Влияниедидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс,добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебнойдеятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий впроцессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность вданный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает удетей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессупознания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика вусловие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым,внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдатьправила игры.
Дидактическая играучителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельнаяигровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Еесистематическое применение способствует повышению эффективности психолого — педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Из всего выше изложенногоследует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся нетолько внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать,проникать в суть явлений, делает учащихся активными участникамиучебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, сжеланием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшаясамостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал спрактикой. Это доказывает актуальность темы работы “Влияние дидактической игрына развитие внимания младших школьников”.
Дидактическая игра, какформа обучения содержит два начала: учебное и игровое. Учитель одновременно вигре является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя,учатся. Если на уроке расширяются и углубляются знания, то в дидактической игреученикам предлагаются задания в виде загадок предложений – вопросов,специальных упражнений. Замечательно, если на одном уроке учитель совершает сучениками до 15–17 переходов от одного вида занятий к другим: т.е. детислушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т.д. Управлять вниманиемкласса такому педагогу намного легче, ведь важнейшим источником в процессеобучения или игре является его интерес. Пробуждение интереса однозначноприводит к пробуждению внимания.
Учитывая все это, начинаяс первых дней ребенка в школе, я стремлюсь включать в урок различныедидактические игры. Так в игре “ Минутка”, в 1-м классе, дети училисьвключаться в учебную деятельность, например, быстро и аккуратно готовить своерабочее место к уроку. Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: “Внимание!Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке:книга, ручка и тетрадки?” Подобную игру провожу и в конце урока: “Скоропрозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги,ручку и тетрадки”.
Интересны игровыеупражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежностии рационально располагать их на парте. “Есть у нас девиз такой: все, чтонужно,- под рукой”, — говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные дляурока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Во втором полугодии 1-гокласса достаточно было без проговаривания стихов показать Минутку, и дети закротчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения былсформирован прочный навык в организации рабочего места. Так без принуждения и нравоучений,дети учились быть учениками.
Первоклассники оченьлюбознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, иинтерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляетсятолько тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.
С первых уроков обученияграмоте, для поддержания интереса я использую много игрового материала.Необходимо включить процесс формирования у детей навыка чтения в более широкую,содержательную и интересную познавательную деятельность, формировать этот навыкне как самоцель, а как способ решения познавательных задач. При таком подходемногократное чтение материала урока перестает быть мучением. Чтобы решить этузадачу я использую разнообразные приемы, например: анализ, составление и чтениеслов из разрезной азбуки, чтение по слоговым таблицам и, конечно чтение впроцессе дидактических игр. Мною собрана “Копилка дидактических игр по обучениюграмоте и чтению”.
Одна из важнейших задач,которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается вразвитии у детей беглого чтения, т. е. способности воспринимать во времяфиксации взгляда как можно больше единиц чтения. Техника беглого чтения,восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаза. Поэтому,разница между человеком, который быстро читает, и человеком, который читаетмедленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала,который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.
Сначала, на первых урокахчтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве. По мере того какувеличивается количество упражнений в чтении, взгляд ученика начинаетсхватывать 2–3 буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако дляускорения этого процесса необходима целенаправленная работа, специальныеупражнения по развитию зрительного восприятия. С этой целью на уроках чтенияпровожу дидактические игры:
Пять слов. Вызванныйученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называя на каждый шагслово, которое начинается с нового звука.
“Наоборотки”. Учитель произносит двухбуквенныйслог и предлагает детям стать “наоборотками”, т.е. произнести слог, поменявместами звуки, которые его составляют: ам–ма, су–ус и т.д.
Глаз – “фотограф”. На наборном полотне устанавливаютсябуквы (слоги). Учитель на протяжении 2–3 секунд показывает их детям. Затемубирает. Вызванный ученик должен назвать буквы, которые запомнил, желательно втом же порядке.
Сосчитай буквы. Каждый ученик получает карточку стекстом (желательно, чтобы текст был одинаков). По сигналу учителя дети, нечитая текст, отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько разона встречается в тексте.
Читатель –“молния”. Надоске написаны в столбик 4–5 слов. Учитель на 4–5 секунд открывает ширму иснова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в тойпоследовательности, в которой они были записаны на доске.
Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги, которыеотделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается.Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуальноили хором).
Чего не хватает. На доске 4–5 слов. Вызванный ученикчитает их и поворачивается спиной к доске. Учитель убирает одно из слов, аученик, осмотрев оставшиеся слова, должен сказать, какое слово исчезло.
В 6–7 лет, идя в школу,ребенок еще помнит и любит своих кукол и мишек, играет машинками, верит в то,что где-то живут Чебурашка и Крокодил Гена, Незнайка и Мальвина. И если еголюбимые игрушки и сказочные герои помогут учителю, придут в гости, принесут вконвертах интересные задания от девочки Запятой, то вопросительного знака, изстраны Буквария, то урок станет интересным, похожим на сказку. Тогда ручкапревращается в волшебную палочку, а сами ребята в волшебников.
Человечек Словарикприходит на урок с новым словом, которое ребятам необходимо запомнить. Буратинославится своей рассеянностью: то слова в предложении перепутает, то просто ихрассыпает.
Читая о школе Ш.А.Амонашвили, мне очень понравилось умение ребят ценить каждую минуту урока,пользоваться часами. Так в классе появились часы. Теперь время для определеннойработы задает учитель, а иногда сами ученики. Часы помогают каждую минуту урокаиспользовать с максимальной отдачей.
С целью, научить ребятбыстрее запоминать, развивать память, стала применять игру “Помощник –карандашик”, метод – “письмо с подсказкой”. Диктую предложение и вместе сребятами пишу на доске не слова, а их обозначение с указанием орфограмм.Например, диктую:
Хвост пушистый, мехзолотистый.
В лесу живет, кур крадет.
Дети отгадывают загадки.
Игра является необходимымсредством обучения учащихся начальных классов. Опыт показывает, что урокирусского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьныхпредметов. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизациидеятельности учащихся применительно к изучению грамматики и правописания вначальных классах является актуальной. Специально подобранные к тому или иномууроку игры помогают решению многих учебных задач. На протяжении трех лет,работая над выбранной темой, я провела несколько нетрадиционных уроков:урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказку, урок-аукцион, сказочные путешествия встрану русского языка.
На уроках русскогоязыка я использую такой метод работы, как Словарный диктант с комментированием.Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается вследующем. Учитель читает в слух слово. Затем вызывает нескольких учащихся,каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание,объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разборомслова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных,согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взятьручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошоизвестен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающимвнимание только в том случае, если выполняются следующие условия:
учитель читает словотолько один раз;
учащиеся могут взятьручки только после прослушивания комментариев;
учитель внимательноследит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.
Анализ первичных данныхдает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся.Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судитьоб организации коллективного внимания учащихся.
Для развития концентрациивнимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ на урокахрусского языка и чтения, в своей работе я использую такой прием, как “Корректурная проба” Суть этого приема заключается в том, что ребенкупредлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит “бытьвнимательным”, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Материалы: Любыепечатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.
Условия проведения.Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2–4месяцев.
Правила проведения.Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, в доброжелательнойатмосфере. При этом дополнительно заинтересовать, предложив детям тренироватьсябыть внимательными, для того чтобы стать хорошими летчиками, шоферами, врачами.Чтобы проигрыш не вызывал чувства неудовольствия, можно ввести веселые“штрафы”: столько раз промяукать, проскакать на одной ножке сколько сделалошибок. По мере овладения игрой правила усложняются.
По итогам работыподсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показателинормальной концентрации внимания для младших школьников – 4 и меньше пропусков.Больше 4 – слабая концентрация. Использование такого приема показало, что после3–4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных работах в 2–3 раза.
Перед началом игрыдетям следует объяснить, кто такой корректор и какие профессии требуютразвитого внимания.
Учитель: Корректор –это человек, который ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете, как многосейчас выходит книг, журналов и газет для детей и для взрослых. Наверное, вамбыло бы неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а там встретилось бымного ошибок. Перед сдачей книг в типографию, ее обязательно читает корректор иисправляет все ошибки и опечатки. Представьте, каким внимательным нужно быть, ипри этом необходимо знать правила грамматики.
Давайте сегодня с вамипоиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как унастоящего корректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить навыполнении задания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом.Проверять выполнение задания вы будете так же друг у друга сами.
В течении 5 минутнужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы “а”. Дети выполняют задание.Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у другаошибки. Затем в соответствии с правилами участники выполняют штрафные задания.Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случаедети не должны стать объектом насмешек. Можно их похвалить за то, что ониуспешно нашли ошибки в работе своего товарища.
Следующая методика “Исправьошибки” Я применяю ее для того, чтобы установить уровень устойчивостивнимания. Используется специально приготовленные тексты, содержащиеопределенное количество ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки иисправить их.
Оценка результатов:
не заметили 2 ошибки –хорошее внимание;
не заметили 3-4 ошибки –средний уровень внимания;
не заметили 5 и болееошибок – низкий уровень внимания.
Ни у кого не вызывает сомнения,что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря нато что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планетысвязаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, какправило, не дают “ раскрыться” и проявить свою индивидуальность. На своихуроках я стремлюсь создать в классе такой психологический климат, в которомребенок может отдавать свою энергию творческим, продуктивным занятиям.
На уроках русского языкаи литературного чтения большое внимание уделяю работе по формированию иразвитию устной и письменной речи учащихся. Мотив речи возникает при наличииэмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которуюпредлагает учитель. Одна из форм самовыражения, самосознания ребенка,возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом – этодетское сочинение. Ценность детского сочинения определяется по тому, наскольков нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либоявлений. Увидеть события по-своему и суметь рассказать о нем – это оченьбольшая интеллектуальная работа. В маленьком сочинении сосредоточен весьжизненный опыт ребенка и его способности: видеть, чувствовать, думать, облекатьмысли в слова, помнить.
На таких уроках ястараюсь найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенкаподлинное желание сочинять, стараюсь создать особую атмосферу доверия,обстановку теплоты.