Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего

--PAGE_BREAK--Только в середине 70-х г произошел существенный сдвиг в данном направлении, который в области художественной педагогики наиболее активно отразился в исследованиях ученых НИИ художественного воспитания (ныне Института художественного образования). В 80-е годы проблема интеграции в педагогике переживает новый подъем. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы, в том числе и в художественной педагогике.
Интегративный курс — та же система межпредметных связей, но значительно упрощенная для удобства практического использования и рассчитанная не на учителя с обширными многопредметными познаниями и опытом систематической работы в разных учебных дисциплинах, а на обычного профессионала-предметника. [10, С. 15-18]
Интегрированные курсы локальны, предметны, дидактически конкретны. Они позволяют педагогу работать в хорошо знакомой предметной системе и служат небольшим дидактическим дополнением к его основной дисциплине. В интегрированных курсах впервые получает определенное, хотя и одностороннее решение парадоксальная идея межпредметности как принципа дидактики.
Широкое внедрение в образовательный процесс интегрированных дидактических систем создает необходимость в их научном осмыслении. В первой половине 90-х гг. под руководством В.Т.Фоменко осуществляются исследования проблемы интеграции в образовании. Впервые предметом систематического научного рассмотрения становится интегрированный курс как средоточие интегративных процессов в образовании.
Если в 1983 г. понятие интеграции вводится в педагогику как абстрактная и для самой педагогики мало что говорящая общенаучная категория на том простом основании, что оно широко и продуктивно используется в других отраслях науки, то в работах ростовских ученых 1995 -1996 гг. понятие интеграции впервые выводится путем анализа накопленного, главным образом, за предшествующее десятилетие опыта развития интегративных процессов в образовании. Интеграция становится конкретным педагогическим понятием, наполняется педагогическим содержанием. Так полагается начало систематической научной разработке проблемы интеграции в образовании. [24, с. 36-38]
В последние годы под руководством Н. А. Ветлугиной была предпринята попытка разработать методику проведения комплексных занятий, включающих восприятие детьми различных видов искусства (музыки, песен, репродукций картин, иллюстраций, произведений художественной литературы и так далее) и непосредственную художественно-творческую деятельность детей. В ее работах под комплексом понимается целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Значение слова «комплекс» означает «связь», «сочетание», следовательно, элементы, части комплекса относительно самостоятельны. __
Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании,   в   основе   которой   лежат   интегрированные   блоки   (циклы). Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами,   в  том  числе   и  уровни,   подобные  тем,   которые  образуют комплекс, то есть комплекс,  как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.
В это же время вопросами интеграции в дошкольной педагогике занимались Григорьева П.Г. Казакова Т.Г. Сакулина Н.П. другие педагоги и методисты. [36, С. 125-138]
В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.П.Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятии, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А.Горшунова, О.М.Клементьева, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.Н. Новикова, О.С.Ушакова и другие). Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности. [40, С.59-62].
Казакова Т.Г. в своей книге «Развивайте у71ршко1й5шков творчество» приводит методику развития изотворческих способностей. В книге приводятся комплексные занятия по изобразительному творчеству, применительно к каждой возрастной группе.
Опираясь на идеи, взгляды ученых, деятелей культуры и искусства, оценивая их, с позиций художественной педагогики главным концептуальным положением моего исследования явилось коренное переосмысление фундаментальной проблемы современной подготовки детей к реальной жизни с позиций художественной педагогики. [18, с. 15-16]
Таким образом, в результате проведенного анализа литературы по проблеме комплексного подхода можно прийти к выводу, что данная методика органично включила в себя лучшие достижения мировой педагогической мысли. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Содержит рекомендации по развитию изотворческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность; дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов. [18, с. 15-16]
Итак, рассмотрев значимость комплексного подхода, необходимо обозначить понятия «интегрированные занятия» и «комплексный подход», эти вопросы будут рассмотрены нами в дальнейшем исследовании.
1.2 Определение понятий комплексные и интегрированные
занятия
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:
•         сохранение здоровья ребёнка;
•         развитие базовых качеств личности;
•         построение   образовательного   процесса   на   основе   игры   как основного вида деятельности дошкольника. [38, С. 158]
При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен: на понимание региональной культуры, общезначимых, культурных ценностей; на развитие собственной художественно-творческой деятельности в различных видах искусства.
В 60-70 г. появляется понятие «комплексные занятия».
Суть этой системы — комплексный подход, который предполагает педагогический процесс во взаимосвязи, взаимозависимости всех его сторон.
При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.
Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по рисованию.
В течение определенного времени (одной — двух недель) можно объединить занятия, имеющие общие программные задачи и тематику (например, изображение птиц, игрушек, человека, животных.) В каждом конкретном случае дети все больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, то есть происходит развитие образа. Эти занятия называются одновидовыми.
Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисованием существует определенная зависимость (занятие предметным рисованием предшествует сюжетному). [42, С.59]
Изображение сюжета требует передачи места действия, пространства, характерных особенностей персонажей. В разных возрастных группах эта взаимосвязь будет специфичной.
Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке. Все это происходит на одном занятии и дает возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа. Такие занятия называются тематическими. Они планируются, чередуясь с одновидовыми, на которых дети обычно только рисуют. [37, С.98]
Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.[3, С.25-27]
Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми беседы и на занятиях.
Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Например, прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Такие занятия называются комплексными. Планируются они один раз в квартал вместо одного музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексным занятиям предшествуют одновидовые и тематические, которые помогают детям овладеть всеми навыками, умениями, облегчают выполнение заданий, то есть комплексные занятия строятся на знакомом материале. [18, С. 110-118]
Исследование показало большую роль таких занятий в развитии творчества, самостоятельной художественной деятельности детей.
Однако повальное увлечение этими занятиями дает обратный эффект. Они начинают заформализовываться, проводятся без учета специфики детей дошкольного возраста, заключающейся в том, что внимание детей, особенно младших, неустойчиво, ребенок не умеет еще сосредоточенно заниматься. Постоянное переключение внимания (в течение времени занятия — от 15 до 25—30 мин в зависимости от возраста детей — они два — три раза переходят от одного вида деятельности к другому) может усугубить его неустойчивость,           лишить           ребенка           возможности углубленно сосредоточиваться на одном виде деятельности, вызовет вообще поверхностное отношение к занятиям, приведет к неумению доводить начатое дело до конца. Поэтому такие комплексные занятия в том развернутом виде, как они предполагаются, лучше проводить с детьми старшего дошкольного возраста, когда дети привыкнут сосредоточенно заниматься, доводить начатое дело до конца, когда переключение внимания на другой вид деятельности не затмит главной задачи, а позволит выполнить ее более качественно. [25, С.40-42]
В связи с происходящими изменениями в обществе появляется термин «интеграция».
Рассмотрим понятие «интегрированные занятия»           
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века.
Понятие об интеграции разработано в сфере фундаментальных наук, на современном этапе развития науки и образования достаточно широко используется и в педагогических науках. В Новом энциклопедическом словаре находим, что термин «интеграция» произошел от латинского integratio  — «восстановление», «восполнение», от integer – «целый».
Интеграция — процесс координирования и объединения несоизмеримых частей в целое [15, С.318]. Там же можно найти, что интегрировать это значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.
В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание КомароваТ.С. и Доронова Т.Н.
Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «… в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой — помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» [24, С.6-15].
Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно — прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства,    с    использованием    специфичных    средств    изображения    и  выражения.
Таким образом, интеграция — это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Обобщая взгляды ученых, занимающихся проблемой интеграции в различных областях наук, определены этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:
1. Этап  художественной  интеграции  следует  рассматривать  как целостностность — взгляд на другие искусства с позиций одного искусства.
2. Этап — взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры.
3. Этап — системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак. [23, С.149-153]
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым — это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими воспитателями, ведущими свои курсы.
В отличие от межпредметных связей интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими воспитателями, работающими с одной группой.
В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику:
В дошкольном возрасте. Информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе к полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.[15, С.59]
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы рынка ценных бумаг
Реферат Выбор и обоснование признаков, характеризующих состояние отдельных узлов и автомобиля в целом и датчиков для их контроля при автоматизированном диагностировании
Реферат Greek And Roman Civilization Essay Research Paper
Реферат Органы чувств человека
Реферат Создание базы данных геореференсированных фотографических изображений почв в on-line доступе
Реферат History Essay Research Paper 1 Three Emperorss
Реферат Служка преподобного Серафима и сестра поэта Языкова
Реферат Організація приймання товару в аптеці 2
Реферат Аудит кассовых операций 16
Реферат Транспортное обеспечение коммерческой деятельности 2
Реферат Аттестация аудиторов.
Реферат Моноплизм в экономике и его последствия
Реферат Государственное регулирование заработной платы
Реферат Линейное оборудование синхронной цифровой иерархии SL16
Реферат Аудит учета денежных средств 2