СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
2.1 Местошкольной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
2.2 Пути формирования информационнойкультуры учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Глобальнаяинформатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требуетсоздания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволитизбежать отрыва качества образования от современных требований жизни винформационном обществе.
Возрастающий объеминформации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» наконцепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование исаморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании.Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванныйвоспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.
Новая система образованиядолжна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний,умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творческиприменять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляетособые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый планумение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способностьнаходить, анализировать и обобщать информацию.
Стремительное развитиеновых информационных технологий актуализировала проблему повышения качествабиблиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников,от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования.Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Этоподкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательногоучреждения.
Актуальность темы нашейработы обусловлена изменением парадигмы образования, необходимостью обеспеченияего адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в обществе, чтосказалось на деятельности учреждений образования и школьных библиотек.
Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогическойнауки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьногобиблиотекаря. Суть первого подхода – в обосновании необходимости создания набазе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки, или школьногобиблиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностямимедиаспециалиста; второй состоит в том, что библиотека должна статьинформационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функцииинформатора; третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогическогоструктурного подразделения образовательных учреждений со специфическимифункциями.
И образовательноеучреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированиюмотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимыхинформационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа кинформации.
Различные аспектыдеятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Проблемамсовременного состояния школьных библиотек посвящены работы Т.Д. Жуковой, Е.М.Зуевой, Е.В. Ивановой, Е.Н. Ястребцевой и др. Исследования в областипрофессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю.Н.Столярова, Н.И. Гендиной, Г.А. Ивановой и др. Методологические основыформирования информационной культуры личности разработаны Н.И. Гендиной, Г.А.Стародубовой, И.П. Осиповой, Н.В. Збаровской и др. Изучению чтения детей иподростков посвящены труды И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Полозовой, Ю.П. Мелентьевойи др.
Все, изложенное нами выше,помогло определить данной работы – исследование и теоретическое осмыслениемоделирования информационно-образовательной среды школьной библиотеки.
Объектом исследования внашей работе выступаетинформационно-образовательная средабиблиотеки общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования:деятельность современной школьной библиотеки по формированию информационнойсреды образовательного учреждения.
Целью нашей работыявляется: теоретическое обоснование роли школьной библиотеки вформировании информационной культуры учащихся и ее разработка.
Цель предполагает решениеследующих задач:
1. Определить степеньразработанности исследуемой проблемы в теории и практике;
2. Выявить особенностидеятельности библиотеки общеобразовательного учреждения;
3. Проанализировать иобобщить результаты личной практической работы по организации работы школьнойбиблиотеки;
4. Наметить перспективыдальнейшего развития в решении заявленной в работе проблемы.
Методологической основойисследования в нашей работе явились положения моделирования библиотек,изложенные в трудах Ю.Н. Столярова. В исследовании были использованысовременные подходы к созданию образовательной среды библиотеки (Г.Ю. Беляев,В.А. Ясвин, И.П. Осипова), формированию информационной культуры учащихся,разработанные специалистами Кемеровского государственного университета культурыи искусств (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова).Существенной методологической основой стали положения, изложенные в нормативныхдокументах, посвященных деятельности школьных библиотек; материалы поруководству чтением, отраженные в публикациях А.Н. Ванеева, В.И. Терешина,Ю.П. Мелентьевой, А.А. Леонтьева; основным принципам деятельностибиблиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран,освященные в работах Г.А. Ивановой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Жуковой, И.И.Тихомировой, Ф.Л. Кэрролл, С.К. Ханнесдоттир.
Экспериментальной базой работыстала школьная библиотека СШ №104 г. Москвы.
Теоретическая значимостьработы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческиепредставления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процессаразвития информационно-компетентной личности.
Практическая значимость работы: полученныерезультаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при анализесостава фондов, материально-технического оснащения, уровня развития ииспользования в учебном процессе справочно-поискового аппарата, состояниякадрового потенциала.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Школьная библиотека –специфическая форма организации библиотечной работы, потому что онанепосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой,при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельностьшкольной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечениеобразовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся.
Современная школьнаябиблиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве ируководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актамимеждународного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; ЗаконамиРоссийской Федерации, включая основной закон – Конституцию РоссийскойФедерации, а также отраслевые законы.
К числу важнейшихмеждународных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятаяна сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССРв июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями,обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своейиндивидуальности, свободы мысли, совести и религии, — в статье 28предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ кинформации и материалам.
Другим важным документомявляется «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и напоследующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14декабря 1995 года. В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи,поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мересоответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей.
В пункте 25Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развитияинформационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ееиспользования, а также информатики и заочного обучения».
Дляпостроения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства домасштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирнымфорумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) «Образование длявсех: выполнение наших общих обязательств».
Школьномубиблиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся кбиблиотекам. В ряду этих документов:
· Манифест опубличной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);
· Манифест школьныхбиблиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;
· Манифест ИФЛА обИнтернете 2002 года;
· Рекомендации побиблиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованныебиблиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как вгороде, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, ктопринимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.
· РуководствоИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года.
Манифестшкольных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифестепубличных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как частьболее широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно длябиблиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь каквспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, чтоповышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей иучителей является доказанным фактом — «содействует развитию навыков чтения,запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативнымитехнологиями».
Манифест ИФЛАоб Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей впоиске информации по собственному выбору библиотеками и информационнымислужбами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь иконфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственностьза предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средствкоммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости«предоставления пользователям квалифицированной помощи в использованиивыбранных ими информационных источниках и услугах».
Важнейшимдокументом на федеральном уровне является Федеральный Закон «О библиотечномделе». Данный документ был принят Государственной Думой 23 ноября 1994 год,затем в него был внесен еще ряд изменений. Содержание Закона включает в себяследующие статьи:
Раздел I.Общие положения
Ст. 1.Основные понятия.
Ст. 2.Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле.
Ст. 3. Сферадействия Основ законодательства.
Ст. 4.Основные виды библиотек.
Раздел II.Права граждан в сфере библиотечного дела
Ст. 5. Праваграждан на библиотечное обслуживание.
Ст. 6. Праваграждан на библиотечную деятельность.
Ст. 7. Правапользователей.
Ст. 8. Праваособых групп пользователей.
Ст. 9.Ответственность пользователей.
Раздел III.Ответственность и права библиотек
Ст. 10.Статус библиотек.
Ст. 11.Ответственность библиотек.
Ст. 12. Правабиблиотек.
Раздел IV.Государственная политика в области библиотечного дела
Ст. 13.Государственная политика в области библиотечного дела.
Раздел V.Разделение компетенции в области библиотечного дела
Ст. 14.Компетенция органов государственной власти и управления
РоссийскойФедерации.
Ст. 15.Компетенция органов государственной власти и управления субъектов РоссийскойФедерации
Ст. 16.Компетенция органов местного самоуправления.
Ст. 17.Компетенция учредителя.
Раздел VI.Библиотечные фонды как культурное достояние народов Российской Федерации
Ст. 18.Библиотечные работы как культурное достояние народов Российской Федерации.
Раздел VII.Координация и кооперация в области библиотечного дела
Ст. 19.Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечногообслуживания.
Ст. 20.Центральные библиотеки.
Ст. 21.Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами.
Раздел VIII.Экономическое регулирование в области библиотечного дела
Ст. 22.Порядок создания и ликвидации библиотек.
Ст. 23.Реорганизация, приватизация и ликвидация библиотек.
Ст. 24.Имущество библиотек.
Ст. 25.Финансовые ресурсы библиотек.
Ст. 26.Инвестиционная политика в библиотечном деле.
Ст. 27. Фондыразвития библиотек.
Ст. 28.Финансовые и иные льготы.
Ст. 29. Трудовыеотношения работников библиотек.
Также важными документами являются Кодекс этики школьныхбиблиотекарей Российской Федерации, принятый на I съезде школьных библиотекарейРоссийской Федерации 1-4 июля 2007 и Манифест школьных библиотек Российской Федерации,проект которого был также принят на I съезде школьных библиотекарей РоссийскойФедерации. В этих документах изложены цели и задачи школьной библиотеки,принципы равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности,добровольности участия в деятельности библиотеки.
Целями школьной библиотеки указаны следующие: реализацияинформационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействиеосуществлению непрерывного образования учащихся учителей; содействие развитиютворческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственноздоровой личности; организация библиотечного обслуживания всех членов школьногосообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности,языка, профессионального или общественного положения; обеспечение ориентации иорганизация доступа к местным, региональным, национальным или глобальныминформационным ресурсам; организация информационной подготовки школьников,включая обучение навыкам поиска, извлечении, критического анализа и самостоятельногоиспользования информации для удовлетворения многообразных информационныхпотребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.); интеграция усилийпедагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения кчтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьниковпотребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжениивсей жизни.
Задачи школьной библиотеки: формирование фондов; оказаниебиблиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования;организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированиюинформационной грамотности, информационного мировоззрения и информационнойкультуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения,организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числеоснованных на использовании информационно коммуникационных технологий,координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первуюочередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности кценностям семейного чтения.
Таким образом, деятельность школьной библиотеки регламентируетсякак международными правовыми документами, так и Федеральным Законом РоссийскойФедерации, а также особыми документами, определяющими специфику работы именношкольной библиотеки, как специфического вида информационно-образовательногоподразделения.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
2.1 Место школьной библиотеки в информационно-образовательномпространстве
Вместес меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируетсядеятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развитияинформационного общества школьная библиотека становится центром учебногопроцесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный,технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучениишкольников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает игратьцентральную роль.
Вусловиях непрерывного расширения информационного пространства на школьныхбиблиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работыс информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации ипрофессионального роста.
В условияхперехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотекобщеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формированииинформационной культуры личности.
Значительныеизменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющаясобой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальноеее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровнябиблиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новыхинформационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждойбиблиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационныесистемы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграциитрадиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационногообслуживания.
Посколькушкольные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержкупроцесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, этозаставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многомопределяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методыработы.
Библиотекаобразовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства,формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный инаучно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию иобщедоступность документально-информационных ресурсов.
Документныефонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную,научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебнымивидеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками иэнциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активноиспользуются образовательные Интернет-ресурсы.
Однакок настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованиембиблиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотекзаметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связанос недостаточным финансированием.
школьныйбиблиотека учащийся культура
2.2 Понятие обинформационной культуре учащихся и пути ее формирования
Вхождениечеловеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпыроста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующиегоды в школьном образовании, — все эти факторы обусловили необходимостьформирования особой культуры — информационной культуры личности. «Понятие«информационная культура» включает в себя успехи традиционнойбиблиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новойинформационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационныхтехнологий».
Информационнаякультура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков ирефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Датьшкольникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграциипроцесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсыи внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимоподкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источникамиинформации. Удобнее всего это делать в библиотеках.
Организациятакой систематической практики школьников должна быть результатом объединённыхусилий школы и библиотеки.
Основныенаправления работы по формированию информационной культуры школьниковследующие:
I. Комплектованиебиблиотечного фонда.
1. Информационная и методическая работа.
2. Массовая работа со школьниками.
3. Индивидуальная работа с читателями.
4. Систематическое повышениесобственного профессионального уровня.
Работа синформацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именнобиблиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные,междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученныхнавыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самоеглавное, для проявления самостоятельности.
Но библиотекане может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и садминистрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениямипредметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором)работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихсяразных способов использования информации.
Работа поформированию информационной культуры школьников будет эффективной только в томслучае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром,наладить информационную, документную и методическую поддержку этойдеятельности.
Библиотека,являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи поподготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
1) научитьучащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различныхвидах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);
2) приобщатьучащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у нихнавыки самостоятельной работы с ней;
3) развиватьпознавательные интересы и творческие способности учащихся.
Работа поформированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану.Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационныенавыки постепенно, для каждого класса — своя тематика, учитывающая содержаниеучебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываютсявозрастные особенности учащихся.
Основныминаправлениями в работе библиотеки должны стать:
— информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
— развитиетворческого потенциала личности школьника средствами приобщения кчтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджачитающего человека;
— активизацияинтеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция ихповедения и социальной адаптации через общение с книгой;
— приобщениеучащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;
— обучениеприёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронныхносителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.
Школьныйвозраст — это именно тот возраст, когда закладываются основы личности,вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себябелорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре — процесс, в которомкнига играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия,посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставкикниг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может бытьоформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».
В школе в качествефакультативного может быть введен интегрированный курс по работе надформированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационнойкультуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков,позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целяхудовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное ипрактическое значение.
Примерная программа дляучащихся 5-6 классов, учитывающая возрастные особенности школьников этойгруппы, может быть представлена следующим образом:
I. Основные задачи:
1. датьпредставление учащимся о современных информационных технологиях;
2. научить учащихсясамостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видахизданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьнойбиблиотеке, так и вне ее;
3. приобщатьучащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе,и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
4. укреплять интереск познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Курс «Основыинформационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный иразвивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия дляпродолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися могутбыть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия,экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Программа в 5 классерассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практическихзанятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.
Программа в 6 классерассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практическихзанятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационнойкультуры школьника»
5 класс