Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие речевого дыхания

Реферат
на тему: «Развитие речевогодыхания»

Работу выполнила студентка
Дефектологического факультета
Москва 2008

Анатомо-физиологическиеосновы дыхания
Дыхательная системасостоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочноедыхание (воздухоносные пути, легкие и элементы костно-мышечной системы). Квоздухоносным путям, управляющим потоком воздуха, относятся: нос, полость носа,носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол иальвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного кругакровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием,относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательныемышцы. Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, где оннагревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана слизистойоболочкой с большим количеством сосудов. В верхней части полости носа лежатобонятельные рецепторы. Носовые ходы открываются в носоглотку. Гортань лежитмежду трахеей и корнем языка. У нижнего конца гортани начинается трахея испускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи.
Установлено, чтодыхательные пути от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол) ветвятся(раздваиваются) 23 раза. Первые 16 «поколений» дыхательных путей – бронхии бронхиолы выполняют проводящую функцию. «Поколения» 17-22 – респираторные бронхиолы и альвеолярные ходы, составляют переходную (транзиторную)зону, и только 23-е «поколение» является дыхательной респираторнойзоной и целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами. Общая площадьпоперечного сечения дыхательных путей по мере ветвления возрастает более чем в4,5 тысячи раз. Правый бронх обычно короче и шире левого. Грудная клетка,состоящая из пассивной костно-хрящевой основы, которая соединенасоединительными связками и дыхательными мышцами, осуществляющими поднятие иопускание ребер и движения купола диафрагмы. За счет большого количестваэластической ткани легкие, обладая значительной растяжимостью и эластичностью,пассивно следуют за всеми изменениями конфигурации и объема грудной клетки. Чембольше разность между давлением воздуха внутри и снаружи легкого, тем большеони будут растягиваться.
Основная функция органовдыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью путем диффузиикислорода и углекислого газа через стенки легочных альвеол в кровеносныекапилляры. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определениизапаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевомобмене, в поддержании иммунитета организма.
В воздухоносных путяхпроисходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а такжевосприятие запаха, температурных и механических раздражителей.
Характерной особенностьюстроения дыхательных путей является наличие хрящевой основы в их стенках, врезультате чего они не спадаются. Внутренняя поверхность дыхательных путейпокрыта слизистой оболочкой, которая выстлана мерцательным эпителием и содержитзначительное количество желез, выделяющих слизь. Реснички эпителиальных клеток,двигаясь против ветра, выводят наружу вместе со слизью и инородные тела.
Жизнедеятельность живогоорганизма связана с поглощением им О2 и выделением СО2.Поэтому в понятие «дыхание» входят все процессы, связанные с доставкой О2из внешней среды внутрь клетки и выделением СО2 из клетки вокружающую среду.
У человека различаютдыхание:
1) внутреннее (клеточное, тканевое);
2) транспорт газов кровью или другимижидкостями тела;
3) внешнее (легочное).
Фактически все звеньягазотранспортной системы организма, включая регуляторные механизмы, призваныобеспечить концентрацию кислорода в клетках, необходимую для поддержания активностидыхательных ферментов.
Перенос О2 изальвеолярного воздуха в кровь и СО2 из крови в альвеолярный воздухпроисходит исключительно путем диффузии. Движущей силой диффузии являетсяразница парциального давления О2 и СО2 по обеим сторонамальвеолокапиллярной мембраны. Диффузионная способность легких для кислородазначительная. Это обусловлено большим количеством альвеол и их значительнойгазообменной поверхностью, а также небольшой толщиной (около 1 мкм)альвеолокапиллярной мембраны. Время прохождения крови через капилляры легкихсоставляет около 1 с, напряжение газов в артериальной крови, которая оттекаетот легких, полностью соответствует парциальному давлению в альвеолярномвоздухе. Если вентиляция легких недостаточная и в альвеолах увеличиваетсясодержание СО2, то уровень концентрации СО2 сразу же повышаетсяв крови, что приводит к учащению дыхания.
Процесс внешнего дыханияобусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдохадыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха квыдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человекахарактеризуется частотой и глубиной дыхательных движений. Частота дыханиячеловека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и еевеличина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрасте при физической работе, повышении температурыокружающей среды, а также изменяется с возрастом. Например, у новорожденныхчастота дыхания равна 60-70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25-30 лет – в среднем16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемоговоздуха в течение одного дыхательного цикла. Произведение частоты дыхательныхдвижений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания –вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутныйобъем дыхания – это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин.Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6-8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7-10 раз.
Координированные сокращениядыхательных мышц обусловлены ритмичной деятельностью нейронов дыхательногоцентра, который находится в продолговатом мозгe. Кроме того, к звену аппарата регуляции дыхания относятсяхеморецепторные и механорецепторные системы, обеспечивающие нормальную работудыхательного центра в соответствии с потребностями организма в обмене газов. Кдыхательным нейронам относятся нервные клетки, импульсная активность которыхизменяется в соответствии с фазами дыхательного цикла. Различают инспираторныенейроны, которые активны только в фазе вдоха, и экспираторные, активные вовремя выдоха. Активность дыхательных нейронов зависит также от импульсов,исходящих от хемо- и механорецепторов дыхательной системы. Основным регуляторомактивности центрального дыхательного механизма является афферентнаясигнализация о газовом составе крови, которая поступает от центральных(бульбарных) и периферических (артериальных) хеморецепторов.
Главный стимул, которыйуправляет дыханием, – высокое содержание СО2 (гиперкапния) в крови ив неклеточной жидкости мозга. Чем сильнее возбуждение бульбарных хемочувствительныхструктур и артериальных хеморецепторов, тем выше происходит вентиляция.
Человек в состоянии покоявдыхает и выдыхает около 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным.Если после спокойного вдоха сделать усиленный дополнительный вдох, то в легкиеможет поступить еще 1500 мл воздуха. Такой объем называют резервным объемомвдоха. После спокойного выдоха при максимальном напряжении дыхательных мышцможно выдохнуть еще 1500 мл воздуха. Этот объем носит название резервногообъема выдоха. После максимального выдоха в легких остается около 1200 млвоздуха – остаточный объем. Сумма резервного объема выдоха и остаточного объемасоставляет около 250 мл – функциональную остаточную емкость легких(альвеолярный воздух). Жизненная емкость легких – это в сумме дыхательный объемвоздуха, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха (500 + 1500 + 1500).
Жизненную емкость легкихи объем легочного воздуха измеряют при помощи специального прибора – спирометра(или спирографа).
Развитие дыхательногоаппарата в онтогенезе
Полость носа, еепреддверие и обонятельная область развиваются из обонятельных, носовых, ямок;остальная часть полости образуется из первичной полости рта после того, какнебные отростки разделяют первичную полость рта на собственно ротовую полость иносовую полость.
У новорожденного полостьноса очень узка, дно полости расположено немного ниже линии, проведенной черезоба подглазничных отверстия. Нижний носовой ход почти не развит, слабо развитверхний, наибольший из них средний; полное формирование всех носовых ходовпроисходит к 14-15 годам. Околоносовые пазухи находятся в зачаточном состоянии.Ячейки решетчатой кости формируются к 2 годам жизни; лобная и клиновиднаяпазухи у новорожденного отсутствуют, они появляются в конце первого – началевторого года; пазуха верхней челюсти существует, но развита слабо, и только к 9годам она развита настолько, что ее дно лежит на уровне дна полости носа.
Гортань, трахея, бронхи, легкие– все эти органы дыхания возникают из выпячивания брюшной стенки переднегоотдела кишечной трубки. Краниальные отделы этого выпячивания идут наобразование гортани и трахеи, каудальные отделы образуют два утолщения, изкоторых формируется правое и левое легкое, и главные бронхи. Гортань уноворожденного воронкообразной формы, длиной до 1,53 см, сагиттальный размер меньше фронтального, располагается почти на три позвонка краниальнее,чем у взрослого; с возрастом она опускается и к 13-14 годам занимает положение, как у взрослого. Трахея у новорожденного длиной до 50 мм, по форме воронкообразная и коническая, располагается несколько справа от срединной плоскости,достигает краниального нижнего края IV шейного позвонка, каудально заканчиваясьбифуркацией, расположенной на уровне III-IV грудного позвонка; в 13 лет этот уровень соответствует нижнему краю VI грудного позвонка.
Просвет трахеи непостоянен:у новорожденного несколько уплощен, в дальнейшем имеет продолговатую форму и увзрослого – округлую. У новорожденного с еще не вполне развитыми хрящами задняястенка, лишенная хрящей, составляет значительно большую часть, чем у взрослого.Длина правого главного бронха у новорожденного составляет 1,17 см, левого – 1,6 см, окружность правого- 1,4 см, левого – 1,2 см; в дальнейшем к 15-16 годам длина правого – 3,28 см, левого – 3,05 см, окружность правого – 3,6 см, левого – 3,16 см. Легкие у новорожденного после первых дыхательных движений в сравнении слегкими недышавшего новорожденного значительно больше по размерам. Они болееудлинены, полностью заполняют (вместе с сердцем и вилочковой железой) полостьгрудной клетки. Их нижняя граница сзади на уровне Х и XI ребра, по подмышечнойлинии их нижняя граница проходит на уровне VIII ребра; верхушки легких лежат науровне I ребра. В дальнейшем с возрастом верхушки, как и все органы груднойполости, опускаются. Только в начале второго года жизни соотношения размеровдолей и легких в целом становятся теми же, что и у взрослого. Ростбронхиального и альвеолярного дерева (увеличение количества порядков бронхов ибронхиол) продолжается до 7 лет.
Типы дыхания
Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»;или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохеподнимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящиетугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренновызвать, втянув живот внутрь и послав его содержимое к диафрагме. При этомтолько верхняя половина легких наполняется воздухом. Большая же его часть недостигает альвеол и не вступает в полезный газообмен. У людей с закрепившимсяверхним дыханием вырабатывается привычка дышать ртом. Воздух при этом какследует не очищается и не согревается.
Среднее дыхание называют еще межреберным илигрудным. Воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Включает чертыверхнего дыхания (ребра поднимаются, а грудь немного расширяется) и нижнего(диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад). Это дыханиезачастую также остается поверхностным.
Нижнее дыхание называют еще «брюшным», или«глубоким». Характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном издвижения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как толькоопускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимаетнижнее дыхание. Оно часто возникает также и во время сна.
Смешанное дыхание объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерновентилируя все части легких.
Особенности речевогодыхания
Речевое дыханиепредставляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание иартикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.
В процессе речи существенноувеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычноделается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдохосуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идеттолько через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объемавоздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большоезначение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходованиявоздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимозвучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логическизавершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).
При нормальной фонации вовремя произнесения всех звуков речи, у человека происходит отделениеносоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
При нормальномпроизнесении назальных звуков м, м’, н, н’ воздушная струя свободно проникает впространство носового резонатора.
В процессе устной речипериодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворениябиологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочногодавления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательныхпауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм.Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст насмысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5сек.
Особенности речевогодыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыханиеринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движенияхвоздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенкуприходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточноглубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень неэкономный.
Наиболее типичныелепетные звуки артикулируются ребенком беззвучно и тихо в связи с утечкойвоздуха через носовые проходы.
С первых занятий надоприучать ринолалика к правильному экономному выдоху. Для развития постепенноговыдоха используются упражнения на различные виды вдоха и выдоха (вдыхать ивыдыхать через нос; вдыхать носом, выдыхать ртом; вдыхать ртом, выдыхать носом;вдыхать и выдыхать ртом). Затем все четыре варианта вдоха и выдоха тренируютсяс паузами между вдохом и выдохом от 1 до 5 секунд.
Тонкая координированнаяработа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производствеактивного речевого выдоха. У детей с дизартрией определенную роль в нарушениидыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременнаяспастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевоговыдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключениемдиафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется ипостепенно перемещается вверх, т.е. функционирует вместе с выдыхательнымимышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами,осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох.
Большое значение внарушении активного выдоха у детей с дизартрией (ДЦП) может иметь общий недостаточныйобъем их дыхания, который в значительной степени может зависеть от вынужденногонеподвижного положения ребенка. Работами И.А. Аршавского (1961) было показано,что более совершенное функционирование дыхательного центра возникает у детейпосле реализации позы сидения. У детей с церебральными параличами «дозревание»дыхательного центра часто бывает нарушенным.
Приёмы развитияречевого дыхания
Работа по формированиюречевого дыхания включает в себя следующие этапы:
1) Расширениефизиологических возможностей дыхательного аппарата (постановкадиафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
2) Формированиедлительного фонационного выдоха.
3) Формирование речевоговыдоха.
Формирование речевоговыдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно,что плавность речи – это целостное непрерывное артикулированиеинтонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одногонепрерывного выдоха.
Постановкудиафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобыпостановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.
В дошкольном возрастеформирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе вположении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, идиафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливаетсяавтоматически.
В дальнейшем длятренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используютразличные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методическиеуказания.
1. Дыхательные упражнениядолжны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание напроцессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольноговозраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенокнепроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения натренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: рукииз положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или изположения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны снаклоном вниз или в стороны.
4. Большинство упражненийдля детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (восновном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слухконтролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует уребенка обратную биологическую связь.
Ребенок находится вположении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота(диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот“хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Этоупражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться безусилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоскибумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихоподуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает техдетей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Лопнула шина
Исходное положение: детиразводят руки перед собой, изображая круг – “шину”. На выдохе дети произносятмедленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рукаложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легкосжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать“лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемуюручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”.При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражненияаналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук“ф-ф-ф”.
Жук жужжит
Исходное положение: рукиподнять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, детипроизносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делаютнепроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: рукиподнять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносятпротяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились сдерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Гуси
Исходное положение: рукипоставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз.Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.
Приемов, направленных наформирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И.Селиверстов, 1987, и др.).
У детей более старшеговозраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания можетпроисходить более осознанно.
Тренировка речевогодыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться.Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание надвижения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рукаподнимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению переднейстенки живота.
После того, какнатренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то жеупражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох,рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.
Полезно также проверить“глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Дети встают перед большимзеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки.Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.
Длительность и силавыдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:
1. Выдох под мысленныйсчет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
2. Произнесение на выдохщелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.
3. “Прокатить выдохом”воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального выдохаможно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др.
В дальнейшемдиафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физическихупражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Одной из распространенныхошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнениелегких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнеенапряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.
Следующим этапом работыявляется развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационноговыдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений междудыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессевдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
После того как детиосвоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагаетсяпроизнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.
Постепенно наращиваетсяколичество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А –О – У – И (эталон гласных звуков).
Диафрагмальный вдох ивыдох во время выполнения этих упражнений ребенок может контролировать ладонью,положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительностьфонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.
Значительно успешнееразвивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, прииспользовании компьютерных программ “Видимая речь”.
Третий этап работы наддыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнениявводятся слоги, слова, фразы.
При усвоении новыхнавыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключениеразличных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировкадолжна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий,проводимых с детьми.
Поскольку формированиеречевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачии голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.
Упражнения дляформирования речевого дыхания у подростков и
взрослых (Н.П.Вербовая, О М. Головина, В.В. Урнова)
Упражнение 1
Встать прямо. Правую рукуположить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желаниевдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущениевдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную вцикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужнопроделать три раза без перерыва.
При выполнении данногоупражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, иоставались спокойными плечи.
Упражнение 2
А) Встать парами: 1человек – дышит диафрагмой, второй – кладет руки ему на плечи и грудь ипроверяет дыхание.
Б) Встать прямо. Кистирук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четырепальца – на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужноначинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот.Повторить упражнение три раза.
Упражнение3
Стоять прямо. После предварительноговыдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма,нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начатьвыдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху.Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть “опоройдыхания”.
Научиться сохранять опорудыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организуетработу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдохчерез узкое отверстие, образованное губами.
При выдохе должно бытьтакое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушногостолба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнениепроделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхнейчасти грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо,влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.
Упражнение 4
Медленный вдох через носи медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (“Свеча”,в данном случае, может быть и воображаемой.), которая стоит недалеко от вас.Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи. Затем сновасделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше,чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящуюуже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удалениясвечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.
Упражнение 5
Делать быстрый вдохносом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее.Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечуеще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают схорошей активностью.
Упражнение 6
Для того чтобы приучитьсебя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним ихсчету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха – насчет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в моментподготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнениебудет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – однаединица, выдох – шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдохртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнениевыполняется три-четыре раза.
Упражнение 7
Данное упражнениерассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков –звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных справильной их установкой.
Встать прямо. Сделатьвыдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы ненадувались щеки – выдыхаемая струя выходит только через щель, образованнуюзубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы привдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд,следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
Упражнение 8
Исходное положение то же,что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцатьединиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмязвуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение такжепроделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.
Упражнение 9
Сделать быстрый вдох, ина одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку несжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одномвыдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных:ПТК.
Упражнение 10
Полный вдох берется натри единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходитв несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательныхмышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкоеотверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательностьупражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох – однаостановка – выдох десять-двенадцать единиц.
Упражнение 11
Выдох идет при счетевслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количествосчета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, схорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести допятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранятьсостояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но незадерживать сам выдох.
Парадоксальнаядыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
дыханиеартикуляция вдох речь
В логопедической работенад речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широкоиспользуется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
В гимнастике основноевнимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно,эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, – это уметьзатаить дыхание, “спрятать” дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдохуходит самопроизвольно.
При обучении гимнастикеА.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.
Правило№1
“Гарью пахнет! Тревога!”И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чеместественнее, тем лучше.
Самая грубая ошибка –тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный ичем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организуетактивный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, догрубости, нюхайте воздух.
Правило №2
Выдох – результат вдоха.Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – нолучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: “Гарью пахнет!Тревога!” И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением.Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегкаприоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным.Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткомувдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило №3
Повторяйте вдохи так, какбудто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения ивдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп – 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов.Норма урока – 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Пауза междудозами вдохов – 1-3 секунды.
Правило №4
Подряд делайте стольковдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.
Весь комплекс содержит 8упражнений. В начале – разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширинеплеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь.Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их.Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага “сотню” вдохов.Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, какукол, мгновенный. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда?”
Чтобы понять нашу гимнастику,делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой-левой,правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике. Сделайте96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно приходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад,вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящейсзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: “Ноги накачиваютв меня воздух”. Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий, как укол, ишумный. Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой,поднимая левую – на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобыдвижения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохампосле каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько,сколько сможете сделать легко.
Движения головы
1. Повороты.Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно скаждым поворотом – вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: “Гарьюпахнет! Откуда? Слева? Справа?” Нюхайте воздух.
2. “Ушки”. Покачивайтеголовой, как будто кому-то говорите: “Ай-яй-яй, как не стыдно!” Следите, чтобытело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому.Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
3. “Малый маятник”.Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью? Снизу?Сверху?”.
Плавные движения
1. “Кошка”. Ноги наширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте еедвижения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжестьтела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону выповернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
2. “Насос”. Возьмите вруки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, чтонакачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон –кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надобыстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонамичасто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемыйнасос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов, это – самоерезультативное. “Насос” особенно эффективен при заикании.
3. “Обними плечи”.Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе ипоставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другутак, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть,чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждымброском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи.Думайте: “Плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом.Локти не разгибайте.
4. “Большой маятник”. Этодвижение слитное, похожее на маятник: “насос”-“обними плечи”, “насос”-“обнимиплечи”. Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад,руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, какмаятник.
5. “Полуприседы”. Однанога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чутькасается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, какбы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох –короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движениярук.
Заикающимся А.Н.Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков навдохе.
При выполнении упражнения“насос” на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд.Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания:
три, тре, тра, тру;
кри, кре, кра, кру;
при, пре, пра, пру и т.п.
На следующих тренировкахдобавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке):
рир, рур, pep, pap;
лил, лул, лел, лал;
мим, мум, мем, мам;
нин, нун, нен, нан;
вив, вув, вев, вав;
фиф, фуф, феф, фаф;
зиз, зуз, зез, заз;
жиж, жуж, жеж, жаж;
шиш, шуш, шеш, шаш;
чич, чуч, чеч, чач;
щищ, щущ, щещ, щащ.
Далее следует специальнаятренировка “затаенного” дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимальнозадерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенноколичество произнесенных на одном выдохе “восьмерок” увеличивается. На одномкрепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше “восьмерок”. С третьейили четвертой тренировки произнесение заикающимся “восьмерок” сочетается нетолько с наклонами, но и с упражнением “полуприседы”. Главное, по мнению А.Н.Стрельниковой, почувствовать “схваченное в кулак” дыхание и проявить выдержку,повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании.Разумеется, “восьмеркам” на каждой тренировке предшествует весь комплексперечисленных выше упражнений.
А.Н. Стрельниковауказывает, что дети охотно делают эту гимнастику, особенно если она идет вмузыкальном сопровождении. Но темп для них должен быть медленнее. Торопить ихнельзя. Урок следует превратить в игру. Например, изображать кошку, котораяпоказывает зубки и пытается поймать воробья. И нюхает, нюхает воздух. Пусть онивыполняют приседы, танцуя, как дикари вокруг костра. Такие занятия лучшепроводить в группе с несколькими детьми.
 

Список использованнойлитературы
 
1.  Федюкович Н.И. Анатомия и физиологиячеловека: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – Р-н/Д: Феникс, 2003. – 416 с.
2.  Ткаченко Б.И. Нормальная физиологиячеловека. – 2-е изд. – М.: Медицина, 2005. – 928 с.
3.  Логопедия: учебник для студ.дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. − 5-еизд. − М.: Владос, 2008. – 703 с.
4.  Семенова К.А., Мастюкова Е.М.,Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии. //Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. − Кн I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. − Ч. 2.: Ринолалия. Дизартрия.: пособие для логопедов и студ. дефектол.факультетов пед. вузов. / Шаховская С.Н. и др.; под ред. Л.С. Волковой. −М.: Владос, 2006. − 303 с.
5.  Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание.Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. “Логопедия”. – М.: В. Секачев,1998. – 304 с.: ил.
6.  Вербовая Н.П., Головина О М., Урнова В.В.Искусство речи. − М., 1977.
7.  Кочеткова И.Н. Парадоксальнаягимнастика Стрельниковой. − М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :