Реферат по предмету "Педагогика"


Реализация интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование выбора темы
1.1 Понятийное поле исследования применения интегрированныхуроков в малокомплектной школе
1.2 Особенности организации образовательного процесса вмалокомплектной школе. Место малокомплектной школы в модели образовательныхстандартов нового поколения
1.3 Методы и средства реализации интегрированных уроков вмалокомплектной школе
Глава 2. Практический аспект применения интегрированныхуроков в условиях малокомплектной школы
2.1 Внедрение методов и средств реализации интегрированныхуроков в образовательный процесс
2.2 Результаты интегрированных уроков в образовательном процессемалокомплектной школы
Заключение
Список литературы

Введение
 
В настоящее время проблемаразвития личности остро встает на всех этапах обучения школьника, а в частностина этапе начального обучения, особенно, если обучение осуществляется в условияхмалокомплектной школы.
Многочисленные наблюденияпедагогов, исследователей и психологов показали, что ребенок, не научившийсяучиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классахшколы, в средних, обычно переходит в разряд неуспевающих.
Актуальность выбранной темыобъясняется обострением социально-экономических проблем, которое, в своюочередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличениючисла малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В глубокой,удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции такихшкол становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, какправило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенностималенькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинствесвоем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, сточки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейсяситуации – число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два слишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходитзначительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшениемсоциально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особеннохарактерной для провинции.
Назначение целей и задач курсовойработы:
— проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по теме: «Реализация интегрированных уроковв условиях малокомплектной школы»;
— формирования целостногомиропонимания у младших школьников через исследования комплекса интегрированныхзнаний;
— определитьпсихолого-педагогические особенности школьников в условиях малокомплектнойшколы.

Глава 1. Теоретическоеобоснование выбора темы
 
1.1 Понятийное полеисследования применения интегрированных уроков в малокомплектной школе
Малокомплектная школа-это школас малым числом учеников, объединенных в один класскомплект по два, три и дажечетыре класса. Учитель в таком классе ведет сразу не менее двух предметов.Планирование занятий происходит по принципу однопредметности и однотипности предметов.Например: 1кл – ознакомление с окружающим миром, 3 кл- природоведение.
Сама система работы заставляетобратиться к проблеме интеграции в малокомплектной школе.
Интеграция — важнейшее основаниеединства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгогоделения естественно-научного и гуманитарного знания на отдельныеобразовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированныхкурсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно этотипическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированногокурса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываютсяпредставления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание,обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняетсясовременный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательныеобласти, как язык, литература и искусство. Курс «Литературное чтение» выстраиваетсякак синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусствомслова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика,музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.
Интеграция является принципомразворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждыйучебник создает не только свою, но и общую «картину мира» — картинуматематических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшегошкольника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы,природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанровфольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладноготворчества и т.д. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающегокак общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшимишкольниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений(деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий,совместной коллективной деятельности).
1.2 Особенности организацииобразовательного процесса в малокомплектной школе. Место малокомплектной школыв модели образовательных стандартов нового поколения
Организация образовательного процесса в малокомплектной школеимеет свою особенность: на уроки приходят дети разного возраста и часто наразные предметы. Расписание занятий составляется согласно рекомендациям СанПина учебного плана и стандартов первого поколения, но с этого года рядобразовательных учреждений участвуют в эксперименте по внедрению стандартоввторого поколения.
Малокомплектная школавписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, преждевсего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитиюэлементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно,обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковыйхарактер обучения, роль учителя в таких условиях- направляющая.
Введение государственныхстандартов общего образования предполагает разработку педагогических технологийих достижения.
Начальное общее образованиепризвано способствовать:
– овладению обучающимися всоответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной,трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умениемадаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать иукреплять свое здоровье и физическую культуру,
– формированию у обучающихсяправильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм,эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческойдеятельности.
– формированию знаний, умений испособов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся кдальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля исамооценки.
Для достижения поставленныхцелей образовательное учреждение обязано сформировать содержание,позволяющее обеспечить:
– знакомство обучающихся сродным языком как областью научного знания, формирование навыков ихчитательской деятельности, культуры устной и письменной речи; овладениеобщением на неродном языке (на элементарном языковом материале), формированиеинтереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусстварусского народа.
Основные содержательные линии:коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция.
Основу для формирования уобучающихся умений работать с различными математическими объектами, определятьсвойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическоемышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать,рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.
Основные содержательные линии:числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры,измерение геометрических величин; интеграцию знаний о природе, общества ичеловека, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда намир и место в нем человека; формирование представлений о природном и социальноммире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения ксреде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса кприроде и обществу, истории и культуре родной страны.
Основные содержательные линии:природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы;человек и его деятельность; общество; родная страна.
Осознание значения трудовойдеятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, оматериалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений инавыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, трудв природе), воспитание интереса и желания трудиться.
Основные содержательные линии:трудовая деятельность человека; организация и планирование труда.
Формирование основ художественнойкультуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоениехудожественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразнойтворческой деятельностью.
Основные содержательные линии:искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство.
Ознакомление обучающихся сосновными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности ифизической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями ииграми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.
Основные содержательные линии:двигательные действия, телесные функции организма.
Образование в начальной школеявляется базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, этокасается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих«умение учиться». Не секрет, что в прошлом главной целью начального образованиясчитали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений инавыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формированияучебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умениепринимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать,контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальнаяступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию иинтересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместнойдеятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основынравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом иокружающими людьми.
Содержание образования на первойступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов,обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода ииндивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд).
Современные тенденции развитияРоссийского государства, необходимость интеграции России в мировое сообществообусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка иинформационных технологий. Включение информационных технологий связано снеобходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышенияэффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучениивсех учебных предметов.
В настоящем материале представленотри возможных варианта образовательного плана для первой ступени обучения.Первый и второй варианты предусматривают 4-х летнюю начальную школу, третийвариант – 6-летнюю начальную школу. Базисный образовательный план 6-летнейначальной школы сделан с учетом возможности обучения в сельских начальныхшколах.
Продолжительность урока вначальной школе:
В I классах – 35 минут;
Во II-VI классах – 40-45 минут(по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II–VI класс – 34 учебные недели.
Начальная школа в своембольшинстве должна работать по 5-дневной учебной неделе поскольку количествоучебных часов при 5-дневной недели определено СанПином..
За счет указанных в базисномплане часов общеобразовательное учреждение реализует дополнительныеобразовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательныепрограммы.
Базисный образовательный планявляется механизмом формирования образовательного плана общеобразовательногоучреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.
Изучение русского языка вначальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие речи, мышления,воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии сусловиями общения;
-воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательногоинтереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
 -освоение первоначальных знанийо лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильнописать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологическиевысказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-овладение основами деловогописьма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение»в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализациюследующих целей:
-формирование читателя-школьникас развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческойдеятельности;
-формирование исовершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
-знакомство с богатым миромотечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение математики вначальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие образного илогического мышления, воображения, математической речи, формирование предметныхумений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практическихзадач и продолжения образования;
-освоение основ математическихзнаний, формирование первоначальных представлений о математике как частиобщечеловеческой культуры;
-воспитание интереса кматематике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Особое место необходимо уделитьобеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотностиучащихся.
Цель изучения предмета «Окружающиймир» в начальной школе – осмысление личного опыта общения ребенка сприродой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детейк рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностногоотношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходеего изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний иумений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениямии животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкимивозможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюденияв природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающейсреде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности исоответствующих компетентностей.
Особое место необходимо уделитьформированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знанийповедения в экстремальных ситуациях.
Особенностями учебного предмета«Технология» являются:
-практико-ориентированнаянаправленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическоеприменение знаний, полученных при изучении других учебных предметов(математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это,в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности,гибкости и вариативности мышления у школьников;
-формирование социально ценныхпрактических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитиетворчества – создает предпосылки для более успешной социализации личности;
-возможность создания иреализации моделей социального поведения при работе в малых группахобеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и длясоциальной адаптации в целом.
Изучение физической культурынаправлено на достижение следующих целей:
· укрепление здоровья, содействие гармоническому физическомуразвитию и всесторонней физической подготовленности;
· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков,формирование опыта двигательной деятельности;
· овладение общеразвивающими и коррегирующими физическимиупражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха идосуга;
· воспитание познавательной активности, интересы иинициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной иигровой деятельности.
Впервые в базисный план включенарубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 ч. В каждом классе.Общеобразовательное учреждение имеет право выбирать любые предложенныенаправления, исходя из этого количества часов.Начальное общее образование (примерный вариант) Учебные предметы Количество часов в неделю Всего I II III IV Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Музыка 1 1 1 1 4 Художественный труд 2 2 2 2 8 Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 20 22 22 22 86 Региональный компонент (6-дневная неделя) 2 3 3 3 11 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе 22 25 25 25 97 Региональный компонент (5-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе 20 22 22 22 86 Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 10 10 10 40 Всего к оплате (5-дневная учебная неделя) 30 32 32 32 126 Всего к оплате (6-дневная учебная неделя) 32 35 35 35 137
1.3 Методы и средствареализации интегрированных уроков в малокомплектной школе
При множестве средств и методовобучения для работы в малокомплектной школе, метод проектов, позволяет организоватьурок таким образом, чтобы не было видно границы между классами и предметами,чтобы два разных урока звучали бы как одно целое. Но при этом хотелось бы,чтобы учитель и ученик выступали как равные. Для этого нужны навыки самостоятельнойработы у учащихся, что свойственно при обучении в малокомплектной школе. Всемэтим требованиям отвечает метод проектов, широко используемый в школах впоследнее время.
В основе метода проектов лежитразвитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельноконструировать свои знания, умений ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов — не новоеявление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяетсяпристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методомпроблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии иобразовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи,а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строитьобучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегдаориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную,групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
 Метод проектов всегда предполагаетрешение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, уменийиз различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
 В основе метода проектов лежитразвитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструироватьсвои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитиекритического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, чтоназывается, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, токонкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый квнедрению.
 Работа по методу проектовпредполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс еераскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замыслаили гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в видугрупповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесноговзаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебномпроцессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решениякоторой требуются интегрированные знания из различных областей, а такжеприменение исследовательских методик (например, исследованиедемографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разныхрегионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающихопределенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду,проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).
Для метода проектов оченьсущественным является вопрос практической, теоретической и познавательнойзначимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующиеслужбы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на этосостояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместныйвыпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
Работа над проектом тщательнопланируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводитсяподробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапныхрезультатов и сроков представления результатов «общественности», тоесть другим учащимся группы или, например, «внешним» пользователямИнтернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В основе учебных проектов лежат исследовательскиеметоды обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующихэтапах:
определение проблемы ивытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
проведение сбора данных;
анализ полученных данных;
оформление конечных результатов;
подведение итогов,корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода«мозгового штурма», «круглого стола», статистическихметодов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Не владея достаточно свободноисследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику,обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видовтворческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организациипроектной деятельности учащихся.
 Выбор тематики проектов вразных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика можетформулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденныхпрограмм. В других — инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебнойситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересови способностей учащихся.
В-третьих, тематика проектовможет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются приэтом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,прикладные.
Тематика проектов может касатьсякакого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знанияотдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще,однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальномудля практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихсяне по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления,исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполнеестественная интеграция знаний.
Разновидностью метода проектовявляется метод телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационнымпроектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровуюдеятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютернойтелекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способыдеятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Специфика телекоммуникационныхпроектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны.Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлеченияинтегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном,требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающаяне только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знанияособенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационныхпроектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественнотребовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другимисловами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они никазались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Какопределить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены спривлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проектыоправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
предусматриваются множественные,систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или инымприродным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных вразных регионах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительноеизучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедшихили имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденцииили принятия, решения, разработки предложений;
предусматривается сравнительноеизучение эффективности использования одного и того же или разных(альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявлениянаиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. дляполучения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решенияпроблемы;
предлагается совместноетворческое создание, какая-то разработка, чисто практическая (выведениенового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа(создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложенийпо совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместныхмероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провестиувлекательные приключенческие совместные игры, состязания.
Телекоммуникационные проектылюбого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения ивоспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с однойстороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуальнообоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Этовсего лишь компонент системы образования, а не сама система.
В настоящее время вотечественной методике разработано немало типов телекоммуникационныхпроектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой,ознакомительно-ориентировочный, пр. Характер координации проекта: непосредственный(жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).  Характерконтактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона,страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительностьпроекта.

Глава 2. Практический аспектприменения интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы
 
2.1 Внедрение методов исредств реализации интегрированных уроков в образовательный процесс
Интеграция — это глубокоевзаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материалеобобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученикудостаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, овзаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразногомира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится нестолько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образногомышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитиетворческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всехучебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры,искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В 70-е годы всталвопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолениипротиворечия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик невоспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Этопривело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их вдифференцированном обучении.
Потребность в возникновенииинтегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир,окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастуюпредметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этогоединства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненныефрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самихучащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, космыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, формапроведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использованиеразличных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников навысоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такиеуроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения наразнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служатразвитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых,интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции вобразовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошоподготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовкуобразованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младшихклассов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, засчет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можноиспользовать для изучения иностранного языка, для углубленного изученияизобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, атакже дополнительных уроков практической направленности. В-шестых,интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчестваучителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированныхуроков заключаются в том, что они: — способствуют повышению мотивации учения,формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мираи рассмотрению явления с нескольких сторон; — в большей степени, чем обычныеуроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать,обобщать, делать выводы;
-интенсификацииучебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; — нетолько углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но испособствуют формированию разносторонне развитой, гармонически иинтеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахожденияновых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенныевыводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Структура интегрированныхуроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логическойвзаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большойинформативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразнопроводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важныедля двух или нескольких предметов. Материал интегрированных уроков показываетединство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимсявидеть взаимозависимость различных наук. В школе целесообразно проводить работунад созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работыявляется согласование учебных программ по предметам, обсуждение иформулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультацииучителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех жепроцессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И,наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Интегрированныйурок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могутбыть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения«деятельных сил» (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы.Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки,профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда детиположительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учительрасположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, еслиоткроется им как личность многогранная и увлеченная. Педагогическая иметодическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако влюбом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новыхоптимальных (по Бабанскому) схем-моделей — проявление творческой активностиучителя. Закономерности интегрированного урока: весь урок подчиненавторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); уроксоставляет единое целое, этапы урока — это фрагменты целого; этапы и компонентыурока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урокадидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как«данное» и «новое» и отражает не только структурную, но исмысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но неисключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий,во втором — выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логическивыстраиваемой мысли). Соблюдение указанных закономерностей позволяетрассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрениясодержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее;предупреждение недочетов.
С учетом вышеизложенного вданной работе представлен конспект интегрированного урока.
Тема: Интегрированныйурок.
Внеклассное чтение:«Произведения о домашних животных.
Рисование на тему: «Кошка»
Природоведение: «Домашниеживотные»
Цель.
1. Формировать навыки рисованияфигур животных.
2. Обучать выразительному чтениюстихов о животных.
3. Развивать дикцию.
4. Воспитывать любовь кживотным.
Оборудование: рисуноккота и мышки, рисунок мышиной норки, выставка книг «Домашние питомцы в детскойлитературе», магнитофон, кассета, мольберт, кисть, краски, магнитная доска,карандаши большой и маленький.
Ход урока.
1.Оргмомент. Постановка цели.
-Здравствуйте, садитесь!
Сегодня мы поговорим о домашнихживотных.
2. Проверка готовности куроку.
-Проверьте, всё ли у вас готовок уроку:
Маленький Иванушка,
Деревенская рубашка,
Где носом ткнёт,
Там черту проведёт
 (карандаш)
Серенькая птичка,
Карандаша сестричка,
Где пройдёт, там
Карандашу работу
Найдёт (ластик)
-Что это такое?
-Проверьте есть ли … на вашемстоле.
-Положите перед собой правильноальбомы.
— Краски пока закрыты.
3. Внеклассное чтение.
А) вступительная беседа.
— Какое у вас было домашнеезадание?
(Подготовить стихи о домашнихживотных)
— Какие животные называютсядомашние?
(Животные, которые живут рядом счеловеком не могут обходиться без его заботы, называются домашние)
-Назовите домашних животных.
-О них написано много книг,стихов, песен, сказок. Мы вместе со школьным библиотекарем подготовили выставкукниг «Домашние питомцы в детской литературе». Сейчас вам о книгах расскажетшкольный библиотекарь.
Б) выступление библиотекаря.
— Домашние животные не тольконуждаются в помощи человека, но сами помогают человеку жить. За верность ипреданность поэты и писатели посвящают им свои произведения. В нашей библиотекеочень много книг о домашних животных.
Посмотрите на книжную выставку.Книги, собранные здесь- это лишь маленькая капля в море произведений о домашнихживотных. Рассказы, стихи, сказки, потешки, дразнилки помогают нам лучше понятьтех, кто живет рядом с нами. Я жду вас в нашей библиотеке, приходите, читайте,пополняйте свой запас знаний.
В) чтение стихов детьми.
Инсценирование стихотворения«Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом,
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
-Братец, вот какое дело,
Тут вдвоем нам не пройти
Ты стоишь у меня на пути.
Черный брат ответил:
«Ме-е, ты в своем баран уме?
Пусть отсохнут мои ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
«Пудель» (отрывок)
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела и кофе пила.
И был у старушки породистый пес
Косматые ушки и стриженный нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет и косточку
Пуделю дам на обед
Подходит к буфету;
На полку глядит,
А пудель на блюде в буфетесидит.
«Пчелы»
Луг для пчел не просто луг
Сколько вкусного вокруг!
Подлетают к молочаю
— Молока вам или чаю?
Пчелы чаю не хотят,
Дружно к клеверу летят.
«Цыплячий дом»
Коршун в небе! Вот беда
Где цыплят мы спрячем? Зацыплятами
всегда ходит дом цыплячий
Этот дом курьих ножкахпозаботится о крошках.
«Лает собака»
Лает собака скворцу со двора:
— Ох, и мала же твоя конура!
Ей отвечает веселый скворец
— Да и скворечня твоя не дворец.
«Живой будильник»
Петушок не засидится,
Раньше бабушки встает
И хлопочет, и топочет,
И поет, поет, поет.
Петушок – живой будильник
От хвоста до гребешка
— Интересно, я гадаю
Кто заводит петушка?
Физминутка « Танец маленькихутят»
4. Рисование на тему:«Домашние животные. Кошка.»
-Мы послушали вас, молодцы. Всесправились с заданием. Теперь моя очередь, я расскажу вам историю, но непростую. Для моей сказки вам нужны альбом, карандаши, ластик и краски.
— Однажды. Когда вы все ушлидомой я сидела за столом и занималась своими делами. В классе было тихо, настоле лежали мои письменные принадлежности и среди них вот такой новенькийпростой карандаш.
— Вдруг на стол забрался воттакой маленький мышонок …и сказал:
— Я сгрызу твой карандаш!
Я ему ответила:
— Зачем тебе грызть мойкарандаш, он же деревянный.
— У меня чешутся зубы и я долженчто-то грызть.
Мне стало жаль свой новыйкарандаш и я решила перехитрить глупого мышонка:
-Мой карандаш волшебный, посмотри,что он умеет рисовать и нарисовала:
— Ребята, вы, рисуйте вместе сомной!
— Ура! – закричал мышонок- этосыр!
А я еще нарисовала:
-А это яблоко!
— Может быть и яблоко — согласиласья и продолжила:
— А это сардельки – запрыгал отрадости мышонок, запел свою мышиную песенку, стал весело танцевать вокруг меня.
Пока он пел и танцевал ядорисовала и вот что получилось:
— Ой-ой!- вскричал мышонок, ябоюсь – это же кошка.
И быстро убежал в свою норку.
— Вот так я перехитрила глупогомышонка.
Физминутка «Зарядка сидя»
4. Доработка рисунков.
5. Выставка работ.
6. Оценки.
7.Домашнее задание.
8. Итоги урока.
АНАЛИЗИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
1. Объект интеграции (внеклассноечтение, природоведение, изобразительное искусство). 2. Содержание и компонентыинтеграции.
Какие учебные дисциплины в неевходят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных идополнительных, дисциплин в процессе интеграции? 3.Направление и объеминтегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебногопредмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; созданииединичных интегративных уроков? 4.Стадия интеграции содержания на уроке:органически единая, целостная новая структура; параллельное существование водном уроке или программе различных пластов материала.
5.Тема интегративного урока, проблема,цель.
Предложен новый вариант давноизвестной темы: «Домашние животные», проблема урока: «Организацияинтегрированного урока в условиях малокомплектной школы», все поставленные целиурока достигнуты.
Достигнута систематизация знанийучащихся, формирование целостного взгляда на предмет. 6.Деятельность учителя иучеников по подготовке к интегративному уроку.
Урок является результатомтщательной подготовки ученика и учителя.
Дети самостоятельно подобралистихи о домашних животных. Интегрированные уроки облегчают учащимся и учителюусловия обучения. Интегрированный урок в малокомплектной школе рассматриваетсякак единое целое без границ на возраст учащихся, они становятся одним классом.
7.Формы проведенияинтегративного урока, виды деятельности учителей и учеников.
Урок носит элементы объяснениянового материала, закрепления полученных знаний, было дано домашнее заданиеопережающего характера.
Дети на уроке читали стихи,разыгрывали сценку, вспомнили тему из урока природоведения: «Домашниеживотные», отгадывали загадки, рисовали «вслепую» за учителем, не представляячто получится в итоге.
Роль учителя — направляющая,важно из «лоскутиков» знаний и умений уч-ся создать единое многоцветное, яркоеполотно урока.
8. Сотрудничество учителей наинтегративном уровне.
Наблюдалось сотрудничествоучителей. На урок был приглашен школьный библиотекарь. Привлекалось внимание кчтению книг, велась пропаганда чтения.
9. Результаты деятельностиучащихся на интегрированном уроке.
У учащихся создалось единое(интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культурасуждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы;культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
2.2 Результатыинтегрированных уроков в образовательном процессе малокомплектной школы
Интеграция на разных ступеняхобучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школепризваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единоецелое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальнойшколе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточноблизких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературныхтекстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический,алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения изгеографии, биологии, ботаники.
На интегрированных уроках детиработают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то,что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в ихпрактической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и даютвыход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно,что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередкоставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется,увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простаязадача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитиетворческих способностей учащихся. Введение интеграционной системы может вбольшей степени, чем традиционное предметное обучение, способствоватьвоспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостныммировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у негознания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти отлокального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к ихвзаимосвязанному, комплексному изучению.
1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексномуприменению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую,что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельностичеловека в современных условиях.
3. Усиливается мировоззренческая направленностьпознавательных интересов учащихся.
4. Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннееразвитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной ипедагогической деятельности.
С учетом возрастных особенностей младших школьников приорганизации интегрированного обучения появляется возможность показать мир вовсем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи.Что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию еготворческого мышления.
Основой разработки интегрированных уроков являетсяинтегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом (Федорец Г.Ф.Межпредметные связи в процессе обучения. — Л.,1983. — С.83.)Интегративно-тематический подход, такой подход, когда за содержательную,методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, аучебная тема (раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчиненыведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие, т.е. происходитконкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета -это такие положения (понятия,законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемогоматериала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Такимобразом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержанииучебных предметов, являясь «стержнем», «осью» этого содержания, вокруг которыхи происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеикак бы «сшивают» узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемаятема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а так же сразличными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. визученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые имежпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается вприродоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении.Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явлениевоспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязьестественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов,позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. Приэтом учитель планирует систему уроков.поскольку интеграция- это не самоцель, аопределенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретныйрезультат интегрированного обучения. В чем мы его видим?
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий,закономерностей за счет их многогранной интепритации с использованием сведенийинтегрируемых наук.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позицииведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемымипроблемами.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки,литературы и т.д.
В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы науроке и во внеурочное время.
Во включении учащимися в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения,рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем илииным явлениям и процессам.
Таким образом, многогранное раскрытие явлений и процессов,способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать,сопереживать, действовать.

Заключение
 
Работая по данной теме, проанализировав творческую иметодическую литературу по реализации интегрированных уроков в условияхмалокомплектной школы можно сделать вывод, что на сегодняшний день это одна изважнейших задач организации образовательного процесса в условияхмалокомплектных школ.
Сельские школы требуют пристального внимания со стороныметодистов, педагогов, психологов. Общество должно помочь малокомплектной школевыжить, а не наблюдать за ее медленной смертью.
Сельскому учителю приходится решать задачи, которые в городахрешают подготовленные специалисты. В сельских школах не хватает консультацийпедагогов-психологов, логопедов.
Необходимо пересмотреть программы сельских школ. Нужныинтегрированные курсы для малокомплектных классов, которые будут направлены наполучение учащимися компетентностных знаний, позволяющих продолжить обучение наболее высоком уровне и позволяющих знаниям сельских детей конкурировать сознаниями их городских сверстников.
Реализация интегрированных уроков в условиях малокомплектнойшколе ведет к формированию у учащихся комплекса знаний по предметам, умениюработать в коллективе, уважать мнение других участников образовательногопроцесса; формирует навыки самостоятельной работы, учит комплекснорассматривать многие явления.

Список литературы
 
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческогосаморазвития.- 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий. 2000.-с.575-576.
2. Баринова И.И. Современный урок географии. География вшколе, 2000, № 6, с.52.
3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированноговоспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д,2000.-43с.
4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностноориентированного урока. Завуч, №6, 2000, с.130-131.
5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностноориентированного урока. Завуч, 2001, №3, с.115-117.
6. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма.Образование в современной школе. 2000, №3, с.15-16.
7. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональнойдеятельности учителя. Завуч, №1, 2000, с.96-100.
8. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001Центр «Педагогический поиск».
9. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможностии перспективы. Директоршколы. Экспресс-опыт. 2000-1, с. 9-12.
10. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок.Сельская школа, 2000, №1, с.24-31.
11. Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7, с.16.
12. План психологического анализа сформированности уменийучебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000-1, с.60-61.
13. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе.Сельская школа, 2000, №6, с.108-117.
14. Урок: посещение и анализ. Составитель: БогоявленскаяА.Е. — Тверь: областной ИУУ. 1993.
15. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Л.,1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.