Реферат по предмету "Мировая экономика"


Социально экономическая модель развития США

--PAGE_BREAK--Американская торговля, продемонстрировавшая в 1999 г. рекордные темпы роста (7,6%), сумела сохранить их на довольно высоком уровне и в 2000 г. (5,5%).
Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, страна обладает прекрасной современной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт (см. таблицу 2), а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.
 Таблица 2. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте американской экономики в 1996 г., %
Железные дороги
Автомобильный транспорт
Внутренний водный транспорт
Морской транспорт
Воздушный транспорт
Трубопроводы
33,5
22,1
11,2
18,3
0,4
14.5
Источник: Российский статистический ежегодник. М.1998, с. 787.
Доходы транспортного сектора, составили по данным “Standard & Poor’s”, в 1999г. составили 443 млрд. долл., что на 6,2% больше, чем в 1998 г. В 2000 г. они достигли 464 млрд. долл. Предположительною роль в развитии этой отрасли играет экономический подъем в странах Азии, который будет способствовать росту мировой торговли и, соответветственно, стимулировать увеличение объема морских перевозок [7,c.458]
Образованиестало важной составной частью экономики США. Государство тратит на него 780 млрд. долл. в год. В последнее время увеличивается объем частных инвестиций, вкладываемых в образование: 1999г.он взрос в 4 раза — до 3,3 млрд. долл., в 2000 г. этот показатель достиг 4 млрд. долл. Расширение использования Интернета будет способствовать развитию фирм, предлагающих заочно, обучение. Темпы прироста американских компании, специализирующихся в сфере образования, в 2000 г. составили в среднем 6%.
Туризм – важная составляющая сфера услуг. Благодаря улучшению положения в экономике многих стран Европы и Азии доходы туристского бизнеса США в 2000 г. возросли на 7,9%. Объем авиаперевозок туристов увеличился на 4%, в результате прибыли крупнейших американских авиакомпаний повысились на 13% — до 4,8 млрд. долл.
И, наконец, последняя по очереди, но отнюдь не по значению, сфера, финансовых услуг. [17,c.57]
Положение в банковском сектореСША достаточно благоприятно. Продолжающийся экономический подъем в 1999 г. способствовал резкому повышению спроса (на 7%) на банковские кредиты, как со стороны американских компаний, так и со стороны частных лиц. Благодаря увеличению спроса на кредиты, а также расширению деятельности банков за счет предоставления клиентам новых видов услуг доходы банковского сектора США в 1999 г., по оценке экспертов «Credit Suisse Ferst Boston», достигли 70 млрд. долл., что на 12% превышает аналогичный показатель 1998 г. После ряда обвалов на рынке акций, начиная с апреля 2000 г., положение банковского сектора США ухудшилось. По мнению экспертов, экономика США постепенно входит в фазу рецессии, что не сулит банкам ничего хорошего.
Финансовые компании США, занимающиеся операциями с ценными бумагами, благоденствовали. Доходы американских компаний, действующих в этой отрасли, в 2000 г., не возросли. Количество клиентов фондовых фирм, обслуживаемых через электронную сеть, в 2000 г., увеличилось до 15 млн. В настоящее время на долю таких клиентов приходится около 20% ежедневного объема торгов на американских фондовых биржах. [3,c.143]
Доходы страхового сектораэкономики США в 2000 г. возросли лишь 5%. Размер страховой премии увеличился менее чем на 1%. Доходы компаний, занимающихся страхованием жизни, в 2000 г. не повышались. Страховой сектор США, считают эксперты, нуждается в радикальной перестройке. Американские страховые компании, полагают они, должны активнее использовать возможности Интернета. Многие страховые фирмы планируют затратить большие суммы на новые технологии для того, чтобы начать обслуживать клиентов через компьютерную сеть. Это позволит страховым компаниям снизить затраты, расширить деятельность, увеличив количество услуг.
Внешнеэкономические связи. Роль мирохозяйственных связей в экономическом развитии США в последние два десятилетия качественно изменилась. Обладая огромным, многосекторным внутренним рынком при высокой степени обеспеченности сырьевыми ресурсами, США долгое время были достаточно экономически «закрытой» страной.
Преобразования в национальном хозяйстве страны в 80— 90-е гг. сопровождались формированием разветвленной системы внешнеэкономических связей. В современном взаимосвязанном мире не может быть эффективной экономика, отгороженная от мировых рынков. Для США переход от традиционного относительно автономного к более открытому типу хозяйства проявляется прежде всего в быстром росте внешней торговли и миграции капитала, расширении участия в международной производственной кооперации и научно-техническом обмене. Это отнюдь не устраняет конкуренцию со старыми и новыми соперниками на мировых рынках, но придает ей новые формы и является важным фактором экономического роста. Американские компании стали заметно активнее идти на торговые, кооперационные и другие связи с иностранными фирмами, на совместный бизнес с зарубежными партнерами у себя в стране и за границей.
Американское государство настойчиво ищет оптимальные пути поддержки экспорта и защиты национальных производителей от внешних конкурентов. В этом духе выдержан принятый в 1988 г. «Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности».
В конце XX в. хозяйство США развивается в условиях так называемой глобализации рынков. Товары, технологии, капиталы компаний и банков США все больше ориентируются на всю мировую экономику. В это же время огромный внутренний рынок страны превращается в один из важнейших факторов развития мирохозяйственных связей.
Доля экспортав объеме материального производства США еще недавно была сравнительно невелика. Сейчас она приближается к 1/3. Особенно высока экспортная квота в наукоемком производстве, продукция которого в промышленном экспорте составляет около 2/3. Страна лидирует в продажах полупроводников, многих видов электроники, авиакосмической и лазерной техники, средств связи. Важную роль играет экспорт передовых технологий, патентов, лицензий, консультационных услуг. Вывоз услуг из США развивается вдвое быстрее, чем торговля товарами. Если в 1980 г. экспорт услуг оценивался в 48 млрд. долл. и составлял 18% всего экспорта, то в 1996 г. этот показатель достиг 237 млрд. долл. (28% экспорта). В этот же период экспорт сельскохозяйственных товаров увеличился с 42 млрд. долл. до 61 млрд. долл., сократившись с 15% всей стоимости экспорта до 7%. При этом из страны вывозится 1/4 всей сельскохозяйственной продукции, а по ряду ее видов — больше половины. [5,c.224]
Ввозятсяв страну в первую очередь наукоемкие товары производственного и потребительского назначения, оборудование для обработки информации, станки, промышленные роботы, телевизоры, видеотехника, автомобили, кино- и фотоаппаратура, а также текстиль, обувь. Хотя зависимость США от внешних источников сырья значительно уменьшилась, в страну продолжается импорт нефти, цветных и редких металлов, стали.
Основные торговые партнеры СШАэто их главные конкуренты на мировых рынках: — Япония и западноевропейские страны (главным образом ФРГ). Все более важную роль как центральные и импортные контрагенты играют новые индустриальные страны. На них приходится около 40% американского экспорта и значительная часть импорта.
Абсолютное лидерство США в мирохозяйственных связях уступило место конкуренции с другими их участниками на рынках товаров, капиталов, услуг, технологий.
В то же время растет зависимость национального хозяйства страны от развития событий на внешних рынках. Так, финансовый кризис в Азии 1998 г. чреват весьма серьезными последствиями для американской экономики.
Серьезной проблемой для США является значительное преобладаниеимпорта над экспортом. Основными источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы в торговле с Японией, Западной Европой и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы этот дефицит сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остается одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта. В результате в 1998 г. дефицит внешнеторгового баланса страны превысил 120 млрд. долл.
В связи с этим американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта.Принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.
На США приходится примерно 1/3 всех мировых прямых зарубежных инвестиций. В последнее десятилетие прямые зарубежные инвестиции США ежегодно увеличивались в среднем на 17 % и достигли в 1996 г. 88 млрд. долл. По существу, за пределами страны функционирует своеобразная «вторая экономика», т.е. международное производство, торговля, финансовая сфера, подконтрольные американскому капиталу.[5,c.223]
Относительно новым явлением в мировой экономике стал гигантский наплыв иностранных капиталов в США. К 90-м гг. все виды иностранных инвестиций в стране превысили американские заграничные активы на 0,5 трлн. долл. Хозяйство США стало резервуаром, поглощающим огромные денежные ресурсы других стран, используя их для оплаты технологической модернизации экономики.
Иностранцы предпочитают использовать огромный американский финансовый рынок: деньги вкладываются в банки, в ценные бумаги корпораций и казначейства. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор составляют менее 20% ввезенных средств. Прямые иностранные инвестиции в американскую экономику в 1996 г. составили 77 млрд. долл. Зарубежному капиталу принадлежит каждая десятая компания США в обрабатывающих отраслях. В итоге США стали страной-должником. Однако эту роль они используют для привлечения денег из других стран для финансирования собственного экономического роста.
Важнейшее значение для мирохозяйственных позиций США имеетмеждународная роль американского доллара, на который приходится около 65% всех мировых валютных резервов.
Решающие позиции во внешнеэкономических связях играют американские ТНК, обладающие сетью предприятий по всему миру; объединенных кооперационными связями. На ТНК приходится 2/3 внешнеторгового оборота страны, 4/5 патентно-лицензионной торговли, подавляющая часть экспорта капитала. Они контролируют ключевые отрасли передовой технологии, что дает им преимущество в конкуренции. Общий объем продаж зарубежных предприятий ТНК соответствует примерно 1/3 ВНП США. В результате деятельности этих гигантов бизнеса американская экономика все более интегрируется в мировое хозяйство.

Раздел 2. Эволюция экономической политики США
2.1 История развития экономической политики США в довоенный период
Понять процесс можно, только проследив его эволюцию. Этот принцип эволюционного институционализма предписывает искать корни основных тенденций и факторов современности в экономической истории, изучать взаимодействие этих факторов в ретроспективе и на этой основе прогнозировать дальнейшее развитие.
В 1776 г увидели свет Декларация независимости США и «Богатство народов» А. Смита, представлявшие миру декларацию либеральной экономики. В этот же период возникли два основных течения в американскойэкономической политике.Оба течения возглавлялись известнейшими людьми, отцами-основателями Гамильтоном и Джефферсоном. Утверждения о том, что экономика способна к саморегулированию, Гамильтон назвал «бредовым парадоксом». Он выступал за промышленное будущее США и государственное регулирование рынка. Будучи министромфинансов, он активно использовал денежную эмиссию, тарифную политику и другие методы госрегулирования. Джефферсон видел Америку будущего как рай мелких хозяйств, сельскую Аркадию. «Получай мы указания из Вашингтона когда нам сеять, а когда собирать урожай, мы, пожалуй, остались бы без хлеба», — говорил он, считая «Богатство народов» «лучшей книгой нашего времени» по политэкономии Он выступал за свободный нерегулируемый рынок, хотя в период своего президентства немало внимания уделял практическому регулированию торговли. Вот так, уже с первых шагов американской экономики сложились два основных лагеря, сторонников и противников государственного регулирования. Такое деление вновь стало проявлением борьбы двух важнейших институтов человечества — государства и рынка. Позиции Гамильтона впоследствии придерживались в основном сторонники демократической партии, а Джефферсона – республиканской. В США эта борьба не была непримиримой. Будучи прагматиками, американские либералы-республиканцы использовали методы государственного регулирования, а демократы, в свою очередь, часто поддерживали и проводили вполне либеральную политику. Американцы уже давно говорят, что «различия между республиканцами и демократами не стоит и десятицентовой монеты». С инфляцией эта разница все более сокращается.
В 1801-1865 гг. США занимались своими внутренними проблемами и как бы выпали из мировой истории. После ожесточеннейшей войны Севера и Юга за отмену рабства и победы индустриального Севера США устремились к экономическому могуществу.
Однако, несмотря на то, что перед первой мировой войной на долю США уже приходилось около трети мирового ВВП, Америка была практически лишена глобальных имперских амбиций, и втянуть ее в войну оказалось для стран Антанты нелегкой задачей. Даже после победы в войне США довольствовались относительно скромной ролью в „мировой политике. Для США традиционными оставались изоляционистскиенастроения невмешательства в «чужие» дела.
В 20-е годы Америка переживала эпоху процветания. Экономика быстро развивалась, еще быстрее рос фондовый рынок. В общем, ситуация была очень сходна с сегодняшней. Тогда эпоха просперити (процветания) закончилась жестоким кризисом,
От кризиса 1929-1933 гг. когда ВВП страны сократился на 1/3 и 1/4 рабочей силы оказалась незанятой, и до кризиса середины 70-х гг., вызванного ростом мировых цен на сырье и заставившего промышленные предприятия ресурсосберегающие технологии [3,c.469]
После кризиса 30 – х годов наступила депрессия, выход из которой был найден президентом США Ф. Рузвельтом. Его «Новый курс»предполагал, говоря словами Рузвельта «необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь… ». Кейнсианские методы регулирование примененные Рузвельтом, увенчались полным успехом. Основой реформы Рузвельта стал принцип: «Бизнес не может быть выше правительства».
Для обеспечения конкурентной среды в одной из базовых сфер американской экономики — энергетике и в то же время для создания новых рабочих мест и оживления потребительского спроса в стране в 30-е гг. развернулось строительство государственных гидроэлектростанций. В свою очередь Федеральная комиссия по энергетике получила полномочия контролировать обмен энергоресурсами между штатами, а соответствующие комиссии штатов утверждали расценки на электроэнергию и энергоносители — природный газ, нефтепродукты и пр. В области финансово-кредитной политики Комиссия по ценным бумагам в соответствии с «новым курсом» получила полномочия следить за деятельностью банков и других финансовых учреждений с целью предотвращения спекулятивных махинаций типа «пирамид».[3,c.470]
2.2 Экономическая политика США в послевоенный период
Америка вновь набирала экономическую мощь. Однако даже в преддверии уже очевидной германо-японской агрессии американское общество не хотело пересматривать свои старые изоляционистские взгляды. То, что происходило за океаном, мало волновало американцев. Злые языки до сих пор говорят, что Рузвельт был предупрежден о японском нападении на американскую базу Пирлл-Харбор, но допустил его, чтобы склонить американское общественное мнение к необходимости участия во второй мировой войне.
США вышли из войны могущественными, как никогда. На их долю приходилось около 50% мирового ВВП. У них оставался только один соперник, бывший союзник, держава-победитель — СССР, который довольно быстро становился врагом. Мир обрел жесткую биполярнуюструктуру с примерным равенством сил противоборствующих сторон.
Победа в войне и неизбежное резкое сокращение военных расходов грозили для вскормленной войной экономики США новым кризисом. Его удалось избежать, придумав великолепный план Маршалла, решавший разом и экономические, и политические проблемы. Это был план широкомасштабной помощи новым американским союзникам в обмен на определенные политические обязательства. Таким образом, американская экономическая мощь направлялась на подъем разрушенных войной экономик европейских стран, и одновременно сколачивался монолитный военно-политический блок, способный под эгидой США противостоять блоку социалистических стран, ведомых СССР. [10,c.140]
    продолжение
--PAGE_BREAK--В послевоенный период экономическая политика США в целом следовала кейнсианским принципам и рекомендациям. В период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра (1946-1962 гг.) постепенно произошел отход от идеи бездефицитного бюджета и проводилась умеренная бюджетная макрополитика, пытающаяся предотвратить новые кризисы.
Эпоха президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера (1962-1980гг.) характеризуется активным государственным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В конце этого периода выяснилось, что кейнсианские методы потеряли свой стабилизирующий эффект, что связано прежде всего с зарождением новых мегаэкономических взаимосвязей и факторов развития. Наступала новая экономическая эпоха. Ее лозунгом стали слова Р. Рейгана: «Правительство не решит наших проблем. Правительство — само проблема», и как только «оно оставит нас в покое, проблемы эти решатся сами собой».
Неконсервативный курс республиканских президентов Р. Рейгана и Дж. Буша (1981-1992 гг.) теоретически базировался на монетаристских взглядах Нобелевских лауреатов М. Фридмена и Р. Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшение государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера). На базе этих теоретических соображений была создана «рейганомика», которая заключается в:
1)жесткой кредитно-денежной политике, способствовавшей снижению
2)инфляции. Одновременно повышение процентной ставки привлекло в США
3)иностранный капитал;
4)налоговой реформе 1986 г., приведшей к снижению предельной ставки подоходного налога с 55 до 33%, а налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Это стимулировало предпринимательство и, как и предсказывал Лаффер, увеличило поступления в бюджет; [15,c. 225]
3) пересмотре социальной политики в сторону сокращения государственных социальных программ;
4) резком увеличении государственных расходов на НИОКР, которые достигли 3% ВВП. 1 [8,c.454]
«Рейганомика» стимулировала снижение инфляции в 3 раза, уменьшение безработицы до 6% и довольно высокие темпы экономического роста. Кроме того, рейгановская «империя зла» пала, и США стали единоличным лидером человечества. Однако, бюджетный дефицит постоянно рос, и кризис 1990-1992 гг. показал, что рынок слишком сильно потеснил государство и экономическая политика нуждается в существенном изменении. [10,c. 157]
Победивший в 1992 г. Б. Клинтон предложил и блестяще осуществил
экономическую программу, предусматривающую более активную роль государства. В ее основе лежит борьба с бюджетным дефицитом. Администрация Клинтона посчитала, что налоговые ставки опустились ниже оптимума, и подняла их. Максимальная ставка подоходного налога повысилась до 36,9%. Одновременно были решительно сокращены государственные расходы. Результаты превзошли все ожидания. Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), был ликвидирован, и в 1999 г. был достигнут профицит бюджета в 79 млрд. долл.[11,c. 144]
«Клинтономика» возродила государственные социальные программы и увеличила инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру.
Инфляция снизилась до 2-3% в год, безработица — до 4,5%, а экономический рост в конце 90-х годах составлял 4%. Было создано 12 млн. новых рабочих мест, а фондовый рынок с 1993 г. вырос более чем в три раза. В 90-е годы США продолжили курс на интеграцию в мировую экономику, и уже более трети всех производимых в США материальных ценностей реализуется на внешнем рынке.[9,c.379]
Следует признать, что Клинтон скорее скорректировал курс Рейгана-Буша, и «золотая экономика Клинтона», как ее называют приверженцы президента, выросла все же из «рейганомики». Похоже, Америке удалось нащупать оптимальное для современного уровня технологического развития сочетание государства и рынка.
2.3«Новая экономика» как модель развития США
Долговременный безинфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность — экономика США, которую уже окрестили как «Новаяэкономика». Американская модель «Новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.
Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта или импорта.[10,c.160] Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации.
Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. В сфере информатики и телекоммуникационных технологий США не имеют себе равных. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке лидеров информатики американских компаний 17 (см. Таблицу 3). Таблица 3 дает представление об уровне развития и распространения информационных технологий среди рядовых потребителей ведущих стран мира.
Таблица 3
Рейтинг компаний информационных технологий (1998 г.)

Название компании
Страна
Сфера деятельности
1
America Online
США
Интернет-технологии
2
Dell Computer
США
Компьютеры и периферия
3
Solectron
США
Услуги по продаже программ и оборудования
4
Vodafone Group
Великобритания
Телекоммуникационные
услуги
5
Cisco systems
США
Компьютерные сети
6
ЕМС
США
Компьютеры и периферия
7
МСI WorldCom
США
Телекоммуникационные услуги
8
Inktomi
США
Интернет-технологии
9
Sun Microsystems
США
Компьютеры и периферия
10
Microsoft
СШЛ
Программное обеспечение
11
Lexmark International
Group
США
Компьютеры и периферия
12
Nokia
Финляндия
Телекоммуникационное оборудование
13
Tellabs
США
Телекоммуникационное оборудование
14
Quanta Computer
Тайвань
Компьютеры и периферия
15
IВМ
США
Компьютеры и периферия
16
COM verse Technology
США
Телекоммуникационное оборудование
17
Flextronics International
США
Услуги по продаже программ и оборудования
18
Qwest Communications
США
Телекоммуникационные услуги
19
Lucent Technologies
США
Телекоммуникационное оборудование
20
Airtouch Communications
США
Телекоммуникационные услуги
Составлено по: Business Week, June 21, 1999.
Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к реструктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок.
Информационные технологии оказывают в свою очередь влияние на целый комплекс отраслей экономики.
Таблица 4
Уровень развития потребительских информационных технологий в ведущих странах мира (1998 г.)
Страна
Население охваченное мобильной телефонной связью, %
Доля потребителей, имеющих домашний персональный компьютер, %
Количество пользователей Интернета по отношению к общей численности
населения, %
США
25,0
35,0
38,4
Германия
13,3
17,0
8,8
Франция
15,4
 16,0 _
4,2
Великобритания
17,8
20,0
126
Нидерланды
20,0
17,5
Швеция
37,0
18,0
26,4
Италия
28,0
11,5
Япония
36,0
14,0
5,9
Республика Корея
18,0
Источник: Fortune, December 21, 1998, p.56
С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно значительно облегчить коммерцию, используя глобальные компьютерные сети. Особенность «новой экономики» заключается еще и в том, что современные технологии постоянно совершенствуются, не давая кривой жизненного цикла продукта опускаться вниз.
«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец, в среднем, меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с западного побережья страны на восточное и наоборот, если в каком-либо регионе создаются новые рабочие места с высоким уровнем оплаты.
Не в последнюю очередь эффективность «новой экономики» связана и с американским вариантом менеджмента, который нацелен на быстрое принятие решений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчиненных. Напористой американской модели управления свойственен больший риск перед возможностью соответственно большего вознаграждения за этот риск, чем в более консервативных и осторожных европейской и японской моделях менеджмента.[10,c.153]
Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов.Основным ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет кредитно-денежнуюполитику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с ценными правительственными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. [5, с.121-122]
Транснациональный капитал США, безусловно, ведущую роль в современном экономическом мире, уже во многом ставшим «миром ТНК», играют транснациональные корпорации США. Половина американского экспорта осуществляется американскими иностранными ТНК. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК. В США доля THK в трансфертах технологий составляет 80%.[8, c. 460]
Перефразируя известное высказывание Бисмарка, можно сказать, сейчас ТНК стоят во главе мировой экономики, а американские ТНК главенствуют в мире транснациональных корпораций. Именноони определяют сегодня ход и основные тенденции мировых процессов транснационализации.
США остаются лидером в области прямых иностранных инвестиции. На их долю приходится четверть стоимости всего заграничного капитал и 25-27% всех привлеченных ПИИ.[16, с.48]
Прямые инвестиции создали так называемую вторую экономику США, которая базируется на производственных мощностях заграничных филиалов и дочерних фирм американских ТНК. Вторая экономика США превосходит по своему научно-техническому и производственному потенциалу аналогичные структуры объединенной Европы и Японии. Общий объем продаж зарубежных предприятий и фирм ТНК соответствует трети ВВП США.[8, с.461]
Для американских корпораций характерно отставание долизарубежных продажот доли общих продаж. Это связано с тем, что внутренний рынок США — самый емкий в мире.
Слияния и поглощенияявляются для ТНК естественным проявлением их к увеличению экономической власти. Если не регулировать и не огранивать эти процессы, то неизбежна монополизация рынка, что наносит существенный ущерб рыночной экономике. США, будучи наиболее динамично развивающейся страной, первой поняли эту угрозу и ответили на вызовы крупных корпораций мощным запретительным, а не регулирующим, как в других странах, антимонопольным законодательством Внутренняя структура американских ТНКотличается большим разнообразием. Основные ТНК сложились на основе контроля лидирующего банка через механизм фиктивного холдинга путем создания холдингов структуры с головной компанией, а также через перекрестное владение акциями.
Своей спецификой обладают и системы менеджмента, применяемые американскими ТНК. Особенностью современных американских ТНК становится повышение самостоятельности филиалов компании за рубежом,
Основной принцип менеджмента крупных корпораций США – «малое прекрасно». Это означает, что нужно дать максимальную самостоятельность минимально возможному подразделению корпорации. [14, с.135]
Американское государство и бизнес. В США была создана эффективная модель взаимодействия государства и бизнеса, построенная на принципахлиберализма.Вопреки общераспространенному у нас мнению, либерализм выступает за сильное государство. Однако, в соответствии с либеральной концепцией, государство не должно непосредственно вмешиваться в экономику, ограничиваясь чисто регулирующими функциями. Либеральное государство — судья в экономической игре, ане игрок. Оно задает правила игры и следит за их выполнением, но само в игре не участвует. Американское государство успешно достигает своих целей, в большей части, на основе мер регулирования рынка.
Основные меры регулирования либерального государства можно разделить на четыре группы:
1.          Налоговое регулирование.
2.          Регулирование через государственные рынки.
3.Регулирование внутренних рынков и формирование на каждом рынкеконкурентной среды.
4.Внешнеэкономическое регулирование.
По налоговой политике можно сразу отличить либерально-консервативное и социально ориентированное государства. Либералы и консерваторы обычно стараются уменьшить налоги и высвободить средства бизнеса для развития. При этом консерваторы настаивают на более решительном сокращении налогов, чем либералы. [7, с.456]
Полная классификация американских налогов включает восемь позиций. 1)индивидуальные подоходные налоги; 2) налоги с прибылей корпораций; 3) налоговые отчисления в фонды социального обеспечения; 4) налоги на наследства и дарения; 5) акцизные сборы; 6) таможенные пошлины; 7) налоги с розничных продаж потребительскихтоваров; 8) налоги на движимую и недвижимую собственность. Налоги собираются на трех уровнях — федеральном, штатном и местном. Первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти.
В настоящее время федеральные налоги в США выполняют три основные функции, а) служат главным источником формирования бюджетных средств для финансирования расходных статей, б) являются мощным и гибким средством государственного экономического регулирования и используются для стимулирования экономического роста, в) служат эффективным инструментом перераспределения национального дохода в целях уменьшения неравенства в объемах получаемых доходов и имеющихся богатств различных слоев американского населения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.