Реферат по предмету "Педагогика"


Недостатки произношения свистящих звуков

БИЙСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность:
Специальноедошкольное образование
Контрольнаяработа по Основам логопедии
на тему:Недостатки произношения свистящих звуков

План
1.  Нормальнаяартикуляция звуков С, З, Ц.
2.  Виды нарушенияпроизношения свистящих звуков.
3.  Способыкоррекции.
4.  Примерныйдидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

1.  Нормальнаяартикуляция звуков С, З, Ц
 
Нормальнаяустановка при произнесении твёрдых звуков.
1)  Кончик языка упирается в нижниепередние зубы.
2)  Губы растянуты, как при улыбке, и незакрывают зубов.
3)  Зубы сомкнуты или сближены.
4)  Воздух выдувается с силой посерединеязыка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
5)  Звук с глухой, ззвонкий.
Мягкийзвук с легко ставится по подражанию после закрепления твердогозвука с.
Мягкийзвук з легко ставится по подражанию после закрепления твердогозвука з.
/>Профиль звука с.
/>Профиль звука з.
Постановкузвука ц можно начинать только при условии хорошего произношениязвуков с и т.
Нормальнаяустановка при произнесении звука
1)Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передниенижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается снёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В моментвыдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегкаотдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.
2)  Губы растянуты в улыбке.
3)  Зубы при произнесении звука сомкнутыили сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
4)Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони,поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
5) Звук цтвёрдый, глухой.
Звук цобразуется при слиянии звуков ти с.
Припроизнесении звука цвыдыхаемая струя воздуха являетсясильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, апроизнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящийоттенок.
Однакохорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещёне гарантирует постановку звука цпо подражанию.
/>
Профиль звука ц.
2.  Видынарушения произношения свистящих звуков
 
Межзубныйсигматизм. Наиболеераспространен в данной группе нарушений. Характерный для звука ссвист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум,обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этомзаменяется плоской. Этот же не­достаток распространяется на парный звонкий зи аффрикат ц.
Губно-зубнойсигматизм. При нем вобразовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается сверхними резцами (как при образовании звука ф), поэтомуакустический эффект при искажении с близок к звуку ф.Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.
Боковойсигматизм.Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковующель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают ккоренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцамии альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такойже шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. Сбоковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефектраспространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.
Призубныйпарасигматизм. Языкприобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типавзрывного т или, при звонком, — д. При звуке цартикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как сили как т.
Приемыпостановки свистящих звуков. Постановка обычно начинается с глухого твердогос.
Пригубно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильнойпозы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателемили пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просятулыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть накончик языка для получения свистящего шума, типичного для с.Можно воспользоваться меха­нической помощью. Ребенок произносит многократнослог та, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а такжепередней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглаящель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум.Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужногоакустического эффекта.
При межзубномсигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежатьассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог сасо сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесениесогласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое вниманиеобращается на зрительный и слуховой контроль.
При боковомсигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизациимышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могутподниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.
Дляполучения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки этогозвука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, азатем переводят язык в зазубное положение.
Звук цставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам иприжатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просятпроизнести звук т с сильным выдохом. При этом как быпоследовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказываетсяпротяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом,предлагают ребенку произносить обратный слог с гласным а. Припроизнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснеесблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно:верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс:сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В техслучаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов,применяется механическая помощь. Шпателем или зондом логопед удерживает егокончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинкиязыка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та.В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимаетна язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывномушуму, в результате слышится слитный звук ц.
В техслучаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычноначинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовымдля постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенныхфрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений.В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука ц.Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышитсяпротяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элементбез смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позицияц в начале открытого слога, например ца.
3.  Способыкоррекции
 
Звук с
Подготовительныйэтап. Прежде чем начать обучение произношению звука с, нужно,чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок неанализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает,что пропускает звук.
Подобравдва слова, например Саня и Аня, воспитательпредлагает послушать и показать, кого он назовет. Берет две куклы — девочку имальчика, говорит: «Эту девочку зовут Аня, а этого мальчика — Саня». (Говоряслово Саня, воспитатель выделяет звук с, произносяего более длительно.) Затем предлагает повторить. Ребенок два раза произноситслово Аня.«Скажи еще раз и послушай внимательно,как ты называешь мальчика. Слышишь? А теперь послушай, как я скажу. Сссаня.Будем учиться произносить звук с».
Постановказвука. Сначала надо выработать длительную воздушную струю, идущую посерединеязыка. Для этого воспитатель предлагает ребенку подуть на слегка высунутыйширокий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенокосвоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы,чтобы получить нужную воздушную струю.
Воспитательговорит: «Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. Сделай и ты так же.Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу кпередним зубам. Посмотри, как хорошо у тебя получилось! Прикрой рот. Теперьподуем… Видишь, воздух идет. А если на руку подуть, то почувствуешь холоднуюструйку воздуха. (Подносит руку ребенка к его подбородку тыльной стороной.)Теперь отдохни».
Во времяпаузы нужно приготовить ватный фитилек и научить ребенка держать его, приложивк подбородку так, чтобы на него попадала воздушная струя. Если струя воздухаслабая, надо попросить ребенка подуть на ватку сильнее, но чтобы при этом ненадувались щеки. Полученную правильную артикуляцию нужно повторить 5—6 раз,делая паузы, чтобы у ребенка не ослабевало внимание и чтобы он успевалконтролировать свои действия.
Если наследующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надопоказать ее еще раз.
Полученныйзвук сребенок не должен сразу пытаться произносить всловах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можнодостичь путем многократного произношения изолированного звука, но такоеупражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры — воспитательпредлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапоги т. п.
Хорошоусвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах,стихотворениях.
Звук с'
Послеавтоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'.Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю.При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углырта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука.После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить ксловам.
Звук з
Постановказвука з не вызовет трудностей после того, как звук сбудет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях.Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовыхсвязок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шеевоспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легкокасается своей шеи.
Сначалавоспитатель произносит звук с, потом плавно переходит на звук з.Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочьребенку сравнить звуки. «Слышишь, — говорит воспитатель,— с —тихий звук, «голос спит», а з — громкий, «голос проснулся»,звонко поет песни».
Звук з'вызывают путем подражания звук з'.
Звук ц
Постановказвука цвозможна только после того, как звук сбудет исправлен и войдет в речь ребенка.
Звук цсложный, он состоит из звуков тис, которыепроизносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построенаметодика. Воспитатель говорит: «Скажи т, а теперь с,еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс,тс, тс».
Иногда уребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэсили тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что ит и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослыйможет поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстромпроизнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а недва, как при тэсили тыс.

4.  Примерныйдидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
 
Автоматизациязвука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук снаходится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома,сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала,солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, усы, весы, косы,колесо, фасоль, колбаса, лист, куст, мост, паста, маска, каска, доска, леска,хвост, лепесток, капуста; в конце: нос, пес, лес, колос, навес, пояс,овес, фикус, ананас, поднос, глобус, автобус, гладиолус, кекс, кактус, компас; атакже картинки с двумя звуками св названиях: сосулька,соска, пылесос, насос, космос и др.
С отработаннымисловами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения, проговариваетих, выделяя звук с, и записывает под соответствующейкартинкой в его тетради, например: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. Всаду стоит скамейка и др.
Послеавтоматизации звука свызывают путем подражания звук с'.Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этомвоспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад,мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После тогокак будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам.Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети,село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, свет, свисток,стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с' находитсяв середине: осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек,лисенок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед,насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, наконец, слова, которыезаканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.
Сотработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Сима иСеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.
Добившисьправильного произношения звука з, можно приступать к егоавтоматизации в словах: звук находится в начале слова: зубы, запятая, завод,завиток, занавес, зонт, здание, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; всередине слова: мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы,мозаика, незабудки, сазан, газон, кузов, кузовок, вокзал, изба, гнездо, азбука,узлы. Слова со звуком з в конце не используются, так как он вэтой позиции оглушается и звучит как с.
Сотработанными словами воспитатель составляет предложения, например: У Зоизаболели зубы. Запонка закатилась за вазу. Лиза забыла у Зои зонт и др.
Послеавтоматизации звука з вызывают путем подражания звук з'.Вначале берутся слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам втакой последовательности: звук з' находится в начале слова: зелень,земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в середине: мази, полозья,гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета,лезвие, тазик, козел.
Сотработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: У Зинызимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.
Автоматизациязвука цначинается с произнесения слов, где он стоит наконце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец,пловец, палец, танец, певец, птенец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец,колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом всередине: лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница,лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица,единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, вкоторых цнаходится в начале: цепь, цапля, цветок,цыпленок, цокотуха, цемент, цель.
Сотработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Боеццелится в цель. Танин отец — пловец. Володя молодец, дал Толе леденец идр.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА С
 
Упражнение.Произносить (читать)слоги.
са — ся— са      со — сё — со      сы — си — сы
ся — са— ся      сё — со — сё       си — сы — си
са — ся               со— сё                сы — си
ся — са                сё— со                си — сы
Упражнение.Произносить (читать)слова.
са,ся
оса —вся             лиса — лисята                    усатый — всякий
сад —сядь           гусак — гусята                   кусачки — висячий
коса —косяк       досада — десятый              полосатый — десятый
роса —поросята
со,сё
соло — сёласор — боксёр весомый — весёлый сом — Сёма сотня — сёдла
хлебосол— новосёл сок — Васёк фасоль — осёл спросонок—поросёнок
сы,си
сын —синька            сытый — ситный             бусы — бусинки
сыр —кассир            сынок — силок               косые — косички
сыпать —сито           весы — висит                  косынка — косилка
сыч —лисичка          носы — носи                   посылка — носилки
с,сь
нос —ось лис — лисья плюс — злюсь вес — весь вас — Васька тесно — тесьма рис — рысьнавес — навесь описка — опись
Упражнение.Произносить (читать)предложения.
Коси,коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса слисятами в норе. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома.Поросёнок захрюкал спросонок. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. СхватилСиму гусёнок за носок. Лисица видит сыр, — лисицу сыр пленил. Как лодочка,гусыня плывёт по речке синей. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы, иодна бусинка потерялась. Ситный хлеб очень сытный. Сыпь муку на сито. Я уплатилза сыр, чек мне дал кассир. Кот Васька у вас ленивый. Из-за кулис появилисьартисты. Сели мы на санки, покатились вниз. Пора спать, все дети давно спят.Вот какая девочка умная нашлась! Верно, эту девочку примут в первый класс.
ДИФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА З
 
Упражнение.Произносить (читать)слоги.
за — зя                зо— зё                   зу — зю         зы — зи
зя — за                зё— зо                   зю — зу         зя — зы
за — зя— за       зо — зё — зо                                зу — зю — зу
зы — зи— зы
 
Упражнение.Произносить (читать)слова.
зал —взял                зол — козёл                     возы — вози
зайка —хозяйка      зорко — зёрна                 низы — низина
назад —грозят        узоры — озёра                тазы — тазики
коза —козявка         Трезор — призёр            грузы — грузить
заяц —зяблик          возок — везёт                  морозы — морозить
Упражнение,Произносить (читать)предложения.
Золотоезерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящнаяваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина.Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. РезиноваяЗина. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь. Заяц икозёл.
У забораТузик. Зоя и Зина — друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взялакорзину. В этой кор­зине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайкубросила хозяйка.
Кузовгрузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах ухозяйки слезинки дрожат.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВС — З
 
Упражнение.Произносить (читать)слоги.
за — са              зо— со                   зу — су               зы — сы
зя — ся              зё— сё                    зи — си               зе — се
зва —сва           зво — сво               зву — сву            звя — свя
зви —сви          зве — све                зла — ела            зло — ело
злу —слу          зля — сля               зли — ели           зле — еле
зма —сма          змо — смо              зму — ему          зме — сме
зна —сна          зно — сно               зну — сну           зне — сне
азма —асма      озма — осма                                       узма — усма
язма —ясма      ёзма — ёсма                                       юзма — юсма
изма —исма      езма — есма
Упражнение.Произносить (читать)слова со звуками з и с.
Засуха,зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать,заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый,сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза*селезень, совхозы.
Упражнение.Произносить (читать)слова с прямыми слогами.
за,са
зал —сало зайка — сайка Лиза — лиса замок — сапог назад — сад зальют — салют лизать— лиса заперся — сапёр вязанка — санки роза — роса коза —коса уползай Захаркусай сахар позади — посадил залезать — салазки заметёт — самолёт
зо, со
зов —сон зол — соль Зоя — соя зорко — сопка зонтик — сонный возок — носок зола —сова узор — сор золотой — соловей кузовок — совок
зу,су
зуб —суп вывезу — вынесу зубок — сурок зубной — сукно везу — несу внизу — снесу козу— косу грозу — росу мазут — пасут грызун — плясун
зы,сы
зыбь —сыпь арбузы — бусы козы — косы музыка — русый пузырь — сыр пузырёк —сырокназывать — посылать
зя,ел, зе, се
зябь —сядь озёра — сёла зябкий — всякий козёл — осёл изящный — висячий призёр —боксёр позёмка — тесёмка зёрнышко — сёдлышко
зи,си
Зина —Сима зимний — синий озимый — осина бузина — бусина резина — трясина бензин —керосин возил —носил зима — синева магазин — погасил корзинка — ворсинказимовка — сиротка
зе,се
зев —сев зерно — седло зебра — серый музей — посей зелень — сельдь газета — кассета
зва,сва; зве, све; зво, сво
взвалить— свалить звон — свой зверёк —сверчок взвод — свод
зли,ели; зло, сло; зме, сме
злить —слить взломать — сломать злой — слой змей —смей
зна— сна, зло— сно
знать —снасть зной — сноп
Упражнение.Произносить (читать)предложения.
Лиза,посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза.У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт еёназад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпаеткузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовуткозой. Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок, не по мерке,на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизуменя ждёт Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегуидёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколькосёл. Зина и Сима взяли санки. Наступил синий зимний вечер. Мы обшарим все дубы,ёлки и осинки и хорошие грибы соберём в корзинки. Разбросала ясна зоренькаросу. Замолчала птица иволга в лесу. Подбежали две сестрёнки, бойкие дасильные. Засверкали их глазёнки карие да синие. Здесь проехали полозья, исверкает на морозе серебристый гладкий след. Две тетрадки разные — синяя икрасная. В будке сидит грозный пёс. Борозда заросла травой. Бери доски игвозди, идём делать мостик. Под кустиком мы нашли грузди. В гнёздах сидятпёстрые дрозды. Письмо заказное на станцию Лесное. У деда резная трость изветки. Пусто в морозном лесу. Надо доктора позвать — видно, болен ты опасно.Передают последние известия.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц— С
Упражнение.Произносить (читать)слоги.
ца — са                 цо— со              цу — су               цы —сы
са — ца                 со— цо              су — цу               сы — цы
аца —аса             ацо — асо          ацу — асу           ацы — асы
аса —аца             асо — ацо          асу — ацу           асы — ацы
ац — ас                 оц— ос              уц — ус               ыц — ыс
яц — яс                 иц— ис              ец — ес                ас — ац
ос — оц                ус— уц              ыс — ыц              яс — яц
ис — иц                ес— ец
 
Упражнение.Произносить (читать)слова со звуками ц и с.
Спица,синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо,песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.
ца— са, цо —со, цу — су
овца —оса пыльца — полоса цапля — сабля
кольцо —колесо цокот — сокол
к лицу —лису к кольцу — к колесу
цы— сы
цып-цып— сыпь-сыпь                       концы — носы
овцы —косы                                      ресницы — волосы
куцый —русый                                  умельцы — рельсы
цыкать —сыпать
це— се
цель —кисель целый — серый
ценный —осенний цены — сено
цедить —сердить целина — седина
Упражнение.Произносить (читать)предложения.
Целыйстакан. Сломанное деревцо, Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц.Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соняуронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлыересницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. Наакации сидела си­ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце.Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светилв окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц—Т
 
Упражнение.Произносить (читать)слоги.
ца — тя      цо— тё            цу — тю            цы — ти            це — те
тя —ца       тё—цо             тю —цу             ти —цы             те —це
ац —ать      оц— оть          уц —уть            яц—ять             ец — еть
ать — ац     оть— оц          уть — уц           ять — яц            еть — ец
Упражнение.Произносить (читать)слова со звуками ц и т.
Теплица,темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы,птенцы, птицы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты,цыплята, платьице, полотенце.
Упражнение.Произносить (читать)слова.
цы(ци) — ти,це — те
цирк —тир                                 цепкий — терпкий
цыкать —тикать                         ценный — тесный
цыплята— тигрята                    сцены — стены
медицина— Валентина              целлофан — телефон
ец— етъ, яц — ять
борец —гореть глупец — глупеть боец — болеть кузнец — тускнеть жилец — жалеть молодец— молодеть заяц — лаять месяц — десять паяц — паять
Упражнение.Произносить (читать)предложения.
Костяедет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице.У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплятане умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поютптицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняетсяза цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице.Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нетумесяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громконапевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрыесоседки.

Литература
1.  Логопедия. Подред. Л.С.Волковой. М, 1999 г.
2.  Богомолова А. И.Нарушения произношение у детей. Просвещение, 1971 г.
3.  Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения. М, 1989 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.