Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Древнерусское красноречие XI-XVII вв.

Содержание
Введение
Общая характеристика периодадревнерусской литературы
Ораторская проза
Слово — как разновидность жанра красноречия
Поучение — разновидность жанра красноречия
Книга — источник Божественной благодати
Писание древнерусских книг
Историзм древнерусской литературы
Литературный язык Древней Руси
Литература и письменность ВеликогоНовгорода
Литература Смутного времени. XVII в. — переходная эпоха отдревней к новой литературе, от Московского царства к Российской империи
Используемая литература
Введение
Красноречие — 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природнаяспособность убедительно и красиво говорить и писать;
2) совокупность текстов, словесных произведений определеннойсферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное,академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).
Общая характеристика периода древнерусской литературы
Древнерусская литература прошла длительный период развития, которыйсоставляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученыесвязывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкойотсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Русисуществовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменностиобнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианствана Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религиина Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедоватьхристианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческогои латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянскийязык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык- это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читаликниги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодиемна основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобысделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти канонына языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях,населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенноособенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянскогоязыка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян,а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники,которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства.Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывалисвятое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стализаписывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения,использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые событияи факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусскаялитература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературойв настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространениемхристианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианствана Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а кчтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.
 Ораторская проза
Широкое распространение во всех средневековых европейских литературах,в том числе и в литературе Древней Руси, получили различные жанры О. П.
Одна из разновидностей О.П. — “учительное”, или дидактическое,красноречие. Существовало множество “слов”, поучений, “бесед” на темы христианскойнравственности. В них осуждались пороки — злоба, зависть, гордость, жадность, разврат,пьянство, сквернословие и т.д. и прославлялись добродетели — смирение, кротость,богобоязненность, соблюдение церковной обрядности, постоянная готовность к покаянию.Доминантой всех дидактических поучений была мысль о неизбежности “страшного суда”и необходимости для каждого человека соблюдать нормы христианской морали, чтобыизбежать мучений в аду. Поэтому проповедники призывали творить добрые дела, остерегатьсягреховных поступков и замаливать их в постоянных искренних молитвах.
Слово — как разновидность жанра красноречия
Слово — является разновидностью жанра древнерусского красноречия.Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Словоо полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу егоподлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве»не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этоговремени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походекнязя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователипредполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участниковописываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности ипотому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностьюиспользуемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционныйхронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращаетсяв настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делаетлирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны).В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов.Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо:в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет ксмерти и поражению.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречияявляется «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое созданов первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончаниястроительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политическойи военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимаетВетхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. ПоэтомуБог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитаютимператора Константина, который способствовал распространению и утверждению тамхристианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь,ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом.Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законеи Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.
 Поучение — разновидность жанра красноречия
Поучение — вторая разновидность жанра древнерусского красноречия.Поучение — это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модельповедения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самымярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временныхлет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет»«Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распримежду князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономахдает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимостиискать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся.Отправляясь на войну, следует молиться — Бог обязательно поможет. Эти слова Мономахподтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях — и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мирприроды, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства.Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Книга — источник Божественной благодати
Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключаетсяв том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятияавторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукойкнигописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доноситдо людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера вэто была сильна, поэтому долгое время никто не смел, указывать в книгах свое имя.Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надписьтипа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ». Сильна была верав то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественнуюблагодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом.Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, какминимум, недели.
 Писание древнерусских книг
Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницыкоторых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягиваликожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимобыло экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгахмежду словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко.Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ- Бог, БГЦ — Богородица, НБ — небо. Над такими словами ставили знак «титла»- сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволитьсебе иметь книги могли только богатые князья. Многие древнерусские книги до насне дошли: их уничтожили пожары, часть была вывезена в Польшу и Литву, а часть уничтожилисами переписчики — старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целяхэкономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.
 Историзм древнерусской литературы
Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию- миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события,которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков.Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устноебытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаютсяязыческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконнойрелигией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя такне называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу. В древнерусскойлитературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозныйхарактер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтомув ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность- один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусскойлитературе преобладали жития святых летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики,а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм.
 Литературный язык Древней Руси
Вместе со старославянскими книгами на Русь в конце X-XI в. был перенесенстарославянский язык — первый общеславянский литературный язык, наднациональныйи международный, созданный на болгаро-македонской диалектной основе в процессе переводовцерковных книг (главным образом, греческих) Константином Философом, Мефодием и ихучениками во второй половине IX в.в западно- и южнославянских землях. С первых лет своего существования на Руси старославянскийязык стал приспосабливаться к живой речи восточных славян. Под ее влиянием одниспецифические южнославянизмы были вытеснены русизмами из книжной нормы, а другие- стали допустимыми вариантами в ее пределах. В результате адаптации старославянскогоязыка к особенностям древнерусской речи сложился местный (древнерусский) извод церковнославянскогоязыка. Его становление было близко к завершению во второй половине XI в., как показывают древнейшие восточнославянскиепамятники письменности: Остромирово Евангелие (1056-57), Архангельское Евангелие(1092), новгородские служебные Минеи (1095-96, 1096, 1097) и другие современныеим рукописи. Языковая ситуация Киевской Руси различно оценивается в работах исследователей.Одни из них признают существование двуязычия, при котором разговорным языком былдревнерусский, а литературным — церковнославянский (по происхождению старославянский),лишь постепенно русифицировавшийся (А.А. Шахматов). Противники этой гипотезы доказываютсамобытность литературного языка в Киевской Руси, крепость и глубину его народнойвосточнославянской речевой основы, и, соответственно, слабость и поверхностностьстарославянского влияния (С.П. Обнорский). Существует компромиссная концепция двухтипов единого древнерусского литературного языка: книжно-славянского и народно-литературного,широко и разносторонне взаимодействовавших между собою в процессе историческогоразвития (В.В. Виноградов). Согласно теории литературного двуязычия, в Древней Русисуществовало два книжных языка: церковнославянский и древнерусский (этой точке зрениябыл близок Ф.И. Буслаев, а затем ее развивали Л.П. Якубинский и Д.С. Лихачев).
Литература и письменность Великого Новгорода
Даже в древнейший период литературная жизнь не была сосредоточенав одном Киеве. На севере Руси крупнейшим культурным очагом и торгово-ремесленнымцентром был Великий Новгород, рано, уже вначале XI в., обнаруживший тенденции к обособлению от Киева и добившийсяполитической независимости в 1136 г. В 1015 г. в Новгороде вспыхнуло восстание, вызванное беззастенчивым хозяйничаньем княжеской дружиной, в значительной части,состоявшей из наемников-варягов. Для предотвращения подобных столкновений по наказуЯрослава Мудрого и при его участии в 1016 г. был составлен первый письменный судебник на Руси — " Древнейшая Правда " или " Правда Ярослава".Это основополагающий документ в истории древнерусского права в XI — начале XII в.В первой половине XI в. он вошелв Краткую редакцию " Русской Правды " — законодательство Ярослава Мудрогои его сыновей. «Краткая Правда » дошла до нас в двух списках серединыXV в. в Новгородской первой летописимладшего извода. В первой трети XII в.на смену «Краткой Правде » пришел новый законодательный свод — Пространнаяредакция " Русской Правды". Это самостоятельный памятник, который включаетв себя разные юридические документы, в том числе и «Краткую Правду». Древнейшийсписок «Пространной Правды » сохранился в Новгородской кормчей 1280 г. Возникновение в самом начале нашей письменности образцового законодательного кодекса, написанногопо-древнерусски, имело исключительно большое значение для развития делового языка.
 
Литература Смутного времени. XVII в. — переходная эпохаот древней к новой литературе, от Московского царства к Российской империи
Это было столетие, подготовившее почву для всеобъемлющих реформПетра Великого." Бунташное " столетие началось Смутой: страшным голодом,гражданской войной, польской и шведской интервенцией. События, потрясшие страну,породили острую необходимость осмыслить их. За перо взялись люди самых разных взглядови происхождения: келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, дьяк Иван Тимофеев,витиеватым языком изложивший события от Ивана Грозного до Михаила Романова во" Временнике " (работа велась до смерти автора в 1631), князь И.А. Хворостинин- писатель-западник, фаворит Лжедмитрия I, сочинивший в свое оправдание " Словесадней, и царей, и святителей московских " (возможно, 1619), князь С.И. Шаховской- автор " Повести на память великомученика царевича Димитрия", "Повести о некоем мнисе… " (о Лжедимитрии I) и, возможно, " Повести книгисея от прежних лет", или " Летописной книги " (1-я тр. XVII в.),которую приписывают также князям И.М. Катыреву-Ростовскому, И.А. Хворостинину идр. Трагедия Смуты вызвала к жизни яркую публицистику, служившую целям освободительногодвижения. Агитационным сочинением в форме грамоты-воззвания против польско-литовскихинтервентов, захвативших Москву, является " Новая повесть о преславном Российскомцарстве " (1611). В " Плаче о пленении и конечном разорении Московскогогосударства " (1612), изображающем в риторически украшенной форме " падениепревысокой России", широко использованы агитационно-патриотические грамотыпатриархов Иова, Гермогена (1607), вождей народного ополчения князя Дмитрия Пожарскогои Прокопия Ляпунова (1611-12). Внезапная смерть в двадцатитрехлетнем возрасте князяМ.В. Скопина-Шуйского, талантливого полководца и народного любимца, породила упорнуюмолву о его отравлении боярами из зависти, по причине династического соперничества.Слухи легли в основу народной исторической песни, использованной в " Писаниио преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского " (нач.1610-х гг.).К числу самых замечательных памятников древнерусской литературы относится сочинениеАвраамия Палицына " История в память предыдущим родом". Авраамий началписать ее после воцарения Михаила Федоровича Романова в 1613 г. и работал над ней до конца жизни в 1626 г. С большой художественной силой и с достоверностью очевидцаон нарисовал широкую картину драматических событий 1584-1618 гг. Большая часть книгипосвящена героической защите Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских войскв 1608-10 гг. В 1611-12 гг. Авраамий вместе с архимандритом Троице-Сергиева монастыряДионисием (Зобниновским) писал и рассылал патриотические послания, призывающие кборьбе с иноземными захватчиками. Энергичная деятельность Авраамия способствовалапобеде народного ополчения, освобождению Москвы от поляков в 1612 г. и избранию Михаила Федоровича на царство на Земском соборе 1613 г. События Смутного времени послужили толчком к созданию многочисленных региональных литературныхпамятников (обычно в форме повестей и сказаний о чудесах от местночтимых икон),посвященных эпизодам борьбы с иностранной интервенцией в разных областях страны:в Курске, Ярославле, Великом Устюге, Устюжне, Тихвинском, рязанском Михайлове монастыреи других местах.
Используемая литература
1) История древнерусской литературы 7-е изд. Москва 2002 Орлов А.С.
2) Древнерусская литература. Москва 2001 Сперанский М.Н.
3) История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева.1985 Кусков В.В.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Синтез нитрата адмантана
Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper Field
Реферат Разработка и реализация образовательной программы: условие усиления влияния предпринимателей на постановку и решение задач стратегического управления территорией
Реферат Підвищення продуктивності праці на підприємстві ВАТ "Сумський завод продовольчих товарів"
Реферат Мировая торговля как форма международных экономических отношений
Реферат Территориальное общественное самоуправление как альтернатива представительному органу власти
Реферат Життя і творчість Івана Франка
Реферат Построение эконометрической модели и исследование проблемы гетероскедастичности с помощью тестов Вайта, Бреуша-Пагана-Годфри и Парка
Реферат Менеджмент: сущность и структура
Реферат Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи" Гагарин 2008 г
Реферат 1. Вступление Основная часть Учебные вопросы: А. История геральдики: герб, геральдика
Реферат Моделі відкритої мережі
Реферат The Construction Essay Research Paper The constructionThe
Реферат Есенинская муза
Реферат Пошук сортування та поняття складності у програмуванні