--PAGE_BREAK--
Эти данные свидетельствуют о том, что предприятие испытывает ежемесячный недостаток денежных средств на конец периода. Решить эту задачу может открытие в банке «East Credit» кредитной линии.
Вариант 1. Рассчитаем оптимальный размер финансирования (Приложение 2.1 – 2.3; файл «Бюджет компании 2.xls.» на дискете).
Методом подбора рассчитываем оптимальный размер кредита. При этом в первую очередь нужно вернуть деньги за просроченный кредит, т.к. по нему наивысшая плата. В данном случае этот кредит равен 3 000 000 грн., позволяющий отдать и просроченный кредит под 36% годовых и рассчитаться в течение года с новым кредитором. Также соблюдается условие ежемесячного наличия денежных средств на конец периода в размере 40 000 грн. В итоге предприятие имеет в конце периода прибыль 1 413 161 грн. Мы заканчиваем год с очень хорошими результатами.
Осуществив расчеты, мы видим, что у нас в конце периода остается достаточно большая сума денежной массы незадействована. Излишек денежной массы 268 000 грн. (200 000 грн. в августе, 42 500 грн. в сентябре и 25 500 грн. в ноябре) мы можем поместить под проценты в краткосрочные финансовые вложения.
Вариант 2. Допустим, что поставщики потребуют полного расчета за сырье в течение месяца поставки (Приложение 3.1 – 3.3; файл «Бюджет компании 3_поставщики.xls.» на дискете). В таком случае предприятию понадобиться 3 519 200 грн. финансирования. В таком случае прогнозная прибыль за год будет 1 366 225 грн. В итоге мы можем вернуть деньги банку «East Credit» в августе. Начиная с августа у нас имеется избыток денежных средств, но вложить в краткосрочные финансовые вложения мы можем всего 61 500 грн. (24 700 грн. – в августе и 36 800 грн. – в сентябре).
Вариант 3. В случае применения рекламы (Приложения 4.1 – 4.3; файл «Бюджет компании 4_реклама.xls.» на дискете) предприятие заработает дополнительную прибыль, и она составит 1 432 603 грн. В этом случае предприятие сможет вложить около 285 800 грн. в краткосрочные финансовые вложения. Это объясняется тем, что дополнительное увеличение выручки от реализации превысило дополнительные затраты на рекламу.
Вариант 4. Допустим, что маркетологи допускают снижение объема продаж на 5%, а также вероятное снижение цен на продукцию на 5% в течение года но при этом и падают цены на материалы на 5% (файл «Бюджет компании 5_спрос.xls.» на дискете). В таком случае кредит вернуть к концу года не удастся и величина кредитной линии увеличится до 4 000 000 грн с выплатой 28% (в случае, если стратегически необходимо вернуть кредит до конца года, то нужно уменьшить запасы материалов и готовой продукции до минимума, но в этом случае возникает риск неудовлетворенного спроса в случае перебоев спроса). Величина прибыли уменьшится до 671 210 грн. На конец года величина долга по кредиту банку «East Credit» составит 493 000 грн.
Для получения сведений о финансовом риске на конец 2000 года предприятия рассчитаем эффект финансового рычага для данной ситуации. Но для начала нужно найти уровень среднерасчетной ставки процента (СРСП):
Сумма кредиторской задолженности в знаменатель не включается. Получаем:
Как видно из расчетов, предприятие в таком случае будет терять рентабельность собственных средств и дивидендные возможности. Дифференциал финансового рычага не должен быть отрицательным.
В случае, если возможно отложить покупку оборудования до июня-июля (Приложения 5.1 – 5.3; файл «Бюджет компании 6_спрос+О.Ф..xls.») (а еще лучше конечно было бы, с отсрочкой), то величину прибыли возможно увеличить до 783 845 грн., а величину долга по кредиту сократить до 374 300 грн. Кроме того, уменьшиться величина ежемесячной выплаты на 4%. Рассчитаем ЭФР в данном случае:
Итак, как видно из расчетов, за счет положительного дифференциала риск снижается. Фирма в таком случае еще может набирать кредиты.
Подобные расчеты можно произвести и при изменении цен на энергоносители и импортные концентраты.
Итак, в большинстве случаев я пришел к выводу, что при заданных условиях оптимальный размер финансирования – 3 000 000 грн. Большая сумма кредита будет только утяжелять процентные выплаты, а при меньшей суме предприятие дольше будет выплачивать кредит и, следовательно, терять прибыль.
Список использованной литературы
1. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – Учебник, 5-е изд., М.: Изд-во «Перспектива», 2004. – 656 с.
2. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – Учеб изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. – 480 с.
3. Фінанси підприємства. Навч. пос.: Курс лекцій / За ред. Кірейцева. – К.: ЦУЛ, 2002. – 268 с.
Разработка бюджета на заводе прохладительных напитков
Отшумел юбилей, посвященный годовщине существования компании «Колибри». Молодая компания достойно проработала свой первый год, получив достаточную прибыль, доказав свою жизнеспособность, честно завоевав место под солнцем на украинском рынке прохладительных напитков.
Год назад группа предприимчивых бизнесменов организовала небольшой завод по производству прохладительных напитков. Было закуплено оборудование, арендованы производственные и складские помещения, офис. В компании помимо производственного отдела и бухгалтерии был организован компетентный отдел маркетинга.
Компания «Колибри» начала производство прохладительных безалкогольных напитков трех видов: «Колибри», «Лимонад» и «Крем-cода» в пластиковых бутылках. В течение года компания динамично развивалась. Продукция, благодаря современным технологиям производства и отличному качеству, завоевывала сердца потребителей, прилавки магазинов, киосков, ларьков.
Итоги прошлого года
После юбилея, на общем собрании менеджеров компании «Колибри» обсуждались итоги и проблемы прошедшего года. Весь год менеджмент испытывал трудности в текущей работе. Компанию лихорадило от недостатка оборотных средств. То и дело из-за недобросовестности поставщиков и оптовых покупателей, приходилось искать новые направления реализации продукции и источники сырья. К концу года этот процесс удалось отрегулировать настолько, что были заключены постоянные договора на поставку сырья и реализацию продукции, учитывающие трудности и поставщиков и потребителей, связанные с сезонностью продукции. Зачастую, особенно в жаркие периоды лета, в связи с резким ростом спроса приходилось работать в авральном режиме, чтобы удовлетворить покупателей. В такие моменты резко возрастали затраты на оплату основного персонала, неуправляемо росли накладные расходы. Все это в совокупности приводило к неожиданным «провалам» в денежных средствах. В короткий срок появлялись потребности в кредите. Как правило, со временем все устраивалось: кредит удавалось погасить и выплатить проценты, но ввиду постоянной спешки по поводу того, где бы найти деньги, источник кредитования выбирался далеко не самый лучший. Банки «со скрипом» выдавали кредиты для пополнения оборотных средств. Последний кредит, взятый в сентябре 1997 года, еще не удалось погасить. Он составляет 650,000 грн. при процентной ставке 36% годовых. А ведь по нему ежемесячно приходится платить проценты!
Появление стратегического инвестора
Кульминацией на собрании стало сообщение о том, что компанией заинтересовалась крупная иностранная фирма, желающая инвестировать около 2,5 млн. долларов США в развитие производства. Это дает перспективы стать крупным предприятием и выйти с продукцией на внешний рынок. Такую возможность нельзя упускать. Для начала переговоров инвестора необходимо ознакомить с предприятием, показать перспективы работы на ближайший год и прибыльность компании, разработать бизнес-план, т. е. показать «товар лицом», чтобы инвестор понял, что работает с цивилизованными партнерами.
Кроме того, оказалось, что проблему с получением кредитов можно решить, открыв в банке «East Credit» кредитную линию, позволяющую брать необходимую сумму средств (в пределах «потолка» линии) на требуемое время. Проценты за пользование кредитами будут зависеть от величины «потолка» кредитной линии. Банк берет 20 % годовых при потолке 2000 тыс. грн., 24 % при потолке 3000 тыс. грн. и 28 % при потолке 4000 тыс. грн. Необходимое условие открытия кредитной линии — предоставление банку обоснованного бюджета компании на год, как подтверждения состоятельности и платежеспособности.
В результате на собрании единодушно было принято решение — так больше жить нельзя! Необходимо составить годовой план, детализировав его настолько, чтобы можно было распределить ответственность за его выполнение. По существу надо разработать бюджет компании, в котором спрогнозировать все будущие поступления и расходы денег, оставаясь платежеспособными и прибыльными. Разработанный бюджет будет представлен инвестору, а также в банк «East Credit» для обоснования кредитной линии. Работа по бюджетированию предприятия была возложена на финансового менеджера Виктора Дудку.
С чего начать разработку бюджета?
С чего начать? Вот основной вопрос любого нового дела. Здесь сомнений быть не может — работу надо начать со сбора исходных данных. Понятно, что это наиболее трудоемкая и громоздкая процедура, но все начинается с нее. Поэтому, прежде всего, Виктор потребовал спрогнозировать основные показатели баланса компании на начало планируемого года и ему представили эти данные.
Баланс компании на 1.01.98 года
грн.
Активы:
Оборотные активы:
Денежные средства
50 000
Задолженность бюджета по НДС
100000
Счета дебиторов
900 000
Предоплаченные материалы
100 000
Запасы сырья для «Колибри»
25 000
Запасы сырья для «Лимонад»
50 000
Запасы сырья для «Крем-Сода»
30 000
Запасы сырья всего
105 000
Запасы продукции «Колибри»
32 000
Запасы продукции «Лимонад»
48 000
Запасы продукции «Крем-Сода»
31 000
Запасы готовой продукции
111 000
Всего оборотные активы
1 366 000
Основные средства
Сооружения и оборудование
2 436 000
Накопленная амортизация
(292 000)
Сооружения и оборудования нетто
1 144 000
Итого активы
3 510 000
Обязательства:
Предоплаченная продукция
100 000
Счета к оплате
970 000
Задолженность по зарплате
100 000
Задолженность перед бюджетом:
100 000
по налогу на прибыль
30 000
по автодорожному сбору
10 000
по социальному страхованию
20 000
в пенсионный фонд
5 000
в фонд Чернобыль
5 000
по подоходному налогу
10 000
в фонд занятости
5 000
Прочие
15 000
Банковский кредит
650 000
Акционерный капитал:
Обыкновенные акции, без номинала
600 000
Нераспределенная прибыль
990 000
Всего акционерный капитал
1 590 000
Итого обязательства и капитал
3 510 000
Прогноз продаж
Для того, чтобы оценить поступления денежных средств потребовалась информация о планируемых ежемесячных объемах продаж продукции, а также о ценах на продукцию в динамике по месяцам. Отдел маркетинга предоставил данные по ожидаемому объему реализации и ценам на рынке (без НДС) в течение будущего года.
Прогноз сбыта на 1998 год (бутылок)
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
«Колибри»
280 000
270 000
300 000
600 000
750 000
900 000
«Лимонад»
420 000
430 000
450 000
700 000
800 000
1 000 000
«Крем-сода»
250 000
200 000
290 000
570 000
660 000
730 000
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь 99
900 000
850 000
500 000
320 000
280 000
270 000
280 000
1 000 000
870 000
640 000
450 000
430 000
420 000
410 000
700 000
650 000
550 000
400 000
280 000
250 000
260 000
Прогноз цен на 1998 год (без НДС) гривны
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
«Колибри»
0,95
0,95
0,95
1,10
1,10
1,10
«Лимонад»
0,99
0,99
0,99
1,20
1,20
1,20
«Крем-сода»
1,00
1,00
1,00
1,18
1,18
1,18
продолжение
--PAGE_BREAK--