индивидом;
— верховенство закона какинструмента социального контроля;
— ограничение объема исфер деятельности государства;
— защищенность — преждевсего от государственного вмешательства — частной жизни человека и свобода егодействий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.
Либерализмэволюционировал с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. Новыйоблик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многомотрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются традиции, сутькоторых — в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другойстороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.
Неолибералы видят ошибкустарого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы. Ониподчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодоленынаиболее вопиющие виды неравенства, препятствующие свободному развитию каждогоиндивида и дестабилизирующие общество. Государство только в том случае являетсясоциальным и правовым, если обеспечивает экономические средства для достиженияразумных целей.
Таким образом, основноеразличие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном пониманииобщественной роли государства. Если классический либерализм выступал противвмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводятему значительную роль в решении социально-экономических проблем
Всемидесятые-восьмидесятые годы доминирующим идеологическим течением в странахЗапада был неоконсерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма былисформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции воФранции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозефде Местр и Луи Бональд.
Их система воззренийбазировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признаниинезыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни,воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципыотрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнениюконсерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
Неоконсерватизм отразилтакие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблениигосударственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, врасширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и,особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок,конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностямиконсерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.). Под воздействиемнеоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития,которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальнымкатаклизмам. Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс»,заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-техническойреволюции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиесяв современных отраслях экономики — электронной, аэрокосмической, авиационной идр.
Сторонникконституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществуобязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права иобязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовноеправо, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значениепридавал Сперанский воспитанию общественного мнения.
В то же время, онполагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинатьпреобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.
Период 1808—1811 годовбыл эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского, о котором именно в этовремя Жозеф де Местр писал, что он «первый и даже единственный министр»империи: реформа госсовета (1810), реформа министров (1810—1811), реформасената(1811—1812). Молодой реформатор, со свойственным ему жаром, принялся засоставление полного плана нового образования государственного управлении вовсех его частях, от кабинета государева до волостного правления. Работа создаваласьс изумительною быстротою. Уже 11 декабря 1808 года он читал Александру I своюзаписку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее октября1809 года весь план уже лежал на столе императора. Октябрь и ноябрь прошли впочти ежедневном рассмотрении разных его частей, в которых государь делал своипоправки и дополнения.
Наиболее полно взглядынового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года — «Введение куложению государственных законов». «Уложение» Сперанского открывается серьёзнымтеоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных иорганических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли наосновании теории права или даже скорее философии права. Реформатор придавалбольшое значение регулирующей роли государства в развитии отечественнойпромышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплялсамодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти былинеограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти иникаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабствеи правление было бы деспотическое».
По мнению Сперанского,подобное рабство может принимать две формы. Первая форма исключает подданных нетолько из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому жеотнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своейсобственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия вуправлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению ксобственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеютполитических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие ихозначает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но она не достаточногарантирована, поэтому — объясняет Сперанский — необходимо предохранять её —посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политическойконституции.
Гражданские права должныбыть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий,возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политическиеправа, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и своюгражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права исвободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантийони сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданскогостроя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского иопределило их основную мысль — «правление, доселе самодержавное, поставить иучредить на законе». Идея состоит в том, что государственную власть надопостроить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочнойконституционно — правовой. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законахгосударства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несетстремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепкопоставить его, именно опираясь на эти законы. План преобразования предполагализменение общественного устройства и перемену государственного порядка.Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения правгражданских и политических открывается, что все они в принадлежности их к тремклассам могут быть разделены: Права гражданские общие, всем подданнымДворянство; Люди среднего состояния; Народ рабочий». Все населениепредставлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя,устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанскийодновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянамисохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательнойслужбы. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Грандиозныепланы Сперанского начали претворяться в жизнь. Ещё весной 1809 г императорутвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссиисоставления законов», где на долгие годы (вплоть до нового царствования) былиопределены основные направления её деятельности.Сравнительныйанализ проекта П.И.Пестеля и Н.М. Муравьева
В сфере национальной политикиединственный достаточно основательный и разработанный проект был представленлишь в «Русской Правде». Конституция по этому поводу декларировала лишь норму олишении кочующих народов гражданских прав, а Манифест не содержал вообще ничегоподобного.
Как и все основные положениясвоего проекта, национальную программу Пестель теоретически обосновывал.Положение любого народа основывалось на двух принципах: «праве народности» и «правеблагоудобства». «Право народности» заключалось в возможности образовыватьсамостоятельные государства и жить независимо, «право благоудобства» — вжелании большого народа подчинить и влить в свой состав маленькие. Пестельпризнавал первое только за большими и сильными этносами, способными егосохранять, второе же за всеми остальными, которые, по своей малочисленности ислабости, должны обязательно состоять под покровительством болеемогущественных. Таким образом, Пестель оставлял «право народности» лишь засамим русским народом и за польским. Но делалось это на определённых условиях:во-первых, поляки должны были установить у себя образ правления, в точностиповторяющий таковой в «Русской Правде»; во-вторых, границы будущего польскогогосударства определялись Россией; в-третьих, Россия и Польша должны былисохранять между собой дружеские отношения, а в случае войны польская армияприсоединилась к русской. Кроме отходящих в составе Польши земель все остальныеоставались в составе России, Пестель также планировал присоединить некоторыеприграничные земли, что могло происходить, в том числе и военным путём.Делалось это по проекту в целях укрепления безопасности.
В самой России Пестельпредполагал слить всё население государства в единый народ. При этом он позволялсохранять народам свои верования, как, например ислам татарам, но лишь в части,не противоречащей христианским и иным законам, хотя и стремился к повсеместномукрещению. В современной ему Российской империи он выделял помимо русского ещёдесять народов, каждый из которых имел свои «оттенки»: «1) племя финское 2)племя латышское, 3) племя молдавское, 4)колонисты, в Россию переселенные, 5)народы кочующие, 6) племя татарское, 7) народы кавказские, 8) казаки, 9)восточные народы сибирские и 10) народ еврейские». В отношении каждого из нихон ставил определённые задачи, приводимые в действие Временным Правительством сцелью их дальнейшей ассимиляции в один крупный этнос. Наиболее интересно в этомотношении положение еврейского народа, которому предоставлялся ещё одинвариант, помимо вышеозначенного, — при их собственном желании евреи,проживавшие в России, могли учредить своё собственное государство в СреднейАзии. Для этого им назначался «сборный пункт», а также давалось достаточноеколичество войск в подкрепление. Но такой проект, по мнению Пестеля, был деломдостаточно отдалённого будущего, в первую очередь из-за сложности своеговоплощения, и обязанностью Временного Правительства не являлся. Право оставитьтерриторию Российского государства предоставлялось также цыганам. Такой подходк решению национального вопроса был достаточно необычным, нёс на себе печативеликодержавности и национализма и был утопичен, так как подобная попытка«обрусения» населения страны встретила бы отпор со стороны национальныхменьшинств огромной страны.
При характеристикеидейно-политических течений (как и политических партий, общественных движений,политических убеждений индивидов и др.) применяются термины “правые”, “левые”.Их происхождение связано с размещением членов Учредительного собрания Франциипериода Великой французской революции 1789-1794 гг. в зале заседаний:противники монархии, радикально настроенные депутаты расположились слева отпредседателя, а роялисты, депутаты консервативного толка — справа
Термин “идеология” былвведён французским учёным А. Дестют де Траси (1754-1836) и означал “науку обидеях”. Однако с введением этого термина в научный оборот стали складыватьсяразные взгляды на это духовное явление. Так, согласно марксизму, идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают иоценивают социальную действительность с точки зрения интересов определённыхклассов
Существует множестворазличных идейно-политических течений. В их основе лежат разныемировоззренческие позиции, разные методы познания мира, поисков путей егосовершенствования. Однако есть основные, главные, которые охватывают большуючасть населения планеты. К ним относятся: консерватизм и неоконсерватизм,либерализм и неолиберализм, марксизм и социал-демократизм.
Консерватизм — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требованийсохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основесемьи, религии, собственности.
Либерализм является однимиз самых распространённых идейно-политических течений. Его идейно-теоретическиекорни и первые опыты практического воплощения (в Англии и США) относятся кконцу XVII-XVIII вв., а творцами “классического” либерализма являются Локк,Вольтер, Кант, Монтескье, Смит, Джефферсон и др. Основой либерализма являетсяпринцип свободы личности, её прав и ограничение сферы деятельности государства.
2.Общественно политические течения конца 19 в
30-40-е гг. XIX в. —время начала формирования в русской общественно-политической жизниреволюционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский иА.И. Герцен. Они резко выступали против теории «официальнойнародности», против взглядов славянофилов, доказывали общностьисторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитиеэкономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в Россииновейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивностьбуржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазногоразвития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.
Белинский и Герценстановятся сторонниками социализма. После подавления в 1848 г. революционногодвижения Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли,что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, которыйнайдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране.Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовуюборьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном движенииРоссии воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкоераспространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинногосоциализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Идеиобщинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г.Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движенииРоссии разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играладворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночиннаяинтеллигенция (разночинцы-выходцы из различных сословий, духовенства,купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).
В работах Герцена,Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований вРоссии. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержениясамодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьянот крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованнаяземля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее междукрестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствиичастной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме,самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений вдеревне и стать социалистической ячейкой общества. Программа общинногосоциализма была взята на вооружение народниками, партиейсоциалистов-революционеров (эсеров). Ряд положений аграрной программы быливключены большевиками в «Декрет о земле», принятый II Всероссийским съездом Советов.
Идеи Герцена иЧернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроеннаяинтеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идеюобщинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умереннаяее часть — как программу постепенного продвижения вперед.
В 1861 г. было созданотайное революционное общество разночинцев «Земля и воля»(существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средствомвоздействия на крестьян «Земля и воля» считала пропаганду. Довольноумеренная программа «Земли и воли» не нашла отклика среди радикальнонастроенной части молодежи.
Падение крепостного праваи обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъемуреволюционного движения, которое выдвинуло на первый план революционныхнародников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского,идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характерепореформенного развития России народники решали с позиций утопическогосоциализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельскойобщине — «зародыш» социализма. Народники отрицали прогрессивностькапиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным,наносным, насаженным сверху правительством явлением. В отличие отЧернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы,народники 70-х гг. решающую роль отводили «героям», «критическимыслящим» личностям, направляющим массы, «толпу», ход истории посвоему усмотрению. Такими «критически мыслящими» личностями онисчитали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ ксвободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе,не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересаминарода. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства синтересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России —дело чрезвычайно легкое.
Идейными вождямиреволюционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К.Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления вдвижении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское,заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силыреволюции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы противсамодержавия.
На идейные позициинародничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А.Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности,угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматриваягосударство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, чтокрестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллигенции,«критически мыслящих» личностей пойти в народ и призвать его квосстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин,«необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, вогне которой должно погибнуть государство» и создать федерацию свободныхсамоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.
Идеологом второгонаправления в народничестве — пропагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теориюон изложил в «Исторических письмах», опубликованных в 1868 — 1869гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способнуюмыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции.Поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных «критическимыслящих» личностей, задачей которых является хождение в народ не с цельюорганизации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропагандысоциализма подготовить крестьян к революции. Лавров говорил о необходимостисоздания революционной организации, высказывал идею массовой партии, основаннойна началах демократического централизма. Большое внимание уделял Лавровнравственному облику революционера, считая, что члены партии должны бытьпреданы идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой дляпартии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток созданиякульта непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления неверил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал своинадежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеетклассовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группойреволюционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическаяполитика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа С.Г. Нечаева.С.Г. Нечаев был организатором тайного общества «Народная расправа»,автором «Катехизиса революционера», в котором заявлялось, чтореволюционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применялметоды мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил поподозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер вАлексеевском равелине Петропавловской крепости.
В нечаевщине проявилосьвлияние люмпенского элемента, порожденного распадом традиционных структур,которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа.Нечаевщина была осуждена I Интернационалом и отвергнута русскими революционерами.
Практическая деятельностьнародников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейсямолодежи и интеллигенции.
Весной 1874 г. началось«хождение в народ», целью которого было охватить как можно большедеревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однакохождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движениебыло разгромлено.
В 1876 г. была создананародническая подпольная организация «Земля и воля»*, виднымиучастниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов,С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа еесводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли междукрестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли корганизации «поселения в народе» в качестве учителей, писарей,фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочныесвязи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытканародников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. «Земля иволя» строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации.Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода кполитической борьбе путем использования метода индивидуального террора. Вавгусте 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации:«Народная воля» (1879-1882) и «Черный передел» (1879-1884).Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов,П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактикитеррора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. Вдальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничестваи встала на позиции марксизма.
Народовольцы (в составИсполнительного комитета «Народной воли» входили А.Д. Михайлов, Н.А.Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружениетеррористическую борьбу. «Народная воля» подготовила семь покушенийна царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемогосвержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернутыреформы. Само революционное направление народничества вступило в полосудлительного кризиса.
В 80-90-е гг. XIX в. внародничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретаетлиберальное народничество. Это направление ориентировалось на переустройствообщества мирными, ненасильственными средствами.
Правое его крыло — В.П.Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказатьсяот борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, ицеликом сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положениянарода. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. —признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистскимпутем.
Большой заслугойнародников-экономистов Н.Ф. Даниельсона, В.П. Воронцова является анализпореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма ирабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в Россиикапитализм не развивается, и не отрицали факта возрастания роли рабочегокласса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается инасаждается искусственно. В работах народников-экономистов давался анализвлияния реформы 1861 г., первоначального накопления капитала на развитиерусской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения.Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капитализма отпротекционистской политики Говоря о бедственном положении страны, Даниельсон иВоронцов стремились доказать невозможность разрешения этой проблемы буржуазнымобществом. самодержавия, казенных заказов, подрядов и т.д. Они первымипоставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение о невозможностидля России следовать путем капиталистической эволюции. Воронцов, например,считал само развитие капитализма аномальным явлением, противоречащим складухозяйственной жизни и традициям крестьянского мировоззрения.
Народники отстаивали своюконцепцию перехода России к социализму на основе «народногопроизводства». Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили ввозможность использования деревенской общины для перехода к социализму.Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочийкласс — продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.
В конце XIX в. весьмаострый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народникисчитали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народническойидеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических группнелегальная партия социалистов-революционеров.
Партия носилалеворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были:уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политическиесвободы, социализация земли, уничтождение частной собственности на землю,превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам поуравнительным нормам.
Заключение
Таким образом, главнымитогом развития общественного движения 30 — 50-х гг. стало широкоераспространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции.Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовойроссийского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала своюборьбу за преобразования.
После реформы 1861г.происходил рост либерального движения в России. Руководители этот движениястремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублениюпреобразований. Однако на власть оказывали давление и консерваторы,стремившиеся не допустить коренных перемен в обществе. При этом и те и другиене имели значительной поддержки в обществе.
Идеи Герцена иЧернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой длядеятельности революционны народнических организаций. В зависимости отобстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либоЛаврова, либо Ткачева.
Революционное движениестало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но«хождение в народ» и террор народников не подтолкнули крестьян креволюции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «общинного»социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.
В 80 — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировкаобщественно-политических сил России. В революционном движении ослабло влияниенародников, появились первые марксистские организации. Усилилась рольконсерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики.Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.
Список литературы
1. Василик М.А.,Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентоввузов. – М.: Гардарики, 2001.
2. Вершинин М.С.Политология русского консерватизма (19- начало 20 вв.) /М.С. Вершинин – СПб1998
3. Данилов А.А.История России, XIX век: Учеб. для8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — 4-е изд. — М.:Просвещение, 2003.
4. Пятецкий Л.М.История России для старшеклассников и абитуриентов. — Т. II — М.: Московский Лицей, 1998