Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерская финансовая отчётность 11



,,,,,


Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчётность»


на тему «Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности»


Выполнила студентка 4 курса


заочного отделения специальности


«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»


,,,,,


Руководитель старший преподаватель


,,,,,



,,, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………….4


Глава 1 Теоретические аспекты по формированию бухгалтерской


(финансовой) отчетности……………………………………………………..7


1.1 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой)


отчетности………………………………………………………. . . . …. . . . ..7


1.2 Виды и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности….. ……...…13


1.3 Сходство и различия российской бухгалтерской отчетности с


отчетностью по международным стандартам…………………………......16


Глава 2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность и порядок ее составления


в ЗАО ,,,……………………….........................20


2.1 Общая характеристика предприятия……………….…………………..20


2.2 Этапы подготовительной работы по формированию бухгалтерской


финансовой) отчетности предприятия …………………………………….23


2.3 Бухгалтерский баланс, его содержание и техника составления……...26


2.4 Отчет о прибылях и убытках, содержание и техника составления …34


2.5 Отчет об изменениях капитала, содержание и техника составления...36


2.6 Отчет о движении денежных средств………………………………….37


2.7 Приложение к бухгалтерскому балансу………………………………..38


2.8 Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности…………………40


2.9 Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой)


отчетности…………………………………………………………………....41


ГЛАВА 3 Реформирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ


в связи с требованиями международных стандартов……………………..42


Заключение…………………………………………………………………..50


Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...55


Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………57


Приложение 2………………………………………………………………..58


Приложение 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………59


Приложение 4 (на 25 листах)….. …………………………………………..60



ВВЕДЕНИЕ


В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.


Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.


Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.


Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.


Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.


Поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.


Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия.


Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.


Данная работа посвящена рассмотрению бухгалтерской отчетности предприятия ЗАО «,,,».


Целью данной работы является не детальное изучение отдельных составляющих бухгалтерской отчетности, а определение основных принципов ее составления, порядок и условия публикации, анализ отчетности; однако некоторые моменты (бухгалтерский баланс, пояснительная записка) будут выделены.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


В первой главе “Теоретические аспекты по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности” раскрывается понятие, состав бухгалтерской отчетности, требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Также описан порядок составления бухгалтерских отчетов и правила оценки статей баланса.


Во второй главе “Бухгалтерская (финансовая) отчетность и порядок ее составления в ЗАО ,,,, представлена общая информация о предприятии, этапы подготовительной работы по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, содержание и техника составления бухгалтерского баланса, а также составление необходимых для финансового анализа формы №№ 2, 3, 4, 5. Они соответственно называются: отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу.


В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию порядка заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятии ЗАО «,».

В приложении использованы формы бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятии ЗАО ,,» за 2007 год.


ГЛАВА 1 Теоретические аспекты по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности


1.1
Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности


При составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих норма­тивных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:[1]


- «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.99 № 43н);


- «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (приказ Министерства финансов РФ от 22.07.03 № 67н);


- «События после отчетной даты»» (ПБУ 7/98) (приказ Министерства финансов РФ от 25.11.98 № 56н);


- «Условные факты хозяйственной деятельности»» (ПБУ 8/01) (приказ Министерства финансов РФ от 28.11.01 № 96н);


- «Информация об аффилированных лицах»» (ПБУ 8/01) (приказ Министерства финансов РФ от 28.11.01 № 96н);


- «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) (приказ Министерства финансов РФ от 27.01.00 № 11н);


- «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (приказ Министерства финансов РФ от 02.07.02 № 66н);


- «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) (приказ Министерства финансов РФ от 24.11.03 № 105н).


Кроме того, организация должна руководствоваться:


- планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006);


- нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);


- другими нормативными документами по бухгалтерскому учету раз
личных сфер деятельности организации (инвестиционная деятель­ность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, немате­риальные активы и др.).


Бухгалтерская (финансовая) отчетность — свод взаимосвязанных по­казателей, представляемых в соответствующем образе ут­вержденных формах, итогов работы предприятия за истек­ший отчетный период.[2]


Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации[3]
.


Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней.


Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, сво­евременности, простоте, проверяемости, сравнимости, эко­номичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.


Рассмотрим подробнее каждое из них.


Достоверность базируется не только на информации бух­галтерского, но и других видов учета, в первую очередь ста­тистического учета. Нарушение данного подхода делает не­возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен­ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчет­ных и плановых показателей.


В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерс­кого учета изменения учетной политики должны вводиться с начала ф
инансового года.


Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за пе­риод, предшествовавший отчетному, подлежат корректиров­ке. При этом следует руководствоваться положениями, уста­новленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Россий­ской Федерации. В этом методологическое единство показа­телей отчетности.


Сама корректировка и методика ее проведения должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балан­су и отчету о ф
инансовых результатах вместе с указанием причин корректировки.


Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее це­лостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделе­ний, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.


Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.


Своевременность предполагает представление соответству­ющей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организа­ционно-правовых форм собственности (за исключением бюд­жетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квар­тала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в те­чение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотре­но законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника.


Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.


Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международ­ным стандартам объективно способствует реализации данно­го требования.


Проверяемость отчетности предполагает возможность под­тверждения представленной в ней информации в любое вре­мя. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.


Сравнимость предусматривает наличие одинаковых пока­зателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.


Цель такого сравнения выявить тенденции развития предприятия. Однако при использовании его нельзя избежать принци­па ограничения полезности информации, а это может ока­зать влияние на формирование неправильных выводов. На­пример, в целях снижения объемов производства в отчетном году предприятие приняло решение о реструктуризации произ­водства, и в связи с этим привлекла долгосрочные кредиты банка. По данным представленной отчетности не видно, что тенденция к улучшению финансового состояния предприятия может иметь место лишь в долгосрочной перспективе.


Для реализации этих подходов в бухгалтерской (финансовой) отчетнос­ти должно быть представлено сравнение информации по кон­кретному показателю, приведенному в отчетности за преды­дущий и отчетный год.


Экономичность достигается путем унификации и стандар­тизации соответствующих форм отчетности, сокращения от­дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.


Оформление — следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оно означает, что составление от­четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имуще­ства, обязательств и хозяйственных операций, осуществляет­ся на русском языке, в валюте Российской Федерации- в рублях. Отчетность подписывается руководителем организа­ции и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.)


Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действу­ющим законодательством. К ним отнесены открытые акцио­нерные общества, кредитные и страховые организации, бир­жи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет част­ных, общественных и государственных источников.


Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтер­ской отчетности в средствах массовой информации, доступ­ных ее пользователям, либо распространение ее в соответ­ствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по ме­сту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.


Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубли­кована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.


Публикации должна предшествовать аудиторская провер­ка с обязательным утверждением годового отчета общим со
бранием
акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерс­кий баланс (ф.
№ 1) и Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) (ф. № 2). Такой подход принят и в меж­дународной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложе­ния капитала в данную компанию.


Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокра­щенной форме, содержание которой определяется самим пред­приятием в пределах требований, предусмотренных Положе­нием по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ
4/99).


Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах руб­лей, а при наличии значительных оборотов — в миллионах рублей с одним десятичным знаком.


Наряду с публикацией годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское заключение, суть которого должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности (безусловно поло­жительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).


Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публи­кации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незакон­ное получение и разглашение сведений, составляющих ком­мерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.


1.2
Виды и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности


Бухгалтерская (финансовая) отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.[4]


Состав, содержание, требования и другие методические основы регламентированы Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н. Согласно этим положениям в состав бухгалтерской отчетности включаются:


1) бухгалтерский баланс – форма №1;


2) отчет о прибылях и убытках – форма №2;


3) отчет об изменениях капитала – форма №3;


4) отчет о движении денежных средств – форма №4;


5) приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;


6) отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (годовая) – для общественных организаций (объединений);


7) пояснительная записка;


8) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.


В ПБУ 4/99 выдвигаются требования к составлению бухгалтерской отчетности:


Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом квартальная отчетность является промежуточной.


Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ.


При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.


Данные по числовым показателям в отчетности приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленными нормативными актами.


Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Пример заполнения форм бухгалтерской отчетности представлен в Приложении 1.


Работа по анализу бухгалтерской отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей включает различные категории – от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они руководствуются общей целью для достижения своих интересов – оценить по данным финансовой отчетности финансовое состояние организации. Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних пользователей:


1. Непосредственно заинтересованных в деятельности организации;


2. Опосредованно заинтересованных в ней.


К первой группе относятся следующие пользователи:


- государство, прежде всего в виде налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;


- существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиление кредита, определение условий кредитования, условия гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;


- поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;


- существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации.


Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:


- аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;


- консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;


- законодательные органы и др.


К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, общее собрание участников, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов.


1.3 Сходство и различия российской бухгалтерской отчетности с отчетностью по международным стандартам


Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.


В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» была продекларирована такая задача бухгалтерского учета в России как формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.


Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.


Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.


Различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и Российским законодательством можно рассмотреть в следующих выводах:


- согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;


- в Российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО;


- в Российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;


- структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;


- присутствуют различия в терминологии.


Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.


Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.


ГЛАВА 2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность и порядок ее составления в ЗАО «,,,»


2.1 Общая характеристика предприятия


ЗАО «,,, ” создано в 1992 г. в соответствии с Федеральным законом “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” и Закона РФ «Об акционерных обществах», и по своей организационно-правовой форме является закрытым акционерным обществом.


Общество является юридическим лицом – коммерческой организацией, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в кредитных учреждениях, печать со своим наименованием.


По количеству занятых людей предприятие относится к разряду средних предприятий. Численность организации на 2007 г. составляла 110 человек, включающая управляемую и управляющую подсистемы.


Общество является организацией производственного назначения, созданной для выполнения работ и оказания услуг с целью получения прибыли и расширения рабочих мест.


Общество самостоятельно осуществляет на территории Российской Федерации и за ее пределами все виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.


Основными видами деятельности общества являются:


1) оказание услуг по производству средств индивидуальной защиты органов дыхания;


2) научно- производственная деятельность, маркетинговая, информационно- рекламная, коммерческая деятельность;


3) торговая, внешнеторговая, торгово- закупочная и посредническая деятельность.


Главные цели деятельности организации: получение прибыли; завоевание новых рынков; разработка новых видов продукции.


Работа предприятия заключается в реализации средств индивидуальной защиты человека, таких как респираторы, противогазы промышленные фильтрующие, противогазы шланговые изолирующие, средства защиты глаз и лица, средства защиты органов слуха, средства защиты головы, одежда для пожарных, химические защитные костюмы, спецодежда.


Структура реализации товаров показывает, что наиболее продаваемыми товарами являются гражданские противогазы, респираторы, респиратор «Лепесток» и противогазы шланговые.


Предприятие постоянный участник специализированных, международных и всероссийских выставок и семинаров: “Безопасность и охрана труда”, “Защита и спасение”, “Средства спасения”, “Нефть-газ”, “Химия” и др. разрабатываемая продукция имеет патенты на изобретение.


Продукция предприятия широко используется в следующих отраслях промышленности: горнодобывающая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная, химическая и нефтехимическая, промышленность строительных материалов, металлургия, авто-, авиа-, судостроение, энергетика.


За время деятельности предприятия сформировались устойчивые связи более, чем с 200 предприятиями России и СНГ, которые являются потребителями нашей продукции, среди которых такие предприятия как: ОАО «,,,,,) и др.


Ниша предприятия на рынке – невоенизированные формирования ГО (МЧС) и УВД, предприятия, применяющие технологические процессы, связанные с выделением в окружающую среду вредных примесей. Изделия применяются для экстренного выхода из аварийной зоны, эвакуации детей и гражданского населения из районов ЧС, техногенных аварий, катастроф, работы по ликвидации последствий ЧС.


ЗАО ,,» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность в порядке, определяющим действующим Законодательством, предоставляет данные в Инспекцию Министерства по налогам и сборам и несет ответственность за их своевременное представление и достоверность.


Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе.


Источником формирования имущества предприятия являются:


1) денежные и материальные взносы учредителей;


2) доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;


3) кредиты различных кредиторов.


Годовая бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки эффективности работы предприятия. В этом случае баланс выступает как один из методов бухгалтерского учета.


Отчетность предприятия соответствует требованиям, предъявляемым к составлению бухгалтерской отчетности Законодательством Российской Федерации.


2.2 Этапы подготовительной работы по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия


Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы со­ставления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно- распределитель­ных, сопоставляющих, финансово- результативных. До начала этой ра­боты должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтети­ческих и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.


Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современ­ные предприятия являются сложными объектами учета и калькулиро­вания себестоимости продукции. Их продукция используется по раз­личным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основ­ному производству вспомогательные производства. При взаимном ис­пользовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть за­трат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены от­ражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обо­снование последовательности закрытия счетов.


Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере составления годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:


Све
рка итогов аналитиче
ского и синтетического уче
та. Свидетель­ством правильности ведения бухгалтерского учета являются:


равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;


равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналити­ческих счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.


Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организа­ции.


Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей.


Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.


Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.


Рассмотрим порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года:


- исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года);


- если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке;


- указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирую­щими органами.


В случае установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в силу отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения.


В тех случаях, когда в затраты на производство продукции вклю­чены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении органи­зации, либо другие источники или излишне начислены амортизацион­ные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчисле­ний) в корреспонденции с кредитом счета “Прибыли и убытки”.


При проверке учетных запис
ей порой могут быть вскрыты и ошибки, допущенные в исчислении налогов. При этом надо помнить, что в связи с разделением в настоящее время бухгалтерского и налогового учета при их исправлении не всегда затрагиваются регистры бухгалтерского учета. В некоторых случаях исправления следует внести только в налоговые расчеты и регистры.


Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования. Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на счете 99 “Прибыли и убытки”. Текущий учет использования прибыли организация отражает на счете 84 “Использование прибыли”. Этот счет является активным, его сальдо — дебетовым, означающим сумму использованной в течение отчетного года прибыли по обязательствам и на собственные нужды.


Таким образом, учет балансовой прибыли и ее использования в течение года организация осуществляет на разных балансовых счетах: учет прибыли — на счете 99 “Прибыли и убытки”; учет использования прибыли — на счете 84 “Использование прибыли”.


При составлении годового бухгалтерского баланса заключитель­ными проводками декабря счета 99 и 84 закрываются. Сальдо по этим счетам по состоянию на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому необходимо полностью списать остатки с данных счетов.


Эта операция, назыв
аема
я реформацией бухгалтерского баланса, производится каждой организацией один раз в год.


Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.


Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоста­вимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных норматив­ными актами.


Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной политики в части учета реализации и др.).


2.3 Бухгалтерский баланс, его содержание и техника составления


Проанализируем общий порядок составления бухгалтерского баланса —
основной формы в составе годового отчета.


Бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату путем представления данных о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).


Существуют определенные правила составления баланса: данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответство­вать данным на конец прошлого года; не допускается зачета между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету; отдельные показатели отражаются в нетто-оценке,
т.е. за минусом регулирующих величин (износа, амортизации, оценочных резервов и др.); активы и пассивы показываются в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные).


Отчетность предприятия ЗАО «,,,» составляется за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, при этом квартальная отчетность является промежуточной. Предприятие соблюдает установленные законодательством сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной - в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года, штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчета к предприятию ни разу не применялись.


Формы отчетности содержат в заголовке перечень необходимых реквизитов, таких, как: полное наименование организации в соответствии с зарегистрированными учредительными документами; вид деятельности согласно Общероссийскому классификатору “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ); организационно-правовую форму согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ/ОКФС); код формы по Классификатору форм собственности; полный почтовый адрес. Составление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, в валюте Российской Федерации. Все формы отчета подписывают руководитель и главный бухгалтер артели.


Содержание формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Показатели бухгалтерской отчетности за 2007 год сопоставимы с отчетными данными предыдущих лет, так как не было изменений учетной политики, не происходило присоединения или реорганизации артели.


Баланс 2007 года сформирован в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов для отчетности 1999 года. По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитаны итоги. Сумма итогов разделов /валюта баланса/ записана в последней строке “Баланс”. В графе 3 показаны данные на начало года (вступительный баланс), которые соответствуют данным графы 4 бухгалтерского баланса за 2006 год по каждому числовому показателю.


Оценка статей бухгалтерской отчетности осуществляется в денежном выражении в валюте Российской Федерации.


В активе баланса приведены данные по следующим статьям:


В разделе "Внеоборотные активы" отражается имущество органи­зации, которое используется в течение длительного периода: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.


В состав нематериальных активов включаются только те права пользования, которые будут использоваться в течение длительного периода (более 1 года). Расходы на права пользования, приобретенные на срок менее 1 года, могут учитываться на счете 97 “Расходы будущих периодов” с последующим равномерным отнесением в течение срока их использования на:


- счета издержек, если они используются для производственных целей;


- счета использования прибыли, если они используются для непроиз­водственных целей.


Состав нематериальных активов и порядок их амортизации приведены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.


Нематериальные активы приобретены организацией в процессе деятельности, внесены учреди­телями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации.


По строке баланса “Основные средства” показываются данные по действующим основным средствам, по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).


По данной строке также отражаются капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Все основные средства предприятия относятся к производственному и амортизируемому имуществу. Начисление амортизации основных средств осуществляется по нормам, линейным способом, ежемесячно, исходя из стоимости основных средств и срока полезного использования.


В строке “Незавершенное строительство” показывается стоимость оборудования к установке.


В строке “Прочие внеоборотные активы” отражаются прочие внеоборотные активы.


В разделе «Запасы» отражаются:


- сырье, материалы, готовая продукция, товары и другие аналогич­ные ценности отражаются в балансе по их фактической себестоимости, которая складывается из затрат на их приобретение, включая наценки (надбавки); оплаты процентов за приобретение в кредит; комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и иным организациям; таможенных пошлин; расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществ­ляемые сторонними организациями;


- расходы будущих периодов.


В соответствии с принятой учетной политикой, предприятие отражает материалы в синтетическом учете и балансе по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), или учетным ценам. Фактическая себестоимость определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за кредит, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.


По строке “Товары отгруженные” отражены данные о фактической себестоимости отгруженной продукции, где договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею и риска случайной гибели от организации к заказчику. Здесь обобщена информация о готовых изделиях, переданных другим предприятиям для реализации на комиссионных началах.


По статье “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” отражена сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашиваемым предметам, основным средствам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия.


Дебиторская задолженность предприятия, со сроком погашения до 12 месяцев начиная с отчетной даты, включает в себя по статье “Покупатели и заказчики” отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги по договорной стоимости до момента поступления платежа или зачета взаимных требований.


Краткосрочные финансовые вложения (по данной статье отражается стоимость финансовых вложений организации со сроком использования до одного года включительно. Наряду с финансовыми вложениями, учтенными на счете 58, по данной статье акционерными обществами показывается стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров).


Денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета и прочие денежные счета). По соответствующим статьям баланса показываются остатки денежных средств и документов, учитываемых на счетах 50,51,52, 55 и 57;


- прочие оборотные активы.


После проведения реформации баланса перед составлением годового баланса следует подумать об источниках покрытия возникших в текущем году убытков (или убытков, возникших в прошлых годах).


Решение о списании убытков отчетного года или прошлых лет принимает орган, который наделен таким правом: собрание акционеров и учредителей; совет директоров, но не главный бухгалтер. Чтобы выполнить указанные ранее проводки, главный бухгалтер должен иметь соответствующее решение исполнительного органа.


Как уже отмечалось, в пассиве баланса отражаются: обязательства организации перед собственниками (учредителями, участниками, акционерами), членами трудового коллектива по оплате труда и связанными с ней расчетами, бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками и разными кредиторами, перед банками по полученным кредитам и заимодавцами (по полученным займам), а также фонды, резервы, арендные обязательства, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.


В разделе "Капитал и резервы" отражаются капитал организации (уставный, добавочный, резервный); фонды накопления и социальной сферы; целевые финансирование и поступления; нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.


Организация показывает по данной статье сумму капитала (устав­ного, складочного и т.п.), зафиксированную собственниками в учредительных документах, зарегистрированных в соответствующих органах государственной власти.


Увеличение и уменьшение размеров уставного капитала произво­дится организацией, как правило, по результатам рассмотрения итогов ее деятельности за прошедший год и только после внесения соответст­вующих изменений в учредительные документы в официально установленном порядке. Размер уставного капитала ЗАО «,,,» составляет 706000 рублей.


Резервный капитал ЗАО «,,, состоит из резервного фонда, образованного в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, и составляет на конец отчетного периода 106000 рублей.


По статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» отражаются суммы полученной прибыли, не распределенные в соответствии с учредительными документами или протоколами решений организации в фонды специального назначения или не использованные на иные цели.


В разделе "Долгосрочные обязательства" показываются непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты.


Остатки по указанным счетам отражаются без учета или с учетом причитающихся банкам и заимодавцам процентов по кредитам и займам, оставшимся непогашенными. В последнем случае причитаю­щиеся проценты присоединяются к задолженности по кредитам и займам.


В разделе "Краткосрочные обязательства" отражаются суммы заемных средств и кредиторской задолженности, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Если суммы кредиторской задолженности подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, они отражаются по статье "Прочие долгосрочные обязательства" (строка 520 баланса).


В разделе V "Краткосрочные обязательства" по различным статьям и группам статей отражаются: заемные средства, кредиторская задолженность, расчеты по дивиден­дам, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы пред­стоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные обязательства.


Подраздел "Кредиторская задолженность" включает группу статей: поставщики и подрядчики (60, 76); задолженность перед персоналом предприятия (70); задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69); задолженность по налогам и сборам (68); прочие кредиторы (62, 71, 76); задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (75); доходы будущих периодов (86, 98).


По статье “Задолженность перед персоналом предприятия ” отражена сумма задолженности по причитающимся к выплате дивидендам, зарплате. Сумма по этой статье в 2007 году составляет 989000 рублей.


Арендованные основные средства ЗАО «,,,» составляют 2000 рублей на конец отчетного периода.


Также в балансе ЗАО «,,,» указаны суммы в строке 940 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (007) - 373000 рублей, и в строке 960 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (009) – 17909 тыс.рублей.


2.4 Отчет о прибылях и убытках, содержание и техника составления


Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятель­ности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.


Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.


Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.


В статье «Выручка (Нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязатель­ных платежей)» указывается поступившая на счета предприятия в банках либо в кассу выручка от реализации готовой продукции (работ), услуг, от продажи това­ров и т.п. за вычетом стоимости акцизов, налога на добавленную стоимость и дру­гих обязательных платежей.


Показатель «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» (90.02) со­держит информацию о сумме расходов, понесенных предприятием на производство продукции (работ, услуг) без учета сумм, отраженных по статье «Управленческие расходы» и составляет 501127 тыс. рублей.


По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты по сбыту, учиты­ваемые по дебету счета 90.07 «Коммерческие расходы» и относящиеся к реализованной про­дукции (работам, услугам).


По статье «Управленческие расходы» отражена сумма 36537 тыс. рублей, учтенная на счете 26 в соответствии с установленным порядком и списы­ваемая с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 90.08.


По статьям "Прочие доходы" (строка 090) и "Прочие расходы" (строка 100) отражаются данные по операциям, связанным с движе­нием имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, цен­ных бумаг и т.п.). Операции отражаются по счетам 91 и 99.


По статье "Текущий налог на прибыль" (строка 150) показывается отраженная в бухгал­терском учете сумма налога на прибыль (доход), исчисленная предприятием в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, подлежащая перечислению (перечисленная) в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".


В отчете ЗАО «,,, за 2007 г. сумма по строке 010 составила 653361 тыс.рублей. Выручка предприятия по сравнению с соответствующим показателем 2006 года увеличилась, однако увеличились и себестоимость реализации товаров, и прочие внереализационные расходы, кроме коммерческих расходов. При определении себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг предприятие руководствовалось Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 116н и другими нормативными документами по вопросу калькулирования себестоимости.


2.5 Отчет об изменениях капитала,
содержание и техника составления


В Отчете об изменениях капитала (форма № 3) содержится информация об изменениях собственных средств, целевых поступлений и оценочных резервах.


Состоит из двух разделов. В разделе "Изменения капитала» отражаются данные о наличии и движении его составляющих: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, ре­зервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), образуемых в соот­ветствии с учредительными документами и принятой учетной политикой.


Уменьшение уставного капитала возможно в случае изъятия вкладов участниками (учредителями), аннулирования собственных акций акционер­ным обществом, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при дове­дении размера уставного капитала до величины чистых активов.


По статье "Добавочный капитал" отражается движение добавочного капитала в виде прироста стоимости имущества предприятия в результате его дооценки в со­ответствии с установленным порядком, безвозмездного получения имущества, в ре­зультате осуществления капитальных вложений, полученного эмиссионного дохода.


По строке "Резервный капитал" отражается сумма резервного фонда, создаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, на начало отчетного года. Отчисления в резервный фонд, производимые в течение отчетного года в установленном порядке, показываются в графе 5.


Во втором разделе «Резервы» отражаются данные о наличии резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, образуемых предприятием в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и принятой учетной политикой.


Также в этом разделе отражаются данные о движении оценочных резервов (резервов по сомнительным долгам, резервов под обесценение вложений в ценные бумаги).


2.6 Отчет о движении денежных средств


Представляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской от­четности.


Движение денежных средств составляется в разрезе текущей деятельности, ин­вестиционной деятельности и финансовой деятельности предприятия.


При этом для целей составления отчета о движении денежных средств пони­мается:


под текущей деятельностью - деятельность предприятия, преследующая извлече­ние прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в ка­честве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяй­ством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продук­ции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;


под инвестиционной деятельностью – деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных уча­стков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и дру­гих внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;


под финансовой деятельность – деятельность предприятия, связанная с осу­ществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.


2.7 Приложение к бухгалтерскому балансу


В форме № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” дается характеристика заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений, имущества, социальных показателей и др.


Целям дальнейшей расшифровки отдельных статей баланса служит типовая форма № 5 (годовая) “Приложение к бухгалтерскому балансу”, которая в 2007 году включила в себя следующие разделы:


- нематериальные активы: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, в том числе у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель и прочие); по статье «Организационные расходы» показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал; по статье «Деловая репутация организации» показывается превышение покуп­ной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стои­мостью, отраженное в бухгалтерском учете по дебету счета 04 «Нематериальные активы», субсчет «Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью»;


- основные средства: показываются наличие и движение основ­ных средств предприятия в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов;


- доходные вложения в материальные ценности;


- расходы на НИОКР: показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров;


- расходы на освоение природных ресурсов;


- финансовые вложения: показываются наличие собственных и привлеченных средств у предприятия и их использование на цели капитальных и других долго­срочных финансовых вложений;


- дебиторская и кредиторская задолженность: отражается состояние и движение дебиторской и кредиторской задолженности, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы. При этом к краткосрочной относится задолженность со сроком погашения до одного го­да включительно, а к долгосрочной - более одного года;


- расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат): за отчетный и предыдущий годы предприятие расшифровало затраты по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств, прочие затраты.


- обеспечения: отражается имущество, находящееся в залоге, переданное имущество в залог;


- государственная помощь: бюджетные средства, бюджетные кредиты.


2.8 Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности


В пояснительной записке предприятие ЗАО «,,,» раскрывает свою учетную политику в соответствии с положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утверждённым Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №68н: способы ведения бухгалтерского учета по отношению к начислению амортизации, оценке производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, признанию прибыли. Там же приведены сведения, не нашедшие отражения в типовых формах годовой бухгалтерской отчетности: об объемах продаж по видам деятельности; о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности; о прекращенных операциях.


2.9 Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности


Аудиторские заключения готовят внешние аудиторы (независимые лицензированные орга­низации) и внутренние аудиторы (ревизионные комиссии, избранные из числа работников пред­приятия или акционеров в соответствии с уста­вом).


Независимые аудиторы дают заключение об объективности бухгалтерской отчетности, ее со­ответствии нормам и правилам бухгалтерского учета. Если аудитор находит нарушения, искажа­ющие реальные финансовые результаты, то в аудиторское заключение включаются рекоменда­ции по их устранению.


Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО «,,,» готовит ООО «Аудит- Центр «»».


Аудит проведен в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности Некоммерческого партнерства «аудиторская палата России», правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора, нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.


На основании аудиторского заключения можно сделать вывод, что бухгалтерская (финансовая) отчетность ЗАО «000» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12.2007 г. и результаты ее финансово- хозяйственной деятельности за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. включительно в соответствии с требованиями законодательства РФ в части подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.


ГЛАВА 3 Реформирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в связи с требованиями международных стандартов


Для получения полноценной международной отчетности необходимо глубокое знание исходных учетных стандартов, на базе которых была подготовлена исходная информация, и стандартов, в соответствии которыми надо подготовить международную отчетность. Реформирование отчетности - это не простые технические коррекции. Это процесс подготовки отчетности и примечаний к ней на совершенно другом уровне раскрытия информации о хозяйственном субъекте. Без такого добровольного раскрытия со стороны менеджмента вместо доброкачественной международной отчетности можно получить формальную отписку. Формирование международной отчетности на базе российской и, в том числе, в ЗАО «,,,», связано не столько с чисто техническими проблемами, сколько с трансформацией учетного менталитета бухгалтера.


Подготовка международной отчетности на базе данных российского учета – это не просто реклассификация отдельных статей. Это гораздо более высокий уровень раскрытий, которые делаются в отчетности.


Международная финансовая отчетность основную массу информации содержит в примечаниях к ней, где в форме словесных описаний, графиков и диаграмм изложен основной массив данных, предназначенных для анализа и прогноза. Примечания к финансовой отчетности содержат не только финансовые, но и нефинансовые показатели, в том числе и информацию, которая трудно формализуема в терминах традиционного учета. Принято считать, что американский подход к регламентации учета и отчетности – это большой набор достаточно детальных, подробных правил ведения учета и составления отчетности, то есть «учетный процесс, базирующийся на правилах», не содержащий в своей основе фундаментальных принципов и концептуальных основ. Принято также считать, что составление отчетности по международным стандартам – это «процесс, базирующийся на принципах», в основе которого лежит «Концепция подготовки финансовой отчетности по международным стандартам».


В Концепции подготовки и представления финансовой отчетности по международным стандартам рассматриваются следующие вопросы:


- цели финансовой отчетности;


- качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности;


- определение, признание и измерение элементов, составляющих финансовую отчетность;


- понятия «капитал» и «поддержания капитала».


Ответственность за подготовку отчетности возлагается на руководство отчитывающейся организации. Именно оно, на основании всей имеющейся у него информации, сможет подготовить отчетность для внешних пользователей таким образом, чтобы обеспечить их всей необходимой информацией, в которой они заинтересованы.


К основополагающим принципам подготовки отчетности относятся:


- учет по методу начислений;


- непрерывность деятельности предприятия.


Финансовая отчетность составляется по методу начисления. Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.


В соответствии с МСФО 1 «представление финансовой отчетности», компания должна составлять согласно методу начисления. Исключением из этого правила является только представление информации о движении денежных средств, построенным прямым способом.


Стоить обратить внимание на различия в том, что подразумевается под дебиторской задолженностью в российской практике и в международной.


В соответствии с российскими традициями гросс- оценки дебиторская задолженность предприятия – это сумма счетов- фактур, не оплаченных покупателями на отчетную дату. А в международной практике – это сумма денежных средств, которую фирма обоснованно собирается получить от клиентов. Разница здесь в одном. В российской практике резерв под плохих дебиторов редко когда начисляется, а в западной отчетности он должен начисляться всегда, когда есть обоснованная уверенность, что часть дебиторской задолженности не будет оплачена контрагентами.


Допущение непрерывности деятельности означает, что предприятие нормально действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что предприятие не собирается ликвидироваться, не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности.


Качественные характеристики являются атрибутами, которые делают представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей. МСФО выделяет четыре основные качественные характеристики: уместность, надежность, сопоставимость, понятность.


В российской практике до сих пор нет положения по ведению учета в условиях гиперинфляционной экономики, что делает отчетность российских компаний несопоставимой по периодам, так как покупательная способность рубля на начало и конец финансовой отчетности была разной.


Также унифицированная форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» не дает возможность сопоставить денежные потоки отчетного и прошлого периодов.


Расшифровки, которые представляются в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», понятны только российским бухгалтерам, налоговикам, статистам. Но они не представляют никакого интереса для всех остальных пользователей, далеких от учета. Напротив международная отчетность сопровождается большим количеством словесных описаний, графиков, диаграмм и т.д., понятных любому пользователю, который хочет в них разобраться.


В соответствии с действующим законодательством российская бухгалтерская отчетность составляется на русском языке. Это делает ее недоступной для понимания пользователями, не владеющими русским языком. Международная же отчетность представляется еще, как минимум, на английском.


В соответствии с российской практикой основные средства всех компаний имеют порог капитализации в 20000 руб. В западной практике каждая компания определяет этот порог самостоятельно, в зависимости от того, насколько существенен этот порог.


Несмотря на то, что в российском ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» предписывается необходимость начисления расходов и обязательств по предполагаемым для бизнеса процессам, на практике такие начисления не делаются. Отсутствие таких начислений делает такую отчетность не отвечающей критерию правдивости.


Учет объекта лизинговой сделки в российской отчетности отражается либо на балансе арендатора, либо арендодателя в зависимости от условий договора. В международной практике объект финансового лизинга отражается только на балансе арендатора – в соответствии с экономическим содержанием операции, а не с ее юридической формой.


Исторически сложилось, что российская бухгалтерская отчетность ориентирована только на одного пользователя – государство, в лице фискальных и статических органов. В результате, остальные пользователи отчетности не могут использовать такую отчетность для своих целей.


Неначисление оценочных резервов, отказ от отражения операций в случае отсутствия первичных документов приводит к завышению активов, занижению расходов и обязательств.


Основополагающими категориями бухгалтерского учета предприятий являются элементы финансовой отчетности, а именно активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Их понимание влияет на оценку пользователям деятельности компании и, соответственно, на принятие им определенного решения. Такие элементы финансовой отчетности, как активы, обязательства и капитал, связаны с финансовым состоянием организации, а доходы и расходы – с результатами ее деятельности. Эти моменты финансовой отчетности определены в разделе «Принципы» МСФО.


Финансовая отчетность ЗАО «,,,» строится на основании двойной записи, когда каждая операция отражается двояко. При подготовке финансовой отчетности необходимо помнить, что дебетовые остатки всегда имеют активы и расходы. А кредитовый баланс имеют обязательства, капитал и доходы.


Согласно классификации, принятой в МСФО, основной вид балансового равенства выглядит следующим образом:


АКТИВЫ – ОБЯЗАТЕЛЬСТВА = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ


Балансовое равенство объединяет три составные части бухгалтерского баланса, являясь, таким образом, основой для определения капитала как разницы между активами и обязательствами. Несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия, а также их отражения в финансовой отчетности.


Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.


Между российской и зарубежной практикой существует принципиальное различие. Российская практика учета строится на концепции «права собственности», международная на концепции «контроля». Именно поэтому объект лизинговой сделки будет отражаться в активах баланса той организации, к которой перешло право собственности, а в международной отчетности – только на балансе арендатора.


Обязательства – это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к выбытию из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.


Обязательства по МСФО – это не только полученные от поставщиков и не оплаченные счета- фактуры, кредиты банков, начисленная задолженность по налогам или полученные от покупателей авансы предоплаты.


Капитал – это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств. Для оценки чистых активов предприятия в российской практике надо руководствоваться нормативными актами, где расписано, как рассчитываются чистые активы и что в них входит. В МСФО чистые активы – это сумма «Итого капитал».


Доход – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.


В соответствии с МСФО определение дохода включает в себя выручку и прочие расходы.


Выручка – это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала иному, чем за счет взносов акционеров.


Прочие доходы – иные, чем выручка, статьи, которые отвечают определению дохода. При этом они могут как возникать, так и не возникать в процессе обычной деятельности компании.


В российской отчетности принято выделять выручку, операционные внереализационные расходы и доходы. В МСФО есть только выручка и операционные статьи.


Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме выбытия или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.


Необходимо отметить, что в системе МСФО стандарта по расходам в настоящее время нет.


В заключении рассмотрения совершенствования ведения бухгалтерской отчетности в международной практике нельзя не заметить, что приведенный список различий не является исчерпывающим. Необходимо помнить, что система учетных стандартов не является статичной.


Без современных информационных технологий почти невозможно подготовить качественную финансовую отчетность, что немаловажно в организации ведения учета в нашем предприятии. Ведь для этого необходимо знать не только актуальные на отчетную дату положения документов, но и цены, складывающиеся на рынке и пр. Все это возможно только при использовании такого бескрайнего океана, каким стал Интернет.


Добровольная публикация в Интернете финансовой отчетности не только способствует повышению престижа организации, ее инвестиционной привлекательности, но и решает все проблемы, связанные с представлением пользователям информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.


Финансовый учет и формирование бухгал­терской (финансовой) отчет­ности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адап­тацией к требованиям международных стандартов бухгал­терского учета.


Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер[5]
.


Сама идея раскрытия всей существенной информации го­ворит о необходимости отра­жения совершенно новых для нашей учетной практики ас­пектов: риски, особые обстоя­тельства, наличие условных активов и пассивов и др.


Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей со­ставления бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности.


Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует зна­чительное количество приемов и способов искажения (приу­крашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по та­ким статьям, как "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с прочими дебиторами и креди­торами", позволяет исказить значение коэффициентов лик­видности. Суть таких искаже­ний связана с искусственным уменьшением объема обяза­тельств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутст­вие таких искажений не может быть установлено пользовате­лем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внут­ренним данным учета. Очевид­но, что они могут быть выявле­ны только аудитором.


Рассмотрев правила составления, состав, структуру и содержание бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод, что она является необходимым инструментом, при помощи которого внешние и внутренние пользователи получают сведения, необходимые для оценки финансового состояния предприятия: о его стабильности и прибыльности; увеличении или уменьшении доли собственных средств; рискованности или доходности инвестиций; оценке эффективности использования ресурсов; целесообразности распоряжения инвестициями; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест, выплачивать дивиденды, выполнять принятые на себя обязательств по расчетам за приобретенную продукцию и т. д. Положительная оценка деятельности предприятия в результате анализа бухгалтерской отчетности влечет за собой укрепление с ним партнерских взаимоотношений.


Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность формирует сведения, полезные руководству предприятия для принятия управленческих решений. Данные баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетов- расшифровок к нему необходимы:


- для контроля за наличием и структурой средств и источников;


- для контроля за размещением средств;


- для контроля за степенью изношенности основных фондов предприятия;


- для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.


Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений, финансовое состояние организации. Дальнейшее совершенствование бухгалтерской отчетности неразрывно связано с совершенствованием бухгалтерского учета. Только полное, объективное, непрерывное документирование всех хозяйственных операций, правильное проведение инвентаризаций, сопоставимая оценка учета текущих затрат и калькулирования может служить базой для формирования надежной и достоверной бухгалтерской отчетности.


В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет нуждается в постоянном развитии. Это относится и к теории, и к методологии бухгалтерского учета как науки, и к практической организации учета на конкретном предприятии. Пример ЗАО «,,,» свидетельствует о широком применении на предприятии средств автоматизации и механизации бухгалтерского учета и отчетности при значительном объем хозяйственных операций.


Ежегодно утверждаются новые документы, разрабатываются инструкции, рекомендации, стандарты учета и отчетности, которые призваны повысить роль и значение бухгалтерской информации в области управления, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия.


Рыночные отношения в нашей стране требуют изменения правил бухгалтерского учета, приближения их к основным международным стандартам. В связи с этим в последние годы издано много законодательных и нормативных документов по вопросам организации и правил ведения бухгалтерского учета. Ныне действующие акты подверглись значительным изменениям.


За последние годы система бухгалтерского учета и отчетности была значительно реформирована. Дальнейшие преобразования в ближайшей перспективе должны включать в себя следующие направления:


- завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;


- введение процедур корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;


- ускорение обновления правил бухгалтерского учета;


-совершенствование системы контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;


- обеспечение стабильности развития системы бухгалтерского учета, и другие.


Работа по этим направлениям будет способствовать сближению системы бухгалтерского учета с международной практикой.


В бухгалтерии ЗАО «,,,» работают 10 бухгалтеров. Все работники бухгалтерии имеют высшее образование.


На предприятии используют систему «Банк-Клиент».


На предприятии используется программа «1С 8: Управление производственным предприятием» - универсальная бухгалтерская программа, являющаяся самой распространенной (по данным «Финансовой газеты», газеты «Софт- Маркет» и др.) бухгалтерской программой в России. «1С 8: Управление производственным предприятием» настроена самими бухгалтерами на особенности бухгалтерского учета на своем предприятии, на любые изменения законодательства и форм отчетности. Один раз освоив универсальные возможности программы, бухгалтер сможет автоматизировать различные разделы учета: кассу, банк, материалы, товары, основные средства, расчеты с организациями, зарплату и т.д.


Документы в системе «1С 8: Управление производственным предприятием» играют основную роль для ввода информации о хозяйственной деятельности предприятия точно также как и в ручном бухгалтерском учете. Но в программе они выполняют также роль основания для формирования бухгалтерских проводок на основе этой информации. Кроме того, они выступают как средство контроля за правильностью ввода информации, наличии запасов на предприятии и возможностью выписки подложных документов. Также они используются для создания печатных форм стандартных документов используемых на предприятии.


Список использованной литературы


1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.


2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 6 июля 1999 г. № 43н.


3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»: Приказ Минфина РФ № 68н от 09.12.98 г.


4. Аверчев, И.В. Подготовка международной финансовой отчетности российскими предприятиями и банками/И.В. Аверчев. – М.: Вершина, 2005.


5. Астахов, В.П. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие/ В.П. Астахов. – Ростов-на-Дону: Март, 2002.


6. Баканов, М.И. Теория хозяйственной деятельности/М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.– М.: Финансы и статистика , 2001.


7. Бакаев, А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации /А.С. Бакаев. – М.: Бухгалтерский учет, 2000.


8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие/Под ред. Проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФА-М, 2003.


9. Куттер, М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность/М.И. Куттер, Н.Ф. Таранец, И.Н. Уланова. – М.: Финансы и статистика, 2005.


10. Малыш, М. Н. Экономика сельского хозяйства/М.Н. Малыш. – М.: Лань, 2004.


11. Мокий, М. С. Экономика предприятий/М.С. Мокий. – М.: Колос, 2003.


12. Николаева, О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности/О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. – М., 2001.


13. Пошерстник, Н.В. Документооборот в бухгалтерском учете/ Н.В. Пошерстник, Е.Б. Пошерстник. – М.: Издательский дом Герда, 2005.


14. Пошерстник, Н.В., Годовой бухгалтерский отчет/ Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин. – М.: Издательский дом Герда, 2004.


15. Пучкова, С.И. Бухгалтерская отчетность: учебное пособие/ С.И. Пучкова. - М.: Пресс, 2003.


16. Соколов, Я. В. Основы теории бухгалтерского учета/ Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2000.


17. Стуков, С.А. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности /С.А. Стуков, Л.С. Стуков. – М., 1998.


18. Сугаипова, И. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность/ И.В. Сугаипова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


19. Цеддиес, Ю. Экономика сельскохозяйственных предприятий: учеб. пособие/Ю. Цеддиес, Э. Райш. – М.: МСХА. – 1999.


20. Экономика отраслей АПК: Учебник/Под ред. Минакова И. А. – М.: Колос, 2004.



[1]
Бухгалтерская отчетность предприятия: сборник нормативных документов. М., 2007


[2]
Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.,2006 – С.293


[3]
Воронина Л.И. Теория бухгалтерского учета и аудита. М., 2007 – С.163


[4]
Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., №129-ФЗ; ст.2


[5]
Ефимова О.В. О прозрачности и аналитичности бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2006



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат JP Morgan Biography Essay Research Paper John
Реферат Экспедиционные исследования в рейсах НИС Дмитрий Менделеев и их основные научные результаты
Реферат Горячий, Эдуард Николаевич
Реферат Исследование взаимодействия в системах нитраты целлюлозы – уретановые каучуки
Реферат Внешняя политика России в царствование Александра III 1881-1894 гг
Реферат Аналіз балансу та фінансової звітності ВАТ "Енергопостачальна компанiя "Закарпаттяобленерго"
Реферат Понятие и способы осуществления гражданских прав
Реферат Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности на ОАО "Племзавод им. В.И. Чапаева"
Реферат Рынок труда в России современное состояние и перспективы. Безработица как элемент современного
Реферат Финансовый менеджмент наука и практика в условиях перехода к рыночной экономике
Реферат April Fool's Day
Реферат Организация технологического процесса склада Экономическая эффективность механизации погрузочно-разгрузочных
Реферат Сравнительный анализ налоговых систем России и Японии Налогообложение страховых организаций
Реферат Редактирование как вид профессиональной деятельности и как составляющая редакционно-издательского процесса
Реферат Волга и ее значение в хозяйственной деятельности человека