ИНСТИТУТ «ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА „КАЛИНИНГРАД“
Политология КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме:
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Преподаватель: Грищенко Н.А.
Выполнил: студент уч. гр.08-ЗЭ
Стародубец Н.В.
Сдана на проверку: „___“__________ 200__ г.
Допущен к защите: „___“__________ 200__ г.
На доработку: „___“______________ 200__ г.
После доработки: „___“________________ 200__ г.
Оценка письменной части: „________“ „___“_____________ 200_ г.
Дата защиты: „___“_____________ 200__ г.
Оценка устной части: „_________“ „____“_______________ 200__ г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Современный герб России
Глава 2. Государственный флаг России
Глава 3. Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства.
Проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей — математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего, как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.
Глава 1. Современный герб России
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения.
XV век Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси „самодержавием“.
На печати Ивана III Великого изначально был изображен „ездец“ — символ Москвы и всего Московского княжества. Двуглавый орёл был принят государственным гербом после его венчания с Софьей (Зоей) Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина Палеолога, в 1472-ом году, как символ передачи наследия павшей Византии Русскому государству1.
Середина XVI века Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на государственной печати 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника — одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. Всадник помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
Конец XVI — начало XVII века В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление „голгофского креста“ в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
30-60-е годы XVIII века Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: „Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле“.
Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.
Рубеж XVIII-XIX веков Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. В 1799 году Павел I подписывает „Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной“. Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван „коренным гербом России“). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба.
Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
1-я половина XIX века Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только скипетр и держава, но и венок, молнии, факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский.
Середина XIX века При императоре Александре II, под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились новые щиты с гербами территорий в составе Российской Империи. Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков.
Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского.
Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года было организована комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. Было принято решение использовать на печати Временного правительства изображение двуглавого орла, взяв за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот, и восходящее солнце как знак перемен. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью „Пролетарии всех стран, соединяйтесь“. Весной 1978 года, воинская звезда — знак Красной Армии, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.
Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
/>5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Был рекомендован герб — золотой двуглавый орел на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон „о Государственном гербе Российской Федерации“. Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Глава 2. Государственный флаг России
Государственный флаг Российской Федерации, также как и герб, является официальным государственным символом Российской Федерации. Официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом. Является символом суверенитета государства.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Что означают цвета флага России? Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна „державная“ трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый — цвет Белой Руси (Белоруссии), синий — Малороссии (Украины), красный — Великороссии. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Флаги и стяги Руси Империи и России Боевые стяги и знамена существовали на Руси еще в древности В древности вместо слов „флаг“ и „знамя“ употреблялось слово „стяг“. Выражение „поставить стяг“ означало построение дружины к битве. Стяг „стягивал“ витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. Примечательно и происхождение слова „знамя“. „Знамениями“ называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в „знамения“, а затем в „знамёна“. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы.
На протяжении многих веков русскую армию осеняли красные знамёна. Ещё в Х веке витязи Святослава Великого бились под красными стягами. В одной из древних рукописей сохранились их изображения. Полотнища стягов были клиновидной формы, а навершия — в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Три века спустя армия Дмитрия Донского вышла против полчищ Мамая. На Куликовом поле над русской армией реяло огромное красное знамя с изображением образа Нерукотворного Спаса. --PAGE_BREAK--
По сути, такого же цвета и с таким же образом было полковое Большое знамя Ивана Грозного. В 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.
В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой — архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. В грозный год наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижегородскому ополчению.
Первый русский флаг До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь, изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело — сине — красном. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге…
В 1699-1700 гг. Петром I вводится новый штандарт, и разрабатываются новые варианты военно-морского флага.20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится флагом гражданских судов.
Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов (различные варианты Андреевского флага, штандарты царя Московского и императора Всероссийского, варианты гюйсов и проч), государственный флаг Российской империи им так и не был установлен. Преемники Петра почти полтора века продолжали эту «традицию»: несмотря на широкое использование в быту русского бело-сине-красного триколора, юридически его статус в качестве флага Российской империи не был установлен.
В 1858 году в царствование императора Александра II председатель геральдической палаты Российской империи барон Кене обратил внимание государя на то, что цвета государственного флага России не совпадают с цветами государственного герба (что шло вразрез с правилами немецкой геральдики). Несмотря на то, что в действительности цвета русского флага соответствовали цветам центрального, древнейшего изображения государственного герба империи, а именно — герба Москвы, барону Кене удалось убедить императора в необходимости создания нового флага. Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».
Однако российское общество не принимало этот новый символ государственной власти: в сознании русских чёрно-жёлтые цвета ассоциировались с Австрией и правящим там домом Габсбургов. В империи параллельно существовало два флага: чёрно-жёлто-белый — национальный «де-юре» и бело-сине-красный — национальный «де-факто», причём предпочтения населения повсеместно отдавались последнему.
Император Александр III, известный своими русофильскими настроениями, во время коронации обратил внимание на контраст в Москве: Кремль был украшен и вся процессия одета в бело-жёлто-чёрное, а в городе преобладали бело-сине-красные цвета.28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.
Цвета бело-сине-красного флага России (так называемые панславянские цвета) были использованы при создании флагов многими славянскими государствами и народами — Чехословакией (теперь — флаг Чехии), Словакией, Словенией, Хорватией, Сербией, Черногорией (с заменой синего на голубой), Болгарией (с заменой синего на зелёный), лужицкими сербами. Кроме того, общеславянский флаг также окрашен в цвета русского флага.
Бело-сине-красный флаг продолжал быть государственным символом России до апреля 1918 года.
Флаг Советской России.
После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем. Однако, такой вид государственного флага не был установлен никакими нормативными документами (юридически сохранялось и официальное название, принятое Временным правительством — Российская Республика, и бело-сине-красный флаг).
Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 года официальным флагом РСФСР было провозглашено красное знамя с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». В тексте декрета не содержалось никаких уточнений относительно цвета, величины и расположения надписи, соотношения ширины и длины полотнища.
В феврале 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, рекомендующее союзным республикам принять новые государственные флаги, основанные на флаге СССР. В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1: 2. Флаг введен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1954, затем утверждён 23 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР о Положении о Государственном флаге РСФСР, затем подтверждён статьей 181 Конституцией РСФСР 1978 года.22 января 1981 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Положении о флаге также было уточнено, что на обратной стороне полотнища звезда, серп и молот не изображаются.
/>Флаг Российской Федерации 25 декабря 1991 года название государства «РСФСР» было заменено на «Российская Федерация (Россия)».11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано утратившим силу Положение о Государственном флаге РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1953 года.
Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Закон вступил в силу 27 декабря 2000 года.
День Государственного флага Российской Федерации — Национальный праздник. Он был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации. Это один из самых «молодых» праздников современной России, он посвящён возрождённому флагу России — «государственному триколору». День Государственного флага отмечается 22 августа и не является выходным днём. Только в этот день каждый может беспрепятственно повесить флаг на своём балконе.
Глава 3. Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации
Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн — торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему — вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.
Истоки гимнов История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность — гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они исполнялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии «Орест» древнегреческого поэта Еврипида (V в. до н. э). Мелодия его записана на папирусе.
В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога. Сохранившиеся христианские гимны относятся к III в. н.э. и происходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты Библии.
Византийская церковь культивировала гимны как составную часть литургического пения. Расцвет византийских гимнов приходится на V-VI вв. и охватывает несколько столетий. Византийская культовая музыка оказала влияние на все страны Восточной и Западной Европы. В V-VIII вв. исполнение гимнов в церквях ряда стран Западной Европы становится повсеместным. Однако лишь с XIII в. практика исполнения гимнов в богослужении официально признается церковными властями.
В эпоху Реформации (XV-XVI вв.) возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. Торжественное пение сопровождает выходы государей. Создаются прекрасные протестантские гимны, своего рода вдохновляющие на бой песни: «Кто они, божьи воины» — гимн гуситов в Чехии, «Господь, твердыня наша» — «Марсельеза» Крестьянской Крестьянской войны в Германии и др.
Гимны на Руси Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х в. Князь Владимир по возвращении из Корсуни, где по преданию он крестился, привез с собою в Киев вместе со священниками также певцов. Певцы эти были славянами, присланными русскому князю византийскими императором и патриархом.
Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви. Все канонизированные святые русской церкви имеют особые песнопения, славящие их (акафисты, кондаки). Сложены они по форме аналогичных богослужебных песнопений греческой церкви, находящихся в употреблении в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви.
В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов — торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется — патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.
В эпоху Петра I получают распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый» — эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя: созданием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками.
Естественно, русский царь, реформировавший армию, не оставил в стороне военную музыку. С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов. По-видимому, этому оркестру выпала честь первому воспроизвести мелодию знаменитого «Преображенского марша Петра Великого».
К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в советское время, в частности, в исторических фильмах и радиопостановках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров.
В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался «Гром победы». Иногда его именовали по припеву — «Славься сим, Екатерина! ». Стихи написал первый поэт России того времени Г.Р. Державин. Он посвятил их победе России в войне с Турцией 1787-1791 гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат. Этот марш звучал в России в течение нескольких десятилетий, исполнялся и в войну 1812 г.
Одновременно появился русский «духовный» гимн. «Коль славен наш Господь в Сионе» непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов. Этот гимн, вместе с маршем Преображенского полка, всегда был «на слуху», вызваниваясь колоколами Спасской башни Московского Кремля: в 12 и 18 часов звучал Преображенский марш, а в 15 и 21 час — «Коль славен». Так продолжалось более 60 лет — с 1856 по октябрь 1917 г.
Все вышеназванные прекрасные мелодии гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.
Гимн Российской империи Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I". В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 г.: «Песнь русскому царю» с мелодией английского гимна содержала такие слова: «Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе! ». В 1815 г.В.А. Жуковский написал стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. Кто-то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки — «Боже, Царя храни» («Боже, храни короля).
Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам.
11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении „Русской народной песни“ (так был назван в афише гимн „Боже, Царя храни“).30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России „Боже, Царя храни“.
Гимны России XX в.
Отречение государя-императора от престола сделало бессмысленным прославление его особы „народной песней“. Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн.
Высказывалось и множество других предложений относительно нового гимна. В частности — глинковское „Славься! “, „марсельеза отечественных работников“ — песня „Эй, ухнем! “ в обработке А.К. Глазунова. Композитор А.Т. Гречанинов создал абсолютно новый „Гимн свободной России“ на слова К. Бальмонта: „Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! “.
Более приемлемой казалась „Марсельеза“. Она пришла в Россию в конце XVIII — начале XIX вв. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знающим французский язык. Все меняется, когда видный деятель русского революционного движения народник П.Л. Лавров создал новый, русский текст „Марсельезы“. К 1917 г. песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания.
Между тем на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов „Интернационал“.14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест „К народам всего мира“, после чего оркестр заиграл сначала „Интернационал“, а затем „Марсельезу“. „Буржуазная Марсельеза“ и „социалистический Интернационал“ конкурировали в России до созыва в январе 1918 г. Учредительного собрания и его разгона. С этого времени как гимн пролетарского государства „Интернационал“ существовал до 1943 г., став гимном Советского Союза.
Для гимна СССР была выбрана написанная в 1939 г. А.В. Александровым песня „Гимн партии большевиков“. В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно.
Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России гимном стала „Патриотическая песня“ М.И. Глинки, без слов.
После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн — гимн Российской Федерации.8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума,20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.
Заключение
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Чести и гордости нашего флага служит то, что он стал родоначальником нескольких национальных флагов мира. Флаги, как и гербы России, являются историческими символами всего нашего народа.
Подобно всем общенациональным символам, гимны каждого народа — это сокровища национальной культуры. В отличие от прочих музыкальных произведений, гимны способны с необычайной силой воскрешать забытые эмоции и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа.
Список литературы
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России // Очерки истории государственной символики России.: М., 1993.