Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Методика развития выносливости у лыжников 12-13 лет

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методика развития выносливости у лыжников 12–13 лет»
 

Введение
подросток выносливость лыжник
Актуальность темы заключаетсяв том, что сущность выносливости в недостаточной степени характеризуется общепринятымиопределениями самого понятия выносливости, они не раскрывают полностьюфизиологические механизмы, обуславливающие развитие этого качества. Тем самымограничиваются пути совершенствования рациональной методики воспитаниявыносливости у спортсменов, что серьёзно затрудняет дальнейшее повышениеспортивных достижений, в частности в циклических видах спорта.
Большое значение для понимания сущности выносливости как качествадвигательной деятельности имеют многочисленные работы отечественных изарубежных специалистов. Они способствуют пониманию одного из важнейшихмеханизмов, определяющих сущность выносливости. Основываясь на обширномфактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, былавыдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Целью данного исследованияявляется изучение учебно-тренировочного процесса юных лыжников и разработкаболее эффективных методов подготовки выносливости у лыжников 12–13 лет.
Задачи исследования.
В данной работе решались следующие задачи:
1. Определить уровень развитиявыносливости у мальчиков12–13 лет.
2. Разработать методикуразвития и совершенствования выносливости у мальчиков 12–13 лет при выполненииспецифической работы.
3. Апробировать предложеннуюметодику в естественном педагогическом эксперименте в процессе подготовкимальчиков 12–13 лет.
4. Рекомендовать в практикуподготовки мальчиков 12–13 лет, наиболее эффективные варианты развитиявыносливости при выполнении специфической работе.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методыисследования.
1. Изучение и анализнаучно-методической и специальной литературы.
2. Психолого-педагогическиенаблюдения.
3. Беседы.
4. Контрольные испытания поопределению выносливости у мальчиков 12–13 лет.
5. Естественный педагогическийэксперимент.
6. Метод математическойстатистики.
7. Методы сравнительного,логического и графического анализов.
Гипотеза: специальнаянаправленность занятий с акцентом на развитие выносливости будет способствоватьболее эффективной подготовке лыжников 12–13 лет.
Научная новизна исследования: Предложенысредства, направленные на развитие выносливости лыжников 12–13 лет, и ихсоотношение в общей системе спортивной тренировки.
Предмет исследования:Учебно-тренировочный процесс лыжников 12–13 лет.
Объект исследования: Изучениенаиболее эффективных средств и методов развития и совершенствованиявыносливости мальчиков 12–13 лет при выполнении специфической работы.
Субъект исследования: лыжники 12–13лет в количестве 14 человек, систематически занимающиеся лыжными гонками, наначальном этапе подготовки.
Практическая значимость:Рекомендовать тренерам по лыжному спорту, учителям физической культуры,студентам ФФКиС наиболее эффективные варианты развития и совершенствования выносливостиу мальчиков 12–13 лет.

1. Физиологическаяхарактеристика выносливости у лыжников 12–13 лет
1.1    Физиологические особенности подростков – лыжников
 
Возрастной период 12–13 лет является подростковым. Это времябольших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у нихвторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах нервнойвысшей деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, значительноухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельностькоры, а вместе с тем и второй сигнальной системы./>
Электрофизиологический анализ биотоков мозга свидетельствует обусилении подкорковых влияний, что сопровождается различными нарушениями состороны вегетативной сферы (одышка, гормональные расстройства, сосудистыенарушения, боли в сердце и др.). О преобладающем влиянии подкорки на корковуюдеятельность свидетельствует также повышенная эмоциональность подростков.Отмечается лёгкая утомляемость при физической и умственной работе.
Все функциональные изменения приводят к психическойнеуравновешенности подростка («взрывная» ответная реакция даже нанезначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами.
Правильный и здоровый режим, спокойная обстановка, твердаяпрограмма занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа,доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются основными условиямидля того, чтобы переходный период прошёл без развития функциональныхрасстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребёнка.
Учет анатомо-физиологических особенностей подростков позволяетправильно планировать процесс тренировки. Существуют определённыезакономерности роста спортивных результатов в зависимости от возраста ребёнка истажа регулярных и целенаправленных занятий. На каждом этапе развития подросткапроявляются определённые функциональные возможности. Можно сказать, чтовозрастное развитие идет как процесс накопления определённых количественныхизменений в организме, а на определённых возрастных этапах это накоплениепереходит в новое качественное состояние.
Большую роль в этих изменениях играет и деятельность желёзвнутренней секреции.
У подростков 12–13 лет в организме наблюдается ряд существенныхизменений. Так, с 12 до 13 лет рост тела в длину несколько замедляется ипроисходит более интенсивная прибавка веса.
К 12 годам усиливается регулирующая роль центральной нервнойсистемы, совершенствуется её функциональное состояние. В связи с этим быстреепроисходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваиваетсякоординация движений.
К этому времени заканчивают своё развитие многие стороныдвигательной деятельности подростка. Так, достигают уровня взрослых способностик восприятию пространства, темпа, к анализу мышечных ощущений, улучшаетсяспособность к расслаблению./>
Немалую роль в достижении высоких спортивных результатов играетсостояние двигательного анализатора. Этот анализатор обеспечивает возможностьобразования двигательных условных рефлексов на те или иные чувствительныераздражения (зрительные, слуховые и т.д.).
Ядро двигательного анализатора расположено в двигательной областикоры мозга.
Двигательный анализатор анализирует и синтезирует раздражения,идущие от сухожилий и мышц и передает через рабочий аппарат на мышечную системурезультат деятельности всех других анализаторов (всей коры мозга). Ядродвигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитиезавершается к 13 годам.
Высокая пластичность, реактивность и возбудимость нервной системы,а так же быстрое образование новых рефлекторных актов позволяют юнымспортсменам легко осваивать технику сложных упражнений.
Функциональное состояние аппарата кровообращения имеет большоезначение в развитии организма. Сердце и сосуды подростка развиваютсянеравномерно, сердце в своем развитии иногда обгоняет рост просвета сосудов.
Общее количество крови по отношению к весу тела у подростковбольше, чем у взрослых. Однако абсолютная величина ударного и минутного объёмакрови меньше. Увеличение минутного объёма крови находится в прямой зависимости(особенно у 11–12 летних детей) от учащения сердцебиений при незначительномувеличении ударного объема.
А.В. Коробков отмечает, что уже в возрасте 12–13 летспортивная тренировка способствует образованию устойчивых временных связей,регулирующих функцию сердечнососудистой системы.
Количество кислорода, необходимое для окислённых процессов,обеспечивающих ту или иную работу, называется кислородным запасом. Потреблениекислорода у взрослого человека, находящегося в состоянии покоя, равно 0,25–0,3 л.в мин. При беге на 5–10 км. оно равно 4–5 л. в мин.
Кислородный запрос. Когдадыхательная и сердечнососудистая системы не удовлетворяют потребности тканей вкислороде, т.е. когда кислородный запрос выше кислородного потолка, мышцыпроизводят свою работу в условиях недостатка кислорода. Например, за 5 мин.работы при кислородном запросе, равном 7 л. в мин., требуется 35 л.кислорода. Если кислородный потолок будет 5 л. в мин., то за это время прикислородном запросе в 35 л. тканям может быть доставлено только 25 л.кислорода, вследствие чего образуется кислородный долг, равный 10 литрам.
Величина кислородного долга зависит от интенсивности работы и отеё длительности.
По мере увеличения длины дистанции, интенсивность работы лыжниканесколько снижается. Однако интенсивность работы на дистанции зависит и отдругих факторов: степень тренированности спортсмена, рельеф местности, накоторой проложена дистанция, встречный ветер, большая влажность, относительновысокая или наоборот, очень низкая температура воздуха, глубокий, свежий снег ит.п. Всё это сильно затрудняет движения лыжника и снижает скорость его бега.Уменьшение скорости при этом сочетается с увеличением энергетического расходана каждый метр пути.
Передвижение на лыжах является динамической, циклической работой.
Лыжные гонки требуют развития общей и скоростной выносливости. Визвестной степени для лыжников необходимо и развитие силы. Эффективность работымышц нижних и верхних конечностей обусловлена развитием их силовых качеств.
Движение лыжника на дистанции разнообразны и сложны покоординации. Он должен не только владеть двигательными навыками,обеспечивающими передвижение различными способами по равнине и позволяющимипреодолевать подъёмы и спуски, но и уметь использовать эти двигательныекачества в сложных условиях, иногда при мгновенном изменении рельефа инаправления трассы.
Кислородный запроспри беге на лыжах больше, чем при другихфизических упражнениях такой же длительности и интенсивности. Это объясняетсявовлечением в работу при беге на лыжах всех основных мышечных групп, что нетолько увеличивает кислородный запрос, но и в известной мере облегчаетпоглощение кислорода. Участие в работе больших мышечных групп обеспечиваетболее полное использование кислорода из артериальной крови, что вызываетнарастание артериовенозной разности. Её повышение усиливает поступлениекислорода из айвеолярного воздуха в кровь. Способствует поглощению кислорода иналичие большой разницы между температурой крови в мышцах и лёгких. Понижениетемпературы крови в лёгких обусловлено дыханием холодного воздуха.
Кислородный долг образуетсяпри беге на лыжах главным образом на подъёмах и при увеличении скорости наравнине. В среднем он может достигать 10–12 литров. О длительном повышениикислородной потребности тканей свидетельствует увеличение основного обмена улыжников в течение нескольких дней после тренировочных занятий и соревнований.В некоторых случаях величина основного обмена на следующий день послетренировочных нагрузок и соревнований превышает стандарты на 30–50% />
Кровообращение. Тренированныелыжники, как правило, отличаются резко выраженной брадикардией. В состояниипокоя частота сердечных сокращений колеблется от 32 до 45 уд/мин у мужчин и от44–49 уд/мин у женщин.
Брадикардия у лыжников очень часто сочетается с синусовойаритмией.
При беге на лыжах с соревновательной скоростью сердечный ритмдостигает 170–180 уд/мин. На отдельных участках дистанции он может учащаться до190–200 ударов.
Размеры сердца у лыжников часто увеличены. Гипертрофия левогожелудочка наблюдается в 30% случаев, гипертрофия обоих желудочков в 54%
После прохождения дистанции размеры сердца у большинства лыжниковоказываются уменьшенными по сравнению с исходной величиной. Восстановлениеразмеров сердца у тренированных спортсменов происходит в течение 3–3,5 часа.
Артериальное давление у лыжников в состоянии покоя находится впределах возрастных норм.
Кровь. Концентрация молочнойкислоты в крови на отдельных участках дистанции может увеличиваться до 140 иболее мг.
Содержание же глюкозы снижается. Особенно резкое понижениеконцентрации глюкозы (до 0,048–038%) происходит у мало тренированных инеправильно питающихся лыжников. Прием глюкозы на дистанции способствуетсохранению постоянства её концентрации в крови и увеличивает работоспособность.
Анализаторы. Для лыжника большоезначение имеют проприоцептивная чувствительность, орган зрения и вестибулярныйаппарат. Чем значительнее роль анализатора при двигательной деятельности, тем вбольшей степени они совершенствуются при систематическом её выполнении.
Большое значение при движении лыжника имеют также импульсы отрецепторов кожи и мышц шеи.
Лыжный спорт предъявляет большие требования к зрительномуанализатору. Ориентировка в пространстве обусловлена деятельностью палочексетчатки (периферическое зрение). В связи с этим у лыжников увеличено полезрения, что объясняется повышением возбудимости периферических элементовсетчатки./>
Двигательный аппарат. Бег налыжах выполняется при участии всех основных мышц тела. Поэтому лыжники, какправило, отличаются гармоническим развитием скелетной мускулатуры.
Мышцы лыжника должны быть адаптированы к работе в аэробных и ванаэробных условиях. На равнине у него преобладают аэробные процессы. Наподъёмах, особенно если они преодолеваются с большой скоростью, несмотря наувеличивающееся потребление кислорода, часть энергии освобождается за счётанаэробных реакций, о чем свидетельствует значительное повышение концентрациимолочной кислоты в крови. Биохимические и морфологические изменения в скелетныхмышцах при тренировке лыжника ведут и к функциональным сдвигам.
Расход энергии. При лыжномбеге расход энергии очень большой. В среднем за одну минуту работы на дистанциион составляет около 20к/кал, на отдельных же её участках возрастает до 25 к/кали более. Суммарный расход энергии на протяжении всей дистанции колеблется взависимости от её длины в пределах от 350 до 4000 к/кал. />.
При тренировке лыжника в связи с большим расходом энергиинеобходимо следить за режимом его питания. В подготовительном исоревновательном периодах тренировки в суточном пайке лыжника должносодержаться около 700 граммов углеводов. За несколько дней до соревнований этоколичество должно быть увеличено до 800–900 граммов.
Дыхание. Правильное сочетаниедыхания и движения повышает эффективность работы лыжника. Поэтому уже вначальном периоде обучения важно приучать лыжника к правильному дыханию.
При беге на лыжах дыхательные мышцы выполняют длительную иинтенсивную работу, что способствует их развитию. Поэтому лыжники отличаютсябольшой амплитудой дыхания и увеличенной жизненной ёмкостью лёгких (мужчины всреднем около 5 литров, женщины около 4 литров).
Лёгочная вентиляция при беге налыжах даже с относительно небольшой скоростью повышается ЖЕЛ до 60–80 литров.При увеличении скорости бега она может достигать 100–120 и более мл/мин.
Спортивные результаты в лыжных гонках главным образом зависят отаэробной производительности спортсмена. По данным шведских исследований,максимальное потребление кислорода (МПК) в среднем составляет у тренированныхлыжников около 80 мл/кг у мужчин, около 65 мл/кг у женщин.
Выделительные функции. Бег налыжах в связи с увеличением потоотделения вызывает уменьшение диуреза. Удельныйвес мочи и её кислотность при этом возрастают. В моче увеличивается содержаниеаммиака и креатина, что является следствием повышения интенсивности белковогообмена. У мало тренированных после бега на лыжах содержание белка в моче иногдадостигает 4–10%.
Температура тела. Низкаятемпература окружающей среды при беге на лыжах вызывает усиленную теплоотдачу.Повышенная теплорегуляция при этом обусловлена включением в работу большихмышечных масс. При малой скорости передвижения теплоотдача во время бега налыжах может превышать теплопродукцию. Это ведет к повышению температуры тела ирезкому уменьшению работоспособности.
Вес тела. При беге на лыжах вестела уменьшается в результате усиленного потоотделения и испарения водяныхпаров с поверхности дыхательных путей. Величина потери веса колеблется от 0,5до 5 кг. Это зависит от длины дистанции, интенсивности работы,метеорологических условий, особенностей одежды лыжника и других факторов. />
Средний школьный возраст 12–13 лет. Характерная особенность этоговозраста – интенсивный процесс полового созревания. Ускорение роста тела вдлину, опасность диспропорции тела, высокая эмоциональность при неустойчивостивегетативных и двигательных систем создают яркую картину облика подростка. Вэто время уже отчетливо проявляются различия полов. Мальчики начинаютпревосходить девочек в силе мышц, в быстроте и выносливости.
1.2 Понятие и типология выносливости
 
В зависимости от типа и характера выполняемой физической(мышечной) работы различают:
1. Статическую и динамическую выносливость,т.е. способность длительно выполнять статическую или динамическую работу;
2. Локальную и глобальную выносливость,т.е. способность длительно осуществлять соответственно локальную работу (сучастием небольшого числа мышц (или глобальную работу (при участии большихмышечных групп – более половины мышечной массы);
3. Силовую выносливость, т.е.способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большоймышечной силы;
4. Анаэробную и аэробную выносливость,т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественноанаэробными или аэробными типами энергоснабжения.
В спортивной физиологии выносливость обычно связывают свыполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участи большоймышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаютсянепрерывно в течение 2–3 минут и более благодаря постоянному потреблениюорганизмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцахпреимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивнойфизиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнятьглобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробногохарактера.
К спортивным упражнениям, требующим проявление выносливости,относятся все аэробные упражнения циклического характера.
При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера,скорость потребления кислорода (л О2 /мин.) тем выше, чем больше мощностьвыполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующихпроявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробнымивозможностями:
1)  высокая максимальная скорость потребления кислорода, т.е. большойаэробной «мощностью»;
2) способность длительно поддерживать высокую скорость потреблениякислорода (большой аэробной «мощностью»).
Чем выше МПК у спортсмена, тем более высокую скорость он можетподдерживать на дистанции, тем, следовательно, выше (при прочих равныхусловиях) его спортивный результат в упражнениях, требующих проявленияхвыносливости. Чем выше МПК, тем больше аэробная работоспособность(выносливость), т.е. тем больший объем работы аэробного характера способенвыполнять человек. Зависимость выносливости от МПК проявляется (в некоторыхпределах) тем больше, чем меньше относительная мощность аэробной нагрузки.
Уровень МПК зависит от максимальных возможностей двухфункциональных систем:
1) кислородтранспортной системы, абсорбирующей кислород изокружающего воздуха и транспортирующей его работающим мышцам и другим активныморганам и тканям тела;
2) системы утилизации кислорода, т.е. мышечной системы,экстрагирующей и утилизирующей доставляемый кровью кислород.
У лыжников при максимальной аэробной работе дыхательный объем (глубинадыхания) достигает 50–55% ЖЕЛ; ЖЕЛ должна быть не менее 4,5 л.
Тренировка выносливости ведет к значительному увеличению объемациркулирующей крови (ОЦК). Причем увеличение ОЦК является специфическимэффектом тренировки. Увеличение ОЦК имеет очень большое значение для повышениякислородтранспортных возможностей спортсменов, тренирующих выносливость. Преждевсего, благодаря увеличению ОЦК растет центральный объем крови и венозныйвозврат к сердцу, что обеспечивает большой систолический объем крови.Увеличение ОЦК позволяет направлять большое количество крови в каждую сеть и такимобразом увеличивает способность организма для теплоотдачи во время длительнойработы.
У спортсменов большие аэробные возможности (МПК) в основномопределяются исключительно высокой производительностью сердца, способногообеспечивать большой сердечный выброс, который достигается за счет увеличенногосистолического объема, т.е. количества крови выбрасываемого желудочками сердцапри каждом сокращении. Частота сердечных сокращений у спортсменов снижена посравнению с нетренирующимися.
Увеличение систолического объема – это главный функциональныйрезультат тренировки выносливости для сердечно-сосудистой системы и для всейкислородтранспортной системы в целом. Снижение ЧСС при выполнении любой немаксимальной аэробной работы является наиболее постоянным и наиболее выраженнымфункциональным изменением в деятельности сердца связанным с тренировкойвыносливости.
Наиболее полные возрастные изменения выносливости изучены пристатических условиях различных групп мышц, например, сгибателей кисти,предплечья, бедра.
Продолжительность усилия различных групп мышц неодинакова иувеличивается не однократно. В 11–14 лет значительно повышается выносливостьикроножных мышц, в 13–14 лет несколько снижается статическая выносливостьсгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища.
В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличениепродолжительности работы отмечается от 10–12 до 13–14 лет.
В начальной фазе формирования двигательного навыка не следуетдавать движения сразу с максимальными усилиями и очень высокой скоростью, ибо вэтом случае иррадиация возбудительного процесса быстро возникает и широкораспространяется, что ведёт к вовлечению в работу ненужных групп мышц, приводитк скованности движений.
В возрасте 11–12 лет следует обращать внимание на правильноевыполнение движений, на разностороннюю подготовку юных спортсменов.

2. Психологическая характеристика детей 12–13 лет и выносливости
2.1 Психологические особенности в физическом развитии подростка
У школьников 12–13 лет существенно изменяется содержаниедеятельности – ведущей становится общественно полезная деятельность. На новомуровне протекают психические процессы. Качественные новообразования проявляютсяв личности, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результатечего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке.Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение кокружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другиеособенности поведения, направленность активности и т.п.
Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями встроении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием.Некоторые происходящие в этом возрасте изменения имеют прямое отношение кдвигательной деятельности подростка./>
Известно, что в 11–15 лет происходит интенсивный рост костейверхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки итаза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но развитие мышц отстаетот роста трубчатых костей. Отсюда некоторая диспропорция в строении тела,неуклюжесть движений.
Если в младшем возрасте не были развиты ловкость и навыкиправильной осанки, то неуклюжесть проявляется довольно ярко. Это порой являетсяпричиной застенчивости, робости, боязни совершить неловкие движения. Такиеподростки на уроках физической культуры и в спортивных секциях (на начальномэтапе обучения) иногда отказываются выполнять какое-нибудь сложное упражнение,опасаясь вызвать насмешки окружающих. С этими детьми надо вести индивидуальнуюработу, давать им больше несложных упражнений, развивающих красоту,гармоничность движений и, как следствие, уверенность в себе. Если в данныйвозрастной период не будут развиты эти качества, то угловатость и неуклюжестьмогут остаться на всю жизнь.
Занятия физическими упражнениями способствуют значительномуразвитию силы. Однако подростки, как правило, переоценивают свои возможности впроявлении силы, поэтому на уроках физической культуры и тренировках оченьважно соблюдать меру нагрузки.
В подростковом возрасте более совершенным становится соотношениевозбуждения и торможения. Хотя у подростка, как и у младшего школьника, процессвозбуждения часто преобладает над торможением. В целом процесс торможенияусиливается. Шестиклассник, например, может, поддавшись азарту игры, стремитьсяк результату, нарушая правила. Но если сделать ему замечание и предупредить оботстранении от игры, он в состоянии следить за собой и сдерживаться./>
2.2 Особенности познавательных процессов, влияющих на развитиеосознанности выполнения движений
 
Непременным условием правильного выполнения упражнения в процессеего усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений.
Под осознанностью движений следует пониматьдифференцированность ощущений, правильность восприятия, четкость представления,способность анализировать. В связи с этим необходимо учитывать следующиеособенности познавательных процессов подростков.
При восприятии предмета у подростка, как и у младшихшкольников, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем подростокспособен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его болеесодержательно, последовательно, планомерно, что дает возможность формировать наблюдениекак целенаправленное и организованное восприятие.
Для успешного овладения техникой движения большое значение имеетегопредставление. Чёткое и правильное двигательное представлениеупражнения является критерием высокого спортивного мастерства. В работе с юнымиспортсменами важно выработать у них умение тренироваться при помощипредставлений. Особенно большое значение такое умение имеет во времявынужденных перерывов в тренировках из-за болезни или травмы. Основное средствоформирования чётких представлений у подростков – требования правильно словесноописать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальнойсистемой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действий.
Мышление у подростка, как и умладшего школьника, в значительной мере носит конкретнообразный характер. Приусвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. Поэтомуогромное значение при анализе действий имеет применение четко нарисованных плакатов,кинограмм с важнейшими элементами упражнений.
В то же время мышление в подростковом возрасте становится болеелогичным, системным, доказательным и обоснованным, развивается способностьсамостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. В этом возрасте яркопроявляется желание проникнуть в сущность явления, понять его причину,установить связи между отдельными предметами и явлениями. Поэтому в работе пофизическому воспитанию очень важно с самого начала формировать у подростковосознанное усвоение движений.
Важным психологическим условием правильного усвоения и выполненияупражнений является организация внимания.
Внимание подростка является произвольным. Занимаясь интересным иважным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокуюинтенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать ичетко распределять своё внимание. В то же время наблюдения показывают, что уподростков внимание значительно ухудшается по сравнению с младшими школьниками.Это объясняется многими причинами. Во-первых, изменяются условия жизни иобучения подростков. Мир впечатлений и переживаний у них значительнорасширяется. Серьёзнее становятся предъявляемые к ним требования,многостороннее – обязанности. В результате подросток подчас не может справитьсяс обилием впечатлений и переживаний, сосредоточится на чем-нибудь одном.Во-вторых, нередко причиной плохого внимания становится неуравновешенностьпроцессов возбуждения и торможения, особенно при однообразной длительнойработе, что связанно с процессом полового созревания. Наконец, невнимательностьподростка может быть результатом плохого воспитания внимания в младшемвозрасте. Поэтому решающее значение имеет правильная организация его работы: уребёнка не должно быть ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться.
2.3 Психологическая характеристика выносливости
 
Выносливость – этоспособность человека к длительному выполнению деятельности без снижения еёэффективности.
Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений,вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, безпреодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.
Чувство усталости – это субъективные переживания признаковутомления. Оно может наступать не только в результате утомления, но ивследствие монотонности работы. Для развития выносливости у спортсменовнеобходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства иобучать психологическим приемам его преодоления.
Специализированное восприятие выносливости проявляется в чувствескоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т.п. выносливости. Так, вспециальное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образзаданной скорости движения, заданной величины развиваемых усилий ипродолжительности выполняемой работы.
Формирование специализированного восприятия физических качествтребует широкого исполнения различных психологических упражнений с установкойна точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовыхпараметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры,тренажерных устройств и т.п., которые позволяют с предельной точностью нетолько воспринимать, но и воспроизводить величину заданных параметровфизических качеств.
Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков– две стороны единого процесса подготовки спортсменов. Физические качества самипо себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видомдвигательной деятельности и проявляются через спортивную технику движений идействий. Двигательные навыки без соответствующего развития физических качествне могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляютсобой форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивнойдеятельности. />
При развитии выносливости большое значение имеет психологическаяхарактеристикаутомления.
Утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемоепсихическое состояние. Н.Д. Левитов (1964) выделяет в состоянии утомленияследующие компоненты:
1. Чувство слабости: утомление субъективно переживается какощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряженияи неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживатьработоспособность.
2. Расстройство внимания: происходит снижение объёма внимания,нарушаются процессы переключения и распределения, человек становится вялым,малоактивным или, наоборот, легкоотвлекаемым, хаотичноактивным. Симптомырасстройства внимания свидетельствуют о нарушениях процессов сознательногоконтроля над выполняемой деятельностью.
3. Расстройство сенсорных процессов: выраженное снижениечувствительности различных анализаторных систем, что проявляется в увеличенииабсолютных и разносторонних порогов чувствительности, снижение критическойчастоты слияния мельканий, возрастания яркости и длительности последовательныхобразов.
4. Нарушение последовательных функций: утомление обычносопровождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакцийвыбора. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное на первыйвзгляд ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижениемточности движений и резким увеличением числа ошибок. В целом утомление приводитк разрушению сложных двигательных навыков, из них выпадают отдельные элементыдвижений, выполнение целостных двигательных актов замещается некоординированнойреализацией отдельных моторных стереотипов.
5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к затруднениямизвлечения информации из долговременной памяти, к ухудшению процессоввоспроизведения. В кратковременной памяти ухудшаются как процессы запоминания,так и процессы удержания информации.
6. Нарушение мышления: существенно снижается эффективность процессовмышления в основном за счет стереотипности мышления, подмены поиска новыхрешений стандартными готовыми ответами. Иногда наблюдается другая формарасстройств мышления – потеря целенаправленности интеллектуальных актов,неупорядоченность, дезорганизация мышления.
7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития утомленияпроисходит смена мотивов деятельности. Если в начале деятельности преобладает«деловая» мотивация, то в состоянии утомления преобладающими становятся мотивыпрекращения деятельности или ухода от неё. Необходимость продолжать работу всостоянии утомления может привести к формированию отрицательных эмоциональныхреакций.
8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность исамоконтроль, исчезает настойчивость.
9 Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость какрезультат развития охранительного торможения. Потребность во сне может бытьнастолько высока, что человек часто засыпает в любом положении, даже стоя илина ходу.
Таким образом, с психологической точки зрения утомление может бытьохарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. Не все перечисленныекомпоненты проявляются в нем одновременно.
В развитии утомления Н.Д. Левитов /> выделяеттри стадии:
Первая стадия характеризуетсяотносительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т.п. Человек ещеможет поддерживать требуемый уровень продуктивности, деятельности за счётволевых усилий или повышенного интереса к деятельности. Однако волевоедлительное сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», которыйобладает большой разрушительной силой для деятельности.
На второй стадии снижение работоспособности проявляется восновном ухудшение правильности, а не скорости работы. Оно уже не может бытьполностью компенсировано стимуляцией и волевым усилием.
Третья стадия характеризуется острымпереживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое.
Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать какестественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую рядполезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хроническойформе) явление не желательное.
При чрезмерном утомлении работоспособность резко падает илипринимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранитьработоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает дотакой степени, что человек чувствует себя неспособным выполнять работу ипереживает упадок сил и чувство беспомощности.
Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит нетолько от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Средисубъективных причин Н.Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол,физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности,уровень развития волевых качеств.


Заключение
 
Возрастной период 12-13 лет характеризуется большимипреобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере.Функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка.Важным условием наиболее благоприятного прохождения этого периода являетсясистематические и целенаправленные занятия физической культурой и спортом.
Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростковпозволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки. В организмеребёнка 12 – 13 лет наблюдаются существенные изменения. К этому возрастуусиливается регулирующая роль центральной нервной системы, в связи с чемпроисходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координациядвижений. К 13 годам заканчивают своё развитие многие стороны двигательнойдеятельности подростка.
Большое значение в развитии организма имеет функциональноесостояние аппарата кровообращения. Спортивная тренировка подростковспособствует образованию устойчивых временных связей, регулирующих функциюсердечнососудистой системы.
В начальной фазе формирования двигательного навыка следуетобращать внимание на правильное выполнение движений, на разностороннююспортивную подготовку подростка. Непременным условием правильного выполненияупражнения является его осознанность. Понимание выполняемых действий связано снекоторыми особенностями познавательных процессов в подростковом возрасте.Таких, как восприятие, представление, мышление, внимание.
В процессе выполнения физических упражнений развиваетсявыносливость, т.е. способность человека к длительному выполнению деятельностибез снижения её эффективности. Развитие выносливости осуществляется привыполнении действий, вызывающих утомление и усталость. Утомление рассматриваетсякак особое психическое состояние и характеризуется такими компонентами, какчувство слабости, расстройство внимания, нарушение памяти, сонливость и др.
В зависимости от физической нагрузки различают типы выносливости:статическая и динамическая, локальная и глобальная, силовая, анаэробная иаэробная.

Список литературы
1. Абатуров Р.А. Соотношениетренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков вподготовительном периоде. Автореферат на соискание учёной степени кандидатскихнаук. – М., 1982.
2. Ашмарин Б.А. Теорияи методика физического воспитания. – М., Просвещение, 1979.
3. Блинов В.М. Чередованиеупражнений в тренировке. Автореферат. – М., 1972.
4. Богданов Г.П. Урокифизической культуры в 5–7 классах. Пособие для учителей. – М. Просвещение,1979.
5. Бубе Х.,Трогш Ф., Штюблер Х. Тесты в спортивной практике. DDR «Sportlag» – Berlin,1966.
6. Донской Д.Д. Специальныеупражнения лыжника-гонщика. – М., «ФиС», 1958.
7. Евстратов В.Д. Применениеспециальных средств, теория и практика физической культуры. – М., 1975.
8. Ермаков В.В. Техническаяподготовка лыжника. – М., «ФиС», 1958.
9. Ермолаев Ю.А. Возрастнаяфизиология. – М., 1985.
10. Зациорский В.М. Физическиекачества спортсмена. – М., «ФиС», 1970.
11. Зимкин Н.В. Физиологиячеловека. – М., «ФиС», 1970.
12. Каменский В.И. Планированиеспортивной тренировки. Лыжные гонки – учебное пособие для тренеров. – М.,«ФиС», 1969.
13. Колодянский И.А.«Построение микроциклов в тренировке». // Лыжный спорт, 1985, №1.
14. Кож К.К.«Методика применения специальноподготовленных упражнений лыжника-гонщика». //Лыжный спорт, 1972, №2.
15. Коц Я.М. Спортивнаяфизиология. – М., «ФиС», 1986.
16. Кузьмин Н.И.,Огольцов И.Г. В помощь тренеру. На лыжне. – М., «ФиС», 1969.
17. Летунов С.П. Выносливостьу спортсменов. Клинико-физиологические исследования. Выпуск №1. – М., 1971.
18. Людсков Н.И. Лыжныйспорт. – М., «ФиС», 1963.
19. Маликов В.М.,Раменская И.И. «Оценка специально-подготовительных упражненийлыжников-гонщиков». // Лыжный спорт, М. «ФиС» №2. 1972 г.
20. Маликов В.М.«Исследования некоторых форм построения спортивных тренировок лыжников-гонщиковстарших разрядов в подготовительном периоде». Автореферат. – М., 1973.
21. Манжосов В.И. Тренировкалыжника-гонщика. Очерки теории и методики. – М., «ФиС», 1966 г.
22. Макронуло И.Ф.,Ябров П.И. «Динамика развития силы у лыжников в процессе круглогодичнойтренировке». // Теория и практика физической культуры, 1983, №3.
23. Мельников В.М. Психология.– М., «ФиС», 1987.
24. Мотылянская Р.Е. Вопросытренировки юных спортсменов по данным врачебным исследований. – М., «ФиС» 1964.
25. Мотылянская Р.Е. Выносливостьу юных спортсменов. – М., «ФиС», 1969.
26. Новиков А.Д.,Матвеев П.П. Теория и методика физического воспитания. – М., «ФиС»,1976.
27. ОгольцовИ.Г. Тренировкалыжников. – М., «ФиС», 1971.
28. Раменская Т.И. Специальнаяподготовка лыжника. – М., 2001.
29. Рудик П.А. Психология.– М., «ФКиС», 1976.
30. Филин В.П.,Фомин И.А. Основы юношеского спорта. – М., «ФиС», 1962.
31. Филин В.П. Общаяи специальная подготовка спортсменов: тренировка юных спортсменов. – М., «ФиС»,1965.
32. Хрипкова А.Г.,Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьнаягигиена. Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1990.
33. Чернов К.Л. Подготовкаюных лыжников. – М., «ФиС», 1962.
34. Чистяков А.А. Исследованиединамики показателей силы различных групп в годичном цикле тренировки лыжника. –М., 1964.
35. Шапошников В.И. Многолетняяподготовка юных лыжников. – М., «ФиС», 1968.
36. Левитов Н.Д. Психологияспорта. – М., «ФКиС», 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.