--PAGE_BREAK--ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %
Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.
Доллар США в мировой и российской экономике, %
Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.
Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль.
Уже на протяжении многих лет, ведутся нескончаемые разговоры об укреплении национальной валюты, однако, — правительство и Центральный банк не принимают никаких мер для дедолларизации экономики, расширения использования рублей в международных расчетах.
Еще одним важным показателем экономической зависимости страны является уровень государственного долга (в особенности внешнего). Надо сразу отметить, что без госдолга не обходится ни одна страна. Высокий уровень долговых обязательств имеют многие страны с развитой рыночной экономикой, в том числе и США. Поэтому пороговым показателем долга принято считать: внешнего — 20%, внутреннего — 30%. По состоянию на декабрь 1999 г. общий государственный долг России превысил 138% стоимости ВВП. Надо признать, очень знаковый показатель.
Огромный внутренний долг связан с политикой правительства РФ. В соответствии с этой политикой перманентно нарастающее сокращение доходной части бюджета долгое время компенсировалось наращиванием государственного долга по линии лавинообразной эмиссии государственных обязательств (ГКО и ОФЗ) под сверхвысокий процент, многократно превышающий норму прибыли в производственной сфере экономики. Дело в том, что буквально через два года после введения ГКО, объем обязательств по обслуживанию выросшего внутреннего долга (а частности по погашению все тех же ГКО) превысил теоретические возможности федерального бюджета. Приходилось все время увеличивать эмиссию ценных бумаг (а значит, государственный долг) только для того, чтобы выкупить ранее выпущенные.
Наращивание пирамиды государственных краткосрочных обязательств до величин, сопоставимых с объемом денежной массы, привело к полному исчерпанию возможностей денежного рынка, довело политику государственных заимствований до абсурда, превратив ГКО из источника доходов в одну из главных статей расходов государственного бюджета.
Кроме того, ГКО играли роль не просто расходной статьи в госбюджете, но и стали основным путем прямого оттока капитала из производственной сферы в финансовые спекуляции, чем спровоцировали дальнейшее уменьшение доходной части бюджета[5].
По данным на 1999 год, внутренний государственный долг поглотил свыше 400 млрд. рублей, превысив объем денежной массы и всосав в себя 70% всех кредитных ресурсов страны. Причем доля обязательств по ГКО и ОФЗ составляет 78%.
Сегодня, по мнению многих экономистов, финансовая система страны уже фактически втянута в режим банкротства, которое и было констатировано 17 августа 1998 г. после решений правительства о принудительной реструктуризации внутреннего долга и Центрального банка о введении девяностодневного моратория на возврат российскими банками кредитов своим зарубежным партнерам. При этом в руководстве Минфина заговорили о необходимости перехода к эмиссии одно-двухнедельных ГКО. Похоже, что строительство финансовых пирамидна обломках государственного бюджета стало излюбленным делом наших «финансовых властей».
Постепенно основной функцией российского государства становилось выколачивание процентных платежей по привлеченным займам в пользу иностранных кредиторов и собственной олигархии. Как уже указывалось, обслуживание государственного долга стало самой крупной статьей федерального бюджета, в отдельные месяцы оттягивавшей до половины всей его расходной части. Вскоре для оплаты долгов потребуется заложить недра и передать в управление кредиторов природные ресурсы страны. Основные правовые условия для этого в форме законодательства о соглашениях о разделе продукции уже созданы.
Безусловный приоритет своевременного обслуживания долговых обязательств фиксируется и в принятом недавно Бюджетном кодексе — соответствующие платежи объявляются не подлежащими сокращению ни при каких обстоятельствах, в отношении всех остальных декларируется принцип сокращения бюджетных расходов и минимизации бюджетного дефицита. Таким образом, платежи по государственному долгу стали самыми приоритетными, более значимыми, чем выполнение обязательств перед населением, обеспечение социальных гарантий, защита национальной безопасности и т.д.
Кроме того, проблема обслуживания и погашения госдолга вообще до сих пор не расценивается как сопряженная с кругом сколько-нибудь значимых угроз безопасности. Нет упоминания о подобного рода угрозе и в Концепции национальной безопасности. А между тем, для выхода из долгового кризиса потребуются либо новые займы в десятки миллиардов долларов, либо переход к мобилизационной экономической политике, сопряженной с рецидивами командно-административной системы. Платой за это станет, соответственно, окончательная утрата национального суверенитета в экономической, оборонной, внешней политике и резкое ухудшение уровня жизни населения.
Еще сложнее с внешним долгом, который по различным данным равняется 125-150 млрд. долларов США. Нынешний режим, стремясь продержаться любой ценой, ищет новые источники заимствования за рубежом, распространяет ценные бумаги и обязательства. Одновременно не видно конца утечке российских капиталов за рубеж, которая в сумме оценивается в амплитуде от 100 до 300 млрд. долл. Рассчитывать на возвращение этих средств пока нет оснований. Иностранные инвестиции до сих пор не превысили 8-10 млрд. долларов.
По сути дела страна села на «финансовую иглу», попав в глубокую зависимость от Международного валютного фонда и других внешних структур государств.
Ярким подтверждением этого стали международные обязательства, принятые как часть «революционных преобразований» российскими руководителями с огромным ущербом для национальных интересов страны: отказ от компенсации России стоимости оставляемого после вывода войск имущества в восточной Германии и других странах Варшавского договора, подписание Энергетической хартии, предусматривающей отказ от национального суверенитета в использовании энергетических ресурсов страны; отказ от защиты внутреннего рынка и проведения самостоятельной финансовой политики, государственного стимулирования развития промышленности, науки и техники, фиксируемый в заявлениях российского правительства и Центрального банка в адрес Международного валютного фонда, и другие решения. Одним из ярких примеров такой политики национального предательства, последних лет, стало подписание соглашения о присоединении России к Парижскому клубу, в котором от имени России развивающимся странам, имеющим соглашения с Парижским клубом, было списано до 90% ранее предоставленных нашей страной кредитов. Огромные, в десятки миллиардов долларов, финансовые активы России, унаследованные от СССР, превратились в пыль. Странам «семерки» это решение нужно было для облегчения обслуживания бремени задолженности развивающимися странами в пользу остальных кредиторов; руководителям же российской делегации, возглавлявшейся Чубайсом, нужно было отличиться в качестве дисциплинированных исполнителей рекомендаций международных финансовых организаций, реализующих интересы транснационального капитала. Их исполнительность была оценена по достоинству — Чубайса объявили «лучшим министром финансов» 1997 года.
Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондововооружснность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.
Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны. Еще в годы Советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства. Стихийные силы природы, восстания, революции, смена курса общественного развития наносят ему особенно тяжелые и медленно заживающие раны. Так, в 30-е гг. по сельскому хозяйству больно ударила «сплошная коллективизация», и оно долго не могло выйти из нокаута. В наши дни аграрный сектор экономики еще в большей степени страдает от проводимого реформирования хозяйственной жизни, а серьезные просчеты, допущенные в ходе преобразований, когда была предана забвению цель аграрного производства — обеспечение населения продовольствием, а промышленности сырьем — ради создания разнообразных форм собственности, привели отечественное земледелие и животноводство к катастрофе.
В силу названных причин начался процесс абсолютного и относительного сокращения сельскохозяйственного производства в экономике. В 1990 г. его удельный вес в национальном доходе страны составлял 20%, в 1997 г. — лишь 9%. По данным Аналитического управления при Президенте РФ, спад сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. составил 61,3%. Он продолжается и в наши дни. Для сравнения отметим, что в годы второй мировой войны сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 40%. Если существующие тенденции не переломить, то урожайность в России к 2005 г., по оценкам специалистов, упадет еще на 26%.
Поголовье крупного рогатого скота снизилось к настоящему времени до уровня 1965 г., свиней — до уровня 1963 г., а такого незначительного поголовья овец в России в XX столетии вообще не было.
Созданная за годы командно-административной экономики материально-техническая база сельского хозяйства стремительно разрушается. Объемы производства промышленной продукции сельскохозяйственного назначения, в особенности орудий и средств труда, упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования и сохраняющего приемлемый уровень производства сельскохозяйственной продукции. Так, поставки сельскохозяйственной техники, по сравнению с 1991 г., сократились в 1997 г. в 7-10 раз.
Произошло значительное ухудшение использования земли и снижение ее плодородия. За годы реформ почти на 25 млн. га уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий и на 15 млн. га — посевные площади. Программа «Плодородие», разработанная научными учреждениями России и направленная на воспроизводство плодородия почв, в 1996-1997 гг. из-за отсутствия финансирования была полностью сорвана.
Провалился курс на создание фермерских хозяйств. Их было организовано около 280 тыс., но они, занимая 6,3% пашни, производят около 2% валовой продукции сельского хозяйства. Результаты хозяйствования этого сектора в 3 раза ниже, чем в крупном производстве.
Диспаритет цен в обмене сельскохозяйственных товаров на продукцию других отраслей народного хозяйства перерос в постоянное нарушение эквивалентных связей между отраслями. Сельское хозяйство превратилось в финансового донора промышленности.
Отсутствие надлежащего финансирования (в 1997 г, сельскому хозяйствуиз федерального бюджета было выделено 13,1 трлн. рублей при потребности в 31 трлн. рублей), инфляция привели к убыточности большинства (свыше 70%) сельскохозяйственных предприятий. В целом по сельскому хозяйству России в 1996 г. убыток составил 16 трлн. рублей, в 1997 г. — свыше 18 трлн. рублей.
Общеизвестно, что рынок продовольствия малоэласгичсн. Уменьшение на нем предложения отечественных продуктов питания привело к возрастанию импорта продовольственных товаров (как в впрочем и в большинстве отраслей промышленности). Насытить рынок продуктами питанияиз-за глубокого кризиса сельского хозяйства не удастся еще длительное время.
Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России.
Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире. Теперь же — 40-е.
Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.
Понятие продовольственной безопасности было введено в оборот в 70-е и ХХв. ФАО — международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН для развивающихся стран. Продовольственная безопасность должна была гарантировать устойчивое -экономическое развитие и социально-политическую стабильность этих стран. То, что через 20 лет продовольственная безопасность станет в повестку дня в однойиз «супердержав», тогда и в «кошмарном сне» никому не могло привидеться.
Во второй половине 90-х гг. Россия теряет продовольственную независимость. Мировая практика свидетельствует, что от потери продовольственной независимости до потери национальной независимости — один шаг. Снижение продовольственной безопасности России означает, прежде всего, ликвидацию гарантий устойчивого экономического развития и социально-политической стабильности. Страна все больше впадает в зависимость от других государств. Ухудшение питания наряду с другими негативными явлениями в экономической и социальной обстановке, такими, как несвоевременная выплата заработной платы и пенсий, межнациональные конфликты, падение нравов, обнищание и маргинализация населения и др., вызвали к жизни тенденцию к депопуляции населения, что не наблюдалось с окончания второй мировой войны. В 1995 г. смертность превысила рождаемость в 1,5 раза, в 1996 г. — в 1,7 раза. В 1995-2000 гг. положение в этой области не улучшилось.
Согласно данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, численность населения со 148,2 млн. человек (по состоянию на 1.01.1995 г.) уменьшится по наиболее реалистичному варианту к концу 2005 г. до 138,7 млн. человек, причем смертность будет превышать рождаемость. На фоне снижения рождаемости и роста смертности произошло резкое сокращение длительности жизни граждан России: женщин с 74,8 лет в 1989 г. до 71,1 г. в 1994 г., мужчин — с 64,2 лет до 57,3 г. соответственно, что беспрецедентно и не имеет аналогов в современной истории.
4. Обнищание населения.
По данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения за 1992-1998 годы снизились примерно на 43 процента, в частности, реальная зарплата – на 52 процента, пенсии на 45 процентов. 21 процент населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому показателю бедность в России увеличилась по сравнению 1990 годом в 15 раз[6]. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в тех же США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.
Не менее 30 миллионов человек, т.е. треть населения России находится на грани или за гранью нищеты.
Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. Душевое потребление мяса и мясопродуктов снизилось за последние годы более, чем на треть, молока и молочных продуктов – более, чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов – на 2/3. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал(сутки)). Обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы.
Проблема обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя иофициально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.
Сейчас приоритетность государственных расходов на цели социальной поддержки неуклонно снижается. По всем отраслям социально-культурной сферы реальное финансирование сократилось за последние 7 лет в 3-4 раза, причем уменьшение расходов на эти цели опережает общие темпы экономического спада и сжатия государственного бюджета. Так доля расходов на здравоохранение в ВВП снизилась до 2.5% по сравнению с 8% в других европейских странах.
В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.
Из всех статей расходов федерального бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается лишь по одной — расходам на обслуживание государственного долга, которые (как уже упоминалось выше) достигли четверти всего федерального бюджета.
Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.
5. Физическое и духовное здоровье нации.
В бедственном положении оказались системы образования, культуры и здравоохранения вследствие резкого сокращения бюджетных ассигнований. Снизилось качество обучения в государственных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Наметилась тенденция к уменьшению числа студентов на тысячу населения.
Наблюдается нечто вроде культурной революции наоборот. Число театров и музеев возросло, но посещать их стали примерно вдвое меньше. Тираж книг и брошюр упал почти втрое, газет — в пять, журналов — более чем в пятнадцать раз. Сказываются приспособление населения к режиму выживания, коммерциализация культуры, размывание культурных ценностей в общественном сознании.
Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9 до 261,9 тыс.). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. — вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек.
Доля затрат на здравоохранение в ВВП в 5 раз ниже аналогичной доли в США. Прежняя система здравоохранения полуразрушена, новая, основанная на медицинском страховании, не создана. Ее материально-техническая база перестала развиваться, падает обеспеченность медучреждений техникой, лекарствами, средним и младшим медицинским персоналом.
6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица
Не снижается имущественная дифференциация населения. Доходы 10% наиболее богатых в 15 раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8.
Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.
Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.
7. Криминализация.
Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.
Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.
К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.
Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12, 5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.
По данным на 1998 год, в стране сохранялась сложная оперативная обстановка. Общий массив зарегистрированных преступлений возрос на 7, 7% и составил 2 млн. 582 тыс.
Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрированных экономических преступлений связан не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж.
Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством.
Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.
В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономических преступлений. Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей.
Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно-финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступлений (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей.
Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрытововнешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей.
На потребительском рынке вскрыто более 22,3 тыс. (+22, 7%) преступлений. Зарегистрировано почти 3, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, их прирост по России составил 33%.
Выявлено 118 фактовнезаконного получения кредита, 1003 — легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207).
Возросло количество фактов фальшивомонетничества. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного Постановления Правительства России начиная с 6 октября 1998 г. прекращена деятельность почти 3 тыс. подпольных цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято около 4, 5 млн. декалитров фальсифицированного алкоголя.
По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п.
Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.
В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.
На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% опрошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке сделки и платят все налоги.
Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения.
Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сейчас полной гарантии безопасности.
Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.
На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.
Особенность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов. Принимаемые в законодательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономическому поведению в предпринимательстве. Одним из индикаторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование депутатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы каких групп населения защищают те или иные депутатские фракции. По прогнозам различных независимых экспертов-социологов, политологов, организованная преступность активно включилась в борьбу за места представительной власти в 1995 и 1996 г. и сумела провести, по самым скромным оценкам, 8-10% своих представителей.
Сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практическикриминализируется вся экономическая система продолжение
--PAGE_BREAK--