--PAGE_BREAK--Другим тревожным симптомом, согласно данным обзора научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (КИ) тинэйджера и временем, которое он проводит у телевизора. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телепрограммы, тем ниже значение их КИ. Оказалось, что этот простой критерий – количество часов, ежедневно проводимых подростком у телеэкрана, — позволяет предсказать результат тест на определение КИ значительно точнее, чем подавляющее большинство прогнозов, учитывающих разнообразные социальные, личные, демографические и семейные факторы. Множество исследований подтверждают наличие у тинэйджеров связи между пристрастием к телевидению и менее развитыми по сравнению с остальными тинэйджерами воображением и творческим потенциалом. Пока неясно, чем именно обусловлены полученные результаты – действительно ли многочасовое сидение перед экраном сказывается на умственных способностях, или же просто менее развитым подросткам больше нравится смотреть телевизор, чем их более способным сверстникам. Однако совершенно очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и низкую успеваемость в школе.
Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, — неправильное питание, последствия которого осложняют далекие от реальности представления о том, как влияют определенные продукты на человеческий организм. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, в формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит телевизионной рекламе, поскольку главным образом именно она предлагает нам разного рода блюда быстрого приготовления, продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных роликов, идущих во время различных программ, посвящены всевозможным сластям и лакомствам, тогда как во многих сладких хлопьях по весу содержится больше сахара, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает на подростковую аудиторию заметное влияние. Дети, например, часто всерьез полагают, что какие-либо хлопья могут сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на подростков и предотвращающие тем самым неправильный рацион их питания. Например, в Голландии при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате Квебек вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим двенадцати лет.
Психологи полагают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальный внешний вид и обольстительно поведение женщин превалирует как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает нам в форме насилия, жестокости или преступлений, и относительно нечасто интимные отношения любящих друг друга людей изображены нежными и постоянными. Около 70% всех телевизионных эпизодов, посвященных сексу, касаются либо внебрачных связей, либо проституции. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал «Факультет», где кроме секса больше ничем не занимаются, и это смотрят подростки и повторяют то, чем занимаются в их любимом сериале. А заканчивается все это абортами и тому подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас практически во всех присутствует секс. Также сейчас во многих фильмах и др. телепередачах идет пропаганда однополой любви. Как думают многие критики клипы группы «Тату» вообще нельзя было пускать на телевидение, а если уж показывать, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и сейчас уже вообще не интересуются мальчиками, а это уже психическое расстройство. Так что как секс на телевидении сказывается на тинэйджерах, к сожалению, нам остается только догадываться.·
Телевидение формирует стереотипы в отношении черт, присущих определенному полу, возрасту или расе. Так, в качестве главных героев мужчины появляются на экране примерно втрое чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как женщины часто не имеют профессии и положения в обществе, или занимают более низкое положение на служебной лестнице, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, нежели женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, уязвимы, их мысли и интересы в основном сосредоточены на семье, любви и человеческих взаимоотношениях. В некоторых исследованиях утверждается, что дети, проводящие перед телевизором много времени, относятся к различным профессиям и занятиям с позиции, предопределенных стереотипами, касающимися пола.··
В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в значительно меньшей мере, чем это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телефильмах чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими из ума. Исключением из этого правила являются, разве что, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств симпатичны, румяны, счастливы и уважаемы в обществе. Поэтому у молодого зрителя часто формируется отрицательный стереотип отношения к пожилым людям. По аналогичному механизму возникают и расовые предубеждения, так как в большинстве фильмов негры и латиноамериканцы по сравнению с белыми чаще бывают безработными или выполняют неквалифицированную работу, в их семьях чаще возникают ссоры и конфликты, чем в семья белых людей. Негров в фильмах представляют не такими как белых людей, белые часто бьют в фильмах негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское» время и подросткам нравятся такие фильмы. А потом наше правительство задается вопросом: «Откуда в нашей стране так много скинхедов?».
1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам.
Американская Академия Педиатрии\American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований. Американский ребенок проводит 28 часов в неделю перед телевизором — это больше, чем школьник тратит на занятия в школе. Как минимум, час в день подросток играет в видеоигры или путешествует по Интернету. Несколько часов в неделю он посвящает просмотру фильмов и прослушиванию музыки.
Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.·
Проведенное исследование показало, что, чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Так, среди увлекающихся просмотром телепередач в 2 раза больше детей, имеющих высокий уровень агрессивности, и в 3 раза меньше детей с низким уровнем агрессивности.·
Воспитатели и родители детей, активно просматривающих телепередачи, говорят о том, что для этих детей характерны: тенденция к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выражающихся в:
— отрицательных отзывах о своих сверстниках;
— выражении отрицательных эмоции (недовольство, недоверие, брань);
— высказывании мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий, оскорблений, обидных шуток;
— простом крике, реве (без речевого выражения).
Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой. Для таких детей характерны: долгое засыпание, беспокойный тревожный сон, вскрикивания, плач во сне. Все это свидетельствует о нарушениях психики. Таким образом, налицо тот факт, что телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.··
Телевидение привлекает наше внимание, с одной стороны, своей живостью, увлекательной режиссурой и красивыми съемками, а с другой – заманивает в ловушку, возбуждая нас сценами злодеяний, насилия, опасности и секса. Телевизионные программы переполнены описанием преступлений, демонстрацией грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками.
В среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвует около двух третей главных героев телефильмов. По выходным дням детские дневные передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий – дети не видят последствий жестоких поступков. В большинстве изображаемых ситуаций силовое подавление обидчика является естественной формой мести, а способность действовать по праву сильного стала почти непременным атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах и худ. фильмах сейчас применяют насилие и женщины. Подростки пытаются подражать своим героям и делают тоже самое в настоящем мире.
Излюбленная тематика криминальных обзоров – это убийства, нападения, вооруженные столкновения, причем на экране редко можно увидеть, как их жертвам оказывают медицинскую помощь. В итоге, перед подростком ежедневно мелькает огромное количество насильственных смертей, бомбежек, вооруженных налетов и жестоких драк.
Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров. В ходе многочисленных исследований детской и подростковой аудитории демонстрировались фильмы, герои которых действовали с позиции силы. После этого отмечалось учащение случаев агрессии и жестокости поведения со стороны детей, в то время как после просмотра картин, не содержащих подобных сцен, таких нарушений не наблюдалось. По материалам ряда других работ, те дети, которые проводят у телевизора много времени, значительно более агрессивны, чем их сверстники, уделяющие телевидению меньше внимания.·
Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Например, после просмотра фильма «Враги» (о войне мафиозных кланов) 12 нью-йоркских юнцов долгое время терроризировали городскую подземку, нападая на пассажиров, пока не попались в руки полиции. Этот же фильм стал одним из побудительных мотивов для двух вооруженных налетов в Калифорнии. Несколькими годами позже кинолента «Нью-Джек-Сити» о торговцах наркотиками вызвала вспышки насилия, стрельбу, бесчинства разъяренной толпы, были даже случае убийств в кинотеатрах. Почти сразу после этого телефильм «Крылатое возмездие» положил начало череде терактов с применением взрывных устройств. Появляющиеся на экране сцена самоубийств ведут к учащению случаев суицида. Так, познакомившись с игрой в «русскую рулетку» в фильме «Охотник на оленей», свыше двадцати человек покончили с собой, предавшись этому занятию.·
С первых своих шагов и до нынешних времен кино неуклонно становилось все более жестоким. Вероятно, это происходило потому, что создатели картин стремились поддерживать зрительский интерес, в то время как публика привыкала к ужасам на экране. Однако вместе с этим в людях укоренялась мысль о том, что в насилии нет ничего необычного, а регулярное созерцание подобных сцен на экранах кинотеатров и телевидению располагало к проявлениям жестокости в повседневной жизни, особенно в состоянии гнева. Некоторые исследования подтверждают, что грубые и жестокие развлечения делают людей равнодушными и бессердечными. По исследованиям, проведенных в США, ученые говорят о том, что после просмотра фильмов, содержащих насилие, подростки начинают легче мириться с враждебным и агрессивным поведением сверстников, что чем, если бы они не смотрели подобных фильмов или вообще не подходили к экрану. В других исследованиях показано, что у детей, проводящих много времени перед телевизором, гораздо слабее выражены эмоциональная реакция и стремление физически противостоять насилию, чем у тех, кто реже смотрит телепрограммы. Во многих странах к этой проблеме подходят достаточно серьезно. Так, в отличие от США, в некоторых государствах Европы (в том числе и в России) показ фильмов, содержащих сцены жестокости и насилия, законодательно ограничен.
Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков
2.1 Анализ программ телевидения
Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личности. Исследовав продукцию современного российского телевидения и проведя ее сравнительный анализ телевизионной продукцией США, исследователи приходят к выводу, что телевидение США своими программами и фильмами подтверждают ценности и нормы, установленные обществом, в отличие от телепродукции России. Телевидение играет сегодня, так же, как и в последнее десятилетие, немаловажную роль в социализации личности. В числе обычных, ежедневных занятий оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга.
Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных). В этом контексте весьма красноречивым выглядит сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, которые были созданы больше 20 лет назад. Передача «Вокруг смеха», к счастью, частично осталась в архивах, и отрывки из нее транслируются до сих пор. Вел ее известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек, обладавший тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволяли ему приглашать в студию действительно интересных юмористов и сатириков. Особенное внимание передача получала за счет сквозившего в некоторых юмористических выступлениях острого сатирического и даже политического подтекста. «Качество юмора» было таким, что с Ивановым охотно сотрудничали создатели 16-й, юмористической полосы «Литературной газеты», благодаря которым пополнялась рубрика «Нарочно не придумаешь». Она состояла из подлинных заявлений, объявлений, часто настолько абсурдных и смешных, что эти материалы вызывали настоящий восторг у аудитории
«Кривое зеркало» с Е. Петросяном, «Аншлаг» с Р. Дубовицкой, конечно, ни в какое сравнение ни по интеллектуальному, ни по культурному, ни даже по нравственному уровню с этой давней программой «Вокруг смеха» не идут. Разные интересы, разные мотивы. Комедийность и многомерные напластования смешного сменились двухмерными, примитивными комиксами, гримасами и кричащей, неприкрытой пошлостью. Раньше улыбались, обмениваясь символами культуры и образования, сегодня хохочут над собственными физиологическими отправлениями. Показательна в этом смысле попытка создания «альтернативной» юмористической передачи на телеканале «ТНТ» – «Камеди клаб» (своеобразный маркетинговый ход – коммерческая реакция на возникшую «нишу» на «рынке смешного»). Ее жанр был определен как Standup-comedy, как «протест против всего официального и скучного». Однако кроме матерщины и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и все той же грубой физиологией здесь не найти ничего «бунтарского».
Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.
продолжение
--PAGE_BREAK--