Реферат по предмету "Педагогика"


Организация контроля за процессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся

Министерствообразования и науки
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Шадринскийгосударственный педагогический институт»
Факультетфизической культуры
Кафедра теоретическихоснов физического воспитания
Организацияконтроля за процессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся
Курсовая работапо педагогике
Шадринск 2011

Оглавление
Введение
Глава 1. Организацияконтроля за процессом воспитания
1.1 Воспитание, процессвоспитания
1.2 Контроль за воспитательнымпроцессом
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организацияконтроля за уровнем воспитанности учащихся
2.1 Понятие «воспитанность»
2.2 Процесс контроля зауровнем воспитанности учащихся
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Введение
Педагоги высокооценивают роль воспитания в обучении и усвоении знаний учащимися. Так изнаменитый учёный, философ и в первую очередь педагог В.Г. Белинский писал, чтосистема воспитательной работы должна складываться на основе взаимодействияшколы, родителей и учителей; в процессе урока и вне урока. Но, чтобы воспитаниебыло не бездейственное, нужен хороший контроль над процессом воспитания.Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е.определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлениеуспехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся иу всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, длясовершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Важным условиемповышения эффективности учебного процесса является систематическое получениеучителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельностиучащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно –познавательной деятельности учащихся. Выполняя функцию руководства учебно –познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождаетсявыставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятиюнового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков иумений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное иразвивающее значение. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль впроцессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемуюработу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников ксистематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Вообще,проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизациизнаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бывновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организованапроверка, тем больше условий для такого закрепления. Поэтому контроль являетсяважной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическоенаблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена непрерывным развитием и совершенствованием воспитательногопроцесса. А в условиях совершенно новых форм и методов обучения должныдействовать и новые виды и формы контроля.
На основе выделеннойпроблемы, была сформулирована тема курсовой работы: «Организация контроля запроцессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся ».
Объектом исследованияявляется целостный процесс воспитания учащихся.
Предмет исследования: системаконтроля за процессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся.
Цель курсовой работы –обосновать влияние правильно – организованного контроля на воспитание иразвитие учащихся.
В соответствии споставленной проблемой, темой, объектом, методом, выдвинутой целью поставленыследующие задачи:
1.  Определитьсодержание понятия «воспитания»;
2.  Выявитьособенности различных методов контроля;
3.  Определитьсодержание понятия «воспитанность»;
4.  Выявитьнаиболее эффективные методы контроля за уровнем воспитанности учащихся;
Методы исследования:анализ научно – методической базы литературы, педагогическое наблюдение,интервьюирование.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, выводов, заключения. Список литературы включает 21библиографических источника.

Глава 1. Организация контроляза процессом воспитания
1.1 Воспитание,процесс воспитания
Воспитание – этопроцесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на егодуховное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной,общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, оннеразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направленына человека как целое. Воспитание в значительной степени носит целенаправленныйхарактер, который предполагает определенное направление воспитательнойдеятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методыдостижения этих целей.
Целями воспитанияявляются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специальноорганизованных воспитательных действий и акций. Однако главной целью воспитанияявляется формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами,которые необходимы ей для жизни в обществе.
Воспитание – процессдвусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственнуюактивность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского.Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему спросьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его большевсего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его неперестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.
Действительно, понятие«воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающихпоколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. В разныхслучаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенночетко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружениеи воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитываетбытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательнуюдеятельность, а то повседневное влияние, которое оказываютсоциально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.
Иное значение имеетвыражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованнуюи сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинскийписал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всегостихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматриваетсякак преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это неозначает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовыхвлияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на ихположительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Но в чем же состоит сущностьвоспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательноосуществляемую педагогическую деятельность? Когда речь идет о специальноорганизованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельностьассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционноопределяется как специально организованное педагогическое воздействие наразвивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществомсоциальных свойств и качеств.
Для педагогики весьмаважным является то, что мера личностного развития человека зависит не только отсамого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени тойактивности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера инаправленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности.
Приведенные суждения,достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти кего определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный исознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулированияразнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественнымопытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческойдеятельности, социальными и духовными отношениями.
Что же касается самогопроцесса воспитания, то он занимает наиболее важную роль в целом педагогическомпроцессе. Это специально организованное, управляемое и контролируемоевзаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель –формирование личности.
Воспитательный процессимеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшуюэффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателяпревращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современныйвоспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при ихдостижении.
Особенностьвоспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя,управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями.Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личностивоспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Воспитательный процессочень динамичен, подвижен и изменчив.
Современная педагогикаисходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямоевоздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихсяотношений. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармоничноразвитой, общественно активной личности.
1.2 Контроль завоспитательным процессом
Контроль – этоуправленческая функция, представляющая собой систему наблюдений, проверок,анализа и оценки соответствия процесса функционирования объекта управленияранее принятым управленческим решениям, зафиксированным в нормативно – правовыхактах.
Цель контроля –выявление степени соответствия воспитательного процесса целям и задачам воспитания,которые стоят перед образовательным учреждением.
Основной задачей приорганизации контроля следует считать выявление соответствия реального ходавоспитательного процесса с теми целями воспитания, которые ставит передобразовательным учреждением общество.
Поскольку современный воспитательныйпроцесс образовательного учреждения – это система сложная, то для решенияпоставленных задач контроль должен быть:
• Многоцелевой-то есть направлен на проверку различных вопросов;
• Многосторонний– то есть направлен на применение различных форм и методов контроля к одному итому же объекту;
• Многоступенчатый– контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления.
Основные функциональныезадачи контроля – сбор и обработка информации о состоянии воспитательногопроцесса, обеспечение обратной связи о реализации управленческих решений.
Основные элементыконтроля за процессом воспитания: уровень воспитанности учащихся; качествоработы классного руководителя; участие родителей в воспитательном процессе; качествопроведения общешкольных мероприятий; спортивно-массовая работа; качествопроведения занятий по дополнительному образованию; организация патриотического,нравственного и эстетического воспитания; профилактическая работа спедагогически запущенными детьми.
Требования корганизации контроля:
• яснаяпостановка цели контроля и своевременное проведение его по утверждённому плану;
• чёткийвыбор объектов проверки, правильное определение элементов контроля и раскрытиеих содержания;
• умелоеиспользование различных форм и методов внутришкольного контроля;
• привлечениек контролю учительского коллектива, представителей общественных организаций,определение круга основных вопросов для всех, кто участвует в контроле;
• проведениецеленаправленной организационно – инструктивной работы с участниками проверки;
• сопровождениерезультатов проверки глубоким анализом;
• своевременнаяреакция на выявленные недостатки в ходе проверки и принятие необходимых мер поих устранению.
Также для проведенияконтроля за процессом воспитания необходимо соблюдать и соответствующиеправила. Основными такими правилами являются:
1. Контроль не долженбыть неожиданным, исполнители должны знать о его сроке.
2. Контроль не долженбыть тотальным. Следует сосредоточиться на наиболее важных моментах, гдеруководитель может помочь избежать ошибок.
3. Контролируя,руководитель должен не только выявлять недостатки, но и обращать внимание науспехи.
4. Руководитель недолжен держать своих выводов при себе. Негативные результаты бесплодны, еслиони сразу же не становятся предметом обсуждения.
5. Отмечая недостатки,руководитель должен убедиться, что исполнитель согласен с его выводами ипонимает, как можно исправить положение.
  Выполнение этихправил необходимо, чтобы сделать контроль качественным и действующим.
  Контроль за процессомвоспитания имеет и соответствующие методы для своей реализации, которыми будутявляться:
• Посещениеи анализ внеклассных мероприятий;
• Посещениеи анализ классных часов, школьных вечеров и т.д.;
• Отчётыклассных руководителей на педагогическом совете;
• Наблюдение;
• Изучениешкольной документации;
• Беседыс учащимися, родителями, учителями;
• Анкетирование;
• Конкурсы,смотры;
• Сочиненияучащихся.
При организацииконтроля необходимо не только соответствие воспитательных дел поставленнымвоспитательным задачам, но должен производиться учёт интересов самих учащихся.
Контроль за воспитательным процессомдолжен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнениепрограммы воспитания. Контролировать — это значит не просто устанавливать, чтосделано и что не сделано, а, изучая воспитательный процесс и методы работывоспитателя, направлять его работу, помогать ему совершенствоватьпедагогическое мастерство. Контроль, в котором фиксируются только недочеты, неможет помочь воспитателю добиться высоких результатов.Для того чтобы контроль стал средствомсовершенствования воспитательной работы, он должен осуществляться регулярно исистематически.
В современной практике широкоераспространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный,предупредительный. Тематическийконтроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы поопределенной узкой теме. Фронтальный контроль проводится с целью изучениясостояния воспитательного процесса по всем видам деятельности. Предупредительный контроль проводится для оказаниясвоевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые особо затрудняют ихв работе, в целях предупреждения ошибок. 
Ценность наблюдений заключается в том,что они позволяют изучать состояние воспитания детей в процессе ихнепосредственной деятельности. Главная задача воспитания — обеспечить детямгармоническое развитие. При наблюдении, необходимо обращать внимание наследующие моменты: взаимосвязьвсех задач воспитания — физического, умственного, нравственного, трудового,эстетического. Взаимосвязь воспитания и обучения. Наблюдая, как проходятзанятия, нужно отмечать не только правильность методов и приемов обучения, но ито, как на занятиях педагог осуществляет всестороннее воспитание детей: влияетли он на их нравственные и эстетические чувства. Чтобы успешно провестинаблюдение и правильно оценить процесс воспитания, перед посещением нужносоставлять вопросник. Например, наметив проверку организации самостоятельнойдеятельности детей в старшей группе, воспитатель определяет возникают ли вгруппе конфликты,— если да, то по каким причинам, как воспитатель выводит детейиз конфликтных ситуаций; осуществляет ливоспитатель индивидуальный подход к детям при руководстве их самостоятельнойдеятельностью; каковы применяемые им методыи приемы, их эффективность и обоснованность. Следует помнить, что вопросник недолжен ограничивать круг наблюдений. Глубокий и всесторонний анализ позволяеткаждому воспитателю как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать иоценить ее с точки зрения педагогики, стимулирует творческий поиск ввоспитательной работе. Наблюдатель должентак построить беседу с воспитателем, чтобы в ней нашла отражение объективнаяоценка работы, были бы отмечены достижения за определенный отрезок времени,недостатки и пути их устранения. Прежде чемпровести такую беседу, необходимо подготовиться к ней: посмотреть программы попроверяемому вопросу; ознакомиться с планом работы воспитателя на данный день,а также с планом и учетом за более длительный отрезок времени; провести анализдетских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности;провести беседы с детьми, просмотреть записи, отобрать факты, дать им оценку,сформулировать выводы и предложения. Если в процессе анализа возникаютсомнения, следует обратиться к методической литературе, уточнить правильностьсвоих выводов. Затем наблюдатель или воспитатель проводит обоснованный анализ,отмечает, как выполнены их предыдущие рекомендации. Анализируя работувоспитателя, следует также говорить о деятельности детей, их реакции науказания воспитателя. Нужно обязательно отметить эффективные методы воспитанияи обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов. В беседахнеобходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитателя,профессиональную подготовку и опыт. Огромноезначение для улучшения работы воспитателя имеют правильно поставленные передним задачи, конкретные предложения. Важно фиксировать результаты не тольконаблюдений воспитательного процесса, но и анализа документации, детских работ.Наличие записей о результатах контроля дает наблюдателям богатейший материалдля бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллективаи выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждомувоспитателю. Правильно организованныйконтроль является одним из основных условий научного и рациональногоруководства воспитательным процессом, повышает ответственность каждоговоспитателя за качество его работы с детьми.
воспитание контроль воспитанность учащийся

Выводы по 1 главе
Формирование личностичеловека требует организации системы многопланового воспитания. Воспитаниепредставляет собой особое педагогическое явление, которое очень важно внастоящее время. Управление процессом воспитания, осуществляемое какцеленаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановойдеятельности учащихся. В процессе воспитания человека главной целью являетсяформирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного ксамостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
В ходеисторического развития человечества и педагогической науки понимание теории ипрактики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социальногоразвития общества воспитание предполагает:
• передачусоциального опыта человечества и мировой культуры;
• непосредственноевоспитательное воздействие;
• организациюжизни и деятельности учащегося;
• созданиеусловий для саморазвития личности учащегося, и т.д.
  Главным для воспитательного процесса является ориентация на воспитаниечеловека, готового жить и работать в современном для него обществе, но дляэтого нужен хорошо организованный контроль за процессом воспитания. Контроль представляетсобой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки. Выбор разнообразных форми методов контроля определяется его целями и задачами. Но использованиеразнообразных форм возможно при условии чёткого, обоснованного планирования ивключения в его проведение всех работников образовательного учреждения. Целью контроля является выявление степени отклоненияреального процесса от планируемого, а результатом является банк педагогическойинформации о ходе реального педагогического процесса.

Глава 2. Организация контроля за уровнем воспитанности
2.1 Понятие«воспитанность»
Одна из важнейшихпроблем воспитания — это проблема нравственного становления личности. Напротяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляциижизнедеятельности людей — мораль, в которой закреплены общечеловеческиеценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие междулюдьми.
При определенииисходных положений об уровне воспитанности нужно исходить из целостностиучебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащихсяосуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, воснову которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитаниемследует понимать организацию процесса развития личности. Уровень воспитанностиявляется критерием оценки качества результатов воспитания.
Понятие«воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно.Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий дляцелостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровеньее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смыслепод воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, чтозакономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой егохарактеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматриваетсяобыденным сознанием довольно усечено — как соответствие поведения, поступковчеловека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются,прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формахповедения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надохорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.
Существует два подхода кпониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность — это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требованийморали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания,принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступаетнравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потомучто его ожидает порицание за противоположные действия.
Согласно второмуподходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развитияличности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления одолжном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступаетнравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себяиначе.
К сожалению,традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний,внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не наразвитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когдапроисходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, ановые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у учащихсяспособности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высокомуровне нравственного развития личности.
Смысл воспитаниязаключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самомусебе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственноговыбора. Возникает проблема становления человека как субъекта своейжизнедеятельности, свободного не только принимать решения, но и нестиответственность за свой выбор. В современной системе образования этодостигается не только соответствующей организацией жизнедеятельности учащихся,но и тем, что называют воспитывающим обучением, то есть системой занятий,направленных на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности,вооружения ее способами работы над собой, на осознание, осмысление и выработкусобственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Наиболеераспространенной формой обучения остается этическая беседа, которая строитсячаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответучащихся на заранее известные им вопросы типа «Что такое хорошо и что такоеплохо?»
Воспитанность — этоинтегративная личностная характеристика, представляющая собой системуубеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека,обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениямокружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения иобщения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюсяв его мировоззрении.
2.2 Процесс контроля зауровнем воспитанности учащихся
Однимиз критериев определения качества воспитательного процесса является уровеньвоспитанности.
Под уровнем воспитанностимы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности. Каждыйпоказатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий,средний, низкий. При контроле за уровнем воспитанности учащийся привлекается ксамооценке. Система сочетания самооценки с оценкой воспитуемого позволяетучащемуся самому корректировать свои отношения с миром, управлять собой,заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
Далее воспитуемые проводятобсуждение результатов с самим учащимся в доверительной беседе, в отдельныхслучаях — обсуждение оценки по отдельным показателям на классном собрании. Вдругих случаях — обсуждение оценки уровня воспитанности учащегося с егородителями. Опыт использования оценки воспитанности и процедура её выставленияубеждает в том, что это стимулирует у учащихся процессы самопознания, вызываетжелание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказываетсяна формировании личности.
Эффективное воспитание иобучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творческиактивную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальныхособенностей каждого учащегося и постоянного отслеживания его личностного развития,оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию.
Контроль за уровнемвоспитанности включает в себя диагностические методы, тесты,психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучениепсихологического развития личности. Сравнительный анализ, проводимый поизучении уровня воспитанности, позволяет проследить эффективность процесса воспитания,определить дальнейшие шаги по повышению уровня воспитанности. Контроль нацеленна полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня воспитанностиучащихся, которые обеспечиваются включением в содержание всех элементов воспитательногопроцесса, предусмотренных программой воспитания. Проверка проводится не толькопо проведенным мероприятиям, но и по специальным воспитательным качествам личности.
Так, классные руководители1-2-х и 3-4-х классов используют методику Н. Г. Капустина, по которой ребёнок оцениваетсебя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка.Затем высчитывается средний балл и определяется уровень воспитанности.
У младших школьников классныеруководители воспитывают умение различать справедливость и несправедливость,правильное и неправильное, хорошее и плохое, избирательно относиться к людям, событиями явлениям окружающего мира.
Контроль за уровнемвоспитанности учащихся ведется в течение всего учебного года на 3-х уровнях:высоком, среднем и низком. Это позволяет отслеживать, как меняется уровеньвоспитанности учащихся в течение года и в сравнении за несколько лет.
Контроль за уровнемвоспитанности учащихся позволяет воспитуемым анализировать свою деятельность ипланировать свою воспитательную работу, работу классных руководителей,методическую и управленческую деятельность школы.
Выводы по 2 главе
Само определение “воспитанность”говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результатего воспитания. Воспитанность — это одна из наиболее важных проблем педагогики.
Существует два подходак пониманию воспитанности личности. Согласно первому воспитанность — этоусвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований моралибез достаточно глубокого проникновения. Согласно второму — истиннаявоспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когдадвигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном.
Воспитанность — этоинтегративная личностная характеристика, представляющая собой системуубеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека,обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениямокружающего мира.
Контроль за уровнемвоспитанности учащихся позволяет определить уровень сформированности личности.Он должен везтись в течении всего времени обучения и в течении всего учебногогода. Контроль включает в себя диагностические методы, тесты,психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучениепсихологического развития личности, а также нацелен на полную и всестороннююинформацию о текущем уровне воспитанности учащегося.

Заключение
Высшейценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека,забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствованииличных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условиемгосударства.
Воспитание– это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, наего духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной,общественной и культурной деятельности. В направлениях воспитания трудновыделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер,ценностные ориентации и интеллект.
Воспитание — организованное взаимодействиевоспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания ворганизационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.
Цельвоспитания, на которую необходимо ориентировать современныевоспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условийдля разностороннего развития личности.
Впоследние годы взгляды на организацию контроля над процессом воспитания быстрои радикально меняются. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним ишкола переживают трудный период постижения объективной истины.
Системаконтроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы вцелом за качество процесса воспитания. Система контроля и не можетограничиваться утилитарной целью — проверкой усвоения знаний и выработки уменийи навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальнуюзадачу: развить у учащихся умение проверять и контролировать себя, критическиоценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Важным условием повышенияэффективности воспитательного процесса является систематическое получениеучителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельностиучащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля завоспитательской деятельностью.
Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе воспитания. Он способствует повышениюответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя.Приучению учащегося к систематическому труду и аккуратности в выполненииучебных заданий.
Формами контроля являются собеседованиес педагогами, учащимися, родителями; посещениеурочных и внеурочных занятий и мероприятий; обследованиесубъектов, объектов процесса и результатов воспитательной деятельности; подготовка и заслушивание отчётов(сообщений); по результатам провероксоставляется аналитическая справка.
В течение учебного года необходимоконтролировать следующие аспекты воспитательной деятельности: планированиеработы классных руководителей; организациюдосуга учащегося во внеурочное время. Существуютдва объекта контроля: первый– процесс воспитания;  второй –полученные результаты в данном процессе.
Контроль в воспитательном процессенеобходим для того, чтобы: своевременнополучать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатахвоспитательной деятельности; выяснять наличие или отсутствие отклонений отцелевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению; выявлятьи поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать ипропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления; вноситькоррективы в процессе развития воспитательных отношений, способствовать егооптимальному протеканию.
Что же касается уровнявоспитанности, то измерение уровня воспитанности учащихся проводится на основекритериев и показателей оценки воспитанности. Критерии оценок и показателивоспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать,чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам иконтролируются в течение всего воспитательного процесса.Оценкарезультатов воспитания через качества личности определяется признанием того,что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующихличностных качеств. Признаком высокого уровня воспитанности является наличиеустойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении нарядус проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня воспитанностисвойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотяактивная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень воспитанностипредставляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения,которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешнимипобудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Контроль за уровнемвоспитанности учащихся позволяет воспитуемым не только контролировать уровеньвоспитанности учащихся, но и анализировать свою деятельность и планировать своювоспитательную работу, работу классных руководителей, методическую иуправленческую деятельность школы.

Списоклитературы
1.Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г
2.Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.
3.Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение”
1989 
4.БолотикаЛ.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.
5. ВигманС.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. -208с.
6. ГригоровичЛ.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.:Гардарики, 2003. -475 с.
7. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. — М., 2000.
8. МакаренкоА.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г.
9. ОнищукВ.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянськая школа” 1987 г.
10. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов
 педагогических Вузов в2х книгах – М, 1999г.
11. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.
12. Файзуллина, Г.З.Методика оценки воспитанности учащихся. — 2006. — с. 39-49.
13. Харламов И.Ф. Педагогика:Учеб. Пособие для студентов вузов, -М.: Гардарики, 2002. -517 с.
14. Хофман, Франц. Мудростьвоспитания. Педагогия. Педагогика.- М: “Педагогика”, 1979г.
15. Воспитание //Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия,1987. – С. 248.
16. Педагогическаяэнциклопедия – т.3, стр.369.
17. Педагогическийэнциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б.М. –М.: Изд-во БРЭ, 2002. -528 с.
18. Журнал «Классный руководитель». М., 2000 г., № 3.
19. Воронцов А.Б.:“Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”,журнал « Начальная школа», №1, 1999 г.
20.Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал“Начальная школа”, № 4, 1999 г.
21.Попуянов Ю.А.: “Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности,журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.