--PAGE_BREAK--Теория приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя продажу государственной собственности, активов государственных предприятий частным лицам; приватизация является разгосударствлением собственности. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частный сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации.
В процессе приватизации частная собственность является экономической основой рыночного хозяйства, формирования эффективной конкурентной среды. Приватизация имеет ряд функций:
. экономическая (способствует экономическому росту национального хозяйства);
. социальная (образование слоя частных владельцев);
. мотивационная (стимулы хозяйственной деятельности предпринимателей и наемных работников);
. фискальная (увеличение дохода государственного бюджета).
Несмотря на разнообразие форм можно выделить две основные модели приватизации: бесплатная и платная.
Бесплатная приватизация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами. Так, каждый гражданин был наделен правом реального собственника, владеющего частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Часть ведущих экономистов полагает, что реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Выбор способа приватизации зависит от отраслевой принадлежности и размера предприятия, также должны учитываться принципа социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Данные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:
акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);.продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет пополнить бюджет доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики, расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду, привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес, повысить эффективность использования общественного капитала.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
. приватизация не должна являться догмой, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
. приватизации должны предшествовать реструктуризация неоправданных монополий;
. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
.обязательными условиями приватизации должны быть инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; каждый ее шаг должен быть обоснованным, публичным.
В условиях перехода российской экономики к рынку в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация». Существует четыре основных подхода понимания частной собственности:
. в соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
. второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
. третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
. четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Основные этапы процесса приватизации предприятия:
. предпродажный анализ и оценка предприятия;
. стратегический анализ и оценка предприятия;
. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
. анализ потенциальных покупателей;
. определение методов продажи;
.определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
. образование комиссии по оценке поступающих предложений;
. подготовка предприятия к продаже;
. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
. разукрупнение;
. осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг предприятия:
. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами;
. заключение договора;
. разработка текста стандартных договоров.
Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел в нашей стране без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения.
Либерализация цен
Народное хозяйство бывшего СССР имело систему планового ценообразования — централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, что являлось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла через систему государственных нормативов учитывать уровни издержек производства и прибыли на предприятии, сравнительную эффективность того или иного вида продукции для народного хозяйства, исчислять абсолютные уровни и динамику различных валовых показателей развития производства.
Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занимала себестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Поэтому переход к рыночной экономике, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Экономические реформы в России 1990-х годов проводились в каждой сфере с разной скоростью и интенсивностью. Для анализа последствий экономических реформ необходимо выявить особенности и задачи процесса либерализации цен, его проблемы.
Либерализация цен — ликвидация тотального государственного контроля над ценами. Либерализация цен наряду с приватизацией стала самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Так как рыночный механизм основан на свободных ценах, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, то он и является ориентиром для субъектов рыночной экономики. Основой действия законов рынка является свобода экономических решений субъекта в области ценообразования. Без гибких цен невозможно установить соотношение спроса и предложения, связи производства и потребления. Поэтому в ходе проведения экономических реформ по переходу к рынку встаёт вопрос о реформе ценообразования, или либерализации цен.
На основе практического опыта рыночных реформ 90-х годов сформировались радикальная и постепенная системы образования цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, основной элемент так называемых «шоковых» экономических реформ. Во втором случае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.
Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.
В 1992 году в России центральным элементом экономической реформы стала либерализация цен. 2 января 1992 года было отпущено 80% оптовых и 90% потребительских цен. Исключения составили товары первой необходимости, а также особо важные материальные ресурсы, освобождение цен на которые могло бы резко затруднить работу промышленности (энергоносители и транспорт). Однако, оставаясь под контролем государства эти цены, выросли в 3-5 раз. Далее в марте были отпущены цены практически всех остальных потребительских товаров, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть.
Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению с декабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.
Таблица роста цен в первый год после их либерализации:
Страна, год
Рост цен, %
Россия (1992)
2501
Болгария (1991)
457
Чехословакия (1991)
54
Венгрия (1991)
33
Польша (1990)
249
Румыния(1991)
252
собственность приватизация ценообразование
Рост цен в промышленности был очень неравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежной массы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то время как цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровления авторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.
С учетом размеров избытка денежной массы к моменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считать неожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита, произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.
Развитию инфляции способствовали различные факторы:
Так как в российской промышленности опыт планового управления был значительно более длительным, чем в других странах. С точки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими и эффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкое увеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен на сырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиков дополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост цен на сырьё и т.д.
Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкое сокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можно рассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий и населения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен, одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накопление товаров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкой процентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий. Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством от денег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными (появившихся в продаже) после либерализации цен.
Либерализация цен сопровождалась ужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такой теоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе 1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в свою очередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимных расчетах между предприятиями.
Далее дефицит рубля вызвал задержки в выплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел к увеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили в конце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количество кредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимные расчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможности обратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок по продаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов по отношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.
Годовые нормы инфляции (в процентах):
1991
1992
1993
Дек. 91/дек.90
Дек.90/дек.91
Дек.93/дек.92
Общая
160,3
2501
839,9
Продукты питания
136,1
2130
804,9
Непродовольственные товары
210,6
2570
641,8
Услуги
78,8
3260
2311,2
Данные таблицы показывают, что высокие темпы роста цен в России были характерны не только для 1992года – непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году.
продолжение
--PAGE_BREAK--