Реферат по предмету "Мировая экономика"


Оценка недвижимости 2

--PAGE_BREAK--П ои = П общ. * К ду , где (4)
Пои– прибыль, которая приходится на оцениваемое изобретение, Побщ.– прибыль, получаемая предприятием в результате реализации продукции, которая создается с использованием данного изобретения.Кду– коэффициент долевого участия оцениваемого изобретения.
К ду = К '1 * К '3* К '4 , где (5)
К'1– коэффициент достижения результата, К'3– коэффициент сложности решенной технической задачи, К'4– коэффициент новизны.Во втором варианте базовая формула:
П ои = П всех изобретений. * К ду оцениваемого изобретения (6) П всех изобретений = П общ. * К ду всех изобретений (7)
К ду всех изобретений = К '1max * К '3 max * К '4 max . (8) т.е. выбираем максимальные значения данных коэффициентов среди коэффициентов всех оцениваемых изобретений.К '1 оценв. изобр. * К '3 оценв. изобр. * К '4 оценв. изобр.
К ду оцениваемого = (К '1оцен. изобр. * К '3 оцен. изобр. * К '4 оцен. изобр. + ...+ К '1 n изобр.* К '3 n изобр.* К '4 n изобр. ) изобретения.(9)
Методызатратного подходаиграют вспомогательную роль.Методом стоимости созданиярассчитывается остаточная стоимость нематериального актива.Основные этапы метода стоимости создания:1. Определяется полная стоимость замещения или полная стоимость восстановления нематериальных актива. Выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением его в действие.При приобретении и использовании нематериального актива необходимо учитывать затраты на приобретение имущественных прав, на освоение в производстве товаров с использованием нематериального актива, на маркетинг.При создании нематериального актива на самом предприятии необходимо учитывать затраты на поисковые работы и разработку темы, на создание экспериментальных образцов, на услуги сторонних организаций, на уплату патентных пошлин, на создание конструкторско-технической документации, технологической, проектной документации, на составление и утверждение отчета.Сумма всех затрат, связанных с созданием и охраной нематериального актива (Зс) вычисляется по сведущей формуле:
З с = S [ (З pi + З noi +З m ) *(1 +P/100)*К ¶ ] , где (10)
Зp– стоимость разработки нематериального актива, ден. ед., Зno– затраты на правовую охрану объекта, ден. ед., Зm– затраты на маркетинг, ден. ед.,P – рентабельность, %, К¶- коэффициент приведения, с помощью которого разновременные затраты приводятся к единому моменту времени,i – порядковый номер рассматриваемого года действия.В свою очередь затраты на разработку рассчитываются по формуле:
З р = З нир + З ктд , где (11)
Знир– затраты на проведение НИР, ден. ед., Зктд– затраты на разработку конструкторско-технической, технологической и/или проектной документации, связанные с созданием объекта, ден.ед.
З нир = З п + З ти + З э + З и + З о + З др + З со , где (12)
Зп- затраты на поисковые работы, ден.ед., Зти– затраты на проведение теоретических исследований, ден. ед., Зэ– затраты на проведение экспериментов, ден. ед., Зи- затраты на составление, рассмотрение и утверждение отчета, ден. ед., Зо- затраты на проведение испытаний, ден. ед., Здр- другие затраты, ден. ед., Зсо– затраты на оплату услуг сторонних организаций, ден. ед.
З ктд = З эп + З тп + З рп + З р + З и + З ан + З д , где (13)
Зэп- затраты на выполнение эскизного проекта, ден.ед., Зтп- затраты на выполнение технического проекта, ден. ед., Зрп- затраты на выполнение рабочего проекта, ден. ед., Зр– затраты на выполнение расчетов, ден. ед., Зи- затраты на проведение испытаний, ден. ед., Зан- затраты на проведение авторского надзора, ден. ед., Зд- затраты на дизайн, ден. ед.На втором этапе определяется величина коэффициента, учитывающего степень морального старения нематериального актива.
К мс — = 1- Т д /Т н , где (14)
Тд– номинальный срок действия охранного документа, Тн– срок действия охранного документа по состоянию на расчетный год.На третьем этапе рассчитывается остаточная стоимость нематериального актива с учетом коэффициента технико-экономической значимости, коэффициента морального старения.
С о = З с * К мс * К т (15)
Кт– коэффициент технико-экономической значимости (определяется только для изобретений и полезных моделей).Значение коэффициента технико-экономической значимости рекомендуется брать из «Методических рекомендаций по оценке стоимости и учету ОИС в составе нематериальных активов».Метод выигрыша в себестоимости.Стоимость объекта нематериального актива составляет экономию на затратах в результате его использования. При расчете стоимости данным методом необходимо учитывать фактор текущей стоимости аннуитета.Рыночный подходоснован на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы аналогичного типа.Рыночная стоимость— это наиболее вероятная цена, которой должен достичь нематериальный актив на конкурентном и открытом рынке с соблюдением всех условий справедливой торговли, сознательных действий продавца и покупателя, без воздействия незаконных стимулов. При этом должны соблюдаться следующие условия:·мотивации покупателя и продавца имеют типичный характер;·обе стороны хорошо проинформированы, проконсультированы и действуют, по их мнению, с учетом своих интересов;·нематериальный актив был выставлен на продажу достаточное количество времени;·оплата произведена в денежной форме;·цена является нормальной, не затронутой специфическими условиями финансирования и продажи.Это определение рыночной стоимости полностью соответствует стандартному определению, сформулированному в принятом Госдумой РФ законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Данные по аналогичным сделкам сравниваются с оцениваемыми объектами нематериальных активов. Преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок.Необходимо учесть, что в силу специфики оцениваемого объекта существуют значительные ограничения на применение рыночного подхода при оценке нематериальных активов.Комбинированный метод сочетает в себе как методы доходного, так и затратного подходов и используются преимущественно для оценки объектов интеллектуальной собственности, вносимых в уставный капитал предприятия.Базовая формула:
С оис = [ (З р +З по + З м ) * (1 + Ретабельность/100) * К мс * К тэз * А r *роялти ] * R риски , где (16)
Соис– стоимость объекта интеллектуальной собственности, ден. ед.; Зр- приведенные затраты на разработку, ден. ед; Зпо- приведенные затраты на правовую охрану, ден. ед; Зм- приведенные затраты на маркетинг, ден. ед; Кмс- коэффициент морального старения; Ктэз- коэффициент технико – экономической значимости; Аr- приведенная величина в выручке от реализации продукции, произведенной с помощью объекта интеллектуальной собственности в рамках прогнозного периода;Rриски– коэффициент распределения вероятности от уровня внедрения лицензионной технологии
  Оценка бизнеса Swiss Appraisal использует самую передовую методологию оценки бизнеса.В условиях, когда вектор деятельности компаний в России все сильнее тяготеет к международным рынкам, для успеха многих компаний ключевое значение имеет укрепление доверия инвесторов.Swiss Appraisal является признанным лидером в области оценки бизнеса как по российским, так и международным стандартам. Работая с российскими и международными компаниями, Swiss Appraisal не только проводит полную оценку бизнеса в соответствии с международными стандартами, но и способствует в достижении целей Клиентов и Партнеров, повышении эффективности управления рисками и улучшении прозрачности бизнеса.Определение стоимости и оценка бизнеса является сложной задачей, требующей четкого понимания макроэкономических и отраслевых аспектов, финансовых, бухгалтерских, юридических и налоговых вопросов, а также детального знания методик и подходов оценки бизнеса.Swiss Appraisal может предоставить Вашей компании полный комплекс услуг, позволяющих повысить доверие к предоставляемой финансовой информации, а также помочь компании оценить реальную рыночную стоимость бизнеса.В процессе оценки стоимости бизнеса Swiss Appraisal проводит расчет стоимости всех активов компании — оценка недвижимости, оценка земли, оценка оборудования и машин, оценка складских запасов, оценка финансовых вложений, оценка нематериальных активов. Также обязательно проводится оценка эффективности работы компании, финансовых потоков и доходов, перспективности развития, анализ конкурентов.
Направления оценки бизнеса ·                      Оценка стоимости бизнеса / компании
·                      Инвестиционная оценка бизнеса / компании
·                      Оценка состояния бизнеса / компании
·                      Оценка производства
·                      Оценка компаний / оценка фирм
·                      Оценка холдингов
·                      Оценка Закрытых акционерных обществ (оценка ЗАО)
·                      Оценка Обществ с ограниченной ответственностью (оценка ООО)
·                      Оценка активов компании
·                      Оценка капитала компании
·                      Оценка капитализации
·                      Оценка капитальных вложений
·                      Оценка средств компании
Узнайте подробности об оценке бизнеса — оставьте Вашу заявку на сайте или позвоните нам по телефону 8-800-200-7444 (Бесплатный звонок по России).
Цели проведения оценки бизнеса Swiss Appraisal выделяет следующие цели проведения оценки и подготовки Отчета об оценке бизнеса:
Отрасли оценки бизнеса Swiss Appraisal имеет в штате как узко профильных специалистов, так и специалистов широкого профиля, которые обладают большим опытом оценки бизнеса в следующих отраслях:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Необходимые документы для оценке бизнеса Минимальный набор предоставляемых документов:
·                      Правоустанавливающие документы
·                      Минимальный перечень документов при оценке бизнеса, предприятий и акций уникален для каждого случая
Основные документы:
·                      Свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы (учредительный договор, устав) и свидетельства о регистрации изменений в них
·                      Структура уставного капитала (количество и номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций). Решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска и свидетельства об их регистрации. Выписка из реестра акционеров
·                      Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (Если применимо)
·                      Дивидендная история предприятия за последние 4 года (Если применимо)
·                      Бухгалтерский баланс за последние 3 года и за последний год — по кварталам. Формы 1-4, 5.1-5.9
/>         Отчет о прибылях и убытках
/>         Расшифровки всех статей баланса, составляющих более 1,5% от общей суммы баланса.
/>         Расшифровка основных средств (статья 120), оформленная в сводном виде
·                      Незавершенное строительство — полный или укрупненный перечень
·                      Оборудование к установке — полный или укрупненный перечень
·                      Нематериальные активы (в том числе торговые марки и товарные знаки)
·                      Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные)
·                      Дебиторская задолженность
·                      Прочие внеоборотные и прочие оборотные активы
·                      Кредиторская задолженность (кроме задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами)
·                      Основные направления деятельности предприятия
·                      Информация о системе сбыта
·                      Объемы продаж по выбранным основным видам продукции за последние 3 года (за последний год — с разбивкой по кварталам) в натуральном и стоимостном выражении
·                      Линийка цен по выбранным основным видам продукции.
·                      План реализации основных видов продукции на будущий год в разбивке по кварталам.
·                      Основные покупатели
·                      Основные конкуренты
·                      Основные поставщики
·                      Бизнес-план (если применимо)
·                      Организационная структура предприятия
Что Вы получите в Отчете об оценке бизнеса ·                      Глубокий анализ отрасли бизнеса (в локальном и в международном разрезах)
·                      Анализ географии бизнеса
·                      Анализ предоставленных документов
·                      Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ретроспективе (3-5 лет)
·                      Анализ основных поставщиков и потребителей (модель Портера)
·                      Выбор адекватных методов и методологий расчетов
·                      Проведение расчетов и оценки затратным, сравнительным и доходным подходами
·                      Построение уникальной модели развития бизнеса в среднесрочной перспективе и постпрогнозном периоде
·                      Применение уникальных моделей оценки бизнеса
·                      Обоснование выбранных коэффициентов
·                      И многое другое
Уникальный подход Swiss Appraisal к оценке бизнеса ·                      Swiss Appraisal использует уникальные международные источники для анализа бизнеса. Swiss Appraisal проводит анализ компаний-аналогов практически для любого бизнеса в локальном и в международном разрезах
·                      Swiss Appraisal применяет уникальную модель оценки бизнеса путем прогнозирования всех показателей деятельности предприятия в среднесрочной и в долгосрочной перспективах
·                      Swiss Appraisal использует всю имеющуюся на рынке в свободном доступе информацию обо всех объектах сравнения
·                      Swiss Appraisal следит за всеми крупными сделками рынков в международном масштабе. Центр обработки данных и анализа рынка обновляет информацию еженедельно
За более подробной информацией об оценке бизнеса мы просим Вас обр
Оценка бизнеса предприятия в современных экономических условиях Переход России к рыночной экономике кардинально изменил отношения собственности, структуру и механизм работы хозяйствующих субъектов, формы взаимоотношений между ними. Это с неизбежностью привело к возникновению новых, не свойственных административно-командной экономике структур, призванных обеспечить эффективную работу рыночных механизмов. Одной из таких структур является институт независимых оценщиков.
Оценка стоимости любого объекта представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости данного объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в конкретных рыночных условиях. Основной задачей, которая стоит перед оценкой, как инструментом рынка, является установление обоснованного и независимого от заинтересованных сторон суждения о стоимости той или иной собственности (объекта оценки).
Предприятие (бизнес) в рыночных условиях является наиболее сложным объектом оценки, требующим от оценщика помимо владения всеми методами собственно оценки, еще и определенного знания основ инвестиционного и макроэкономического анализа, знакомства с разными методиками исследования рынков.
По мере развития рыночных отношений потребность в независимой оценке будет возрастать. Уже сейчас существуют законодательные требования по проведению независимой оценки в целом ряде случаев. Так, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ, либо муниципальным образованиям, является обязательной при их приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, передаче в качестве вклада в уставные капиталы. Этим же Федеральным законом определены случаи проведения обязательной оценки собственности в контексте судебных разбирательств. И судебные власти, и стороны – участники процессов уже осознали важность независимой оценочной экспертизы для объективного рассмотрения и выноса обоснованного решения по широкому кругу арбитражных и гражданских исков.
Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» также требует проведения оценки рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками в определенных ситуациях. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Одна из особенностей современной российской экономики – наличие большого количества неэффективных предприятий, зачастую с большими материальными активами. Реструктуризация таких предприятий – достаточно сложный процесс, в котором есть место и для независимой оценки. Действительно, оценка предприятия необходима для выбора обоснованного направления его реструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм в рыночной экономике.
Независимая оценка различных видов стоимости предприятий (рыночной, восстановительной, ликвидационной) играет заметную роль и в процессе функционирования финансовых институтов рынка – банков, страховых компаний, фондовых бирж. Например, банки зачастую заинтересованы в оценке рыночной стоимости предмета залога или в определении ликвидационной стоимости предприятия – заемщика; страховым компаниям при заключении договоров страхования и выплате возмещения приходится определять восстановительную стоимость объектов; фондовые биржи и другие участники фондового рынка опираются на данные независимой оценки предприятия при определении курсовых цен на его акции.
Возрастающий поток иностранных инвестиций в российскую экономику также способствует увеличению спроса на услуги независимых оценочных организаций. Инвесторы, большинство которых из стран Западной Европы и США, приносят с собой свое понимание культуры и методологии осуществления инвестиционного процесса, в котором роль независимых оценщиков намного более значима, чем в представлении их российских коллег. Но, несмотря на формирование условий, способствующих повышению роли независимой оценки предприятий среди других механизмов рыночной экономики, на пути развития оценки бизнеса существует немало и препятствий. Основными препятствиями являются недоступность необходимой информации по параметрам сделок купли-продажи предприятий в различных отраслях (а зачастую и отсутствие самих сделок) и непрозрачность системы ведения финансовой документации на предприятиях. Кроме того, общая нестабильность экономики и недостаток ретроспективной информации по оцениваемому бизнесу часто делают ненадежными любые прогнозы по поводу возможных результатов хозяйственной деятельности того или иного предприятия. Все это накладывает серьезные ограничения на применимость современных подходов к оценке бизнеса, например, таких как сравнительный и доходный подход, а опыт российских оценщиков в области оценки бизнеса, в основном, сводится к применению традиционных для отечественной экономики затратных методов.
Можно сказать, что качество оценки бизнеса, как рыночной услуги, (а значит и спрос на эту услугу) в России будет зависеть от дальнейшего совершенствования всех механизмов фондового рынка, повышения его активности, формирования рынка слияний и поглощений, появления доступных потоков необходимой рыночной информации и общей стабилизации экономической ситуации в стране.
Особенности оценки бизнеса в России Предприятие (бизнес) является наиболее сложным объектом оценки, требующим от оценщика помимо владения всеми методами собственно оценки, еще и определенного знания основ инвестиционного и макроэкономического анализа, знакомства с разными методиками исследования рынков.
По мере развития рыночных отношений потребность в независимой оценке будет возрастать. Уже сейчас существуют законодательные требования по проведению независимой оценки в целом ряде случаев. Так, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ, либо муниципальным образованиям, является обязательной при их приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, передаче в качестве вклада в уставные капиталы. Этим же Федеральным законом определены случаи проведения обязательной оценки собственности в контексте судебных разбирательств. И судебные власти, и стороны — участники процессов уже осознали важность независимой оценочной экспертизы для объективного рассмотрения и выноса обоснованного решения по широкому кругу арбитражных и гражданских исков.
Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» также требует проведения оценки рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками в определенных ситуациях. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Одна из особенностей современной российской экономики — наличие большого количества неэффективных предприятий, зачастую с большими материальными активами. Реструктуризация таких предприятий — достаточно сложный процесс, в котором есть место и для независимой оценки. Действительно, оценка предприятия необходима для выбора обоснованного направления его реструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм в рыночной экономике.
Независимая оценка различных видов стоимости предприятий (рыночной, восстановительной, ликвидационной) играет заметную роль и в процессе функционирования финансовых институтов рынка — банков, страховых компаний, фондовых бирж. Например, банки зачастую заинтересованы в оценке рыночной стоимости предмета залога или в определении ликвидационной стоимости предприятия — заемщика; страховым компаниям при заключении договоров страхования и выплате возмещения приходится определять восстановительную стоимость объектов; фондовые биржи и другие участники фондового рынка опираются на данные независимой оценки предприятия при определении курсовых цен на его акции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Возрастающий поток иностранных инвестиций в российскую экономику также способствует увеличению спроса на услуги независимых оценочных организаций. Инвесторы, большинство которых из стран Западной Европы и США, приносят с собой свое понимание культуры и методологии осуществления инвестиционного процесса, в котором роль независимых оценщиков намного более значима, чем в представлении их российских коллег. Но, несмотря на формирование условий, способствующих повышению роли независимой оценки предприятий среди других механизмов рыночной экономики, на пути развития оценки бизнеса существует немало и препятствий. Основными препятствиями являются недоступность необходимой информации по параметрам сделок купли-продажи предприятий в различных отраслях (а зачастую и отсутствие самих сделок) и непрозрачность системы ведения финансовой документации на предприятиях. Кроме того, общая нестабильность экономики и недостаток ретроспективной информации по оцениваемому бизнесу часто делают ненадежными любые прогнозы по поводу возможных результатов хозяйственной деятельности того или иного предприятия. Все это накладывает серьезные ограничения на применимость современных подходов к оценке бизнеса, например, таких как сравнительный и доходный подход, а опыт российских оценщиков в области оценки бизнеса, в основном, сводится к применению традиционных для отечественной экономики затратных методов.
Можно сказать, что качество оценки бизнеса, как рыночной услуги, (а значит и спрос на эту услугу) в России будет зависеть от дальнейшего совершенствования всех механизмов фондового рынка, повышения его активности, формирования рынка слияний и поглощений, появления доступных потоков необходимой рыночной информации и общей стабилизации экономической ситуации в стране.
  Основные принципы оценки бизнеса (предприятия) Процесс оценки бизнеса предприятия базируется на определенных принципах. Эти принципы были сформулированы в результате многолетнего опыта зарубежных оценщиков и являются теоретической базой оценки. Все принципы взаимосвязаны между собой, но условно их можно разделить на несколько категорий.
Принципы, основанные на представлении собственника (пользователя):
·                      Принцип полезности говорит о том, что предприятие обладает стоимостью лишь в том случае, если оно может быть полезно собственнику (т.е. способно удовлетворять какие-либо потребности собственника).
·                      Принцип ожидания заключается в том, что стоимость бизнеса предприятия зависит от прибыли, которая может быть получена от использования предприятия в будущем.
·                      Принцип замещения гласит, что максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью.
Принципы, связанные с эксплуатацией собственности:
·                      Принцип вклада говорит, что сумма прироста стоимости бизнеса в результате привнесения какого-либо нового фактора (актива) должна быть больше затрат на привнесение этого фактора (актива).
·                      Принцип остаточной продуктивности приписывает земле, на которой расположено предприятие ту часть дохода от его бизнеса, которая остается после вознаграждения других привлеченных ресурсов — труда, капитала и предпринимательства.
·                      Принцип предельной производительности говорит, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако при достижении определенной точки, общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
·                      Принцип сбалансированности гласит, что максимальный доход от бизнеса предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин всех факторов производства.
Принципы, связанные с рыночной средой:
·                      Принцип соответствия заключается в том, что для максимизации стоимости бизнеса предприятия, он должен соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, требованиям доходности, градостроительным решениям и т.д.
·                      Принцип регрессии говорит, что рыночная цена бизнеса предприятия с излишними, с точки зрения рынка, улучшениями, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и затраты на его формирование.
·                      Принцип прогрессии предполагает возможность увеличения рыночной цены бизнеса предприятия в результате положительного влияния от функционирования объектов, расположенных рядом.
·                      Принцип конкуренции сводится к следующему: конкуренция ведет к снижению чистых доходов, поэтому при прогнозировании будущих доходов бизнеса предприятия, конкуренцию необходимо учитывать либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо за счет увеличения фактора риска.
·                      Принцип зависимости от внешней среды достаточно очевиден — политические, экономические, социальные изменения влияют на конъюнктуру рынка, уровень цен и, соответственно, стоимость бизнеса предприятия меняется.
·                      Принцип изменения — стоимость бизнеса предприятия изменяется с течением времени.
·                      Принцип экономического разделения: при возможности, имущественные права нужно разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
·                      Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования — это поиск разумного и возможного варианта использования предприятия, которое обеспечит ему наивысшую стоимость.
Основные подходы к оценке бизнеса (предприятия) Оценку предприятия (бизнеса) осуществляют с позиций трех подходов: имущественного (затратного), доходного, и сравнительного (рыночного), которые в свою очередь, опираются на оценочные принципы, сформулированные здесь.
Эти подходы, как правило, не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки конкретного предприятия стараются использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных групп свойств объекта оценки и соответствующих оценочных принципов.
Так, при оценке с позиции имущественного (затратного) подхода во главу угла ставится стоимость имущества (материальных и нематериальных активов) предприятия. Имущественный подход базируется на принципах замещения, сбалансированности, наилучшего и наиболее эффективного использования, экономического разделения.
При оценке с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на принципе ожидания.
При использовании сравнительного подхода в оценке, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли — продажи аналогичных предприятий. Сравнительный подход основан на принципе замещения.
Все эти три подхода к оценке бизнеса предприятия имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество методов оценки, основные из которых описаны соответствующих страницах нашего сайта.  
Особенности оценки бизнеса в России Предприятие (бизнес) является наиболее сложным объектом оценки, требующим от оценщика помимо владения всеми методами собственно оценки, еще и определенного знания основ инвестиционного и макроэкономического анализа, знакомства с разными методиками исследования рынков.
По мере развития рыночных отношений потребность в независимой оценке будет возрастать. Уже сейчас существуют законодательные требования по проведению независимой оценки в целом ряде случаев. Так, согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ, либо муниципальным образованиям, является обязательной при их приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, передаче в качестве вклада в уставные капиталы. Этим же Федеральным законом определены случаи проведения обязательной оценки собственности в контексте судебных разбирательств. И судебные власти, и стороны — участники процессов уже осознали важность независимой оценочной экспертизы для объективного рассмотрения и выноса обоснованного решения по широкому кругу арбитражных и гражданских исков.
Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» также требует проведения оценки рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками в определенных ситуациях. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Одна из особенностей современной российской экономики — наличие большого количества неэффективных предприятий, зачастую с большими материальными активами. Реструктуризация таких предприятий — достаточно сложный процесс, в котором есть место и для независимой оценки. Действительно, оценка предприятия необходима для выбора обоснованного направления его реструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм в рыночной экономике.
Независимая оценка различных видов стоимости предприятий (рыночной, восстановительной, ликвидационной) играет заметную роль и в процессе функционирования финансовых институтов рынка — банков, страховых компаний, фондовых бирж. Например, банки зачастую заинтересованы в оценке рыночной стоимости предмета залога или в определении ликвидационной стоимости предприятия — заемщика; страховым компаниям при заключении договоров страхования и выплате возмещения приходится определять восстановительную стоимость объектов; фондовые биржи и другие участники фондового рынка опираются на данные независимой оценки предприятия при определении курсовых цен на его акции.
Возрастающий поток иностранных инвестиций в российскую экономику также способствует увеличению спроса на услуги независимых оценочных организаций. Инвесторы, большинство которых из стран Западной Европы и США, приносят с собой свое понимание культуры и методологии осуществления инвестиционного процесса, в котором роль независимых оценщиков намного более значима, чем в представлении их российских коллег. Но, несмотря на формирование условий, способствующих повышению роли независимой оценки предприятий среди других механизмов рыночной экономики, на пути развития оценки бизнеса существует немало и препятствий. Основными препятствиями являются недоступность необходимой информации по параметрам сделок купли-продажи предприятий в различных отраслях (а зачастую и отсутствие самих сделок) и непрозрачность системы ведения финансовой документации на предприятиях. Кроме того, общая нестабильность экономики и недостаток ретроспективной информации по оцениваемому бизнесу часто делают ненадежными любые прогнозы по поводу возможных результатов хозяйственной деятельности того или иного предприятия. Все это накладывает серьезные ограничения на применимость современных подходов к оценке бизнеса, например, таких как сравнительный и доходный подход, а опыт российских оценщиков в области оценки бизнеса, в основном, сводится к применению традиционных для отечественной экономики затратных методов.
Можно сказать, что качество оценки бизнеса, как рыночной услуги, (а значит и спрос на эту услугу) в России будет зависеть от дальнейшего совершенствования всех механизмов фондового рынка, повышения его активности, формирования рынка слияний и поглощений, появления доступных потоков необходимой рыночной информации и общей стабилизации экономической ситуации в стране.
  Основные принципы оценки бизнеса (предприятия) Процесс оценки бизнеса предприятия базируется на определенных принципах. Эти принципы были сформулированы в результате многолетнего опыта зарубежных оценщиков и являются теоретической базой оценки. Все принципы взаимосвязаны между собой, но условно их можно разделить на несколько категорий.
Принципы, основанные на представлении собственника (пользователя):
·                      Принцип полезности говорит о том, что предприятие обладает стоимостью лишь в том случае, если оно может быть полезно собственнику (т.е. способно удовлетворять какие-либо потребности собственника).
·                      Принцип ожидания заключается в том, что стоимость бизнеса предприятия зависит от прибыли, которая может быть получена от использования предприятия в будущем.
·                      Принцип замещения гласит, что максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью.
Принципы, связанные с эксплуатацией собственности:
·                      Принцип вклада говорит, что сумма прироста стоимости бизнеса в результате привнесения какого-либо нового фактора (актива) должна быть больше затрат на привнесение этого фактора (актива).
·                      Принцип остаточной продуктивности приписывает земле, на которой расположено предприятие ту часть дохода от его бизнеса, которая остается после вознаграждения других привлеченных ресурсов — труда, капитала и предпринимательства.
·                      Принцип предельной производительности говорит, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако при достижении определенной точки, общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
·                      Принцип сбалансированности гласит, что максимальный доход от бизнеса предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин всех факторов производства.
Принципы, связанные с рыночной средой:
·                      Принцип соответствия заключается в том, что для максимизации стоимости бизнеса предприятия, он должен соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, требованиям доходности, градостроительным решениям и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                      Принцип регрессии говорит, что рыночная цена бизнеса предприятия с излишними, с точки зрения рынка, улучшениями, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и затраты на его формирование.
·                      Принцип прогрессии предполагает возможность увеличения рыночной цены бизнеса предприятия в результате положительного влияния от функционирования объектов, расположенных рядом.
·                      Принцип конкуренции сводится к следующему: конкуренция ведет к снижению чистых доходов, поэтому при прогнозировании будущих доходов бизнеса предприятия, конкуренцию необходимо учитывать либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо за счет увеличения фактора риска.
·                      Принцип зависимости от внешней среды достаточно очевиден — политические, экономические, социальные изменения влияют на конъюнктуру рынка, уровень цен и, соответственно, стоимость бизнеса предприятия меняется.
·                      Принцип изменения — стоимость бизнеса предприятия изменяется с течением времени.
·                      Принцип экономического разделения: при возможности, имущественные права нужно разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
·                      Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования — это поиск разумного и возможного варианта использования предприятия, которое обеспечит ему наивысшую стоимость.
  Основные подходы к оценке бизнеса (предприятия) Оценку предприятия (бизнеса) осуществляют с позиций трех подходов: имущественного (затратного), доходного, и сравнительного (рыночного), которые в свою очередь, опираются на оценочные принципы, сформулированные здесь.
Эти подходы, как правило, не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки конкретного предприятия стараются использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных групп свойств объекта оценки и соответствующих оценочных принципов.
Так, при оценке с позиции имущественного (затратного) подхода во главу угла ставится стоимость имущества (материальных и нематериальных активов) предприятия. Имущественный подход базируется на принципах замещения, сбалансированности, наилучшего и наиболее эффективного использования, экономического разделения.
При оценке с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на принципе ожидания.
При использовании сравнительного подхода в оценке, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли — продажи аналогичных предприятий. Сравнительный подход основан на принципе замещения.
Все эти три подхода к оценке бизнеса предприятия имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество методов оценки, основные из которых описаны соответствующих страницах нашего сайта.
Оценка страховой компании Оценка страховой компании, как и оценка любого другого предприятия, должна проводиться методами трёх оценочных подходов — сравнительного, затратного и доходного.
Особенности процесса оценки страховой компании обусловлены природой страхового дела, особенностями учета страховой компании и наличием строгих нормативных требований со стороны страхового надзора, регулирующего страховую деятельность.
Как правило, сравнительный подход при оценке российских страховых компаний в настоящее время не используется из-за недоступности информации по сделкам купли-продажи страховых компаний, их пакетов акций или долей. Действительно, с одной стороны, акции российских страховых компаний, зарегистрированных в форме открытых акционерных обществ, пока еще не котируются на открытом рынке ценных бумаг, а с другой стороны, информация о сделках по продаже акций (долей) страховых организаций является конфиденциальной и обычно не разглашается участниками сделки. Поэтому реальная оценка страховой компании может быть проведена только с помощью методов затратного и доходного подходов.
Рассмотрим особенности применения затратного подхода. Согласно общей концепции оценки предприятия затратным подходом, для того чтобы получить величину рыночной стоимости предприятия, необходимо сначала оценить рыночную стоимость каждого актива предприятия, а затем из общей рыночной стоимости активов необходимо вычесть общую величину обязательств предприятия.
При оценке материальных активов страховой компании, затруднений, как правило, не возникает. Основные средства, отраженные в балансе страховой организации, как правило, невелики по сравнению с валютой баланса, и обычно представляют собой оргтехнику, мебель, автомобили, недвижимость. Основные активы страховой компании — это инвестиции и финансовые вложения средств из страховых резервов. Как ни странно, но в данном случае государственное регулирование размещения средств из страховых резервов облегчает работу оценщика. Действительно, действующие государственные правила требуют от страховщиков размещать резервы в наиболее прозрачные активы — такие как банковские векселя (или векселя организаций, имеющие рейтинг известных агентств — Moody’s, Standard & Poor’s, Fitch и пр. не ниже двух ступеней от суверенного рейтинга России), акции, котирующиеся на ОРЦБ, банковские депозиты, паи в паевых инвестиционных фондах, недвижимость. Все эти активы не представляют собой особенной трудности при оценке.
Основная трудность при оценке страховых компаний затратным подходом — это оценка неосязаемых нематериальных активов, которые не отражены в бухгалтерском балансе. В отличие от производственных предприятий, основные средства которых обычно состоят из недвижимости, оборудования и других осязаемых активов, страховые компании (и другие компании финансового сектора) больше средств инвестируют в неосязаемые активы — такие как узнаваемость торговой марки, человеческий капитал, клиентская база, и т.п. Из-за особенностей бухгалтерского учета, эти инвестиции, (которые, по сути, являются инвестициями в основные средства для страховой компании) часто учитываются как операционные расходы и не увеличивают размера бухгалтерских активов страховой компании.
К таким активам страховой компании можно отнести и наличие лицензии на право проведения страховой деятельности, и наличие штата квалифицированных работников, которые возможно, работают в компании уже длительное время, и узнаваемость названия страховой организации среди потребителей страховых услуг, которая была достигнута длительной работой на рынке и существенными затратами на продвижение своих услуг, и сложившуюся клиентскую базу.
Оценщик, проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности оцениваемой страховой компании должен идентифицировать ее неосязаемые активы, которые, по его мнению, могут иметь стоимость в глазах потенциальных покупателей.
После идентификации, стоимость этих активов необходимо оценить. Обычно, при оценке рыночной стоимости неосязаемых нематериальных активов, принято использовать методы доходного подхода, которые основаны на капитализации избыточной (по сравнению со среднеотраслевыми показателями) прибыли. Но специфика бухгалтерского учета в страховых компаниях состоит в том, что большая доля доходов страховой организации может отчисляться в страховые резервы или направляться на оплату операций перестрахования, что значительно уменьшает величину чистой прибыли и делает показатель прибыли не столь важным с точки зрения ценности для потенциального покупателя. В российских условиях это усугубляется еще и тем, что менеджмент страховых компаний зачастую искусственно увеличивает отчисления в страховые резервы, используя эти отчисления как средство минимизации налога на прибыль, что приводит к еще большему уменьшению доли чистой прибыли в доходах страховой компании.
В таких условиях, для оценки упомянутых выше неосязаемых активов страховой компании, логично использовать затратные методы оценки — такие как метод учета затрат на восстановление (замещение). Этот метод основан на определении стоимости воспроизводства (замещения) оцениваемого нематериального актива. Данный метод применяется в отношении тех объектов, для которых нет сформировавшегося рынка, и которые не могут быть оценены с позиции доходного подхода. За оценку стоимости в этом случае принимается сумма затрат, необходимых для создания объекта, с учетом разумной прибыли на вложенный капитал.
Следует отметить, что стоимость неосязаемых активов успешно действующей страховой компании может быть весьма высока и достигать 20-50% от общей стоимости компании.
При оценке обязательств страховой компании, оценщик также должен учитывать определенные особенности страхового дела. Обязательства страховой компании можно условно разделить на две группы. Первая группа обязательств — это обязательства раздела 4 баланса страховой организации, величины которых определены и оценка которых не требуется.К таким обязательствам относятся:
·                      задолженность по депо премий перед перестраховщиками;
·                      долгосрочные займы и кредиты;
·                      отложенные налоговые обязательства;
·                      краткосрочные займы и кредиты;
·                      кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования;
·                      кредиторская задолженность по операциям перестрахования;
·                      прочая кредиторская задолженность;
·                      прочие обязательства.
Ко второй группе обязательств относятся предполагаемые выплаты возмещений по страховым случаям, которые по состоянию на дату оценки не произошли (произошли, но сумма ущерба не известна), но возможно, произойдут в будущем (в течение действия договоров страхования, заключенных до даты оценки, ответственность по которым заканчивается после даты оценки). К этой же группе можно отнести предполагаемые потери страховой компании при расторжении действующих договоров страхования по инициативе страхователей и возврате незаработанной части страховой премии. Величины этих обязательств точно не определены и имеют вероятностный характер.
Величины выплат из резервов незаработанной премии и резерва произошедших, но незаявленных убытков, крайне малы и не играют сколько-нибудь существенной роли в деятельности страховой компании. Выплаты из резерва заявленных, но не урегулированных убытков, как правило, оказываются ниже величины самого резерва, поскольку при неизвестной (до урегулирования) сумме ущерба, страховщик относит в резерв величину своей полной ответственности по соответствующему договору страхования.
Одним из способов расчета предполагаемых страховых выплат может служить расчет при помощи среднеотраслевых статистических данных об убыточности (соотношению реально выплаченных сумм страховых возмещений к общей величине сбора страховой премии) по каждому виду страхования, которым занимается оцениваемая страховая компания.
На основании этих данных, можно рассчитать величину ожидаемого убытка по каждому виду страхования на основании фактических данных о сборе страховой премии по этому виду страхования.
Применение методов доходного подхода к оценке страховой компании также имеет свои особенности. По уже упомянутым выше причинам, использование чистой балансовой прибыли страховой компании в качестве основной положительной составляющей денежного потока страховой компании зачастую приводит к неоправданному занижению ее стоимости. Поэтому, традиционно используемые модели для расчета денежных потоков на основе чистой прибыли должны быть модифицированы с учетом особенностей страхового бизнеса и бухгалтерского учета страховой организации.
Доход страховой компании обычно состоит из двух основных составляющих — сбор страховой премии и инвестиционный доход от размещения страховых резервов. Учитывая это, можно использовать следующую модель для расчета годового денежного потока страховой компании:

Составляющая денежного потока
+
Премии по рискам, принятым в страхование и перестрахование
+
Комиссионные вознаграждения полученные
+
Возмещение доли убытков перестраховщиками
+
Доходы от инвестиций, включая доходы от переоценки
+
Прочие доходы
-
Премии по рискам, переданным в перестрахование
-
Выплаты страховых возмещений
-
Комиссионные и агентские вознаграждения уплаченные
-
Расходы по инвестициям, включая расходы от переоценки
-
Операционные расходы, включая ФОТ, налоги на ФОТ, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, арендные платежи, расходы на рекламу и т.п.
-
Налог на прибыль и другие обязательные платежи (кроме налогов на ФОТ и обязательных отчислений во внебюджетные фонды)
-
Прочие расходы
+ (-)
Уменьшение (прирост) долгосрочной задолженности
+ (-)
Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала
+ (-)
Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства
=
Денежный поток
Данная модель не делает различия между теми частями дохода страховой компании, которые отчисляются в страховые резервы и теми, которые составляют собственно прибыль страховой компании. При этом модель учитывает отток денежных средств в качестве реальных выплат по страховым случаям.
После определения денежных потоков в течение всего прогнозного периода по указанной выше модели, дальнейшая оценка страховой компании доходными методами мало чем отличается от оценки обычных производственных предприятий и может быть проведена без особых трудностей.
Таким образом, для оценки страховой компании в современных российских экономических условиях можно применять методы как затратного, так и доходного подхода. Для получения адекватных результатов, при проведении оценки необходимо учитывать специфику страхового дела, особенности учета страховой организации и применять классические оценочные методы с учетом всех этих отличий. Несомненно, что одновременно с дальнейшим развитием экономики, объем российского страхового рынка будет возрастать, размеры страховых компаний будут увеличиваться (в том числе и за счет притока иностранного капитала) и рано или поздно, акции российских страховых компаний — лидеров рынка начнут котироваться на российских биржевых площадках. Это даст возможность оценщикам при проведении оценки страховых компаний применять наряду с затратным и доходным подходами также и методы сравнительного подхода, что, безусловно, повысит точность и объективность результатов оценки.
Доходный подход к оценке бизнеса предприятия
·                      Метод дисконтирования денежных потоков
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                      Метод капитализации прибыли
При оценке предприятия с позиций доходного подхода, само предприятие рассматривается больше не как имущественный комплекс, а как бизнес, дело, которое может приносить прибыль.
Оценка бизнеса предприятия с применением доходного подхода — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования предприятия и (возможной) дальнейшей его продажи. Таким образом, оценка с позиции доходного подхода во многом зависит от того, каковы перспективы бизнеса оцениваемого предприятия.
При определении рыночной стоимости бизнеса предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем, при этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено.
Наибольшую сложность при оценке бизнеса предприятия с позиции доходного подхода (и, соответственно, ограничение его использования) представляет процесс прогнозирования доходов. Кроме того, иногда довольно сложно адекватно определить ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов конкретного предприятия.
Преимущество доходного подхода при оценке бизнеса предприятия состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.). Главный недостаток данного подхода (особенно в условиях переходной российской экономики с ее слабыми рыночными институтами и общей нестабильностью) — его умозрительность, порой основанная на недостоверной информации.
Доходный подход представлен двумя основными методами оценки — методом дисконтированных денежных потоков и методом капитализации прибыли.
Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП) Оценка стоимости бизнеса предприятия методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный покупатель не заплатит за данное предприятие сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от бизнеса этого предприятия. Собственник, скорее всего, не продаст свой бизнес дешевле текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия, стороны придут к соглашению о цене, равной текущей стоимости будущих доходов предприятия.
Оценка предприятия методом ДДП состоит из следующих этапов:
·                      Выбор модели денежного потока.
·                      Определение длительности прогнозного периода.
·                      Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки.
·                      Прогноз и анализ расходов.
·                      Прогноз и анализ инвестиций.
·                      Расчет денежного потока для каждого прогнозного года.
·                      Определение ставки дисконта.
·                      Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
·                      Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
·                      Внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока зависит от того, необходимо различать собственный и заемный капитал или нет. Разница состоит в том, что проценты на обслуживание заемного капитала могут выделяться как расходы (в модели денежного потока для собственного капитала) или учитываться в составе потока доходов (в модели для всего инвестированного капитала), соответственно меняется величина чистой прибыли.
Длительность прогнозного периода в странах с развитой рыночной экономикой обычно составляет 5 — 10 лет, а в странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, допустимо сокращение прогнозного периода до 3 — 5 лет. Как правило, в качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста предприятия не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период имеет место стабильный темп роста).
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки требует рассмотрения и учета целого ряда факторов, основные среди которых — это объемы производства и цены на продукцию, спрос на продукцию, ретроспективные темпы роста, темпы инфляции, перспективы капвложений, ситуация в отрасли, доля предприятия на рынке и общая ситуация в экономике. Прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями бизнеса предприятия.
Прогноз и анализ расходов. На данном этапе оценщик должен изучить структуру расходов предприятия, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек, оценить инфляционные ожидания, исключить единовременные статьи расходов, которые не встретятся в будущем, определить амортизационные отчисления, рассчитать затраты на выплату процентов по заемным средствам, сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями у конкурентов или среднеотраслевыми.
Прогноз и анализ инвестиций включает три основных компонента: собственные оборотные средства («рабочий капитал»), капвложения, потребности в финансировании и осуществляется, соответственно, на основе прогноза отдельных компонентов собственных оборотных средств, на основе оцененного остающегося срока службы активов, на основе потребностей в финансировании существующих уровней задолженности и графиков погашения долгов.
Расчет денежного потока для каждого прогнозного года может производится двумя методами — косвенным и прямым. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.
Определение ставки дисконта (процентной ставки для пересчета будущих доходов в текущую стоимость) зависит от того, какой тип денежного потока используется в качестве базы. Для денежного потока для собственного капитала применяется ставка дисконта, равная требуемой собственником ставке отдачи на собственный капитал; для денежного потока для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконта, равная сумме взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства, где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала.
Для денежного потока для собственного капитала наиболее распространенными методами определения ставки дисконта являются метод кумулятивного построения и модель оценки капитальных активов. Для денежного потока для всего инвестированного капитала обычно используют модель средневзвешенной стоимости капитала.
При определении ставки дисконта кумулятивным методом за базу расчетов берется ставка дохода по безрисковым ценным бумагам, к которой прибавляется дополнительный доход, связанный с риском инвестирования в данный вид ценных бумаг. Затем вносятся поправки (в сторону увеличения или уменьшения) на действие количественных и качественных факторов риска, связанных со спецификой данной компании.
В соответствии с моделью оценки капитальных активов (CAPM — Capital Assets Pricing Model) ставка дисконта определяется по формуле:
R = Rf + β(Rm – Rf) + S1 + S2 + C
где:R — требуемая инвестором ставка дохода на собственный капитал;Rf — безрисковая ставка дохода;Rm — общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля ценных бумаг);β — коэффициент бета (мера систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране);S1 — премия для малых предприятий;S2 — премия за риск, характерный для отдельной компании; С — страновой риск.
Согласно модели средневзвешенной стоимости капитала, ставка дисконта (WACC -Weighted Average Cost of Capital) определяется следующим образом:
WACC = kd x (1 — tc) x wd + kpwp + ksws,
где:kd — стоимость привлеченного заемного капитала;tc — ставка налога на прибыль;wd — доля заемного капитала в структуре капитала предприятия;kp — стоимость привлечения акционерного капитала (привилегированные акции);wp — доля привилегированных акций в структуре капитала предприятия;ks — стоимость привлечения акционерного капитала(обыкновенные акции);ws — доля обыкновенных акций в структуре капитала предприятия.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период производится в зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период, при этом используются следующие методы:
·                      метод расчета по ликвидационной стоимости (если в постпрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей активов);
·                      метод расчета по стоимости чистых активов (для стабильного бизнеса со значительными материальными активами);
·                      метод предполагаемой продажи (пересчет прогнозируемого денежного потока от продажи в текущую стоимость);
·                      метод Гордона (доход первого постпрогнозного года капитализируется в показатели стоимости с помощью коэффициента капитализациии, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочнными темпами роста);
Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период производится суммированием текущих стоимостей доходов, которые приносит объект в прогнозный период и текущей стоимости объекта в постпрогнозный период.
Внесение итоговых поправок — обычно, это поправки на нефункциональные активы (активы, которые не принимают участия в извлечении дохода) и на фактическую величину собственного оборотного капитала. Если оценивается неконтрольный пакет акций, то необходимо сделать скидку на отсутствие контроля.
Метод дисконтированных будущих денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков предприятия существенно отличаются от текущих, когда можно обоснованно определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положительными величинами для большинства прогнозных лет, и, ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной. Другими словами, этот метод более применим к приносящим доход предприятиям, имеющим определенную историю хозяйственной деятельности, с нестабильными потоками доходов и расходов.
Метод ДДП в меньшей степени применим к оценке бизнеса предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть аргументом для принятия того или иного решения). Следует также соблюдать определенную осторожность в применении этого метода при оценке бизнеса новых предприятий, т.к. отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков.
Метод ДДП — весьма сложный и трудоемкий процесс, однако во всем мире он признан как наиболее теоретически обоснованный метод оценки бизнеса действующих предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой при оценке крупных и средних предприятий, этот метод применяется в 80 — 90% случаев. Главное достоинство метода заключается в том, что он единственный из известных методов оценки, который основан на перспективах развития рынка в целом и предприятия в частности, а это в наибольшей степени отвечает интересам инвесторов.
Метод капитализации прибыли Метод капитализации прибыли является одним из методов доходного подхода. Суть метода заключается в том, что оцененную стоимость бизнеса действующего предприятия считают равной отношению чистой прибыли к выбранной ставке капитализации.
Рассмотрим практическое применение метода капитализации прибыли по этапам:
1.                 Анализ финансовой отчетности предприятия.
2.                 Определение величины прибыли, которая будет капитализирована.
3.                 Расчет ставки капитализации.
4.                 Определение предварительной величины стоимости бизнеса предприятия.
5.                 Внесение итоговых поправок.
6.                  
Анализ финансовой отчетности предприятия проводится на основе баланса предприятия и отчета о финансовых результатах. Желательно наличие этих документов хотя бы за последние три года. При анализе финансовой документации предприятия, необходимо провести ее нормализацию, т.е. сделать поправки на единовременные и чрезвычайные статьи, как баланса, так и отчета о прибылях и убытках, которые не носили регулярного характера в прошлой деятельности предприятия и вряд ли будут повторяться в будущем. Кроме того, если возникает необходимость, можно трансформировать бухгалтерскую отчетность предприятия, т.е. представить ее в соответствии с общепринятыми стандартами бухгалтерского учета (GAAP -Generally Accepted Accounting Principles).
Определение величины прибыли, которая будет капитализирована — это фактически выбор периода времени, за который подсчитывается прибыль:
·                      прибыль последнего отчетного года;
·                      прибыль первого прогнозного года;
·                      средняя величина прибыли за 3 -5 последних лет.
В большинстве случаев используется прибыль последнего отчетного года.
Расчет ставки капитализации обычно производится исходя из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли. Для определения же ставки дисконта чаще всего используют следующие методики:
·                      модель оценки капитальных активов;
·                      модель кумулятивного построения;
·                      модель средневзвешенной стоимости капитала.
Эти методики уже были описаны при рассмотрении метода дисконтированных денежных потоков.
Определение предварительной величины стоимости бизнеса предприятия производится по простой формуле:
V = I / R,
где:V — стоимость;I — величина прибыли;R — ставка капитализации.
Внесение итоговых поправок (при необходимости) производится на нефункциональные активы (те активы, которые не принимают участия в извлечении дохода), на недостаток ликвидности, на контрольный или неконтрольный пакет оцениваемых акций или долей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Метод капитализации прибыли при оценке бизнеса предприятия обычно используется, когда имеется достаточно данных для определения нормализованного денежного потока, текущий денежный поток примерно равен будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста умеренны или предсказуемы. Данный метод наиболее применим к предприятиям, приносящим стабильную прибыль, величина которой из года в год меняется незначительно (или темпы роста прибыли постоянны). В отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса предприятий данный метод применяется довольно редко и в основном для мелких предприятий, из — за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, что характерно для большинства крупных и средних предприятий.
Сравнительный подход к оценке бизнеса предприятия ·                      Метод продаж
·                      Метод отраслевых коэффициентов
·                      Метод рынка капитала
Сравнительный подход к оценке бизнеса предприятия базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия продавцов и покупателей акций предприятий. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на фондовом рынке.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что стоимость бизнеса предприятия фактически определяется рынком, т.к. оценщик лишь корректирует реальную рыночную цену аналога для лучшей сопоставимости, тогда как при применении других подходов к оценке бизнеса или акций предприятия, стоимость является результатом расчета. Недостатком сравнительного подхода при оценке бизнеса предприятия является то, что он не учитывает перспективы развития предприятия в будущем, так как целиком основан на ретроинформации.
Основным условием применения сравнительного подхода при оценке бизнеса или акций предприятия является наличие активного фондового рынка, поскольку этот подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках с акциями аналогичных предприятий. Кроме того, применение сравнительного подхода возможно только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям-аналогам, отобранным оценщиком в процессе оценки. В современной российской экономической реальности, эти необходимые условия зачастую делают сравнительный подход трудно применимым.
Необходимо отметить, что хотя данный подход и предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке акций и бизнеса компаний закрытого типа.
  Метод продаж (сделок) Метод продаж, или метод сделок, основан на использовании цены приобретения предприятия — аналога в целом или его контрольного пакета акций.
Технология применения метода продаж практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж — цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Соответственно, метод продаж и используется для оценки полного или контрольного пакета акций предприятия.
Метод рынка капитала Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. То есть, при оценке акций (бизнеса) предприятия, базой для сравнения служит цена на единичную акцию компаний-аналогов и в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.
Процесс оценки акций (бизнеса) предприятия с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы:
·                      cбор необходимой информации;
·                      выбор аналогичных предприятий;
·                      финансовый анализ;
·                      расчет оценочных мультипликаторов;
·                      выбор величины мультипликатора;
·                      определение итоговой величины стоимости.
Сбор необходимой информации подразумевает с одной стороны, сбор данных о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании, а с другой стороны подбор бухгалтерской и финансовой отчетности, как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов. Качество и доступность такой информации, безусловно, зависят от уровня развития фондового рынка и играют решающую роль в оценке акций (бизнеса) данным методом.
Выбор аналогичных предприятий производится путем сужения первичной (довольно широкой) выборки предприятий-аналогов. Если первичный отбор производится по достаточно общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства), то в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.).
Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с той, чьи акции (бизнес) оцениваются. Во — первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во — вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в — третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемых акций (бизнеса).
Расчет оценочных мультипликаторов (коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) происходит в следующем порядке:
1.                 Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в формуле.
2.                 Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки — это даст величину знаменателя.
На практике, при оценке акций (бизнеса) предприятия используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся:
·                      цена/прибыль;
·                      цена/денежный поток;
·                      цена/ дивидендные выплаты;
·                      цена/выручка от реализации.
К моментным мультипликаторам относятся:
·                      цена/балансовая стоимость активов;
·                      цена/ чистая стоимость активов.
Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.
Возможность применения того или иного мультипликатора группы цена/дивиденды зависит от целей оценки. Если оценка акций проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как оно может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета акций оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право решения дивидендной политики. Мультипликаторы данной группы при оценке акций целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании.
Мультипликатор цена/выручка от реализации используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами или для оценки акций (бизнеса) предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.п.).
Оптимальная сфера применения мультипликатора цена/балансовая стоимость — оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов.
Myльтипликатop цена/чистая стоимость активов применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:
·                      оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование);
·                      основной бизнеса компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности, при этом управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.
Определение итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:
·                      выбора величины мультипликатора;
·                      взвешивания промежуточных результатов;
·                      внесения итоговых корректировок.
Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке акций (бизнеса) предприятия. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Оценщик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором по величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости акций (бизнеса) рассматриваемой компании.
Проделав данную процедуру с различными мультипликаторами, оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости акций (бизнеса), которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
Наиболее типичными являются следующие корректировки. Портфельная скидка предоставляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Оценщик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.
Как видно, метод рынка капитала при оценке акций (бизнеса) действующего предприятия достаточно сложен и трудоемок в применении. Однако, результаты, полученные с помощью этого метода, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.
Метод отраслевых коэффициентов Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами.
Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи различных действующих предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате многолетних обобщений, в странах с развитой рыночной экономикой разработаны достаточно простые формулы определения стоимости бизнеса предприятия.
Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 — 2 месячной выручки, рекламные агентства продаются за 0,7 годовой выручки, бухгалтерские фирмы — за 0,5 годовой выручки, а цена предприятия розничной торговли может быть определена следующим образом: 0,75 — 1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает предприятие.
Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в российской практике оценки бизнеса в связи с отсутствием необходимой информации, сбор и обобщение которой требуют длительного периода времени и определенной экономической стабильности.
Как видно, несмотря на достаточно широкий спектр современных методов оценки бизнеса предприятий, ни один из них не является универсальным. Каждый подход и каждый метод в рамках одного подхода имеет свои преимущества и ограничения и каждый по — своему освещает стоимость предприятия. Вид определяемой стоимости, цель и задача оценки, безусловно, являются определяющими критериями выбора подхода и метода оценки, но при этом необходимо учитывать, что объективность оценки будет выше, если оценщик сумеет найти возможность применения нескольких подходов к определению стоимости бизнеса предприятия.
Затратный подход к оценке бизнеса предприятия ·                      Метод замещения
·                      Метод расчета ликвидационной стоимости
·                      Метод накопления активов
·                      Метод скорректированной балансовой стоимости
Затратный подход рассматривает предприятие прежде всего как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для ведения его бизнеса: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Суть данного подхода заключается в том, что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия (нематериальные активы, здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения и т.д.). Далее из полученной суммы вычитают текущую стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает стоимость собственного капитала предприятия. Для расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.