--PAGE_BREAK--Минобороны России возглавляетМинистр обороны Российской Федерации (далее — Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к ведению Правительства Российской Федерации, — и Председателю Правительства Российской Федерации.
В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других должностных лиц.
Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы и директивы Министра. В случае разногласий между Министром и другими членами коллегии Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.
При необходимости проводятся совместные заседания коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами и при необходимости реализуются совместными приказами Министра и руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.
1.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России
Оборонные предприятия должны выйти из кризиса более конкурентоспособными. Новая госпрограмма вооружений будет принята на период с 2011 по 2020 год. К 2020 году будут переоснащены стратегические ядерные силы. У правительства есть средства на предотвращение их банкротства. Такая практика действует уже несколько лет. Ведь ряд предприятий никогда не выйдут даже на самоокупаемость. В основном речь идет о так называемых казенных организациях. Они вынуждены содержать огромные складские площади, охрану, тратиться на электроэнергию. Что это за предприятия? Например, производящие взрывчатку или пороха. Такие производства государство вынуждено содержать по их практическим расходам.
Ну и, наконец, существуют госгарантии под кредитование отрасли. Это важно для того, чтобы банки, видя государственный механизм поддержки, легче шли на финансирование оборонных предприятий, даже находящихся в достаточно сложном экономическом положении. Банки, зная, что за просьбой о кредите стоят госгарантии, легче соглашаются выдавать средства.
Самый дорогой вид Вооруженных сил — флот. На его перевооружение выделяются самые большие средства. Они пойдут на создание новых лодок стратегического назначения, нового оружия к этим лодкам. И в то же время нельзя забывать о надводных кораблях, надо поддерживать другие виды и рода войск. В том числе выделять средства на перспективные комплексы РВСН.
В предыдущие годы гособоронзаказ финансировался в гораздо меньших объемах. В 2002 году — весь он был в размере 150 миллиардов рублей. Сейчас это — триллион. Недофинансирование в течение многих лет государство теперь вынуждено компенсировать дополнительными средствами из бюджета. Иначе имеющиеся на вооружении лодки и ракеты выйдут из строя, а новых не будет. Поэтому финансирование работ и по морской «Булаве», и по стратегическому «Тополю» с разделяющейся головной частью будет стопроцентным.
Кризис в ОПК проявиться в снижении цены на оборонную продукцию. Предприятия вынуждены сокращать издержки производства, и это большой плюс. Вообще непроизводительные расходы в ОПК значительны. И они должны сокращаться. Кроме того, руководителям придется больше думать о диверсификации своих оборонных производств. Кризис рано или поздно закончится, и если предприятие выйдет из него в том же состоянии, в каком его встретило, то ничего хорошего в этом не будет. Выходить из кризиса нужно более подготовленным к борьбе за рынок, за качество продукции. То есть более конкурентоспособным.
В ближайшие три года для Российской армии будет закуплено более 70 стратегических ракет; свыше 30 ракет для оперативно-тактического комплекса «Искандер»; 48 боевых самолетов; 6 беспилотных летательных аппаратов; более 60 вертолетов; 14 кораблей; почти 300 танков; более 2 тысяч автотранспортных средств. Это и другое вооружение и военная техника помогут переоснастить порядка 40 соединений и частей Вооруженных сил.
Глава 2. Роль оборонного комплекса на примере ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»
2.1 Положение ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» в отрасли
ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» проектирует, изготавливает и реализует более 200 видов кузовов – фургонов гражданского и военного назначения: промтоварные, изотермические, вахтовые, ремонтные мастерские, лаборатории, бытовые, медицинские, кузова-контейнеры предназначенные для установки на все виды автомобильных, прицепных и полуприцепных шасси отечественного и импортного производства; прицепную технику различного назначения: прицепы-шасси автомобильные многоцелевые, прицепы – шасси тракторные, прицепы автомобильные самосвальные, прицепы тракторные самосвальные.
На протяжении десятилетий партнерами предприятия являются структуры Минобороны, МВД, МЧС, предприятия военно-промышленного и нефтегазового комплексов, сельского хозяйства и другие.
Применяемые технологии при изготовлении всех видов фургонов, собственная конструкторско-технологическая база, оснащенная современными информационными системами, существующие производственные мощности и квалифицированный персонал позволяют выполнять на самом высоком уровне качества и надежности заказы любой сложности и в любых объемах.
В 2009 году объем производства ниже уровня 2008 года на 8,8%. Основной причиной спада производства можно считать экономический кризис, повлекший за собой снижение спроса на продукцию.
По итогам 2009 года по России падение промышленного производства к 2008 году составило 10,8%, в том числе производства транспортных средств и оборудования – 38%, по Чувашии падение промышленного производства составило 27,4 %, в том числе при производстве транспортных средств и оборудования – 14,2%.
Миссия ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»:производство и сбыт высококачественной продукции, удовлетворяющей потребности наших клиентов, для получения прибыли в объеме достаточной для развития предприятия до уровня лидирующей российской компании и проведения разумной социальной политики.
Основная стратегическая цель ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»: стратегия развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» направлена на повышение рыночных возможностей и производственного потенциала предприятия с учетом удовлетворения требований кредиторов, ожиданий акционеров и персонала компании. Программа развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» рассматривается как основная программа действий предприятия, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы достижения основных целей.
Приоритетные направления деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»: сохранение долговременной конкурентоспособности на российском рынке машиностроения.
Выполнение главной цели предполагает достижение ряда локальных целей:
- повышение рыночной стоимости компании;
- улучшение качества продукции и освоение новых видов продукции для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей;
- сохранение и расширение рынков сбыта и снабжения;
- повышение эффективности производства;
- стимулирование всех работников на достижение целей на основе профессионального развития, вовлечения в процесс управления качеством, удовлетворенности результатами труда и социальных гарантий;
- обеспечение гарантий эффективности, надежности и ликвидности для инвесторов;
- завоевание лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых технологий.
Ключевые направления развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» реализуются в составе Программы развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», утверждаемой Советом директоров. Программа развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» направлена на обеспечение и поддержание высокой конкурентоспособности предприятия.
2.2 Анализ деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» за 2007-2009 гг.
Отчетный 2009 год стал для открытого акционерного общества «Комбинат автомобильных фургонов» годом дальнейшего технического перевооружения, реконструкции, освоения новых модификаций прицепов ЧМЗП, ввода в эксплуатацию цеха по производству прицепов.
В 2009 году Советом Директоров Общества продолжалась работа по совершенствованию корпоративной структуры управления, осуществлялись мероприятия, направленные на повышение эффективности работы ОАО «Комбинат автомобильных фургонов».
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2008 года №350-р, предприятие получило статус экономически и социально-значимого предприятия Чувашской Республики, а на основании приказа Минэкономразвития России от 19.03.2009 №84 – вошло в Перечень предприятий регионального значения.
В 2009 году по итогам экономического соревнования, проводимого Минпромэнерго Чувашской Республики по результатам работы за 2009 год отмечена хорошая работа ОАО «Комбинат автомобильных фургонов».
В 2009 году объем производства ниже уровня 2008 года на 8,8%. Основной причиной спада производства можно считать экономический кризис, повлекший за собой снижение спроса на продукцию.
По итогам 2009 года по России падение промышленного производства к 2008 году составило 10,8%, в том числе производства транспортных средств и оборудования – 38%, по Чувашии падение промышленного производства составило 27,4 %, в том числе при производстве транспортных средств и оборудования – 14,2%.
Финансово-экономическая деятельность предприятия в отчетном году показала хорошие результаты.
Прибыль от реализации продукции (выполненных работ, услуг) до налогообложения за 2009 год составила 186 308 тыс. руб. Чистая прибыль за 2009 год составила 135588 тыс. руб., в 2008 году – 38655 тыс. руб., в 2007 году – 80102 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась прибыль от продаж на 95%.С каждым годом растет численность персонала в 2007 году – 1022 чел., а к 2009 году – 1173 чел. Инвестиции в персонал в 2009 году составили 65,3% к уровню 2008 года.
Таблица 1 — Основные результаты деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» за 2008-2009 гг.
Показатели
2008
2009
Изменение
%
выпуск автофургонов, штук
1 189
1 174
-15
98,7
численность персонала, чел.
1 150
1 173
23
102
средняя заработная плата, руб./мес.
13 203
12 513
-690
94,8
выручка, тыс. руб. (без НДС)
1 943 061
1 723 097
-219 964
88,7
валовая прибыль, тыс. руб.
432 681
470 174
37 493
108,7
прибыль от продаж, тыс. руб.
245 594
307 997
62 403
125,4
чистая прибыль, тыс. руб.
38 655
135 588
96 933
350,8
Таблица 2 — Основные результаты деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» за 2007-2008 гг.
Показатели
2007
2008
Изменение
%
выпуск автофургонов, штук
1030
1189
159
15,4 %
численность персонала, чел.
1022
1150
128
12,5 %
средняя заработная плата, руб./мес.
11454
13203
1749
15,3 %
выручка, тыс. руб. (без НДС)
1328022
1943061
615039
46,3 %
валовая прибыль, тыс. руб.
280993
432681
151688
54,0 %
прибыль от продаж, тыс. руб.
157596
245594
87998
55,8 %
чистая прибыль, тыс. руб.
80102
38655
-41447
51,7 %
Индекс физического объема промышленного производства кузовной продукции по комбинату составил к 2007 году – 134,4%, по городу Шумерля -124%, по Чувашской Республике – 114,9%, по РФ – 103,2%. См. рис. 1.
Рис. 1 — Индекс физического объема производства 2008 г. к 2007 г.
По итогам годадоведенные планы выполнены в полном объеме. В целях удовлетворения требований заказчика номенклатура выпускаемых изделий ежегодно расширяется за счет новых изделий. В основном заказы на военные товары оборонного значения поступают из г. Москвы. См. таблицу 3.
Таблица 3 — Основные потребители спецпродукции
Основные потребители народно-хозяйственных кузовов-фургонов являются: МВД РФ, ООО «БК Евразия», НПП «СпецАвтоТрансМаш», ОАО «ЧАМЗ», ЗАО «Стройнефтемаш», ЗАО «СИА-Финанс». См. таблицу 4.
Таблица 4 — Основные потребители народно-хозяйственных кузовов-фургонов
В соответствии с Планом развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» на 2009 год проводилась планомерная работа по подбору и расстановке, подготовке и повышению квалификации кадров.
В соответствии с принятым на 2009 год Планом подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» прошли обучение с отрывом от производства в учебных заведениях, 121 работник предприятия. На данное обучение было направлено – 776,107тыс. руб. Были заключены договора на оказание услуг по обучению с учебно-производственным комбинатом г. Чебоксары, г. Москва ООО «Ю-Софт-Технолоджи», п.Кугеси, г. Санкт-Петербург «Институт сохранности акционерной собственности», г. Санкт-Петербург ЦНТИ «Прогресс», г. Чебоксары Учреждение «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности», г. Москва «Школа права «СТАТУС»,г.Н.Новгород Академия стандартизации, метрологии и сертификации.
На 01.01.2010 в высших и средних профессиональных учебных заведениях обучаются — 31 работник. В том числе, 5 человек обучаются за счет средств предприятия.
Также на предприятии организовано прохождение производственной практики учащимися РГОУ НПО «Профессиональное училище №6», филиала Чебоксарского машиностроительного техникума, а также Чувашского государственного университета, всего прошли практику — 115 человек.
За отчетный период были представлены к наградам и награждены за многолетний добросовестный труд 50 чел.
В стратегии управления персоналом комбината особое место занимают социально-ориентированные программы. Их цель — повышение качества жизни работников комбината и их семей, создание комфортного трудового климата и поддержания стабильной социальной обстановки.
На предприятии успешно реализуется пакет дополнительных льгот и гарантий работникам, такие как награждение трудящихся, в связи с юбилейными датами, выплата при уходе на пенсию единовременного пособия в размере среднего месячного заработка за год, выплата единовременной материальной помощи работникам комбината при рождении ребенка, при заключении акта гражданского состояния и т.д. Руководство комбината также оказывает всестороннюю материальную поддержку неработающим пенсионерам.
Все вышеперечисленные социальные выплаты, производятся по инициативе Совета директоров сверх установленных по действующему законодательству.
Глава 3. Перспективы развития ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»
3.1 Современное состояние и концепция развития оборонного завода ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»
Общество планирует в будущем осуществлять те же виды деятельности, которые на данный момент являются основными: производство автомобильных кузовов; производство прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта.
В планы Общества входит:
- освоение новых технологий;
- расширение и углубление ранее занятой предприятием ниши рынка, разработка и освоение новых модификаций изготавливаемой продукции, соответствующей современным требованиям рынка;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятия;
- проведение эффективной кадровой политики, нацеленной на долговременную стабилизацию финансово – хозяйственной деятельности предприятия и обеспечения кадрами необходимого уровня образования, расширение системы обучения и подготовки специалистов.
За счет освоения новых технологий планируется расширение производства, а так же организация нового производства и разработка новых видов продукции.
В планы также входит модернизация и реконструкция основных средств, что необходимо для успешной деятельности и дальнейшего развития предприятия.
Продукция ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» — часть рынка производства кузовов-фургонов. При кратковременном ухудшении ситуации на рынке, будет приостановлен рост объемов производства ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» и, как следствие, исчезнет существующий потенциал роста стоимости его акций. При долговременном ухудшении возможно сокращение производства и снижение стоимости акций.
С начала осени 2008 года в результате мирового финансового кризиса произошло падение фондового рынка в России. Ухудшение ситуации на мировых фондовых рынках, падение цен на нефть прямо повлияло на резкое снижение потребительского спроса и соответственно объемов продаж автомобильной техники.
В настоящее время продолжается замедление инвестиционной активности в экономике.
Возможные изменения в отрасли на внутреннем рынке:
- возможно изменение спроса со стороны покупателей, являющихся основными потребителями продукции ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»;
- увеличение цен на продукцию, связанное с изменениями конструкции кузовов-фургонов и удорожанием сырья, используемого ОАО «Комбинат автомобильных фургонов».
В основном ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» осуществляет свою деятельность на внутреннем рынке, и лишь очень незначительное число потребителей приходится на страны СНГ. В соответствии с этим изменения в отрасли на внешнем рынке не окажут существенного влияния на деятельность и потому не учитываются.
С целью нейтрализации негативных последствий факторов риска на предприятии ежегодно разрабатывается «План развития», включающий в себя мероприятия по увеличению объемов продаж, снижению издержек производства, сокращению кредиторской и дебиторской задолженности, обеспечению поставки материальных ресурсов.
ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» в основном работает на внутреннем российском рынке. Имеется высокая зависимость производственно-хозяйственной деятельности компании от уровня цен на сырье и услуги, используемые предприятием в своей деятельности, которые составляют значительную часть в себестоимости выпускаемой продукции.
К рискам, связанным с возможным изменением (повышением) цен на сырье, услуги, используемые комбинатом в своей деятельности, можно отнести:
- повышение цен на продукцию, которое приведет в свою очередь к снижению спроса на продукцию;
- снижение показателей прибыльности предприятия;
- снижение кредитоспособности.
Приведенные риски описываются только касательно деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» на внутреннем рынке, так как практически не осуществляется деятельность на внешнем рынке.
Влияние данных рисков может негативно сказаться на успешной деятельности и исполнении обязательств по ценным бумагам, так как их наступление подорвет финансовую устойчивость предприятия.
Данные риски, в настоящее время, минимизируются за счет более эффективной организации производства и на исполнение обязательств по ценным бумагам повлиять не должны.
Деятельность ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» в подавляющей степени осуществляется на внутреннем рынке и практически не связана с расчетами в иностранной валюте, и соответственно практически не подвержена влиянию изменения курса иностранных валют. На сегодняшний день ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» внешнеторговыми операциями не занимается.
Деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств, банковских кредитов. В настоящее время предприятие несет высокую финансовую нагрузку, обусловленную уровнем ссудной задолженности. Однако ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» пользуется кредитами и займами с фиксированными процентными ставками, что позволяет обеспечить финансирование текущей деятельности ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», без риска, связанного с изменением процентных ставок. Изменение процентных ставок по кредитам может, как снизить (в случае их повышения), так и увеличить (в случае их снижения) чистую прибыль компании.
Негативные факторы, которые могут повлиять на деятельность предприятия:
- рост процентных ставок;
- резкий рост инфляции в стране.
В своей деятельности предприятием предпринимаются следующие меры по снижению финансовых рисков:
- работа с банками по удешевлению кредитных ресурсов для предприятия;
- работы по снижению кредиторской и дебиторской задолженности;
- отслеживание изменений на рынке продукции, четкое и быстрое реагирование на изменения.
Возникновение указанных финансовых рисков рассматривается как возможное в ближайшие несколько лет.
В результате влияния указанных финансовых рисков могут быть подвержены изменению следующие показатели финансовой отчетности: показатели выручки, себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, прибыли (убытков) от продаж и чистой прибыли. Характер изменения в отчетности в результате наступления указанных рисков:
- показатели выручки, себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг — вероятное повышение показателей.
- показатели прибыли от продаж, показатели чистой прибыли – вероятное понижение показателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--