Реферат по предмету "Мировая экономика"


Управление финансовой деятельностью предприятия

--PAGE_BREAK--Функции финансовой службы:
— обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
— разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;
— определение кредитной политики;
— установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
— разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;
— финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;
— осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
— обеспечение страхования от финансовых рисков;
— проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
— анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.
На ЧУПТП «Универсал» финансовая служба не выделенf в отдельное структурное подразделение, все функции финансовой службы возложены на управляющего, что обусловлено размерами фирмы.
Финансовый анализ – процесс и исследования, и оценки финансовых условий (внешних и внутренних) функционирования субъекта хозяйствования с целью выработки обоснованных решений по изменению финансовых условий функционирования предприятия. Финансовый анализ сводится к анализу экономического потенциала с точки зрения финансовых отношений и факторов на него влияющих. Экономический потенциал – способность предприятия достигать поставленных целей, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Основными задачами финансового анализа являются:
— общая оценка финансового положения организации;
— изучение соответствия между имуществом и обязательствами;
— определение ликвидности и финансовой устойчивости организации;
— прогнозирование устойчивости финансового состояния.
Для решения этих задач выполняется оценка:
— динамики состава и структуры активов и пассивов организации;
— наличия, структуры и изменения оборотных и внеоборотных активов;
— платежеспособности и ликвидности организации;
— показателей финансовой устойчивости.
Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.
На ЧУПТП «Универсал» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический.
Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д.
Горизонтальный анализ – это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования.
Источники информации для финансового анализа: бухгалтерский баланс (форма №1), отчёт о прибылях и убытках (форма №2), отчёт об изменении капитала (форма №3), отчёт о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.
Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств.
Задачами финансового планирования являются:
— определение потребности в финансовых ресурсах;
— определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов и на основе этого расчет объема и структуры финансирования;
— установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность капитальных вложений, размер дивидендов, размер фондов накопления и потребления и т.д.;
— синхронизация поступления денежных средств с их выплатой;
— оценка результативности всех видов деятельности предприятия и т.д.
На ЧУПТП «Универсал» осуществляется оперативное финансовое планирование – разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 – 3 года).
Функции финансового анализа и финансового планирования исполняет, главным образом, управляющий предприятия.
Проанализируем состав, структуру и динамику прибыли организации (таблица 2.1). Источником информации является форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».
Прибыль отчётного периода за 2008 год уменьшилась как по отношению к 2007, так и по отношению к 2006 году. Причиной этого послужили убытки от операционных доходов и расходов, которые связаны с реализацией нерентабельных основных средств предприятия.
В 2006 и 2007 годах по внереализационным доходам и расходам наблюдался убыток, что отрицательно сказывалось на прибыли предприятия. В 2008 году по этому показателю имеется прибыль, это объясняется тем, что внереализационные доходы увеличиваются более высокими темпами, чем внереализационные расходы. Внереализационные доходы и расходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились более чем в 15 раз. Это связано с нестабильностью иностранной валюты и списанием задолженностей предприятия.
Таблица 2.1 – Состав, структура и динамика прибыли ЧУПТП «Универсал»
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
Изменение 2007 к 2006
Изменение 2008 к 2007
сумма, тыс.руб.
уд. вес,%
сумма, тыс.руб.
уд. вес,%
сумма, тыс.руб.
уд. вес,%
суммы, тыс. руб.
уд. веса, проц. пунктов
темп роста,%
суммы, тыс. руб.
уд. веса, проц. пунктов
темп роста,%
Выручка от реализации товаров продукции, работ, услуг (за вычетом налогов)
234586
367811
596579
133225
156,8
228768
162,2
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг
226900
346853
566644
119953
152,9
219791
163,4
Управленческие расходы







Расходы на реализацию







Прибыль (убыток) от реализа-ции товаров, продукции, ра-бот, услуг
7686
101,8
20958
100,7
29935
476,1
13272
-1,1
272,7
8977
375,4
142,8
Операционные доходы (без НДС)


63604


63604
0
Операционные расходы


88962


88962
0
Прибыль (убыток) от совмест-ной деятельности







Прибыль (убыток) от опера-ционных доходов и расходов
0
0
0
0
-25358
-403,3
0
0
-25358
-403,3
0
Внереализационные доходы (за минусом НДС)
713
2769
47030
2056
388,4
44261
1698,4
Внереализационные расходы
847
2915
45319
2068
344,16
42404
1554,7
Прибыль (убыток) от внереа-лизационных доходов и рас-ходов
-134
-1,8
-146
-0,7
1711
27,2
-12
1,1
109,0
1857
27,9
1171,9
Прибыль (убыток) за отчёт-ный период
7552
100
20812
100
6288
100
13260

275,6
-14524

30,2
Положительным явлением является устойчивое увеличение прибыли от реализации услуг, которая в 2007 году выросла на 172,7% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – на 42,8% по сравнению с 2007 годом.
Задачи анализа распределения прибыли зависят от того, является ли он внутренним или внешним. При внутреннем анализе основной задачей является изыскание резервов роста чистой прибыли. Для её решения в процессе анализа изучается: формирование налогооблагаемой прибыли; факторы формирования и динамика налогов; пропорции и конкретные направления распределения прибыли, а также пути наиболее рационального размещения созданной прибыли; факторы формирования, распределения и использования чистой прибыли.
Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может использоваться им по следующим направлениям:
— направляться в фонды предприятия, формируемые по решению учредителя;
— направляться учредителю, по его письменному решению;
— на предоставление работникам предприятия беспроцентных займов;
— другие цели.
Порядок использования фондов предприятия определяется учредителем.

3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации
Изменение условий производства – рыночная неопределённость, риск, конкурентная борьба – приводит к изменению методов управления современным предприятием. Успех в деятельности сегодня неразрывно связан с новыми знаниями и умением их применить. Инновации рассматриваются как один из важнейших ресурсов, требующий системного управления, преобразования знаний в коммерческий продукт или услугу, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.
Современный менеджмент только тогда может быть действительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации, накопление ею инновационного потенциала и целеустремлённость. В рыночных условиях выживаемость предприятия обеспечивается, прежде всего, за счёт осуществления перехода к активной политике инновационного обновления и, главное, способности предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды.
Инновация – это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, норм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности.
Инновации обычно рассматриваются, как изменение в какой-либо сфере деятельности, а инновационный процесс – как ряд последовательных действий от возникновения идеи до её практической реализации. Всякое новое явление только тогда получает общественное признание, когда оно принято к распространению, после чего его можно считать инновацией. Инновация проходит все стадии жизненного цикла продукта (услуги) и фазы производства. Только признав все формы проявления нововведений, можно говорить об управлении этим процессом. Знание отличительных особенностей всех форм инноваций в различных сферах деятельности позволит выбрать успешную инновационную стратегию на рынке, а также условия её эффективной реализации.
Для менеджера промышленного предприятия, планирующего организацию внедрения нововведения, важно знать особенности того или иного инновационного процесса, что позволит:
·                   обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
·                   обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;
·                   обеспечить программное планирование и системное управление нововведением во всех фазах его жизненного цикла;
·                   разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения в целях обеспечения стратегических задач организации;
·                   выработать соответствующий механизм компенсации нежелательных последствий и реакций, позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие производственной системы.
На ЧУПТП «Универсал» инновационная деятельность не осуществляется в силу специфики деятельности организации.
Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.
Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заёмных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.
Инвестиции (лат. investire – облачать, одевать, вкладывать) – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве и имущественные права, вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения иного значимого результата. Гражданским законодательством вещное право определяется как совокупность норм гражданского права на предметы материального мира, по поводу которых возникают правовые отношения.
Инвестиции – это то, что «откладывается» на завтра, чтобы больше употребить в будущем. Одна их часть оставляет потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас; другая – ресурсы, направляемые на расширение или поддержание на необходимом уровне производственной мощности, например вложения в сооружения, машины, оборудование и т.д. По экономическому содержанию инвестиции – это расходы на создание, реконструкцию или техническое перевооружение основного и оборотного капитала; по финансовому – вложение средств в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, в использование иных инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридических и физических лиц, государства (его административно-территориальной единицы) по вложениям инвестиций в производство продукции (работ, услуг), иному использованию для получения прибыли (дохода), достижения иного полезного результата. Объекты этой деятельности – движимое и недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность и др. Она может осуществляться в форме создания юридического лица, либо приобретения имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных фондов).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Инвестирование – это процесс аккумуляции государством, юридическими и физическими лицами ресурсов в стоимостной и натуральной формах для их последующего использования в различных сферах деятельности.
Часто объектами инвестиционной деятельности (вложения средств) являются строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определённой задачи, например на производство новых товаров или услуг, увеличение их объёма или улучшения качества и т.д. Они могут различаться по объёмам производства и видам продукции; направленности – производственные, социальные и др.; по периодам (этапам) осуществления проектов – на весь период или только на отдельные этапы проекта; формам собственности – государственные или частные; формам участия государства – кредиты, пакет акций, гарантии и др.; окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам.
На ЧУПТП «Универсал» инвестиционная деятельность не ведётся в силу размеров и экономического состояния фирмы.

4 Управление финансовой деятельностью организации
Для определения эффективности финансовой работы в организации проведём анализ финансового состояния организации.
Финансовое состояние организации – это экономическая категория, отражающая на определённый момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. Оно выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), кредитов банков и займов, временно привлечённых свободных средств специальных фондов.
Основными задачами анализа являются:
— общая оценка финансового положения организации;
— изучение соответствия между имуществом и обязательствами, рациональности размещения капитала и эффективности его использования;
— определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансово-экономического состояния организации начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.
Статьи актива располагаются в зависимости от степени ликвидности имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.
Изучим состав и структуру имущества организации. Источником информации является форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Данные таблицы 4.1 говорят о том, что на предприятии общая сумма капитала предприятия в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб., что произошло главным образом из-за уменьшения внеоборотного капитала на 58286 тыс. руб. или 18,78%. В 2008 году общая сумма активов предприятия увеличилась на 17,9% или 54299 тыс. руб., что произошло главным образом за счёт увеличения оборотных активов на 85,8% или 44105 тыс. руб.
В общей сумме капитала предприятия наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, что обуславливается спецификой деятельности организации. В состав внеоборотных активов входят только основные средства.
Оборотный капитал – это наиболее мобильная, постоянно находящаяся в обороте часть общего капитала. Существенных изменений в структуре оборотных активов не произошло, за исключением резкого увеличения дебиторской задолженности в 2008 году, что говорит об ухудшении расчётов с дебиторами и несвоевременности платежей.
Для общей оценки имущественного потенциала организации проводится анализ динамики состава и структуры пассива баланса (обязательств).
Изучим состав и структуру пассивов организации (таблица 4.2). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Из таблицы 4.2 следует, что сумма пассивов организации в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб. Главным образом это произошло из-за того, что уменьшение заёмных средств происходило быстрее, чем увеличение собственных. В 2008 году пассивы организации увеличились на 17,9% или 54299 тыс. руб. Главным образом благодаря увеличению собственных средств в части добавочного фонда.
На протяжении анализируемого периода наблюдается устойчивая тенденция к увеличению собственных средств ЧУПТП «Универсал» и сокращению заёмных. Так если в 2006 году удельный вес собственных средств составлял только 37,2%, то в 2008 году удельный вес собственных средств составил уже 76,7%. Это говорит о повышении финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних источников финансирования.
Структура заёмных средств также претерпела серьёзные изменения в анализируемом периоде. Так были полностью произведены расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а также с прочими кредиторами; 96% всей кредиторской задолженности в 2008 году составляют расчёты с персоналом по прочим операциям.
Таблица 4.1 – Анализ наличия, состава и структуры пассивов организации
Пассив баланса
На 01.01.2007
На 01.01.2008
На 01.01.2009
Изменение 2007 к 2006
Изменение 2008 к 2007
сумма, тыс. руб.
уд. вес,%
сумма, тыс. руб.
уд. вес,%
сумма, тыс. руб.
уд. вес,%
суммы, тыс. руб.
уд. веса, проц. пунктов
Темп роста,%
суммы, тыс. руб.
уд. веса, проц. пунктов
Темп роста,%
1. Капитал и резервы
130540
37,2
136674
45,0
274306
76,7
6134
7,8
104,7
137632
31,7
200,7
1.1 Уставный фонд
2097
0,6
2097
0,7
2097
0,6
0
0,1
100,0
0
-0,1
100,0
1.2 Собственные акции, выкупленные у акционеров












1.3 Резервный фонд












1.4 Добавочный фонд
128067
36,5
122375
40,3
257894
72,1
-5692
3,8
95,6
135519
31,8
210,7
1.5 Прибыль (убыток) отчётного года












1.6 Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)
376
0,1
12202
4,0
14315
4,0
11826
3,9
3245
2113
0,0
117,3
1.7 Целевое финанси-рование












1.8 Доходы будущих периодов












2. Обязательства
220710
62,8
166797
55,0
83464
23,3
-53913
-7,8
75,6
-83333
-31,7
50,0
2.1 Долгосрочные кредиты и займы












2.2 Краткосрочные кредиты и займы












2.3 Кредиторская задолженность
220710
62,8
166797
55,0
83464
23,3
-53913
-7,8
75,6
-83333
-31,7
50,0
2.3.1 перед поставщи-ками и подрядчиками
722
0,2
2511
0,8


1789
0,6
347,8
-2511
-0,8
0
2.3.2 перед покупате-лями и заказчиками
29460
8,4
84053
27,7


54593
19,3
285,3
-84053
-27,7
0
2.3.3 по оплате труда
2762
0,8
12844
4,2
2435
0,7
10082
3,4
465,0
-10409
-3,5
19,0
2.3.4 по прочим расчё-там с персоналом
52452
14,9
10636
3,6
80312
22,4
-41816
-11,3
20,3
69676
18,8
755,1
2.3.5 по налогам и сбо-рам












2.3.6 по социальному страхованию и обеспе-чению
1096
0,3
1528
0,5
717
0,2
432
0,2
139,4
-811
-0,3
46,9
2.3.7 перед прочими кредиторами
134218
38,2
55225
18,2


-78993
-20,0
41,1
-55225
-18,2
0
2.4 Задолженность перед учредителями












2.5 Резервы предстоя-щих расходов












2.6 Прочие виды обязательств












БАЛАНС
351250
100
303471
100
357770
100
-47779

86,4
54299

117,9
Оценка структуры источников формирования капитала производится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние источники оценивают изменение доли собственных средств в общей сумме источников с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Внутренний анализ связан с оценкой альтернатив вариантов финансирования деятельности предприятия.
Для изучения процесса формирования и изменения пассивов предприятия необходим сравнительный анализ источников и средств предприятия по различным направлениям. Сравнение активов и пассивов предприятия позволяет сделать вывод об эффективности финансовой политики за изучаемый период.
При анализе источников формирования внеоборотных активов исходят из того, что это, как правило, долгосрочные кредиты и займы, и собственные источники. Причём должен соблюдаться принцип целевого назначения, т.е. покрытие определённых активов осуществляется определёнными источниками.
Проанализируем источники формирования внеоборотных активов (таблица 4.3). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Из данных таблицы 4.3 следует, что в 2006 и 2007 годах формирование внеоборотных активов только на половину осуществлялось за счёт собственных средств предприятия: 130540 тыс. руб. в 2006 году и 136674 тыс. руб. в 2007 году. Остальная часть внеоборотных активов формировалась за счёт привлечённых средств. Отрицательным фактором в данной структуре является использование краткосрочных обязательств на покрытие внеоборотных активов: 40884 тыс. руб. в 2006 году и 60181 тыс. руб. в 2007 году. Причём наблюдается увеличение этого показателя в динамике.
В 2008 году внеоборотные активы предприятия полностью формировались за счёт собственных средств предприятия, что является положительной динамикой в развитии предприятия и делает его более финансово независимым.

Таблица 4.3 – Анализ источников формирования внеоборотных активов, тыс. руб.
Внеоборотные активы
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
Источники покрытия внеоборотных активов
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
1. Внеоборотные активы
310366
252080
262274
-58286
10194
1. Долгосроч-ные обяза-тельства
134218
55225
0
-78993
-55225
1.1 Основные средства
310366
252080
262274
-58286
10194
2. Капитал и резервы (плюс резервы предс-тоящих расходов)
130540
136674
274306
6134
137632
1.2 Нематериаль-ные активы





2.1 Истользуе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов
130540
136674
262274
6134
125600
1.3 Доходные вложения в материальные ценности





2.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (стр.2-
— стр.2.1)
0
0
12032
0
12032
1.4 Вложения во внеоборотные активы





3. Краткосроч-ные обяза-тельства
86492
111572
83464
25080
-28108
1.5 Прочие внеоборотные активы





3.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов
45608
60181
0
14573
-60181






3.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ние оборотных активов
40884
51391
83464
10507
32072






4. Итого: стр.1+
+ стр.2.1 +
+ стр.3.1
310366
252080
262274
-58286
10194






5. Собствен-ный капитал, используемый на покрытие оборотных активов(стр.2 -
— стр.2.1)
0
0
12032
0
12032
Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов) (стр. 2 табл. 4.3) определяется как сумма капитала и резервов (стр. 1 табл. 4.2) и резервов предстоящих расходов (стр. 2.5 табл. 4.2).
Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов), используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3); но не более суммы капитала и резервов (плюс резервов предстоящих расходов).
Краткосрочные обязательства, используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 3.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3) за минусом капитала и резервов, используемых на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3).
Аналогично основному капиталу исследуются источники формирования оборотного капитала. Проанализируем источники формирования оборотных активов (таблица 4.4). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Оборотные средства в 2006 и 2007 годах полностью формируются за счёт заёмных средств предприятия. В 2008 году оборотные активы уже формируются за счёт заёмных и за счёт собственных средств предприятия: 83464 тыс. руб. и 12032 тыс. руб. соответственно. Большая часть оборотного капитала сформирована за счёт заёмных средств.
Желательно, чтобы текущие активы наполовину были сформированы за счёт собственного, на половину – за счёт заёмного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.
В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотного капитала) принято делить на две части: а) переменную (создана за счёт краткосрочных обязательств предприятия); б) постоянную (образуется за счёт перманентного капитала – собственный и долгосрочный заёмный). Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Проанализируем финансовую устойчивость и платёжеспособность организации.
Рассчитаем показатели ликвидности (таблица 4.5). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации, т.е. достаточно ли оборотных средств у организации, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.
Таблица 4.4 – Анализ источников формирования оборотных активов, тыс. руб.
Оборотные активы
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
Источники покрытия оборотных активов
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
1. Оборотные активы
40884
51391
95496
10507
44105
1. Капитал и резервы (плюс резервы пред-стоящих расходов)
130540
136674
274306
6134
137632
в том числе:
1.1 Запасы и затраты
16178
21511
36695
5333
15184
1.1 Используе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов (табл.4.3)
130540
136674
262274
6134
125600
1.1.1 Сырьё, мате-риалы и другие активы
3431
8413
23785
4982
15372
1.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (табл.4.3)
0
0
12032
0
12032
1.1.2 Животные на выращивании и откорме





2. Краткосроч-ные обязатель-ства
86492
111572
83464
25080
-28108
1.1.3 Незавершён-ное производство и полуфабрикаты





2.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов
45608
60181
0
14573
-60181
1.1.4 Расходы на реализацию





2.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ниес оборот-ных активов
40884
51391
83464
10507
32073
1.1.5 Готовая про-дукция и товары для реализации





3. Итого (стр.1.2+стр.2.2)
40884
51391
95496
10507
44105
1.1.6 Товары отгруженные











1.1.7 Выполненные этапы по незавер-шённым работам











1.1.8 Расходы бу-дущих периодов
12747
13098
12910
351
-188






1.1.9 Прочие запасы и затраты











1.2 Налоги по приобретённым ценностям
20820
9469

-11351
-9469






1.3 Дебиторская задолженность
1544
3234
43056
1690
39822






1.4 Расчёты с учредителями











1.5 Денежные средства
2342
17177
15745
14835
-1432






1.6 Финансовые вложения











1.7 Прочие обо-ротные активы











Он рассчитывается как отношение оборотных активов предприятия к обязательствам организации (за вычетом резервов предстоящих расходов). Согласно Инструкции, для транспортных предприятий К1 ≥ 1,15.
 

(4.1)
Таблица 4.5 – Анализ показателей ликвидности ЧУПТП «Универсал», тыс. руб.
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
1
2
3
4
5
6
1 Оборотные активы
40884
51391
95496
10507
44105
2 Денежные средства
2342
17177
15745
14835
-1432
3 Финансовые вложе-ния





4 Дебиторская задол-женность
1544
3234
43056
1690
39822
5 Обязательства (без резервов предстоящих расходов)
220710
166797
83464
-53913
-83333
6 Долгосрочные кре-диты и займы





7 Краткосрочные обя-зательства
220710
166797
83464
-53913
-83333
8 Показатели ликвидности
8.1 Коэффициент теку-щей ликвидности
0,19
0,31
1,14
0,12
0,83
8.2 Коэффициент срочной (критической) ликвидности
0,02
0,12
0,70
0,1
0,58
8.3 Коэффициент абсо-лютной ликвидности
0,01
0,10
0,19
0,09
0,09
8.4 Доля денежных средств и финансовых вложений в оборотных активах
0,06
0,33
0,16
0,27
-0,17
К12006 = 40884 / 220710 = 0,19
К1 2007 = 51391 / 166797 = 0,31
К1 2008 = 95496 / 83464 = 1,14
В 2006 и 2007 годах коэффициент текущей ликвидности значительно ниже нормативного, что говорит о том, что у предприятия недостаточно оборотных активов для погашения своей задолженности. Это свидетельствует о финансовой неустойчивости и неплатёжеспособности предприятия. В 2008 году этот коэффициент увеличился на 0,83 и почти равен нормативному по отрасли, что говорит об улучшении платёжеспособности предприятия.
Коэффициент срочной (критической) ликвидности показывает прогнозируемые платёжные возможности организации при условии своевременного проведения расчётов с дебиторами. Определяется как отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения) к обязательствам организации (за вычетом резервов предстоящих расходов).
   (4.2)
К кл 2006 = (2342 + 0 + 1544) / 220710 = 0,02
К кл 2007 = (17177 + 0 + 3234) / 166797 = 0,12
К кл 2008 = (15745 + 0 + 43056) / 83464 = 0,70
Расчёт показал, в 2006 и 2007 годах коэффициент срочной (критической) ликвидности был значительно ниже оптимального значения этого показателя (оптимальное значение коэффициента 0,7 – 0,8). Это свидетельствует о неплатёжеспособности, т.е. неспособности предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам. В динамике коэффициент увеличивается.
В 2008 году коэффициент срочной (критической) ликвидности равен 0,7, т.е. предприятие является платёжеспособным. Прослеживается положительная динамика в развитии предприятия.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время. Характеризует платёжеспособность предприятия на дату составления баланса. Рассчитывается как отношение абсолютно ликвидной части оборотных средств (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения) к обязательствам организации (за вычетом резервов предстоящих расходов).
               (4.3)
К ал 2006 = (2342 + 0) / 220710 = 0,01
К ал 2007 = (17177 + 0) / 166797 = 0,10
К ал 2008 = (15745 + 0) / 83464 = 0,19
Достаточным считается значение этого показателя 0,20. В 2008 году коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,19, что максимально приближено к достаточному значению. В 2006 и 2007 годах, как и по предыдущим показателям, наблюдается устойчивая неплатёжеспособность предприятия. В динамике показатель увеличивается.
Доля денежных средств и финансовых вложений рассчитывается как отношение абсолютно ликвидной части оборотных средств (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения) к общей сумме оборотных активов предприятия:
                (4.4)
Да 2006 = (2342 + 0) / 40884 = 0,06
Да 2007 = (17177 + 0) / 51391 = 0,33
Да 2008 = (15745 + 0) / 95496 = 0,16
В 2007 году по сравнению с 2006 годом доля абсолютно ликвидной части оборотных средств увеличилась на 0,27. Однако в 2008 году она снизилась на 0,17, что отрицательно сказалось на структуре баланса предприятия.
Дадим оценку платёжеспособности и устойчивости финансового состояния организации (таблица 4.6).
Нормативы коэффициентов в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации представлены в Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платёжеспособностью субъектов предпринимательской деятельности от 14.05.2004 г. № 81/128/65 (с изменениями и дополнениями от 08.05.2008 г. № 79/99/50).
Таблица 4.6 – Оценка критериев неудовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации
Наименование показателя
2006 год
2007 год
2008 год
Норматив коэффициента для транспортной отрасли
1
2
3
4
5
1 Коэффициент текущей ликвидности
К1
0,19
0,31
1,14
К 1 ≥ 1,15
2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2
-4,40
-2,25
0,13
К 2 ≥ 0,15
3 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3
0,63
0,55
0,23
К 3 ≤ 0,85
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение суммы «Капитала и резервов предприятия» и «Резервов предстоящих расходов» за вычетом «Внеоборотных активов предприятия» к сумме «Оборотных активов предприятия»:
                      (4.5)
К2 2006 = (130540 + 0 – 310366) / 40884 = — 4,40
К2 2007 = (136674 + 0 – 252080) / 51391 = — 2,25
К2 2008 = (274306 + 0 – 262274) / 95496 = 0,13
Положительное значение этого коэффициента наблюдается только в 2008 году, но оно является ниже норматива по транспортной отрасли. Это говорит о недостаточности собственных оборотных средств предприятия на протяжении всего анализируемого периода.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Он рассчитывается как отношение всех обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов:
                                      (4.6)
К3 2006 = (220710 – 0) / 351250 = 0,63
К3 2007 = (166797 – 0) / 303471 = 0,55
К3 2008 = (83464 – 0) / 357770 = 0,23
На протяжении всего анализируемого периода значение данного коэффициента ниже нормативного, что говорит об удовлетворительности структуры баланса. В динамике коэффициент снижается, что положительно сказывается на платёжеспособности предприятия.
На основании проведённых расчётов можно сделать вывод о том, что в 2006 и 2007 годах предприятие являлось неплатёжеспособным, структура баланса была неудовлетворительной. В 2008 году рассчитанные показатели близки к нормативным, что свидетельствует о совершенствовании структуры баланса предприятия и повышении его платёжеспособности.
Определим показатели деловой активности. Дадим оценку эффективности использования имущества организации (таблица 4.7). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».
Финансовые показатели (коэффициенты) представляют собой относительные показатели финансового состояния организации. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения организации, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платёжеспособность организации. Кроме того, увеличение скорости оборота отражает повышение производственно-технического потенциала организации.
Капитал предприятия находится в постоянном движении, переходя из одной стадии кругооборота в другую. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при неизменной сумме капитала, а, следовательно, больше будет и сумма прибыли. Если же производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости ведёт к ещё большему ухудшению финансового состояния предприятия.
Поэтому предприятие должно стремиться не только к ускорению оборачиваемости, но и одновременно к его максимальной отдаче, которая отражается в увеличении суммы прибыли, приходящейся на 1 рубль вложенного капитала. Следовательно, для оценки эффективности использования капитала применяется показатель его рентабельности или отдачи, как отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме совокупного капитала (основного или оборотного).
Таблица 4.7 – Анализ показателей деловой активности
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
Измене-ние 2007 к 2006
Измене-ние 2008 к 2007
1 Выручка от реализации продукции (за минусом налогов), тыс. руб.
234586
367811
596579
133225
228768
2 Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
226900
346853
566644
119953
219791
3 Среднегодовая стоимость внеобо-ротных активов, тыс. руб.
219158
281223
257177
62065
-24046
4 Среднегодовая стоимость оборот-ных активов, тыс. руб.
56735,5
46137,5
73443,5
-10598
27306
5 Среднегодовая величина дебиторс-кой задолженности, тыс. руб.
27865
2389
23145
-25486
20756
6 Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.
275893,5
327360,5
330620,5
51467
3260
7 Продолжительность одного оборо-та внеоборотных активов, дней
(стр.3 х 360 / стр.1)
336,3
275,3
155,19
-61
-120,11
8 Продолжительность одного оборо-та оборотных активов, дней
(стр.4 х 360 / стр.1)
87,1
45,2
44,3
-41,9
-0,9
9 Период расчёта с дебиторами, дней
(стр.5 х 360 / стр.1)
42,8
2,3
14,0
-40,5
11,7
10 Рентабельность реализованной продукции,%
(Пр реал (Ф №2) / стр.2 х 100)
3,4
6,0
5,3
2,6
-0,7
11 Рентабельность оборотных акти-вов,%
(Пр реал (Ф №2) / стр.4 х 100)
13,5
45,4
40,8
31,9
-4,6
12 Рентабельность совокупных активов,%
(П чист (Ф №2) / стр.6 х 100)
0,7
3,6
0,6
2,9
-3
Для определения среднегодовой стоимости активов (внеоборотных активов, оборотных активов, дебиторской задолженности) можно принять среднее арифметическое их стоимости на начало и на конец отчётного года.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.