«Общая характеристика современных государственно-правовых тенденций развития и становления медицинской помощи населению» Оглавление Введение…1. Общие права граждан в области охраны здоровья… 2. Становление института социального медицинского страхования… 3. Механизм функционирования и государственно-правовая поддержка лечебных учреждений… 25 Заключение ….33 Библиографический список… 36 Введение
В Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство обеспечивает гражданам ох¬рану здоровья независимо от пола, расы, нацио¬нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, от¬ношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражда¬нам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо забо¬леваний. Прежде всего, необходимо определить стратегию развития законодательства в сфере охраны здоровья граждан РФ. Что касается основных проблем, то их можно ана¬лизировать, исходя из принципа «все плохо». Вместе с тем отечественное здравоохранение с точки зрения его законодательного обеспечения
имеет немало по¬ложительных характеристик. За период с 1991 г. в Российской Федерации принято более пятнадцати основных зако¬нов, посвященных различным аспектам медицинской деятельности: «О медицинском страховании граждан в Рос¬сийской Федерации» от 28 июня 1991 г.; «Основы законодательства Российской Феде¬рации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.; «О лекарственных средствах» от 22
июня 1998 г.; «Об иммунопрофилактике инфекционных бо¬лезней» от 17 сентября 1998 г.; «О санитарно-эпидемиологическом благополу¬чии населения» от 30 марта 1999 г.; «О предупреждении распространения туберку¬леза в РФ» от 18 июня 2001 г, и др. В то же время, несмотря на положительные тенден¬ции, нельзя не отметить существующие проблемы, кото¬рые не позволяют отечественную нормативно-право¬вую базу здравоохранения считать оптимальной. В сочета¬нии с низким уровнем знаний значительного количе¬ства медицинских работников
в области медицинского права, медицинского законодательства такая ситуация, несомненно, не может считаться оптимальной. В данной курсовой работе хотелось бы рассмотреть следующие направления в сфере оказания медицинской помощи населению: права граждан в области охраны здоровья, институт медицинского страхования и функционирование лечебных учреждений на территории РФ. Права граждан в сфере медицинской деятель¬ности — это предусмотренные международными и внутригосударственными
и нормативно-правовы¬ми актами положения, гарантирующие гражда¬нам охрану здоровья и предоставление медицинс¬кой помощи при возникновения заболевания. В социально ориентированном государ¬стве, к которому стремится Россия, вопросам юридического обеспечения субъективных прав граждан должно быть уделено повышенное вни¬мание. Необходимо развивать систему добровольного медицинского страхования.
Причин, которые тормозят развитие данного вида страхования, много. Прежде всего, это низкий уровень платежеспособ¬ности населения. Вторая причина кроется в психологии российского страхователя, который пока не понимает и не принима¬ет страхования вообще и относится к это¬му виду услуг настороженно. ДМС в нашей стране развивается лишь в рамках соци¬альных «пакетов», которые предоставля¬ют своим сотрудникам
некоторые круп¬ные российские предприятия и около 80 % иностранных компаний, работающих на территории России. Если государство не может обеспечить каче¬ственное медицинское обслуживание на¬селения в рамках ОМС, оно должно вся¬чески поддерживать развитие системы добровольного медицинского страхова¬ния, создавая благоприятный налоговый климат в данной области и льготные ус¬ловия для развития этого вида страхова¬ния. Не¬обходим пересмотр некоторых основополагающих подходов к ре¬гулированию деятельности органи¬заций
в сфере здравоохранения. Это связано с целым кругом про¬блем правового, экономического, организационного и другого харак¬тера. В медицинских учреждениях име¬ет место нерациональное размеще¬ние финансовых ресурсов государ¬ства, зачастую неэффективное ис¬пользование государственного (му¬ниципального) имущества и ухуд¬шение качества предоставляемых учреждениями услуг. Все эти про¬блемы указывают на сформировав¬шиеся в настоящее время условия для реформирования существую¬щей организационной системы в области здравоохранения.
При написании курсовой работы были использованы следующие источники: Конституция РФ, «Основы законодательства Российской Феде¬рации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г «О медицинском страховании граждан в Рос¬сийской Федерации» от 28 июня 1991 г статьи в журналах «Страховое дело», «Журнал российского права», «Юрист» и др. 1. Общие права граждан в области охраны здоровья
Построение демократического государства, к которому стремится Россия в последнее время, обуславливает особое отношение к правам граж¬дан вообще и в сфере охраны здоровья в частно¬сти. Оттого, насколько ка¬чественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно от¬дельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зави¬сит успешное динамичное развитие правового государства.
Практика многих современных стран, да и России в недалеком прошлом отчетливо показы¬вает, что можно иметь весьма красивое и показа¬тельное законодательство в области прав граждан и сфере медицины, но это никоим образом не от¬ражается па конкретном правовом статусе от¬дельно взятого человека. Причин здесь может быть много, но одна из ключевых — нерешенные проблемы обеспечения прав граждан в сфере ме¬дицинской деятельности. Действительно, самые качественные, но не подкрепленные системой обеспечения,
правовые нормы в сфере здравоох¬ранения остаются только лишь декларациями, т.е. нормами, не сопровождающимися созданием системы их реализации, обеспечения и защиты. Следует заметить, что охрана здоровья примени¬тельно к вопросу прав граждан является частным вариантом более широкой категории - медицин¬ской деятельности, что будет более детально по¬казано в представленной далее классификации прав граждан в сфере медицинской деятельности.
Права граждан в сфере медицинской деятель¬ности — это предусмотренные международными и внутригосударственными и нормативно-правовы¬ми актами положения, гарантирующие гражда¬нам охрану здоровья и предоставление медицинс¬кой помощи при возникновения заболевания. Принимая во внимание теоретико-правовое деление права на объективное (устанавливаемое, гарантированное и обеспеченное государством) и субъективное (мера юридически возможного по¬ведения), важно уяснить,
что представленное выше определение прав граждан в сфере меди¬цинской деятельности — вариант объективною права. В то же время не менее важно ориентиро¬ваться в вопросах субъективных прав граждан в сфере медицины. В этой связи необходимо дать определение субъективного права гражданина в сфере медицинской деятельности, под которым по¬нимается мера возможного поведения граждани¬на, направленного на использование норм права, содержащихся в законодательстве о здравоохра¬нении.
В социально ориентированном государ¬стве, к которому стремится Россия, вопросам юридического обеспечения субъективных прав граждан должно быть уделено повышенное вни¬мание. Классификация прав граждан в сфере медицин¬ской деятельности. Наиболее удовлетворяющей потребностям юридического обеспечения меди¬цинской деятельности на нынешнем этапе явля¬ется классификация, в соответствии с которой существуют:
I. Права граждан в области охраны здоровья 1. Право на охрану здоровья. 2. Право на информацию о факторах, влияю¬щих на здоровье. 3. Право па медико-социальную помощь. 4. Права в системе медицинского страхова¬ния. II. Права отдельных групп населения в облас¬ти охраны здоровья 1. Права членов семьи. 2. Права беременных женщин и матерей.
3. Права несовершеннолетних. 4. Права военнослужащих, граждан, подле¬жащих призыву на военную службу и поступаю¬щих на военную службу по контракту. 5. Права граждан пожилого возраста. 6. Права инвалидов. 7. Права граждан, пострадавших при чрезвы¬чайных ситуациях и проживающих в экологи¬чески неблагополучных районах. 8. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу отбывающих наказание в местах ли¬шения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи
III. Права пациентов 1. Общие права пациентов. 2. Права пациентов в отдельных направлени¬ях медицинской деятельности (трансплантоло¬гия, психиатрия, иммунопрофилактика и др.). В Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений .
Государство обеспечивает гражданам ох¬рану здоровья независимо от пола, расы, нацио¬нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, от¬ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражда¬нам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо забо¬леваний. Лица, виновные в нарушении этого по¬ложения, несут установленную законом ответ¬ственность.
Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с между¬народными договорами Российской Федерации . Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной инфор¬мации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное вли¬яние, включая информацию о санитарно-эпиде¬миологическом
благополучии района прожива¬ния, рациональных нормах питания, о продук¬ции, работах, услугах, их соответствии санитар¬ным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной админист¬рацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в по¬рядке, устанавливаемом Правительством Рос¬сийской Федерации . Право граждан на медико-социальную по¬мощь. При заболевании, утрате трудоспособнос¬ти и в иных случаях граждане имеют право на ме¬дико-социальную
помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социаль¬ного характера по уходу за больными, нетрудос¬пособными и инвалидами, включая выплату по¬собия по временной нетрудоспособности. Меди¬ко-социальная помощь оказывается медицинс¬кими, социальными работниками и иными спе¬циалистами в учреждениях государственной, му¬ниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях
системы социальной за¬щиты населения. Права в системе медицинского страховании. Данные права появились у граждан России после 1993 года, когда в нашей стране начало функцио¬нировать медицинское страхование. Граждане Российской Федерации имеют право на: — обязательное и добровольное медицинское страхование; — выбор медицинской страховой организа¬ции; — выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и доб¬ровольного медицинского страхования; — получение
медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; — получение медицинских услуг, соответ¬ствующих по объему и качеству условиям догово¬ра, независимо от размера фактически выплачен¬ного страхового взноса; — предъявление иска страхователю, страхо¬вой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возме¬щение причиненного по их вине ущерба, незави¬симо оттого, предусмотрено это или нет в догово¬ре медицинского
страхования; — возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора . Права членов семьи обеспечиваются за счет положений ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные кон¬сультации по вопросам планирования семьи, на¬личия социально значимых заболеваний и забо¬леваний, представляющих опасность для окру¬жающих,
по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследова¬ния в учреждениях государственной или муници¬пальной системы здравоохранения с целью пре¬дупреждения возможных наследственных забо¬леваний у потомства. Права беременных женщин и матерей. Госу¬дарство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их фи¬зиологическим особенностям и состоянию здоровья.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализи¬рованной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещен¬ных законодательством Российской Федерации. Права несовершеннолетних обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъек¬тов Российской
Федерации, органы местного са¬моуправления в порядке, установленном законо¬дательством Российской Федерации, осуществ¬ляют в государственных и муниципальных уч¬реждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболева¬ний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоро¬вительную работу, в том числе диспансерное на¬блюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей
. Основы законодательства РФ об охране здо¬ровья граждан в ст. 24 указывают, что в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 1) диспансерное наблюдение и лечение в детс¬кой и подростковой службах в порядке, устанав¬ливаемом Министерством здравоохранения Рос¬сийской Федерации, министерствами здравоох¬ранения субъектов Российской Федерации; 2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством
Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; 3) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физи¬ологическим особенностям и состоянию здоро¬вья и исключающих воздействие па них небла¬гоприятных факторов; 4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при опре¬делении профессиональной пригодности; 5) получение необходимой информации о со¬стоянии здоровья в доступной для них форме.
Права военнослужащих, граждан, подлежа¬щих призыву па военную службу и поступающих на военную службу по контракту. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствова¬ние для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на осно¬вании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву па военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетель¬ствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях
для прохождения военной службы и показаниях па отсрочку пли освобождение от призыва па во¬енную службу по состоянию здоровья. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается со¬зданием благоприятных условий военной служ¬бы, быта и системой мер по ограничению опас¬ных факторов военной службы, проводимой ко¬мандирами во взаимодействии с органами госу¬дарственной власти. Забота о сохранении и об ук¬реплении здоровья военнослужащих - обязан¬ность командиров.
На них возлагается обеспече¬ние требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной тех¬ники, при производстве работ, исполнении дру¬гих обязанностей военной службы. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную ме¬дицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением про¬тезов из драгоценных металлов и других дорого¬стоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами,
другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских под¬разделениях, частях и учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учрежде¬ний или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская по¬мощь оказывается в учреждениях государствен¬ной или муниципальной систем здравоохране¬ния. Расходы указанным учреждениям здравоох¬ранения по оказанию медицинской помощи во¬еннослужащим и гражданам,
призванным на во¬енные сборы, возмещаются Министерством обо¬роны Российской Федерации (иным федераль¬ным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Военнослужащие, получившие увечье (ране¬ние, травму, контузию) или заболевание при ис¬полнении ими обязанностей военной службы, после госпитального лечения имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-ку¬рортные и оздоровительные учреждения
Мини¬стерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) . Права граждан пожилого возраста. Граждане, достигшие пожилого возраста, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях го¬сударственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарствен¬ное обеспечение, в том числе на льготных
услови¬ях. Медико-социальная помощь гражданам по¬жилого возраста, включая одиноких граждан по¬жилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение име¬ющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключении имеют право на сана¬торно-курортное лечение и реабилитацию бес¬платно или на льготных условиях за счет
средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии. Права инвалидов. Оказание ква¬лифицированной медицинской помощи инвали¬дам, включая лекарственное обеспечение, осуще¬ствляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Рос¬сийской Федерации. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и ин¬валиды с детства, имеют право на медико-соци¬альную помощь, реабилитацию, обеспечение ле¬карствами, протезами, протезно-ортопедически¬ми изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональ¬ную подготовку и переподготовку. Нетрудоспо¬собные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях го¬сударственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае не¬способности удовлетворять
основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях си¬стемы социальной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медико-соци¬альной помощи и перечень льгот для них опреде¬ляются законодательством Российской Федера¬ции и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.
Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах. Реалии настоящего времени, к сожалению, свидетель¬ствуют о том, что экологическая ситуация в боль¬шинстве регионов России становится крайне тя¬желой, а количество различного рода техноген¬ных катастроф год от года нарастает. Подобного рода ситуации обуславливают увеличение количества лиц, которым требуется медицинская по¬мощь. Ведущий нормативно-правовой акт в сис¬теме правового обеспечения медицинской дея¬тельности
— Основы законодательства РФ об ох¬ране здоровья граждан в ст. 28 содержат положе¬ния, в соответствии с которыми граждане, по¬страдавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской по¬мощи, санаторно-курортного и восстановитель¬ного лечения, проведение гигиенических и проти¬воэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и сниже¬нию риска для их жизни и здоровья.
Гражданам Российской Федерации, прожи¬вающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически небла¬гополучными, гарантируются бесплатная меди¬цинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстано¬вительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препарата¬ми и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Гражданам, пострадавшим при спасении людей и оказании медицинской помощи
в условиях чрезвычайной ситуации, га¬рантируются бесплатные лечение, включая сана¬торно-курортное лечение, и все виды реабилита¬ции, а также материальная компенсация в поряд¬ке, установленном законодательством Российс¬кой Федерации. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание, в местах лишения свободы либо административный арест, на получе¬ние медицинской помощи. Руководствуясь тем, что граждане России, степень свободы которых по тем или иным причинам ограничена,
остаются гражда¬нами России, на них (с определенными ограниче¬ниями) распространяются права граждан в сфере медицинской деятельности. Уголовно-исполнитель¬ный кодекс РФ от 8 января 1997 г. в ст. 101 определяет, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужден¬ным к лишению свободы организуется и предостав¬ляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законо¬дательством
Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслу¬живания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специаль¬ные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулатор¬ного лечения осужденных, больных открытой фор¬мой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения. Админист¬рация исправительных учреждений несет ответ¬ственность за выполнение установленных санитар¬но-
гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужден¬ных. Представляет интерес решение законодателя относительно вопроса отказа осужденного от при¬ема пищи. Когда речь идет об угрозе жизни осуж¬денного, с позиций уголовно-исполнительного за¬кона допускается принудительное питание осуж¬денного по медицинским показаниям . В данной главе были рассмотрены наиболее общие социальные права граждан в области охраны здоровья.
Приведена классификация прав граждан в сфере медицинской деятельности, упомянуты наиболее важные нормативно-правовые акты в области здравоохранения. Насколько ка¬чественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно от¬дельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зави¬сит успешное динамичное развитие правового государства. В этой связи можно вспомнить слова академика В.П.
Сальникова: «всякое субъективное право имеет соци¬альную ценность постольку, поскольку его воз¬можно реализовать. Осуществление же консти¬туционных прав, свобод и интересов для граждан означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих содержанию реали¬зуемых ими прав». 2. Становление института социального медицинского страхования Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным
и индивидуальным . Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь. В качестве субъектов медицинского страхования выступают:
гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового
характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования для работающего населения. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское
страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Эксперты в области страхования от¬мечают, что в настоящее время рынок
ДМС развивается крайне медленно, а си¬стема ОМС нуждается в модернизации. В том виде, в котором обязательное меди¬цинское страхование находится сейчас, его нельзя называть страхованием в клас¬сическом смысле. Установленные законом сборы в Фонд ОМС от работодателя или органа исполни¬тельной государственной власти для нера¬ботающего населения поступают в терри¬ториальные фонды ОМС. Территориальные фонды
ОМС, в свою очередь, заключают договоры со страховыми медицинскими организациями, имеющими государствен¬ную лицензию на право проведения такой деятельности, куда и перечисляются опре¬деленные суммы в соответствии с числом клиентов этой организации. Страховая ме¬дицинская организация оплачивает из этих средств оказываемую ее клиентам медицин¬скую помощь. Роль страховой компании, занимаю¬щейся обязательным медицинским стра¬хованием, сводится к регистрации клиен¬тов и трансляции денежных средств.
Средств, поступающих в систему здра¬воохранения по системе ОМС, на сегод¬няшний день явно недостаточно для ока¬зания бесплатной медицинской помощи населению. Несмотря на декларированную «бесплатную» медицинскую помощь, больше половины населения в нашей стране, желая получить качественное ме¬дицинское обслуживание, осуществляет оплату медицинских услуг, так как пере¬чень бесплатных услуг крайне ограничен . Один из вариантов решить проблему оказания качественной
медицинской помощи населению - развивать систему ДМС. Причин, которые тормозят развитие данного вида страхования, много. Прежде всего, это низкий уровень платежеспособ¬ности населения. Вторая причина кроется в психологии российского страхователя, который пока не понимает и не принима¬ет страхования вообще и относится к это¬му виду услуг настороженно.
ДМС в нашей стране развивается лишь в рамках соци¬альных «пакетов», которые предоставля¬ют своим сотрудникам некоторые круп¬ные российские предприятия и около 80 % иностранных компаний, работающих на территории России. Еще одна причина, тормозящая раз¬витие рынка ДМС хотя бы в рамках страхования предприятиями своих со¬трудников довольно жесткое налоговое законодательство. В 2001 г когда было разрешено относить взносы по ДМС на себестоимость в пределах 1 % от объема реализуемой
продукции, эксперты отме¬чали довольно большой всплеск на этом сегменте отечественного страхового рын¬ка. Однако, начиная с 2002 г. предприя¬тия могли отчислять на взносы по ДМС не более 3 % от фонда оплаты труда. По мнению экспертов, это оказало негатив¬ное влияние на развитие рынка ДМС. Аналитики и эксперты в области меди¬цинского страхования считают, что если государство не может обеспечить каче¬ственное медицинское обслуживание на¬селения в рамках
ОМС, оно должно вся¬чески поддерживать развитие системы добровольного медицинского страхова¬ния, создавая благоприятный налоговый климат в данной области и льготные ус¬ловия для развития этого вида страхова¬ния. В 2001 г. в среднем по стране на страхо¬вание одного неработающего перечислено 254 руб что почти в 4 раза ниже расчетной потребности. В 10 территориях эта сумма не превышала 50 руб. Разрыв в финансиро¬вании территориальных программ в расче¬те на одного жителя по регионам в после¬дние
годы превысил 10-кратную величину. В октябре 2002 г. в Минэкономразви¬тия России был подготовлен проект кон¬цепции модернизации системы ОМС в Российской Федерации. В 2003 г. Кон¬цепция модернизации была одобрена, и в соответствии с ней был разработан проект федерального закона «Об обязатель¬ном медицинском страховании в Российс¬кой Федерации». Новая схема организации финансирования
ОМС, которая заложена в проекте закона, позволяет решать две су¬щественные проблемы. Первая - это централизация средств в Федеральном фонде ОМС для необходи¬мой помощи регионам, где существует дефицит средств на финансирование ме¬дицинского страхования, за счет единого социального налога, поступающего в фонды медицинского страхования, и для помощи регионам, которые не в состоя¬нии уплачивать взносы за неработающее население в полном объеме.
Вторая проблема - создание более дей¬ственной системы стимулов и санкций для субъектов Российской Федерации по уплате из своих бюджетов страховых взно¬сов за неработающее население. В этой системе предполагается изме¬нить движение средств в территориаль¬ные фонды медицинского страхования и поступлений из Федерального фонда ОМС, поскольку помимо взносов субъектов Российской Федерации предусмотрено софинансирование обязательного медицин¬ского страхования неработающего
насе¬ления из средств федерального бюджета, направляемых в территориальные фон¬ды ОМС. В такой системе территориальный фонд ОМС в каждом субъекте Российской Федерации аккумулирует средства, дос¬таточные для финансирования всех обя¬зательств системы. Законопроектом предполагается вве¬дение публично-правового характера от¬ношений между организацией ОМС и тер¬риториальным фондом ОМС. Внесены коррективы в права и обязан¬ности сторон, введены нормы,
которые связаны с введением персонифицирован¬ного учета в Пенсионном фонде, и допол¬нительные нормы, направленные на ужес¬точение контроля со стороны организаций обязательного медицинского страхования, территориальных фондов ОМС, органов управления здравоохранением и обще¬ственных организаций (наблюдательного совета, профессиональных медицинских ассоциаций) за качеством оказанной по¬мощи, защитой интересов застрахованных, соблюдением
нормативов оказания лечеб¬ной помощи. Дополнительные меры, которые зало¬жены в проекте федерального закона, позволят консолидировать информацион¬ную базу. В существующей системе меди¬цинского страхования информация о за¬страхованных гражданах оказывается распределенной по территории страны. Каждый территориальный фонд ОМС обо¬собленно ведет свой регистр застрахован¬ных граждан, что затрудняет учет застра¬хованных при
их перемещении. Новый закон предполагает поэтапную ре¬ализацию новых правил. С 2005 по 2008 г. система ОМС сможет охватить все регио¬ны Российской Федерации. Именно к это¬му времени появится обязанность субъек¬тов Российской Федерации, которые не заключили с территориальным фондом договор о страховании неработающего на¬селения, создать собственные системы обязательного медицинского страхования неработающего населения.
До 2008 г. та¬кая норма применяться не будет . Правильное определение направлений расходо¬вания средств является важнейшим условием успеха всего дела. Вот как рекомендует делать это Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Проведение целенаправленной пропаганды са¬нитарных знаний и гигиеническое воспитание на¬селения. 3. Участие в финансировании мероприятий по оздо¬ровлению производственной
и бытовой сфер на предприятиях. 4. Финансирование дополнительных (сверх терри¬ториальной программы ОМС) профилактических и оздоровительных услуг ограниченному контин¬генту застрахованных. 5. Проведение мероприятий по ранней диагностике заболеваний. 6. Финансирование профилактических мероприятий медицинских учреждений. 7. Участие в инвестиционных проектах по внедре¬нию новых современных медицинских технологий в лечебных
учреждениях, в том числе приобрете¬ние и ввод в действие современной медицинской техники. 8. Повышение квалификации медицинских работ¬ников, в том числе по эксплуатации современной медицинской техники. 9. Приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинского оборудования. 10. Развитие первичной медицинской помощи. Между тем известно, что главные опасности для здоровья человека таятся в его образе жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 70 — 80 % всех смертных
случаев среди взрос¬лого населения приходится на гипертонию, рак, ди¬абет. А это неинфекционные заболевания. Их порож¬дают стрессы, курение, алкоголь, неправильное пита¬ние, гиподинамия. ВОЗ призвала все медицинские службы и общественность уделить первостепенное внимание всемерному развитию движения за здоро¬вый образ жизни. В ноябре 2002 года представите¬лями 93 стран мира (в том числе и России) была принята Хартия здоровья народов.
В ней записано, что здоровье рассматривается выше всех других фундаментальных прав человека, выше экономичес¬ких и политических интересов . Законопроект не предусматривает воз¬можности выхода застрахованных работа¬ющих граждан из общегосударственной системы ОМС при условии, что они либо их работодатели приобрели полис ДМС, который соответствует определенным тре¬бованиям, но данная проблема по-прежне¬му остается актуальной. Стимулирующей мерой мог бы стать зачет части единого социального налога, уплачиваемого в фонды
ОМС в счет платежей по добро¬вольному медицинскому страхованию. Введение в действие новых механизмов со¬четания добровольного и обязательного медицинского страхования позволит при¬влечь дополнительные источники финан¬сирования для оплаты медицинских услуг. Как отмечают эксперты, для более полной реализации задач, заложенных в предлагаемом законопроекте, предстоит привести в соответствие нормативно-пра¬вовую базу федерального и регионально¬го уровней в
системе здравоохранения и его финансирования. Необходимо также усовершенствовать финансовый конт¬роль, и упорядочить отчетность. Наконец, следует создать механизмы арбитража и посредничества для разрешения конф¬ликтных ситуаций между застрахованны¬ми гражданами, организациями ОМС и по¬ставщиками медицинских услуг. Поводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам: 1. Полноценное реформирование системы здраво¬охранения невозможно без модернизации такой важной ее
составляющей, как обязательное ме¬дицинское страхование. 2. Основное направление этой модернизации обус¬ловлено общей целью реформы здравоохранения. 3. В модернизированной, таким образом, системе ОМС существенно возрастает роль страховых медицинских организаций, задачами которых будут не только контроль качества и объемов медицинской помощи, но и гораздо более масш¬табные и сложные задачи. 4. Законода¬тельное изменение структуры и направления фи¬нансовых
потоков внутри системы ОМС. Ключе¬выми моментами здесь являются: повышение роли резерва финансирования предупредительных мероприятий и наполнение его ре¬альными денежными средствами; установление норматива на ведение дел для страховых медицинских организаций на уров¬не 3%, что позволит им полноценно осуществ¬лять мероприятия по контролю качества и объе¬мов медицинской помощи; включение в программу ОМС финансирования реабилитационно-восстановительного лече¬ния.
5. Дальнейшее развитие должно получить добро¬вольное медицинское страхование. Для этого необходимо четко разграничить объем меди¬цинской помощи, оказываемой гражданам по про¬грамме ОМС и программе ДМС, исключить из деятельности муниципальных учреждений здра¬воохранения платные услуги. 3. Механизм функционирования и государственно-правовая поддержка лечебных учреждений Поставленная Президентом Рос¬сийской Федерации В. В.
Путиным задача модернизации здравоохра¬нения, имеющая главной целью обеспечение реализации конститу¬ционного права граждан на доступ¬ную и качественную медицинскую помощь, нашла свою конкретиза¬цию в ряду реализуемых нацио¬нальных проектов. Однако эффек¬тивное претворение поставленных задач в практику не может быть до¬стигнуто без реформирования орга¬низационно-правового механизма функционирования системы здраво¬охранения. Поэтому совершенствова¬ние системы организации оказания медицинской помощи — системы го¬сударственных
и муниципальных учреждений здравоохранения — за¬явлено в качестве одного из про¬граммных пунктов модернизации отрасли. На сегодняшний день превалирую¬щей организационно-правовой формой организаций здравоохранения остается учреждение (государст¬венное и муниципальное). Гражданский кодекс определяет основополагающие нормы правового статуса учреждения. Учреж¬дение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-куль¬турных
или иных функций неком¬мерческого характера и финанси¬руемая им полностью или частич¬но . Бюджетный кодекс РФ (ст. 161) раскрывает понятие бюд¬жетного учреждения (государствен¬ного или муниципального), которое создается органами государственной власти или органами местного само¬управления для осуществления уп¬равленческих, социально-культур¬ных, научно-технических и иных функций некоммерческого характе¬ра, деятельность которого финанси¬руется из соответствующего бюдже¬та или бюджета государственного внебюджетного
фонда на основе сметы доходов и расходов. Именно в этой форме (бюджетное учреждение) и функционирует в настоящее время большая часть организаций здравоохранения. Основными факторами, влияю¬щими на избрание именно данной формы, являются: традиционность использования и, как следствие, сложившаяся наработанная норма¬тивная правовая база, регламенти¬рующая вопросы функционирования учреждений (в немалой степе¬ни этому способствуют нормы
ГК РФ, предусматривающие в качестве одной из форм организаций, созда¬ющихся для достижения специфи¬ческих некоммерческих целей, уч¬реждение); оптимальность данной конструкции для введения в граж¬данский оборот субъектов, которым требуется «ограниченный объем прав, необходимый лишь для мате¬риально-технического обеспечения их деятельности»; обеспечение баланса интересов собственника (го¬сударства) и организации, обуслов¬ливаемое четкостью и, в опреде¬ленной мере, прозрачностью меха¬низма финансирования .
Однако практика показывает не¬обходимость пересмотра некоторых основополагающих подходов к ре¬гулированию деятельности органи¬заций в сфере здравоохранения. Это связано с целым кругом про¬блем правового, экономического, организационного и другого харак¬тера. В их ряду хотелось бы выде¬лить следующие. Во-первых, наиважнейшим усло¬вием эффективного функциониро¬вания учреждений здравоохране¬ния является адекватное бюджет¬ное финансирование.
В целом для бюджетной сферы характерно нали¬чие дефицита выделения средств, которое обусловлено целым рядом обстоятельств. В первую очередь, это связано с зависимостью бюд¬жетного финансирования от много¬численных факторов политическо¬го, экономического, правового ха¬рактера, порождаемых самим со¬держанием бюджетных отношений. Кроме того, ограничены сами фон¬ды бюджетного финансирования (недостаточный объем финансиро¬вания). Как следствие мы имеем: низкое качество доступных меди¬цинских услуг, разрушение мате¬риально-технических
фондов, не¬достаток медицинского персона¬ла и его недостаточную квалифи¬кацию, и, соответственно, ухудше¬ние качества функционирования в целом государственной (муници¬пальной) системы здравоохранения. Во-вторых, определяющим фак¬тором реформирования организа¬ционной составляющей здравоохранения является неурегулирован¬ность отношений государственных учреждений с собственником. Это связано, прежде всего, со специ¬фикой конструкции права опера¬тивного управления, предопреде¬ляющего
своеобразие содержания имущественных прав учреждения. Кроме того, прослеживается про¬тиворечивость положений бюджет¬ного законодательства и норм ГК РФ в отношении правомочия учреж¬дений по самостоятельному распо¬ряжению средствами, приобретен¬ными ими на доходы от разрешен¬ной уставом деятельности. Если дан¬ный вопрос применительно к сфе¬ре образования можно считать в той или иной мере урегулирован¬ным
(на возможность осуществления учреждениями образования такой деятельности напрямую указывают нормы законов об образовании), то в сфере здравоохранения данный вопрос не решен. В-третьих, существует необходимость контроля со стороны соответствующих органов за деятельностью учреждений здравоохранения. Такой контроль осуществляется в нескольких аспектах. В первую очередь, речь идет о контроле со стороны собственника за собственным имуществом.
При этом на практике мы имеем избыточный контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений при часто фор¬мальном контроле содержательной стороны их деятельности. Однако детальный контроль деятельности учреждений все же представляет¬ся неосуществимым ввиду разнообразия масш¬табов их производства. Кроме того, контроль затрагивает и непосред¬ственное содержание деятельности медицинских учреждений, осуще¬ствляющих не только общественно значимую функцию, но и деятель¬ность,
требующую специальных знаний и умений. Одним из инстру¬ментов такого рода контроля явля¬ется лицензирование деятельности учреждений здравоохранения. В-четвертых, необходимо указать и на наличие субсидиарной ответ¬ственности собственника по обяза¬тельствам учреждения. Во многом это лишает учреждение стимулов к рациональному использованию выде¬ляемых средств, имеет своим след¬ствием бюджетные ограничения финансово-хозяйственной деятель¬ности, поскольку любые обязатель¬ства учреждения должны быть в ко¬нечном итоге покрыты собственни¬ком.
В свою очередь, это влечет за собой необходимость жесткого кон¬троля со стороны собственника за обязательствами учреждения (смет¬ное финансирование с разбивкой по статьям экономической классифика¬ции). В то же время сметный поря¬док финансирования препятствует внедрению новых экономических механизмов и более эффективному использованию имеющихся ресурсов государства. В конечном итоге, в силу прису¬щих учреждению недостатков, име¬ет место нерациональное размеще¬ние
финансовых ресурсов государ¬ства, зачастую неэффективное ис¬пользование государственного (му¬ниципального) имущества и ухуд¬шение качества предоставляемых учреждениями услуг. Все эти про¬блемы указывают на сформировав¬шиеся в настоящее время условия для реформирования существую¬щей организационной системы в области здравоохранения . Основные направления совер¬шенствования статуса учреждений здравоохранения, с учетом задачи реализации
национальных проек¬тов, видятся в следующем. 1.Любое реформирование долж¬но быть обеспечено (а во многом и порождено) проработанной норма¬тивной правовой базой. Отметим, что специальное законодательство, регламентирующее сферу здравоохранения, является достаточно объемным и разветвленным. Кроме того, многим нормативным правовым актам в сфере здравоохранения присущи такие недостатки, как: недостаточное финансовое под¬крепление, декларативность поло¬жений, противоречивость
отдель¬ных норм, недостаточная ясность в вопросах распределения полномочий между разными уровнями и др. Оче¬видным является то, что требуется своеобразная ревизия законодатель¬ства в области здравоохранения. Не последнюю роль в этом играет постоянное развитие регулируемых нормативными правовыми актами общественных отношений. 2. Одним из направлений совер¬шенствования законодательной базы может стать переоценка сложив¬шихся отношений государства и учреждений здравоохранения (бюд¬жетных учреждений) в сфере их финансирования.
В первую очередь, необходимо снять противоречия бюджетного и гражданского зако¬нодательства. Кроме того, сам ме¬ханизм финансирования учрежде¬ний должен быть пересмотрен. 3. Реалии сегодняшнего дня дик¬туют необходимость серьезной кор¬ректировки организационно-право¬вой формы учреждений здравоох¬ранения. Безусловно, мы движем¬ся в направлении наделения меди¬цинских организаций достаточно широкими полномочиями по ис¬пользованию находящегося в их распоряжении имущества и опла¬те
труда кадрового состава. Поэто¬му представляется перспективным направлением развития организаци¬онно-правовой деятельности органи¬заций здравоохранения преобразо¬вание их в иные формы юридичес¬ких лиц, что и заявлено в качестве одного из мероприятий по модер¬низации здравоохранения. Это вопрос не такой далекой перспективы и преобразова¬ние государственных (муниципаль¬ных) учреждений в иные (помимо автономного учреждения) организа¬ционно-правовые формы.
В числе вероятных критериев преобразова¬ния учреждений, на наш взгляд, можно рассматривать: 1) экономи¬ческий критерий. Это означает, что преобразованы могут быть толь¬ко те учреждения, которые имеют достаточно высокую долю средств внебюджетных поступлений, то есть те, чьи доходы от платных ус¬луг и иных услуг вне рамок Про¬граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи существенно выше выделя¬емых по смете;
2) социальный кри¬терий. Так, не могут быть преоб¬разованы те учреждения, чья де¬ятельность является единственно возможным инструментом обеспе¬чения доступа граждан к отдель¬ным видам медицинской помощи (например, родовспоможение, высо¬котехнологичная медицинская по¬мощь); 3) географический крите¬рий. Не могут быть преобразованы те медицинские учреждения, кото¬рые являются единственным источ¬ником получения медицинских ус¬луг для граждан, проживающих в малонаселенных, труднодоступных
и иных подобных местностях. 4. Применительно к сфере здра¬воохранения следует учитывать оп¬ределенную особенность. Она за¬ключается в том, что возмездность оказания медицинских услуг — об¬щее правило. Между тем пока фун¬кционирование государственных организаций здравоохранения от¬странено от реальных условий рын¬ка. Одним из действенных средств может стать совершенствование практики предоставления государ¬ственными учреждениями здравоох¬ранения платных медицинских услуг.
5. Одним из эффективных спосо¬бов реорганизации системы финан¬сирования учреждений здравоохра¬нения может стать переход от смет¬ного к нормативно-целевому фи¬нансированию. Последнее представ¬ляет собой возмещение государ¬ственным учреждениям расходов на оказание конкретных услуг конк¬ретным категориям потребителей по единым нормативам, устанавли¬ваемым в административном поряд¬ке. Тем самым финансирование будет поставлено в зависимость от объема оказанных учреждением услуг,
а не от штата, расходов на эксплуатацию и закупку материа¬лов. В литературе также рассмат¬ривается несколько разновидностей нормативно-целевого финансирова¬ния: оплата по нормативам за за¬вершенное лечение; оплата согла¬сованных объемов медицинской по¬мощи; оплата по нормативам на число прикрепленных к учрежде¬нию граждан и др. Однако основ¬ная проблема сводится к преодоле¬нию дублирования финансирования из бюджета и через систему
стра¬хования. 6. Важнейшим фактором совер¬шенствования правоотношений в сфере здравоохранения является грамотное разграничение полномо¬чий, касающихся предоставления бесплатных для граждан медицин¬ских услуг, между уровнями госу¬дарственной власти. Однако такое разграничение должно быть не только верным с конституционной точки зрения, но и оправданным с точки зрения финансовой обеспе¬ченности, чтобы не допустить ума¬ления права граждан на медицин¬скую помощь. 7.Нуждается в совершенствова¬нии сложившийся порядок обязательного
медицинского страхова¬ния. В этих целях необходимыми являются: повышение ответствен¬ности фондов обязательного медицинского страхования за результа¬ты их деятельности, а также обес¬печение прозрачности финансиро¬вания учреждений здравоохранения. Система страхования также долж¬на быть подвергнута пересмотру в целях исключения дублирования финансирования учреждений в сметно-страховой системе. 8.Требует дальнейшего развития и совершенствования частная сис¬тема здравоохранения, которая при условии
принятия соответствую¬щих мер со стороны государства должна составить конкуренцию го¬сударственной и муниципальной системам здравоохранения. Однако до настоящего времени, несмотря на стремительное развитие ком¬мерческих медицинских организа¬ций, нормативная правовая основа развития таких организаций оста¬ется несовершенной и отстает от практики. Представляется необходимым определить основы частно¬го здравоохранения на федераль¬ном уровне. В связи с этим неодно¬кратно поднимался вопрос о раз¬работке и принятии федерального
закона о регулировании частной медицинской деятельности. Пола¬гаем, что специфика медицинской деятельности, значимость ее для поддержания здоровья населения, обеспечения будущего российского государства должны быть отраже¬ны в требованиях законодательства о частном здравоохранении. В данной главе была рассмотрена перспектива реформирования организаций здравоохранения. Были рассмотрены вопросы предоставления платных услуг и финансирования учреждений в сфере здравоохранения.
Рассматриваемые нововведения могут стать условием повышения экономической эффективности де¬ятельности государственной и му¬ниципальной систем здравоохране¬ния. Вместе с тем, воплощение в практику положений разрабатыва¬емых законов должно осуществ¬ляться продуманно и постепенно, дабы не допустить разрушения сло¬жившихся правоотношений здраво¬охранения в отсутствие должным образом сформированной, прорабо¬танной новейшей правовой базы.
Заключение Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируемое в Конституции РФ и претворяемое в жизнь государственными и муниципальными лечебными учреждениями, реализуется в современной России не в полной мере. Ориентируясь на то обстоятельство, что совершенствование законодательства обеспечения здравоохранения в России – процесс объективно необходимый, роль и значение теоретико-правовых разработок в данной области трудно переоценить. В качестве первоочередных направлений, которые нуждаются
в зако¬нодательном регулировании, и которые способны стать своеобразным локомотивом реформ в сфере законо¬дательного обеспечения медицинской деятельности и охраны здоровья, следующие: защита профессиональных прав медицинских работников (концепция обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских ра¬ботников); стандартизация оказания медицинской помо¬щи (создание стандартов (протоколов) лечения забо¬леваний); юридической и медицинская объективизация медицинской документации.
Обоснованность выбора защиты прав медицинс¬ких работников в качестве одного из основных направ¬лений обусловлена множеством причин. Реформирование здравоохранения, обеспече¬ние реализации и защиты прав пациентов, закономер¬но приводит к увеличению количества так называемых медицинских судебных дел, что требует создания адекватных механизмов защиты прав медицинских работ¬ников, одним из которых может стать страхование их профессиональной ответственности. Под стан¬дартизацией в медицине надо понимать базирующу¬юся
на достижениях современной науки последова¬тельность действий медицинского персонала при ле¬чении конкретного заболевания, а также систему правовой оценки результатов оказания медицинской помощи. Необходимо отметить, что при лечении каждого конкретного случая заболевания необходимо учиты¬вать особенности состояния каждого отдельного паци¬ента, технический и кадровый потенциал конкретного медицинского учреждения, особенности течения пато¬логического процесса, соотношение планируемых и полученных результатов медицинского
вмешательства. Основная характерная черта стандартизации — это унификация требований и подходов к диагностике, лечению заболевания вне зависимости от места, времени оказания медицинской помощи и иных, не свя¬занных с заболеванием факторов. Третье предлагаемое направление — объективизация медицинской документации — связа¬но с правомерностью ведения медицинской докумен¬тации. Учитывая, что информация, содержащаяся в меди¬цинских документах, составляет медицинскую тайну, задача
совершенствования нормативно-правового обеспечения здравоохранения посредством объекти¬визации медицинской документации должна включать в себя и этот существенный аспект. Объективизировать — не значит сделать доступной для всех, это значит усилить положительные стороны и минимизировать не¬правомерное использование содержащейся в медицинских документах конфиденциальной информации. Реформирование системы здраво¬охранения невозможно без модернизации такой важной ее составляющей,
как обязательное ме¬дицинское страхование. Законода¬тельное изменение структуры и направления фи¬нансовых потоков внутри системы ОМС. Ключе¬выми моментами здесь являются: повышение роли резерва финансирования предупредительных мероприятий и наполнение его ре¬альными денежными средствами; установление норматива на ведение дел для страховых медицинских организаций на уров¬не 3%, что позволит им полноценно осуществ¬лять мероприятия по контролю качества и объе¬мов медицинской помощи; включение в программу
ОМС финансирования реабилитационно-восстановительного лече¬ния. Дальнейшее развитие должно получить добро¬вольное медицинское страхование. Для этого необходимо четко разграничить объем меди¬цинской помощи, оказываемой гражданам по про¬грамме ОМС и программе ДМС, исключить из деятельности муниципальных учреждений здра¬воохранения платные услуги. Функционирование лечебных учреждений тоже не надо оставлять без внимания.
Одним из действенных средств может стать совершенствование практики предоставления государ¬ственными учреждениями здравоох¬ранения платных медицинских услуг. Таким образом, общая теоретико-правовая мо¬дель развития законодательства в сфере здравоохранения России оправданна и необходима. Она должно предшествовать внедрению в практику конкретных действий, направленных на модернизацию правового обеспечения медицинской деятельности.
Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л,2006. – 40с. – (Библиотека российского законодательства). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации принят ГД РФ 21.10.1994 № 51 – ФЗ 3. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487 – 1 4.
Закон РФ «О медицинском страхо¬вании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 5. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) 6. Федеральный закон от 27мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослу¬жащих» 7. Вишняков О.А. О роли страховых медицинских организаций в реформировании здравоохранения//
Страховое дело. 2003. №4. С. 52-55 8. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений// Журнал российского права. 2006. №4. С. 54-61 9. Долгополова А. Система медицинского страхования в России на пороге перемен// Охрана труда и социальное страхование. 2004. №9. С.
66-69 10. Права граждан в области охраны здоровья// Юрист. №8, 2004. С. 50-58.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |