Реферат по предмету "Наука и техника"


"Философия техники" П.К.Энгельмейера

«Философия техники» П.К.Энгельмейера
И.Корнилов, доцент МГАП
Внастоящей статье обсуждаются совершенно конкретные вопросы творческой или, — если угодно, — инновационной деятельности инженера, всесторонне рассмотренные втрудах — во многом забытых — выдающегося ученого П.К.Энгельмейера, — главнымобразом в его «Философии техники».
Несмотряна многочисленные работы в области истории и теории развития техники, термин ипонятие «философия техники» имеют далеко не однозначное толкование.Можно показать, однако, что в трудах Энгельмейера они были не только впервыевведены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл- и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, бытии, и как гносеология,раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, каксоциология техники.
Ввысшей степени важным является то обстоятельство, что в трудах Энгельмейерапринципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженернаядеятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических иестественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических иэстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца,инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, новполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, — инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого,экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой техническойполитики, механика или технолога и художника, представляющего ту областьчеловеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженернымискусством.
ПетрКлиментьевич Энгельмейер является автором целого ряда трудов, совокупностькоторых без преувеличения может быть названа классикой философии техники. Болеетого, он фактически является единственным, кто сумел раскрыть подлинную суть исоциальную значимость инженерной деятельности. Для представления о том, какоезначение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этойдеятельностью, приведем выдержку из его труда «В защиту общих идей втехнике».
«Самажизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера — этого поистине творца ируководителя хозяйства — из тесноты мастерских на широкою арену общественнойдеятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойтипо стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеальногогосударства, то легко можно дойти до вывода, что… в современном государствепервенствующая роль неудержимо переходит к инженеру… Но если так, то инженердолжен и готовиться к руководящей государственной роли, и готовиться сразу счетырех сторон, а именно прежде всего, конечно, со стороны технической в теснойсвязи с экономической и юридической. Но при этом нигде и никогда он не долженупускать из виду и этической стороны своей общественной функции… Вот в какомсмысле и на каком основании все чаще и чаще раздаются авторитетные голоса,доказывающие необходимость сообщать инженеру уже в школе не одни техническиепознания, но и общую глубокую умственную культуру. Я бы сказал так: надобудущему инженеру сообщать:
1)Фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике,психологии и этике;
2)кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильнопользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышлениеправильное, логическое, философское».
Собственноо самой жизни П.К.Энгельмейера нам известно немного. Его имя не вошло ни в«Большую советскую энциклопедию», ни в другие справочные издания.Количество публикаций об этом — поистине выдающемся теоретике инженерного делавесьма незначительно. Сами же его труды, выходившие в период с 1887 по 1930гг., ни разу не переиздавались.
ПетрКлиментьевич Энгельмейер прожил долгую жизнь — с 1855 по 1942 гг. Вот несколькоштрихов из его биографии. В 1881 г. он окончил курс Императорского Московскоготехнического училища, получив квалификацию инженера-механика. Основным трудомЭнгельмейера можно считать «Философию техники», в котором он вводитцелый ряд новых понятий. Прежде всего, это понятия техницизма (не следуетпутать с технократизмом) и эврологии. Начинал же он свою деятельность с изданияи редактирования журнала «Техника». В первой четверти века его хорошознали как в России так и за рубежом. Поэтому не случайно в 1922 г. советскаяобщественность чествовала П.К.Энгельмейера «как старейшего русскогоработника на поприще философии техники».
Вобласти техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третьеиздание практического руководства «Автомобиль. Мотоциклет. Моторнаялодка», в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисункамии фотографиями. Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей. С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г.выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященныхкомплексному обучению автоделу — «Катехизис шофера». В 1930 г. онвыпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивнымособенностям моторных лодок. А в начале тридцатых годов представляет на 30машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построитьна базе Политехнического музея в Москве. Много работал П.К.Энгельмейер и надвопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководстводля изобретателей «Изобретения и привилегии» с приложениями, вкоторые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания дляоформления документов. Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещаетписьмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведенаниже.
«МилостивыйГосударь Петр Климентич!… Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги.Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек такихизобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, вкотором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжениядурно направленных умственных способностей.
Вашакнига может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способностикритически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха.
Ссовершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой».
Текстэтого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В немрассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности,сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса.Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как«Соперничество между изобретениями», «Неудачи изобретений», «Изобретение вечного движения».
Вдальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов,посвященных «привилегированию изобретений», то есть, говорясовременным языком, охране интеллектуальной собственности. Это руководствофактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кромеосновных разделов, в которых дано представление об изобретениях как«объектах права собственности», и «достижении возможно большогообъема права», в приложении даются примеры «судебных процессов попривилегиям на изобретения, по товарным знакам и рисункам». Это издание ив настоящее время может служить прекрасным пособием для курса «Патентноеправо».
Нечужд был Петр Климентьевич и участию в общественной жизни России. В 1898 г. ониздает беспрецендентную по своей гражданской смелости работу «Критиканаучных и художественных учений графа Л.Н.Толстого». Следует учесть, что втот год Энгельмейеру было 43 года, и как общественный деятель он был известентолько в кругу специалистов. Толстому же в это время исполнилось уже 70 лет, ион был в расцвете своей мировой славы. Не останавливаясь на собственнокритических замечаниях, высказанных Энгельмейером в адрес Л.Н.Толстого, отметимнекоторые основные положения данной работы. Ее главным достоинством являетсяпопытка увидеть взаимосвязь между такими основными духовными направлениямидеятельности человека, как искусство, наука и техника.
Нодадим слово самому Энгельмейеру. Вот, что он пишет в главе четвертой,посвященной искусству. «Когда ученый создает новое понятие, новый закон,он начинает, как художник, с интуиции. Является гипотеза. Потом онперерабатывает гипотезу мышлением, по научному. Но художественный элемент неисчезает… Возьмем закон всемирного притяжения Ньютона. В нем видны обаэлемента: наглядный художественный образ невидимой но реальной силы,действующий между телами через космическое пространство, и научная умственнаяформула количественного действия этой силы… Если великие научные сочинения…Ньютона, Лапласа, Дарвина глубоко художественны, то и наоборот, влияниехудожественного произведения, как Библия, Одиссея, творения Шекспира ...,глубоко мудры и поучительны и зачастую учат тому, что недоступно науке, учат так,что понимание прямо как бы вливается в самую сокровенную суть мироздания. Вотчто называется откровением… Вот образ и подобие Божие в человеке».
Ещеодним подтверждением активной гражданской позиции П.К.Энгельмейера можетслужить его выступление на Третьем Съезде Русских Деятелей по техническому ипрофессиональному образованию в России, проходившем в декабре 1903 — январе1904 гг. Выступая на секции «Школы и курсы для рабочих», с докладом«О необходимости предварительной грамотности для технического образования»,он особо подчеркивал важность для успешного развития страны и воспитаниявысококвалифицированных инженеров, техников и рабочих, обучения грамоте широкихслоев населения. В подтверждение своих слов о влиянии грамотности напромышленный потенциал страны он приводит данные 1899 г. о проценте грамотныхновобранцев в разных странах:
Сербия- 25%
Швеция- 97,8%
Германия- 99,8%
Россия- 45%
Дания- 99,6%
Швейцария- 99,9%
Все,что было сказано ранее о работах П.К.Энгельмейера, важно и актуально донастоящего времени. Однако своего апогея в развитии идей, относящихся к«философии техники», он достигает в своем фундаментальном труде содноименным названием. Появлению четырех выпусков «Философиитехники» предшествовал длительный путь осмысления роли«технического» в общественной жизни людей.
Первойпубликацией Энгельмейера в этом направлении можно считать отдельный выпускиздания журнала «Техника» под названием «Экономическое значениесовременной техники». В этой относительно небольшой работе Энгельмейеромпредпринимается попытка уйти от традиционного взгляда на технику как на объекттолько практической, прагматической деятельности. Не случайно подзаголовок кработе обозначен как «Точка зрения для оценки успехов техники».
Преждевсего, в первой части работы, рассматривается само понятие «техника».На вопрос, «что такое техника», Энгельмейер отвечает следующимобразом: «Слово „техника“ мы здесь употребляем и будемупотреблять в самом широком смысле, а именно означаем им все человеческиезнания, направленные на практические цели, также все умения. Таким образом, впонятие „техника“ входят, во-первых, все прикладные науки, как-то:прикладная механика, физика, химия, во-вторых, так называемые дисциплины,как-то:… технология, архитектура, искусство инженерных построек,… втретьих, все ремесла, в четвертых технология сельского хозяйства. Всясовокупность этих знаний и умений, т.е. техника, имеет целью увеличиватьпроизводительность человеческого труда. Объясняя смысл вышеприведенногоопределения, Энгельмейер пока еще не отступает от общепризнанной в то времяпозиции, а именно: „она [техника] учит взамен собственных ограниченных силбрать силы из природы и владеть ими“.
Вовторой и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение»власти над силами природы", появление машин и энергетический принципдействия, раскрывается на конкретных примерах смысл «аккумуляцииэнергии», сравниваются различные типы «аккумуляторов».
Такимобразом, несмотря на то, что в «Экономическом значении современнойтехники» техника анализируется с различных позиций: исторической (отпервобытного человека до современника), машинной (машина — как источникпреобразований) и энергетической, — основное внимание все же уделено чистоутилитарным проблемам развития техники. Попытка сформулировать некоторуюфилософскую концепцию «раннему Энгельмейеру» явно не удалась.
Теминтереснее воспринимается материал следующей работы П.К.Энгельмейера в этомнаправлении, вышедшей спустя десять лет — «Технический итог XIX-го века». Внешне, по оглавлению, данная работа весьма сходна с уже рассмотренной.Однако это только формальное сходство. В «Техническом итоге...»Энгельмейер впервые выходит на действительно философский уровень. Проследитьэто можно, вновь обращаясь к определению понятия «техника».
Считая,что такие основные понятия как: «техника», «инженер»,«механик», «машина» в сущности не изменили свое значение современ древних греков и римлян, Энгельмейер напоминает, что греческое слово илатинское techna употреблялись и в промышленности и в торговле, в ремесле и вискусстве, в риторике, медицине, науке и литературе. Причем отмечается, что полатыни technikus чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим ипрактического дельца. Вообще же эти слова всегда обозначали умение и средства,необходимые для достижения какой-либо цели.
Этимологияслова «инженер» тоже весьма любопытна. «Латинское словоingenium, из которого произошло итальянское ingegno, французское ingenieux ианглийское enginuos, означает почти тоже, что древнее русское слово»измысленный", т.е. «искусно выполненный», вместо котороготеперь осталось слово «измышление», т.е. умение найтись в разныхпрактических ситуациях. Англичане до сих пор называют engineerom всякого техникаи перенесли это слово и на машину — engine".
Такимобразом, размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве,Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает«деятельность творческая и направляющая, на долю техника — исполнение». Впервые, именно в данной работе, вводится взаимосвязьтехнико-экономических показателей. «Техника — пишет Энгельмейер — относится к экономике как полезность (потребительная ценность) к ценности(меновой)». Следующим шагом явилась книга «Теория творчества»,вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским иЭ.Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляютпроводимое в книге сближение творчества технического с научным ихудожественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: «Когдаобщепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другуюобласть, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее испособствует ее развитию».
Вэтой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Онразрабатывает основы новой науки «эврилогии» — науки о творчестве.Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и внауке, религии и искусстве.
Основноеместо в книге занимает «теория трехакта», состоящего из трех стадий:желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во второмдоказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается синтуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатываетсяплан, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт несвязан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть порученосоответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант вовтором, прилежание в третьем.
Ив этой работе Энгельмейер возвращается к определению понятия«техника». В частности, он ссылается на такие слова Рибо из трактатао «Творческом воображении»: «Если бы можно было бы установитьбаланс тому, сколько воображения человечество затратило и воплотило с однойстороны в области эстетической, а с другой в области технической имеханической, то итог склонился бы на сторону последней.»
ДалееЭнгельмейер проводит классификацию искусств на изящные (эстетические) иполезные (утилитарные). Основываясь на этой классификации, он отвечает навопрос «что такое польза?», следующим образом. «Полезно все то,что облегчает достижение намеченной цели,… все то, что увеличиваетпроизводительность труда. Но это как раз и есть функция и основная цель техники,как профессии и как искусства». Исходя из этого он дает определениетехники, как искусства, направленного на пользу, в противоположностьхудожеству, направленному на красоту.
Своеобразнымсоциально-техническим исследованием может быть названа работа П.К.Энгельмейера«Творческая личность и среда в области технических изобретений».
«Творческаясила и среда — это две силы враждебные, но необходимые для прогресса», — пишет Энгельмейер. Ему удалось верно сформулировать основное противоречиеинновационного процесса, рассматривая взаимодействие среды и личности какборьбу двух стихий: «Творческая личность не может молчать о том, что длянее очевидно, но и масса не может не следовать законам инерции».
Переходявпоследствии к вопросу о «здоровом изобретении», то есть изобретении,имеющем «внутренний и наружный успех», и «больномизобретении», связанном с «внутренним и наружным неуспехом»,Энгельмейер ставит один из ключевых вопросов, связанных с целым комплексомсоциально- психологических проблем: «Счастье ли быть изобретателем?»Отвечает же он на него не общими рассуждениями, а вполне конкретно.«Счастливым бывает изобретатель только тогда, когда зараз стекаютсяследующие условия: 1) творческий гений, 2) необходимые познания, 3) мастерствов обращении с материей, 4) коммерческая жилка и знание людей и 5) удача».
Разберемэти положения с позиций сегодняшнего дня. Творческому процессу могутсодействовать методы научно-технического творчества, направленные на воспитаниеинженерного мышления. Необходимые знания можно приобрести в процессе обученияво втузе. Практические умения и навыки приходят в ходе научно-исследовательскойи производственной деятельности. Вопросы, связанные с предпринимательством, внастоящее время активно разбираются не только экономическими дисциплинами, но ипсихологией и социологией. Что касается удачи, то на наш взгляд, здесьприсутствуют не только случайные факторы. Огромную роль играет интуиция, чутье,убежденность.
Вот,что пишет Энгельмейер о «вере». «Как в религии, так и в науке, нельзядоказать основные положения. Можно доказать отдельные законы, формулы, выводы,понятия, причем доказуемое излагается, как следствие основных положений. Но таккак основные положения уже нельзя изложить как следствие (на то они и основныеположения), то их и нельзя доказать, а приходится одно из двух: или признатьих, или не признать. Но это — дело веры».
Значительноевнимание уделил Энгельмейер и вопросам воспитания творчества. Справедливокритикуя школьную систему образования, Энгельмейер говорит о том, что самыйверный способ «заглушить и убить догадку» в ученике, это сначалапровозгласить правило, а потом его доказывать. Но именно этот дедуктивный приеми до настоящего времени господствует в нашей начальной, средней и высшей школе.Придавая большое значение преподаванию истории техники, Энгельмейер отмечает,что надо выделять не только положительное в развитии науки но и ошибки изаблуждения, формируя тем самым способность к творческому осмыслению проблем.
Какуже было сказано, основной, итоговой работой П.К.Энгельмейера, следует считать«Философию техники». Рождение этого труда сам Энгельмейер связывает суспехом публичной лекции, прочитанной им в Москве 11 февраля 1912 г. в пользунаучных кружков студентов Императорского Московского Технического Училища.Фактически эту дату можно принять за точку отсчета рождения нового научногонаправления — философии техники, так как впервые рассматриваются не простоаспекты проблемы, но выдвигаются и обосновываются теоретические положения. СамЭнгельмейер подтверждает это, написав во вступлении к первому выпуску книги:«Можно с уверенностью сказать, что, со времени основания Москвы сегодня впервый раз темой публичной лекции является философия техники.»
Вэтом же выпуске дается общий обзор предмета: ретроспективный взгляд на историютехники через призму изречений известных мыслителей о технике, место техники вкультуре, научная сторона техники.
Особыйинтерес представляет «формула воли», которую Энгельмейер выводит наоснове «побуждений», или, говоря современным языком, мотиваций.Считая, что любые побуждения связаны со стремлением к Истине, Красоте, Добру,Пользе, он определяет волевую сферу как смешение этих стремлений. Проводяаналогию с химией, когда, несмотря на бесконечное разнообразие органическихтел, все они состоят в конечном счете из четырех элементов: углерода — С,водорода — H, кислорода — О, азота — N, соединенных в определенной пропорции,то есть с определенными коэффициентами, он вводит систему антонимов, ссоответствующими обозначениями понятий и коэффициентами при них:
Истина(И) Ложь коэф. m
Красота(К) Уродство коэф. n
Добро(Д) Зло коэф. р
Польза(П) — Вред — коэф. q
ОбозначаяВолю через «В», получаем общую формулу: В=И+К+Д+П, которая имеет двабесконечных предела. Божественная воля, когда все коэффициенты стремятся к"+" бесконечности, и дъявольская воля, при стремлении коэффициентов к"-" бесконечности. Между этими пределами и осуществляется волячеловека. Разберем типичные случаи. Когда n=p=q=0, то воля направляется толькона истину и мы имеем формулу «чистой науки»: В=И. Когда m=p=q=0, товозникает «чистое искусство»: В=К. Если m=n=q=0, имеем чистую этику ирелигию: В=Д, и, наконец, когда m=n=p=0, возникает «чистая техника».В действительности ни один из коэффициентов нулю не равен, но когда один из нихначинает преобладать над другими, то возникают прикладные: наука, искусство,этика, техника.
Второйвыпуск «Философии техники» посвящен анализу собственно философскихпроблем. В главе «Дилентантизм» поднят вопрос о возможности разных, иногдапротивоположных, взглядов на одну и ту же проблему со стороны профессионала идилетанта. Фактически речь идет о необходимости междисциплинарного, системногоподхода к проблемам. Энгельмейер, отстаивая необходимость не только логичного,разумного, но и иррационального в науке, ссылается на мнение различныхфилософов: И.Канта (1724-1804), В.Карпентера (1813-1885), В.Джемса (1842-1910),Э.Бутру (1845-1921), А.Бергсона (1859-1941) и др. Он пишет: «Человечествоеще раз и с большой настойчивостью, останавливается на той мысли, что ведьчеловек далеко же не состоит из одного разума, что он не живет затем, чтобыдумать, а наоборот, думает затем, чтобы жить, — что жизнь иррациональна».
Третийвыпуск «Философии техники» назван «Наша жизнь». Основнымлейтмотивом этой части работы является следующая формулировка: «Жизнь естьудовлетворение потребностей». При этом непрерывный успех в удовлетворениипотребностей определяется как счастье. В качестве же основного принципа жизниЭнгельмейер выдвигает творчество. В разделе «Житейский здравый смысл»он первостепенное внимание уделяет интуиции, по- русски догадке. Переходя кроли, которую играет здравый смысл в жизни человечества Энгельмейер утверждает:«Здравый смысл есть накопленные догадки миллионов людей». И далее. «Еслижизнь есть творчество, то теория жизни должна быть теорией творчества».
Предпринимаяпопытку определения понятия «личность», вводя «условиясчастья», Энгельмейер пишет, что природа наделила человека«внутренним светильником», при свете которого он может различитьистину, красоту, добро и пользу. Этот светильник имеет свои названия: в наукеон называется интуицией, в практической жизни — тактом и здравым смыслом.
Весьмаинтересны размышления Энгельмейера о соотношениях между верой и разумом. Онпишет, что вера и разум обратно пропорциональны; причем вера состоит в самомблизком родстве с интуицией-догадкой. Различие же между верой и интуициейсводится к тому, что мы называем «верой отношение к чужой мысли, аинтуицией — отношение к мысли, возникшей в нашем сознании».
Неостались без внимания и такие категории, как нравственность и религия.Энгельмейер определяет разницу между ними cледующим образом. «Религиярегулирует отношение человека к сверхчувственному миру, тогда какнравственность регулирует его отношение к миру чувственному».
Онподчеркивает социальную роль добра, определяя его как пользу для другого; тоесть опять же удовлетворение потребностей, но уже не для себя — польза, а длялюдей. Корнем же нравственности является «сочувствие».
Последнийи наиболее значимый выпуск «Философии техники» назван«Техницизм». В самом общем виде техницизм определен как строительствожизни. В качестве теории техницизма Энгельмейером предлагается «Трехактнаятеория творчества». Основные положения этой теории таковы.
Человектворит искусственный мир. Этот искусственный мир называется культурой, и в немразличается культура вещественная и культура духовная. Под вещественнойкультурой разумеется искусственный мир, внешний человеку, а под духовнойкультурой понимается искусственный мир, созданный человеком внутри себя самого.Техницизм является учением о человеческой деятельности, а стало быть и очеловеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью.
Вкачестве обобщенного итога теории творчества Энгельмейер рассматриваеттриединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю. В таблицепоказаны эти три «ипостаси человека».
Собственноже деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта: интуитивный,дискурсивный или рассудочный и рефлекторный.
Разрабатываявопросы, связанные с изобретательством, Энгельмейер вышел на уровень проблеминновационной деятельности. И хотя в его работах мы не встретим слов инноватикаи нововведение, фактически разбираются именно эти понятия в современном ихтолковании. Поэтому работы Энгельмейера так же «классичны» и всегдаактуальны для инженера, как «классичны» и всегда актуальны работыПлатона, Гегеля, Канта для философа. Многие положения «Теориитворчества» и «Философии техники» не только не утратили своейактуальности, но только-только начинают осознаваться специалистами и обществомв целом.
ТрудыЭнгельмейера, по нашему мнению, следует изучать в высших технических учебныхзаведениях, начиная с первого курса, так, как изучают русский язык и литературув школе.
Список литературы
ЭнгельмейерП.К. В защиту общих идей в технике. 1915.
ШуховаЕ. Инженер и философ Петр Энгельмейер // Инженер.1994.-N7.
ВласовЮ. Сел, подумал, изобрел… // В мире книг.-апрель 1966.-N1.
ЭнгельмейерП.К. Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка.-М.,1912.
ЭнгельмейерП.К. Париж-Москва на автомобиле.-М.,1909.
ЭнгельмейерП.К. Катехизис шофера.-М.,1916.
ЭнгельмейерП.К. Моторная лодка.-М-Л.: Гос.изд-во.-1930.
ВладимировС.В. О проектах экспозиций дворца техники //Вопросы истории естествознания итехники.-1980.-N1.
ЭнгельмейерП.К. Изобретения и привилегии.-М.,1897.
ЭнгельмейерП.К. Руководство к привилегированию изобретений. -Спб.: Образование.-1911.
ЭнгельмейерП.К. Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого.- М.,1898.
ЭнгельмейерП.К. Философия техники. М., 1912. Вып.1.-96 с., Вып.2.-160 с., Вып.3.-94 с.,Вып.4.
ЭнгельмейерП.К. Экономическое значение современной техники.- М.: Русскаятипо-литография.-1887.
ЭнгельмейерП.К. Технический итог XIX-го века. М.: Тип.К.А.Казначеева.-1898.
ЭнгельмейерП.К. Теория творчества. Спб.: Образование. 1910.
ЭнгельмейерП.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб..:Образование.-1911.
ЭнгельмейерП.К. Философия техники. Вып.1.
ЭнгельмейерП.К. Философия техники. Вып.2.
ЭнгельмейерП.К. Философия техники. Вып.3.
ЭнгельмейерП.К. Философия техники. Вып.4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.