1. Социально-экономическое развитиестраны: тенденции и противоречия
Сменаполитического руководства. Период с 1964 — 1985 гг. вошёл в историю странывначале как «эпоха развитого социализма», позже как «периодзастоя».
Первымсекретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. — Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев.Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.
Болееполувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, чтообществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе отполитического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Нопервое время руководство страны ещё тяготело к реформам.
Экономическаяреформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терятьэффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда,низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными — экономистаминачалось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимостьэкономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу,активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин.
В1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе.Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы — децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне — ликвидировались и восстанавливались министерства — отраслевое управлениепроизводством. Основные принципы советской экономики остались прежними:всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованноепланирование, строгий контроль за основными показателями развития. Главноезаключалось в том, что советским предприятиям предоставлялась относительнаяавтономия. Одним из главных показателей работы предприятия становился объёмреализованной продукции. Реализация продукции сверх плана позволяла создаватьна предприятиях специальные фонды за счёт отчислений от прибыли. Полученныедоходы предприятия пускали либо на развитие производства, либо настимулирование труда персонала.
Такимобразом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложеннуюреформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейшихреформ.
Развитиепромышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход отадминистративных к экономическим методам управления народным хозяйством.
Тольков 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия.Переход предприятий на условия хозрасчёта осуществился к концу восьмойпятилетки (1966 — 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешнымдля советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупныхпромышленных предприятий. Объём промышленного производства увеличился на 50%.Наиболее успешно развивались: электроэнергетика — на 54%, машиностроение — на74%, приборостроение — в 2, 3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль- на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добычагаза в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире КрасноярскаяГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено созданиеединой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построеныЗападно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. Приучастии итальянской фирмы «Фиат» за 3,5 года был построен Волжскийавтомобильный завод в г. Тольятти. Он выпускал в год 660 тыс. легковыхавтомобилей. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплексастраны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, вАзербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимическойпромышленности. Осуществлялись программы создания территориально — производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский,Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепитьхозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитииреспублик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистскиетенденции. Они активизировались в 80-е гг.
Врезультате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.
Нарастаниепротиворечий в экономике. С начала 70-х годов темпы роста экономики сталиснижаться, а к 80 годам показатели производства перестали расти. Главной бедойсоветской экономики этого периода было то, что она почти не была связана снаучно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение втаких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления,электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использованиеядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашейстране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденциинаучно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизациюи производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможностьпреобразования материального производства, управления и повышенияпроизводительности труда.
Экономика70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе,ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных итрудовых ресурсов, что проявилось:
впогоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавкестали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;
экономикаСССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;
экономикастраны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждойотрасли (например, в автомобилестроении);
наличиегигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегдаоправдываемых (например, БАМ);
всверхцентрализации экономики.
Встране вилась определенная работа по осуществлению технической реконструкции.Так, в 1971 году в промышленности действовало 89481 механизированных поточныхлиний, то в 1985 — 161601; соответственно автоматических линий — 10917 и 34278.
Ресурсыстраны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составлялинаиболее современные производства высокой технологии, которые работали навоенные заказы.
В70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где былизаняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страныработала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела кнебольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономикипокупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности онасоставляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).
Нарубеже 70-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структурепромышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии,прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всейвыпускаемой продукции. В период10-й пятилетки (1976-1980 года) была сделанапопытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однаконамеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Крометого, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.
Сельскоехозяйство. Сельское хозяйство со времён И.В. Сталина находилось в глубокомпровале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельскогохозяйства.
Намартовском пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была предпринята программа ускоренногоразвития сельского хозяйства. Устанавливался твёрдый и неизменный план закупокзерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышенызакупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободноеприобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметьизлишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозамипродукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основнойзакупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплениюматериально — технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличитьвыпуск сельскохозяйственной техники, повысить её качество, надёжность идолговечность; разрабатывалась программа электрификации, химизации аграрногопроизводства, орошение и мелиорация полей. Резко увеличились капиталовложения всельское хозяйство.
В70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства — агропромышленныеобъединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы,предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине80-х гг. в стране было создано около 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий, ноони не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был созданГосударственный агропромышленный комитет, на местах — районные агропромышленныеобъединения.
Темне менее, объём валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годыдевятой пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественногопродукта, а в годы десятой пятилетки (1981-1985гг.) — 6%.
Развитиенародного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С1966 — 67 учебного года в стране начинается переход средней школы на новыеучебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогическихнаук. Новые программы характеризовали: учёт последних достижений науки итехники, преемственность в изучении материала с первого по десятый класс, болеерациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематическогопреподавания систем наук (предметное обучение) с 4 класса, освобождениепрограмм от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоленияперегрузки учащихся. Для углублённого изучения предметов, развития интересов испособностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся,начиная с седьмого класса. Была осуществлена подготовка высококачественныхучебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущихучёных страны и опытных учителей.
Врезультате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательномувосьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) — ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёмесредней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. Необходимыеусловия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодёжи с последующимпоступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.
Посравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высокихтемпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельныйвес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, априобретших полное среднее — в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количестволюдей с неполным средним образованием.
Развитиенауки. Большое внимание уделялось развитию науки. На её развитие выделялись всёбольшие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской наукиявляются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны спомощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция«Зонд-3» сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих иранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны.Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунтаи его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхностипланеты Венера и передали на Землю ценные сведения о её атмосфере. В Институтеатомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня:пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлено преобразованиетепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Учёные этого Института подруководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойствплазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советскиефизики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии.Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболееперспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук,способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялосьдеятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских учёных заразвитие советской науки в 1966 г. были учреждены Ленинские премии, а в 1967 г.- Государственные премии.
Социальнаяполитика. В правительственных документах определялась цель социалистическогостроительства: «Всё во имя человека и для его блага!». Общество былопереориентировано на решение проблем потребления. В течение восьмой пятилеткиреальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная платарабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 рублей. Главным достижениемсоциальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищноестроительство. 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё.К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальнымдостижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю сдвумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.
КонституцияСССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР принялаКонституцию. В новой Конституции отмечалось, что в «СССР построеноразвитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительныесилы, передовая наука и культура, в котором постоянно растёт благосостояниенарода… в котором на основе сближения всех классов и социальных слоёв,юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братскогосотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советскийнарод».
Политическойосновой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые,областные и другие Советы составляли единую систему органов государственнойвласти. Составные элементы политической системы — КПСС, Советы, профсоюзы,комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества«развитого социализма» была КПСС. Статья шестая Конституциизакрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.
Нарастаниезастойных явлений в экономике и социально-политической сфере. С середины 70-хгг. наблюдается появление застойных явлений в экономике. Но с 1970 по 1984 гг.страна получила 174 млрд. долл. Аппарат смог наладить только распределениепотока получаемых из-за границы средств и товаров. Дефицит товаров и услугдополнялся угрозой дефицита продовольствия.
Причинызамедления социального развития коренятся в противоречиях«социализма». Сохранилась жёстко централизованная система власти.Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло «третьепоколение» советских правителей — типичных аппаратчиков — исполнителей.Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от «сталинскихкадров» (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв и др.) среди них, заредким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов ), не было ярких личностей, онибыли лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие целии принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось,и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, — ониоказались не готовы к этому.
Впоследние годы жизни И.В. Сталина и в период правления Н.С. Хрущёваформирование властных структур обрело новые черты и качество. В моментыослабления центрального руководства «незаметные» исполнителипочувствовали мощь власти и те блага, которые можно приобрести с её помощью. Уних возникло желание и впредь сохранить такое положение вещей, оградить себя от«чисток», «перетряхиваний», столь характерных для правленияИ.В. Сталина. Так возник «принцип коллегиального руководства»,характерный для аппарата управления.
Посколькусистема имела иерархический характер, то сохранилось значение первого лица всоставе высшего лица администрации. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) Л.И. Брежневбыл избран Генеральным секретарём КПСС. В 1977 г. он занимает пост ПредседателяПрезидиума Верховного Совета СССР. Была создана его «блестящая»военная карьера: к 30-летию Победы ему присвоили звание генерала, а в 1976 г. — маршала Советского Союза. Ему было вручено 7 орденов Ленина и 5 звёзд ГерояСоветского Союза и Социалистического Труда, Ленинская премия мира и Ленинскаяпремия за три брошюры: «Малая земля», «Возрождение»,«Целина».
Сосредоточивв своих руках огромную власть, он оказался плохо подготовлен к той роли,которая выпала ему. Его главными достоинствами стали отсутствие злобы ижестокости. Завоевав поддержку правящей элиты страны, он начинает наращиваниеперсональных структур власти за счёт преданных ему людей. В эпоху Л.И. Брежневапроизошло окончательное оформление бюрократических структур, старые методыруководства экономикой стали неэффективны, а новые вошли в противоречие вполитической системой, государственной формой собственности, уравниловкой взарплате, отсутствием рынка и т.д.
Поэтомуэкономический подъём в 60-70-е гг. приобрёл преимущественно экстенсивныйхарактер и свёлся к механическому вовлечению в производство дополнительныхчеловеческих и природных ресурсов, отставание сельского хозяйства, сферыобслуживания, культуры, быта приобрело стабильность.
Экстенсивноепроизводство привело к усиленной миграции в города /в 1959 г. — 47,9%городского населения, в 1981 г. — 63,4%/. Потеряв связь с деревней и не имеявозможности из-за низкого уровня культуры и бытовой неустроенности включиться вгородской образ жизни, «лимитчики» становились средой, порождавшей вгородах пьянство, хулиганство и другие социальные отклонения. Пролетарии илюмпенизированные группы населения апатично относились к происходившим вобществе процессам.
Сконца 1972 г. по начало 1974 г. приоритеты экстенсивного развития взяли верхнад интенсивными (1965 — 1972 гг.), поддерживаемыми А.Н. Косыгиным.
Негативныеявления в политической жизни. Принимаемые в центре решения на местах невыполнялись. Руководство утратило представление о реальном положении дел вобществе. Особенностью партийно-государственного руководства страной сталфактор личной преданности, землячества, родственных отношений, а недемократическая выборность и деловые качества руководителя. Всё этоконцентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало новый культ личности.
Болеетого, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующиенезамедлительного решения. Представители республик требовали расширения сетишкол с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающейсреды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Норуководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальнойсфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защитунациональных интересов рассматривались как проявление местного национализма.Между тем в стране вызревало недовольство, формировалась оппозиция. Одной изформ оппозиции стало движение диссидентства.
Движениедиссидентов. Наиболее видными представителями диссидентства были историк Р.Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формамидеятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращенияв адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту тех или иных лиц.Так, в 1966 г. 20 известных деятелей науки и культуры (А.Д. Сахаров, И. Тамм,П.Л. Капица, писатели В.П. Некрасов, К.Г. Паустовский и др.) обратились списьмом к Л.И. Брежневу о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г.участники правозащитного движения организовали демонстрацию протеста в связи свведением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е гг. усилилосьпротивостояние между оппозиционным движением и властью. Диссидентами быланалажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещённых в стране(«Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать(«Самиздат»). В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москвегруппу содействия выполнения хельсинкских соглашений. При материальнойподдержке различных кругов на Западе деятельность советских диссидентовполучила большой резонанс в мире. Деятельность диссидентов оказывала большоевлияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль врасшатывании основ Советского государства.
2. Внешняя политика СССР
Разрядкамеждународной напряженности. Конец 60-х — начало 70-х гг. стало временемразрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:
окосмосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства инебесных тел в военных целях;
оперераспределении ядерного оружия (1968 г.);
оморском дне, запретившим разрешение оружия массового поражения на дне морей иокеанов; а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);
очетырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);
договорОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договорОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.
Крометого, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очагнапряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса «разрядки»стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) вХельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США иКанада. Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений исотрудничества стран) призван был сыграть важную роль в налаживании отношениймежду странами мира, расширив их экономические, политические, культурные игуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственныхотношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние деладруг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границевропейских государств.
СССРи страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советскоеруководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Союзом проект договора онераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружиядержавам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил всилу.
Происходилисдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. входе визита Президента Франции Ш. де Голля состоялось подписаниесоветско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве всфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирныхцелях. Нормализовались отношения между ССР и Федеративной Республикой Германии(ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.
Помногим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитиимеждународных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договорОСВ-1.
Нопроцесс «разрядки» оказался недолговечным. Принципиальные различия вподходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этаповразоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжитьпроцесс «разрядки». Вскоре в ведущих странах мира началась новая фазагонки разоружения.
СССРи социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяловзаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборотамежду СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо,электроэнергию, руды, металлы. СССР импортировал машины, оборудование,транспортные средства.
В1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономическойинтеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономикгосударств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. Всоответствии с планом международного разделения труда и Венгрии развивалосьавтобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР — судостроение итекстильное машиностроение.
Расширялисьмасштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружениюпромышленных предприятий на территории стран — членов СЭВ. В целях концентрациисредств для совместного строительства был организован Международныйинвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возродились атомныеэлектростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургическийкомбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.
Диктатсо стороны ССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызвалинедовольство в странах Восточной Европы. Отношения внутри мировой системысоциализма были осложнены вооруженным вмешательством стран-участниц ОВД(Организация стран Варшавского договора) по инициативе советского руководства вЧехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократическихпреобразований.
Сталиосложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г.произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскимичастями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за островаДаманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена.Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на островеДаманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесьсоздавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск вМонголии.
СССРи развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на еёобломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектомборьбы СССР и США.
Авторитетсоциализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали,Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военноеприсутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика.Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей странепришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.
Борьбаарабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживалитрадиционно Израиль. По-прежнему взаимоотношения между этими странами остаютсянапряженными. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская.Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальнуюгосударственность.
Международныйкризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатическиеотношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составлялиразвивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую инаучно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал вподготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой итехнической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные исельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.
Наразвитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативноевлияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане врезультате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия(НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбойоказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистанбыли направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательнорасценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резкоухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор одальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).
Такимобразом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткойконфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к разрядкемеждународной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире сконца 70-начала 80-х гг.
Обострениемеждународной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились втесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-команднойсистеме.
Обществонакануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно — политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченностьруководства страны.
Однимиз первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившимкризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И.Брежнева он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов втечение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасностипри Совмине СССР.
Широкийрезонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные скадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялисьот работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народногохозяйства, либо уличённые во взяточничестве. В аппарат нового лидера былипривлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачёв,руководитель аграрного сектора ЦК партии.
Путипреодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствованиируководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленныхи сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе скоррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений изжизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людейподдерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако мерыпо наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.
Послесмерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партиизанял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в странекаких- либо реформ.
3. Цели и основные этапы перестройки вобщественно — политическом и экономическом развитии СССР
12марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М.С. Горбачёв. В расцветесил, энергичный, обаятельный, с живым умом, М.С. Горбачёв был сразу встречен вобществе с большим энтузиазмом. Вскоре были проведены перемены в высшемруководстве страны: председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков, в составПолитбюро были введены Е.К. Лигачёв, В.М. Чебриков; секретарями ЦК стали Б.Н. Ельцини А.Н. Яковлев. Министр иностранных дел А.А. Громыко был избран председателемПрезидиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел стал Э.А.Шеварднадзе.
ВскореМ.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновлениясоциализма». Суть «обновления социализма» М.С. Горбачёв видел всоединении социализма и демократии.
Апрельский(1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме была выдвинута задача достижения качественно новогосостояния советского общества. Его составляющими были названы:научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровняпроизводительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всейсистемы политических и общественных институтов. Главным средством длядостижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально — экономического развития общества, а главное — ускорение научно-техническогопрогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейшихдостижений науки и техники.
Вфеврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчётном докладе М.С.Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на «перестройку»,«радикальную реформу» экономики и «механизма» еёфункционирования. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить рольцентрализованного управления экономикой, предоставив больше возможности дляинициативы отдельных предприятий. Но М.С. Горбачёв считал, что никакаяэкономическая реформа не пойдёт, если в неё не будет вовлечено всё общество.Поэтому следующим шагом должна была стать широкая «демократизация»страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических игражданских прав человека. Что касается КПСС, то она, несмотря на«руководящую роль», должна гарантировать обществу «гласность»при принятии ею решений.
Тогдаещё инициаторы перестройки не ставили задачи слома административно-команднойсистемы, они хотели «обновить», «улучшить»,«усовершенствовать» уже, как считалось, построенный в СССР«развитой социализм».
Реформаполитической системы. В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственнойдисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд высшихгосударственных деятелей.
Каксредство борьбы с недостатками социализма стала проводиться политики гласности.Была снята цензура, с 1986 г. её роль была ограничена неразглашением«государственных тайн». На страницах газет, журналов печатались ранеезапретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии,«круглые столы». Общество стало размышлять о своей истории, насущныхпроблемах, искать дальнейшие пути развития. Началась реабилитация первой волнырусской эмиграции (Н. Гумилёв, Г. Иванов, В. Ходасевич, В. Набоков), увеличилсявыход в свет ранее запрещённых изданий («Реквием» А.А. Ахматовой,«Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Софья Петровна» Л.Чуковской и др.), был снят запрет с творчества представителей «третьейволны» эмиграции, покинувших страну в 70-е гг.(И. Бродский, А. Галич, В.Некрасов, А. Солженицын и др.). Началась реорганизация различных творческихсоюзов, органов прессы, телевидения, театров. В мае 1986 г. председателем Союзакинематографистов был избран Э.Г. Климов. Вскоре на Учредительном съездетеатральных деятелей сторонник реформ М.Ф. Шатров был избран его секретарём.Главными редакторами журналов стали: «Нового мира» — С.П. Залыгин,Г.Я. Бакланов — «Знамени», В.А. Коротич — «Огонька». Сосени 1986 г. журналы стали печатать всё более смелые статьи.
Наоктябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС по настоянию М.С. Горбачёва было приняторешение о «заполнении белых пятен» в истории СССР. При Политбюро ЦККПСС создавалась Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий во главес А.Н. Яковлевым. Комиссия начала работу по дополнительному изучению документоврепрессированных в 30-х — начале 50-х гг. граждан. Были реабилитированы многие,осуждённые по процессам 30-х гг., в том числе Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, группапрофессоров — экономистов и др. Чтобы способствовать моральной и политическойреабилитации пострадавших в годы сталинский репрессий, возникло общество«Мемориал». Причём, реабилитация, как и в хрущёвские времена, веласьбез разбора, без внимательного изучения истинных обстоятельств дела. Былиосвобождены все политические заключённые.
Обществовсё более охватывал эффект ниспровержения. Гласность привела к дискуссиям отаком феномене русской истории, как сталинизм, его истоках, роли личности И.В.Сталина, истории возникновения социалистического строя, о законности партийнойвласти. Причём, при оценке сталинского периода российской истории пользовались,прежде всего, моральным фактором.
Гласностьиз инструмента критики и «улучшения» социалистического строя сталапревращаться в инструмент его разрушения.
Ссамого начала перестройки в стране были как сторонники, так и противники новогокурса. Гласность привела к резкой поляризации общества. В 1987 г. возникконфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высшихэшелонах власти.
Всентябре 1987 г. секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин,пользовавшийся огромной популярностью, подал заявление о выходе из Политбюро,куда он входил в качестве кандидата, мотивируя это тем, что встречает многонепонимания и противодействия в своей реформаторской деятельности. В октябре1987 г. на октябрьском Пленуме ЦК Б.Н. Ельцин вновь поднял вопрос о своёмвыходе из Политбюро, на этот раз, по причине складывания «культаличности» вокруг М.С. Горбачёва. На самом деле у Б.Н. Ельцина ужескладывалась своя политическая платформа. При обсуждении выхода Б.Н. Ельцина изПолитбюро значительная часть участников Пленума буквально обрушилась него собвинениями в предательстве. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московскогогоркома КПСС, переведён на второстепенные посты, но именно в это время вокругнего стал возникать ореол мученика, который потом так помог ему в егодальнейшей политической карьере.
Вто же время выявились серьёзные разногласия между М.С. Горбачёвым и одним изего ближайших сподвижников Е.К. Лигачёвым. Е.К. Лигачёв стал выражатьнесогласие с характером и размахом проводимых реформ. Расхождения между нимибыли и по поводу так называемых «белых пятен» в советской истории. 13марта 1988 г. газета «Советская Россия» поместила статьюленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком «Не могупоступиться принципами». Статья, как полагают, была напечатана по прямомууказанию Е.К. Лигачёва. Суть публикации была в том, что Н. Андреева открытозащищала И.В. Сталина, а авторов антисталинских произведений (драматурга М.Шатрова, писателя А. Рыбакова и др.) называла «фальсификаторамиистории», которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическуюконцепцию «гласности», чтобы подвергнуть полному пересмотру историюпартии и советского общества. Письмо Н. Андреевой было напечатано целям рядомцентральных газет. Только 5 апреля газета «Правда» опубликоваларедакционную статью, в которой содержалась критика положений, выдвинутых Н.Андреевой. Острая полемика между сторонниками и противниками Н. Андреевойсвидетельствовала о том, что раскол общества стал достаточно глубоким.
ХIХВсесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г.). Вопрос онеобходимости глубокой реформы политической системы впервые за годы советскойвласти был поставлен на XIX Всесоюзной партийной конференции. На конференциивновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Нобольшинство делегатов поддержали М.С. Горбачёва и его сторонников. Конференциявысказалась за необходимость экономической реформы. Её главным итогом сталарезолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.
Согласнорешениям XIX Всесоюзной партийной конференции учреждался высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по оченьсложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть — по национально-территориальным, а ещё одна часть — от признанных общественныхорганизаций и от Академии Наук. В свою очередь Съезд народных депутатов избиралпрезидента СССР и новый Верховный Совет, который должен был заниматься текущейзаконотворческой работой. 1-2 октября 1988 г. состоялась внеочередная сессияВерховного Совета, которая внесла в Конституцию необходимые изменения и принялановый закон о выборах. Отныне выборы в Советы должны были быть тайными ипроходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. прошли выборы на I Съезднародных депутатов на новых избирательных принципах, большинство на нихполучили активные сторонники перестройки.
25мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первыйдень его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. На Съездебыл сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С.Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовалаполитическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа».В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х.Попов и др. Эта группа стала бороться за отмену 6 статьи Конституции 1977 г.(эта статья впервые содержалась в Конституции 1936 г.) о руководящей роли КПСС.М.С. Горбачёву на время удалось сохранить руководящую роль КПСС. На II Съезденародных депутатов было принято решение не обсуждать этот вопрос. На IIIВнеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) были принятыпоправки к Конституции об отмене 6 статьи. На III Съезде первым президентомСССР был избран М.С. Горбачёв.
Виюле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. К этому времени партияфактически раскололась на сторонников радикальных реформ, выступавших запревращение КПСС в партию парламентского типа, и так называемых«консерваторов», обвинявших М.С. Горбачёва в отказе откоммунистической идеологии. М.С. Горбачёв пытался удерживаться в центре, ноцентра по существу уже не было. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименоватьКПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций.Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе изКПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники. На съезде М.С. Горбачёввновь был избран Генеральным секретарём, но это уже не играло никакой роли. Егоавторитет стремительно падал. Полки магазинов оставались пустыми, в странустала поступать западная гуманитарная помощь, по всей стране стали проходитьмитинги под лозунгами «Долой КПСС!».
Созданиеполитических партий и движений. Отмена 6 статьи Конституции явилась стимуломдля возникновения новых политических партий и движений. В течение несколькихмесяцев в стране возникло множество различных партий. Советское общество началостановиться многопартийным.
Возниклипартии демократической ориентации: Крестьянская, Аграрная, Народная партияРоссии, Демократическая партия России и др. Они выступали за демократическоегосударство, за проведение экономических и политических реформ.
Врезультате раскола в рядах КПСС возникло несколько партий коммунистическойориентации: Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов(РКП), Российская коммунистическая рабочая партия. Они видели свою задачу ввозврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономике.
Возниклитакже партии социал-демократического направления.
Партиинационально — патриотической ориентации (Республиканская народная партия Россиии др.) выступали за сильное государство и возрождение национальногосамосознания.
Партиипопросту перенимали форму партий Запада и не имели социальной базы в обществе,зачастую они выражали амбиции некоторых самоутверждающихся деятелей. Ни одна изних не выражала интересов какого-либо слоя или движения. Время существованиямногих партий оказалось кратким. Они распадались одна за другой, тут жевозникали новые.
Экономическаяреформа. Темпы экономического развития страны замедлились уже в 70-е гг. Первоевремя новый Генеральный секретарь надеялся поправить экономическую ситуацию,используя административные рычаги — повышение дисциплины и ответственности иусиление централизованного управления экономикой.
Поэтомув экономической сфере продолжилась борьба с «нетрудовыми доходами» ивзяточничеством, начатая ещё при Ю.В. Андропове.
Вмае 1985 г. в стране была начата широкая антиалкогольная кампания. В некоторыхрайонах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихсяна производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантациивиноградников, создаваемых в течение десятилетий. Кампания была непродуманной ине учитывала отечественного и мирового опыта подобных мероприятий, ипоследствия её были негативными. Сразу же выросло подпольное изготовлениеспиртного. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, но бюджету государствабыл нанесён ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один изважнейших источников дохода государственного бюджета.
Онеблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. Подобной аварии в мировойпрактике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность.Население на поражённой местности своевременно не было оповещено опроизошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это времяпродолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, чтоувеличивало количество человеческих жертв.
Экономическаяситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. заметно сократилосьсельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 гг.достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицитбюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Стремительно нарасталиинфляционные процессы. Чтобы смягчить воздействие инфляции на покупательнуюспособность населения, государство и отдельные предприятия пошли на резкоеувеличение в 1988 г. личных доходов. Но рост производства отсутствовал, личныедоходы населения росли, и спрос на товары и услуги увеличивался. Вследствиеэтого товары на прилавках исчезали моментально, в магазинах выросли очереди.Чтобы удовлетворить спрос, государство увеличивало импорт на кредитной основе.В результате долги государства росли.
Втечение долгого времени в советской экономической науке наблюдался застой, иучёные не могли предложить М.С. Горбачёву свежих и эффективных экономическихидей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферыдеятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий.
19ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности,позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров иуслуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создаватьсовместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативномсекторе было занято 7 млн. граждан (5% активного населения). Но развитиечастной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлениемчиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-завысоких цен) населения. Правительство наталкивалось на трудности, пытаясьрасширить сферу частной инициативы и в сельском хозяйстве. В 1988 г. сельскиежители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжатьсяпроизведённой продукцией. В марте 1988 г. было принято новое положение околхозах, по которому площадь индивидуального участка и поголовье скота вличном подсобном хозяйстве отныне могли устанавливаться коллективом каждогоколхоза.
Ноэти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3%поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремлениеместных властей подавить крестьянскую инициативу.
1января 1989 г. вошёл в силу «Закон о государственном предприятии», покоторому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт исамофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать своюдеятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями,заключали контракты с поставщиками и потребителями.
Ноэти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи междупроизводственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения нескладывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычагиграмотного управления экономикой. 1989 г. начались мощные забастовки шахтёровКузбасса и Западной Сибири.
В1989 г. группе видных экономистов — С.С. Шаталину, Н.Я. Петракову было порученоруководство Комиссией по проведению реформы. Были выработаны различные проектыреформы: один — под руководством директора Института экономики РАН Л.И.Абалкина, другой — группой специалистов из Госплана под руководствомпредседателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Оба эти проекта были обобщеныи одобрены Съездом народных депутатов в декабре 1989 г. Малоизвестный экономистГ.А. Явлинский с помощью западных специалистов разработал свой проект«программа 500 дней», представлявший собой попытку решенияэкономических проблем посредством молниеносной акции: децентрализация экономики,перевод предприятий на аренду и приватизация. Эти меры, по замыслу Г.А.Явлинского, должны были реформировать советскую экономику в течение 500 дней.Дискуссия по поводу этих проектов превратилась в политическую борьбу. ПрограммаГ.А. Явлинского «500 дней» была взята на вооружение Советом МинистровРФ и противопоставлена проекту центрального правительства. С.С. Шаталин и Н.Я.Петраков поддержали программу «500 дней», Н.И. Рыжков с Л.И.Абалкиным поддерживали старый проект. Ректору Академии народного хозяйства приправительстве Российской Федерации академику А.Г. Аганбегяну было порученонайти приемлемое решение, но ему это не удалось. Экономическая реформаоказалась заблокированной.
Одиниз иностранных советников, при помощи которых разрабатывались проектыэкономической реформы, заявил, что быстро поднять народное благосостояние можнотолько с приходом капитализма. Это была уже не перестройка, шла речь обизменении социального строя. Но М.С. Горбачёв был намерен сохранить социализм,он отказался от программы «500 дней».
Ситуацияв экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имелибольшие социальные издержки. Резко сократилось производство, уменьшились доходынаселения, обострились жилищная, продовольственная, экологическая и др. проблемы.Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорийнаселения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства,сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом.Появилось понятие «новые русские».
Витоге «перестройка» ухудшила положение основных слоёв населения.
4. «Новое мышление» и поворот вовнешней политике
Ужев первых своих выступлениях М.С. Горбачёв изложил положения новоговнешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь приучёте интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХпартконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политикуналожили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной меререализовывались новые возможности для снижения напряжённости и наибольшеговзаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, впрошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государстваполитическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений,что не могло не сказаться на социально — экономическом развитии страны и на еёмеждународном положении".
Этотповорот во внешней политике получил название «новое мышление». Вдекабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачёвсформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место вней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми.
Советскоеруководство определило три основных направления внешнеполитической деятельности:
смягчениенапряжённости между Востоком и Западом посредством переговоров с США оразоружении;
урегулированиерегиональных конфликтов;
признаниесуществующего миропорядка и расширение экономических связей со всемигосударствами.
Западноенаправление. В 1985 г. в Женеве состоялась советско-американская встреча.Стороны заявили о своём отказе добиваться военного превосходства друг наддругом. Была достигнута договорённость о расширении отношений между СССР и США.
СССРстал предпринимать конкретные мероприятия, которые подчёркивали егоприверженность новому курсу. СССР объявил мораторий на испытание ядерногооружия. Приостановилось развёртывание ракет среднего радиуса действия вевропейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территорииГДР. Началось сокращение Советской Армии. В СССР началась конверсия военногопроизводства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. Вфеврале 1988 г. был завершён вывод советских войск из Афганистана.
Серьёзныеизменения произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. М.С.Горбачёв заявил об отказе от вмешательства в дела союзников по ОрганизацииВаршавского Договора. В результате коммунистические режимы в странах ВосточнойЕвропы рухнули. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.
В1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. СССРпотерял свои позиции в Восточной Европе.
Расширялосьсотрудничество СССР с другими странами. В 1986 — 1987 гг. состоялось нескольковстреч М.С. Горбачёва с американскими президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем. Витоге в 1987 г. были приняты соглашения, которые предусматривали уничтожение натерритории Европы принадлежавших обеим странам ядерных ракет средней и меньшейдальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращениистратегических наступательных вооружений (ОСНВ -1). По мнению многихпартийно-государственных деятелей эта акция серьёзно угрожала безопасностиСССР.
Восточноенаправление. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана.
Квводу советских войск в Афганистан в 1979 г. СССР подталкивали многие внешниеобстоятельства. США активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране,Пакистане, создавали в этих районах свои военные базы. В свою очередь Иран,Пакистан и некоторые другие государства задолго до Апрельской революции 1978 г.в Афганистане поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против независимойвнешней политики короля Афганистана Захир-шаха и правительства М. Дауда. Всёэто создавало серьёзную угрозу на юге СССР, и с этим нельзя было не считаться.
Вусловиях соперничества двух «сверхдержав» ни одна из сторон в крупныхвоенных конфликтах не могла одержать решающую победу, т.к. они опирались напримерно равную материальную и военную поддержку этих держав. В АфганистанеСССР оказывал помощь правительственным войскам, а США, Пакистан, Иран и другиегосударства — моджахедам.
Выводсоветских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога междуСССР и Китаем. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С.Горбачёва в Пекин в 1989 г. Советское руководство перешло к политикеумиротворения в районах «региональных конфликтов» — как в ЮжнойАфрике, так и в Персидском заливе, в Юго-Восточной Азии и в ЦентральнойАмерике.
Советскоеправительство приняло ряд законов, соответствующих международномузаконодательству в области прав человека.
Итогивнешнеполитической деятельности. Закончилась «холодная война», угрозаядерной войны была отодвинута, улучшились отношения СССР со многими странами.
Нопозиции СССР в Восточной Европе, статус мировой державы, — были утеряны. В 1990г. президенту СССР М.С. Горбачёву была вручена Нобелевская премия мира.
Межнациональныеконфликты. Ухудшение экономической ситуации вызывало недовольство населения натерритории всего СССР. Местное руководство в республиках переключалонедовольство народа на центральное руководство и на другие народы, находя вистории позабытые поводы для раздоров. Это привело к возникновениюмежнациональных конфликтов. Начало им положили события в Казахстане.
Вдекабре 1986 г. в республике вместо отправленного в отставку Д.А. Кунаева 1-мсекретарём ЦК КП Казахской ССР был назначен русский Г.В. Колбин (казахскоенаселение республики не превышало 30%). В Алма-Ате прошли антирусскиедемонстрации. 23 августа 1987 г. в годовщину подписания советско-германскогопакта 1939 г. прошли массовые манифестации в Таллине, Риге и Вильнюсе. Наиболеетрагичные формы межнациональный конфликт приобрёл в Нагорном Карабахе. Несмотряна большинство армянского населения Нагорный Карабах в 1923 г. был присоединёнк Азербайджану. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области потребоваливоссоединения с Арменией. Руководство СССР оказалось не готово к такимрадикальным требованиям и заняло двусмысленную позицию. В ответ в г. Сумгаитеазербайджанцы устроили погром армянского населения. Началась настоящая войнамежду Арменией и Азербайджаном.
В1989-1990 гг. возникли очаги сепаратизма в Прибалтике, Грузии. В Прибалтикенародные фронты, возникшие как организации в поддержку перестройки,превратились в движения за независимость. Ведущую роль в движении за отделениеот СССР стала играть Литва. В республике было создано движение в поддержкуперестройки «Саюдис». Но вскоре председатель «Саюдиса» В.Ландсбергис стал выступать с требованиями выхода Литвы из состава СССР. Стакими же требованиями выступали Грузия и Молдавия. В ноябре 1988 г. в Грузиипрошли манифестации под националистическими лозунгами, Эстония объявилаверховенство законов республики над законами СССР. 9 апреля 1989 г. в Тбилисиармия открыла огонь по толпе демонстрантов, которые пытались ворваться вправительственные здания. Причём, огонь был открыт по требованию местныхпартийных и военных властей. В течение года практически все республикипровозгласили свой национальный язык государственным, все республики требовалисуверенитета.
Всентябре 1989 г. состоялся Пленум ЦК КПСС по национальным вопросам. Пленумпринял решение предоставить республикам полную хозяйственную самостоятельностьи право самостоятельно определять государственное устройство. Но республикитвёрдо придерживались курса на независимость от СССР.
Вначале 1991 г. в Прибалтике произошли события, которые нанесли один из самыхощутимых ударов по СССР, как содружеству народов. 12 января 1991 г. в литовскойстолице Вильнюсе армия, доведённая до крайности обстановкой ненависти, открылаогонь по демонстрантам, взявшим под свою защиту местное телевидение. 16 январяМ.С. Горбачёв потребовал приостановить действие закона о печати. 20 января вРиге части ОМОН штурмовали здание МВД, как и в Вильнюсе, были убитые и раненые.22 января М.С. Горбачёв выступил по телевидению с заявлением о противоправныхдействиях прибалтийских властей, в ответ отовсюду раздавались требованияотставки М.С. Горбачёва и предоставления независимости.
РаспадСССР. В мае-июне 1990 г. проходил I Съезд народных депутатов России (РСФСР), накотором Председателем Верховного Совета был избран Б.Н. Ельцин. 12 июня 1990 г.Съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Официально Россиястала называться Российская Федерация (РФ). В свою очередь республики странытоже объявили о своей суверенизации.
НоМ.С. Горбачёв пытался сохранить Союз, как необходимую форму сосуществованиямежду различными народами, во что бы то ни стало. 17 марта 1991 г. по всейстране (не участвовали только прибалты, грузины, молдаване) был организованвсесоюзный референдум, в результате которого 76% избирателей проголосовали засохранение Советского Союза.
Весной- летом 1991 г. в посёлке Ново — Огарёво начались переговоры между М.С.Горбачёвым, Б.Н. Ельциным и лидерами союзных республик о проблеме сохраненияСоюза. В итоге было достигнуто соглашение по формуле «9 + 1», т.е.девять союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы)и Центр в лице президента СССР договорились об основах взаимоотношений друг сдругом. Республики получали значительные права, но Центр сохранял за собойважнейшие рычаги управления: вооружённые силы, финансовую систему, транспорт,энергетику и др. Соглашение должно было составить основу нового Союзногодоговора, подписание которого было назначено на 20 августа 1991 г. Но произошлисобытия, резко изменившие ситуацию в стране.
ПутчГКЧП (19 — 21 августа 1991 г.). В ночь на 19 августа 1991 г. президент СССРМ.С. Горбачёв был отстранён от власти. Группа государственных деятелей заявилао создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В неговошли: вице-президент Г.И. Янаев, глава кабинета министров В.С. Павлов и другиепредставители властных структур. Но участники заговора недооценилисуществование в Москве второго центра власти — президента России Б.Н. Ельцина.Из своей резиденции — Белого дома — он сумел организовать сопротивление.Заговорщики проявили нерешительность, неорганизованность. Б.Н. Ельцин смогдобиться поддержки армии, милиции, правительственного аппарата. Путч былобъявлен «антиконституционным» и не встретил поддержки ни в стране,ни за рубежом.
22августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. Указом Б.Н. Ельцина деятельностьКПСС была прекращена. Все учреждения КПСС были закрыты, на Лубянкедемонстрантами самочинно был снесён памятник Ф.Э. Дзержинскому, основателю ВЧК
Августовскийзаговор свёл на нет все попытки подписания нового союзного договора. ВластиМ.С. Горбачёва был нанесён смертельный удар. Даже те республики, которые ранеевысказывали желание войти в новый Союз, заявили о своей независимости. В концеавгуста — начале сентября Эстония, Латвия, Литва провозгласили своюнезависимость и вышли из состава Союза. Их отделение было официально признаноРФ, а затем и иностранными государствами. М.С. Горбачёв предложилсамораспуститься Верховному Совету СССР.
ПопыткиМ.С. Горбачёва подписать новый союзный договор провалились.
8декабря 1991 г. руководители трёх республик Б.Н. Ельцин (РФ), Л.М. Кравчук(Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия), собравшись в Беловежской пуще в ЗападнойБелоруссии, объявили о роспуске СССР и подписали соглашение о созданииСодружества Независимых Государств (СНГ). Представители других республикприглашены на встречу не были. Ни с кем не консультируясь, представители трёхреспублик положили конец долгому содружеству народов.
25декабря М.С. Горбачёв оставил кабинет президента СССР. Перестройка закончилась.
Список литературы
НашеОтечество. Часть II/Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. — М., 1991.
СоколовА.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. — М.,1999.
Напороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. Под общейредакцией В.В. Журавлёва. — М.,1990.
БурлацкийФ.М. Русские государи. Эпоха реформации. — М., 1996.
СоколовА.К., Тяжельникова С.В. Курс советской истории.1941-1991. — М., 1999.
БурлацкийФ. Русские государи. Эпоха реформации.- 1996.
СоколовА.К., Тяжельникова С.В. Курс советской истории.1941-1991. — М., 1999.
БурлацкийФ. Русские государи. Эпоха реформации.- М., 1996.
Россия.Полный энциклопедический иллюстрированный справочник./Авт.-сост. П.Г.Дейниченко. — 2002.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/