Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование графических навыков у детей II младшей группы

--PAGE_BREAK--
2. Особенности формирования графических навыков

у детей дошкольного возраста

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно – образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами  передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно – синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают  правильное движение. Однако надо помнить,  что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.

Изображение формы в рисовании осваивают дети не сразу. В процессе рисования воспитатель поощряет стремление малыша повторять появившееся простые очертания форм, предлагают назвать их.  Если ребенок не отвечает, не следует торопить с ответом, постепенно малыш сам назовет, что получилось

Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно – игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.

Начиная с первой младшей группы, рисование имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.

Во второй младшей группе воспитатель продолжает знакомить детей с доступными их пониманию произведениями изобразительного искусства. Это, прежде всего картинки с отображением явлений природы в разное время года, книжки – игрушки, в которых дан художественный образ, доступный ребенку 3-4 лет. С интересом рассматривают дети изображения смешного медвежонка, зайчика и других зверушек. Педагог должен принимать активное участие в процессе рассматривания, он помогает маленькому ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Дети 3-4 лет знакомятся  также с некоторыми предметами декоративно – прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре на деревянной  лошадке – качалке, любуются нарядным сарафаном на матрешке. Воспитатель стремится  вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.

Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисованием и во время самостоятельной  деятельности. Перед занятием  показ произведений изобразительного искусства  воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстраций.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни  отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находят отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа.

Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание  на положение корпуса во время рисования.

На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».

Программа по изобразительной деятельности осваивается детьми в течении года. Чтобы проверить каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию воспитатель в конце года предлагает задания,  которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду  карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более  целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет  большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям–осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие – медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка – координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу  формы предметов или на построение узора, на украшение.  Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна – дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

На занятиях по рисованию у детей развивается речь: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.

Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более  позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.

Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.

Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения.
3. Методы и приемы формирования графических навыков

Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.  Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия,  и,  что особенно важно,  показать и пояснить, как следует действовать, то есть сами способы действия.

Научить правильному держанию карандаша, кисти, ножниц, способам действия с красками, клеем и т.д. невозможно, не показывая, как следует это делать. По одному объяснению на словах трудно научиться правильно, действовать руками даже взрослому. Ребенку 2 – 3 лет трудно понять это даже  и тогда, когда ему показывают. На первых порах нужно вставить карандаш в руку ребенка, сжать его между пальчиками. Лишь ощутив палочку карандаша в пальцах, ребенок может самостоятельно повторить эти действия.

Примерно к трем с половиной годам дети научаются воспринимать показ способа действия.  В дальнейшем всякий новый прием им показывается,  и показ сопровождается объяснением.

Объяснение постепенно  изменяется по характеру.  Во второй младшей группе воспитатель  называет свои действия, устанавливая их последовательность. Действие совершается одновременно со словом.

На глазах у детей воспитатель рисует,  поясняя свои действия.  Благодаря объяснению  подражание не носит  механического характера: дети понимают, что и зачем делают.

Для того чтобы осуществить основную задачу программы – подвести детей к изображению, воспитатель использует различные приемы обучения.

Развивая координацию рук детей,  обучая их наносить определенные линии на бумагу, воспитатель в образной форме может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад – вперед), затем более сложные (вращение на одном месте – клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда – сюда» или «Вверх – вниз», а позже называет движение: «Дым идет, дым идет» и т.д. Игра такого рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Дети затем по своей инициативе охотно повторяют их.  Они запоминают и названия, которые воспитатель дает получаемым штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает»,  «огонек говорит». Движения и получаемые штрихи ассоциируются у детей с известными им явлениями. Процесс рисования, отражающий какое – либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможности выразить его в рисунке.

Воспитатель проводит иногда занятия по рисованию, которые носят характер  двигательной, ритмичной  игры. Задания увлекают детей своей простотой.

Организуя с детьми наблюдения за явлениями природы, воспитатель отдельные явления может предложить им для рисования. Он дает детям бумагу цветных тонов и яркую краску. На мольберте показывает, как кисточкой можно нарисовать, что «листочки о ветру летят». Карандашами детям предлагается  нарисовать «кап – кап, дождик идет».

В зависимости от содержания задания детям может быть предложена бумага контрастных цветов.  Так, нарисовать «как солнышко светит в окошко» интереснее и выразительнее, если дать детям бумагу («окошечки»)  не белого, а серого или  синего цвета. На этом фоне «солнышко» (оранжевое пятно) будет «ярче светить». Дети радуются теплому солнышку, воспитатель напоминает им стихи:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Предложив нарисовать карандашом или красками «яркое, теплое солнышко», воспитатель может сопроводить показ изображения словами:

Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг –

Это солнышко сияет…

Целесообразно перед занятием вызвать двигательную активность детей: предложить им потопать ножками, попросить кого–либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать «солнышко», «листочки» (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищи рисуют, им очень хочется самим взять карандаш, кисть и рисовать на своем листе.

В первой младшей группе может иметь место сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ветках елки и в  окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого  или желтого цвета и т.д.). Благодаря совместным усилиям педагога и детей  создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка.  В этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.

Занятия такого характера целесообразно проводить с небольшой группой  детей (5-6 человек). Хорошо затем на стенде поместить рисунок и предложить детям рассмотреть, какие яркие огоньки «зажглись» в темных окнах или  на ветках  темно – зеленой ели и т.д.

В течение года воспитатель  предлагает детям рисовать по желанию. На этих занятиях он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков.

В начале года, когда дети начинают осваивать  движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности и лишь постепенно, когда дети уже произвольно повторяют случайно полученное изображение, воспитатель может спрашивать, что нарисовано, может предлагать что–то изобразить.

Можно с детьми 2,5 лет проводить отдельные занятия характера игры «Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано («солнышко», «домик», «флажки», «цветочки» и т.д.), причем восприятие предмета  связывают с каким-либо предметным действием. Если они затрудняются, воспитатель сам замечает наиболее характерные рисунки, например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась,  наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.

В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становятся, узнаваемы не только для взрослых, но и для детей, что доставляет ребенку большую радость. У детей начинает формироваться  способность оценки результатов своего творчества. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем форм.

Обогащая детей новыми представлениями,  воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов.

Занятия рисованием воспитатель может проводить в форме игры – драматизации, вызывая у детей интерес к процессу и результату работы. Элементарная коллективная работа будет способствовать воспитанию  у детей интереса к рисункам своих товарищей.

На занятиях рисованием воспитатель  обучает детей приемам работы карандашами, красками. Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами,  необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать кисть, карандаш. В течении занятия воспитатель следит за выполнением этого требования.

Во второй младшей группе с целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.

В отдельных случаях  показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет  выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но кинестетически (рукой).

В некоторых случаях целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий ребенка материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что  ей можно подарить, нарисовать. Возьмите карандаши или краски и придумайте подарок кукле».

Таким образом, использование воспитателем наглядных и словесных методов поможет успешному овладению детьми техническими навыками в рисовании.

Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринимал действия педагога, но и повторял их.

Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается  на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно, это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем больше значение имеет для них исполнительная сторона:  плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.

Изучение развития  предметных движений, проведенное Я. З. Неверович, показало,  что, наблюдая действия взрослых,  ребенок, прежде всего, обращает внимание  на их результат. Подражая этим действиям, он так же ориентируется на результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приемов, но, заботясь об их   усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает наиболее правильные. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления.

Правильные графические умения и навыки нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. Если же неправильные навыки уже сложились, тогда изобразительные  задачи,  стоящие перед ребенком, отвлекают его внимание от применения правильных способов действия. Вместе с тем отсутствие правильных навыков мешает ребенку выполнять упражнение.

Психологические исследования, проведенные под руководством А. В. Запорожца, показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков.

Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.

Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Ребенок, понимая, что обозначает то или иное слово, какое движение с ним связано, В дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.

Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей трех лет воспроизведение способа действия только на словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнении, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснение. Например, показывая детям, как надо закрашивать изображение, педагог говорит: «Веду кисть сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз». При последующих показах словесная инструкция может быть несколько расширена: «Закрашивать надо сверху вниз, сверху вниз, линии вести не останавливаясь».

На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но так же в интонационно – ритмической. Так, педагог, предложив детям нарисовать много шариков, регулирует процесс, говоря: «Еще шарик, еще шарик, еще шарик». Эти слова определяют ритм кругообразного вращения руки ребенка, не дают задерживать движение, организуют его во времени. Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.

Правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.

Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать снизу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением туда – обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче и слабо – если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской:

1.      Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.       При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.       При рисовании широких линий нужно  опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно  к  бумаге.

4.      Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

5.       При закрашивании рисунков  кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.

6.      Каждую линию при закрашивании  и при рисовании нужно проводить только один раз.

7.      Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности.

Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Уже после второго-третьего занятия дети называют правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистью, правила, определяющие, как держать инструмент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.

Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять.

Также надо позаботиться о том, чтобы дети знали названия пальцев руки: большой, указательный, средний; понимали значение таких пространственных понятий как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно; знали,  что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм – округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими  названиями нужно не тогда, когда дается правило, а раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, в быту.    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Анализ проведенной работы в детском саду

С первых же занятий у детей воспитывается устойчивый интерес к рисованию, который к четырем годам принимает более целенаправленный характер. Интерес к результатам данной деятельности формируется постепенно, так как в начале года дети, создавая рисунок, полностью поглощены процессом деятельности и мало заботятся о качестве получаемого результата.

На коллективных занятиях у детей воспитывается умение слушать словесные указания, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Дети стремятся получить простейшие изображения в рисунках. Изобразительная деятельность постепенно начинает приобретать преднамеренный характер.

Воспитывая у детей умение участвовать в коллективных занятиях, педагог обращает их внимание на работы товарищей, формируя доброжелательное отношение к ним, умение интересоваться работами других.

Развитие способности передавать форму предметов требует определенного развития движений рук – их координации, плавности, ритмичности. Ребенку необходимо овладеть произвольностью направления движений, силой нажима.

Изображение предмета требует развития наблюдательности,  способности дольше останавливать внимание на предметах и различном наглядном материале. Дети начинают замечать некоторые присущие данному предмету особенности, отдельные черты могут переносить в рисунок.

В результате организации воспитателем восприятия  окружающих предметов у детей образуются зрительные представления, и они создают изображения неполные, обобщенные, но все-таки узнаваемые детьми и взрослыми.

На занятиях начинают постепенно развиваться чувства цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.

У детей формируется умение выбирать цвета,  которые им больше нравятся, привлекают их внимание. Наряду с этим развивается наблюдательность в отношении реальной окраски предметов. Развивая детское изображение, воспитатель предлагает детям придумывать самостоятельно содержание рисунка (замысел детей этого возраста еще очень прост, примитивен и неустойчив.).

Процесс изображения ребенок сопровождает речью, которая дополняет то, чего он еще не может передать в рисунке. Дети говорят о нарисованных предметах, об их назначении, например, изображая лопатку, ребенок говорит: «Этой лопаткой я  копаю песок, у меня есть такая лопатка». Склонность маленьких детей играть во время рисования  используется воспитателем для уточнения представлений ребенка, для углубления его переживаний и чувств.

Освоение изображения требует развития у детей самостоятельности, активности. Воспитатель не должен сильно опекать действия ребенка. Учитывая индивидуальные способности ребенка,  он знает, кому необходима конкретная помощь показом действий,  кому достаточно напоминание словом. Детям предоставляется возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки и умения по рисованию.

Мы знаем, что готовность определяется возрастными особенностями и  уровнем приобретенного опыта. Для нахождения контакта с детьми было проведено предварительное знакомство с ними и беседа, в ходе которой мы узнали интересы детей, их взаимоотношения, что необходимо нам для  дальнейшей работы.

Для реализации целей и задач нами была проведена исследовательская работа, состоящая из трех частей:

1.      констатирующий эксперимент;

2.      формирующий эксперимент;

3.      контрольный эксперимент.

Первым этапом экспериментальной работы было проведение занятия констатирующего эксперимента на тему: «Бублики» (рисование красками).Для выявления основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста была задействована контрольная и экспериментальная группы, всего участвовало 6 человек, по 3 человека в каждой группе, примерно с одинаковым уровнем развития.

Были разработаны критерии диагностики, результаты которой включены в таблицу.

                          Результаты констатирующего  эксперимента.



Ф.И.О.

Понимание

целей и задач

на уроке

Проявление

интереса

в  процессе

выполнения

задания

Использование

полученных

знаний и

умений для

достижения цели

Прочность

сформиро-ванных

знаний

Творческое

отношение

к работе

Соблюдение методической

последова-тельности

в работе

Общий

балл

1. Тарантина

Надежда

3

2

3

2

3

2

2,5

2.Кравцов

Александр

3

2

2

2

2

2

2,1

3.Олейников

Данил

2

1

2

1

2

2

1,6

4.Тимонова

Анастасия

3

2

3

2

2

2

2,3

5.Фролов

Роман

3

2

2

1

2

2

2,0

6.Зотова

Елена

2

1

1

1

2

2

1,5



1, 2, 3 — экспериментальная группа

4, 5, 6 — контрольная группа

3 — высокий балл, 2 — средний балл, 1 — низкий балл.
Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:

1. малая для своего возраста база  образов и понятий;

2. малая эмоциональная отзывчивость;

3. слабо развита мелкая моторика, так как слишком зажата рука при работе, что ведет к быстрой утомляемости детей и притупляет внимание.

4. некачественное выполнение работы.

Таким образом, принимая во внимание  анализ детских работ, сделанных во время констатирующего эксперимента с группой их шести человек, были отобраны 3 человека с различным уровнем изоспособностей: 1 — высокий, 2 -средний, 1 — низкий. Соответственно из этих детей сформировалась экспериментальная группа.

Данил О.мало проявлял активность в процессе выполнения задания, имеет малую базу образов и понятий, знания не прочные. У Александра К. знания более сформированные, активнее участвовал на уроке, старался соблюдать последовательность в работе, а Надя Т. проявила себя лучше всех, поняла задание, использовала свои знания и умения для достижения поставленной цели, творчески подошла к выполнению задания.

Руководствуясь результатами диагностики, были поставлены последующие цели, задачи и занятия для развития изоспособностей.

Характерной особенностью программы  второй младшей группы  является обучение детей  умению повторять изображения по своему намерению или предложению педагога.

Дети осваивают не только рисование прямых линий, но и рисование округлых форм. Это дает детям возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Кроме того, уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания элементарных форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают  изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках начинают появляться забавные человечки, зайчата, птички и т.д.

Большое внимание уделяется выработке двигательного навыка в проведении линий, образованию условной связи между движением руки и полученным в результате его следом карандаша на бумаге.

Повторяя и закрепляя полученные навыки в проведении прямых линий разного характера, воспитатель заботится также об освоении замкнутой округлой формы. Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, большей уверенности в изображении этой формы. Освоение формы круга дает детям возможность обогатить содержание рисунка, подойти к передаче величины предмета, его строения. Кроме того, ребенку легче передавать образы знакомых по форме предметов, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных, горизонтальных, перекрещивающихся линий.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего этапа. Оно включает в себя 3 занятия по следующим темам: «Разноцветные ленточки» (рисование красками); «Лесенка» (рисование красками); «Что бывает кругленькое» (рисование карандашом). Занятия проводились с целью вызвать у детей удовольствие от работы различными красками, поупражнять в промывании и осушении кисточки, в рисовании круглых форм.

       

Задачи:

1.      Подвести детей к изображению;

2.      Показать существенную взаимосвязь между изограмотностью и созданием рисунка;

3.      Создать условия для реализации изоспособностей

4.      Овладеть техническим навыком в рисовании;

5.      Овладеть способами изображения форм предметов.

При работе с детьми использовались следующие методы и приемы:

1.Эмоциональный рассказ педагога;

2. Диалог на равных учителя  с учащимися в процессе беседы;

3. Наглядные методы;

4. Словесные методы;

5. Упражнения, направленные на развитие графических навыков.

Занятия способствовали развитию изоспособностей у дошкольников, так как усвоив и повторив технику, детям было легче выполнять свою работу. Придавалось большое значение качеству изобразительного материала, умению правильно работать с материалом. Главное, о чем мы не  забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.

Таким образом, эксперимент показал, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ изограмотности. Взрослому необходимо выражать одобрение по  поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие проходило в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. В группе ребята  рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно положительную динамику.    

Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цель – выявление результатов проведенной работы по развитию основ изограмотности.

Задачи: закрепить округлую форму, сочетая изображение округлых предметов с проведением вертикальных линий, пробуждать чувства, удовольствие и радость. Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практически опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте.                                                 

 
Ф.И.О.

Понимание

целей, задач

на уроке

Проявление

интереса

в процессе

выполнения

задания

Использование

полученных знаний

и умений для достижения цели

Прочность сформирован-ных знаний

Соблюдение

методичес-кой

последова-тельности

в работе

Творческое

отношение

к работе

Общий балл

1.Тарантина

Надежда

     3

      3

         3

            3

      3

     3

    3

2.Кравцов

Александр

     3

      3

         3

            3

      3

     3

    3

3.Олейников Данил

     3

      2

         2

            2

      3

     3

   2,5

4.Тимонова

Анастасия

     3

      3

         3

            2

      2

     2

   2,5

5.Фролов

Роман

     3

      2

         3

            2

      2

     2

   2,3

6.Зотова

Елена

     2

      2

         1

            1

      2

     2

   1,6



Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: у детей контрольной группы отмечаются успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что развитие основ изограмотности у детей данной группы проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ изограмотности.

У детей экспериментальной группы заметно  расширились знания. Надя Т. активно принимала участие на занятии, упрочнила свои знания, соблюдала последовательность в работе. У Саши К. успехи значительнее, он стал активнее на занятии, использовал полученные знания и умения, творчески подошел к работе, правильно соблюдал последовательность в работе. Данил О. творчески отнесся к выполнению задания, последовательно выполнял работу, стал активнее, знания и умения стали на уровень выше предыдущего. В манере письма всех детей чувствуется раскованность, что было достигнуто при помощи упражнений, использованных на обучаемом занятии.    

Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами:



Ф.И.О.

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Качественный

уровень

1. Тарантина

Надежда

2,5

3

0,5

2. Кравцов

Александр

2,1

3

0,9

3. Олейников

Данил

1,6

2,5

0,9

4. Тимонова

Анастасия

2,3

2,5

0,2

5. Фролов

Роман

2,0

2,3

0,3

6. Зотова

Елена

1,5

1,6

0,1



Как видно из таблицы, качественный уровень в экспериментальной группе составил от 0,5 до 0,9 баллов, а в контрольной – от 0,1 до 0,3 баллов, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Установление факторов, оказавших влияние на изменение показателей финансовых результатов рассматриваемого предприятия ОАО "Надежда"
Реферат Regans Tax Cuts Essay Research Paper The
Реферат Экологический кризис
Реферат Денежная система и особенности ее функционирования
Реферат Stress Management Essay Research Paper Stress Management
Реферат Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти По одному или нескольким произведениям
Реферат Преступления в деструктивных технологиях, применяемых во время предвыборной кампании
Реферат Организация производства подсолнечника и ее совершенствование в учхозе УГСХА Чердаклинского района Ульяновской области
Реферат Актуальні проблеми правового захисту суб’єктів господарювання
Реферат Влияние опухолей на организм, роль животных паразитов и вирусов в возникновении опухолей
Реферат Виконання економічної частини дипломних проектів і робіт
Реферат Организация завоза материальных ресурсов на предприятии ООО "Аркада"
Реферат "Форд Мотор Компани" и "Дженерал Моторс": конкуренция принципов управления и менеджмента
Реферат Дореформені та після реформені судові установи та установи прокуратури ХІХ сторіччя.
Реферат Взаимодействие философии и науки в период нового времени