Реферат по предмету "Политология"


Государство как основной институт политической системы

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедрафилософии
Контрольнаяработа
пополитологии
на тему:
Государствокак основной институт политической системы
(Вариант-20)
Барнаул –2009

Содержание
государствоправовой несправедливость
Введение
Сущность, основные признаки и функциигосударства. Причины и условия его возникновения
Формы государственного правления иформы государственного устройства. Понятие правового государства
Один из средневековых философовзаметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякуюнесправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современныхгосударствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости,творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйтеих
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Представленная работапосвящена теме «Государство как основной институт политическойсистемы».
Проблема данного исследованияносит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствуетчастое изучение поднятых вопросов. Тема «Государство как основной институтполитической системы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанныхдисциплин.
Вопросам исследованияпосвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебнойлитературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по даннойтематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учетсовременных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность настоящейработы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государствокак основной институт политической системы» в современной науке, с другойстороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных сданной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Предметом исследованияявляется рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задачданного исследования.
В рамках достиженияпоставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность,основные признаки и функции государства, а также причины и условия еговозникновения.
2. Обозначить формыгосударственного правления и формы государственного устройства. Датьопределение правового государства.
3. Определить средства,призванные не допустить несправедливости, творимой государством.
Работа имеет традиционнуюструктуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и списокиспользованной литературы.

Сущность, основныепризнаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
 
Государство — это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всютерриторию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратомуправления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлисьразложением первобытно общинного строя, появление частной собственности наорудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы — эксплуататоров и эксплуатируемых.
Основными причинамипоявления государства были следующие:
- необходимостьсовершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Этоусложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлениемновых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общегопродукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территориии т.п.
- необходимостьорганизации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масслюдей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства былополивное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников,поддержания их в рабочем состоянии и т.п.
- необходимостьподдержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественногопроизводства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе ипо отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
- необходимостьведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Существенные признакигосударства:
1. Территория. Этопространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное ивоздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляетнезависимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороныдругих государств.
2. Население. Егосоставляют люди, проживающие на территории государства.
Население государстваможет состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как,например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильными будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а неконфликтными.
3. Публичная власть.Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью,способной организовать жизнь людей.
4. Право. Это системаобщеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения,существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественногопринуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли изплемени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальнымигосударственными органами.
5. Правоохранительныеорганы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы,прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция,таможенные органы и др.
6. Армия. Она необходимадля защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры ивоенные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторыхгосударствах армия используется во внутренних конфликтах.
7. Налоги. Этообязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры исроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налогинеобходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий,пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.
8. Суверенитет. Этонезависимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни.Иначе, суверенитет — это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетностьгосударства кому-либо. 3, стр. 120-121
Государство = власть +население + территория. То есть, государство — это организация политическойвласти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за нимтерритории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Под функциями государствапринято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из егосоциальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на томили ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая(обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя,обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная(государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровьяграждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законностии правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировуюэкономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженнойагрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мировогоправопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов,ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека,оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного довериямежду государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поисквзаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не толькоотдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международногореагирования).
Основная формаосуществления функций государства — правовая. Правовая форма существует вовзаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства — правотворческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспеченияреализации определенной функции государство создает для этого необходимуюправовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает ихзащиту от нарушений.
Формы государственногоправления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
 
В современной политологиидля общего обозначения структурных и властных признаков государстваиспользуется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента:форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственногоустройства определяет принципы национально-территориальной организациигосударства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.Различают три основные формы государственного устройства — унитарноегосударство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболеераспространенное в современном мире, характеризуется единством конституции иединством системы высших органов государственной власти, высокой степеньюцентрализации управления всех административно-территориальных единиц(департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политическойсамостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назватьФинляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей,объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзноегосударство при сохранении у каждого из них юридической и некоторойполитической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждогочлена федерации является наличие у них собственной конституции,законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а внекоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с темосновополагающий принцип федеративного государства — главенство обще федеральнойконституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступаютединое социально-экономическое пространство, общность денежной системы игражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройстваизбрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союзсуверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всеговнешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степеньюсуверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведениикоторого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а внекоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимостисоздания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системыих образуют на паритетной основе и только при условии ратификации взаконодательных органах субъектов конфедерации.
Для обозначения способаорганизации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ееорганов, степени участия населения в их формировании используется термин формаправления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространеннойв современном мире, является выборность высшей государственной власти.Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентскаяи смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенствоизбираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами.Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбираякандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра.Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет неболее чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентскихреспубликах высшая исполнительная власть фактически занимает значительно болееважное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством.Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительностинередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена втаких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. Впрезидентской республике реализован принцип жесткого разделения власти назаконодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительствапринадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое такимобразом на внепартийных началах правительство не несет ответственности передпарламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшиеродоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широкораспространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине,Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правленияприсущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием;наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющихему действовать независимо от правительства; ответственность правительства,возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закрепленаконституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии,Австрии, Исландии. Вторая форма правления — монархия — подразделяется на двеосновные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьикорни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежностивсей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время онапрактически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном видевнешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, какБахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в своюочередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую.Показательным примером первой считается Великобритания. Реальнаязаконодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная —кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формальноподбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании иМарокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которомуконституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето,и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная —существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главыгосударства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в этосвоеобразное монархическое федеративное образование. 1 и 2, стр. 63-69 и 39-57.
Современные правоведыопределяют правовое государство как демократическое государство, в которомобеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделениявластей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признакиправового государства: верховенство закона; развитая система прав и свободграждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкоеразделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную исудебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная чертаправового государства — последовательное проведение принципа равноправияграждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,отношения к религии и других обстоятельств.

 
Один из средневековыхфилософов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякуюнесправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современныхгосударствах придумано немало средств, призванных не допуститьнесправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства икратко охарактеризуйте их
 
Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости идеспотичности власти это:
1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделениявластей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теориятолько в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживалсянравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозойнародных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти былапоставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил –законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные влице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобыпредупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживаладругую.
В соответствии с современной трактовкой теорией разделениевластей для нормального функционирования правового государства в нем должнысуществовать независимо друг от друга законодательная (парламент),исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд,прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветвивласти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизациюпублично – властных полномочий одной из сторон.
2) Огромное количество общественных и правозащитныхорганизаций.
3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунали т.д.)
Современная общая теория государства видит основаниегосударственности в правах народов и связывает понятие государственной власти скатегорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению квласти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормахмеждународного права.

Заключение
 
В каждом конкретном обществе его политическая система исоответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание несуществуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая каксовокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующаяна основе определенных политических идей, политическая система того или иногообщества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом,оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Значимость знания и изучения политической системы состоит втом, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовнойжизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различныхобщественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разныестороны жизни общества.

Список использованнойлитературы
 
1.  Общая теория права. Под ред.Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2
2.  Теория государства и права. Вып. 2.Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994
3.  Теория государства под ред. М.Н.Марченко М.2001
4.  Общая теория права. Учебник дляюридических вузов под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1997
5.  Спиридонов Л.И. Теория государства иправа М.: Проспект, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Імунологічні особливості діагностики і лікування травматичних ерозії рогівки
Реферат Аналіз системи маркетингу туристичної фірми "Вир Мандрів"
Реферат Отключение процедуры верификации для 1С
Реферат Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда
Реферат Metal Allergies Essay Research Paper On GoldWhat
Реферат Количественное и качественное исследование
Реферат Маркетинг в туризме 2 Понятие и
Реферат Формування украiнськоi народностi. Походження та поширення назви "Украiна"
Реферат Александр Беловежский
Реферат Анализ условий формирования и расчет основных статистических характеристик стока реки Кегеты
Реферат конкуренция предприятия
Реферат King Minos Essay Research Paper TITLE KING
Реферат Human Value Essay Research Paper The criminal
Реферат Social Evolution Essay Research Paper Herbert Spencer
Реферат Стратиграфическая и геохронологическая таблица Триасового периода Мезозойской эры