Реферат по предмету "Психология"


Роль отца в развитии и социализации ребенка

Тема:
«Роль отца в развитии ребенка и его социализации»

Содержание
 
1. Влияние отца напсихическое развитие ребенка
2. Последствияневыраженной роли отца в семье
3. Роль отца в социализации детей

1.Влияние отца на психическое развитие ребенка
 
Особенностиотцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как:
— доступность для ребенка,
— включенность в совместную деятельность с ним,
— ответственность за материальное обеспечение,
— ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
Сравнение«включенных отцов» и «включенных матерей», т. е. активно участвующих ввоспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют наразвитие ребенка, чем матери.
На фоне относительной изученности материнства влитературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Вчастности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что «воспитательная позиция отца всвоем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшуюпривязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли»[1].
Психологамиполучены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца,получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнскогои отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказываетна умственные характеристики детей положительное влияние, тогда какавторитарность матери — отрицательное. Обнаружена определенная связь междуодаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
Многиеисследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первыегоды жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такиефакты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения,заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейныхотношениях.
Взрослые,заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенныхрамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенкапомешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишьбеспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится.Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себясознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка,практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобныхкрайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамкиздравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности,независимости и творческой активности.
Установкиродителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают всемье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку,приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло,забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должныспособствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебныеотношения приводят к противоположному эффекту.
Несмотряна то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуютразличия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколькоим свойственны холодность и враждебность.
Длянашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку.Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже неразговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить наколени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду,удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать,рассказывать стихотворение — все это несвойственно для большинства современныхотцов.
Внаши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки.Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовскиевнимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений,досуга. Папа не просто кормилец — он человек, открывающий ребенку мир,помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь»отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.«Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности,воспитывая в ребенке самодисциплину»[2].
Оченьосторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Младенцы уже в первомполугодии жизни чрезвычайно чувствительны к ним, а во втором становитсяочевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развитиядействий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатацияего действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобыдействие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание и запрет следует высказыватьмягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка — их можноадресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой»,а «ты плохо сделал».
Ещеодна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания надпохвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания,запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. Врезультате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как очеловеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (вотличие от матери), низко его оценивает — не только тот или иной конкретныйпоступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представлениераспространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе,ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особеннонеблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания,характерной чертой которого является стремление к безапелляционности всуждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любоетребование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его,помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что ихребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых летжизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и, вконечном счете, он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности дляродителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаютсянапряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неяснаяситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередьсопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку дляребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почтивсе время пребывает в тревожном состоянии.
Своспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когдаребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает,что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либодействия необходимо показать ребенку положительный образец.
Собственныемотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы ипобуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, такие отцы убеждены всвоей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют отребенка абсолютного подчинения своей воле.
Однако,даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньшийвред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие,незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
Эффективныйродитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Крометого, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны бытьдоступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новыйпредмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие.Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочьприспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создаватьсреду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитиеребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такоеповедение родителей будет способствовать благоприятному умственному иэмоциональному развитию детей»[3].
«Еще одна чрезвычайно важная функция отца — организациясексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если непрямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно всемье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опытотношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужскогоповедения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыномпрактически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.
В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчинапереживает так называемый Эдипов комплекс — стремление сконцентрировать любовьи внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качествесоперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции поотношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этаповпсихосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных емуповеденческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активнодемонстрирует ее.
С точки зрения психологии в этом нет ничегопротивоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становитсянеожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведьпротиводействие отцу может принимать самые различные формы — от желанияпостоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытыхпроявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинствуотцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдругстановится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать событияне стоит — все это временно. Обычно к 5 — 6 годам Эдипов комплекс разрешаетсячерез формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, ипринятие отца в качестве основного объекта для подражания.
Однако следует обратить внимание на то, чтоэффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитиеполовой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отцав жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведенияможет иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблемустановления отношений с представительницами противоположного пола досексуальной дезориентации и сексуальных проблем»[4].
Подведем некоторые итоги.
1. Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье:доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним,ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организациюобразовательно-воспитательной сферы ребенка.
2.На умственные характеристики детей оказывает положительное влияние авторитарностьотца.
3.Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях состороны отца влияют на формирование положительной самооценки.
4.Авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремлениек безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации неблагоприятендля развития ребенка.
5.Отец для сына является первичным источникоминформации о взаимоотношениях полов.
 
2. Последствия невыраженной роли отца в семье
 
«Психологамихорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но ввоспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. Втаких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чащепредставляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отцанарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующиепоколения.
Принормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка.Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью дляподражания — следовательно, воздействует на формирование половой идентичности.Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительноевлияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этомнедостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификацииослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущемнеблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
ПсихиатрР. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочкинаиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочкиесть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именнов этом возрасте (13-15 лет) она должна получить признание своей значимости какбудущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочерипозитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности.У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношениймежду мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение клицам мужского пола.
Всфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостьюотцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебностьпо отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимостиот матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни.Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я.Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения приобщении со сверстниками.
«Мальчик не становится мужчиной по духу только потому,что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вестисебя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчини старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не можетбрать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив ираздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость нетолько в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчикпотянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы»[5]
Известныйотечественный психолог А. И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеютневрозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных вобщении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных,ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
Уимпульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья частострадают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаясяпостоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца такжеявляются факторами невротизации ребенка.
Излишняястрогость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффектнаблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенностисо стороны отца»[6].
 
3. Роль отца всоциализации детей
 
«А. Адлер подчеркивалроль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отцадолжна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу.Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявиться вотношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец — это тот, кто относится к своимдетям, как к равным, и принимает активное участие наряду с женой в ихвоспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности;родительского авторитаризма.
Дети, чувствующиеотчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства,чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительскийавторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичныхродителей научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
В 1970-1980-е гг. роль отцовв воспитании и социализации детей была под неуклонным вниманием американскихисследователей. Особенно пристальное внимание исследователей уделялось периодумладенчества. Отмечалось, что в США отцы проводят со своими маленькими детьмибольше времени, чем раньше. Часть исследователей полагают, что, за исключениемкормления грудью, отцы способны обеспечить полный уход за ребенком. Они могуткупать его, пеленать, кормить и качать так же умело, как мать. Отцы способныулавливать сигналы ребенка столь же чутко, как матери, и младенцы могутпривязаться к отцам не меньше, чем к матерям. У отцов, которые посвящают многовремени заботам о грудном ребенке, устанавливаются с ним прочные отношенияпривязанности, и детям это приносит большую пользу.
Другое исследование далонесколько иные результаты. Авторы вели наблюдение за молодыми отцами иматерями, посещавшими курсы молодых родителей, на которых, по крайней мере,сначала, отцы вели себя очень активно, и ожидалось, что они разделят заботы поуходу за ребенком со своими женами. После рождения ребенка отцовские навыки поуходу за младенцем обоими родителями был и оценены значительно нижематеринских. В результате отцам была отведена роль помощников матерей. Ни одиниз отцов, принимавших участие в этом исследовании, не говорил о том, что женапомогает ему в уходе за ребенком. Мать брала на себя основную ответственностьпо уходу за ребенком, а отцы играли второстепенную роль, что связывается, помнению исследователей, с их чувством некомпетентности в этой области.
Доказано влияние отцов нараннее развитие ребенка. Данные многих исследований говорят о том, что отцы,державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжалибольше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них. Эта новая рользаботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи. По результатамодного из исследований, младенцы, чьи отцы активно участвовали в их воспитании,показали боле высокие оценки по тестам моторного и умственного развития. Другоеисследование показало, что такие младенцы вырастают более отзывчивыми всоциальном плане. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдаетсяединство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активноеучастие в воспитании ребенка. Однако, оценивая эти данные, мы должны помнить,что отцы, которые с самого начала стремятся принять активное участие в общениисо своими детьми, вероятно, и во многих других отношениях отличаются от тех,кто не пытается установить ранний контакт с ребенком.
Тем не менее, отношение кгрудным детям отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке,отличается от отношения матерей. В большинстве случаев отцы играют с детьми,тогда как матери обычно купают, пеленают и кормят их. Кроме того, сам стильигры у отцов и матерей различен: отцы склонны играть с детьми более энергично:они подкидывают малышей в воздух, двигают их руками и ногами, качают на колене.
Г. Крайг замечает, чтоотцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с грудными детьми,оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей икогда они взрослеют. Такие отцы имеют большее влияние на своих детей, дети чащеприслушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся междуними тесным, разнообразным отношениям.
Положительную роль отцовв раннем детстве различные авторы связывают с тем, что:
— отцы играют заметнуюроль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как вестисебя в данный момент;
— отцы, которые чуткореагируют на сигналы ребенка и скорее становятся значимыми фигурами в детскоммире, скорее проявляют себя, как действенные посредники социализации, когдаребенок становится старше, отец превращается для него в важную ролевую модель;
— отец может выступать вроли болельщика ребенка и защитника его успехов.
Некоторые американскиеисследователи отмечают даже, что у отцов, которые недосягаемы для маленьких детей,могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследующем. Однако даже наличие явной корреляционной зависимости между заботойотцов о новорожденных детях и их взаимоотношениями в более позднем возрастеребенка еще не говорит об их причинно-следственной связи. Скорее всего, болееглубоким фактором является общее отношение мужчины к близким, к семье (и кребенку) и к самому себе. Если в его жизни главное — удовлетворение собственныхпотребностей, а любовь к себе затмевает все другие формы любви — к жене,ребенку, то такое отношение может превалировать как в ранний период отцовства,так и в дальнейшей жизни.
По мнению американскихученых, косвенное влияние отца на младенца и на семью имеет весьма большоезначение. Многочисленные исследования показывают, что поддержка отцом матери вовремя ее беременности и раннего младенчества очень важна для начала установленияпозитивных отношений. Отсутствие отца в период младенчества создает немалыетрудности для функционирования семейной системы.
Кларк-Стюарт к своемисследовании трехсторонних отношений во многих семьях обнаружила, что влияниематери на ребенка носит непосредственный характер, тогда как отец влияет намалыша часто опосредованно — через мать. Ребенок же чаще всего влияет на обоихродителей напрямую.
Отечественные педагоги ипсихологи также постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации.Отмечалось, например, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль.Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляетэталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируютнравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимаетмужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству.
Предполагалось, чтотеплое отношение отца должно сказываться больше на Я-концепции сына, а недочери. Но подтвердилось обратное: властный, доминантный контроль отца приводилк негативизации образа Я у мальчиков, никак не сказываясь на образе Я девочек.Р. Берне в связи с этим формулирует вопрос, пока не получивший ответа: можетбыть, дело не в том, что доминантность отца негативно влияет на Я-концепциюмальчиков, а в том, что доминантность отцов перекрывает пути доминированиюматери, которое оказывало бы позитивное воздействие? Он настойчиво подчеркиваетзначение родительского тепла и настаивает на презумпции родительской любви,утверждая, что ни капризы ребенка, ни гнев родителей не подрывают внутреннююпреданность и любовь к нему матери и отца.
А.И. Захаров указывает нафакт снижения эмоциональной чувствительности у мальчиков при оценке отца какзлоупотребляющего алкоголем (по сравнению с мальчиками, у которых трезвыеотцы). Главным фактором, объясняющим наличие этого феномена у мальчиков, а не удевочек, будет их своеобразная, опосредованная возрастной потребностью ролевойидентификации «адаптация» к образу пьяного, угрожающего или ведущего себянелепо отца, в сравнении с чем меркнет страх перед различного родавоображаемыми чудовищами и призраками.
Р. Кемпбелл на основесвоих наблюдений пишет, что у добрых отцов вырастают мужественные сыновья, в товремя как у черствых — женоподобные.
Д. Виткин указывает, чтомаленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражаетсвое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным жеобразом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будетсчитать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии ипривязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей модельюмужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину».Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию болеемужественных мальчиков и женственных девочек.
В российских семьяхнаблюдались несколько иные закономерности. По данным наблюдений семейдетей-невротиков, «мужчины не представляют стабилизирующего фактора в семьевследствие отсутствия адекватного опыта семейных взаимоотношений в детстве,мягкости характера, приниженной роли в семье, занятости или стремления ещеболее ужесточить требования к детям и наказать их за так называемое своеволие,а на самом деле за появление защитно-протестных установок»[7].Вероятно, мягкость характера отца наряду с его отстраненностью от семейныхпроблем и отсутствием авторитета в семье способствует невротизации сыновей.
Многолетние исследованияА.И. Захарова неврозов у детей и анализ отношений в их семьях на протяжениитрех поколениях приводит его к сходным выводам. Отмечается доминирующая рольбабушек по обеим линиям родства и явно недостаточная роль дедушек — другимисловами, избыток женского и недостаток мужского влияния в прошлом.
«Недостаточная илиотрицательная ролевая идентификация с родителем того же пола создаетдополнительные трудности в общении со сверстниками в детстве и неблагоприятноотражается на отношениях с детьми в семье в настоящем. Подобная отрицательнодействующая взаимосвязь более характерна для отцов, поскольку они сами не имелиадекватного опыта с отцом»[8].
Кон обращает внимание нато, что очень важно систематическое воспитание родителей, особенно матерей,чтобы они не старались чрезмерно опекать и занянчивать мальчиков.
Роль отца в усвоенииребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени,чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности усвоих дочерей и мужественности — у сыновей.
Мальчик, отец которогопокинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказываетсяболее зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик изполной семьи. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовскогоповеления, то в результате его поведение и психика становятся болеестабильными.
На девочках отсутствиеотца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способныпомочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителямипротивоположного пола адекватно ситуации»[9].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.