Курсоваяработа на тему:
«Гирокомпас Вега»
Владивосток
2000
Введение
Одной из характерных чертразвития современного морского флота является повышение скорости судов.Этопоставило перед навигационным оборудованием сложную задачу — обеспечитьбезопасность мореплавания судов такого типа. В решении этой задачи важное местозанимает создание гирокомпасов, которые могли бы при высокой скорости, аследовательно, и лучшей маневренности судов, вырабатывать истинный курс свысокой точностью. Этому требованию в большой степени отвечаютгирокурсоуказатели с электромагнитным управлением.
Основное отличие гирокомпасов с электромагнитным управлениемот ранее известных типов заключается в том, что в них в качествечувствительного элемента (ЧЭ) используется астатический гироскоп, а дляпридания ему компасных свойств применяются датчики моментов, действующих поосям прецессии гироскопа в зависимости от угла отклонения его главной оси отплоскости горизонта.
Угол отклонения главной оси гироскопа измеряется физическиммаятником, установленным на камере гироскопа, но не накладывающим моментов нагироскоп. Такой маятник (его лучше называть индикатором горизонта) вырабатываетэлектрический сигнал, пропорциональный углу отклонения главной оси гироскопаот плоскости горизонта. После соответствующего преобразования этот сигналиспользуется для возбуждения датчиков момента.
В обычных гирокомпасах измерение угла отклонения главной осигироскопа от плоскости горизонта и наложение управляющих моментов на гироскопвыполняются одним элементом — физическим маятником, жестко связанным сгироскопом или гироскопическим ЧЭ — гиросферой. Если понимать под методомуправления гироскопом способ наложения управляющих моментов, то в отличие отклассических гирокомпасов с непосредственным управлением от физическогомаятника схему нового гирокомпаса, у которого физический маятник играет рольтолько индикатора горизонта, часто называют гирокомпасом с косвенным управлением.В этом гирокомпасе ЧЭ — трехстепенной поплавковый гироскоп, связь которого сЗемлей осуществляется посредством индикатора горизонта, а наложениеуправляющих моментов на гироскоп производится через торсионы при помощиследящих приводов. В зависимости от характера управляющих моментовкурсоуказатель может работать в двух режимах: гирокомпаса и гироазимута —гироскопа направления.
ТТХ гирокомпаса«Вега»
«Вега» являетсядвухрежимным корректируемым гироскопическим курсоуказателем (ГКУ) с косвеннымуправлением. Этот малый по размерам прибор со сравнительно высокимиточностными, параметрами рассчитан на работу в условиях больших инерционныхвозбуждений.
Подвес чувствительного элемента жидкостно-терсионный. Периоднезатухающих колебаний в расчетной (60°) широте «150 мин. Нормальная работа ГКУвозможна в широтах до 80° в одном из режимов: ГК (основной режим) при скоростидо 50 уз и гироазимут (вспомогательный режим) до 70 уз.
Точность показаний ГКУ в режиме ГК при различных условиях плавания в широтах меньше 70°характеризуется следующими цифрами: погрешность на неподвижном судне ± 0,5°;погрешность на прямом курсе при постоянной скорости до 30 уз и качке самплитудой 2°±0,8°, с амплитудой 25° ± 1,5°, погрешность при маневрировании наскоростях до 30 уз достигает ±2°. Вообще ГКУ выдерживает воздействие качки самплитудой 45° и рыскания судна со скоростью 12° в секунду при амплитудерыскания 30°. В режиме гироазимута допустимая скорость дрейфа ±1° в час. Времяускоренного приведения ГКУ в меридиан 60 мин. Предельная погрешностьсинхронной передачи ±0,1°. В связи с высокой рабочей температурой поддерживающейжидкости (75°С) введен электрический подогрев. Гарантийный срок работыгироблока 10000 ч. Время непрерывной работы ГКУ 2000 ч.
Питание ГКУ осуществляется от судовой сети трехфазногопеременного тока (380 или 220 В, 50 Гц).
Устройствои принцип работы курсоуказателя.
Принципиальное устройстводвухрежимного курсоуказателя с электромагнитным управлением показано на рис.1.1.
Гиромотор заключенв герметически запаянную сферу — поплавок 1, состоящую из двухполусфер, соединенных между собой короткой цилиндрической шейкой. Гиросферапомещена во внешнюю следящую сферу 2, и пространство между ними заполненотяжелой вязкой (поддерживающей) жидкостью 3. Плотность поддерживающейжидкости и вес гиросферы выбраны так, что при определенной температуре жидкостигиросфера приобретает нейтральную плавучесть. Рабочая температура поддерживаетсяавтоматически системой терморегулирования.
Гиросфера связанасо следящей сферой двумя парами торсионов, которые служат для наложения нагироскоп управляющих моментов и центрирования гиросферы относительно следящейсферы. Вертикальные торсионы 6 одним концом закреплены в корпусеследящей сферы, а другим — в кардановом кольце 9, свободно охватывающемшейку гиросферы. Горизонтальные торсионы 11 одним концом прикреплены коболочке гиросферы, а другим—к карданному кольцу гироскопа. Жесткость на кручениепары вертикальных торсионов и жесткость пары горизонтальных торсионоврассчитаны определенным образом, исходя из конструктивных параметров прибора.
Все четыре торсионаустановлены в плоскости, перпендикулярной оси собственного вращения гироскопа,и позволяют следящей сфере поворачиваться относительно гиросферы.вокруг горизонтальныхили вертикальных торсионов и вместе с оболочкой гиросферы — вокруг осикинетического момента.
Питание нагиромотор и статоры двухкомпонентных датчиков угла 4, расположенных пооси собственного
/>
вращения гироскопана противоположных сторонах гиросферы 1, подается по гибким спиральнымтокоподводам 8, свободно навитым вокруг торсионов или через самиторсионы.
Следящая сфера 2имеет снаружи цапфы, расположенные параллельно оси собственного вращениягироскопа, посредством которых она свободно подвешена на подшипниках в горизонтальномвнутреннем кольце 10 стабилизированного карданова подвеса.
Горизонтальноекольцо 10 подвешено по оси, параллельной оси горизонтальных торсионов, ввертикальном внешнем кольце подвеса 5, которое может поворачиватьсявокруг вертикальной оси, образованной подшипниками, установленными в корпусеприбора. Прибор своим основанием крепится к палубе.
Вертикальное кольцо5 приводится во вращение через зубчатую передачу двигателемазимутальной стабилизации 13, установленным в корпусе прибора. Этовращение передается на вертикальные торсионы, которые накладывают на гироскопвертикальный момент. В вертикальном кольце .5 установлен двигательгоризонтальной стабилизации 12, который через зубчатую передачуповорачивает горизонтальное кольцо 10 вокруг его оси подвеса,закручивая горизонтальные торсноны и накладывая таким образом на гироскопгоризонтальный момент. Стабилизация следящей сферы в горизонте вокруг оси ееподвеса осуществляется смещением вниз центра тяжести сферы относительно осиподвеса.
Двухкомпонентные индукционные датчики угла, статоры которыхрасположены на гиросфере 1, а съемные (роторные) обмотки закреплены наследящей сфере 2, вырабатывают напряжения, пропорциональные угламрассогласования между гиросферой и следящей сферой относительно вертикальных игоризонтальных торсионов. Датчики угла включены по дифференциальной схеме, чтоисключает погрешности в измерении углов рассогласования, вызываемые линейнымиперемещениями гиросферы относительно следящей сферы. Сигналы рассогласования отдатчиков угла через усилители стабилизации 14, расположенные в самомприборе, поступают на соответствующие двигатели, которые обеспечиваютнепрерывные согласования следящей сферы 2 с гиросферой /. Такимобразом, прибор работает в режиме свободного гироскопа.
Для превращения свободного гироскопа в гирокомпас необходимоналожить на гироскоп моменты вокруг горизонтальной xx и вертикальной zz осей,пропорциольные углу отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонта.
Связь гироскопа с плоскостью горизонта осуществляется припомощи индикатора горизонта 7, представляющего собой высокочувствительныйфизический маятник с индукционным съемом сигнала, задемпфированный вязкойжидкостью.
Индикатор горизонта 7 можно установить непосредственно нагиросфере 1 или следящей сфере 2. Однако из конструктивных соображенийон установлен на следящей сфере так, что реагирует только на отклонения осиподвеса yy следящей сферы от плоскостигоризонта и вырабатывает напряжение, пропорциональное этому отклонению. Сигналиндикатора горизонта 7 суммируется в противофазе с сигналами датчиков угла, иразность этих сигналов подается через усилители на двигатели стабилизации 12или 13.
Двигатели 12, 13 приводят во вращение следящую сферу 2относительно горизонтальных и вертикальных торсионов до тех пор, пока сигналиндикатора горизонта 7, поданный в схему суммирования в определенном масштабе,не сравняется с сигналом от соответствующего датчика угла. Горизонтальные ивертикальные торсионы окажутся закрученными на углы, пропорциональные углуотклонения главной оси гироскопа от горизонта, что обеспечивается схемойсуммирования сигналов. Момент, прикладываемый вследствие этого горизонтальнымиторсионами 11 к гироскопу, аналогичен маятниковому моменту обычныхмаятниковых гирокомпасов. Под действием этого момента гироскоп прецессирует вазимуте, совершая незатухающие колебания около меридиана.
Момент, прикладываемый вертикальными торсионами 6, аналогичендемпфирующему моменту маятниковых гирокомпасов, под действием которого гироскоппрецессирует к горизонту. В результате совместного действия этих моментовгироскоп, совершая затухающие колебания, период и фактор которых зависят от выбранныхпараметров прибора, будет приходить в меридиан.
Для перехода от режима гирокомпаса в режим гпроазимутадостаточно лишь отключить горизонтальный маятниковый момент, сохраниввертикальный момент, необходимый для удержания оси гироскопа в плоскостигоризонта. Практически это осуществляется простым поворотом ручки переключателярежимов, установленного в приборе. Для компенсации методических ошибок,возникающих в показаниях прибора при работе в режимах гирокомпаса игиро-азимута, в приборе имеется электромеханическое счетно-решающее устройство,которое вырабатывает необходимые сигналы, поступающие на двигателистабилизации.
Величины корректирующих моментов, прикладываемых по обеимосям гироскопа в результате ввода сигналов в следящие системы, изменяются взависимости от скорости, курса и широты таким образом, что главная осьгироскопа удерживается в направлении на N как в режиме гирокомпаса, так и врежиме гироазимута. Показания курса, выработанного прибором, транслируютсядатчиками грубого и точного отсчета, например сельсинами, связанными сдвигателем азимутальной стабилизации.
Особенностиработы курсоуказателя в режиме гирокомпаса.
Схема управления. Длятого чтобы дать общее представление об устройстве гирокомпаса сэлектромагнитным управлением и объяснить наиболее интересные особенности егоработы, воспользуемся лишь самыми необходимыми теоретическими положениями
Уравнения движения гирокомпаса с управлением ЧЭ посредствомторсионов (см. рис.1) при обычно принимаемых упрощениях можно представитьвыражениями:
Н[da/dt-(u cosj+VE/R)b+ (u sinj+VE /R tgj)] = СГ(b-bc); (1.1)
Н[db/dt-VN /R+(ucosj+VN /R)a] =-СB (a-ac);
где Н — кинетический момент гироскопа;
b — угол отклонения гироскопа отгоризонта в вертикальной плоскости;
a — угол отклонения гироскопа отмеридиана в горизонтальной плоскости;
aс, bс — координаты следящей сферы, отсчитываемыеаналогично координатам a и b гироскопа;
j — широта места;
и —угловая скорость вращения Земли;
R — радиус Земли;
VN,VE— северная и восточная составляющие скорости судна;
(b -bc)—угол рассогласования следящей сферы относительно ги-росферы вокруггоризонтальных торсионов, т. е. угол закрутки горизонтальных торсионов,обладающих жесткостьюСг;
(a -ac)—уголрассогласования следящей сферы относительно гиросферы, т. е. угол закрутки вертикальныхторсионов, обладающих жесткостьюСв;
Если углы закрутки (b—bc) и (a—ac), а следовательно, горизонтальный Сг(b—bс)и вертикальный Св (a—aс) моменты, прикладываемые кгироскопу, будут пропорциональны углу отклонения главной оси гироскопа от горизонтаи соответствующим образом подобраны по величине и направлению, токурсоуказатель будет работать в режиме гирокомпаса. Величины и направления моментовопределяются крутизной сигналов датчиков угла и индикатора горизонта и схемойих суммирования.
Один из возможных вариантов схемысуммирования сигналов показан на рис. 1.2. Эта схема, в которой применениндикатор горизонта с большой постоянной времени, позволяет осуществитьследующее суммирование сигналов:
k3(b—bс) — k1 k2bс=0 (1.2)
k3(a -ac) – m k1 k2bс=0 (1. 3)
где k3 – крутизна сигнала датчиков угла;
k1 – крутизна сигнала индикатора горизонта;
k2 и m – масштабныекоэффициенты.
Для простоты постоянную постоянную времени индикатора горизонта неучитываем.
Обозначив через n=k1k2/( k1k2+k3), преобразуем выражения (1. 2)и(1. 3) вравенства:
(b—bс)=nb ; (a -ac)=mnb, (1.4)
из которых следует,что на вход усилителей следящих систем поступает управляющий сигнал,пропорциональный углу b . Крометого, на схеме суммирования показана возможность введения в систему сигналовкоррекции eх и ez, овыборе которых будет сказано ниже.
/>
Имея в виду, что частота собственныхколебаний следящих систем значительно больше частоты собственных колебанийгиро-сферы, а переходный процесс в них затухает очень быстро, в уравненияхдвижения гирокомпаса можно оперировать соотношениями(1.4), которые неучитывают динамики следящих систем. Подставляя равенства (1.4) в выражения(1.1), получим уравнения, идентичные уравнениям обычного гирокомпаса с физическиммаятником.
Анализируя эти уравнения, нетруднонайти, что период собственных колебаний гирокомпаса определяется выражением
Т= 2p. V H / Cгn u cosj, (1. 5)
а коэффициент затухания:
h =Cвm n/H. (1. 6)
Очевидно, что величины периодаколебаний и коэффициента за-гухания зависят не только от кинетического моментагиросферы Н и жесткостей Сг и Св, но и от коэффициентов пит, характеризующих масштаб моментов, прикладываемых к гироскопу,по отношению к углу отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонтаb. Если в обычном маятниковом гироскопемомент прямо пропорционален углу b, а величина его равна Р1b ,где Р1— максимальный маятниковый момент, то в гирокомпасе с электромагнитнымуправлением зависимость момента от угла bопределялась бы выражением Рlnb.
Меняя коэффициент п, можно изменять масштабмаятникового момента, а меняя коэффициент т — масштаб демпфирующего момента,и тем самым изменять величину периода незатухающих колебаний и коэффициентазатухания.
Такая принципиальная и техническая возможность позволяетсравнительно просто решать следующие задачи:
ускоренное приведение гирокомпаса в меридиан, для чего необходимоуменьшить период незатухающих колебаний:
получение приемлемой точности курсоуказания при маневрировании,для чего, как известно, нужно увеличить период.
Для уменьшения периода коэффициент nследует увеличивать, а для увеличения периода — уменьшать.
Изменение коэффициента п можно осуществлять в схеме суммированияпутем изменения масштабного коэффициента k2,который специально введен в схему, поскольку коэффициенты k1и k3 для данной конструкции постоянны. Однако при такой схеме суммирования, которая показана на рис.2,диапазон изменения коэффициента п ограничен.
Действительно, преобразуя выражение для n квиду
n=1/(k3 /k1k2+1) (1. 7)
нетрудно убедиться,что при увеличении k2 величина n приближается к единице. Это означает, что крутизнамомента не может быть больше жесткости горизонтальных торсионовСг,которая и будет определять величину наименьшего периода собственных колебанийгирокомпаса.
Что же касается наибольшего периода, то его величина ограничиваетсяпрактически значениями возмущающихся моментов, которые возникают вследствиестатических ошибок следящих систем и нелинейности характеристик датчиков угла ииндикатора горизонта. При соизмеримости величин этих моментов с управляющимимоментами система теряет свои качества и становится неработоспособной.
Работа следящих систем. Для правильногофункционирования гирокомпаса наряду со схемой управления существенным являетсянадлежащая работа следящих систем, от которых требуется высокая точность ибольшое быстродействие. Эти требования вытекают, как следствие, из самогопринципа работы гирокомпаса, устройство которого рассмотрено выше.
Азимутальная н горизонтальная следящие системы выполняют вгирокомпасе две основные функции:
управление гироскопом путем наложения моментов через торсионы,которые непрерывно удерживаются закрученными на определенный угол;
слежение за гироскопом путем отработки всех угловых перемещенийкорпуса прибора, которые передаются на следящую сферу, вызывая рассогласованиемежду гироскопом и следящей сферой.
При угловых перемещениях судна карданов подвес вместе скорпусом прибора как бы обкатывается вокруг гироскопа, который в режимегирокомпаса, благодаря своим свойствам, остается неподвижным относительносистемы координат, связанной с Землей, если не принимать во вниманиепереносного движения вместе с судном.
Наличие статических ошибок в следящих системах приводит кналожению на гироскоп возмущающих моментов, величины которых прямопропорциональны статической ошибке и жесткости торсионов. В результате этого впоказаниях прибора возникают погрешности, допустимые значения которых могутбыть получены лишь при весьма малых статических ошибках следящих систем.
Воздействие на прибор всякого рода периодических несимметричныхвозмущений, например качки, может привести к появлению постоянных составляющихв динамических ошибках следящих систем и, как следствие, к дополнительнымпогрешностям в показаниях прибора. Поэтому к следящим системам гирокомпасадолжны предъявляться очень высокие требования.
Что касается влияния собственных колебаний следящих систем наработу гирокомпаса, то поскольку частота этих колебаний значительно большечастоты собственных колебаний гиросферы, а переходный процесс в следящихсистемах при правильном выборе параметров затухает очень быстро, влияниеколебании следящих систем практически не должно сказываться.
Однако выбранная для двухрежимного курсоуказателя конструктивнаясхема подвеса ЧЭ обусловливает взаимное влияние азимутальной и горизонтальнойследящих систем при наличии наклонов следящей сферы вокруг оси ее подвеса,совпадающей с осью кинетического момента гироскопа—с осью уу (см.рис.1).
При таких наклонах, благодаря жесткой связи гиросферы соследящей сферой посредством торсионов, оси горизонтальных и вертикальныхторсионов будут рассогласованы с осями приложения моментов от соответствующихдвигателей на некоторый угол g.
Упрощая физику явления и принимая во внимание малость угловзакрутки горизонтальных (b—bс) и вертикальных (a -ac)торсионов, измеряемых датчиками угла, и приведенных углов поворота осейдвигателей горизонтальной db и азимутальной daстабилизации, связь между этими углами можно выразить формулами:
(b—bс)=dbcosg+dasingg .; (a-ac)= dacosg+dbcos (1. 8)
Формулы (1.8) характеризуют взаимное влияние горизонтальнойи азимутальной следящих систем при наклоне следящей сферы. Как показываетанализ, наличие перекрестных связей приводит к неустойчивости следящих систем,если не принять специальных мер. Наиболее простым способом, обеспечивающимустойчивость системы при любых углах g,является полное устранение перекрестных связей путем включения в контурыследящих систем преобразователя координат. В качестве преобразователя координатиспользуется синусно-косинусный вращающий трансформатор (СКВТ), которыйвключается в цепи следящих систем между датчиками угла и усилителями по схеме,показанной на рис.3.
Поступающее навходные обмотки преобразователя координат напряжение U,пропорциональное углам закрутки соответствующих торсионов, будет связано сприведенными углами поворота осей двигателей следующими уравнениями:
db=Ubcosg+ Uasing; da= Uacosg+ Ubsing (1. 9)
в которых напряжение Ub пропорционально углу (b—bс) и Ua пропорционально углу (a -ac).
Решив уравнения (1.8) и (1.9) совместно, нетрудно убедиться,что соотношения между углами закрутки торсионов и углами поворотасоответствующих двигателей не зависят от утла наклона следящей сферы, т. е.горизонтальная и азимутальная следящие системы полностью развязаны./> />
Скоростная девиация. Для того чтобы определить положение равновесиягирокомпаса при движении судна прямым курсом с постоянной скоростью, найдемчастные решения системы уравненийи (1.1) и (1.3), полагая при этом
Сгn»H(и соsg+VE/R), (1. 10)
что легко достигаетсясоответствующим выбором параметров: прибора. В положении равновесия имеем:
a*=VN /R(u cosj+VE /R) — CB m tgj/Cг;
a*с=a*- mH / Cг(u sinj+ VE tgj /R); (1. 11)
b*=H / Cгn(u sinj+ VE tgj /R); .
b*с=H(1-n) / Cгn (u sinj+ VE tgj /R). .
Таким образом, ЧЭгирокомпаса при движении судна с постоянной скоростью приходит в определенноеположение равновесия, которое по координатам aи b практически ничем не отличаетсяот положения равновесия одногироскопного маятникового гирокомпаса сдемпфированием посредством момента, направленного по вертикальной осигироскопа, как это сделано, например, в маятниковых гирокомпасах «Сперри».
Действительно, отклонение гироскопа в азимуте a* складывается из скоростной девиации,определяемой приведенным выше выражением (первый член в формуле для a*), и так называемой широтной девиации(второй член той же формулы). При скоростях движения корабля около 60 узлов вширотах 70—80° значения скоростной и широтной девиаций будут достигать стольбольших величин, что их компенсация известными методами становится практическиневозможной.
Учитывая, что значения курса вдвухрежимном гирокомпасе в силу его конструктивных особенностей можно сниматьлишь с картушки (или датчика), связанной со следящей сферой, т. е. покоординате ac, для компенсации скоростной и широтной девиацийможно использовать метод, сущность которого сводится к следующему.
Если на входы усилителей следящихсистем вместе с сигналами от датчика угла подать определенные сигналыкоррекции аналогично тому, как это делается с сигналом индикатора горизонта,то к гироскопу по обеим осям стабилизации будут приложены соответствующиекорректирующие моменты. В этом случае выражения (1.4) можно записать:
(b—bс)=n b +ex ; (a -ac)=m n b +ez. (1.12)
гдеex и ez; — сигналы коррекции, являющиеся функциямишироты и скорости судна.
Для нахождения этих функцийвоспользуемся системой четырех уравнений (1.1) и (1.12), в которую входитшесть неизвестных функций a,ac ,b ,bс,ex ,ez—две из них можно-задатьпроизвольно.
Для получения от гирокомпасаистинного курса зададимся следующими произвольными значениями координатac и b в положении равновесия:
ac=0; b*=0. (1.13)
Это условиеозначает, что в положении равновесия нуль следящей сферы будет в плоскостимеридиана, а ось кинетического момента гироскопа — в плоскости горизонта.
Частные решения системы уравнений(1.1), (1.12) с учетом условия (1.13) дают формулы сигналов коррекции:
ez = VN / (R u cosj+VE +CвR /H); ex= H /Cг(u sinj+VE tgj/R), (1. 14)
и выражения для положенияравновесия по двум другим координатам будут:
a*=VN / (R u cosj+VE +CвR /H); (1. 15)
b* = — H/Cг(u sinj+VEtgj/R), (1. 16)
Следовательно, при вводе в схему управления сигналов коррекцииez и ex, определяемых выражениями (1.14), из показаний гирокомпасаполностью исключаются скоростная и широтная девиации. Кроме того, величинаотклонения оси кинетического момента гироскопа от меридиана a*, определяемая формулой (1.15), резкоуменьшается по сравнению со скоростной девиацией, имевшей место до вводакоррекции, и при скорости порядка 60 узлов в широте 70° достигает всего 0°,2.
Уменьшение скоростной девиации гиросферы a* обусловлено наложением вертикальногокорректирующего момента ez.
Баллистические девиации. Природа баллистическихдевиаций курсоуказателя в режиме гирокомпаса в принципе та же, что и у обычныхмаятниковых гирокомпасов. Разница только в том, что возникающие во времяманеврирования ускорения не возмущают гироскоп, поскольку он астатический иобладает нейтральной плавучестью, а воздействуют на индикатор горизонта,который при этом вырабатывает дополнительный сигнал, пропорциональный величине dVN/g dt , т. е. пропорциональный северной составляющейускорения.
Этот сигналвызовет соответствующее закручивание горизонтальных и вертикальных торсионов,которое будет продолжаться в течение всего времени действия ускорения, и врезультате приведет к отклонению гиросферы от положения равновесия, в которомона находилась до начала маневрирования. По окончании действия ускорениягиросфера, совершая затухающие колебания, начнет приходить к своему положениюравновесия.
Аналогично тому,как это делается для обычного маятникового гирокомпаса, можно и длядвухрежимного гирокомпаса найти условие апериодического перехода в новоеположение равновесия или «условие невозмущаемости».
Исследованияпоказывают, что в отличие от маятникового гирокомпаса апериодический переходгирокомпаса с электромагнитным управлением в новое положение равновесиятеоретически можно получить при значении периода незатухающих колебаний,отличающемся от периода Шулера, который как известно, равен 84,4 мин.
Его величинаприближенно, без учета собственной скорости судна, определяется следующимсоотношением:
Ta=84,4 V(H u cosj+Cв) /H u cosj (1.17)
и может составлять несколько сотен минут.
Эта особенность двухрежимного гирокомпаса сторсионно-жидкостным подвесом ЧЭ объясняется тем, что в отличие от обычныхгирокомпасов на гироскоп с помощью упругой связи во время маневрированиянакладываются корректирующие моменты по вертикальной оси.
В гирокомпасах такого типа, гдескоростная девиация компенсируется наложением момента, действующего повертикальной оси гироскопа, исключение баллистических девиаций путем настройкисхемы управления на величину периода, отвечающего условию невозмущаемости,трудно выполнимо.
Одна из причин, затрудняющихреализацию найденного условия, заключается в том, что для получения большихпериодов к гироскопу должны прикладываться весьма малые управляющие моменты,величины которых меньше или соизмеримы с возникающими моментами, имеющимиместо из-за статических ошибок следящих систем и нелинейности их звеньев.
В гирокомпасе с электромагнитнымуправлением использован более простой способ устранения баллистическихдевиаций. Для этого маятник индикатора горизонта сильно задемпфирован, а углыего отклонения от равновесного положения ограничены специальными упорами доотносительно малой величины. Кроме того, чтобы снизить скорость баллистическогоперемещения гироскопа за время действия ускорения, период незатухающих колебанийв рабочем режиме гирокомпаса выбирается большим — до 120—180 мин.
Возможен еще один простой и,по-видимому, более эффективный способ устранения баллистических девиаций.
Если в индикаторе горизонтапредусмотреть устройство, которое автоматически отключало бы сигнал индикаторагоризонта от схемы управления гироскопом, когда маятник под действием ускорениядостигает одного из упоров, то гироскоп вместо прецессирования с малойскоростью во время действия ускорения становится свободным. Можно ожидать, чтов этом случае отклонение гироскопа за время маневрирования будет меньшим, чемпри первом способе компенсации. Следует заметить, что в обоих случаях приманеврировании корректирующие моменты остаются приложенными к гироскопу.
Эффективным способом устранениябаллистических девиаций для гирокомпасов с электромагнитным управлениемявляется способ компенсации силы инерции, воздействующей на маятник индикаторагоризонта при наличии линейных ускорений.
Выражение полной силы, которая должнабыть приложена к маятнику индикатора горизонта для компенсации баллистическихдевиаций гирокомпаса, создаваемых изменением скорости и курса, можно записать ввиде
F = mм[( dV /dt) cosK +V(dK /dt)sink], (1. 18)
где F -сила;
mм –масса маятника;
K –курс;
V –скорость судна.
В качествеустройства для компенсации силы инерции, действующей на маятник, в индикаторегоризонта можно установить электромагнитный датчик момента, на которыйподается сигнал,. пропорциональный силе F.
Можно представить схему электромеханического прибора,решающего зависимость (1.18) и вырабатывающего нужный сигнал по автоматическивводимым значениям скорости и курса.
Чтобы не усложнять конструкцию индикатора горизонта, можнополученный сигнал коррекции суммировать в противофазе с сигналом,снимаемым с индикатора горизонта, предварительно» пропустив сигнал коррекциичерез фильтр с постоянной времени,. равной постоянной времени индикаторагоризонта. Такое решение наиболее целесообразно для описываемой схемы.
Приведенный способ компенсации баллистических девиацийпредпочтительнее, чем настройка незатухающих колебаний гирокомпаса на периодневозмущаемости по следующим соображениям.
Теоретически такую коррекцию можно осуществить для любоготипа маневрирования судна независимо от скорости. При этом период незатухающихколебаний может быть выбран в принципе любым, и, кроме того, нет необходимостименять параметры гирокомпаса в зависимости от широты. Описанный способкомпенсации позволяет полностью компенсировать баллистические девиации, в томчисле и девиацию затухания без выключения демпфирования на время маневра.
Интеркардинальная девиация. При движении судна в условияхкачки следящая сфера гирокомпаса раскачивается вокруг-своей оси подвеса в тактс качкой под действием составляющей ускорения в плоскости Е—W.
Составляющая ускорения в плоскости N—S,воздействующая на маятник следящей сферы, меняя свое направление синхронно-скачкой, создает вертикальный момент, аналогично тому как это происходит уобычных маятниковых компасов, но в отличие от них в гирокомпасе сэлектромагнитным управлением этот момент сам по себе не вызываетинтеркардинальной девиации.
Инерционные моменты, действующие на следящую сферу во времякачки, приводят лишь к дополнительным динамическим нагрузкам на двигателиазимутальной и горизонтальной следящих систем, но не дают существенных ошибок впоказаниях гирокомпаса.
Основная причина, определяющаяпоявление интеркардинальной девиации у гирокомпаса с косвенным управлением,заключается в том, что составляющая ускорения в плоскости N—Sдействует и на маятник индикатора горизонта. Она вызывает появление сигнала,пропорционального ускорению и меняющего знак в такт с качкой. Этот сигналпоступает на двигатели, которые прикладывают к гироскопу через торсионызнакопеременные моменты. Поскольку одновременно происходит раскачиваниеследящей сферы, оси двигателей рассогласовываются с осями соответствующихторсионов на угол, примерно равный амплитуде качки. В результате, когда сигналот индикатора горизонта поступает на двигатели, моменты, прикладываемые кгироскопу торсионами, создают две составляющие — горизонтальную и вертикальную.
Так как горизонтальные торсионы имеют жесткость, во много разбольшую, чем вертикальные, то вертикальная составляющая моментов отгоризонтальных торсионов по абсолютной величине значительно превосходитостальные вертикальные моменты. Она и образует постоянный вертикальный момент,вызывающий ин-геркардинальную девиацию гирокомпаса па качке. Как видно, механикапоявления интеркардинальной девиации у гирокомпасов с электромагнитнымуправлением иная, чем у обычных маятниковых гирокомпасов, но схема образованияпостоянного вертикального момента при качке по существу одинакова.
Величина интеркардинальной девиации, закон ее изменения изависимость от параметров гирокомпаса и качки для гирокомпаса сэлектромагнитным управлением в принципе остаются такими же, как и дляодногироскопных маятниковых компасов.
Из известных способов компенсации интеркардинальной девиациидля гирокомпаса с электромагнитным управлением наиболее рациональным оказалосьприменение индикатора горизонта с сильно демпфированным маятником.
Введение в чувствительный маятниковый элемент вязкого тренияпозволяет осуществить сдвиг по фазе, близкий к 90°, между действующимускорением и моментом, прикладываемым к гироскопу, в результате чего эффектвлияния качки на гирокомпас сводится к минимуму.
Уравнение движения такого индикатора горизонта при воздействиина него горизонтального ускорения для малых углов можно.записать в виде
тмl2 q”+c q’+mмg lq= mмl a (1. 19)
гдеmм — массы маятника;
l — длина маятника;
q — угол отклонения маятникаот вертикали;
с —коэффициент демпфирования;
а — горизонтальное линейноеускорение качки. Передаточную функцию индикатора горизонта, движение которогоописывается уравнением (1.19), можно представить выражением
W(p)= q(p)/a (p)=1 / Tм2p2 +tp + 1 , (1. 20)
где Tм=(l / g); t = c/mм g l —постоянные временииндикатора горизонта.
Практически величина Tм во много раз меньше периода качки. Поэтомувведя в индикатор горизонта сильное демпфирование, правомерно пренебречь членомпередаточной функции, содержащим р2. Тогда коэффициентослабления амплитуды колебаний маятника по сравнению с амплитудой колебанийдинамической вертикали будет приближенно определяться формулой
k =1 /( t2w2+1)1/ 2 (1. 21)
Например, для индикатора горизонтас постоянной времени t =60 сек при качке с частотой (w = 1,2'/сек)ослабление выходного сигнала, снимаемого с индикатора горизонта, будет около72. Если учесть еще и сдвиг фазы между колебаниями маятника и действующимускорением, то уменьшение выходного сигнала, а следовательно, иинтеркардинальной девиации гирокомпаса окажется более значительным.
Влияние индикатора горизонта сбольшой постоянной времени на собственные колебания гирокомпаса очень мало,поскольку постоянная времени составляет менее 1 % от величины периода колебанийгирокомпаса.
Поведение гирокомпаса сэлектромагнитным управлением на качке отличается от обычных маятниковыхкомпасов одной существенной особенностью. В этом гирокомпасе, помимопостоянной составляющей по вертикальной оси от моментов, вызванных сигналамииндикатора горизонта, при качке появляется постоянная составляющая на ту же осьот знакопеременных моментов, накладываемых на гиросферу горизонтальнымиторсионами вследствие динамических ошибок следящих систем. Эта погрешность,имеющая четвертной характер, зависит от жесткости горизонтальных торсионов ипри больших динамических ошибках ее величина может достигнуть существенногозначения.
Другая особенность заключается вхарактере карданной ошибки гирокомпаса. Эта ошибка вызвана тем, что врассматриваемой конструкции одногироскопного курсоуказателя карданов подвес ЧЭобеспечивает снятие отсчета курса в плоскости палубы, а не в плоскостигоризонта.
Величина карданной ошибки определяется формулой
DK = К. — arctg [tg (Кгcosq/siny) — sinqtgy] , (1. 22)
где Кг —курс в горизонтальной плоскости;
q — угол крена (бортовойкачки);
y — угол дифферента (килевойкачки).
Карданная ошибка при следованиисудна курсами 0, 90, 180 и 270° равна нулю и достигает максимума напромежуточных курсах 45, 135, 225 и 315°. Несмотря на то, что даже при симметричнойкачке возникает постоянная карданная ошибка, практически при использованиикурсоуказателя для целей судовождения ею можно пренебречь. При правильнойбортовой качке с амплитудой в 10° и следовании промежуточными курсами средняявеличина карданной ошибки не превышает 0°,3.
Работакурсоуказателя в режиме гироазимута.
Для работы курсоуказателя врежиме гироазимута необходимо, чтобы ось кинетического момента гиросферыудерживалась в горизонте, а по обеим осям прецессии гиросферы были приложеныкорректирующие моменты для компенсации отклонения гиросферы за счет суточноговращения Земли и собственного движения объекта. В гирокурсоуказателе сэлектромагнитным управлением для осуществления режима гироазимута достаточноотключить маятниковый момент, пропорциональный сигналу индикатора горизонта,на горизонтальной оси прецессии гиросферы, сохранив при этом демпфирующиймомент от индикатора горизонта на вертикальной оси для удержания главной осигироскопа в горизонте. Необходимо также сохранить корректирующие моменты пообеим осям прецессии. В этом случае равенства (1.12), определяющие зависимостимоментов от сигналов управления и коррекции, примут
(b-bc) = ex ; (a-ac) = m n b+ ez (1. 23)
Полагая, что корректирующие сигналы ex и ez определяются,как и прежде, формулами (1.14) и, подставляя выражения (1.23) в уравнения(1.1), найдем частные решения системы (1.1) и (1.3) в виде:
a*= VN / ( Ru cosj+VE+ CB R / H); ac*=0; .
bc*=H (u sinj+ VEtgj/ R); b*=0. (1. 24)
Формулы (1.24), определяющиеположение равновесия ЧЭ прибора в режиме гироазимута, тождественны формулам(1.15), определяющим положение равновесия ЧЭ в режиме гирокомпаса. Этосвидетельствует о том, что при движении объекта в момент перехода из режимагирокомпаса в режим гироазимута ЧЭ никаких возмущений не получает и остается впрежнем положении, которое он занимал, работая в режиме гирокомпаса.Следовательно, в режиме гироазимута курсоуказатель сохраняет направлениемеридиана, выработанное в режиме гирокомпаса, естественно, с накапливающейся вовремени ошибкой, которая определяется присущей данному гироскопу скоростьюдрейфа.
При обратном переходе из режима гироазимута в режим гирокомпасакурсоуказатель в начальный момент будет иметь некоторую девиацию, так как завремя работы в режиме гнроазимута гироскоп вследствие собственного уходаотклонится от меридиана. Затем, совершая затухающие колебания, гирокомпаспридет в положение равновесия.
Следует отнести к достоинствам курсоуказателя с электромагнитнымуправлением то обстоятельство, что при переходе из одного режима в другой нетребуется изменять корректирующие сигналы, тем более, что благодарявводу в схему управления такого вида коррекции ЧЭ находится вблизи меридианапрактически в обоих режимах работы прибора.
Основной погрешностью гироазимута является собственный дрейфгироскопа. Гирокурсоуказатель с косвенным управлением позволяет уменьшать этупогрешность теоретически до величины нестабильности скорости ухода гироскопа.Для этого достаточно ввести в схему управления сигнал, напряжение которогопропорционально постоянной составляющей скорости ухода гироскопа, ипросуммировать с сигналом датчиков угла гироскопа в соответствующих масштабе ифазе как это делается при вводе корректирующих сигналов. В результате этого кгироскопу по горизонтальной оси прецессии окажется приложенным момент, которыйскомпенсирует постоянную составляющую скорости ухода гироскопа.
При воздействии на курсоуказатель,работающий в режиме гироазимута, ускорений качки, гироазимут имеетдополнительный систематический уход. Этот уход возникает из-за появления постояннойсоставляющей момента по горизонтальной оси прецессии гироскопа. Знакопеременныесигналы индикатора горизонта вызывают меняющийся в такт качке момент,накладываемый тор-сионами на гиросферу вокруг ее вертикальной оси. Благодаря одновременномураскачиванию следящей сферы в такт качке вокруг оси ее подвеса (по углу g) проекция знакопеременного момента даетпостоянную составляющую на горизонтальную ось прецессии, которая и вызываетсистематический уход гироазимута на качке.
Анализ факторов, влияющих на этупогрешность гироазимута, показывает, что меры, принятые для уменьшенияпогрешности гирокомпаса на качке, а именно, применение индикатора горизонта сбольшой постоянной времени и гидравлического демпфера на оси подвеса следящейсферы, существенно уменьшают погрешность гироазимута на качке.
Что касается влияния ускорений отманеврирования на нестабильность ухода гироазимута, то теоретически онозависит от времени действия ускорений и мало по величине. Практически в силутех же технических решений, которые компенсируют влияние ускорений на качке,это влияние не имеет существенного значения.
На основании краткого анализа изложенного принципа действиядвухрежимного курсоуказателя с электромагнитным управлением можно сделатьнекоторые выводы в отношении его преимуществ перед обычными маятниковымигирокомпасами:
конструкцияторсионно-жидкостного подвеса ЧЭ, который представляет собой астатическийпоплавковый гироскоп, обеспечивает гидростатическую разгрузку подвеса иотсутствие сухого трения в его осях, что уменьшает возмущения, вызываемые силамиинерции;
электрическая схема управленияпараметрами гирокомпаса (периодом, степенью демпфирования) и режимами работыприбора позволяет, переключая электрические цепи, изменять параметрыгирокомпаса и режимы работы в зависимости от условий плавания иэксплуатационных требований;
в гирокомпасе с электрической схемой управления сравнительнопростыми средствами обеспечивается полная компенсация скоростной девиации длябольших скоростей движения судна при условии ввода в прибор данных скорости ишироты с достаточной точностью. При этом методе компенсации скоростной девиациисущественно, что сам гироскоп практически все время остается в меридиане;
электрическая схема управления создает практическую возможностьполной компенсации баллистических девиаций гирокомпаса пр-и маневрированиисудна. Для этого может использоваться индикатор горизонта с коррекционньшдатчиком момента и несложный электромеханический прибор, вырабатывающий нужныйсигнал коррекции. При указанном способе компенсации баллистических девиаций нетнеобходимости изменять параметры гирокомпаса в зависимости от широты ивыключать демпфирование на время действия ускорений;
конструкция и схема двухрежимного гироскопическогокурсоуказателя обеспечивает его работу в режиме гирокомпаса или гироазимута, атакже в режиме гиромагнитного компаса. Это расширяет сферу применения приборовтакого типа.
Основной приборВГ-1А./> />
Функцию гироскопического указателя меридиана выполняет прибор ВГ-1А (рис. 4).В корпусе прямоугольной формы 6 со сферическим колпаком 5 размещенытрехстепенный поплавковый гироблок (ТПГ), элементы следящих системстабилизации, детали схем терморегулирования и управления.
ТПГ выполнен в виде герметичной камеры(следящей сферы), заполненной специальной вязкой жидкостью (рис. 5). В этойкамере с помощью вертикальных и горизонтальных тор-сионов подвешен поплавок сгиромотором. На гироблоке по линии N—3 установлены роторы индукционныхдатчиков углов / (ДУ) рассогласования гиросферы со следящей сферой (статоры ДУнаходятся на гиросфере). Сверху и снизу на камере в кольцевых пазах 2установлены дополнительные обогреватели для интенсивного разогрева жидкостипри пуске компаса. Их включением управляет термореле 4 (Т/--003). Накронштейнах к крышке гироблока приспособлены штепсельные разъемы 5 дляподачи питания на гироблок и снятия информации с датчиков углов. Снизу ккамере подвешен груз 6 для придания маятниковости гироблоку в кардановомподвесе. Гироблок четырьмя приливами 3 с отверстиями для крепежныхвинтов укладывается на установочное кольцо. С западной стороны камеры наустановочном кольце находится индикатор горизонта (ИГ), с северной—пузырьковыйуровень для визуального конт- роля за балансировкой установочного кольца присборке (уровень находится под колпаком). На двух цапфах, параллельных главнойоси гироблока, установочное кольцо укладывается в подшипники на внутреннемкардановом кольце 6 (рис. 8). Для гашения колебаний гироблокаотносительно оси подвеса установочного кольца предусмотрен дисковый масляныйдемпфер.
С южной стороны в месте крепления цапфы в кардановом подвесевмонтирован плоский вращающийся трансформатор (ПТ-003). Статор его неподвижен,а роторная обмотка связана с цапфой и поворачивается вместе с ней. Этотвращающийся трансформатор называют координатным преобразователем. Его включениев схему вызвано тем, что при повороте гироблока вокруг оси XX на угол ^под воздействием внешних возмущающих сил в связи с маятниковостью гироблока иотсутствием стабилизации относительно главной оси происходит взаимное влияниегоризонтной и азимутальной следящих систем (принцип работы следящих системрассмотрен в § 18). Действительно, при выходе гироблока из отвесного положениямоменты Ьгс и Ьтс, создаваемые торсионами, оказываются повернутымив плоскости У02. на угол О. В таком случае горизонтальный ивертикальный моменты будут состоять из суммы проекций указанных моментов на этиоси. В результате нормальная величина корректирующих моментов искажается и впоказаниях прибора возникают погрешности. Для исключения взаимного влиянияследящих систем в схему управления подаются соответствующие сигналы, снимаемыес ротора преобразователя координат.
Внутреннее карданово кольцо 6 с гироблоком с помощьюцапф и подшипников укладывается на наружное карданово кольцо, выполненное ввиде вилки 7, ось которой установлена в подшипнике на основании 10 иможет разворачиваться вокруг оси 2.2. на 360°. Сверху к вилке крепитсяшкала курсов 8 с ценой деления 1°. .
Ось вилки через редуктор связана с азимутальным двигателемследящей системы стабилизации / и двумя синусно-коси-нусными вращающимисятрансформаторами 2 и 11 (СКВТ), включенными в схему трансляциикурса (на транспортных и промысловых судах задействован только один СКВТ). Наось вилки насажен токосъемник 13 с серебряными кольцами и стальнымищетками, закрываемый пластмассовой крышкой.
На горизонтальном (внутреннем)кардановом кольце укреплен зубчатый сектор, который посредством механическойпередачи связан с горизонтным двигателем следящей системы ста билизации,установленным в нижней части вилки. При вращении этого двигателя камерагироблока разворачивается вокруг оси УУ.
Рабочая температура (75 °С) в приборе поддерживается кольцевымнагревателем 5, прикрепленным к основанию четырьмя стойками 9.Управляет его работой термореле 3 (7У002), размещенное на основании 10.Рядом установлен биметаллический термодатчик 4 (ГгООО), включающийаварийную сигнальную систему при достижении температурой жидкости верхнегопредела (80°С).
На основании расположены три штепсельных разъема (два состороны носа). Для работы с гиросекцией вне корпуса прибора установлены четыреопорные ножки 12. Гиросекция своим основанием укладывается в корпусприбора.
Верхняя часть колпака 5 сделана из органическогостекла, полярная шапка закрашена изнутри, оставлена прозрачной лишь кольцеваяполоска напротив курсовой шкалы 3 (рис.65). Курсовая черта—краснаяполоска 4—нанесена на прозрачном кольце со стороны кормы. Колпакпривинчивается к корпусу прибора четырьмя невыпадающими винтами 7.
В корпусе 6 установлены усилители следящих систем:слева азимутальный 2, справа горизонтный, рядом с усилителями подквадратными крышками размещены реле схемы управления 1 (слева) ирегуляторы «дрейф» и «поправка».
На верхней панели 12расположены четыре световых табло:
«пуск», «подготовка», «гирокомпас»и «гироазимут»; на передней—переключатель 9 («подготовка»—«работа»}и ручка 8 регулировки «скорости приведения» (ускоренного вмеридиан).
На задней стенке имеются три «штепсельных разъема, из нихверхний предназначен для подключения контрольных приборов при регулировкеприборов, через нижние осуществляется связь основного прибора с другими.
Корпус прибора на четырех амортизаторах крепится к установочнойплите 11с тремя овальными отверстиями для крепежных шпилек (два сзадней стороны и одно с передней), поэтому плиту (вместе с корпусом) можноповорачивать в пределах ±5° для устранения постоянной поправки в показаниях гирокомпаса.Для контроля за углом разворота прибора на установочной плите с задней сторонынанесена шкала 10 с ценой деления 0,5°.
/>