Реферат по предмету "Педагогика"


Шпаргалки по современному русскому языку. Педагогика и методика начального образования

1.Сложное предложение как синт. ед. Принципыклассификации СП.
Понятие о с.п. –это коммуникативная синт.ед. предл. порядка. состоящая из нескольких пред.частей. Как и прост. предл. слож.пр.хар-ется интонационнойзаконченностью. но выр-ют при этом более сложноесодержание и имеет соответственно болеесложное строение. По своему содрежанию и строениюсложное прд. явл. единицей полепредикативной т.е. состоит из 2х или нескольких пред. частей. Каждая из таких частей подобнопростому пр. но в составе сложного предл. объединяясьс др. предикативными ед. по смыслу и интонационно. не обладает важнейшимипризнаками предл.: смысловой и инт.завершенностью.  Поэтому части сложного предл. не правомерно называть прост. предл.Их следует наз. предикативными частями или пред. ед. Пр: Море глухо роптало и волны бились о берег бешено и гневно. М-ду частями складывается отношение следствия. Если точкупоставить то следующее уйдет. Простыечасти слож. предл. нельзя охар-ть по эмоц. и целивысказывания. Т.о. основное стр-ое различие мду простым и сложным предл.заключается в том, что в простом предл. пред. центр.В сложном 2 или более. Кроме того имеется интонац. исмысл. отличия. Сложное предл. состоящая и 2х пред.частей называют 2 компонентными. Пр: Отец пожеал мнедоброго пути, а дочь проводила до телеги. –здесь части равноправны. С.п.состоящая из 3х и более компонентов пред. частей называют многочленными илимногокомпонентными. Пр: Столик и кровать стояли на прежних места, но наокнах уже не было цветов, и все кругом показывает великость инеобыкновенность.(3) – грам. знач. сложного предл.отличается от знач. простого. Под грам. знач. слож.пр.обычно понимают смысловые отношения мду его частями.При чем то или иное грам. знач. св-ны не толькокакому-то одному предл, но всем предл.данного вида имеющее одинаковое строение. Грам.отношен. –это отношения мду  частями с.п.Пр: 1) когда наши занятия по-немногу наладились,дедушка предложил добавить к ним еще 1 предл.(2).2)когда принесли лекарства, доктор молча, тяжело сапя,приготовил раствор в 2х рамках. Оба эти предл. имеютодинаковое гр.зн. они выражают временные отношенияхотя конкретное содержание этих предл. не имеютничего общего.
2.Ср-ва синт. связей частей вСП.
средствасвязи предикативных частей. синт. отн. м-дучастями с.п. выр-ются с пом.специальных ср-в связи. –эти ср-васвязи принято разделять на основные и дополнительные. К основным относятся: 1)сочин. и подчин. союзы к-е соед. части с.с.п. и спп. Пр:голубые глаза девушки открылись от испуга и в них сверкнула слеза. Пр: Морозка понял, что разговор окончен. 2)Союзные слова. Могут быть ср-ми связи только в спп.От союзов они отличаются тем, что явл. членами предл. к ним или от них можно задать вопрос. Пр: пастухпоглядел на небо, откуда крапил дождь. 3)корреляты. Также свойственны только спп.- это указательные слова в главной частисвидетельствующая о неравномерности. это местоимения и местоименные наречия.соотносительные мест. Соотносящаяся т.е. можно употреблять с определеннымиср-ми связи к-е. будут. Пр: я тот… (можно кто, кого,кому) тот- это коррелят. кого- это союзное слово в осн.части. 4)опорные слова могутприсутствовать в ссп. в нерасчлененных стр-ах. –это слова в главной части, от которого будутзавесить придаточная часть. пр: бредатьв лесу не думая (о чем?), что вдруг ты станешь очевидцем… (нельзя поставитьточку – позицию дополн. замещает пред. часть) 5)Интонация явл.к осн. ср-ми связи в любом предл.Наибольшая важнаяинтонация для безсоюз.с.п. Здесь она будет явл. основным показателем отноений мду частями предл. К дополнительным ср-вамсвязи относят. 1)соотношение видо-врем.форм модальных видов глаголов сказуемых. Пр: мы решили остановить своипоиски, так как в лесу было уже темно. (одновременнсть)Пр: Дверь скрипнула и вошел хозяин. 2)анафорическиеместоимения.- это местоимения указательные слова свидетельствующие онезависимости одной из частей. Пр: весь город наштакой (надо пояснить): мошенник мошенником поганяет. 3)стр-наянеполнота одной части. Наличие в ней незамещенной синт.позиции. пр: потом он видел, как Николаев всем давалкарты. 4)Фиксированный либо нефиксированный порядок частей следования. (нельзячасти поменять местами) Пр: поэзия валяется в траве под ногами, так что надотолько нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли. (не фикс). 5)параллелизм строения. пр: я был угрюм – другие дети веселы и бегают. (т.е.подобность частей). 6)семантическаясоотносительность, т.е. наличие и повторы одного тематического ряда.
классификация слож.предл. частисложного предл. могут объединятся при помощи союзов,союзных слов и без союзов или союзных слов только при помощи интонации. В связис этим все сл. предл. делят на 2 большие группы:
а)безсоюзные и союзные.
Пр:голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза. На глазпомерить-криво отмерить. Союзные предл. делятся на 2 большие типа взависимости от типа союза. а)сложно-сочиненные (соч.союзы) б)сложноподчиненные (подч. союзы).  Покол-ву составляющих частей сложные предл. могут быть2х. компонентные и многокомпонентные.
3.СcП их стр-но семант. признаки. Классификация СcП.
Сложносочиненные предложссп. Общая хар-ка ссп. Предикативные части ссп. связываются сочин. союзами к-е находятся мду предикативнымичастями и служат для выражения общих грам. значений. По союзам выражающиеразличные значения ссп. делятся на сл. стр-но семант. типы: 1)ссп с соед. союзами.   и, да (и), ни…ни, тоже, также. Пр:Мартовское солнце ярко светило и сквозь оконные стекла падали на стол горячиелучи. 2)ссп. сразделительными союзами. Пр: каждую ночь что-нибудь будило их: то топорастук, то крыса пробегала по клавишам открытого фортепьяно. или, либо, то…то, ни то…ни то, толи…толи, а то… а не то, 3) ссп спротивительными союзами. а, но, да (но) однако, зато, же, только. Пр:печатались лубки тысячами, однако не сохранилось их не так много. 4) ссп. с присоеди. с. или, да и, да. Пр: по всему чувствовалосьблизость сильной руки, да и карта говорила об этом. 5)ссп. с пояснительными с. то есть, а именно.Пр: началась война, а именно… 6)ссп. с градационными союзами. не только, но и…, как, таки.., не то чтобы, но…, не то чтобы, а и др. 
Кроме сочин.союзов в ссп. могут присутствовать и др. ср-ва способствующие связи частей ссп.во-1х) Это видо-времен. и модальные формы сказ. эти формы служат для выр-я:-одновременности, -разновременности, -реальности, -ирреальности. Пр: фин.директора передернула и он отпросился за кулисы. (2й гл. сов. вида передаетпоследовательность событий во времени) во-2х)Фиксированный либо нефиксированный порядок следования частей. Пр: произошлаошибка и депешу передали сковерканой. (части нельзяпереставить 2я часть рез-т из 1й части). В-3х)Общевторостепенный член. Пр:   в то утро я получил письмо, и брат решилехать. 4)анафорические м. и местоименныенаречия во 2й части. Пр: через четверть часа к решетке к ваганьковскому подъехали 3 грузовика, и на них погрузилсявесь состав филиала во главе с заведующим.5) лексич. повторы. Пр: унаследовать квартируплемянника было слжно, но сложности эти нужно было вочтобы то не стало преодолеть. 6) синтаксич. специализированные слова. (частицы, мест,нар, — помогают в отношениях) а)частицы.все таки, все ровно, — явл. показателем уступительных отношений. Пр: что-тонеясное томило душу предателя, и все таки (част) он решил принять предложение.(изменяет смысл, если убрать то будет причинно-следств.отношения). б) частица вот, ли. – выр-ют отношения несоотвествия.Пр: на сей раз советую быть вам поблагородней, а то вот фортуна можетускользнуть.  в)лексич. наречия и модальные слова.поэтому, от того, значит… — выражают причинно следств.отношения. Они ни в чем не сходились др. с др. и от этого их спор был интересени нескончаемым. 7) синтаксическийпараллелизм (полные или частичный). (т.е. построение однотипно Пр. подл.сказ и доп. – по схеме) Пр: испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся вниз, акотенок свалился с головы и сбрызнул вверх. 8) неполнота одной из частей. Пр: дочь пошла в школу, а сын в дсад. предикативные части ссп.по сравнению с сложноподчин. явл.более самостоятельными более свободными, и более свободными, и более сходны с предик. ед. Пр1: в старожкелесника могли быть немцы, разведчики бесшумно приблежалиськ сторожке. (перечисление событий) пр2: в сторожке лестница. может быть немцы,и разведчики бесшумно приближались к сторожке. (дополн.оттенок следствия) Пр:3 в сторожке к которой бесшумно приближались разведчики,могли быть немцы. (соед. отношен).
4.СcП с соед. союзами.
Виды синт.отношений в ссп.
ссп. – соед. с. могут выражать сл. синт.отношения. во-1х) перечислит. онт. с пом. с. ни…ни, и, да. –и обозначают связь однотипных ситуаций следующих др. за др. или одновременных. Для этих предл. хар-на интонация перечисл. 2) Отождествительные отношения.  с. тоже, также. В этих предл. устанавливается сходство мдудействиями и признаками мду предметами и лицами во2х. и 1й частях. 3) распространительные отношениея. с. – и, в качестве доп. ср-всвязи используются анафорич. мест. и нар. В подобных предл. 2я часть распростр. 1ю.Пр: Сад был моим и в этом было его достоинство. 4)результативные отношения. с.- тоже, обычно с с.и. В этих предл. 2я предикативная ед. выражаетсодержит рез-т вывод из 1й. Пр: жизнь дается 1 раз и хочется прожить ее добро икрасиво. В кач. доп. ср-всвязи используются: — мест. нар.,вводное слово. поэтому, значит. 5)условно-следственные. в пердл. к-е означает, указывает наусловие действия 2й части. Пр: скажи ей 2 слова, и она спасена. в кач. доп. ср-в связи спользуют: -фиксир. порядокследов. частей. – соотношение видо-врем. форм сказ. 6)отношения несоотвествия.Это утвержение совмещение несовместимого. значениесоединения осложняется противительным или уступительным значением. И-можно заменить на Но. пр:Она пела, и голос ее замер.
5.СcП с  разделит., противит., гардац., союзами.
В предл. с разделит. с. выр-ся сл. синт. отнош. во-1х)отношениевзаимоисключения. (или, либо, не то… не то, толи… толи),Эти предл. констатируют связь 2х ситуаций 1 из к-х исключает др. Пр: или я совершенно ошибся в Вас, или выв состоянии выслушать правду. 2)отношениечередования. выр-ся с пом.союзов то…то. Наблюдающиеся в пердл. к-е отображают ситуации существования в разных временныепланы и сменяющие др.др. Пр: то в избытке слезы счастья в три ручья, то душа вовласти сна и забытья. 3)отношениеальтернативной мотивации. с пом. с. а то, а не то,или. – и – указывает на связь 2х альтернативных ситуаций 1 из 2хоценивается как менее предположительная или желательная для говорящего илиадресата. Пр: тиши скорей приходи, а то Машенька браниться станет.
В предл. с противительным с. выр-ютсл. отношен. во-1х)сопоставительные.в предл. части к-хсвязанные с пом. с. а, же,  -и сопоставляютситуации или явления. Пр: мать расположилась с детьми в карете, а отец вкибитке. Доп. ср-ми связи в этом подтипе служат слова одной тематической группыобщей модальной и временной план, параллелизм строения. Эти ср-васвязи подчеркивают содержательную общность частей, что и делают возможнымсопоставление. пр: в книгах сказки, а в жизни толькопроза есть. 2)противительно-огранич.отношен. (но, да, однако) В этих предл. одна изпредикат. ед. сообщает о ситуации ограничивающей проявление действия в др.части. Пр: все хорошо, но только нужно уехать. 3)противительно-возместительные. (зато,однако). В этих предл. 2я предик.ед. конпенсирует. вмещающую в 1й. Пр: Искусство –ноша на плечах, зато как мы – поэты ценим в мимолетных мелочах.  4)противит-уступит. отн. (но,однако, да). и выр-ют уступительные отношения.Пр: солнце село, но в лесу еще светло. (но= невзирая,несмотря на то..)
В предл. с градационными с. выр-ютградационные отнош.Эти предл. указывают нанеравномерность 2х событий и хар-ют 2е из них какобладающие большей для говорящего силой значения. пр:не только дети сразу полюбили этого чел., но и взрослые были покорены егообаянием. (не только, но и)
Впредл. с присоед. союзами.(да, да и…) эти предл. построены таким образом, чтосообщаемое во 2й части дается как (выр-ют как присоед. отнош-я) + примечаниедобавочный комментарий, уточнение к 1й части. пр:постояльцы с ним не разговаривали да и сам он не любил тратить попросту слова.
Впредл. с пояснит. с. Выр-ютотношения пояснительные. они служат для указания, для тождества соотнесенныхситуаций, при этом инф-я в них сообщаемойраспределяется на основную (в 1й части) и второстипенную(во 2й).
Предложенияоткрытой и закрытой стр-ры.
Всессп. делятся на 2 больших разряда: предл. откр. и закр. стр-ры. К предложениям открытой стр-рыотносятся предл. с отношениями: — соединительными и разделительными.Предложения с противительными градац. К части ССПоткрытой стр-ры представляют собой незамкнутый ряд.Они однотипно построены и такхе пред-ямогут иметь неограниченное кол-во частей. (+перечисл,разд – то, то). Пр: И лучших лет надежды и любовь, вгруди моей оживает любовь и мысли несутся, и полон ум желаний страстей, какзвуки др. за др. льются. В предл. закрытой стр-ры. Частипредставляют собой закрытый ряд – это всегда 2 части. стр-нои семантически взаимообусловленные, связанные. 2я часть в них замыкает ряд и непрдполагает 3й. Пр: он хотел было что-то сказать ему,но толстяк уже исчез. (против. отн. но…, но…,).Закрытая стр-ра может наблюдаться и в предл. с соед. союзами. Пр: яхотел ему ответить, но не мог и слова вымолвить. Пр: я рассказал ей смешнуюисторию, и она успакоилась.
10.БСП их стр-но сем. признаки. Знаки преп. в БСП.
Бессоюзноесложное предложение. Бессоюзными называютс.п. части к-х связаны по смыслу, интонационно, соотношениях видо-врем. форм сказуемых и порядком расположения частей.Основным признаком бессоюзных с.п. явл. – отстутствие союзов и союзных слов. Б.П. представляют собой– в смысловом отношении единство. Пр: багряныелучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стеклагорода, весь город казался израненным. В этом предл.рисуется общая картина города. Детали этого описания фиксируются частями этого предл. к-е объедененысодержанием и следовательно лексически. Ср-ми связи частей служит здесьинтонация перечислительная. А интонация конца наблюдается лишь в конечной частис.п. В БСП формы сказуемых гл. обычно однородны. Пр: теплый ветер пройдет поместам, задрожат липы стволы. Наряду свышеперечисленными ср-ми связи используются в БСП др. ср-васвязи. 1)опорные слова в 1 части.Обычно глаголы восприятия., мыслительные к речевой д. соотносительные с нимисущ. прил. слвак кс. требующие объективного распрастранения, а также отвлеченные слова требующиепояснения. Пр: у Кости появиласть страсть (опорноеслово): собирая книги, собирал он и свякие вещицы,всяких зверков и зверушек. Пр: я знаю: ты теперь не спишь. 2)анафорические слова. – это такие эл-ты,к-е вмещают или заключают содержание др. части. Пр:тема такая:… Пр: сердце уже не слышно, оно тоже притаилось. 3)Лексич. ср-ва связи. т.е. слова 1й тематической группы. этосинонимы, антонимы. Пр: для стариков с слишком молод, для молодых я слишкомстар. 4)параллелизм строения. Пр:лесные овраги, ночлег им готовили, проливной дождь спины им сек, солнце полилоим кожу. (подл+прямдоп.+сказ). 5). стр-аянеполнота 1й из частей. Пр: мужчина слушает ушами, а женщина глазами. 6)общевторостипенныечлены. Пр: к вечеру вдруг разбижались тучки,иссякнул дождик. 7)порядок следования предик. частей. Пр: отворил форточку – тихо. Эти ср-ва связи по ср-ю с др.классами носят не столько регулярный хар-р. Некоторыеиз них закреплены за опредленными конструкциями итипизируют их стр-ру др. хар-ныдля бессоюзных предл. разных типов.
11.Виды бессоюзных предл.
Классификация БСП. несмотря на то, что БСП. в качествеособенного стр-но семантического типа сталрассматриваться в 50х годах 20в. в теории бсп. многоспорных вопросов: в частности большие расхождения наблюдаются при ихклассификации: одни авторы делят бсп на: -сложносочен. – сложноподч. поаналогии с союзными. Пр: А.И.Гвоздев. Др. считают подобную аналогию неполной. Раличают бсп: -однородного,-неоднородного состава.  пр: П.С. Погорелов… Г.И. Розенталь делит их на: БП- насоотносительные без с. и – соотносительные с с. Белошахова делит бсп на: — закрытой (типизированные (а. с анафорич. эл-ми. б) с незамещенными синт.поз-ми. в)с факультативной позицией заключ. част= так, то) и не типизированные) и открытой стр-ры. 1) В предл. с откр. стр-ой компоненты одинаково относятся к смысловомуцелому и кол-во компонентов неограниченно. В предл. соткр. стр-ой выр-я отношения… пр: голос еесильно дрожал, в глазах отражалось беспокойство. (одновременность действия).Пр: я мстил за Пушкина под…, я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным …,покрытый вшами, холоден и бос. 2) предл. закр. стр-ры.Непосредственно частей 2. – эти части семантически и грам. неравноправны. –нельзя продолжить сохранив те же синт. отношения.среди БСП закр. стр-ры противопостоят др. с др. 2 формальных класса. 1)предл. с типизир. стр-ой. т.е. предл. частик-х имеют специф. ср-ва выр-я синт.отношений. 2)не типизиров. т.п. к-е не имеют специф. ср-в выр-я синт.отнош. В предл. с  типизированныи стр-ми ср-ми связи могут быть. а)анафорические элеменыт. – это слово синф-ой недостаточностью, содержание к-й раскрывается с пом. др. частипредл. может находиться и в 1й и во 2й части бсп. Если ононаходится в 1й. части то 2я часть восполняет его значение. синт. отнош. в таких предл. называют восполняющие.Анафорич. эл-ми в таких предл. могут быть – указательные м. – сочит. вопросит.частицы и м. – определит. м. – сочитание неопред. м. с прил. – отвлеченное сущ. и др. пр: скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Если анафорич. эл-т распологается во 2й части. В качестве анаф.эл-ов. используются только: — указательные, — личноуказат. м. или сочет.указат. частицы. – вот с указат. част. + местоимен.нареч. Синт. отнош. в такихпредл. называют распрастранительными т.к.анафорический эл-т вмещающий в себя все содержание 1части. Пр: лохматые волосы хочется тронуть рукой, такие они пушистые и мягкие. пр: необычная жизнь Марии Стюарт, вот что поразилописателя.  б)бсп. с незамещенной синт.позицией. – это предл. имеет незмещеннуюсинт. поз. подл. или сказуемого управляемойсловоформой. (дополнения). по хар-ру мду частями и по стр-ю частейони сходны с изъяснит. предл. Пр: было ясно: мы опаздваем. (изъясн. объектн). в)бсп. с факультативной позицией заключ.частицей. эти предл. реально включают перед собойчастицу так реже то. Пр: мне бы смолчать, (так) ссоры быне было.  пр: заденишь куст (так): тебя всего росой отдает. В этих предл. выр-ся временные, условные и прчинно-следственныеотношения.  Нетепизированные бсп. бсп. нетипизир. стр-ры не имеютвыразительных примет, к-е позволяли бы выделять срединих классы на формальных основаниях. Предл. различныпо значению, хар-ру смысловых отношений мду частями. Наиболее употребительны 2 разновидности нетипизированных бсп. а)объяснительные. 1 ч. содержитсообщение о событии, а 2я часть комментирует это сообщение, давая емумотивирующие или уточняющие пояснения. пр: нужно идтитихо: можно увидеть как горлинка пьет воду. (мотивирующее пояснение). б)сопоставительные: 2 часть содержитсообщение, к-ые существенно отличаются от содержания2й. Пр: ее пробовали взять –(а) она еще отчаяннее рвалась. пр:Леветан хотел солнца – солнце не показалось.
6.СПП их стр-но семант.признаки. Классификация СПП.
Сложноподчиненное предложение.
— это предл. предикативныечасти к-го связанны подчинительной связью. Диффиринциальными признаками спп предл. явл.: во-1х) зависимость одной части (придаточная)от др. 2)наличие в придаточной частисоюза или союзного слова. ср-ва связи главной ипридаточной частей сложного слова сущ-го отличаетсяот ср-в связи частей ссп.они образуют сложных стр-ный механизм определяющийзависимость придаточной от главной. В нем нет деления резкого на основное идополнительные ср-ва связи. 1) Ср-ми связи частей служат союзы: Пр: хочу чтоб труд мойвдохновенный, когда-нибудь увидел свет. 2)союзныеслова. Пр: и больному пригласили врача, к-й сразуже поставил диагноз. 3)интонация. 4)опорные слова в гл. части. 5)соотносительные слова. Пр: я подарю эту книгу тому,кто кто лучше всех выполнит задание. (местоим. соотн). 6)порядок следования пред. частей. 7)параллелизм строения и неполнота одногоиз строения. Пр: я сказал…, что прийду…(обязательно нужно то что сказал. нельзя просто я казал) 8) соотношение видо-временных форм глаголовсказуемых.
классификация СПП.разнообразиеср-в связи в спп исложность ее строения определили разные подходы к его классификации. Взависимости от синт. связи можно выделить сл.наиболее распрастраненные виды классифик. 1)функциональная классификация. Она восходит к логическомунаправлению в грамматике и исходит их синт. ф-ций придаточного по отношению к главному. При этомпридаточное предл. рассматривается как аналог члена предл. В соотвествии с этойклассификацией выделяют: -придаточные, -определительные, -подлежащностные,-дополнительные, -обстоятельственные, -сказуемостные, пр:(подлеж) стало ясно, что мы опоздаем. 2)формальная классификация. Исходитиз хар-ра основныех ср-в связи. Союзов или союзн. слов. выделяют: -прид. присоед. союзами. – прид. присоед. союзн. словами. 3)стр-носемантическая классификация. исходит из всего комплекса признаков хар-ых для спп. Эта классифик. оформилась в 50-70 г. в трудах Белашапковой. Эта классифик. явл. ведущей в совр. русс-яз. Придиффиринцации предл.согласно этому подходу учитывается набор. сл. диффиринцированныхпризнаков: а)расчленненость,не расчленненость стр-ры.  Придаточныенерасчленненой стр-ры — распространяют 1 слово (словосочетание) в главной части. придаточныерасчлененной стр-ры зависит от всей главной части вцелом. б)хар-рсоюзных ср-в связи. в)хар-ри функ-ции соотносительных слов. г)учитываетсяпозиция придаточной части.
7. СПП нерасчлененной стр-ры.
придаточные нерасчлененной стр-ры.а)присупстантивно-атрибутивные(определительные= опорное слово сущ.). Называются придаточные, к-ераспространяют сущ. или сущ. относятся к нему. местоимением и выр-ют определит. отношения. Присоед. союзнымисловами: который, какой, что, чей, где, куда, откуда, куда. реже союзами: словно, будто, как, если бы. пр: бричка, выехавшая во двор остановилась перед небольшимдомиком, к-й (союз сл) за темнотою было труднорассмотреть. Пр: комната имела такой вид, будто (союз) ее расстреляли изпулемета. В зависимости от того на сколько определяемая придаточной частью сущ-ое нуждается в определении выделяют 2 вида придаточных определительных: =содной  стороны существуют предложения вкоторых главная часть требует обязательного определения. В этом случаепридаточная часть будет восполнять недостоющий член предл. в гл.части. Пр: Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстреламимногое, очень многое прощают. =в др. предл. гл. частьне нуждается в распространении. В таких предл. придаточная часть сообщает дополнительныесведения. Пр: В разгар пира в избу зашел Травкин, которого никто не ждал. б)изъяснительно-объектноезначение. (падежн. вопросы). Главной особенностьюэтих предл. явл.обязательная неполнота главной частитребующая восполнения своего содержания. В этих предл.придаточная часть присоед. к главной при помощисоюзов: что, чтобы, как будто, как бы,будто, и союзн. слов. Эти предл. выражаютизъяснит. объектн. отнош. Вкачестве опорных слов обычно выступают глаголы, реже сущ. со значен. речи, мысли, чувства. Пр: ему и без того казалось,что его несут слишком медленно. (придат. замещает дополн.) В некоторых случаях прид-изъясн.трудно отличить от придт-опред. Обычно такоепроисходит когда оно относится к сущ. пр: я ловилсебя на мысли (какой, на чем?), что начинаю думать о конце войны. Существуетмнение (в чем?, какое), что искусство кино, есть искусство режиссера. в)прикомпаративныепридаточные. – относятся предл. в к-х придаточное присоед. к формамв сравнит. степени и словам с пом. союзов: чем, нежели. В этих предл.выр-ся сравнительно-объектныеотношения. Пр: он поступил благородней, чем мы думали.
9. СПП расчлененной стр-ры
Предложениярасчлененной стр-ры. 1)СПП с придаточным времени. – в этих предл.предикативная часть соед. с пом.союза: как, когда, после того как, в товремя как, с тех пор как, прежде чем и т.д. – Выражают временные синт. отношения и могут занимать как препозицию ипостпозицию по отношению к гл. части. Пр: он вернулся, когда (всегда союз) егоуже не ждали. 2)с придаточными условия.с пом. союзов: если, если бы, еже ли, коли, кабы,раз, когда, как, при условии что, в случае если, — могут как в препозициитак и постпозиции. – выр-ют условные синт отнош. Пр: А старики пускайсебе деруться, коли им это весело. 3)СПП с придаточными цели. Эти предаточные присоед. к гл. часли союзами: что,дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, и частицами перешедшими вразряд союзов: только бы, лишь бы. –придаточные цели могут находиться в постпозиции и предпозициии выр-ют синт отн. цели. Пр: Чтобы не думать, Самгин заставил себявслушиваться… 4)СПП с придаточнымисравнительными. Придаточные сравнительные присоед.к главной части с пом. с.: как, как будто, будто, словно, точно, что, как если бы, подобно томукак, вроде того как, = и поясняют то, что говолилосьв предыдущей части при помощи сравнения. Придаточные сравнительные выр-ют сравнительные синт-еотношения. В постпозиции могутнаходиться придаточные с любымисравнительными союзами. В препозициимогут находиться придаточные с с. – как, подобно тому… как. Пр: Каждый звукрождал кикие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. 5)СПП с предикативными причины. с пом. с.: так как, потому что, от того что, в следствии тогочто, в силу того что, благодаря тому что, всвязи стем что, тем более что, ибо. – выр-ютобстоятельственные отношения причины. Могут находиться как в препозиции так и впостпозиции. В препозитивных причины неупотр. с.: потому что, от того что, тем более. Пр: Он вернулся, потому чтозабыл дома ключ. Поскольку участок казался сильно заболоченным, пришлось срочноза осушение его. 6)СПП с придаточнымиследствия. Придаточные следствия присоед. к гл.части с пом. с. ТАКЧТО. и всегда находятся в постпозиции. Они выр-ютобстоятельственные отношения следствия. Пр: Он сейчас же уснул, так что на мойвопрос я услышал только его ровное дыхание. 7)СПП с придаточными уступительными. с помс. хотя, несмотря на то что, невзирая нато что, пусть, пускай, даром что, как ни, Эти придаточные указывают на фактпротиворечащий содержанию главной части. События о которых говорится впридаточной части должны было бы привести к рез-ампротивоположным тем, о которых говорилось в главной части, но не привело.  К прид. части можнозадать? с. – вопреки чему? –несмотря начто?.. Пр: хотя было рано, но ворота оказались запертыми. Могут присоед. к главной части с пом.с. слов и усилительной частицы НИ.Пр: как ни готовился к экзамену, я получил тройку. 8)СПП. с придаточно-присоеденительными.Эти придаточные могут присоединять распространять всю главную часть а могут присоед. к одному слову. Главная часть этих предл. явл. законченной по своейформе и содержанию, а придаточная зависимая по форме выражает подчинительно — присоеденительноезначение. (доп. инф-я в прид.части) – содержетдобавочное сообщение оценку того о чем говорилось в галвнойчасти, вывод, следствие из того, о чем говорилось в гл. части. или же отдельныезамечания о чем говорилось ранее. Пр: Пала роса (можно поставить точку), что предвещала завтра. Подчин.присоед. могут находиться только в постпозиции. 9)СПП с сопоставительно-подчин.придаточными. (придаточные соответствия). Эти предл.присоед. к гл. части с пом.союзов: между тем, как… тогда, как…если, то…в то время, как… чем, тем… Т.е. располагаются в разных частях.
8.СПП с местоименно соотносительными придаточными
Местоименн-соотносительныепредл. В этих предл. хар-р соотносительного слова определяет круг возможныхсоюзный ср-в с помощью к-хк нему может быть присоединена предикативная часть. (то…, что). В зависимостиот соотношения соотносительного слова и союзных ср-в выдеяется 3 типа местоименно-соотносит. предик.Во-1х) придаточно-отождествительные 2) придаточные фразиологич. подтипа. 3)вмещающие предаточные.1)Придаточно-отождествительные– хар-ся. тем, что допускают любое изсоотносительных слов (кроме слова тои устойчивых сочетаний: при такойстепени, таким образом…). Выбор же союзных ср-всвязи в них ограничен. В этих предл. используютсятолько союзные слова соответствующие по значению соотносительным. Пр: такой,какой, там… где, тот… кто. ТО, ЧТО. 2)Предл. фразиол. подтипа ограничен и круг союзных и кругсоотносительных слов. Они содержат соотносительные слова – с определительно-качеств или колич.знач. Союзными ср-ми связи явл. союзы: что, чтобы, будто, словно. Пр: я братецтакой, люблю ее, что даже боюсь своей любви. Дожди были такие, будто не вода, асеребро лилось с неба. К придаточным задаем вопросы: — в какой степени, до какой степени?.. М/дучастями этих предл. выр-сяотношения меры и степени, к-е могут осложняться дополнительным значением – цели, следствия, сравнения. 3)Вмещающие предложения. В этих предл. максимально ограничен круг соотносительных слов имаксимально широк круг союзных ср-в связи. – В качестве соотносительного слова употребл. только слово ТО.В качестве союзных ср-в связи употр. все союзныеслова кроме корялятивногоместаимения ЧТОи практически любые союзы. Пр: задача состояла в том, чтобы одновременноувеличить и быстроту и точность обработки деталей. К придаточной части задаетсяпадежный вопрос и мду частями складывается вмещающиесинт. отнош.
12.Многокомпонентные СП 1 уровень стр-ры (или СПП, ССП,БСП откр. и закр. стр-ра и т.д.)
Многокомпонентные СПП. – эти предл. отличаются др.от др. хар-ом комбинирования подчинительных связей. 1)соподчинение.-когда 1 придаточная зависит отнескольких главных. Пр: светило солнышко и дул ветерок, когда мы вышли из дома. 2)зависимость нескольких придаточных от 1 гл.части называется соподчиненность. к-й несколькопридаточных несколько одинаковое значение (времени, изъясн).Относятся ко всей главной части, к главному слову и м=дусобой соединяются др.с др. соединительной или безсоюзной.называются однородной соподчиненностью. б)Соподчиненность может быть и неоднородной. неоднороднуюсоподчиненность делят на: -разночленнуюи общую. При разночленнойсоподчиненности. зачти зависят от разных слов в главной части.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.