Реферат по предмету "Финансы"


Денежная система и особенности ее функционирования

СОДЕРЖАНИЕ



Введение
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

В настоящие время перед государством стоит важная задача — построение рыночной экономики. Поэтому стабильная денежная система приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, сделать его конвертируемой валютой во всех странах мира, свести инфляцию к минимуму (к мировым стандартам-2% в год).

Тема «Денежная система и особенности ее функционирования» выбрана именно потому, что проблема создания и обеспечения функционирования стабильно работающей денежной системы очень актуальна для России в настоящий момент и является очень интересной.

Главной целью является денежная система в целом. Рассматривается: денежное обращение, денежная система, денежная масса, законы денежного обращения, также такие понятия как денежная реформа, девальвация, деноминация. Цель состоит в том, чтобы раскрыть понятие денежной системы в целом, и каковы ее особенности.
Глава 1. Денежная Система.

1.1. Понятие денежной системы.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежные системы сформировались в Европе в XVI—XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования на­циональных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отноше­ний и капиталистического производства денежная система пре­терпела существенные изменения.

Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины:

феодальная раздробленность, в том числе в монетном деле, кото­рая препятствовала образованию национального рынка;

товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы.

Денежная система состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно – кредитного регулирования. Национальная валюта, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны. Но об этом мы говорим немного позже.

Денежная система представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.
1.2
. Виды Денежных Систем.

В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:

система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги могут быть разменяны на золото;

система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм1– денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

Известны три разновидности биметаллизма.

1. Система параллельной валюты2, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось сти­хийно.

2. Система двойной валюты3, при которой государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению.

3. Система «хромающей4» валюты, при которой золотые и се­ребряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях. Например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практиче­ски выступали знаками золота. При системе «хромающей» валюты золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практически выступали знаками золота.

При системе двойной валюты государство фиксирует определенное соотношение между двумя металлами.

Монометаллизм5 — денежная система, при которой один металл
(золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой
денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро.

Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843—1852 гг., в Индии— в 1852-1893 гг., в Голландии — в 1847-1875 гг.

Впервые золотой монометаллизм (стандарт) как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце ХVIII в. и был законодательно закреплен в 1816г.

Разновидности золотого монометаллизма:

Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требованиям капитализма периода свободной конкуренции, способствовал развитию производства, кредитной системы, мировой торговли и вызову капитала.

Этот стандарт характеризуется следующими основными чертами:

-во внутреннем обращении страны находятся золотые монеты, золото выполняет все функции денег;

— разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны);

находящиеся в обращении кредитные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по номиналу;

допускаются свободный вывоз и ввоз золота и иностран­ной валюты и функционирование свободных рынков золота.

При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетно­го, в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их че­канка, обмен банкнот производится на золотые слитки.

Основные черты золотослиткового стандарта6:

1. Функционировал после Первой мировой войны в ограниченных странах, имеющих значительные золотые резервы (Великобритания, Франция);

2. Свободное обращение зо­лота отсутствует;

3. Ограниченный обмен банкнот на золото при предъявлении определен­ного количества нацио­нальных денежных единиц;

4. Наличие значительных золотых запасов в странах, вводивших этот стандарт;

5.Ввоз в страну золота от­носительно свободный;

6. Действовал до экономического кризиса (1929-1933).

Золотодевизный(золотовалютный) стандарт, при котором также отсутствуют обращение золотых монет и свободная чеканка, обмен банкнот производится на девизы (платёжные средства в иностранной валюте), разменные на валюту стран с золотослитковым стандартом.

Основные черты золотодевизного стандарта:

1. Функционировал по­сле Первой мировой войны в большинстве стран, где была сильная инфляция (Германия, Австрия, Дания, Нор­вегия и др.);

2. Золотое обращение пол­ностью прекращено;

3. Обмен национальной денежной единицы на девизы (платежные до­кументы в инвалюте и инвалюту, разменных на золото). Это закрепило валютную зависимость одних стран от других;

4. Запас центрального банка главным образом в инвалюте, которая обме­нивалась в своей стране на золото;

5. Вывоз и ввоз золота по существу запрещен;

6.Просуществовал до ми­рового экономического кризиса (1929 – 1933).
Бреттон-Вудсская денежная система была
оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН.
в г. Бреттон-Вудсе (США).

Основные черты Бреттон-Вудсской системы были определены принятыми на Бреттон-Вудсской конференции статьями Соглашения (уставом) Международного валютного фонда (МВФ). Они со­стояли в следующем:

функция мировых денег по-прежнему сохранялась за золотом
в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных
расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного
богатства;

наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных (ключевых) валют в международном обороте использо­вались национальная денежная единица США — доллар и в значительно меньшем объеме фунт стерлингов Великобритании;

резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар — в Ка­значействе США по официальному, установленному в 1934 г. соот­ношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждения­ми других стран; обе резервные валюты — на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными банками и правительственными учреждениями, а также частными лицами. Цена зо­лота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968 г. почти не отклонялась от нее;

приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуще­ствлялись на основе официально согласованных странами — членами МВФ валютных паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при определенных ус­ловиях и на практике происходило сравнительно редко;

рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару;

обратимые национальные валюты свободно обменивались на ва­лютных рынках на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах; на базе свободной об­ратимости производились многосторонние расчеты между странами;

межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участница­ми официальных валютных паритетов, курсов и свободной обрати­мости валют;

в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибе­гали в необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществля­лась путем предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредитов в иностранной валюте для фи­нансирования дефицитов платежных балансов.

С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото, отменена офици­ально долларовая цена золота, роль резервных валют стали выпол­нять марка ФРГ и японская иена, а также СДР7 и ЭКЮ8.

На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:

мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствова­ния в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;

доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;

юридически была завершена демонетизация золота, т. е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для при­обретения ключевых денежных единиц других стран.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватку денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежную массу нельзя увеличить из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляция), т.к. не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.
1.3. Принципы построения денежных систем.

Любая денежная система имеет определенные принципы построения.

Говоря о построении денежной системы рыночного типа необходимо указать следующие принципы:

-Принцип централизованного управления денежной системой.

Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных ак­тов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

-Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

Он озна­чает, что как централизованные, так и децентрализованные планы де­нежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными ор­ганами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориенти­ры, к которым надо стремиться.

— Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть орга­низована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфля­ции; с другой — расширять денежный оборот, если возрастают потреб­ности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

-Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате про­ведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

-Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечива­ются находящимися в активах банков товарно-материальными ценно­стями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно кон­вертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обя­зательствами.

— Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.

Он связан с тем, что поддержа­ние устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка.

-Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

-Принцип комплексного использования инструментов денежно-кре­дитного регулирования.

Сущность его заключается в том, что централь­ный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструмен­тов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

— Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обес­печивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в це­лом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.

— Принцип функционирования исключительно национальной валю­ты на территории страны.

Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключитель­но в национальной валюте.
1.4.Элементы Денежной Системы.

Как и любая другая система, Денежная система состоит из определенных элементов. К основным элементам денежной системы относятся: денежная единица, масштаб цен, денежные знаки, эмиссионная система, а также денежное регулирование.

Денежная единица — это установленный в законодательном по­рядке денежный знак, который служит для соизмерения и выраже­ния цен всех товаров. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. К примеру, 1 доллар США равен 100 центам, английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам.

Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обраще­нии, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного ме­талла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее крат­ных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодатель­ном порядке.

Виды денежных знаков. Основными являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средства­ми в стране.

Банкноты (банковские билеты) — это вид денежных знаков, за­конное платежное средство, выпускаемое в обращение центральны­ми банками. Появление банкнот было обусловлено развитием ры­ночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в.

Казначейские билеты — бумажные деньги, выпускаемые непосред­ственно государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты нико­гда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоцен­ными металлами и не подлежали размену на золото или серебро.

Разменная монета — слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответству­ет лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в ка­честве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие по­купки.

Эмиссионная система. Согласно одной точке зрения, денежная эмиссия – это главным образом выпуск в обращение обязательств эмиссионного учреждения (центрального банка) строго против узаконенного вида резервов. Эмиссия понимается как такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.9

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли:

центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих по­давляющую часть налично-денежного обращения;

казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелко купюрные бумажно-де­нежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным бан­ком страны в процессе кредитования коммерческих банков государст­ва; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличе­ние денежной массы за счет увеличения, как остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных платежных средств, в сфере, безналичных расчетов. Поэтому можно также сказать, что денежная эмиссия – это прирост денежной базы, представленной суммой наличных денег в обращении и денег на счетах коммерческих банков в Банке России.10

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным об­разом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредито­вания эмиссионным банком коммерческих банков.

Денежное регулирование представляет собой комплекс мер го­сударственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Основные тенденции развития современной системы:

1. Из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено. Иными словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежно­го средства.

2. Из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в де­нежном обороте многих стран начинают играть квазиденьги: чеки, век­селя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты (МО, Ml, M2, МЗ).

3. С дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (ЭКЮ. евро).

4. В денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Элек­тронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декри-минализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тоталь­ный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.

Глава 2.
Состояние и перспективы развития денежной системы в России
.

Анализ состояния денежной системы Российской Федерации на современном этапе.

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

— официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;

— соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

— исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

— видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

— образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;

— на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

Под контролем Банка России кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России поддерживает ликвидность платежеспособных банков путем использования стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения и отзывает лицензии только у нежизнеспособных банков. Сейчас уже можно говорить о том, что первый этап реструктуризации банковской системы в целом завершен. Анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры первого этапа реструктуризации, принятые в 1999 году исполнительной и законодательной властью и Банком России, дали положительные результаты. Вступление в силу в феврале 1999 года Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» позволило Банку России значительно активизировать деятельность по выведению с рынка банковских услуг кредитных организаций, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение и не имеющих перспектив развития. Создание благоприятных условий для реструктуризации кредитных организаций, а также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков позволило создать фундамент роста капитала банковской системы.

Для полной оценки состояния денежной системы РФ на современном этапе необходимо рассматривать в совокупности все результаты реализации денежно-кредитной политики предыдущих лет.

В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках.

Состояние внутреннего валютного рынка в первом полугодии 2008 года определялось динамикой потоков средств от внешнеторговых операций и операций с капиталом. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наблюдался устойчивый приток валютной выручки от экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было в определенной степени компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило существенное снижение объема валютных интервенций Банка России и повышение волатильности рыночной стоимости бивалютной корзины.

Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.

Коэффициент монетизации экономики увеличился с 26,1 до 32,2%. Формирование денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования в 2008 году в условиях масштабных притоков/оттоков капитала в значительной степени обусловливалось действиями Банка России в рамках выбранного режима валютного курса. В целях ограничения инфляционного влияния избыточного увеличения денежного предложения Банк России и Правительство Российской Федерации предпринимали меры по абсорбированию ликвидности, существенная часть которой, так же как и в предыдущие три года, была стерилизована через механизм Стабилизационного фонда. В то же время во второй половине 2007 года ухудшение условий заимствования на внешних рынках резко повысило спрос со стороны кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, объем которых существенно возрос. Наиболее значительные объемы валютных интервенций осуществлялись Банком России на внутреннем валютном рынке во II квартале отчетного года. В результате годовые темпы прироста денежного агрегата к 1.06.2008 достигли почти 60%. Август и сентябрь характеризовались чистым вывозом капитала частного сектора и значительным сокращением в связи с этим объемов валютных интервенций.

И в целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6 — 7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5 — 6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4 — 6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед банками-нерезидентами — 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 4%; по иным обязательствам — 4,5%. В 2008 году Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов (с 1 марта, с 1 июля и с 1 сентября) и о повышении коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями.

Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов, в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.

Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре — октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

Доля наличных денег в структуре денежной массы на 1.01.2008 составила 27,9% и была ниже, чем на аналогичную дату годом ранее (31,0%). В 2008 году наметилась смена тенденции устойчивого повышения годовых темпов прироста срочных рублевых депозитов, основную часть которых (68'80%) формируют срочные вклады населения. На протяжении двух предшествующих лет темпы прироста этих вкладов устойчиво возрастали, увеличивая долю срочных рублевых депозитов физических лиц в структуре использования денежных доходов населения. В 2009 году темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали замедляться и составили в целом за год 39,9% против 48,8% годом ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2006 годом темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2009 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц. Кроме того, ускорение инфляции во второй половине 2009 года, снизившее привлекательность сбережений, в определенной степени также повлияло на замедление роста рублевых вкладов физических лиц.

В первом полугодии 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

Денежная масса за январь—июнь 2009 г. сократилась на 2,5% (за январь—июнь 2008 г. — увеличилась на 7,3%). В годовом выражении на 1.07.2009 денежная масса сократилась на 7,6%, тогда как на 1.07.2008 ее годовые темпы прироста составляли 31,2%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата обусловило уменьшение рублевой денежной массы в реальном выражении за январь—июнь 2009 г. на 9,2% (за январь—июнь 2008 г. она сократилась на 1,3%).

Денежная база в широком определении за первое полугодие 2009 г. сократилась на 11,0% (за январь—июнь 2008 г. — на 1,6%). В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег возросла с 78,4% на 1.01.2009 до 78,7% на 1.07.2009, средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов — с 0,5 до 1,2%, на депозитных счетах — с 2,5 до 10,2%, в облигациях Банка России — с 0,2 до 0,4% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на корреспондентских счетах снизился с 18,4% на 1.01.2009 до 9,5% на 1.07.2009.

Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за апрель—июнь 2009 г. возросли на 65,3%, их средний дневной объем во II квартале был равен 819,3 млрд. руб. (в I квартале — 629,3 млрд. руб.)2. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за апрель—июнь 2009 г. сократились с 2,7 до 1,4 трлн. руб., их средний дневной объем составил более 2 трлн. руб. (в I квартале — 2,8 трлн. руб.).

В целом, в последние годы денежно-кредитная политика Банка России характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанность методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно- кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора.

2.2. Основные направления развития денежной системы РФ на 2010-2011 гг.

Правительство РФ одобрило проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В основных направлениях денежно- кредитной политики на 2009-2011 годы отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в этот период в соответствии с проводимой правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

Ожидается, что в период 2010 и 2011 годов внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. В 2010 и 2011 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2009 — 2011 годов они окажутся ниже, чем в 2006 — 2008 годах. Снижение инфляции в группе стран — ведущих поставщиков товаров в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится.

В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки ведущих развитых стран осуществили в 2008 году снижение процентных ставок. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году — 5,5 — 7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0 — 6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2 — 8,0% в 2009 году, 4,5 — 6,2% в 2010 году и 4,5 — 6,1% в 2011 году.

Расчеты по денежной программе на 2009 — 2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, в 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16 — 25% в 2010 году и 14 — 22% в 2011 году.

Денежная программа на 2009 — 2011 годы представлена в четырех вариантах, которые соответствуют сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 — 2011 годы, рассматриваемым Банком России.

В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может составить 14 — 22%, в 2010 году — 12 — 20%, в 2011 году — 9 — 17%.

Принципиальное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой — за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

При уточнении показателей денежной программы на 2009 — 2011 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием, как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к первому, второму и третьему вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.

В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое и будет определять направление изменения курса рубля. При этом оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего — последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей.

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса — к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

В 20010 — 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Заключение

Итак, деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение связанное, прежде всего с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений.

В зависимости от вида денег денежные системы подразделяются на системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения.

В итоге было выяснено, какие денежные системы существуют во всем мире, какие элементы включает в себя денежная система России, и по каким принципам строится современная денежная система.

И главное, что представляет собой денежная система России и каковы ее особенности в современных условиях.

Список литературы

Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. «Норма» М., 2002г

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Валюта: курсы валют, форекс, цены на золото, серебро, платину. www.news.finance.ua/ru.

Камаев В.Д., Абрамова М.А, «Экономическая теория», 2001 г.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. «Финансы и статистика». М., 2002г

Макконел К., Брю С. Экономикс. «Инфра» М., 2000г.

Нуреев Р.М. Курс Макроэкономики. «Норма» М., 2001г.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит. 2007. №9. С.4-30.

Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для Вузов. «ЮНИТИ» М., 2-е изд., 2002г.

Ратников К.Ю. “Новые деньги” / Деньги и кредит № 7, 2000 г., с. 91.

Семенов С.К. Деньги: организация наличного обращения в России // Финансы и кредит. 2006. № 33. С.30-34.

Семенов С.К. Деньги: эмиссия, ее сущность и процедуры // Финансы и кредит. 2007. № 9. С. 36-42.

Семенов С.К. Деньги: скорость обращения и монетизация экономики // Финансы и кредит. 2007. № 17. С. 27-29.

Семенов С.К. Деньги: модель спроса и предложения // Финансы и кредит. 2007. № 24. с. 10-14.

Семенов С.К. Деньги: безналичные расчеты в экономике // Финансы и кредит. 2007. № 27. С. 22-26

Семенов С.К. Деньги: противоречия и непоследовательность денежно-кредитной политики современной России // Финансы и кредит. 2007. № 31. С. 12-16.

Тренев Н.Н. “Денежная система на рубеже XXI века” / Деньги и кредит № 10, 2000 г., с. 52.

Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. В.К.Сенилова, А.И.Архипова. — М.: Проспект.

Финансы. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина — М.: Финансы и статистика, 2005 г.

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./Под ред. д-ра. Экон.наук проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

«Независимая газета», К. Фрумкин, 2003 г.

«Газета.ru», http
://
www
.
gzt
.
ru

Сайт «Государство и право», http
://
www
.
state
.
rin
.
ru

Сайт Центрального Банка России, WWW
.
CBR
.
Ru

Бюллетень Банка России. М.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Організаційно-правові форми торговельної діяльності
Реферат Ozbekiston Va Aqsh munosabatlari (Uzbekistan and USA realition)
Реферат 1. 1 Цели инвестирования, обоснование необходимости хозяйственной деятельности
Реферат Организация и проведение деловых переговоров в гостинице
Реферат Организация охраны труда
Реферат Особенности решения задач по трудовому, гражданскому, уголовному праву
Реферат Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг.
Реферат Организационные основы местного самоуправления
Реферат Parasites And Their Virulence Essay Research Paper
Реферат Організація роботи суду в Україні
Реферат Организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов
Реферат Организация выявления и расследования преступлений
Реферат Женские стереотипы в обществе
Реферат Особенности наследования по завещанию
Реферат Февраль 1917 года. Политическая жизнь Петрограда глазами союзников