--PAGE_BREAK--2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Степень удовлетворения потребностей покупателей наилучшим образом характеризует объем и структура товарооборота. Источниками информацией для анализа объема и структуры розничного товарооборота служат отчет о товарообороте и запасах товаров формы 12-торг (товарооборот) (приложение 2), отчет о розничной торговле формы 1-торг (розница) (приложение 3).
ЗАО «Для Дома» торгует широким ассортиментом непродовольственных товаров: посуда, электроприборы, метизно-хозяйственными товарами, садово-огородным инструментам и средствами малой механизации (сезонная группа товаров), стройматериалами, сантехоборудованием, газовой аппаратурой и др. Полный ассортиментный перечень товаров, реализуемых ЗАО «Для Дома» представлен в приложении 4.
Таблица 1 Структура товарооборота ЗАО «Для Дома» за 2008-2009 гг.
Показатели
Год
Отклонение, ±
2008 г.
2009 г.
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
Товарооборот, всего
2499
100,00
2641
100,00
+142
В том числе:
по продовольственным товарам
по непродовольственным товарам
2499
100,00
2641
100,00
+142
по изучаемой товарной группе (посуда)
142
5,68
165
6,25
+23
Из таблицы 1 видно, что ЗАО «Для Дома» торгует исключительно непродовольственными товарами. Розничный товарооборот магазина в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 142 млн. руб., т.е. на 5,68%. Удельный вес изучаемой товарной группы (посуда) в 2008 г. составлял 5,68% от розничного товарооборота, в 2009 г. – 6,25%. Товарооборот по посуде за 2009 г. увеличился на 23 млн. руб. по сравнению с 2008 г.
Проанализируем товарооборачиваемость по ЗАО «Для Дома».
Таблица 2 Товарооборачиваемость по ЗАО «Для Дома» за 2008-2009 гг.
Показатели
Год
Отклонение, ±
2008 г.
2009 г.
1. Продовольственные товары
2. Непродовольственные товары
76,21
74,43
-1,78
3. Изучаемая товарная группа (посуда)
40,22
39,27
-0,95
Товарные запасы в днях рассчитываются как отношение фактических товарных запасов на конец года к однодневному товарообороту.
Из анализа товарных запасов торгового предприятия видно, что оборачиваемость товаров в целом по магазину ускорилась на 1,78 дня, по изучаемой товарной группе (посуда) – на 0,95 дня.
Проанализируем экономические показатели ЗАО «Для Дома». Для анализа используются данные отчета о прибылях и убытках (приложения 5, 6).
Таблица 3 Динамика экономических показателей по ЗАО «Для Дома» за 2008-2009 гг.
Показатели
Ед. изм.
Год
Отклонение (±), темп роста (%)
2008 г.
2009 г.
1. Розничный товарооборот
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
млн. руб.
млн. руб.
2499
2499
2641
2582
105,68%
103,32%
2. Валовой доход от реализации:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
468
18,73
589
22,30
125,85%
+3,57
3. Внереализационные доходы
млн. руб.
4
--
--
4. Внереализационные расходы
млн. руб.
1
--
--
5. Издержки обращения:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
463
18,53
574
21,73
123,97%
+3,2
6. Прибыль от реализации:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
5
0,20
15
0,57
300%
+0,37
7. Прибыль балансовая:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
8
0,32
15
0,57
187,5%
+0,25
8. Численность работников
чел.
29
30
+1
9. Производительность труда
млн. руб./ чел.
86,17
88,03
102,16%
10. Индекс цен
коэф.
Х
1,023
Х
Объем розничного товарооборота ЗАО «Для Дома» за 2009 г. в фактических ценах составил 2 641 млн. руб., в сопоставимых ценах – 2 582 млн. руб. Темп роста его по отношению к 2008 г. в действующих ценах достиг 105,68%, в сопоставимых ценах – 103,32%. В настоящее время наращивание объема товарооборота играет определяющую роль в увеличении валовых доходов и прибыли, поскольку рост уровня торговых надбавок практически невозможен ввиду проводимой политики по ограничению и постоянному снижению их предельных уровней.
Сумма валовых доходов ЗАО «Для Дома» в 2009 г. составила 589 млн. руб. при среднем уровне 22,3% к товарообороту. Рост сумм валовых доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 121 млн. руб. связан с ростом объема товарооборота, так и с ростом уровня валового дохода на 3,57%.
Издержки обращения ЗАО «Для Дома» в 2009 г. сложились в размере 574 млн. руб. при их среднем уровне 21,73%. По сравнению с 2008 г. сумма издержек обращения увеличилась на 111 млн. руб., их уровень увеличился на 3,2%.На величину полученной предприятием балансовой прибыли оказало влияние множество факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Положительное влияние оказало увеличение объема розничного товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, увеличение уровня валового дохода. Негативное влияние оказало увеличение уровня издержек обращения.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
Таблица 4 Анализ обеспеченности ЗАО «Для Дома»основными фондами за 2008-2009 гг.
Показатели
2008 г.
2009 г.
Темпы роста, %
по плану
по факту
к предыдущему году
к плану
1. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.
85,344
89,360
90,693
106,27
101,49
В том числе среднегодовая стоимость активной части основных фондов, млн. руб.
35,432
38,110
40,526
114,38
106,34
2. Удельный вес активной части, %.
41,52
42,65
44,68
107,63
104,78
Из таблицы 4 видно, что среднегодовая стоимость основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6,27%, план выполнен на 101,49%.
Также увеличилась и среднегодовая стоимость активной части основных фондов: темп роста составил 114,38%, выполнение плана 106,34%. Удельный вес активной части основных фондов в динамике увеличился на 3,16%, по отношению к плану – на 2,03%.
Таблица 5 Анализ состава и структуры основных фондов ЗАО «Для Дома»за 2009 г.
Группа ОПФ
На начало года
На конец года
Изменение за год по
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумме, млн. руб.
уд. вес, %
Здания
42,010
47,85
41,658
44,51
-0,352
-3,34
Сооружения
4,866
5,54
4,698
5,02
-0,168
-0,52
Передаточные устройства
1,937
2,21
2,103
2,25
+0,166
+0,04
Торговое оборудование
37,817
43,08
43,234
46,19
+5,417
+3,11
Транспортные средства
0,880
1
1,619
1,73
+0,739
+0,73
Инвентарь
0,233
0,27
0,234
0,25
+0,001
-0,02
Прочие
0,048
0,05
0,048
0,05
Всего
87,791
100
93,594
100
+5,803
Х
Из таблицы 5 видно, что стоимость основных фондов ЗАО «Для Дома» за 2009 г. увеличилась на 5,803 млн. руб. Стоимость торгового оборудования выросла на 5,417 млн. руб., транспортных средств – на 0,739 млн. руб., передаточных устройств – на 0,166 млн. руб. Стоимость зданий снизилась на 0,352 млн. руб., сооружений – на 0,168 млн. руб. Изменилась и структура основных фондов: на 3,11% увеличилась торгового оборудования, на 3,34% снизился удельный вес зданий.
Таблица 6 Анализ движения и технического состояния основных фондов ЗАО «Для Дома»за 2009 г.
Показатели
Уровень показателей
1. Стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.
87,791
2. Стоимость введенных основных фондов, млн. руб.
7,641
3. Стоимость выбывших основных фондов, млн. руб.
1,838
4. Стоимость основных фондов на конец года, млн. руб.
93,594
5. Износ основных фондов, млн. руб.
47,523
6. Первоначальная стоимость основных фондов, млн. руб.
93,594
7. Коэффициент обновления основных фондов
0,082
8. Коэффициент выбытия основных фондов
0,021
9. Коэффициент прироста основных фондов
0,066
10. Коэффициент износа основных фондов
0,508
11. Коэффициент годности основных фондов
0,492
Из таблицы 6 видно, что в ЗАО «Для Дома» за 2009 г. введено 7,641 млн. руб. основных средств, выбыло – 1,838 млн. руб. Износ основных фондов составляет 50,8%. На предприятии постепенно происходит обновление основных фондов.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О ПОКУПАТЕЛЬСКОМ СПРОСЕ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И КОНЪЮНКТУРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРИНЯТИИ КОММЕРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В области изучения спроса ЗАО «Для Дома» проводит следующую работу:
¾ ведет наблюдение в районе своей деятельности за изменением и развитием спроса;
¾ исчисляет потребности в изделиях по ассортиментным позициям;
¾ разрабатывает оценки развития спроса на предстоящий период для текущего корректирования поставок;
¾ организует и проводит в магазине мероприятия по сбору информации о спросе (распродажи, опросы населения и т. п.).
Изучение спроса в магазине помогает систематически, при небольших затратах средств и времени получать данные:
¾ о поступлениях, продаже и запасах изделий в розничной торговой сети;
¾ о наличии товаров, пользующихся повышенным или пониженным спросом;
¾ об отношении покупателей к товарам новых моделей и марок.
В конечном счете изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором будут удовлетворены запросы покупателей и по объему, и по структуре, и по цене, и по качеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитывать региональные особенности рынка. Формы проявления потребностей на рынке, их частота, интенсивность, степень обеспеченности деньгами, латентность, специфика потребительских предпочтений и ряд других факторов детерминируют те или иные разновидности спроса.
5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ
Самым простым способом прогнозирования рыночной ситуации является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени предопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном прогнозировании. В то же время прогноз на отдаленный период должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок.
Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:
¾ методы экспертных оценок;
¾ методы анализа и прогнозирования временных рядов;
¾ казуальные (причинно-следственные) методы.
Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.
Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга.
Произведем прогнозирование потребности в товарах в ЗАО «Для Дома» на примере товарной группы «Посуда» по трендовой модели.
Таблица 7 Данные о продажи посуды в ЗАО «Для Дома»
Период
Товарооборот Yt, млн. руб.
Период
Товарооборот Yt, млн. руб.
Январь 2009
7,7
Август 2009
16,1
Февраль 2009
8,7
Сентябрь 2009
16,0
Март 2009
9,1
Октябрь 2009
16,2
Апрель 2009
9,6
Ноябрь 2009
16,4
Май 2009
12,4
Декабрь 2009
15,9
Июнь 2009
15,1
Январь 2010
16,0
Июль 2009
15,9
Февраль 2010
17,1
Уравнение линейного тренда имеет вид:
,
где – прогнозное значение yt, соответствующее моменту времени t;
а0, а1 – параметры тренда.
,
Период
t
Товарооборот Yt, млн. руб.
Январь 2009
1
7,7
1
8
Февраль 2009
2
8,7
4
17
Март 2009
3
9,1
9
27
Апрель 2009
4
9,6
16
38
Май 2009
5
12,4
25
62
Июнь 2009
6
15,1
36
91
Июль 2009
7
15,9
49
111
Август 2009
8
16,1
64
129
Сентябрь 2009
9
16,2
81
146
Октябрь 2009
10
16,4
100
164
Ноябрь 2009
11
15,9
121
175
Декабрь 2009
12
15,0
144
180
Январь 2010
13
16,0
169
208
Февраль 2010
14
17,1
196
239
å
105
191,2
1 015
1 596
;
;
;
.
Таким образом, уравнение линейного тренда позволит спрогнозировать планы закупки товаров и заключения договоров с поставщиками.
продолжение
--PAGE_BREAK--6. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Закупочно-торговая деятельность любой организации должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы организация вела систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
За время существования предприятия ЗАО «Для Дома» на рынке оно нашло оптимальных поставщиков хозяйственных товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам.
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, и, в конечном счете, – прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.
ЗАО «Для Дома» работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть – юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами) на территории Республики Беларусь (приложение 6). Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать возможности расширения ассортимента продаваемых товаров. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать «обратная связь», которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему.
Закупочная деятельность включает комплекс операций:
¾ отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по закупкам;
¾ определение потребности в материалах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры закупок);
¾ выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения;
¾ установление хозяйственных связей с поставщиками материалов;
¾ контроль исполнения договоров поставки материалов.
Товароснабжение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Перебои с поставкой товара вызваны, прежде всего, неорганизованной работой фирмы поставщика. Так как организационную структуру предприятия поставщика мы поменять не можем вследствие отсутствия на то полномочий, то единственно верным решением в данной ситуации будет пересмотр условий договора поставки. В частности, включить в данный договор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмы поставщика за просрочку поставок.
Договор поставки представляет собой документ, где оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров. Предметом договора поставки является товар. Поставщик обязуется в условленные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора, передать его покупателю в собственность для предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется уплатить за него определенную ценную.
Договора в ЗАО «Для Дома» составляются в двух экземплярах, подписываются двумя сторонами: руководителями предприятия или лицами, имеющими доверенность на подписание договора, указывается дата его подписания, скрепляется печатью.
Рассмотрим существенные условия поставки товаров в ЗАО «Для Дома» (приложение 7).
Количество товаров определено в договоре как в натуральных единицах, так и в сумме.
Ассортимент поставляемых товаров представляет собой перечисление в определенном соотношении позиций по видам, размерам, структуре и другим признакам. Он согласовывается сторонами. В договоре может быть предусмотрена поставка в групповом ассортименте, а при необходимости и в развернутом. В ЗАО «Для Дома» развернутый ассортимент указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора.
В договоре оговариваются требования к качеству поставляемых материальных ресурсов. Они должны соответствовать определенным ТУ, ГОСТам.
Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству, одним из показателей качества товара является его безопасность для населения и окружающей среды, что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, который должен сопровождать партию товара.
В договоре оговариваются требования к маркировке товаров. Она должна обеспечивать возможность идентификации товара с реквизитами сопроводительных документов.
Одним из существенных условий договора является определение цели приобретения товара. Товары приобретаются ЗАО «Для Дома» для розничной торговли.
Порядок и сроки поставки определяются в договоре с учетом необходимости обеспечения ритмичности поставок и бесперебойности снабжения производства материальными ресурсами.
В отдельных договорах оговорен порядок поставки товаров и сдачи груза: предусматривается обязанность поставщика доставить товар или сдача товара покупателю поставщиком на его складах, т.е. обязанность вывоза товара лежит на покупателе.
В договоре указывается дата вступления его в силу и срок действия.
В целом анализ условий поставки в ЗАО «Для Дома» показал, что предприятие при заключении договоров руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, в частности: Положением о поставках товаров в Республике Беларусь и Гражданским кодексов Республики Беларусь.
продолжение
--PAGE_BREAK--7. ФОРМЫ ОПТОВЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ
Закупочная деятельность включает комплекс операций: выявление и изучение источников закупки товаров, изучение спроса покупателей, формирование и предоставление заказов поставщикам на производство и поставку товаров, контроль за поставками.
Планирование и осуществление закупок должны способствовать увеличению прибылей предприятий и оптимизации всех процессов оптовой деятельности. Неправильная организация планирования и закупочной деятельности приводит к банкротству или тяжелому финансовому положению фирмы.
Планирование закупок в оптовой деятельности в общих чертах совпадает с планированием закупок производителей и предприятий розничной сети обслуживания. Решения о закупках принимаются с учетом таких факторов, как цена, количество, качество, уровень обслуживания, процент прибыли.
Организация оптовых закупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажи различным категориям потребителей является основной функцией товарная распределения. Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента и качества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей.
ЗАО «Для Дома» работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть – юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами) на территории Республики Беларусь. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
Хорошо налаженный процесс закупочной деятельности позволяет сделать эту операцию простой повседневной работой, требующей внимания и контроля со стороны администрации.
Следует отметить, что в условиях рыночных отношений заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках является прогрессивной формой оптовых закупок товаров, так как они обеспечивают свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.
8. МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Традиционная – представлена продажей товаров через прилавок обслуживания.
К прогрессивным относят:
¾ самообслуживание;
¾ продажа товаров с открытой выкладкой;
¾ продажа товаров по образцам.
Прогрессивные методы продажи позволяют решать одну из важнейших социальных и экономических задач торговли – снижение издержек потребления, актуальность которой с переходом на рыночные отношения возрастает. Это связано с повышением ритма жизни и, следовательно, более высокой оценкой каждого часа. Поэтому данные методы продажи находят все большее распространение в практике деятельности предприятий на розничном рынке. Однако их эффективность определяется реализацией целого комплекса требований и принципов.
Традиционный метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает его. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание.
Традиционное обслуживание покупателей используется, если товар не подготовленным к продаже, требует дополнительных операций, т. е. отмеривания, взвешивания, и других операций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется, прежде всего, при продаже товаров, которые требуют более подробных консультаций и разъяснений.
В магазинах, торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает много операций, большая часть которых является трудоемкой. Так, выявление спроса сопровождается предложением и показом товаров. Далее осуществляется помощь при выборе, и оказываются консультации и предложение сопутствующих товаров, новинок. И только после этого выполняются операции по взвешиванию, отмериванию; проводятся расчеты за товары; товары упаковываются и выдаются покупателю.
Таким образом процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования очереди. Кроме того, продавец осуществляет весь процесс обслуживания и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями.
Конечно, далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства, что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует от менеджера торгового зала особого внимания и контроля. В связи с этим, конечно если позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания.
Самообслуживание – метод розничной продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
В ЗАО «Для Дома» применяются как традиционный метод продаж, так и самообслуживание.
продолжение
--PAGE_BREAK--