Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религия в системе культуры

Религия всистеме культуры
 

Содержание
1. Определение,происхождение, сущность религии
2. Типологиярелигий
3. Месторелигии в культуре: основные подходы
4. Христианскаякультура
Список использованныхисточников

1. Определение,происхождение, сущность религии
Все религии основываютсяна вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда,во все времена его существования был религиозным. Практически во всехевропейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языкеоно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, чтои сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинскихавторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения словаreligio.
В Древнем Риме существовали четыреверсии относительно происхождения слова religio:
1) Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) предположил, что слово religio происходитот слова relegeo — «перечитывать, тщательно обдумывать, откладывать в сторону».Таким образом, по мнению Цицерона, «те, которые над всем, что относится кпочитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), былиназваны религиозными (religiosi). Но все-таки в понимании сущности религииЦицерон разделяет распространенное в Риме понимание, согласно которому религия«состоит в благочестивом поклонении богам. Для римлянина была важна преждевсего культовая сторона религии.
2) Согласно христианскому апологетуЛактанцию (250-325), слово religioпроисходит от глагола religare — «связывать, соединять». Так имя «религия»произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека. Этоопределение используется чаще. Так, русский философ Иван Ильин (1882-1954)пишет: «Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характерудействия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта сбожественным Предметом».
3) Блаж. Августин (ок.354-430) предложилсчитать слово religio происходящим от слова reeligere —«воссоединять», т. е. воссоединять утраченную связь человека и Бога. «Его-то(т. е. Бога. – Т.Ц.) ища, и, лучше, вновь отыскивая, отчего, кажется, получиланазвание и религия, мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, намуспокоиться», — писал мыслитель.
4) Римский писатель Сервий Сульпиций(ок.3 до Р.Х.-69 от Р.Х.), предположил, что слово religio происходит от глагола relinquere — «обходить молчанием». Религиозные люди стараются неопускать до бытового, житейского уровня все священное, все, что относится кБогу, и обходят это священным молчанием.
В XIX в. некоторые филологипредположили: если значение слова religio не было известно самим римлянам, значит, к тому времени этослово исчезло из употребления, и его корни нужно искать в древнем латинскомязыке. Так было открыто слово ligere — «благочестиво относиться к чему-то,испытывать чувство почтения и уважения», и тогда religere будет означатьвозврат к благочестию, т. е. постоянное (частица re-) выражение этого чувства.
Определение религии
Религия (в широкомсмысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений оиной реальности (отличной от обыденной, чувственно воспринимаемой – о Боге,Небе, богах, духах, энергиях, истинном бытии, истинном Я и проч.), а такжесовокупность способов установления с этой реальностью правильных, с точкизрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека как при жизни,так и (за редким исключением) после смерти.
Религия (в узком смысле)– есть совокупность способов воссоединения человека с Высшим благом –источником вечной жизни.
Религия – система таких действий и переживаний,которые обеспечивают душе спасение (определение П. Флоренского).
Компоненты религии:
– Вера в личного Бога или богов.Любые религиозные чувства предполагают отношения человека с Богом как сличностью, с которой можно разговаривать, которую можно бояться, которую должнопочитать, но это должна быть всегда личность, или несколько личностей, илимножество личностей, как в язычестве.
– Вера в существованиесверхчувственного мира. Бог (или боги) должен быть сверхчувственным, Бог неможет быть просто материальным идолом. Даже идолы, которым поклонялисьязычники, были не просто материальными предметами, а местами обитания богов.
– В любой религии существует понятиенравственности как подчинения божественной воле. Подчинение богам нравственно,неподчинение — безнравственно. Нравственность понимается именно так, и поэтомунравственность возникает из религии.
– Вера в загробное воздаяние заправедную жизнь или, наоборот, за жизнь греховную — также элемент любойрелигии.
– Поэтому в любой религии всегда присутствуети вера в бессмертие души.
– В любой религии отношение к Богуили богам отличается от отношения к миру и людям: Бога следует почитать.Богопочитание – это не просто набор некоторых действий, но глубокое внутреннеерелигиозное чувство – благочестие. Человек осознает необходимость богослужения,религиозного культа, который является внешним выражением внутреннегобогопочитания – благочестия.
– Необходимость религиознойорганизации людей, объединенных верой в одного Бога (или богов), признаетсявсеми религиями. Истинно религиозный человек не может замыкаться в своемодиночестве, его религиозное чувство требует единения с другими людьми.
Таким образом, религия – это довольносложное явление, основанное на вере в существование божественного сверхъестественногомира, включающего в себя и некоторое знание об этом мире (догматы, вероучение),и эмоциональное отношение к нему (любовь, страх и т.п.), и нравственныезаповеди, и культ, и церковную организацию.
Происхождение религии
Практически все религии, имеющиеразвитую догматику или мифологию, утверждают, что человек первоначально быллибо сотворен Богом, либо находился в каких-либо более тесных отношениях, чемсейчас, и поэтому религиозное состояние человека и этими религиями такжепризнается за вечное человеку. Между тем, существуют различные атеистические ученияо происхождении религии.
Просветительская теория
Большинство современных атеистовпридерживаются просветительской теории происхождения религии, считающей, чтопричиной возникновения религии являются невежество, страх и обман. Наиболееотчетливо эту концепцию высказали французские просветители-материалисты:Д.Дидро, П.Гольбах, П.Гельвеций. Невежество и страх первых людей создаютпредпосылки для возникновения религии, окончательно же создают религии некоторыелюди, «обманщики» — жрецы в союзе с правителями.
Одной из первых (Секст Эмпирик во II веке) возникает теория, полагающая,что религия возникает вследствие обмана одних людей другими, воспользовавшимисябезграмотностью народа в своих корыстных интересах.
В. Лега приводит критику этойконцепции, справедливо называя ее наивной, поскольку непонятно, каким образомможно внушить людям существование некоего существа, которого никто никогда невидел и не ощущал. Невозможно себе даже представить, как практическиосуществлялся этот обман народа. Можно допустить, что нашелся где-то одинчеловек, которому пришла в голову идея о всеведущем Существе, можно дажедопустить, что он уговорил (или обманул) нескольких своих приближенных, нопредставить, что он смог внушить это всем своим гражданам, просто невозможно.Это должна быть настолько мощная и разветвленная сеть интриг, что ее дажетрудно себе представить. Ведь, согласно этой концепции, такие хитроумныеправители появляются не в одной стране и чуть ли не одновременно в различныхстранах (Египет, Греция, Рим). Никаких средств массовой информации тогда еще небыло. И как эти жрецы и правители смогли объяснить людям, что существует некоевсемогущее Существо, которого нужно одновременно бояться и любить и которого никтоникогда не видел. Чтобы поверить этим жрецам, человек должен понять, что такоебог. Если в душе человека нет идеи Бога, никакого обмана не получится.Следовательно, получается порочный круг: внушить людям идею Бога можно лишь втом случае, если у них уже есть идея Бога.
Одним из первых появляется мнение,что причиной религии является страх перед явлениями природы (Петроний, Эпикур,Тит Лукреций Кар). Но что означает страх перед природой? Как правило, теусловия существования, в которых люди живут с самого рождения, они воспринимаюткак вполне естественные и поэтому совсем нестрашные. Напротив, если человекапривезти в непривычные условия, то тогда ему будет страшно. Если бы современныйчеловек оказался в тех условиях, в которых жил древний человек, то емудействительно было бы страшно – без современного оружия, транспорта, средствсвязи и т.п. Но ведь дикарь ничего не знает об этих достижениях цивилизации ипоэтому чувствует себя вполне «комфортно» в своем лесу. Страх есть всегда.Современный человек боится ничуть не меньше, чем человек древний. Но жить вмире и бояться постоянно невозможно. Поэтому человек к этому миру привыкает,приспосабливается, а не придумывает себе Бога. Конечно, страх всегда был однойиз причин, приводившей людей к вере. «Начало премудрости – бояться Бога» (Прем.1, 15). Редко какой человек в минуты опасности, угрожающей его жизни, невспомнит о Боге и не призовет Его на помощь. Но здесь речь идет о возвращении квере в Бога, а не об изобретении Его. Тем более что нецерковный человек, когдаопасность минует, забудет о своем обращении к Богу. Поэтому суть религии нетолько и не столько в страхе, сколько в любви к Богу, в почитании Его, виспытании чувства священного, чего не может породить банальный страх. И даже всамых примитивных религиях боги внушают людям не только страх, но иблагоговение, и благодарность, и другие возвышенные чувства. Все самое лучшее,что есть у человека, — науки, ремесла, нравственные нормы, произведенияискусства, — всегда приписывается богам как источнику их происхождения. Страхне может сам по себе породить веру в существо, которое является невидимым.Человек всегда боится конкретной ситуации, боится того, что он может себепредставить: боится землетрясения, боится хищников, боится кого-то конкретного.С исчезновением причины для страха исчезает и страх.
Почему люди боятся многих явленийприроды? Потому, пишут просветители, что они не знают законов природы и неумеют противостоять им. Поэтому к страху и обману просветители добавляютневежество как третью причину возникновения религии. Человек не знает, каковапричина засухи, почему шторм на море образуется. И придумывает богов, якобыстоящих за этими явлениями и являющихся их причиной. Поэтому, полагали другиепросветители, если людям дать знание, истинное знание о мире, то тогда религияисчезнет.
Во-первых, этот аргумент можетвысказать только человек современный, знающий физику, генетику, кибернетику,который относится к предкам свысока: они ничего не знали. Но если смотретьисторически, то очевидно, что человек обычно относится к своей эпохе как квершине всего исторического развития, а к людям предыдущих эпох как к отсталымсуществам. Люди всегда самодовольны. А вторая ошибка этой теории состоит в том,что она представляет всех людей как ученых, которые всю жизнь ищут истину. Нобольшинство людей не думают о причинах наводнений и почему светит солнце – онипросто живут, работают, как обычно, пытаясь выжить в этом сложном мире. Люди,которые пытаются познать мир, мучаются над «проклятыми вопросами» всегда оказываютсяв меньшинстве, их не понимают, презирают, их гонят, к ним не прислушиваются.Важную роль в этой концепции играет понятие «обожествление»: люди обожествляютявления природы. Но само слово «обожествлять» предполагает знание о Боге.Обожествляя кого-либо (что-либо), мы наделяем чертами Бога некоторое явлениеили человека. Но как мы можем наделить что-либо чертами Бога, не имея знания оНем? Получается замкнутый круг. Никакое явление невозможно представить себебогом, не зная, что Бог существует. Просветительская теория происхождениярелигии очень популярна и в наши дни. Это неудивительно, поскольку сторонниктакой теории, считая, что в основе религии лежит страх, невежественность иобман, тем самым считает и всех верующих людей глупыми, трусливыми и доверчивыми,а себя, соответственно, умным, смелым и критичным. Очевидно, что в этом естьсвоя психологическая притягательность. Наконец, нельзя забывать, что средирелигиозных людей было много великих ученых (Ньютон, Фарадей, Планк и мн. др.),которых не заподозришь в невежестве, много мужественных воинов (АлександрНевский, А.Суворов и др.), которых не обвинишь в трусости.
Теория Фейербаха
В начале XIX века появляется немецкого философа Л. Фейербаха(1804-1872), который утверждал, что человек придумывает Бога, обожествляя невнешние предметы и явления, а факт внутренней духовной жизни человека – преждевсего его разума. Причины возникновения религии следует искать в самой природе,сущности человека. Человек наблюдает в себе некоторые свойства – он обладает разумом,свободой воли, чувствами и т.п. Он не понимает природу своих свойств и поэтомуобъективирует их, наделяет статусом самостоятельного существования. Из свойствчеловеческой природы немецкий философ далее выводит все свойства природыбожественной. Еще современники Фейербаха Маркс и Энгельс называли теориюколлеги не историчной: как возникает человеческое сознание, откуда оно берется?Как будто человек свалился откуда-то с неба со всем готовым многообразием еговнутреннего мира и порождает религию. Далее, если мы можем себе представить,что поскольку существует Бог или у нас существует знание о Боге, мы можемсделать вывод о способностях нашей души, но по наличию способностей нашей душисделать вывод о Боге, — это уже не укладывается ни в какие рамки. Если дажепредположить, что человеческий разум бесконечен и имеет ту же самую природу,что и Бог, то все же будет безумием наделить его теми же чертами и молитьсяему, — в психиатрии это называется шизофренией, раздвоением личности.
Марксистская теория
Религия, по Марксу, есть не плоднавязанного извне обмана, а самообман. «Религия — это вздох угнетенной твари,сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков.Религия есть опиум народа». Народ сам для себя придумывает этот опиум,потому что человек не только не может объяснить различные явления мира, апрежде всего он забит, задавлен общественными отношениями. А, следовательно,борьба с религией может вестись только как борьба с социальнойнесправедливостью, с тяжелыми условиями жизни, что достижимо только путемликвидации классового общества и построения общества коммунистического.
Но и марксистская теория невыдерживает критики. Во-первых, археологические находки показывают, что и впервобытнообщинном строе, в котором не было деления общества на классы, религияуже была. Во-вторых, революция, которая привела к исчезновению классов — вСоветском Союзе, в Китае или в каком-либо другом государстве – не привела котмиранию религии. Наоборот, в нашей стране отмечался даже некоторый подъем религиозныхнастроений, в то время как в «классовом» обществе – в современных Франции,Великобритании и др. цивилизованных странах – религиозность населения идет наубыль.
Эволюционная теория
У истоков этой концепции находилисьидеи, изложенные Ч. Дарвином в книгах «Происхождение видов» (1859) и«Происхождение человека и половой подбор» (1871).
Одним из первых религиоведов,опиравшихся на эволюционные идеи, был Джон Лёббок (1834-1913), который,обнаружил в первобытной религии различные формы– фетишизм, тотемизм, шаманизм ит.д. – и расположил их в последовательном эволюционном ряду. Одним из классиковэволюционизма был известный английский философ-позитивист Герберт Спенсер(1820-1903), который выводил всю религию из первобытных идей о душе, из веры вее посмертное существование, из культа мертвых, или культа предков. Наиболеезаконченное выражение эволюционная теория нашла в работах Эдуарда БернеттаТайлора (1832-1917), главы так называемой анимистической школы. СогласноТейлору, существует некоторый «минимум религии» — вера в существование духов.Корни анимизма он видел в размышлениях первобытного человека о сне,сновидениях, обмороках, трансе, болезни и смерти.
Однако «научность» этих исследованийоказалась весьма условной, и современная этнография весьма критически относитсяк этим теориям. Так, по мнению авторитетного британского антрополога Э.Эванс-Причарда (1902-1973), «достижения науки XIX века, которая пыталасьприблизиться к решению этой труднейшей задачи, заслуживают самой критическойоценки», классические работы Дж.Фрэзера и А.Краули, по его словам, «карикатурына первобытного человека, ум которого, якобы, пронизан суевериями и неспособенк зрелому критическому мышлению» .
Психоаналитическая теория
Основоположник — З. Фрейд, который вработе «Тотем и табу», претендует на историческую подоснову своих мыслей овозникновении религии, а в работах «Будущее одной иллюзии»,«Неудовлетворенность культурой» — развивает собственно психоаналитическийподход к происхождению и существованию религии.
Работа «Тотем и табу» посвященаисследованию того, как в народе появляются некоторые запреты, табу, т.е.представления, что есть нечто, чего делать совершенно нельзя, хотя почему — непонятно. Фрейд исследует это на примере понятия инцеста, т.е. половогосмешения с близкими родственниками. Он приходит к выводу, что когда-то былонекоторое древнее племя, которым управлял некий сильный, имеющий большую властьи авторитет мужчина, который оставлял для себя всех самок и изгонял своихсыновей. Его сыновья были этим крайне недовольны и «в один прекрасный деньизгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конецотцовской орде». Они надеялись, что съеденный отец даст им эту силу иавторитет. Но вышло наоборот, и сыновья раскаялись — и решили навсегдаотказаться от вступления в половую связь со своими родными. Возникает запрет наинцест, табу, а ощущение от ошибки, которую они совершили, превратилось вощущение вины за свой поступок. Этот отец стал впоследствии обожествляться, онпревратился в Бога и т.д. и т.п. Совершенно не научная, а мифологическаякартина. Где такое племя отыскал Фрейд – неизвестно. Или это поедание быловезде? И везде сыновья раскаивались за свое отцеубийство? Фрейд ничего об этомне говорит.
В других работах Фрейд утверждал, чторелигия возникла как результат того, что человек, слабый и беззащитный,стремился уберечься от могучих сил природы, и он стал эту природуочеловечивать. «…в такой же беспомощности человек когда-то уже находилсямаленьким ребенком перед лицом родительской пары, не без оснований внушавшейребенку страх, особенно отец, на которого при всем том можно было, однако,рассчитывать». В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд пишет, чторелигиозная потребность проистекает из инфантильной беспомощности и вызванногоею влечения к отцу, потребности в его покровительстве. С другой стороны, каждыйребенок испытывает неосознанное сексуальное влечение к своей матери и поэтомуненавидит своего отца, что именуется Эдиповым комплексом. Возникаетпротиворечивое отношение к отцу, являющееся причиной глубоких детских неврозов.Религия, по Фрейду, — это типичный невроз, это болезнь, с которой нужнобороться такими же психоаналитическими методами, как и с другими видаминевроза.
Но есть и в психологии, и впсихиатрии методики определения нормы и болезни, и никакая методика не укажет,что христианин, мусульманин или даже сатанист является человеком больным сточки зрения психической. Очень часто психиатрическая экспертиза даетзаключение о полном психическом здоровье маньяка, совершившего десятокизвращенных убийств.
От фрейдовского мнения о религииотказались даже его ближайшие ученики, например К.-Г. Юнг, который сам былатеистом, но тем не менее считал, что религия является более сложным феноменом,составной частью коллективного бессознательного, а не просто вырастает излибидо, из эдипового комплекса или каких-нибудь других неудовлетворенныхсексуальных влечениях человека.
Замечательный ответ тем, кто видит врелигии патологию, дает митрополит Сурожский Антоний (1914-2003): «… при всем моем сумасшествии, у меняесть смысл жизни, у меня есть динамика, у меня есть радость, которой ничто неможет меня лишить; и люди нормальные приходят ко мне посмотреть, как бы это имстать сумасшедшими! А я вот не пытаюсь научиться у нормальных, как можно убитьрадость, убить смысл и убить чувство истины...».
Христианское учение о возникновениирелигии
Христианская концепция изложена впервых книгах Бытия, где утверждается, что религиозность есть естественноесостояние человека. До грехопадения человек жил в раю, и знание о Боге для негобыло естественным: Адам и Ева могли разговаривать с Богом, и поэтомусуществование Бога для них было очевидным. Затем в результате грехопадениячеловек был изгнан из рая, и непосредственное общение с Богом прекратилось. Нознание о существовании некоего божественного мира в человеке постоянносохранялось, во-первых, потому что душа есть образ и подобие Божие и человеквидит этот образ, видит Бога в своей душе, а, во-вторых, потому что предания одавних временах, когда люди жили в раю, естественно, передавались потомкам. Этоистинное знание об истинном Боге все больше искажалось, но попытки получить этознание в человеке не прекращались. И поэтому человек, пытаясь найти Бога, сталпринимать за Бога различные естественные явления и поклоняться им. Поэтомупроисхождение религии связано с тем, что, как пишет апостол Павел, люди«заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца»(Рим 1:25).
Эта концепция получила названиепрамонотеизма, т.е. первоначального монотеизма. Вначале человечество быломонотеистическим, верило в одного Бога, затем же оно потеряло истинную веру ипридумало себе различных богов, обожествив явления природы. Люди приняли заБога или за богов (они уже не знают, сколько богов в мире) некоторыеестественные силы и явления. Но что значит обожествить? Обожествить – значитнаделить что-то божественными чертами. А для того, чтобы наделить нечтобожественными чертами, нужно иметь какое-то знание о Боге.
Итак, истинная религия возникает врезультате откровения Бога людям. Но далеко не все могут удержаться на этойвысоте открывшейся человеку божественной истины. Тогда человек начинаетприспосабливать к своему уровню понимания данное богооткровенное знание,упрощает его, создавая, таким образом, разнообразные религии.
Современная наука о происхождениирелигии
Наукой установлено, что никогда несуществовало безрелигиозных народов. Оказывается, «нет никакого сомнения в том,что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума, что онасопровождала человека на всем его историческом пути. Вот почему человексовременного типа – Человек разумный, Homo sapiens, может быть с полнымоснованием назван Человеком религиозным, Homo religiosus», — пишетЭ.Эванс-Причард.
В отличие от XVIII и XIXвв. вопросом возникновения религии занимается наука этнография, котораяпоявляется в XIX веке. Этнографы стали изучатьдревние, так называемые архаические племена, живущие в Южной Америке, Африке,Австралии. Изучая эти народы, этнограф как бы совершает путешествие в прошлое,реконструируя жизнь первобытного человека. И этнографы приходят к выводу, чтовсе и современные племена, и те, исторические свидетельства о которых доступныархеологам и историкам, религиозны. Нет ни одного факта, который бы говорил осуществовании безрелигиозных народов. Более того, эти народы находятся примернона том же уровне интеллектуального развития, что и современный цивилизованныйчеловек. Те представления о древних народах, которые можно найти в книгах XIX века, совершенно не соответствуютдействительности. Первобытность – не синоним духовного убожества, а явлениестадиальное, для которого характерна своя, богатая и сложная духовная культура,соответствующая этой стадии развития. Никакой эволюции в умственном развитии заэти десятки тысяч лет не произошло. Человек остался на том же самоминтеллектуальном уровне; разум его не изменился — изменилась культура,изменились социальные отношения, орудия труда, но мышление осталось точно такимже.
Далее этнографы приходят к выводу,что религия первична, она определяет всю жизнь человека, в том числе и егохозяйственную деятельность. Современный человек, даже религиозный, ориентированна мирское. Для древнего же человека сфера священного и сфера профанного,мирского, являются двумя очевидными сферами бытия, и человек четко представлял,где порог каждой из сфер. Живя в сфере профанного, мирского, человек выполняетнеобходимые функции по сохранению своей жизни: охотится, собирает, пашет, сеет.Но когда человек переходит в сферу священного, то он кардинально меняется иведет себя совсем по-другому. Человек становится собственно человеком –существом культурным. Ведь ритуальная наскальная живопись, шаманские пляски ит.п. – это то древнее искусство, которое впоследствии породит великуючеловеческую культуру. С культа начинается собственно культура. Действительно,и современные этнографы подтверждают, что культурный человек возникает изкульта, вне культа он простой охотник, собиратель, он не создатель живописи,музыки, танцев и всего остального. Но кроме понятия священного во всех народахприсутствует понятие единого Бога. Знание о всеобщей таинственноймогущественной силе присутствует во всех племенах. «Одним из наиболеепервичных, элементарных, универсальных понятий, созданных первобытнымсознанием, является понятие о всеобщей таинственной, могущественной силе,которую меланезийцы называли «манна», ирокезы – «оренда», индейцы сиу –«ваконда», алгонкины – «маниту», малайцы – «крамат», аборигены аранда –«арунгкильта» (В. Кабо). Наука просто подтверждает справедливость прамонотеизма– концепции, утверждающей, что до языческого политеизма существовал периодмонотеизма. Впервые эту концепцию предложил Вильгельм Шмидт (1868-1954) — католический священник, миссионер, этнолог и лингвист, создатель Венскойэтнологической школы. Он посвятил обоснованию концепции первобытного монотеизмасвой двенадцатитомный труд «Происхождение идеи Бога». Именно он и предложил самтермин Urmonotheismus (прамонотеизм). Подтверждал положения Шмидта и историк религийМирча Элиаде (1907-1986): «Не вызывает никаких сомнений, — пишет он, — практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Котороесотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь.Это Существо наделено даром безграничного предвидения и мудрости. Оноустановило моральные законы».
Доказательства бытия Бога
В западной богословской традициирассматриваются так называемые «доказательства» бытия Бога. Следует отметить,что любое доказательство строится на некоторых аксиомах, которые признаютсяочевидными для всех людей. Этой посылкой может быть нечто, данное в опыте,независящее от самого человека и очевидное. Таким может быть или данное вовнешнем опыте существование мира, или самосознание, внутренний опыт.
1. Онтологическое доказательство.Онтология – наука о бытии. Понятие о Боге включает в себя представление о Немкак о существе совершенном. Но совершенство состоит, кроме всего прочего, и всуществовании. Не может быть совершенным то, чего нет. Бог совершенен,следовательно, Он есть.
2. Телеологическое доказательство.(греч. «телеос» — конечная цель). Порядок, мудрость и целесообразность,характерные для нашего мира с момента его возникновения, ведут к принятиюсуществования мудрого Бога, Который не только сотворил мир, но и продолжаетзаботиться о нем.
3. Космологическое доказательство.Сложность этого мира не позволяет думать о его спонтанном происхождении исуществовании. Человеческий разум говорит, что не может существовать творениебез Творца, так как у каждого результата есть своя причина, согласно принципупричинности: нет и не может быть причин и явлений, не имеющих своей причины.
4. Историческое доказательство.Поскольку потребность человека веровать в Бога является всечеловеческим ивечным явлением, невозможно, чтобы такая вера произошла случайно, сама по себе.Следовательно, только Сам Бог может вложить в человека такую потребность.
5. Нравственное доказательство.Представления человека о добре и зле, о справедливости и его стремлении ксовершенству не могут найти никакого обоснования для себя в материальном мире,поскольку в нем господствует закон причинности. Но там, где все обусловленокакой-либо причиной, не может быть свободы. В то же время является неоспоримымтот факт, что у человека есть свобода, ведь без нее не может быть никакогоразличия между добром и злом и не может идти речь о любви. Следовательно,источником человеческой свободы, добра и любви может быть только свобода,любовь и добро, которые есть у Бога.
6. Религиозно-опытноедоказательство. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до нашихдней включительно, различных рас, национальностей, языков, культур, уровнейобразования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, с поразительнымединодушием свидетельствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личномпереживании Бога. Апостолы Павел и Петр, Иустин Философ и Павел Препростый,Иоанн Дамаскин и Макарий Египетский, Александр Невский и Климент Римский,Сергий Радонежский и Андрей Рублев, Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов,Шекспир и Достоевский, Ньютон и Паскаль, Бах и Менделеев, Васнецов иФлоренский… — только некоторые имена из грандиознейшего в историичеловечества опыта переживания Бога. Этих людей никак нельзя назвать невеждамиили «отсталыми».
2. Типология религий
Классическим являетсяразделение религий на:
– Естественные (природные);
– Исторические (религии откровения);
– Нетрадиционные религии.
Под естественнымирелигиями понимаются традиционные ценностные системы, наследуемые группойлюдей. Эти религии не сформировались в результате деятельности пророков, ихучение не основывалось на письменных источниках, откровении и Священномписании. Верования передаются из поколение в поколение через мифологическиеповествования, древние обычаи и ритуалы. К естественным религиям относятся:первобытные, родоплеменные и некоторые национальные, например, синтоизм,индуизм. Становление исторических религий связано с деятельностьюосновоположников и событием откровения. К ним относятся: зороастризм, иудаизм,буддизм, христианство, ислам. Нетрадиционные религии (новые культы,деструктивные тоталитарные секты) получили распространение со второй половиныXX в., лжепророки которых претендуют на уникальность своего учения,необоснованно заявляя о генетической связи своего учения с национальными илимировыми религиями. К таким культам относятся Свидетели Иеговы, церковьОбъединения (муниты), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), движениекришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация(ТМ), церковь Сайентологии (Дианетика), New Age (Новый век, Эра Водолея) ипроч.
С точки зрениявлиятельности, распространенности, значимости вклада в мировую культурувыделяются:
Локальные религии. Онираспространены в пределах небольших сообществ, находящихся на архаичной ступениразвития. К этому типу относятся родоплеменные, ранние формы религии.
Национальные религииявляются религиозными системами народов, находящихся на цивилизованной ступениразвития. Национальная религия связана с культурой и историей определенногонарода и государства. К национальным религиям относятся религиозные системы,распространенные в древности (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская,древневавилонская религии, зороастризм), и национальные учения, сохраняющие своевлияние и в наше время (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм).Мировые религии имеют универсальное распространение. Духовное наследие,ценностные системы мировых религий стали важным компонентом всей культурычеловечества. К мировым религиям относятся иудаизм, христианство, ислам,буддизм.
3. Место религии вкультуре: основные подходы
Религия представляетсобой одно из важнейших измерений культуры. Она является фактором, определяющимкатегориальные структуры и особенности менталитета. Многие культурные процессыпротекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формируетценностную систему, духовно ориентирует человека, предлагает интерпретациюбытия. Именно религия во многом обуславливает сакральное измерение культурногопространства, организует иерархию ценностей.
Существует несколькоподходов к пониманию места религии в культуре:
1) Религия – одна из сферкультуры, имеющая самостоятельную ценность наряду с такими ее формами, какискусство, мораль, философия. Религия — результат человеческого творчества. Взападной мысли (К.Гирц и др.) религия рассматривается как система символов,смыслов и ценностей культуры, влияющих на практическое поведение человека.Вопрос об истинности или ложности основополагающих символов и смыслов при такомпрагматически ориентированном подходе не является решающим для оценки их роли вдействиях человека.
2) Духовный первоистоквсякой деятельности человека — отношение к Высшему, поэтому культурапорождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения- в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении итеологии и пр. Так, например, христианство говорит, что способность человека ктворчеству была заложена в него как в «образ и подобие» Бога-Творца изначально.Первое приглашение человека к творчеству исходило из самого Бога, которыйпредложил Адаму дать имена всему живому. Николай Бердяев считал, что человекможет оправдаться перед Богом своим творческим деланием, направленным надуховное преображение, очищение мира. «Люди, — писал Гете, — дотоле бываютпродуктивны в поэзии и искусстве, пока они остаются религиозными; а потом ониначинают только повторять и подражать».
3) В концепции русскогорелигиозного философа Павла Флоренского (1882-1937) свое отношение к Высшемучеловек выражает в форме правильно осуществляемого культа, следовательно, культи культура — неразрывны, культ – это «бутон культуры» и всякая автономнаятворческая деятельность за пределами религии — внетеургична и преступна.

4. Христианская культура
Христианство – мироваярелигия, система верований, представлений и ценностей которой сформировалодуховную основу европейской цивилизации. Христианство включает в себя двекрупные ветви:
Православие –историческая форма развития восточного христианства, сохранившая внеповрежденном виде христианское вероучение со времен апостолов и отцов Церкви.В мире насчитывается около 300 млн. православных христиан. Католицизм –историческая форма развития западного христианства. В мире насчитывается около 1млрд. католиков.
Христианство нередкохарактеризуют как конец всех религий: Бог соединился с человеком и бесконечнаядистанция между Высшим и человеком, характерная для всех религий, былаупразднена. Спаситель Иисус Христос, как свидетельствует христианство, даетисчерпывающий ответ на духовные искания во всех религиях мира и полнотуспасения. Христианское учение излагается в Библии – собрании Книг, состоящем изВетхого Завета (1300-100 гг. до Р.Х.) и Нового Завета, книги которого восходятк I в. от Р.Х. Канон Нового Завета сформировался в IV в.
Новый Завет состоит из:
– 4-х Евангелий (Евангелие – «благаявесть») о земной жизни Иисуса Христа (Евангелия от Матфея, Марка, Луки иИоанна);
– «Деяний апостолов» — рассказ о том,что было в жизни апостолов после вознесения Христа;
– «Посланий апостолов» (Иакова, Петра,Иоанна, Иуды, Павла);
– «Откровение от Иоанна Богослова» или«Апокалипсис».
Все вместе это составляетСвященное Писание. Но помимо этого церковь хранит опыт общения с Богом, которыйпередается из поколения в поколения со времен апостолов. Этот опыт содержится вПредании, существующем в двух формах: письменной и незаписанной. К письменномуПреданию относится Священное Писание, «Символ веры», решения Вселенских ипоместных Соборов, молитвенные правила, писания Святых Отцов и др. Кнезаписанному Преданию принадлежат церковные установления и традиции, формыбогослужения и христианской жизни, церковное искусство: музыка песнопений,иконопись, храмовая архитектура и др. Суть христианства изложена в 12 пунктах«Символа веры», принятого на соборах 325 (Никея) и 381 (Константинополь) гг.
Христианство в самойсвоей сущности носит характер универсализма: провозглашая достоинство иуникальность каждого отдельного человека, независимо от его национальной,социальной, интеллектуальной и половой принадлежности, христианство с самогоначала объявило себя религией всех людей, всего мира. Европейская культура –плод христианской религии. Христианство является источником развитиячеловеческих талантов и стремлений; всюду, где утверждалось христианство,наблюдался особенный духовный подъем и развивались наука, искусство, философия,общественные и государственные институты и проч.
Христианство – религияОткровения. Она была основана не мудрецом или принцем, а Самим Богом ИисусомХристом, Который, воплотившись от Девы Марии, воспринял человеческую плоть.Историчность Иисуса Христа не вызывает сомнений (свидетельства нехристианскихписателей, Туринская плащаница и др). В земной жизни Иисус Христос былбездомный бедняк, не получивший никакого образования, отдал на общественноеслужение только 3 с небольшим года, — однако Он преклонил перед Евангельскимучением весь цивилизованный мир; а его ученики-апостолы, простые безграмотныерыбаки, составили свидетельство о жизни и учении Спасителя – 4 Евангелия –непревзойденные образцы духовной мудрости и величия.
Христианство –единственная религия в мире, имеющая беспрецедентный факт мученичества. Мученик– от греч. — «свидетель»: только люди, видевшие воскресшего Бога и осязавшиеЕго, могли идти на смерть за Него, отказываясь от поклонения идолам ибеззаботной жизни в языческом Риме.
Христианство ставитчеловека в такие отношения с Богом, о которых не знает ни одна религия. Оноутверждает, что у человека с Богом сыновние, родственные отношения. Искуплениечеловеческого рода в Иисусе Христе позволяет каждому человеку вступить на путьуподобления Богу («обожение»), которое было отвергнуто Адамом послегрехопадения, но в совершенстве реализовано Новым Адамом – Иисусом Христом.
Основные положенияхристианства
В центре мирозданияхристианство поставило единого Бога. Бог — Творец мироздания, Владыка мира,Всемогущий, Всеведущий Вседержитель, Отец всех людей. Бог сотворил мир изничего – эта идея называется креационизм. Разделив мир на невидимый(божественный) и видимый (материальный), христианство поставило в центрпоследнего — человека.
Христианская антропологияговорит, что человек создан по «образу и подобию Божьему». Он предстает в трехизмерениях: тело, душа, дух. Дух – это причастность к божественному посредствомверы. Христианство понимает плоть как изначально добрую, провозглашает принциптелесного воскресения человека.
«Бог есть Любовь»(1Ин4:8) – это наивысшая религиозная идея, которая была открыта человеку тольков христианстве. Бог «так возлюбил мир, что и Сына своего единородного отдал длянего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин3:16).Поэтому каждый христианин, по замечанию В.Н. Лосского, «может дерзновеннообращаться к Богу на Ты: «Отче наш».
Христианствосвидетельствует, что в Боге, Едином по существу, нужно различать три Лица –Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную.Это тайна, неподвластная ограниченной человеческой мысли.
В представлениихристианства возникла ничем не поправимая трагедия исторического развитиячеловека, порожденная первородным грехом и отпадением человека от Бога.Потребовалось человеческое воплощение Самого Бога, Который из любви к человекусошел на землю, принял человеческую плоть, взяв на Себя все бремя человеческихстраданий и Своею жизнью, учением, крестной смертью, Воскресением и Вознесениемна небеса открыл людям путь спасения от греха и смерти. Решение становиться илине становиться на этот путь зависит от человека. «Бог не спасает человека безсамого человека», — утверждает христианство.
Иисус Христос естьсовершенный Бог (Второе лицо Святой Троицы, Бог Сын, Сын Божий) и совершенныйЧеловек (Сын Человеческий). Он был истинный Человек, и ничто человеческое небыло ему чуждо, за исключением греха. В лице Богочеловека Христа и сам человекстановится Сыном Божиим и возвышается до того богоподобия, которым был наделенв момент творения.
Христианство говорит, чточеловек свободен. Даже Бог не может посягнуть на его свободу. Христианство заявляето Промысле Божием: Бог предвидит поступки и деяния человека и устраивает егожизнь наилучшим образом, как любящий Отец, который, чтобы предотвратить большеезло, попускает некоторые несчастья.
Концепция синергии (греч.synergeia – «совместное действие») утверждает «соработничество», сотрудничествочеловека и Бога в реализации Божия замысла о спасении мира и человека;взаимодействие божественной благодати и человеческой свободы. Церковь былаоснована на вере в Воскресшего Господа: «Если Христос не воскрес, то ипроповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша», — говорит апостол Павел(1Кор16:14). Церковь предлагает человеку средства для воссоединения с Богом,усыновления Богу-Отцу, — таинства. Церковь есть богочеловеческий организм,мистическое Тело Христово, члены которого невидимо связаны благодатью ДухаСвятого, освящающего и укрепляющего союз христиан в любви и возрастании в Боге.Главой Церкви является Иисус Христос, с Которым каждый христианин соединяется втаинстве Причастия (Евхаристии).
Принцип линейногоисторизма: есть начало человеческой истории и будет конец. Бог действует вистории. Христианство говорит о Всеобщем Воскресении в конце времен: каквоскрес Богочеловек Христос, так воскреснут и все люди, чтобы продолжать жизньи духовное развитие в вечном Царстве Небесного Отца. Потому сердцем церковногогода является праздник Пасхи – Воскресения Христа. Христианство проповедуетВторое пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд над всеми людьми, определявшийих вечное спасение или вечную гибель.
Христиане названы вЕвангелии «светом мира» и призваны преобразовывать все сферы жизни –семейно-бытовую, профессиональную, общественную и проч. – в творчестве всесозидающей Любви.
Нравственное учениехристианства
На первый планвыдвигается ценность каждой отдельной личности, которая достойна любви. Измножества нравственных предписаний христианства, основными считаются любовь кБогу и любовь к ближнему. Бог есть любовь – и о любви к невидимому Богу можноговорить много, но если человек не умеет любить ближнего, — он «медь звенящая»,и его христианство не отличается от веры книжников-лицемеров. Заповедь о любвик ближнему в устах Христа прозвучала по-иному: любить человека, как самого себя– значит преобразовать себя так, чтобы не только победить всякий гнев и раздражительностьна ближнего, но и быть готовым на самопожертвование за другого, даже если этотдругой – враг. Нужно ненавидеть грех в человеке, а не самого человека, — учитхристианство. Блаженный Августин выразил это в знаменитом афоризме: «Люби иделай, что хочешь». Сущность христианской нравственности сформулирована вНагорной проповеди Иисуса Христа (Евагелие от Матфея, глава 5). НачинаетсяНагорная проповедь с описания блаженств человека. Они существуют как оборотнаясторона страданий: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Нравственныепредписания христианства обращены к совести человека. Золотое правило: «Какхотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Христианскаянравственная жизнь – это творчество, постоянная работа над собой, а не деланиепо шаблону, законничество. Открытость Бога для человека – это главная темапроповеди: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам».Для христианина нет ничего случайного – он учится быть внимательным кокружающему, чтобы познать волю Бога о себе («Случайности – это язык Бога»).Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизнихристианство предложило монашество. Родина монашества — Египет (основатели — Антоний Великий, Пахомий Великий). В IV в. от Р.Х. из Египта монашествопроникло в Палестину. В VI в. — и в другие провинции бывшей Римской империи.Крупнейшим центром монашества на Востоке стала гора Афон. Особенностьюафонского монашества было соединение аскетических подвигов и активногодуховного творчества. Из Афона монашество распространилось в Болгарию, Сербию иДревнюю Русь.
Богослужениехристианства
Основу христианскогокульта составляют семь таинств.
Таинство — этосвященнодействие, через которое тайным образом действует на человека благодать,спасительная сила Божия.
Таинство крещениясимволизирует принятие человека в лоно церкви. Оно совершается в воспоминание окрещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иоардан; кроме того, СамХристос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в ЦарствиеБожие» (Ин 3:5). Посредством таинства крещения человек становится членомцеркви, христианином. Ему прощается первородный грех и грехи, которые онсовершил до момента крещения. Православная церковь крестит не только взрослых,но и младенцев в воспоминание заповеди Христа: «Пустите детей и непрепятствуйте им приходить ко Мне» (Мф 19:14), а также Новый Завет приводитпримеры крещения целых семей, в которых, безусловно, были и дети (Деян 10:1-48;16:15; 16:31; 1 Кор 1:16).
Таинство миропомазаниясовершается в Православной церкви сразу после крещения. Священник помазываетновокрещенного миром (особое ароматическое оливковое масло со смесью душистых веществ),делая знак креста на разных частях тела с произнесением слов «Печать Дара ДухаСвятого. Аминь.». В этом таинстве человеку невидимо подаются Дары Св.Духа, спомощью которых он растет и укрепляется в жизни духовной.
Таинство Причастия(Евхаристия) было установлено Иисусом Христом на тайной вечере: «И когда ониели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им исказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многихизливаемая во оставление грехов» (Мф (26:26-28). В воспоминание об этом вЦеркви совершается таинство причастия, которое состоит в том, что верующийпричащается Телу и Крови Христовых под видом хлеба и вина, которые освящаютсяна Божественной Литургии. Это главное таинство, при котором человек соединяетсяс Иисусом Христом, поэтому христианин готовится к нему исповедью, молитвой итрехдневным постом.
Таинство покаяния(исповеди) (покаяние с греч. – «метание души»), выражает доверительно-духовноеобщение человека с Богом, возможность откровенного разговора о себе, попыткусамопонимания. Таинство исповеди состоит из исповедания и отпущения грехов,отречения от грехов перед Богом и священнослужителем, который выступает каксвидетель исповеди, и обещанием исправиться. Таинство брака символизируетнисхождение на будущих супругов Божьей благодати, благословляя неразрывныйсоюз, основанный на любви, верности и взаимной помощи.
Таинство соборования(елеосвящения) совершается обычно над больным человеком, посредством таинствачеловек очищается от забытых или неосознанных грехов и получает Божьюблагодать, помогающую выздороветь духовно или физически или подготовиться ксмерти. Состоит в смазывании частей тела человека освященным елеем ссопровождением чтения молитв и Евангелия.
Таинство священствасовершается при посвящении в духовный сан. При нем на кандидата в священники идьяконы нисходит Божественная благодать, он становится посредником между Богоми людьми. Священники ведут свое начало от апостолов – учеников Христа.
Некоторые христианскиесимволы
Богослужебному творчествуслужат все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, скульптура,музыка, пение, религиозная поэзия и красноречие. Христианская культуранаполнена жизнью, так как именно в ней каждый символ не просто творческоепроявление человека, — он связан с духовным осознанием Бога и жизни кактаковой. В символе соединяется материальная форма и некая духовная сущность.
Свеча – символчеловеческой души, ее духа, который озаряет мир, радость духовная, любовьХриста ко всему человечеству. Свечи принято зажигать при молитве дома; в храмесвеча – жертва, возжигаемая в воспоминание живых и умерших близких. Икона –Евангелие в красках, окно в духовный небесный мир. На Православной иконеизображаются события и святые как воплощение иного Божественного мира,просветленного и очищенного духовной благодатью. Здесь нет чувствования, эмоций– только аскетическая уравновешенность, гармоничность, одухотворенность. Вкатолических соборах цель у икон иная: отражение эмоциональной связи человека сБогом; поэтому католические иконы больше похожи на картины: чувственныетелесные образы соседствуют с аскетичными. Храм – Дом Божий, мир Божий, егоцель – воплощать в зримых образах связи земного и небесного. Храм –олицетворение Царства Небесного, это — земное небо, в котором живет и пребываетБог. Храмы обязательно имеют крест и купол: крест – символ смерти (орудиестраданий Христа) и победы над ней, воскрешения, бессмертия. Купол – чертог,символизирует «видимое, земное небо», как правило, держится на четырех опорах,указывающих на четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Внешний вид,платок у женщины. Храм – священное пространство, и всякий верующий понимает,что в нем полагается вести себя не так, как в обычном, профанном пространстве.Это касается и одежды прихожанина. И хотя, например, джинсы и непокрытая головавходящей в храм девушки не может воспрепятствовать спасению ее души, но, какзаметил диакон А. Кураев, находящемуся в церкви нужно помнить о «таинствеближнего», которого может смутить и отвлечь от молитвенного общения с Богомнескромный вид вошедшей.
Католицизм
До середины XI векавосточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христианебыли объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский,Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриархносил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических икультурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общеепонимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранилитрадиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью являетсякаждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) поблагословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать ивласть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет вправославии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы началисчитать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире,что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда несогласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимоприсутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с ПравославнойЦерковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своейнеобразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символаверы слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа отОтца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, ноисправить положение уже не смогли.
Православиепридерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первыевека христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковьпродолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день — 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами,существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единствоПравославной и Католической Церквей невозможным.
Догматические расхождения Православие Католицизм Учение о Троице Святой Дух исходит от Бога Отца Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»). Учение о Чистилище Отсутствует Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души. Учение о «сверхдолжных заслугах».
Отсутствует.
Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве. За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. Учение о Пресвятой Богородице. Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей». Приняты новые догматы о Деве Марии: Она была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно воскресла, став вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. Учение о верховенстве папы Римского.
Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.
Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах.
Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов. Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. Учение о благодати Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом. Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком. Другие различия Крещение Осуществляется полным погружением в воду Осуществляется обливанием или кроплением Причастие
 Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую.
·  Причащение мирян Телом и Кровью Христа.
·  Причащение младенцев.
·  Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня).
·  Употребление для Причастия только пресного хлеба.
·  Причащение мирян только Телом Христовым.
·  Отказ причащать младенцев.
·  Пост перед Причастием – 1 час. Священство
·  Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство — должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей).
·  Отсутствует сан кардинала.
·  Целибат (безбрачное духовенство).
·  Введен дополнительный сан кардинала. /> /> /> />
Протестантизм
Протестантами называютсяхристиане, которые в XVI веке отделились от Римской католической церкви. С техпор протестанты разделились на множество течений и сект, которых объединяетотказ от Священного Предания и признание источником веры только каноническиекниги Библии. События XVI – пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению верыи религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе,называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 годумонаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера(1483-1546) против индульгенций.
Особенностипротестантской веры
Единственный источникверы – Священное Писание.
Спасает только вера, а недела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.
Все уверовавшие во Христауже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтомумонашество отвергается.
Поскольку все уверовавшиеспасены, молитва об усопших отменяется.
Протестантизм не верит внезыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинноверующие христиане – святые и священники. Поэтому почитания святых и таинствасвященства нет. Каждая протестантская церковь по-своему определяет выборы иназначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют богослужение общины иговорят проповедь.
Из таинств признаютсятолько крещение, причащение и (иногда) – разрешение от грехов.
Все протестантыпретендуют на то, что они воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.
На молитвенных собранияхпротестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие(иконы, древние песнопения и проч.) устранено.
Основные течения впротестантизме
– Лютеранство – главнымобразом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчасв мире 75 млн. лютеран.
– Кальвинизм – в основномв Голландии и Шотландии, а также в США, Германии, Франции.
– Англиканство – вАнглии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.
– Баптизм (с XVII.),около 35 млн., как важнейшее положение своей веры выдвигают крещение вовзрослом, а не в детском возрасте.
– Адвентизм ( с XIX в.),уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия.
– Пятидесятничество (снач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляетсяпрежде всего в говорении на языках (глассолалия).

Список использованныхисточников
1. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб.пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. – Мн.: Новое знание, 2000. – 480с.
2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998.
3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А.Культурология в вопросах и ответах / Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр,2001. – 368 с.
4. Религия в истории и культуре:учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998.-430 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура отдела управления культуры Уссурийского городского округа
Реферат Дифференциация и классификация древесных пород
Реферат Стандартные методы капитального бюджетирования
Реферат 24 июня в университете состоялся 77-й выпуск врачей лечебного факультета. Вмероприятиях приняли участие начальник отдела Министерства здравоохранения Хабаровского края Б. Я
Реферат Коммуникационная стратегия работы с потребителями
Реферат Антивирусные средства
Реферат Точечный массаж
Реферат Поняття культура та її сутність
Реферат Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны
Реферат Рекреационный потенциал горной зоны Российской Федерации
Реферат Исследование и проектирование червячной фрезы с комбинированной передней поверхностью
Реферат Ислам
Реферат Региональный анализ Уральского экономического района
Реферат Содержание трудового договора как совокупность условий, определяющих права и обязанности его ст
Реферат Изучение бытования традиционных высказываний в произведениях русской литературы на примере повестей И.С. Шмелева