Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Тотемский педагогический колледж»
Курсовая работа
по педагогике
специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»
Развитие ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХспособностей У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ через УЧАСТИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГРАХ
Тотьма 2008
Оглавление
Введение
Раздел 1. Психолого-педагогические особенности развитияпознавательных способностей младших школьников
1.1 Возрастные особенности младшего школьника
1.2 Игра как средство развития индивидуальных способностейребенка
1.3 Дидактическая игра как средство интеллектуальногоразвития
1.4 Игры детей младшего школьного возраста
Раздел 2. Влияние интеллектуальных игр на развитиепознавательных способностей младших школьников
2.1 Планирование и организация эксперимента
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Библиография
/>/>Введение
Состояние современного обществапоставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкоеухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровьядетей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересови способностей, в первую очередь интеллектуальных. В основе развитияинтеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитиеинтеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенноактуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способныхглубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв вэкономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. По даннымпсихологов если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах — на 80 — 90%. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизниребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основнойзапас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Такжеприобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизнизависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача — наметить образовательныймаршрут для своего подопечного — лежит на плечах учителя. Именно отрациональных действий учителя зависит выявление интеллектуальных способностеймладшего школьника. А интеллектуальные особенности личности понимаются как особенностиразвития психики данного ребенка, особенности его мышления, памяти, внимания. Параллельнос развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается речь, котораяорганизует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное отвторостепенного. Развитие мышления влияет и на воспитанность человека. Уребенка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию всебе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить и доходить до истинысамостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность,любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Все это крайненеобходимо для дальнейшей жизни ребенка. Развитие интеллектуальных способностейснимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость,сохраняет здоровье. Не менее важно заметить, что идеи развитиясамостоятельности мышления входят в понятие гуманности учебно — воспитательногопроцесса школы, ибо осуществление этих идей не что иное, как истинно гуманноеотношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь становлению самостоятельнойличности, создав условия для ее самовыражения.
При осуществлении процессаобучения учитель естественно должен учитывать возрастные особенности учащихся. Какизвестно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Новремя идет и ребенок взрослеет, становится школьником. А в младшем школьномвозрасте ведущей деятельностью является учеба. Поэтому необходимо для успешнойадаптации ребенка к школьной жизни осуществлять плавный переход от одного видадеятельности к другому. Для этого на уроках учитель применяет разного родаигровые приемы — развивающие игры. Он может их включать как в урочнуюдеятельность, так и во внеурочную. Игры должны носить развивающий либопознавательный характер. Целью их является расширение кругозора, формированиесобственного мировоззрения, интереса к знаниям младшего школьника. И здесь напервое место выходят именно игры, носящие интеллектуальный характер.
Игры различаются по содержанию,характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в ихвоспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководствевоспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игрыназывают творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируютте или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемыхобразах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являютсястроительные игры.
В практике воспитанияиспользуются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правиламиотносятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённоепрограммное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельностьдетей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководствомвоспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизациидети проводят и эти игры самостоятельно.
Данная тема очень актуальна внастоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект — главный критерийоценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость исчастье человека в жизни. В свою очередь общество требует активности и высокогоуровня знаний от учащихся. Это будет способствовать безболезненному входумладшего школьника в процесс общественных отношений. Потому что через игры,способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас ираскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника. Какая прекрасная вещь- открытия! Разные чувства проявляются при постижении чего-то ранее совершеннонеизвестного, но одно присутствует всегда — это удивление. С удивления, какизвестно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытиякрайне необходимы. Жизнь школьников, лишенных праздников ума — поистине катастрофична,так как это влияет на дальнейшую их успешность и благополучие в судьбе.
Цель: выявление ролиинтеллектуальных игр в развитии познавательных способностей детей.
Задачи:
изучить научно-методическуюлитературу по данной теме;
установить каким образом спомощью интеллектуальных игр можно, развивать познавательные способности детей;
дать рекомендации по развитиюиндивидуальных способностей детей посредством интеллектуальных игр.
Гипотеза: интеллектуальные игрыспособствуют развитию у младших школьников познавательных способностей (мышления,внимания).
Объект: познавательныеспособности (внимание, мышление) младшего школьника.
Предмет: развитие познавательныхспособностей младших школьников через участие в интеллектуальных играх.
База исследования: МОУ «Никольскаяначальная школа № 1» г. Никольска.
Данная работа состоит извведения, двух разделов, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновываетсяактуальность изучаемой темы. В первом разделе рассматриваютсяпсихолого-педагогические особенности развития познавательных способностеймладших школьников, где дается характеристика возрастных особенностей детей, атакже игр, направленных на развитие познавательной сферы. Второй разделпосвящен влиянию интеллектуальных игр на развитие познавательных способностеймладших школьников, где представлены таблицы и графики, по которым можнооценить результаты проведенной экспериментальной работы. В заключениипредставлены выводы по теоретической и практической части исследования.
/>Раздел 1. Психолого-педагогическиеособенности развития познавательных способностей младших школьников
1.1 Возрастныеособенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, тоесть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга поуспехам в учении — сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие итугодумы. Они собрались из самых разных семей — более развитые и менее развитые,воспитанные и диковатые, заласканные и те, которым ласка не достается. Всех ихроднит одинаковый возраст, некоторые общие особенности реагирования наокружающее.
Как известно, в младших классахвсе учебные предметы (иногда за исключением таких, как рисование, пение ифизкультура) ведет один педагог, чаще всего учительница. Она изо дня в деньучит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. Отношениеучащихся младших классов к учительнице, очевидно, имеет и сильную, и слабуюстороны и выражает собой определенный этап возрастного развития.
Такие психологическиеособенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчиваяисполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе,представляет собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. Отмеченные чертытеснейшим образом связаны с другими особенностями возраста. Согласно Н.С. Лейтесу[9, с.320], известны свежесть, яркость, детского восприятия и чрезвычайнаяотзывчивость детей на окружающее. Ученики начальных классов всем существомоткликаются на отдельные моменты высказываний учительницы: они очень живореагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку. Накакой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу уних возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ниодин эпизод урока не оставляет их безразличными. Импульсивность детей, ихсклонность сразу реагировать придают занятиям стремительность и напряжение,обуславливают их насыщенность. Младшие школьники особенно реагируют на непосредственныевпечатления, доставляемые органами чувств. Восприимчивость к образномумышлению, содержанию заметна особенно на занятиях по арифметике. Непосредственностьдетских реакций и ненасытная впечатлительность бывают очень заметны вовнешкольной обстановке. Наряду с непосредственностью реакций выступает попутноеосознавание своих впечатлений. Подражательность многих детских действий ивысказываний — важный источник успехов в начальном учении. У детей данноговозраста она проявляется по преимуществу во внешнем копировании, повторениивоспринятого. Ученики младших классов охотно переносят в свои игры то, что самитолько что узнали. Поэтому учебный материал осваивается и закрепляется нетолько в отведенные на это часы.
Младший школьный возраст,начальные годы собственно учения — это период впитывания, накопления знаний.
Глубокие изменения, происходящиев психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широкихвозможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе. Втечение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциалразвития ребенка как активного субъекта. Познающего окружающий мир и самогосебя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возрастявляется сенситивным для:
формирования мотивов учения,развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов инавыков учебной работы, умения учиться;
раскрытия познавательныхспособностей.
Также к возрастным особенностяммладшего школьника необходимо отнести познавательные процессы. По мнениюАлферова А.Д. [1, с.384], восприятие детей данного возраста отмечаетсяостротой, своего рода любознательностью, что связано с преобладанием первойсигнальной системой. Малая дифференцированность: в начале учебы школьникинеточно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы. Не узнают одну иту же геометрическую фигуру. Иначе расположенную на плоскости. Способные недетально, а в целом воспринимать предмет. Все яркое, живое, наглядноевоспринимается лучше.
Отмечается слабостьпроизвольного внимания, поэтому требуется стимулирование их деятельностипоощрение, похвала. А непроизвольное внимание развивается интенсивно, устойчивостьвнимания небольшая. Темп работы часто теряется, наблюдается пропуски букв. Склонностьк механическому запоминанию у детей младшего школьного возраста развита хорошо.Развитие идет по двум направлениям:
умственная рольсловесно-логической памяти;
развивается умение управлятьсвоей памятью.
Обычно дети данного возрастамыслят конкретными категориями, но постепенно идет осуществление перехода отпознания внешней стороны предметов к их сущности.
По мере развития ребенкамышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий.Но все, же ученику легче пройти путь от причины к следствию, чем от следствия кпричине. В этот же период развивается воссоздающее и творческое воображение. Детисклонны фантазировать, отчего младших школьников нередко считают лгунишками.
Р.С. Немов [13, с.496] считает,для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойстваиндивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать иактивно вести обучение и воспитание детей. Но не следует думать, что этипериоды для всех детей и времен определяются однозначно и не могут бытьизменены в результате совершенствования методов обучения и воспитания детей. Впсихологии теории детского развития огромное значение имеют движущие силыразвития. Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенныхусловиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры,людей и отношений между ними. От этих условий зависят индивидуальныеособенности, использование и превращение в соответствующие способности тех илииных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетаниепсихологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.
Ведущую роль в развитии детеймладшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходитформирование интеллектуальных и познавательных способностей. Способности детейне обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенноте из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться.
Способности — это такиепсихологические особенности человека, от которых зависит успешностьприобретения знаний, умений, навыков. Но которые сами к наличию этих знаний,навыков, умений не сводятся [15, с775]. Иначе бы ответ у доски, удачно илинеудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательноезаключение о способностях ребенка. Способности обнаруживаются только вдеятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Спозиции рассмотрения этой проблемы А.В. Петровским [16, с.512], нельзя говоритьо способностях ребенка к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, еслион не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Серьезнойпсихологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезнойпроверки утверждения. Что ребенок еще не овладел необходимыми умениями инавыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы. Способностиобнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике ихприобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро,глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенноважными для данной деятельности. [16, с.510].
Развитие познавательных способностейсвязано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая нанем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальныйподход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательныхсил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.
Таким образом, у младшихшкольников при изменении содержания и условий обучения, а также введение новоговида деятельности на уроках (игра), можно сформировать достаточно высокийуровень способностей к обобщениям и абстракциям.
1.2 Игракак средство развития индивидуальных способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущийвид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего временидети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходятдовольно значительный путь развития: от предметных и символических досюжетно-ролевых с правилами.
С момента поступления ребенка вшколу, учебная деятельность становится ведущей, а игра отходит на второй план. Пристановлении у младших школьников учебной деятельности у них формируется иразвивается центральное новообразование данного возраста — основытеоретического сознания и мышления и основы связанных с ними способностей (рефлексия,анализ, планирование и. т.д.).
Усвоение теоретических знанийпосредством учебной деятельности полноценно совершается тогда, когда онасочетается с игрой. Предпосылки потребности в учебной деятельности в видепознавательных интересов возникают у ребенка младшего школьного возраста впроцессе развития сюжетной игры, внутри которой интенсивно формируютсявоображение и символическая функция. Сюжетно-ролевая игра способствуетвозникновению у ребенка познавательных интересов. Выполнение ребенкомдостаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением исимволической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, овзрослых людях, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию.Необходимый элемент игры — воображаемая ситуация представляет собойпреобразование накопленного ребенком запаса представлений [7, с.121].
Образ фантазии выступает какпрограмма игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игрыпозволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость,решительность, организованность, находчивость). Сопоставляя свое и чужоеповедение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реальногоперсонажа. Ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.
В младшем школьном возрастедетские игры постепенно приобретают более совершенные формы, превращаются вразвивающие, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемогоопыта. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, вних широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. Атакже те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.
Интеллектуализируются групповые,коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечендостаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имея время для занятийими. Игры в этом возрасте продолжают занимать второе место после учебнойдеятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.
«Игра — есть потребностьрастущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка,тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность,находчивость, инициатива» [20, с.122].
Игра для ребенка не только отдыхи развлечения, но и вид деятельности: без игры ребенок не может нормально растии развиваться. В играх ребенок развивается физически и умственно, сталкиватьсяс миром современной техники. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость вдостижении цели, наблюдательность, смекалка. Необходимо постоянно находить иприменять такие игры, которые способствуют развитию детей. Все игры всовокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям идостигать их. Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимоопираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки,способности. А затем плавно корректировать и перестраивать существующиеинтересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчивоработая над их духовным преображением [3, с.65].
Нельзя отождествлять игру сразвлечением. Пусть некоторые игры и являются веселым развлечением, способомвремяпрепровождения. Но степень полезности большинства игр, как средстваразвития, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, аглавное, от ее характера и целей. Вся сущность ребенка проявляется в играх. Иесли эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играхможно достичь многого, чего очень трудно добиться путем бесед, собраний идругих методов и приемов воздействия на ребенка, очень утомляющих его. Наблюдаяза детьми во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему. Виграх дети открывают свои положительные и отрицательные стороны, видя исопоставляя которые педагог получает огромную возможность влиять должнымобразом на всех вместе и каждую в отдельности.
Таким образом, игра — это одноиз слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игравызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой,эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки,умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широкоприменяться в работе с детьми. Принято различать два основных типа игр:
игры с фиксированными иоткрытыми правилами;
игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа являетсябольшинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих(интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, вкоторых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельновоспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр[20, с.121]: подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характерувыполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развиваютдвижения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеютритмично двигаться под неё; строительные игры — с песком, кубиками, специальнымистроительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служатсвоего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;дидактические игры — специально разрабатываемые для детей, например, лото дляобогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психическихкачеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры — игры,в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых,например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимопознавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность 1.3 Дидактическаяигра как средство интеллектуального развития
В последнее время педагоги иродители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Однойиз самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность.
Большим успехом пользуютсяинтеллектуально — творческие игры для младших школьников. Можно выделитьследующие виды таких игр:
литературные игры: формируютинтерес к чтению у учащихся. Познакомившись с какой — либо книгой, дети всемклассом готовят домашнее задание и приходят на игру, которая включаетинтеллектуальные, творческие, подвижные задания и конкурсы. Цель таких игр — формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальныхспособностей, освоение навыков коллективной деятельности.
игры на комбинирование: этотакие игры, как танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы,головоломки и другие — предусматривают умение создавать новые комбинации изимеющихся элементов, деталей, предметов.
игры на планирование: лабиринты,головоломки, магические квадраты, игры со спичками — направлены на формированиеумения планировать последовательность действий какой — либо цели. Способностьпланирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действиявыполняются раньше, а какие позже.
игры на формирование уменияанализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательныетаблицы — предусматривают умение объединять отдельные предметы [8, с.31].
Интеллект в широком значении — вся познавательная деятельность, в более узком — наиболее обобщенное понятие,характеризующее сферу умственных способностей человека [15, с.775]. К такогорода качествам относятся способность к анализу, синтезу и абстрагированию,наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышленияи творческим потенциалом; способность к логическому мышлению, проявляющаяся вумении видеть причинно — следственные связи между событиями и явлениямиреального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве; атакже внимание, память, речь ребенка.
С точки зрения Н.С. Лейтеса [10,37], самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что онпозволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире. Предвидетьнаступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность, атакже познавать свои умственные процессы и влиять на них (рефлексия исаморегуляций). Первостепенное значение имеет потребностно-личностная сторонапризнаков интеллекта.
Умственная активность — характернейшая черта детства. Она выступает не только во внешних проявлениях,но и в форме внутренних процессов. Издавна в психологии отмечалось значениеактивности для успешности умственного развития.
Своеобразиедидактических игр заключается в том, что она одновременно является формой обучения,в которой содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровойдеятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила,результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой рольюдидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркиваетобучающий характер игры, направленность её содержания на развитиепознавательной деятельности детей.
В отличие от прямой постановкизадачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задачасамого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развиваетсамостоятельность и активность мышления и речи у детей [11, с.34].
Игровым действиям детей нужно учить.Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самогодействия.
Одним из элементов дидактическойигры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и,в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляютповедение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил онформирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умениесдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.
В результате этого развивается способностьуправлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий,организующий и дисциплинирующий характер.
обучающие правила помогаютраскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровымидействиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;
организующие — определяют порядок,последовательность и взаимоотношения детей в игре;
дисциплинирующие — предупреждаюто том, чего и почему нельзя делать.
Правила игры, устанавливаемые учителем,постепенно усваиваются
детьми. Ориентируясь на них, ониоценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения вигре.
Результат дидактической игры — показательуровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности,взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила,результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составныхчастей нарушает её целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие.
В дидактических играх переддетьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания,умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолетьтрудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированиюпредставлений, усвоению знаний.
Эти игры дают возможность обучатьдетей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иныхумственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобыдидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, нои способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию егоспособностей.
Дидактическая игра содействуетрешению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учительставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулироватьсвоё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство дидактическимииграми, прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программногосодержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательномпроцессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно бытьнаправлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельностии инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач,должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовностьприйти на помощь товарищам.
Учитель намечает последовательностьигр, усложняющихся по
содержанию, дидактическимзадачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры могут бытьочень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающегои развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обученияна занятиях и в дидактической игре.
Развитие игры во многомопределяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностьювыполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональнымипереживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания,новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный.В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется.К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Неследует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренныйтемп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность,
несвоевременное выполнениеигровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются.Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробныеобъяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действиякак бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могутруководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются,однообразие снижает эмоциональный подъём [2, с.215].
Дидактическая игра как одна из формобучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установитьправильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить ихвзаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Дидактические игры иногдапредшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детейк тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когданеобходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенногов игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
1.4 Игрыдетей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступаетпериод смены ведущего типа деятельности — переход от игры к направленномуучению (у Д.Б. Эльконина — «кризис 7 лет»). Поэтому при организациирежима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия,способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому.Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе(познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.
Младшие школьники только чтовышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхожденияв образы.
Игры в жизни детей младшего школьноговозраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младшихшкольников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре какподготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил испособностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшем школьном возрастебольшое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя,школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемойситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Играя, дети стремятся овладетьтеми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детямнравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. Вролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции,которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает как средствосамовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игрыдети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольникамимладшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета ираспределение ролей, более целенаправленно выбирают их. Особое внимание следуетобращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг сдругом и с другими людьми [19, с.215].
При этом педагогу необходимо использоватьиндивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительныедети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольнолегко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.
Воспитательное значение сюжетныхигр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности,создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувстваличности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играхизвестную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам. В этомвозрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом,бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость.В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекаетдетей.
У детей этого возраста наблюдаетсяинтерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеютсяследующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебныерешения задач. Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемостиучащихся первых классов.
На протяжении младшего школьноговозраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятсяустойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинаютвыступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени,т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение,посещение кино, телевидение.
Таким образом, принимая вовнимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника,следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности,дающей так много радости ребенку. Педагогически грамотно организованная игра мобилизуетумственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыкисамодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Развитиеинтеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основнымипредметами начального обучения. Так, например, интенсивное развитие мышленияучащихся помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты. Аактивное внедрение в учебный процесс интеллектуальных игр является одной изважнейших задач учителя.
Раздел 2. Влияние интеллектуальных игр на развитиепознавательных способностей младших школьников2.1 Планированиеи организация эксперимента
Место проведения исследования: МОУ«Никольская начальная школа №1» г. Никольска.
Задачи практической частиисследования.
1. Подобрать интеллектуальныеигры, направленные на развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Провести их со школьниками.
3. Оценить результатыпроделанной работы.
Гипотеза: интеллектуальные игрыспособствуют развитию у младших школьников познавательных способностей (мышления,внимания).
Методы исследования:
1. тестирование (тест «Чтолишнее?»), тестирование по методике Мюнстенберга;
2. игротерапия;
3. методы математической обработкиполученных данных.
Характеристика класса.
В нашем исследовании принималиучастие учащиеся 2 «В» класса, в возрасте от 8 до 9 лет. Уровеньразвития познавательных способностей и общеучебных умений учащихся не высок, всвязи с тем, что с детьми не проводились психологические занятия по развитиюпознавательной сферы из-за отсутствия в школе педагога — психолога. Поэтому приучастии в интеллектуальных играх у учащихся возникли затруднения.
Планирование практической работы:
На подготовительном этапе:
определить уровень развитиямышления и внимания у учащихся 2 «В» класса, в соответствии с этимподобрать ряд интеллектуальных игр.
Основной этап:
проведение интеллектуальных игрс детьми.
Заключительный этап:
проведение повторнойдиагностики, направленной на оценку уровня развития познавательных способностеймладших школьников;
оценить результаты проделаннойработы и сделать соответствующие выводы.
Для развития познавательныхспособностей второклассников мы использовали следующие игры:
игры на комбинирование — танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки идругие — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихсяэлементов, деталей, предметов;
игры на планирование — лабиринты, магические квадраты, головоломки — направлены на формирование уменияпланировать последовательность действий для достижения какой — либо цели. Способностьпланирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действиявыполняются раньше, а какие позже;
игры на формирование уменияанализировать — найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательныетаблицы — предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общимназванием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет попринципу «из чего состоит, что делает».
На наш взгляд, материалпоисково-творческих задач не учебного содержания создает благоприятные условиядля воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуетсявозможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявитьинициативу, ставить цели и находить способы их достижения (см. Приложение 1).
2.2 Анализрезультатов экспериментальной работы
На первом этапе исследования мыпровели диагностические процедуры, используя для оценки уровня развитиявнимания у второклассников методику Мюнстенберга, а для оценки уровня развитиямышления — тест «Что лишнее?».
Методика Мюнстенберга направленана определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрациивнимания и помехоустойчивости. Учащимся предлагался бланк с буквенным текстом,где имелись слова, задача испытуемых заключалась в том, чтобы, как можнобыстрее просматривая текст найти и подчеркнуть эти слова, пример:
РЮКЛБЮСРАДОСТЬЫАПОРДЛЛД.
Таблица 1. Данныепервоначальной диагностики (методика Мюнстенберга).Ф.И. учеников Выделенные слова Ошибки Пропущенные слова /> />
1. Толя С. 7 1 9 />
2. Лиза К. 3 /> 14 />
3. Сережа С. 6 1 10 />
4. Вика К. 6 1 10 />
5. Никита В. 4 /> 13 />
6. Таня С. 5 1 11 />
7. Ваня К. 2 1 14 />
8. Женя П. 8 1 8 />
9. Лена Ц. 8 /> 9 />
10. Леша Ч. 2 1 14 />
11. Оля Ч. 6 1 10 />
12. Лена П. 6 /> 11 />
13. Саша К. 3 /> 14 />
14. Андрей И. 2 /> 15 />
15. Наташа П. 7 /> 10 />
16. Коля К. 3 1 13 />
17. Дима К. 7 /> 10 />
18. Матвей Л. 7 /> 10 />
График 1. Количество ошибок,допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга.
/>
По результатам диагностики былоустановлено, что большинство учащихся допустили от 7 до 12 ошибок (61,1%), незначительная часть детей допустили от 13 до 17 ошибок (39,9%). Следовательно,можно сделать вывод о том, что внимание неустойчивое и уровень его концентрациинизкий.
Тест «Что лишнее?» позволяетсудить о степени сформированности мышления, умения находить существенныепризнаки предметов, умения сравнивать и обобщать. Результат оценивается вбаллах:
9 — 10 баллов — высокий уровень(ребенок правильно решил все задания менее чем за 1,5 минуты).
7 — 8 баллов — выше среднего (ребеноксправился с задачей за 2 минуты).
5 — 6 баллов — средний уровень (ребенокза 3 минуты справляется с заданием; возможно, не выполняет одно из заданий).
3 — 4 балла — ниже среднего (ребенокза 3 минуты не выполняет 2 — 3 задания).
0 — 2 балла — низкий уровень (ребенокза 3 минуты не справляется с заданием или выполняет только одно из заданий).
Таблица 2. Данные первоначальнойдиагностики (тест «Что лишнее?»)Ученики Уровень развития Баллы 1. Толя С. ниже среднего 4 2. Лиза К. ниже среднего 4 3. Сережа С. средний 6 4. Вика К. ниже среднего 4 5. Никита В. средний 6 6. Таня С. низкий 2 7. Ваня К. средний 6 8. Женя П. средний 6 9. Лена Ц. средний 6 10. Леша Ч. низкий 2 11. Оля Ч. ниже среднего 4 12. Лена П. средний 6 13. Саша К. средний 6 14. Андрей И. ниже среднего 4 15. Наташа П. низкий 2 16. Коля К. низкий 2 17. Дима К. ниже среднего 4 18. Матвей Л. средний 6
График 2. Уровень развитиямышления у второклассников по результатам первоначальной диагностики
/>
Исходя из полученных данных,можно сделать вывод о том, что уровень развития мышления у учащихся этогокласса низкий и ниже среднего.
И лишь 44% детей имеют среднийуровень развития мышления.
Таким образом, по результатамдиагностик можно говорить о том, что учащиеся нуждаются в занятиях,направленных на развитие познавательных способностей.
Поэтому на втором этапе нашегоисследования, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр вовнеурочное время.
В течение 5 недель с младшимишкольниками проводились разнообразные игры на развитие познавательныхспособностей, а именно на мышление и внимание.
После чего с детьми былипроведены повторные диагностические процедуры — тест «Что лишнее?» иметодика Мюнстенберга.
Получились следующие результаты:
Таблица 3. Данные повторнойдиагностики (методика Мюнстенберга)Ф.И. учеников Выделенные слова Ошибки Пропущенные слова
1. Толя С. 10 1 6
2. Лиза К. 5 /> 11
3. Сережа С. 9 /> 8
4. Вика К. 10 1 6
5. Никита В. 7 /> 10
6. Таня С. 10 /> 7
7. Ваня К. 5 /> 12
8. Женя П. 14 1 2
9. Лена Ц. 13 /> 4
10. Леша Ч. 6 /> 11
11. Оля Ч. 8 1 8
12. Лена П. 6 /> 11
13. Саша К. 7 /> 10
14. Андрей И. 7 1 9
15. Наташа П. 8 /> 9
16. Коля К. 5 1 11
17. Дима К. 8 /> 9
18. Матвей Л. 9 /> 8
График 3. Количество ошибок,допущенных учащимися, при выполнении методики Мюнстенберга (повторнаядиагностика)
/>
График 4. Сравнительныеконтрольные данные результатов по методике Мюнстенберга
/>
Исходя из полученных данных,после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результатзначительно отличается от первоначального; а именно возросла концентрациявнимания, оно стало более устойчивым, об этом свидетельствует увеличениеколичества верно выделенных слов.
А по выявлению изменений вуровне развития мышления учащихся получили следующие результаты:
Таблица 4. Данные повторнойдиагностики (тест «Что лишнее?»)Ученики Уровень развития Баллы 1. Толя С. средний 6 2. Лиза К. средний 5 3. Сережа С. выше среднего 7 4. Вика К. средний 5 5. Никита В. средний 6 6. Таня С. ниже среднего 3 7. Ваня К. средний 5 8. Женя П. выше среднего 7 9. Лена Ц. выше среднего 7 10. Леша Ч. ниже среднего 4 11. Оля Ч. средний 6 12. Лена П. средний 6 13. Саша К. выше среднего 7 14. Андрей И. средний 6 15. Наташа П. ниже среднего 4 16. Коля К. ниже среднего 3 17. Дима К. средний 6 18. Матвей Л. выше среднего 7
График 5. Сравнительные контрольные данные результатов (тест«Что лишнее?»)
/>
В результате проведеннойвыходной диагностики, можно сделать вывод, что результаты показанные детьми восновном повысились, сформировались умения находить существенные признакипредметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения интеллектуальных игр,мы видим, что большинство детей имеют средний уровень развития мышления, даже27,7% учащихся имеют уровень развития мышления выше среднего, что не наблюдалосьпри проведении первоначальной диагностики.
Выводы и рекомендации: анализируя проведенное исследование,можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развитияпознавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников.Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик — возрослаконцентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умениянаходить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. Уучащихся происходит становление и развитие форм сознания и самоконтроля,исчезает боязнь ошибочных шагов.
Поэтому, мы считаем,целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся вэтот процесс.
Заключение
Сегодня, как никогда широко осознаетсяответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательнойи профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей,ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Далеко не все педагогическиересурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким малоиспользуемым средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика и психологиявидят в игре такие важные
особенности как:
полифункциональность — возможностьпредоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя»информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.
игра относится к косвенномуметоду воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, являетсяполноправным субъектом деятельности.
игра — это такое средство, гдевоспитание переходит в самовоспитание.
игра теснейшим образом связана сразвитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве,оно приобретает особое значение.
игра — первая деятельность,которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формированиисвойств и обогащении его внутреннего содержания.
При организации интеллектуальныхигр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младшийшкольный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтомутак важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данномвозрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания,не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительнотруднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В игре у ребенка формируетсявоображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновениев неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию еёв действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, ив игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия кчувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и черезнеё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок,играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личностьребенка.
В игре в той или иной мереформируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающиеготовность к обучению.
На разных этапах развития детямсвойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данногоэтапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Для того чтобы игра была эффективнымсредством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимовыполнение следующих условий:
Содержание игры должно служитьразвитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
эмоциональные (чтобы привлекали ребенка,доставляли ему удовольствие, радость);
познавательные, обучающие (ребенокдолжен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
игры должны быть социальноориентированные.
Основная цель педагога — последовательноруководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллективав целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степенивлияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическаяценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы инепринужденности.
Необходим учет индивидуальных ивозрастных особенностей.
При соблюдении этих условий играбудет служить развитию и воспитанию ребенка.
Анализируя проведенноеисследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игрдля развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления умладших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные намирезультаты диагностик — возросла концентрация внимания, оно стало болееустойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов,умение сравнивать и обобщать.
Поэтому, мы считаем,целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся вэтот процесс.
Библиография
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие попсихологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.
2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.- 215с.
3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей кпознавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. — № 4. — с.63-68.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 1999. — 320с.
5. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. — М.: Просвещение,1999. — гл.2. — с.258-270, 302-305, 274-284.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-еизд. — М.: Университет, 2000. — 336с.
7. Гуров В.А. Интеллектуально — творческие игры // Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121 — 122.
8. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников входе игры // Начальная школа. 2006. — № 5. — с.30-31.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие попсихологии. — М.: Академия, 2000. — 320с.
10. Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия,1999. — С.25-37.
11. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Академия, 2000. — 334с.
12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособиедля учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 224с.
13. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.- 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 496с.
14. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. — М.: Грамотей, 2003.- с.48-56.
15. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. — М.: Изд-во Академиипедагогических наук, 1960, Ι том. — 775с.
16. Петровский А.В. Психология. — М.: Академия, 2000. — 512с.
17. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Я. Неймера. — Ростов — на — Дону: Феникс,2003. — 640 с.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, ч.2. — М.: Владос,с.321-331, с.377.
19. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Школа-пресс, 1977, с. 200-215.
20. Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005.- № 5. — с.121-122.
21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшихшкольников. — М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
22. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. — Ярославль: Академия, 2003. — с.12-43.
23. Шагрева О.А. Детская психология // теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001. — с.243-254.