Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова "Несжатая полоса", Ф. Тютчева "Осенний вечер", А. Фета "Ласточки пропали"

Русскаяпоэзия 1840 – 60-х годов
Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова «Несжатаяполоса», Ф. Тютчева «Осенний вечер», А. Фета «Ласточкипропали»

Введение
Прежде чем начать анализ,мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 – 1860-хгодов.
Расцвет творчества Ф.И.Тютчеваи А.А.Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностьюреволюционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленностьлирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н.А.Некрасов.
В России 60-х годов происходилоразмежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний.Когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы,когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразованиевсего государственного строя России.
Анализ стихотворений я будуделать монографический с выводами сопоставительного характера.

Ф.И.Тютчев «Осеннийвечер»
Есть в светлости осеннихвечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестротадерёв,
Багряных листьев томный,легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящихбурь,
Порывистый, холодный ветрпорою,
Ущерб, изнеможенье — и навсем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумноммы зовем
Божественной стыдливостьюстраданья!
(1830)
 
В первых строфах автор,казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватываетне только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора.Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средстввыражения: это и синтетические эпитеты («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые(«багряных листьев»); олицетворения («томный» шелест листьев).
Особенно сильно отражаетсостояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышимшелест падающих листьев («Багряных листьев томный, лёгкийшелест…»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о раннейосени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.
Вторые строфы стихотворенияпереполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можемсделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворениисловно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.
И «багряных листьев» шелест,и «туманная лазурь», и «таинственная прелесть» осени – все это дорого, таинственнодля героя стихотворения. Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаютсякраски…мы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: «И, как предчувствиесходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою...»).
В третьей строфе автор словнооживляет осень, образно наделяет ее присущими только человеку чертами и свойствами(«…и на всем та кроткая улыбка увяданья»).
Автор, заостряя вниманиена таинственной красоте осеннего вечера, воспринимает осень в конце стихотворенияуже как божественное, трогательное, бездонное творение.
В работе Гаспарова М.Л.«Композиция пейзажа у Тютчева»он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения герояменяется. Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осеннихвечеров – дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности– к концовке (умильная прелесть – грустно сиротеющая земля – кроткая улыбка божественнойстыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.
А.А.Фет «Ласточкипропали»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
(1854)
Прочитав стихотворение,мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии.Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучшеб снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционноепродолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, авозникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.
Образ стаи грачей в стихотворениине случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное времямежду летом и зимой угнетает героя стихотворения ( «Лучше б снег да вьюгу..», «Выйдешь- поневоле тяжело — хоть плачь»).
Лейтмотив стихотворенияА.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностьюи неповторимостью жизненных ощущений.
Казалось бы изображениеосени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контекстестихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона:слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.
 
А.Некрасов«Поздняя осень»
 
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоскаодна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосьядруг другу:
«Скучно нам слушать осеннюювьюгу,
Скучно склоняться до самойземли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряютстаницы
Всякой пролетной прожорливойптицы,
Заяц нас топчет, и бурянас бьет...
Где же наш пахарь? чегоеще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других —и давно
В нас налилось и созрелозерно.
Не для того же пахал они сеял,
Чтобы нас ветер осеннийразвеял?..»
Ветер несет им печальныйответ: —
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал они сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест ине пьет,
Червь ему сердце больноесосет,
Руки, что вывели бороздыэти,
Высохли в щепку, повисликак плети,
Очи потускли и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
(1854)
Отчаянием и безысходностьюпронизан образ-пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса». Осиротевшая землятщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.
Н.А.Некрасов наделяет природучеловеческими чувствами и переживаниями.
Безнадежностью, страхоми смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциациис таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисуетпоэт осенний пейзаж в стихотворении.
Добивается он такого ощущенияиспользованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывнуюпесню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).
Шепот созревших колосьев,которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленногоневыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении,но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает пополосе, налегая на соху.
Пожалуй, начнем сопоставительныйанализ со стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А.Фета «Ласточки пропали»,потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.
Постараемся ответить навопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.
В творчестве Тютчева пейзажнаялирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматриватьэти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.
Не зря в работе СоловьеваВ.С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими изних состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал — ощущаемуюим живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».
В этом стихотворении, рисующемнаступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысльо скоротечности и прелести жизни.
В этом проникновенном осеннемпейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательнаяспособность Тютчева — пробуждать воображение читателя.
Не смотря на какую-то тоскуи обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображениисвоей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.
А. Фет, как и Ф. Тютчев,достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой оченьтонко уловил неповторимое фетовское качество — способность передать природные ощущенияв их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка,а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».
Пейзажная лирика Фета, вданном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности,его мечтаний, стремлений и порывов.
В осени Фета мы так же слышимотголоски человеческой души. Картины и образы осени, возникающие перед нами причтении стихотворения, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью.
Это и образ стаи грачей,которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывноменяющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу позднейосени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образыосеннего кочевья — вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиесяпо степи.
То, что скрывается в первойчасти «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второйчасти выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволиполучает прямое выражение во фразе: «Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь».
Более глубокого пониманиястихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.
При внимательном рассмотрениимы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, всвоем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них(1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественныйритмический рисунок.
Стихотворение Тютчева написанопятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!
Как я уже писала, если стихотворениеТютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворениеФета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.
Такое же настроение возникаети при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.
В отличие от Тютчева, стихиНекрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью.В стихотворении «Несжатая полоса» есть фразы такого рода.
Осень у Некрасова неравнодушнак человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастнойсудьбе.
Безнадежностью, страхоми смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциациис таким же тягостным состоянием русского народа.
Продолжая сопоставлениеНекрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что,к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состояниисубъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».
Некрасов занимает в этомотношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем»или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как«среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннегомира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение,пейзажи и описания.
Используя такие изобразительныесредства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческимичувствами и переживаниями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.