Реферат по предмету "Экономика"


Основные проблемы экономической организации общества

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Всероссийский ЗаочныйФинансовый Институт

Контрольная работа подисциплине экономическая теория
Тема:
«Основные проблемыэкономической организации общества»
Выполнила:студентка 1курса.
факультетаФинансы и кредит.
АнтиповскаяВалерия Александровна
г. Архангельск 2010 г.

План
 
Введение
Основные проблемы экономическойорганизации общества
Экономические ограничения. Границапроизводственных возможностей
Используемая литература

Введение
Экономическая теориязародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё врамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемогонепрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массиваотдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинаютпреподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов;в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированныеэкономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономикуначинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируетсякруг профессиональных экономистов.
Экономическаятеория —дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философскоеоснование экономической науки. Состоит из множества школ и направлений.Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в историческойретроспективе занимается история экономических учений.
Основнаязадача экономической теории — дать объяснения происходящих событий вэкономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальнуюэкономику.
В своейконтрольной я хотела бы подробнее рассмотреть основные проблемы экономическойорганизации общества.

1. Основные проблемы экономической организации общества
Во все времена своегосуществования люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуяхозяйственную общность, представляющую упорядоченную каким-либо образом системусвязей между производителями и потребителями благ. Это означает, что вхозяйственной деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства,обмена, распределения и потребления благ, осуществляемые в разнообразныхформах, всегда оказываются организованными. Однако всякий раз этим процессампредшествует принятие решений по основным проблемам экономической организацииобщества: что, как и для кого производить. Что производить – этопринятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие срокидолжны быть произведены. Как производить – это принятие решения о том,какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии дляпроизводства благ. Кто будет потреблять, т. е. для кого производить– проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, комудостанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления илииспользования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:
– уравнительноераспределение;
– по количеству икачеству труда;
– по физической силеили по интеллекту;
– по социальномустатусу и т. д.
Какой из них выбрать?Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределенияпроизведенных благ на результативность производства, эффективностьиспользования ограниченных ресурсов. В учебном курсе эти проблемы предоставленыв виде триады основных вопросов экономики: «что», «как», «кто».
В понятии«экономическая система» получила отражение совокупность производственныхотношений и институтов, образующая экономическую структуру общества.Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмамирешения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основетрадиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного,централизованного принятия решений государственными органами; механизмрыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятиирешений по основным проблемам экономики, экономические системы можнопредставить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная,рыночная.
Экономическиеограничения. Граница производственных возможностей
 
Экономическиересурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворенияпотребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы.Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет.Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки:если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага,необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы вдостаточном объеме.
Вэкономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченностьресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможноувеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсымогут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
Ограниченностьресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственныхвозможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпускапродукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.
Посколькуресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать,какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом,ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования,обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих другдруга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантовиспользования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целейобщества.
Альтернативныйвыбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в видешкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривойпроизводственных возможностей (графическая форма).
Дляиллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П.Самуэльсон.Предположим, необходимо произвести два вида благ – автомат калашникова и зерно.Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоихблаг, но в определенной пропорции (см. табл. 2.1).Таблица 2.1.Возможности Автомат калашникова, тыс. шт. зерно, млн. кг A 15 B 14 1 C 12 2 D 9 3 E 5 4 F 5
На основепредставленных данных можно построить график производственных возможностей,который иначе еще называют кривой трансформации (см. рис. 2.1).
/>
Экономическийсмысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществитьтехнологический выбор в экономике, определить необходимый объем производствакаждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
Множествоточек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике(A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихсяресурсов и достигается наибольший выпуск благ.
В случаенеполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случаебезработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение междупроизводством благ задается точкой (например, X ), которая оказываетсярасположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривойтрансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ засчет более полного задействования ресурсов. Производство благ в объемах сверхтех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках,расположенных выше кривой (например, Y), невозможно, т.е. выйти за ее рамки наданном уровне развития производительных сил нельзя.
На основеанализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судитьоб их производственном потенциале.
Здесь следуеттакже заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокойкривой производственных возможностей, который становится возможным в результатеприменения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.
По формеграфика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятиярешения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегдавыражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, иливмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
Подальтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благодного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»),чтобы получить определенное количество благ другого вида (болеепредпочтительных).
В нашемпримере, чтобы увеличить производство зерна от 0 до 1 млн. кг, нужно отказатьсяот производства 1 тыс. автоматов (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е.вот эта 1 тыс. автоматов – и есть альтернативная стоимость (вмененныеиздержки).
Дляувеличения производства зерна еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, ужепридется отказаться от производства 2 тыс. автоматов (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д.Последнее приращение объема производства зерна (с 4 млн. кг до 5 млн. кг)потребует отказаться от 5 тыс. автоматов (5 тыс. – 0 тыс.).
Такимобразом, за каждый дополнительный миллион килограммов зерна обществу придетсяплатить все большую «цену» в виде непроизведенных автоматов.
Аналогичнаязакономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе отпроизводства зерна к производству автоматов. Отказ от каждого последующегомиллиона килограмма зерна будет выражаться во все меньшем приросте производстваавтоматов.
Приведенныепримеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек:производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвованиевозрастающим количеством единиц другого блага.
Важным направлениемисследования общественного производства является анализ его структуры, которыйпроводится по различным критериям:
1. Пофункциональному назначению общественное производство подразделяется на двесоставляющих: производство средств производства и производство предметовпотребления. В зависимости от их соотношения можно делать вывод о том, чтосоставляет приоритет функционирования национальной экономики (экономическийрост или удовлетворение потребностей).
2. Посферам приложения труда и капитала в составе общественного производствавыделяют материальное и нематериальное производство. Согласно официальнойстатистике в материальное производство включаются отрасли и предприятия,которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство,строительство и т.д.), а также те, которые оказывают материальные услуги(транспорт, связь и т.п.). Нематериальное производство (непроизводственнаясфера) включает отрасли и предприятия, производящие нематериальные блага(здравоохранение, просвещение, культура, искусство, спорт).
3. Поотраслевому признаку общественное производство характеризуется преобладающимигруппами (комплексами) отраслей или их соотношением (промышленность, сельскоехозяйство, военно-промышленный комплекс и т.п.). По этому критерию национальнаяэкономика может быть охарактеризована как аграрная, индустриальная илиаграрно-индустриальная.
4. Взависимости от масштабов в системе общественного производства различают:
1. Единичное(индивидуальное) производство – форма организации производства, при которойразличные виды продукции изготовляются в одном или нескольких экземплярах. Вединичном производстве используется широкая номенклатура материалов,универсальные технологии. Оно распространено в тяжелом машиностроении.
2. Серийноепроизводство – форма организации производства, для которой характерен выпускизделий большими партиями (сериями), повторяемыми через некоторые промежуткивремени, возможно, с последующей их модернизацией. Серийное производство можетбыть специализировано на продукции относительно узкой номенклатуры.
3. Массовоепроизводство – форма организации производства, специализированного на выпуске вбольших количествах, однородных по назначению и конструктивно-технологическимпризнакам изделий, что предполагает максимальную стандартизацию и унификацию ихузлов и деталей. Для массового производства характерна высокая степенькомплексной механизации и автоматизации всех основных технологическихпроцессов.

Используемая литература
1. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, ДобрынинА.И. и др. Экономическая теория: Учебное пособие, М.: РИОР, 2008.
2. Микроэкономика: теория и российскаяпрактика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.:КноРус, 2005.
3. Николаева И.П. Экономическая теория.Учебник. — М.: КноРус, 2006.
4. Экономика / Под ред. Булатова А. С. –М.: Экономистъ, 2005.
5. Экономическая теория. Учебник. Подред. И.П.Николаевой. — М.: Проспект, 2006.
6. Экономическая теория. Под ред.Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. М.: Экзамен, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.