Министерство Образования, Молодёжи и Спорта РеспубликиМолдова
ПедагогическийКолледж имени Алексея Матеевича, г. Кишинёва
Дидактический
проект
учитель: Данильченко Н.M.
методист: Даний Н.Н.
оценка .
По педагогической практике
Тема : «Традиции и обычаи»
Учащйся IIкурса
24 школьнойгруппы
специальность:«Педагогика начального обучения»
Гром Ирины
Кишинёв, 2005 Ø Дата 29.11.05
Ø Школа русско-украинская начальная школа №95
Ø Класс 4 «В»
Ø Учитель Данильченко Н.М.
Ø Методист Даний Н.Н.
Ø Предмет классный час
Ø Тема «Традиции и обычаи»
Ø Ключевая цель: сформировать у учащихся понятия «традиции» и «обычаи», помогая интегрироваться в
мировую культуру.
Ø Операциональные цели;
0.1. – Рассмотреть молдавские народные традиции;
0.2. – Ознакомиться с обычаями и праздниками в Молдове;
0.3. – Обсудить праздники разных стран мира в игровой (конкурсной) форме;
0.4. – Получить представление об основных чертах народностей, чьи праздники обсуждаются;
0.5. – Помочь придти к выводу, что какой-либо один праздник или культура одного народа
не может быть лучше культуры другого;
0.6.- Найти похожие праздники, традиции и обычаи у разных народов.
Оборудование: традиционное молдавское ручное вышитое полотенце; традиционное украинское ручное вышитое полетенце; эскиз национальных костюмов разных народностей Европы; магнит для классной доски; иллюстрация детей в карнавальных костымах; небольшое зеркало; бумага для конкурса.
Ø Библиография:
1- книга на рум. языке «Фольклор и народные традиции», Петре В. Штефанукэ
2 книга на рум. языке «Урок в 1-ом классе», Е.Я.Морей, 1986 г.
3- книга «Педагогика и Психология», Г.Н Кудина, А.А.Мельник-Пошаев, З.Н.Новлянская; 1988г.
4- книга «Педагогика и Психология», Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая; 1987г.
5- книга «Кулинария», Н.И.Губа, Б.Г.Лазарев; 1989г.
6- конкурсы с интернет сайта www.traditii.ro
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стратегические основы урока
Дозировка
Методы и приёмы
Оборудование
0.1.
0.2.
0.1.
0.6.
Приготовить классную доску. Украсить её национальным полотенцем, прикрепив его сверху доски, края полотенца свисая, образуют форму буквы Л. Посредине этого узора из полотенца написать тему урока. К доске магнитом прикрепить иллюстрации и высказывания-цитаты. Ход урока:
Здравствуйте. Садитесь. Давайте приготовим листок бумаги и ручку, они понадобятся на уроке. Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Что люди называют «традициями», а что «обычаями»? То, что становится традиционным, привычным, характерным для народа. Традиции показывают главную черту народа и, изучая обычаи и традиции разных стран, можно познакомиться с историей и культурой народов. Так много закладывается в традиции. Обычаи – то, что стало обычным, наши действия, поступки и слова на праздничных событиях. Что бывает традиционным? Традиционный костюм, еда, традиционные песни, обряды, ритуалы, национальные праздники. Всё это традиции. Что из еды традиционного в Молдове? Без брынзы и мамалыги невозможно представить молдавский стол. Кроме того, применяют различные приправы, чеснок, чебрец, гвоздику, леуштян. Национальные изделия из муки – вертуты с брынзой, плацынды с творогом, тыквой, яйцом и укропом. Один из древних способов приготовления еды – жарень на гратаре (рашпере) – переняли многие народности. Популярны мититеи и кырнацей на гратаре. Самые главные национальные блюда – это чорба деличиоасэ, фасолица, соус муждей, фриптурэ пофтоасэ, сэрмэлуце молдовенешть(голубцы), вертуты, кырнацеи и мититеи. Молдова – европейская страна с богатой многовековой историей и культурой. Народные традиции составляют неотъемлемую часть культурного наследия, причём этническое многообразие этой территории не только не разрушило традиционный уклад, но и придало ему новый колорит, образовав оригинальный конгломерат обычаев, ритуалов, обрядов, сохранившийся до сих пор в сёлах Молдовы. Основная черта молдавского народа – это гостеприимство. В Молдове всякий гость принимается тепло и радушно. У хозяина гостеприимного дома всегда найдётся стакан доброго молдавского вина, а у хозяйки – самые вкусные блюда. Гостей, как правило, приглашают в «Каса маре», самую красиво убранную комнату, где отмечаются все важные события и проходят семейные праздники. А праздников в Молдове много. Принять в них участие может каждый. Зимние праздники, к примеру, сопровождаются колядками, пожеланиями, театрализованными сценками, исполняемыми как детьми, так и взрослыми, движущимися от дома к дому и сообщающими о пришествии Нового Года. Все с нетерпением ждут прибытия Мош Крэчун (Деда Мороза) с мешком, полным подарков. Дети, как правило, особенно тщательно готовятся к этой встрече: подбирают костюмы, маски, репетируют театральные сценки ...
Рассказ
Рассказ
Национальные полотенца, плакаты с национальными костюмами разных народов Европы.
См. Приложение
5 минут
5 минут
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стратегические основы урока
Дозировка
Методы и приёмы
Оборудование
0.2
0.6.
0.2.
0.3.
0.3.
Традиционно молдавским праздником считается Мэрцишор – символ весны. В Марте все жители Молдовы(и не только) прикрепляют себе к груди мэрцишор – символ этого праздника пробуждения природы, сплетённый из красной и белой нити. Также весной отмечается религиозный праздник Пасха или, иначе говоря, Воскресение Иисуса Христа. Люди заранее готовятся к этому празднику, стараясь как можно богаче уставить праздничный стол разнообразными блюдами и напитками, традиционными крашеными яйцами и пасхальными куличами. Со временем расписные пасхальные яйца стали настоящими произведениями народного промысла и известны далеко за пределами Молдовы.
Многие традиционные праздники в нашей стране представляют некое смешение элементов, характерных для сельскохозяйственного, пасторального, религиозного календарей, смешение, которое превратилось в постоянный источник добродушия, тепла и гостеприимства. В Молдове ещё принято омечать день языка – Лимба Ноастрэ, день независимости, различные конституционные праздники, день труда 1 мая, день защитников отечества 23 февраля, женский день 8 марта, день дурака 1 апреля, день победы 9 мая, день учителя, день защиты детей и др. В разных странах есть необычные для нас праздники, но это не значит, что какой-либо праздник лучше или хуже, праздники приняты народом, являются его историей и традицией, поэтому все праздники не делят на хорошие и плохие. Какие есть – такими их и принимают. Например, в Великобритании есть праздник: Фестиваль пантомимы 15 января. Сейчас мы увидим как вы понимаете, что такое пантомима. Проведём с вами конкурс. Кто хочет учавствовать? 4 человека. Учитель рассказывает одному учаснику ситуацию: «у отца было 3 сына, старший умный был детина, средний был ну так себе, младший был не в себе». Он должен без слов показать второму ученику всю историю, второй — третьему, третий — четвёртому. Затем, начиная с последнего, все рассказывают, что поняли.
Ещё один праздник пришёл к нам из другой страны, но теперь он принят почти во всём мире. 14 февраля – день Святого Валентина – праздник влюблённых. Во времена правления Римской империей Клавдием 11 в римском городе Терни жил романтичный священник Валентин, который покровительствовал влюблённым, мирил ссорящихся, помогал писать любовные письма и даже тайно венчал влюблённых.
Участие в конкурсе
Объяснение
Метод Иллюстрации
Конкурсный метод
Плакат с изображением карнавальных праздничных костюмов
См. Приложение
5 минут
10 минут
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стратегические основы урока
Дозировка
Методы и приёмы
Оборудование
0.4.
0.4.
0.5.
0.6.
0.5.
Проведём такой конкурс, как в этот праздник. Все могут участвовать. На своих листиках вы возьмите и опишите, что такое любовь. Кто оригинальнее напишет, необычнее – тот выиграл. Итак, любовь – это ... У вас есть 1 минута.
Читаем самые оригинальные описания. А праздник 23 февраля – день всех мужчин, были они в Армии или нет. Этот праздник серьёзным мальчиков. Которые мало смеются, поэтому проведём конкурс на того, кто не засмеётся. Кто будет участвовать? 2 человека. 1 ведущий, а второго сменяем. Ведущий говорит: «если ты любишь меня, улыбнись» и старается расмешить второго, гримасничать, смеятся, горевать, упрашивать и др. чтоб расмешить другого. А второй говорит: «я люблю тебя, но не могу улыбнуться» и сохраняет серьёзное выражение лица. ... Ещё один праздник традиционно отмечают у нас и в других странах: День смеха / День дурака 1 апреля Считается, что обычай раз в году разыгрывать друг-друга и врать напропалую впервые возник во Франции. Но еще древние римляне отмечали 17 февраля «праздник глупых» В Восточной Индии традиция розыгрышей существует с незапамятных времен, но происходит 31 марта. Традиция живет и теперь. Причиной такой своеобразной традиции стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами. Проведём такой конкурс: «самый-самый». Кто у нас самый красивый и смелый? Вот тебе зеркальце. Ты должен (должна) при вех сделать себе 10 комплиментов, глядя в зеркало, но нельзя смеяться и повторяться. Остальные пытаются тебя рассмешить. Готовы? Вперёд.
В Америкетоже много праздников, т.к. много народностей. Представители каждой этнической группы здесь соблюдают свои традиции и отмечает свои праздники, но эти праздники не являются государственными. Например, евреи отмечают религиозные праздники в сентябре, причем большинство работодателей с пониманием относятся к этому и позволяют им не выходить в этот день на работу. Американцы ирландского происхождения 17 марта шумно празднуют день Святого Патрика. Поздней зимой отмечается, имеющий французские корни, праздник «Марди гра». При всем многообразии национальностей и традиций в США, как и во всякой стране, есть чисто американские праздники, которые объединяют всех граждан США вне зависимости от верований, национальности и цвета кожи. Мы видим, что многие праздники отмечают в разных странах, а некоторые праздники даже очень похожи, имеют общий корень.
Так о чём мы сегодня говорили? А зачем?
Чтоб мы увидели, что все народы хороши и все праздники интересны. Чтоб люди на всей Земле были дружными, не ссорились из-за национальных различий. На этом наш урок окончен. Досвидания.
Может получится смешно:
любовь-это чувство, которое ты чувствуешь, когда ты чувствуешь такое чувство,, которого раньше не чувствовал.
Ученик перечисляет комплименты
О традициях и праздниках
Конкурсы
Метод демонстрации,
Пример,
Разъяснение,
Метод — закрепление
Бумага
Зеркало
См. Приложение.
5 минут
5 минут
5 минут