Реферат по предмету "Педагогика"


Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине детей старшего

ВВЕДЕНИЕ
Россия — Родина для многих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужно почувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней, принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, на недостатках его характера и культуры.
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.
Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др… Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.
Недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы исследовательской работы: « Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования явилось определение условий эффективного использования русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания любви к своей малой Родине
В качестве предмета исследования заявлено русское народное музыкальное творчество.
Гипотеза исследования: предположим, что русское народное музыкальное творчество будет способствовать воспитанию любви к своей малой Родине, если:
включение ребенка в традиционную народную культуру будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов



в процессе приобщения детей к народному музыкальному творчеству будут учитываться традиции, обычаи, обряды малой Родины ;
содержание развивающей предметной среды будет удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития;
методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:
выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с народным музыкальным творчеством;
изучить особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
определить уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о социальной действительности;
разработать методическое пособие по воспитанию любви к своей малой Родине средствами русского народного музыкального творчества нашего региона и проверить его эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Методологической основой исследования явились: ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, О.П. Радынова и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).



Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, опрос, беседа; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); сравнительный анализ результатов.



1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству
1.1 Цель, задачи, принципы и условия воспитания любви к Родине старших дошкольников
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла и значения патриотической идеи.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» [5;].
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [19].
Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности [8].
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.--PAGE_BREAK--
В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.
Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [17].
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" [7].
Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Критерии и показатели патриотизма:
эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
в-пятых, истинный патриотизм — в его духовности.
1.2 Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».     продолжение
--PAGE_BREAK--
В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.
1.3 Народные песни, их виды
Частушка — жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.
Песни свадьбы
На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть “богатой” – “в два стола” (и в доме невесты и в доме жениха), “бедной” – “в один стол” (только в доме жениха), “вдовьей”, “сиротской”. Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.
Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.
Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке “рукобитьем”, обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда.
На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты готовились к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с нее девичий головной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста “смывала” свое девичество.
На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу.
После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительный пир. Через несколько дней молодые должны были посетить родственников.
На этом свадебный обряд завершался.
Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы “пересказывались”, “комментировались”, “опевались” в песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтический сюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данном разделе.
Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. Она трансформирует происходящие события; возникает фантастически-сказочный мир. В этом волшебном мире невеста — всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – “слезами полита”… Как в сказке все образы однозначны, да и сам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой.
Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего поднималась туча грозная, гряновитая, с громами гремучими, с молниями палючими, с крупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той то тучи грозной вылетало стадо серых гусей да серых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: “Не щипите меня, гуси серые, не сама я к вам залетела, занесло меня погодью, да великою невзгодью”…
Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочитать по порядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся “за кадром” красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор “песельниц”, заунывные мелодии причитаний, звуки гармоней и балалаек – но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое уже ушло от нас.
Песни рабочих
Рабочий фольклор формировался с развитием пролетариата в России.
В XVIII столетии на первых уральских горнорудных заводах работали в основном каторжане и приписные рабочие из крепостных крестьян. И многие их песни (“Ах, у нашего сударя света батюшки…”; “О се горные работы…”; “На разбор нас посылают…” и др.) – это скорее род песен тюремно-каторжных, ибо жизнь первых русских рабочих мало отличалась от жизни колодников. Ужасные условия непосильного труда, бесправие, беззаконие, преследование и обман со стороны начальства – основные темы рабочих песен XVIII – первой половины XIX века.
Рост рабочего самосознания во второй половине XIX столетия отражают песни, в которых ропот на хозяев заводов и фабрик перерастает в протест против самой системы угнетения. В песнях рабочих второй половины XVIII – конца XIX века все более и более распространяются мотивы революционные. В конечном счете, к началу ХХ века песни пролетариата превратились в песни борьбы с самодержавием.
Песни рабочих, чем далее во времени, тем в большей степени сочинялись в диапазоне не традиционного не фольклорного, а – литературного мышления. Влияние культуры образованных сословий, распространение грамотности среди пролетариата, полный отрыв от деревенской жизни и природы – все это сказалось на поэтике рабочих песен.
Многие из них сочинены явно индивидуально, причем без опоры на традиционные песенные формулы крестьянского искусства, а с оглядкой на традиции литературные. Потому в большинстве песен рабочих строки рифмуются, лексика и образность изобилуют заимствованиями из “письменной” поэзии.
1.3.1 Дидактическая роль народного музыкального творчества в формировании личности дошкольника
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Народное музыкальное творчество — фольклор, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа народного музыкального творчества велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав народного музыкального творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» — отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].
В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.
Яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Знакомство детей с народным музыкальным творчеством, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык народных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.
Народное творчество является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [44,c.13].
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.
Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его, возможно, формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане народное творчество неоценимо.
Народное музыкальное творчество как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал — индивидуального и коллективного. Коллективность в этом творчестве выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [44,c.15].
Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
В обучении народному музыкальному творчеству принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.
Народное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Народное музыкальное творчество уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение народному музыкальному творчеству должно носить живой, неформальный характер.
В народном музыкальном творчестве традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые народные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа.
Народное музыкальное искусство — это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность народного музыкального материала, в глубинные слои народного художественного мышления [44,c.15].
Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному народному творчеству при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении.



2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию любви к своей малой родине средствами русского народного музыкального творчества
2.1 Выявление уровня знаний детей о социальной действительности
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Дошкольный период в жизни ребёнка, является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе или селе, где родился ребёнок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 г. Сызрани Самарской области. В эксперименте приняли участие 20 детей старшей группы.
Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности знаний о родном доме, культурном наследии, о нашей стране и родном городе, в котором мы живем.
Индивидуально с каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданы следующие вопросы:
Как называется страна, в которой мы живем?
Какой город является столицей нашей Родины?
Как называются люди, которые живут в нашей стране?
Как называется область, в которой мы живем?
Как называется город, в котором ты живешь?
Знаешь ли ты название реки, на которой расположен наш город?
Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь, и на которой находится детский сад?
Какие достопримечательности своего города ты знаешь?
Какие интересные места ты посетил с родителями?
Знаешь ли ты символ нашего города?
Ответы детей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям.
Таблица 1. Критерии оценки
Критерии
Баллы
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос.
3 балла
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога.
2 балла
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога.
1 балл    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
18
Моисеев Ваня
13
НС
19
Загидулина Линдана
12
НС
20
Ахметжанов Айрат
10
НС
Как видно из построенного рангового ряда с высоким уровнем сформированности знаний о социальной действительности 2 детей, со средним 13 детей и с уровнем ниже среднего – 5 детей.
Чтобы увидеть наглядно процентное распределение детей по уровням мы построили секторную диаграмму (Рис1).



/>
Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности знаний детей о социальной действительности на констатирующем этапе эксперимента.



По результатам данного эксперимента из всей группы детей, участвующих в эксперименте мы выделили две подгруппы. Одна подгруппа экспериментальная, которая будет принимать дальнейшее участие в опытно-экспериментальной работе эксперименте, вторая группа – контрольная. Детей по подгруппам мы распределили таким образом, что в каждой было примерно одинаковый по уровням сформированности знаний о социальной действительности контингент воспитанников. У нас получились следующие группы. (Таблица 4 и 5).
Таблица 4. Список детей экспериментальной группы

п/п
Фамилия, имя ребенка
Уровень
1
Науменко Ангелина
В
2
Галкина Катя
С
3
Жирнова Варя
С
4
Дмитриеева Оля
С
5
Иванов Леша
С
6
Кадина Лиза
С
7
Мягков Кирилл
С
8
Сюкрева Катя
НС
9
Милихина Даша
НС
10
Моисеев Ваня
НС



Таблица 5. Список детей контрольной группы.

п/п
Фамилия, имя ребенка
Уровень
1
Журавлев Влад
В
2
Демин Сергей
С
3
Джалеев Саша
С
4
Маркина Настя
С
5
Аверкин Рома
С
6
Буклеев Максим
С
7
Крылова Настя
С
8
Шахрай Руслан
С
9
Загидулина Линдана
НС
10
Ахметжанов Айрат
НС
Исходя, из анализа результатов ответов на поставленные вопросы мы сделали следующие выводы:
Работа по патриотическому воспитанию детей данной группы сведена лишь к формированию у ребят знаний о стране, в которой они живут.
У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города.
В группе не создана среда, которая смогла бы способствовать формированию в растущем человеке гражданской позиции: внутреннее убранство помещений, где находятся дети, не включает элементы народной культуры
Слабо поставлена работа, направленная на приобщение родителей и их детей к традициям народа.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам спланировать методику формирующего этапа эксперимента.



2.2 Организация процесса воспитания любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В дошкольном детстве воспитание любви к своей Родине связано с эстетическим, в частности, с музыкальным воспитанием.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальному творчеству. Последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину. Под термином малая Родина мы подразумеваем не только город, в котором мы живем, но и Самарскую область в целом.
Т.к. музыкальный фольклор в старшем дошкольном предлагается в более обширном музыкальном материале, то работу по знакомству с народным музыкальным творчеством мы построили по календарному кругу.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Мы разработали музыкальный репертуар (Приложение 1 )
В данный репертуар мы внесли не только хорошо известные детям народные песни, но и песни Самарской губернии и Сызранского района.



Т.к в далекие времена Самарскую землю населяли колонии переселенцев с разных сторон Руси, то особенности говоров, нравов и поверий нашли свое отражение в песнях, которые они исполняли
Тематика песен разнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности по календарному кругу.
Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.
На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. Мы составили свой праздничный календарь. (Приложение 2)
Для повышения уровня знаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, как праздник «Сызранский помидор», День города.
Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.
«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.
Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.
Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.
Параллельно с работой по знакомству детей с народным музыкальным творчеством мы составили тематический план по ознакомлению детей с родным городом (Приложение 3 ). Данная работа проводилась на занятиях по ознакомлению с окружающим и в разнообразных видах совместной деятельности детей и педагогов. В проведении данной работы, мы также старались использовать русское народное музыкальное творчество.
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Поэтому в своей работе мы использовали народные игры, в которых присутствуют песни народного музыкального творчества. (Приложение 4).
Не оставили мы без внимания и работу с родителями, т.к огромная роль в воспитании у детей любви к своей малой Родине принадлежит именно семье. С родителями было проведено анкетирование на тему «Наш город» (Приложение 5).
Итогом нашей работы стало проведение праздника «Сызрань – мой город» (Приложение 6).
С музыкальным народным творчеством дети экспериментальной группы знакомились на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывала интерес детей, приносила им радость, создавала хорошее настроение, снимала чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивала эмоционально – психологическое благополучие. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладали большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомились с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Мы собрали аудио и видеозаписи народной музыки, звучания народного оркестра. Таким образом, мы давали детям понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказывали детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Народные песни способствуют развитию певческих навыков у детей. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я мы включали их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использовали мы в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучала при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащало музыкально-ритмические движения детей, отводило их от трафарета и придавала движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастала, если ознакомление с ними осуществлялось на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми мы добивались, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мы использовали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включалась в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создавали декоративные композиции по мотивам народных промыслов.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитывали в них чувство любви к своей Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
2.3 Динамика сформированности уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о социальной действительности
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент.
Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. В данном эксперименте диагностировались дети как экспериментальной так и контрольной групп.
Данные результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах изображены в таблицах 6 и 7..



Таблица 6. Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе

п/п
Фамилия, имя ребенка
Номер вопроса
Общее кол-во баллов




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


1
Галкина Катя
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
25
2
Дмитриеева Оля
3
3
3
3
3    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
В
2
Мягков Кирилл
25
В
3
Дмитриеева Оля
24
В
4
Жирнова Варя
24
В
5
Науменко Ангелина
24
В
6
Иванов Леша
23
В
7
Кадина Лиза
22
С
8
Сюкрева Катя
19
С
9
Милихина Даша
18
С
10
Моисеев Ваня
17
С
Таблица 9. Ранговый ряд в контрольной группе
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Общий балл
Уровень
1
Журавлев Влад
25
В
2
Маркина Настя
21
С
3
Демин Сергей
21
С
4
Буклеев Максим
20
С
5
Аверкин Рома
19
С
6
Джалеев Саша
19
С
7
Крылова Настя
19
С
8
Шахрай Руслан
18
С
9
Загидулина Линдана
13
С
10
Ахметжанов Айрат
10
СН
Сравнительный анализ уровня сформированности знаний детей о социальной действительности «до» и «после» формирующего эксперимента показал следующие (Рис 2).



/>
Рис.2. Сравнительная гистограмма уровней сформированности знаний детей о социальной действительности в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, проанализировав полученные результаты можно констатировать следующее:
В экспериментальной группе произошло значительное улучшение результатов проявления у детей интереса к культурному наследию и чувства сопричастности региональной национальной культуре. Эти результаты выразились в следующем:
дети стали иметь представления о народном музыкальном творчестве своего края, сами с удовольствием стали петь народные песни, водить хороводы, играть в народные игры;
в речи стали активно использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), и с удовольствием рассказывать и обыгрывать русские народные сказки и сказки других народов;
стали с интересом рассказывать о народных календарных праздниках, их особенностях;
стали иметь представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях; дети стали проявлять находчивость, сообразительность при решении разного рода задач, проблем;
сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать;
детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими («Если ему плохо — я ему помогу, ему станет хорошо — и мне тоже»);
у детей развился общинный характер, выражающийся в высокой степени развития эмпатийных качеств (чуткость, внимание, забота об окружающих).
В экспериментальной группе увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности с одного человека до 6; не стало детей с уровнем ниже среднего.
В контрольной группе значительных изменений не произошло. На низком уровне остался один человек, это произошло за счет того, что произошло увеличение количества детей со средним уровнем. У некоторых детей данной группы произошли улучшения в ответах на некоторые вопросы. Данные этих детей улучшились за счет того, что дети экспериментальной группы в свободной деятельности делились своими знаниями с детьми контрольной группы.
Произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду (Некоторые отзывы родителей изложены в приложении 7). Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории семьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края не только детей, но и их родителей.
Благодаря совместному проведению досуга воспитателей, родителей и детей, бесед воспитателей с детьми и их родителями, у последних повысился интерес к жизни ребенка, усилилась эмоциональная близость с ним, положительно изменились внутрисемейные отношения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об эффективности разработанных нами мероприятий по воспитанию у детей любви к своей малой Родине средствами музыкального народного творчества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Othello Essay Research Paper Jealousy is a
Реферат Major Battles Of The Civil War Essay
Реферат Macbeth Imagery Of Animal Behavior And Class
Реферат Плід Будова і розвиток зрілого плода Розміри голівки і тулуба зрілого плода
Реферат Природно-рекреационные ресурсы Уссурийского городского округа
Реферат Catcher In The Rye Symbolism Essay Research
Реферат Особенности собственных наименований продовольственных товаров в л
Реферат Механизмы компенсации экологического ущерба
Реферат Основные проблемы экономической организации общества
Реферат Маркетинговые исследования миотропных спазмолитиков с углублен-ным товароведческим анализом препарата "Но-шпа"
Реферат Предмет трудового права
Реферат Флора и фауна Украины
Реферат Особливості побудови тренувального процесу лижників-гонщиків до гонок з дуатлону
Реферат Дискретизация сигнала
Реферат Компьютерные технологии в педагогическом образовании особенности правового и методического регулирования