Реферат по предмету "Мировая экономика"


Основные направления устойчивого развития предприятия в современных условиях на примере ИП ЭПАМ

--PAGE_BREAK--2.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
2.2.1 Анализ объёмов выпуска и реализации продукции


Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: Бухгалтерский баланс; Отчет о прибылях и убытках; Приложения к бухгалтерскому балансу; а также другие формы отчетности финансово-расчетных служб предприятия.

Основные показатели объёмов выпуска и реализации продукции EPAM Systems за 2006-2008 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Основные показатели объёмов выпуска и реализации продукции за 2006-2008 гг. (млн.руб.)

Показатели

Суммы по годам

Изменение

2006

2007

2008

2007/

2006г.

2008/

2007 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг(без налогов)

155290

192337

243233

123,86

126,46

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

117564

140386

169171

119,41

120,50

Валовая прибыль

37 726

51 951

74 062

137,71

142,56

Чистая прибыль

19 224

21 661

30 597

112,68

141,25



В 2008 году выручка от реализации продукции в оптовых ценах (без учета налогов и отчислений) составила 243233 млн. руб., что на 26,5% превышает аналогичный показатель в 2007 году, в 2007 году прирост составил 23,86%. За анализируемый период наблюдалось увеличение темпов роста выручки от реализации.

В течение анализируемого периода наблюдается увеличение чистой прибыли на 41,25% по отношению к 2007 году до значения 30597 млн.руб., прирост предыдущего года составил 12,68%

Тенденция роста показателей эффективности представлена на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 — Изменения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов) за 2006-2008 гг.
Изменение структуры выручки за 2006-2008 года представлено на рисунке 2.2.


Рисунок 2.3 — Структура выручки по предприятию в 2006 и 2008 годах


Выручка состоит из себестоимости продукции и прибыли валовой, которая включает прибыль от реализации продукции, работ, услуг, управленческие расходы и расходы на реализацию. За анализируемый период структура выручки изменилась в сторону увеличения доли прибыли в её составе и уменьшения доли себестоимости. Так, доля прибыли в 2006 году составляла 24% в общей выручке от реализации продукции, работ, услуг, а в 2008 году – 30% в выручке предприятия.

Темпы прироста основных показателей деятельности предприятия представлены на рисунке 2.3.


Рисунок 2.3 — Темпы прироста основных показателей деятельности предприятия за 2006-2008 гг.
На протяжении рассматриваемого периода себестоимость продукции возросла в меньшей степени, чем выручка (за период 2007 себестоимость возросла на 19,4%, за 2008 г. на 20,5%, выручка за 2007 на 23,8%, за 2008 на 26%). Такая тенденция должна привести к росту прибыли от реализации и увеличении роста прибыльности, рентабельности предприятия, что в свою очередь отразилось на росте прибыли предприятия в 2008 году на 42,7%.

Так положительный рост наблюдается по прибыли, что указывает на эффективную работу предприятия по наращиванию объемов реализации продукции. Темпы роста выручки не должны превышать рост объема прибыли, что обеспечит рост рентабельности.
2.2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на один рубль товарной продукции, который определяется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем

На изменение уровня затрат на один рубль продукции оказывает влияние изменение структуры выпущенной продукции, изменение себестоимости отдельных изделий, изменение цент и тарифов на потребленные материальные ресурсы и изменение цен на товарную продукцию.

Количественную величину влияния каждого фактора на изменение уровня затрат на рубль продукции измеряют при помощи способа подстановок.

Проведём факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по компании EPAM Systems.
Таблица 2.2 — Анализ себестоимости товарной продукции

Показатели

Ед. измерения

Суммы по годам

Изменение, +/-

2006

2007

2008

2007/2006

2008/2007

Товарная продукция в действующих ценах

млн. р.

155290

192337

243233

37047,0

50895,9

Себестоимость товарной продукции, работ, услуг в действующих ценах

млн. р.

117564

140386

169171

22822,4

28784,3

Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

0,76

0,73

0,70

-0,03

-0,03

Затраты на 1 руб. товарной продукции равны:
Зр=С/ТП,     (2.1)
где ТП – товарная продукция,

С- себестоимость товарной продукции.
∆Зр=Зро-Зрп, где
Зро – затраты на 1 руб. товарной продукции отчётного года,

Сп – затраты на 1 руб. товарной продукции прошлого года.

Факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по компании EPAM Systems за 2006-2007 гг. представлен ниже:

∆Зр=-0,03 руб.

Зрусл1=140386/155290=0,904 руб.

Зрусл2=0,73 руб.

Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт роста себестоимости товарной продукции:

∆Зр=0,904-0,76=0,144 руб.

Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт роста товарной продукции:

∆Зр=0,73-0,904 =-0,174 руб.

Увязка: -0,03=0,144-0,174

Сделаем вывод: затраты на 1 руб. товарной продукции снизились за 2007 год на 0,03 руб., на их снижение повлияли следующие факторы:

изменение затраты на 1 руб. товарной продукции за счёт роста себестоимости товарной продукции произошло в сторону увеличения на 0,144 руб.

Изменение затраты на 1 руб. товарной продукции за счёт роста товарной продукции произошло в сторону уменьшения на 0,174 руб.

Факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по компании EPAM Systems за 2007-2008 гг. представлен ниже:

∆Зр=-0,03 руб.

Зрусл1=169171/192337=0,88 руб.

Зрусл2=0,70 руб.

Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт роста себестоимости товарной продукции:

∆Зр=0,88-0,73=0,15 руб.

Изменение затраты на 1 руб. товарной продукции за счёт роста товарной продукции:

∆Зр=0,7-0,88 =-0,18 руб.

Увязка: -0,03=0,15-0,18

Сделаем вывод: затраты на 1 руб. товарной продукции снизились за 2008 год на 0,03 руб., на их снижение повлияли следующие факторы:

изменение затраты на 1 руб. товарной продукции за счёт роста себестоимости товарной продукции произошло в сторону увеличения на 0,15 руб.

Изменение затраты на 1 руб. товарной продукции за счёт роста товарной продукции произошло в сторону уменьшения на 0,18 руб.

Далее проведём анализ себестоимости товарной продукции по отдельным элементам и статьям затрат.


--PAGE_BREAK--2.2.4 Анализ устойчивого развития предприятия


2.2.4.1 Анализ производительности труда на предприятии

Проведём факторный анализ производительности труда на предприятии.
Таблица 2.4 — Показатели для анализа производительности труда за 2006-2008 гг.

Показатели

По годам

Абсолютное изменение, +/-

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007/

2006

2008/

2007

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов)

155290

192337

243233

37047,0

50895,9

Численность персонала

1076

1073

1065

-3

-8

Производительность труда

144,3

179,3

228,4

34,9

49,1




Анализ роста производительности труда за период 2006-2007 гг.

Производительность труда = выручка от реализации / численность персонала
ПРтр.00 = 155290/1076 =144,3 млн.руб./чел.

ПРтр.усл1 = 192337/1076 =178,75 млн.руб./чел.

Птр.01 = 192337/1073 =179,25 млн.руб./чел.

Изменение производительности труда за счет роста выручки:

∆ ПРтр.выр. = 178,75-144,3 =34,4 млн.руб./чел.

Изменение производительности труда за счет роста численности персонала:

∆ ПРтр.числ. = 179,25-178,75 = 0,5 млн.руб./чел.

Балансовая увязка: 34,9=34,4+0,5

Производительность труда за период 2006-2007 гг. увеличилась на 34,4 млн.руб./чел., рост произошел за счет значительного роста выручки предприятия. Снижение количества персонала соответственно повлияло на показатель производительности в сторону увеличения на 0,5 млн.руб./чел..

Анализ роста производительности труда за период 2007-2008 гг.
Производительность труда = выручка от реализации / численность персонала
ПРтр.00 = 192337/1073 =179,3 млн.руб./чел.

ПРтр.усл1 = 243233/ 1073 =226,68 млн.руб./чел.

Птр.01 = 243233/1076 =228,4 млн.руб./чел.

Изменение производительности труда за счет роста выручки:

∆ ПРтр.выр. = 226,68-179,3 =47,38 млн.руб./чел.

Изменение производительности труда за счет роста численности персонала:

∆ ПРтр.числ. = 228,4-226,68 = 1,72 млн.руб./чел.

Балансовая увязка: 49,1=47,38+1,72

Производительность труда за период 2007-2008 гг. увеличилась на 49,1 млн.руб./чел., рост произошел за счет значительного роста выручки предприятия. Снижение количества персонала соответственно повлияло на показатель производительности в сторону увеличения на 1,72 млн.руб./чел..
2.2.4.2 Анализ финансового состояния предприятия

Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с позиции их ликвидности.

В активе баланса хозяйственные средства по их функциональной роли в процессе производства сгруппированы в следующих разделах:

Внеоборотные активы, которые включают стоимость находящихся в распоряжении основных средств, нематериальных активов (программные продукты, лицензии, патенты и др.), а также долгосрочные вложения в материальные ценности, прочие внеоборотные активы.

Оборотные активы – это предметы труда, которые используются или потребляются в течение одного операционного цикла, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. К ним относятся запасы и затраты, денежные средства, готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения.

Оценку динамики и структуры статей актива баланса целесообразно проводить в табличной форме (таблица 2.5).

Представим в таблице структуру средств организации EPAM Systems.




--PAGE_BREAK--3. Предложения по повышению эффективности деятельности EPAM Systems

3.1 Организационно-управленческие предложения

Можно выделить следующие основные проблемы в области управления персоналом на предприятии EPAM Systems:

— управленческая стратегия не отвечает современным целям развития предприятий, менеджеры не могут в полной мере использовать потенциал подчиненных;

— понимание роли и места управления персоналом в системе хозяйствования не соответствует действительному объему и характеру поставленных задач. Отсутствие преемственности в работе по управлению персоналом (некоторые существующие формы устарели, новые, адекватные времени и ситуации еще не найдены).

— не отработана технология изучения и внедрения в практику научных разработок в области управления персоналом.

Для их устранения необходимо принимать следующие меры:

а)                 Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации.

б)                Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития предприятия прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.

в)                Применять современное и более эффективное материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.

г)                 Необходимо применять аттестацию работников – комплексную оценку сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности. Это бы позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника;

д)                Основой изменения технологии управления персоналом является изменение организационной структуры управления в связи с современными тенденциями развития и потребностями рыночной экономики.

С изменением прежних условий, постановкой новых целей вызревает необходимость трансформации организационной культуры. Через сформированную новую (с маркетинговой составляющей) организационную культуру трансформируется сознание и качество работы специалистов различных направлений. Трансформация организационной культуры в соответствии с маркетинговой стратегией управления требует глубоких знаний и гибкости. Необходимо учитывать, во-первых, направленность воздействия культуры, ее сдерживающую либо мобилизующую силу при реализации поставленной цели. Например, в организациях с бюрократической культурой часто оказывается сопротивление любой попытке менеджеров нарушить устоявшийся порядок. Во-вторых, глубину и силу воздействия. Итак, в рамках рыночной трансформации экономики в подходах к управлению персоналом требуется достижение глубинной трансформации менталитета субъекта и объекта управления.

Ключевая роль в обновлении организационной культуры и ее использовании в процессе управления персоналом отводится непосредственно руководителям. Но они, прежде всего, сами должны соответствовать изменившимся условиям, улавливать связи между целями предприятия и целями работника, их зависимости друг от друга и от соответствующей прибыли.

В силу ряда обстоятельств организационная структура управления может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации.

Оценить эффективность совершенствования организационной структуры управления предприятием можно лишь на основе итоговых, результативных финансовых показателей деятельности организации, что является объективным фактором для коммерческой организации. Если предприятие является коммерческой структурой и целью его деятельности является получение прибыли, то одним из факторов увеличения прибыльности предприятия является расширение его деятельности.

Итак, определимся, что должно являться основными направлениями деятельности EPAM Systems: обеспечение прибыльности работы предприятия; снижение издержек продукции.

Для того, чтобы определить направления совершенствования структуры управления EPAM Systems необходимо в первую очередь построить «дерево» целей предприятия. Данный шаг поможет выбрать путь, по которому необходимо двигаться с целью совершенствования организационной структуры.


Рисунок 3.1 — «Дерево» целей организации


Итак, основными целями деятельности EPAM Systems являются:

— получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества;

— инновационный путь развития предприятия, что является основой стратегии развития экономики страны до 2010 года.

Для выполнения указанных целей предприятие должно обеспечивать выполнение следующих задач:

— усовершенствовать организационную структуру управления предприятием,

— определить резервы снижения себестоимости товарной продукции.

Политику руководства предприятия в области повышение эффективности и потенциала деятельности организации можно назвать технической, что основано на производственной стратегии предприятия.

Далее, исходя из целей предприятия и выполняемых задач, проведём SWOT-анализ EPAM Systems.

SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков, с которыми сталкивается организация или продукт.

Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на некоторые из них можно повлиять или изменить их. Возможности и риски — это внешние факторы, которые часто изменить невозможно.

Выполнив SWOT-анализ, можно подумать, как воспользоваться выявленными сильными сторонами или уменьшить влияние слабых сторон организации.

Минимизация влияния отрицательных факторов, и наоборот, меры со стороны EPAM Systems по усилению влияния положительных факторов, способствуют повышению эффективности бизнеса, минимизации возможных угроз рынка и изменения маркетинговой среды.




Таблица 3.1 — Матрица анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ)

факторы

— Квалифицированный

менеджмент

— Концепция и значимость

деятельности предприятия

— Имидж и позиционирования EPAM Systems

— Низкая взаимосвязь и взаимопонимание между службами и отделами

— Дефицит управленческого персонала

— Максимальная загрузка высших уровней управления



сильные

слабые



факторы



возможности

угрозы



— Снижение издержек на реализацию услуг

— Расширение рынков реализации продукции

— Совершенствование технологии управления персоналом

— Увеличение цен на энергоносители

-Нестабильность внешнеэкономической политики государства



Сильные стороны – это преимущества EPAM Systems, слабые стороны – недостатки организации. Совершенствование организационной структуры – это превращение слабых сторон в сильные, то есть рациональная деятельность в данном направлении может привести к:

— более высокой взаимосвязи между службами и отделами EPAM Systems;

— рациональному насыщению управленческим персоналом высших уровней управления;

— разгрузка высших уровней управления путём делегирования некоторых полномочий на вновь созданное структурное подразделение.

С целью повышения уровня управления персоналом, для разработки современной организационной структуры, соответствующей целям организации, необходимо знать основные приоритеты развития EPAM Systemsна 2008 год. Выбраны следующие приоритеты развития предприятия:

а)            Расширение рынков сбыта продукции.

б)           Совершенствование технологии управления персоналом.

Итак, в результате анализа целей предприятия, его сильных и слабых сторон и приоритетов развития, можно прийти к выводу, что необходима реорганизация организационной структуры управления с целью развития технологии управления персоналом EPAM Systems путём создания матричного департамента. Основываясь на анализе существующей организационной структуры и в целях дальнейшего совершенствования можно сделать некоторые обобщающие рекомендации:

а)            Необходимо увеличить количество взаимосвязей между отдельными направлениями деятельности организации.

б)           Необходимо перераспределить функции организации отдельных работ по направлению деятельности, а не по принадлежности объектов той или иной службе.

Создание отдела требует организационных затрат и дополнительных затрат на заработную плату, что приведёт к увеличению общехозяйственных издержек предприятия.

Задача ставится следующая: создать департамент с минимальными затратами на его функционирование, но вместе с тем, чтобы он смог разгрузить другие управления и отделы. Данный отдел будет являться техническим, и основная его функция будет заключаться в объединении усилий линейно независимых друг от друга отделов с целью координации действий по достижению общей цели организации.

Основной задачей технического отдела является проведение стратегической технической политики, направленной на совершенствование производственной деятельности предприятия, достижение высокого технико-экономического уровня проектных решений, повышение производительности труда, улучшение качества проектной документации, соответствие принятых технологий, технических решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники. При этом основные функции отдела:

— определение производственной политики и направления технического развития предприятия;

— разработка проектов перспективных планов;

— разработка и руководство в проведении мероприятий по реконструкции производства;

— поиск и внедрение технических новшеств, научных открытий и новинок рынка, передового опыта, способствующих улучшению технологии, организации производства и росту производительности труда;

— организация взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, организациями.

Построим схему матричного отдела, предлагаемого к созданию на предприятии EPAM Systems и представим на рисунке 3.2.


Рисунок 3.2 – Матричная организационная структура предприятия EPAM Systems
Технический отдел напрямую подчиняется генеральному директору предприятия. Отдел обеспечивает горизонтальные связи между следующими департаментами:

-производства,

— маркетинга,

— экономики и бухгалтерского учёта.

Создание департамента как части матричной структуры управления потребует не только материальных, но и временных затрат. Для обеспечения работы в рамках матричной структуры требуется провести изменения в производственной структуре; создать специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей функционирования отдела.

Очевидно, что данные недостатки матричной структуры управления основаны на некомпетентности и непрофессиональности менеджеров высшего звена. При правильной организации матричной структуры, основываясь на опыте других крупных организаций, при наличии целеустремлённых и способных менеджеров можно создать современный и эффективный отдел.

Кроме создания производственно-технического отдела рекомендациями для совершенствования технологии управления персоналом EPAM Systems являются следующие направления:

а)            Ввести единую информационную базу на каждого специалиста с целью дальнейшей оценки роста, контроля за уровнем решаемых задач, анализ способностей и выявление потенциала в различных по роду выполнения работах (исполнение, организация, координация, аналитическое решение, внедрение новых идей). Начать работу по воспитанию следующего поколения менеджеров.

б)           Выполнить анализ деятельности менеджеров отдельных направлений на соответствие (или не соответствие) результатов деятельности стратегическим целям и задачам организации. Т.е. рассматривать деятельность менеджера не в рамках отдельного направления, а в целом по предприятию. Основной задачей при этом установить – повышает ли деятельность отдельного менеджера отдельного направления эффективность работы всего предприятия (получение прибыли, сокращение издержек или др.).

Необходимо отметить, что только высокий уровень организации аппарата управления является гарантом повышения эффективности технологии управления предприятием.
3.2 Экономические предложения повышения эффективности деятельности предприятия

Основными предложениями по повышению эффективности работы EPAM Systems в современных условиях являются:

а)                 Перевод разработки программного обеспечения из Венгрии в Республику Беларусь, что не повлечёт за собой закрытие предприятия в Венгрии, а повлечёт лишь перенос центра разработки, а в Республике Беларусь — загрузке производственных мощностей на 100%. Данное предложение основано на том, что стоимость человеко-часа в Республике Беларусь значительно ниже, чем в Венгрии, порядка в 1,5 раза.

б)                В условиях кризиса в целях снижения себестоимости товарной продукции предлагается провести снижение заработной платы сотрудников, так как средняя заработная плата на предприятии 700 у.е., в то время как в целом по Республике Беларусь средняя заработная плата по состоянию на 1 марта 2009 года составила 370 у.е. Предполагается, что снижение заработной платы на 10% не повлечёт за собой массовые увольнения, но повлечёт снижение себестоимости товарной продукции на 6%.

в)                Крайним предложением является сокращение сотрудников предприятия с целью минимизации затрат на оплату труда и повышения эффективности труда.

Для предприятия EPAM Systems как межнациональной корпорации основным направлением повышения эффективности деятельности на мировых рынках, особенно в свете современного финансово-экономического кризиса является реорганизация производства в Венгрии и перенос его в Республику Беларусь.

Компания EPAM Systems приняла решение о полном переносе производства компьютерных систем для заказчиков, находящихся в регионе Юго-Восточная Европа, из Венгрии на заводы компании EPAM Systems в Минске, а также на производственные мощности предприятий-партнеров. Перенос производства необходимо осуществлять поэтапно в течение 2009-2010 гг., при этом компания EPAM Systems должна рассчитывать упростить операционную структуру, поднять производительность, снизить себестоимость и в конечном итоге добиться даже более высокой, чем раньше, степени удовлетворенности своих клиентов.

Перенос производства – часть общей инициативы по снижению расходов за счет глобального пересмотра каналов поставок компании. Масштабность замысла может отражать выделенный на его реализацию бюджет. Предполагаемый бюджет при предварительных подсчётах оценивается в 30 млн. долл. (табл. 3.2).
Таблица 3.2 — Предполагаемый бюджет переноса предприятия

Инвестиционные затраты

Сумма, млн.долл. США

Основные средства

12,60

Здания и сооружения

2,60

Каналы связи

2,70

Офисная техника

6,30

Инвентарь

1,00

Нематериальные активы

(нематериальный капитал)

17,50

Организационные расходы

12,50

Развитие человеческого капитала

1,50

Прочие расходы

3,50

Всего инвестиций

30,10



Таким образом, после 18 лет работы EPAM Systems свернет производство в Венгрии, что будет сопровождаться увольнением значительного количества сотрудников. Начало сокращений придется на 2009 год, а всего к 2010 г. будет упразднено 1900 рабочих мест. В то же время компания EPAM Systems должна пообещать увольняемым солидное выходное пособие и помощь в дальнейшем трудоустройстве.

Сегодня проведено много исследований по поводу эффективности переноса производства в другую страну. Большинству компаний, решившим перенести производство в другие страны, не удалось существенно уменьшить свои расходы. Ни одна компания, желающая создавать новые рабочие места, не может игнорировать тот факт, что на рынках Западной Европы в обозримом будущем возможен лишь умеренный рост, в то время как рынки Восточной Европы, Индии или Китая открывают новые возможности. Перенос производства в другие страны не всегда является панацеей. По общемировым данным около половины предприятий, перенесших производство за границу, за прошедшие три года смогли сэкономить таким образом лишь 10% от расходов. Только 9% компаний смогли достичь уровня экономии средств в 30% и более. Многие компании недооценивают расходы, связанные с переносом производства в другую страну. Часто при планировании занижалась стоимость управления производством на месте, а также не принимались в расчет затраты на поставку материалов и отгрузку товара. Просто перевести производственные станки в другую страну и сделать ставку на дешевую рабочую силу недостаточно. Экономия за счет низкого уровня заработной платы часто компенсируется за счет увеличения однократных затрат.

Однако в нашем случае у компании EPAM Systems хорошо налажена система производства в различных регионах и перенос производства не будет иметь больших однократных затрат, так как производство будет организовано не с начала, а будут загружаться производственные мощности предприятия в Республике Беларусь.

Приведём технико-экономическое обоснование разработки программного обеспечения EPAM Systems в Республике Беларусь и филиала EPAM Systems в Венгрии. Произведём расчет экономического эффекта по сравнению с существующими зарубежными аналогами, путем расчета экономии текущих затрат.

Объем ПС определяется путем подбора аналогов на основании классификации типов ПС, каталога функции ПС и аналогов ПС в разрезе функций, которые постоянно обновляются и утверждаются в установленном порядке. На основании информации о функциях разрабатываемого ПС по каталогу функций определяется объем функций. Исходя из данных представленных в таблице 3.3, общий объем ПС рассчитывается по формуле:
       (3.1)
где V— общий объем ПС:

Vi— объем функций ПС:

n— общее число функцией.
Таблица 3.3 — Характеристика функций и их объем


Исходные данные для дальнейших расчетов представлены в таблице 3.4.


Таблица 3.4 — Исходные данные для расчета


На основании общего объема ПС определяется нормативная трудоемкость Тн. Нормативная трудоемкость устанавливается с учетом сложности ПС. Группа сложности разрабатываемого модуля — 2. С’ учетом количества строк кода нормативная трудоёмкость составляет Тн =273 человеко-дней.

С учетом установленного коэффициента, учитывающий сложность ПС, в нашем случае данный коэффициент составляет К =0,08.

Трудоёмкость ПС рассчитывается по следующей формуле:
       (3.2)
где Т— общая трудоемкость ПС;

Тн — нормативная трудоемкость ПС.

Т= 273 • (1+0,08) = 295 (человеко-дней).

Трудоемкость ПС по стадням определяется по следующей формуле (3.3):
      (3.3)
где Тст— трудоемкость разработки ПС на i-ой стадии;

dст— удельный вес трудоемкости i-ой стадии разработки ПС в общей трудоемкости разработки ПС;

Кн— поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС;

К — поправочный коэффициент учитывающий степень использования типовых программ и ПС.

Уточненная трудоемкость рассчитывается по формуле (3.4):
       (3.4)
Результаты расчетов представлены в таблице 3.5.

На основании уточненной трудоемкости разработки ПС и установленного периода разработки рассчитывается плановая численность разработчиков по формуле (3.5):
     (3.5)
где Чр— плановая численность разработчиков (чел.);

Трд— плановая продолжительность разработки ПС (лет);

Фэф— годовой эффективный фонд времени работы одного работника (дней).


Таблица 3.5 — Расчет уточненной трудоемкости ПС по стадиям


Эффективный фонд времени одного работника (Фэф) работы рассчитывается по формуле (3.6):
      (3.6)
где Дг— количество дней в году;

Дп— количество праздничных дней в году;

Дв— количество выходных дней в году;

До— количество дней отпуска.

Фэ= 365-6- 104-24 = 231 дня.

Чр= 204/(0,5. 231) = 1,77= 2 человека.

Основная заработная плата исполнителей рассчитывается по формуле

(3.7):

     (3.7)




где n— количество исполнителей;

Ч — количество исполнителей, чел.;

Тд — дневная заработная плата i-го исполнителя (руб.);

К — коэффициент премирования.

Расчёт основной заработной платы исполнителей приведен в таблице 3.6.
Таблица 3.6 — Расчёт основной заработной платы исполнителей


Дополнительная заработная плата (Зд) определяется по нормативу в процентах к основной заработной плате по формуле (3.8):
      (3.8)
где Нзд— норматив дополнительной заработной платы, Нзд= 15%.

З д =4769856 15/100=715478 руб.

Отчисления в фонд социальной защиты населения и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний(Зст) рассчитываются следующим образом по формуле (3.9):


     (3.9)
где Нзсз– норматив отчислений в фонд социальной защиты населения и обязательное страхование, Нзсз= 35%.

Расходы на материалы определяются на основе нормы расхода на 100 машинных команд с учетом коэффициента снижения среднего расхода материалов на разработку и отладку 100 строк кода по формуле (3.10):
     (3.10)
где Нм— норма расхода материалов в расчете на 100 команд конкретного ПС, Нм = 380 руб.I100 строк кода.

V— общий объем ПС.

М = 3809680/ 100 = 36784 рублей

Расходы па оплату машинного времени (Рм) определяются по формуле (3.11):

     (3.11)
где Цм — цена одного машино-часа (1200 руб.);

— общий объем ПС;

Нмв — норматив расхода машинного времени на отладку 100 машинных команд (12 машино-часов).

Рм. = 1 200 • (9680 / 100) •12 = 1 393 920 рублей.

Прочие расходы (Пзвключают затраты на приобретение и подготовку специальной научно-технической литературы. Прочие затраты определяются по формуле (3.12):

     (3.12)
где Нпз— норматив прочих затрат, Нп= 20%.

Пз = 4 769 856 • 20 / 100 = 953 971 рублей

Общая сумма расходов по всем статьям сметы (Ср) находится по формуле (3.13):
     (3.13)
Ср=4769856 + 715 478 + 1 919 867 + 36784 + 1 393 920 + 953 971 + +3577392 = 13367269 руб.

Рентабельность и прибыль по создаваемому ПС определяются исходя из результатов анализа рыночных условий, переговоров с заказчиком (потребителем) и согласования с ним отпускной цены.

На основании маркетинговых исследований и реализации подобных продуктов для данного продукта была установлена отпускная цена в размере 20000000 руб.

Себестоимость в Венгрии данного продукта из-за более высокой заработной платы персонала составляет 17000000 руб.

Следовательно, рентабельность продукта в Республике Беларусь составляет:

РРБ= (20000000-13367269)/20000000 100%=33,16%

рентабельность продукта в Венгрии составляет:

РВен= (20000000-17000000)/20000000*100%=15%

Разность между прибылью, получаемой от производства ПС в Республике Беларусь и в Венгрии составит экономический эффект.

ЭЭ=20000000*33,16%-20000000*15%=3632000 руб.

Проведём расчет эффективности переноса центра разработки из Венгрии в Республику Беларусь.

По предварительным подсчётам инвестиционные затраты составят 30,1 млн. долл.

Предполагается, что объём производства на предприятии EPAM Systems в Республике Беларусь после переноса производства вырастет в 2 раза. Причём себестоимость товарной продукции производства в Венгрии при переносе в Республику Беларусь снизится за счёт снижения стоимости человеко-часа, то есть за счёт снижения затрат на оплату труда.

Таким образом, известно, что в Венгрии себестоимость товарной продукции составляет на сегодняшний момент составляет 75 млн. долл. Затраты на оплату труда составляют 60% в общей себестоимости товарной продукции, из чего можно рассчитать экономический эффект от внедрения данного мероприятия.
Ээ=С*(УВ-УРБ),      (3.14)
Где УВ— удельный вес заработной платы в Венгрии.

УРБ— удельный вес заработной платы в Республике Беларусь.

Ээ=75*(0,6-0,47)=9,75 млн.долл. в год

Необходимо отметить, что снижение себестоимости товарной продукции увеличит общую прибыль предприятия при сохранении прежних цен на продукцию, то есть экономический эффект будет являться дополнительной прибылью.

Общие инвестиционные затраты по EPAM Systems представляют собой инвестиции в капитальные и человеческие ресурсы.

Поток чистого дохода по проекту EPAM Systems включает все поступления наличности, остающиеся в распоряжении собственника предприятия. Элементами дохода являются поступления в виде чистой прибыли.

Чистый денежный поток (поток чистого дохода) по проекту представляет собой ряд последовательных притоков чистого дохода за расчетный период. Составляющие чистого дохода являются чистая прибыль.

Проведём расчёт чистой прибыли на 2009-2012 года по годам реализации проекта (таблица 3.7).
Таблица 3.7 — Поток чистого дохода по проекту (млн. дол.)

Составляющие чистого потока

По кварталам расчёта (нарастающим итогом)

Всего

2009

2010

2011

2012

Чистая прибыль

9,75

9,75

9,75

9,75

39

Итого чистый доход

9,75

9,75

9,75

9,75

39



Рассчитаем эффективность проекта.

Показатели финансовой эффективности характеризуют выгоду собственника проекта, которую обеспечит ускоренный темп роста активов в бизнесе по сравнению с барьерной ставкой.

Финансовая эффективность проекта оценивается системой однородных показателей. Эти показатели позволяют с различных сторон охарактеризовать относительную и абсолютную выгоду бизнеса. Каждый из показателей выполняет две функции:

– позволяет судить, эффективен ли бизнес;

– дает специфическую характеристику проекта в зависимости от экономической конъюнктуры.

Система включает следующие показатели:

NPV (Net Present Value) – чистая дисконтированная стоимость;

RIRR(ReinvestmentInternalRateofReturn) – реинвестиционная внутренняя норма рентабельности (вспомогательный показатель);

IRR (Internal Rate of Return) – внутренняянормарентабельности;

РВР (Pay Back Period) – динамичный период возврата.

Чистая дисконтированная стоимость (NPV) представляет собой стоимость нематериальных активов, созданную за счет предпринимательских способностей инвесторов. NPV может рассматриваться как экономия инвестиционных ресурсов, обеспечиваемая повышенными темпами роста активов по проекту в сравнении с барьерной ставкой. Проект считается эффективным, если NPV³0.

Чистая дисконтированная стоимость определяется как разность запаса доходов (накопленного дохода) по проекту, приведенному на начало расчетного периода, и запаса инвестиций (накопленных инвестиций) по проекту, также приведенному на начало расчетного периода по нескольким эквивалентным формулам.
,     (3.15)
где PVPr – запас (масса) доходов проекта, приведенный к началу расчетного периода;

PVI– запас (масса) инвестиций проекта, приведенный на начало расчетного периода.

Развернутая формула принимает вид
,      (3.16)
где t– текущий год;

Т – расчетный период, включающий время строительства объекта и время его эксплуатации;

Рrt– доход текущего года (Profit);

It– инвестиции текущего года (Investment);

Ек – норма дисконта (барьерная ставка прибыли).


αt= (1+Ек) –t,            (3.17)
где αt– коэффициент дисконтирования текущего года, позволяющий привести доход или инвестиции текущего года на начало расчетного периода.

Реинвестиционная внутренняя норма рентабельности (RIRR) характеризует среднегеометрическую норму прибыли (среднегеометрическую рентабельность) бизнеса. Проект эффективный, если RIRR³Ек.

Предполагается, что полученные доходы по проекту реинвестируются (повторно направляются в бизнес) и на них мы получаем прибыль на уровне барьерной ставки. Реинвестиционная внутренняя норма рентабельности усредняет норму прибыли проекта и норму прибыли, полученную на доходы проекта, повторно направленные в бизнес. Она определяется по формуле
,     (3.18)
где FVPr– запас доходов по проекту, приведенных на конец расчетного периода;

α(Т) – коэффициент дисконтирования на последний год расчетного периода.

Во второй части формулы использован коэффициент дисконтирования за расчетный период для пересчета дисконтированного запаса дохода в будущий (капитализированный) запас дохода FVP= PVI/ α(Т).

Внутренняя норма рентабельности (IRR) представляет собой специфический вид рентабельности активов инвестиционного проекта. Прибыль по проекту получается не сразу, а только после создания (строительства) объекта бизнеса, причем по годам она существенно меняется. Стоимость активов уменьшается из-за их износа. Вследствие этого нельзя говорить о стабильной годовой рентабельности инвестиций. Поэтому в качестве рентабельности активов инвестиционного проекта принята среднегеометрическая величина нормы прибыли за расчетный период. Внутренняя норма рентабельности характеризует среднегеометрическую за расчетный период норму прибыли на инвестиции по проекту. Инвестиции эффективны, если IRR ³Ек.

Внутренняя норма рентабельности находится по формуле
IRR* ≈ 2RIRR – Ek .      (3.19)
Внутренняя норма рентабельности точно находится итеративным методом (методом последовательного приближения) исходя из условия, что при равенстве нормы дисконта и внутренней нормы рентабельности запас доходов (накопленного дохода) проекта, приведенный к началу расчетного периода, и запас инвестиций (накопленных инвестиций) проекта, приведенных на начало расчетного периода, равны. В этом случае чистая дисконтированная стоимость равна нулю и, соответственно, можно использовать соотношение
.     (3.20)
Для точного расчета внутренней нормы рентабельности в формулу или расчетную таблицу NPV подставляется грубое значение показателя IRRв качестве нормы дисконта и рассчитывается новое значение чистой дисконтированной стоимости. Если оно окажется больше 0, приблизительное значение IRRувеличивают на 0,01–0,02 (можно увеличение производить методом простой интерполяции). Затем вновь рассчитывается NPV, и процесс продолжается до получения нулевого значения.

При отрицательном значении чистой дисконтированной стоимости приблизительное значение IRRуменьшают на 0,01–0,02. Затем вновь рассчитывается NPV и процесс продолжается до получения нулевого значения.

Динамичный период возврата (динамичный срок окупаемости) инвестиций (РВР) характеризует временной отрезок, в течение которого инвестиции вместе с платой за их использование на уровне барьерной ставки будут возвращены за счет чистого дохода. Инвестиции эффективны, если РВР £Т.

Динамичный период возврата инвестиций определяется из соотношения
.   (3.21)
Для решения соотношения из суммы дисконтированных инвестиций последовательно вычитаются дисконтированные годовые доходы. Год, в котором разность окажется нулевой, есть искомый динамичный период возврата инвестиций. Динамичный период возврата инвестиций может быть дробным.

Расчет показателей финансовой эффективности проекта для обсуждения производится на предварительной стадии инвестиционной деятельности, когда еще не известны условия кредитования проекта банком. Поэтому показатели эффективности не учитывают мультипликацию эффективности собственных инвестиций инициаторов проекта, обусловленную условиями кредита.

Расчет показателей финансовой эффективности проекта удобно вести в форме таблицы, расчёты проведены в таблице 3.8.



--PAGE_BREAK--3.3 Печатная плата процессорного блока системы управления оповещением и эвакуацией

В данном разделе дипломного проекта рассматривается процесс разработки и изготовления печатной платы процессорного блока системы противопожарной безопасности комплекса управления оповещением и эвакуацией.

Печатная плата (ПП) – изоляционное основание с нанесенными на егоповерхность плоскими печатными проводниками, монтажом или печатной схемой.

Конструирование печатных плат осуществляют ручным, полуавтоматизированным и автоматизированным методами.

При ручном методе конструирования размещение элементов на печатной плате и трассировку печатных проводников осуществляет непосредственно конструктор. При использовании данного метода рекомендуется следующий порядок организации работы. Принципиальная электрическая схема разбивается на функционально связанные группы, и производится размещение навесных элементов в каждой группе. Группа элементов, имеющая наибольшее количество внешних связей, размещается вблизи разъема. Группа элементов, имеющая наибольшее количество связей с уже размещенной группой навесных элементов, размещается рядом и т. д. При необходимости производится корректировка в размещении отдельных навесных элементов или допустимая замена адресов связей.

При размещении элементов на поверхности печатной платы в ряде случаев необходимо учитывать ещё ряд ограничений: размещение массивных элементов на поверхности платы при предполагаемой эксплуатации изделия в условиях механических воздействий; взаимное размещение тепловыделяющих элементов и элементов, параметры которых могут изменяться при изменении температуры в широком диапазоне; взаимное размещение элементов для предотвращения возникновения паразитной связи между ними и т.д. Все эти обстоятельства должны учитываться конструктором на возможно ранней стадии проектирования для исключения переделок при наладке или испытаниях изделия.

Полуавтоматизированный метод конструирования предусматривает, например, размещение навесных элементов с помощью ЭВМ при ручной трассировке печатных проводников. Метод обеспечивает ускорение процесса проектирования.

Автоматизированный метод конструирования предусматривает кодирование исходных данных, размещение навесных элементов и трассировку печатных проводников с использованием ЭВМ.

Проектирование топологии проводящего рисунка печатной платы выполняется средствами интегрированной САПР PCAD версий 4.5 или 8.5 Результатом этого этапа является интегральный образ печатной платы, который может непосредственно использоваться в «безбумажном» производстве узла, но как конструктивный документ не соответствует требованиям ЕСКД.

Довести результат проектирования до состояния конструкторского документа можно, выполнив следующую стадию проекта. Переход к этой стадии требует конверсии данных из формата «электронной» САПР PCAD в формат «конструкторской» САПР AutoCAD. Конвертированный образ печатного узла подвергается обработке, в результате которой создаются рабочие конструкторские документы в соответствии с требованиями ЕСКД.

Рекомендуется следующий порядок конструирования плат:

-                   изучение технического задания на изделие, в состав которого входит печатная плата;

-                   определение условий эксплуатации и группы жесткости;

-                   выбор типа и класса точности;

-                   выбор размеров и конфигурации;

-                   выбор материала основания;

-                   выбор конструктивного покрытия;

-                   размещение навесных элементов и трассировка печатных проводников;

-                   выбор метода маркировки и ее расположения;

-                   разработка конструкторской документации.

Условия эксплуатации, хранения и транспортирования определяют на основании требований ТЗ на изделие, в состав которого входит печатная плата.

В зависимости от условий эксплуатации в соответствии с ГОСТ 23752-79 определяют группу жесткости, предъявляющую соответствующие требования к конструкции печатной платы, к используемому материалу основания и необходимости применения дополнительной защиты от климатических, механических и других видов воздействий. Эти требования записывают в технических требованиях на поле чертежа печатной платы.

Конструктивные покрытия необходимы для обеспечения стабильности электрических, механических и других параметров ПП. Покрытия могут быть металлические и неметаллические (таблица 3.9).
Таблица 3.9 – Конструктивные покрытия



Неметаллические конструктивные покрытия используются для защиты:

— печатных проводников и поверхности основания печатной платы от воздействия припоя;

— элементов проводящего рисунка от замыкании навесными элементами;

— от влаги при эксплуатации.

Используемые диэлектрические покрытия: эпоксидные смолы, эмали, оксидные пленки.

Количество типоразмеров любых отверстий на печатной плате следует ограничивать. Рекомендуется применять не более трех типоразмеров монтажных и переходных отверстий.

Центры отверстий располагают в узлах координатной сетки. Основным шагом координатной сетки принят размер 9,5 мм. Центры монтажных отверстий под неформуемые выводы многовыводных элементов, межцентровые расстояния которых не кратны шагу координатной сетки, следует располагать так, чтобы в узле координатной сетки находился центр по крайней мере одного из монтажных отверстий, а центры отверстий под остальные выводы располагались в соответствии с требованиями конструкций устанавливаемых элементов с указанием необходимых размеров (рисунок 3.4).


Рисунок 3.4 — Расположение центров отверстий на координатной сетке ПП
Неметаллизированные монтажные отверстия следует располагать в зоне контактной площадки или, в необходимых случаях, — рядом с ней.

Диаметр монтажного отверстия выбирают в пределах 0,4...3,0 мм, и его конкретное значение зависит от диаметра вывода навесного элемента.

Слой металла на поверхности печатной платы, сформированный в определенном месте, может выполнять функцию экрана между элементами устройства. Этот слой металла может занимать большую площадь платы, и при групповой пайке, например, волной припоя, возможно газовыделение из диэлектрика и отслаивание слоя металлизации. Чтобы исключить этот негативный эффект, экраны выполняют с вырезами, равномерно распределенными по площади экрана (рисунок 3.5). Обычно площадь вырезов должна составлять не менее 50 % от общей площади экрана.


Рисунок 3.5 — Печатный экран с вырезами


Маркировка, наносимая на печатную плату, подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка наносится обязательно и должна содержать:

-                   обозначение печатной платы или ее условный шифр;

-                   порядковый номер изменения чертежа, относящийся только к изменению проводящего рисунка;

-                   буквенно-цифровые обозначение в слоях МПП.

Дополнительная маркировка наносится при необходимости и может содержать:

-                   порядковый или заводской номер ПП или партии ПП;

-                   позиционное обозначение навесных элементов;

-                   цифровое обозначение первого вывода навесного элемента, точек контроля;

-                   обозначение положительного вывода полярного элемента (знак «+»).

Основная маркировка может выполняться способом, которым выполняется проводящий рисунок.

Дополнительная маркировка обычно выполняется краской.

По точности выполнения печатных элементов конструкции (проводников, контактных площадок и пр.) ПП делят на пять классов (таблица 3.10).




Таблица 3.10 –Наименьшие номинальные значения основных размеров элементов печатного монтажа для узкого места в зависимости от класса точности



1-й и 2-й классы ПП применяют в случае малой насыщенности поверхности ПП дискретными элементами и микросхемами малой степени интеграции. 3-й класс ПП используется для микросхем со штыревыми и планарными выводами при средней и высокой насыщенности поверхности ПП элементами. 4-й класс ПП применяется при высокой насыщенности поверхности ПП микросхемами с выводами и без них, 5-й класс ПП — при очень высокой насыщенности поверхности ПП элементами с выводами и без них.

Ширину печатных проводников рассчитывают и выбирают в зависимости от допустимой токовой нагрузки, свойств токопроводящего материала, температуры окружающей среды при эксплуатации. Края проводников должны быть ровными, проводники — без вздутий, отслоений, разрывов, пор, крупнозернистости и трещин, так как эти дефекты влияют на сопротивление и др.

Расстояние между элементами проводящего ресурса (например между проводниками) зависит от допустимого рабочего напряжения, свойств диэлектрика, условии эксплуатации и связана с помехоустойчивостью, искажением сигналов и короткими замыканиями.

Координатная сетка чертежа ПП необходима для координации элементов печатного рисунка (рисунок 3.6).



Рисунок 3.6 — Координатная сетка чертежа печатной платы
В узлах пересечений сетки располагаются монтажные и переходные отверстия. Основным шагом координатной сетки принят размер 2,5 ммв обоих направлениях. Если этот шаг не удовлетворяет требованиям*конкретной конструкции, можно применять шаг, равный 1.25 мм. При использовании МС и элементов с шагом выводов 0,625 ммдопускается применение шага координатной сетки 0,625 мм. В случае необходимости применения координатной сетки с шагом, отличным от основных, предпочтительным является шаг, кратный основным шагам координатной сетки. При использовании микросхем зарубежного производства с расстояниями между выводами по дюймовой системе допускается использование шага координатной сетки, кратного 2,54 мм.

Диаметры монтажных и переходных отверстий должны соответствовать ГОСТ 10317-79 и выбираться из ряда 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0; 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,5; 1,6; 1,7; 1,8; 2,0; 2,1; 2,2; 2,3; 2,4; 2,5; 2,6; 2,7; 2,8; 3,0 мм.

Монтажные отверстия предназначены для установки МС и ЭРЭ, а переходные отверстия — для электрической связи между слоями или сторонами ПП. Размеры ПП, если они специально не оговорены в ТЗ, определяются с учетом количества устанавливаемых элементов, их установочных площадей, шага установки, зон установки разъема и пр. Линейные размеры ПП рекомендуется выбирать по ГОСТу (таблица 3.11). Соотношение линейных размеров сторон ПП должно составлять не более 3:1.




Таблица 3.11 – Линейные размеры печатных плат

Ширина, мм

Длина, мм

Ширина, мм

Длина, мм

 
1

2

3

4

 
20

30

90

90

 


40



120

 
30

40



150

170

 
40

60





 
45

75

100

120

 


80



130

 
50

60

80

110

150

170

 


100

150



120

120

140



 
60

60

80

90

100

140



150



160

130

200

75

75

90

140

150

200



170

150

150,170,180,200

80

130

160

170,200



140

170

180,200,280

200

360



Рассмотрим технологию изготовления данной платы. При изготовлении данной двусторонней печатной платы процессорного блока используется метод фотопечати с последующим травлением, т.е. фотохимический метод. Отверстия в плате металлизируются электрохимическим методом. Таким образом, при изготовлении печатной платы используется фотохимический и электрохимический способы, поэтому метод изготовления называется комбинированным.

Использован позитивный вариант этого метода, заключающийся в том, что экспонирование рисунка схемы производится с фотопозитива. После экспонирования производится сверление и металлизация отверстий. Затем рисунок схемы и металлический слой в отверстиях защищаются слоем гальванического серебра, после чего производится травление незащищенной меди.

Технологическая схема процесса изготовления печатной платы комбинированным позитивным методом состоит из следующих операций:

1)                изготовление фотошаблонов и подготовка информации;

а)                 подготовка информации;

-                     разработка принципиальной схемы;

-                     трассировка;

-                     доработка файлов.

б)                изготовление фотошаблонов.

2)                резка заготовок;

3)                изготовление базовых отверстий;

4)                ламинирование;

5)                экспонирование;

а)                 размещение фотошаблона;

б)                экспонирование фоторезиста.

6)                химическая обработка;

а)                 проявление;

б)                травление;

в)                удаление резиста.

7)                прессование;

8)                сверление отверстий;

9)                металлизация отверстий;

10)            химическая обработка;

а)                 нанесение резиста;

б)                электролитическое нанесение меди;

в)                оловянно свинцовое покрытие;

г)                 удаление резиста;

д)                травление меди;

е)                 удаление припоя.

11)            нанесение защитного покрытия

Рассмотрим более детально некоторые из этапов.

Заготовка из фольгированного стеклотекстолита или гетинакса покрывается слоем фоторезиста. Фоторезист – это высокомолекулярное соединение, которое изменяет свои свойства под действием ультрафиолетового излучения.

С одной стороны, смещение спектральной чувствительности в коротковолновую область спектра – это положительный момент, так как позволяет обходиться без темного помещения и работать при свете обычных ламп накаливания. С другой стороны, чувствительность к ультрафиолетовым лучам вызывает необходимость использования ртутных ламп в кварцевом баллоне, которые мене удобны в эксплуатации, чем обычные.

Под действием излучения происходит фотополимеризация слоя, в результате которой пропадает растворимость в обычных растворителях, поэтому после проявления на освещенных участках поверхности образуется защитный рельеф, а на затемненных – слой фоторезиста остается без изменения и в дальнейшем вымывается.

Экспонирование фоторезистов, нанесенных на поверхность фольгированного диэлектрика, производится через фотошаблон, в котором система прозрачных и непрозрачных участков образует требуемый рисунок проводников и контактных площадок. При последующем проявлении удаляется часть фоторезиста и образуется защитный рельеф, с рисунком и размерами, определяемыми фотошаблоном. При этом методе защитный слой фоторезиста сохраняется на пробельных участках, а проводники и контактные площадки остаются открытыми. Поскольку фотошаблон при подобном процессе соответствует позитивному изображению печатной платы (темные проводники на светлом фоне), то и сам метод называют позитивным.

После проявления рисунка схемы плату покрывают слоем лака для защиты от механических повреждений и направляют на сверление отверстий. Эта операция нарушает непрерывность процесса, так как сушка и задубливание лака занимают несколько часов. Затем сверлят переходные и монтажные отверстия и производят их химическое меднение. Далее следует удаление защитного слоя и гальваническое осаждение меди на проводники, контактные площадки и в отверстия.

При электролитическом наращивании соединение с катодом осуществляется сплошным слоем медной фольги, покрывающим диэлектрик. Этот слой защищает также поверхность диэлектрика от воздействия электролита.

На следующем этапе поверх медного слоя гальваническим способом наносят защитное покрытие из сплава олово-свинец, после чего с пробельных мест удаляют защитный слой фоторезиста и стравливают фольгу.

Изготовление ПП завершается химической обработкой защитного покрытия (осветлением) для улучшения его способности к пайке (окончательная отмывка и консервация).

Позитивный метод позволяет изготовлять ПП с повышенной плотностью монтажа, например, с расстоянием между проводниками в узких местах 0,35 – 0,5 мм, с хорошими электрическими параметрами и высокой прочностью сцепления проводников с основанием.

В соответствии с рассмотренными выше технологиями конструирования и изготовления печатных плат мною представлен процесс изготовления печатной платы процессорного блока системы противопожарной безопасности комплекса управления оповещением и эвакуацией. Габаритные размеры — 60х70х1.5мм. Материал основания – стеклотекстолит фольгированный марки СФ-1-35. Плата изготавливается комбинированным позитивным методом.

Чертеж печатной платы представлен в графической части дипломного проекта.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Реализация эргономических требований к организации рабочего места пользователя ПЭВМ

4.1 Влияние эргономических характеристик рабочего места на работоспособность и здоровье работника


В Республике Беларусь на предприятиях отмечается бурное внедрение персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), в которых для отображения информации используются видеодисплейные терминалы (ВДТ).

Работники, работающие с персональными компьютерами, со временем жалуются на недомогания. Сюда относятся: повышенная утомляемость, боль в глазах, повышенная чувствительность к яркому свету, нарушения резкости изображения; в результате чего возникают: близорукость, головные боли и нарушения сна, утомление мышц рук и позвоночника, а также боли в области рук, шеи и спины [30]. Поэтому необходимо соблюдать основные требования к организации рабочих мест при эксплуатации ПЭВМ.

Помещения. Производственные и административные помещения, в которых для работы используется вычислительная техника, не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения (механические цеха, мастерские и т.п.). Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с ПЭВМ в подвальных помещениях не допускается [35].

Микроклимат. В помещениях, в которых работа с мониторами и ПЭВМ является основной, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата [35]




Таблица 4.1 — Оптимальные параметры микроклимата для помещений с ПЭВМ



Шум на рабочих местах. В производственных помещениях эксплуатации ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать значений, установленных для данных видов трудовой деятельности [36] (таблица 4.2).
Таблица 4.2 — Уровни звука, эквивалентные уровни звука и уровни звукового давления в октавных полосах частот



При выполнении работниками основной работы на ПЭВМ (категория I) уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50дБА .

Освещенность. Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы. Искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения [37].
4.2 Оценка особенностей трудовой деятельности пользователя, объема и интенсивности информационных потоков

Спецификой работы сотрудников ИП “ЭПАМ Системз” является то, что основная часть рабочего времени проходит у экрана ПЭВМ и труд имеет исключительно умственный характер. В связи с этим труд характеризуются необходимостью обработки значительных объемов информации, а так же необходимостью в кратчайшие сроки принимать ответственные решения, от которых зависит стабильность функционирования информационных систем заказчика. Внешние факторы, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье операторов ПЭВМ, дополняют совокупность условий труда сотрудников ИП “ЭПАМ Системз”.

Таким образом, на оператора и его работоспособность воздействует сложная система факторов, которые необходимо учитывать, для того, чтобы создать оптимальную обстановку для высокопроизводительного труда.
4.3 Проектирование мер, обеспечивающих эргономические требования к организации рабочего места и профилактики утомления

Основные требования к учёту факторов рабочей среды заключаются в том, что они при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье при профессиональной деятельности в течение длительного времени, и, кроме того, не должны вызывать снижения надёжности и качества деятельности оператора при воздействии в течение рабочей смены.

Оценим соответствие организации рабочего места пользователя ЭВМ требованиям эргономики в соответствии с СанПиН 2.2.2.542РБ96. “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычеслительным машинам и организации работы” [32].

Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость рабочего места и его элементов [31].

Моторное поле – пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.

Максимальная зона досягаемости рук – это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Оптимальная зона – часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом [34].


а – зона максимальной досягаемости;

б – зона досягаемости пальцев при вытянутой руке;

в – зона легкой досягаемости ладони;

г – оптимальное пространство для грубой ручной работы;

д – оптимальное пространство для тонкой ручной работы.

Рисунок 4.1 – Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости
Рассмотрим размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости рук на рабочем месте оператора:

ДИСПЛЕЙ размещается в зоне а (в центре);

КЛАВИАТУРА – в зоне г/д;

СИСТЕМНЫЙ БЛОК размещается в зоне б (слева);

ПРИНТЕР находится в зоне а (справа);

ДОКУМЕНТАЦИЯ – в зоне легкой досягаемости ладони – в (слева) – литература и документация, необходимая при работе; в выдвижных ящиках стола – литература, неиспользуемая постоянно.

Данное размещение предметов труда соответствует требованиям СанПин [32] и является оптимальным.

В соответствии с требованиями СанПин [32] высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680–760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм.

Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуется высота сиденья над уровнем пола должна быть в пределах 420–550 мм..

Положение экрана определяется:

-   расстоянием считывания (0.60 + 0.10 м);

-   углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.

-   Должна предусматриваться возможность регулирования экрана:

-   по высоте +3 см;

-   по наклону от 10 до 20 относительно вертикали;

-   в левом и правом направлениях.

-   Зрительный комфорт подчиняется двум основным требованиям:

-   четкости на экране, клавиатуре и в документах;

-   освещенности и равномерности яркости между окружающими условиями и различными участками рабочего места.

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие: шея не должна быть наклонена более чем на 20°(между осью «голова–шея» и осью туловища), плечи должны быть расслаблены, локти – находиться под углом 80°– 100°, а предплечья и кисти рук – в горизонтальном положении. Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы – слишком низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног. В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура, чем встроенная; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана, а также подставка для рук.

Характеристики используемого рабочего места:

-   высота рабочей поверхности стола 750 мм;

-   высота пространства для ног 650 мм;

-   высота сиденья над уровнем пола 450 мм;

-   поверхность сиденья мягкая с закругленным передним краем;

-   предусмотрена возможность размещения документов справа и слева;

-   расстояние от глаза до экрана 700 мм;

-   расстояние от глаза до клавиатуры 400 мм;

-   расстояние от глаза до документов 500 мм;

-   возможно регулирование экрана по высоте, по наклону, в левом и в правом направлениях.

Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда. Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов – малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов


Заключение

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. Устойчивое развитие предприятия — это такое его функционирование, когда в условиях воздействия на него внешней среды оно способно сохранять свою целостность и независимость как субъекта хозяйствования и достигать определенных стратегических и текущих результатов (целей).

Одним из ключевых, стратегических ресурсов предприятия является человек, его интеллект, практические знания и навыки, социальный опыт. Внутренний мир людей, потребности, интересы, установки, переживания и т.д., т.е. все то, что мы называем человеческим фактором, могут оказывать сильное влияние на результаты работы предприятия. Новосферизация и социализация экономики придает особую значимость социальной составляющей в ее устойчивом развитии. Социальные процессы на предприятии должны быть подчинены целям социальной ответственности и формирования позитивного влияния человеческого фактора на устойчивое развитие предприятия через соответствующие организационно-экономические механизмы. К таким механизмам относятся: формирование организационной структуры и культуры организации, мотивации персонала к эффективному труду в связи с конечными результатами работы предприятия, обеспечение высокого качества трудовой жизни.

2. EPAM Systems является крупнейшей компанией, представляющей отечественную программную индустрию на мировом рынке.

Созданная в 1993 году, сегодня компания имеет 17 представительств в 8 странах мира, в штате более 4500 высококвалифицированных специалистов, и компания продолжает стабильно расти.

EPAM обладает обширным списком престижных клиентов по всему миру, среди которых многие члены списка Fortune 500, крупнейшие компании-разработчики программного обеспечения, а также ведущие белорусские предприятия.

На протяжении 2006-2008 годов себестоимость продукции возросла в меньшей степени, чем выручка (за период 2007 себестоимость возросла на 19,4%, за 2008 г. на 20,5%, выручка за 2007 на 23,8%, за 2008 на 26%). Такая тенденция должна привести к росту прибыли от реализации и увеличении роста прибыльности, рентабельности предприятия, что в свою очередь отразилось на росте прибыли предприятия в 2008 году на 42,7%.

Так положительный рост наблюдается по прибыли, что указывает на эффективную работу предприятия по наращиванию объемов реализации продукции. Темпы роста выручки не должны превышать рост объема прибыли, что обеспечит рост рентабельности.

Как показал числовой анализ рентабельности продукции за период 2007-2008 гг. увеличилась на 4,8%, рост произошел за счет значительного роста прибыли предприятия, то есть при прочих равных условиях рост рентабельности продукции составил бы 12,75% при условии роста лишь прибыли. Однако рост себестоимости снизил данный показатель на 7,9%. В итоге прирост анализируемого показателя составил 4,8%.

3. Можно выделить следующие основные проблемы в области управления персоналом на предприятии EPAM Systems:

— управленческая стратегия не отвечает современным целям развития предприятий, менеджеры не могут в полной мере использовать потенциал подчиненных;

— понимание роли и места управления персоналом в системе хозяйствования не соответствует действительному объему и характеру поставленных задач. Отсутствие преемственности в работе по управлению персоналом (некоторые существующие формы устарели, новые, адекватные времени и ситуации еще не найдены).

— не отработана технология изучения и внедрения в практику научных разработок в области управления персоналом.

Для их устранения необходимо принимать следующие меры:

1. Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации.

2. Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития предприятия прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.

3. Применять современное и более эффективное материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.

Основными предложениями по повышению эффективности работы EPAM Systems в современных условиях являются:

1. Перевод разработки программного обеспечения из Венгрии в Республику Беларусь, что не повлечёт за собой закрытие предприятия в Венгрии или его реорганизации и реструктуризации, а в Республике Беларусь — загрузке производственных мощностей на 100%. Данное предложение основано на том, что стоимость человеко-часа в Республике Беларусь значительно ниже, чем в Венгрии, порядка в 1,5 раза.

2. В условиях кризиса в целях снижения себестоимости товарной продукции предлагается провести снижение заработной платы сотрудников, так как средняя заработная плата на предприятии 700 у.е., в то время как в целом по Республике Беларусь средняя заработная плата по состоянию на 1 марта 2009 года составила 370 у.е. Предполагается, что снижение заработной платы на 10% не повлечёт за собой массовые увольнения, но повлечёт снижение себестоимости товарной продукции на 6%.

3. Крайним предложением является сокращение сотрудников предприятия с целью минимизации затрат на оплату труда и повышения эффективности труда.




    продолжение
--PAGE_BREAK--Список литературы
[1]              Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 г. №186. – Минск, 2006. – 12 с.

[2]              Абаева, Н.Э. Теоретические основы антикризисного управления / Н.Э. Абаева// Антикризисное и внешнее управление. — 2004. — № 2. – С. 64-66.

[3]              Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учеб.-метод. комплекс / И.Т. Балабанов. – СПб: Питер, — 2006 – 304 с.

[4]              Балашевич, М.И. Большой бизнес: отечественный и зарубежный опыт: Монография / М.И. Балашевич. – Мн. 2005. с.110.

[5]              Быков, А.А Антикризисная стратегия предприятия: теория и методология исследования: Монография / А.А. Быков; Под общ. науч. ред. проф. В.Н. Шимова. — Мн.: БГЭУ, 2005. – 167 с.

[6]              Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций: учеб. пособие / С.В. Валдайцев – М.: «Филин», 2005 – 516с.

[7]              Вольский, А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития / А. Вольский // Инновационная деятельность. — 2005, — №1. С.4-12.

[8]              Воронецкий, Л.И. Управление интеллектуальной собственностью и инновационная экономика: Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2005г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2006.— 100с.

[9]              Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука, 2007- 318 с.

[10]         Дагаев, А. Рычаги инновационного роста / А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. М., № 5 2005. с. 55.

[11]         Дракер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП “Бук Чембер Интернешнл”. -2006. - с.41-55.

[12]         Дударев, А.С. Факторы устойчивого экономического развития / Дударев А.С. // Предприниматель. — 2006. — № 8. – С. 56-59.

[13]         Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах: учебное пособие / В.С. Ефремов. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240 с.

[14]         Жизнин, С.З., Крупное В.И. Как создать устойчивое предприятие. /С.З. Жизнин// Предприниматель.— 2006. — № 4 — с.17.

[15]         Коробейников, О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента / О.П. Коробейников // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005.- № 4. — С.25 – 37.

[16]         О концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003- 2007 гг.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31июля 2003 г. №1016. — Минск, 2003. – 12 с.

[17]         Ольховский, Г.Г., Тумановский, А.Г. Перспективы совершенствования устойчивого развития / Г.Г. Ольховский, А.Г. Тумановский // Экономика. — 2006. — № 5. – С. 39-45.

[18]         Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. П.Н. Завлина. – Мн.: Экономика, — 2006 – 472 с.

[19]         Русинов, Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов: учеб.практ. пособие / Ф Русинов, Н. Минаев. -М., 2006. - 258 с.

[20]         Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. /Г. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.

[21]         Сергеев, И.В. Экономика предприятий: уч. пособие – 2-е изд. / И.В. Сергеев, — М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

[22]         Суша, Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие: / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2004. – 384 с.

[23]         Портер, М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина. – М., Междунар. отношения, 1993. – 896 с.

[24]         Устойчивый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, — 2006 – 327 с.

[25]         Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. – 600 с.

[26]         Хрипач, В.Я. и др. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.Я. Хрипач – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.

[27]         Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В. И. Станкевич и др. – М.: Новое знание, 2004 – 677 с.

[28]         Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М., – 2005. – 584 с.

[29]         Юнь, О., Устойчивое развитие предприятия в современных условиях / О. Юнь // Экономист, — 2006. — № 9. — с.49.

[30]         Охрана труда и экологическая безопасность: Методическое пособие к выполнению раздела «Охрана труда и экологическая безопасность» в дипломных проектах (работах); Под общей редакцией Т.Ф. Михнюка. – Мн.: БГУИР, 2004

[31]         Эргономические основы безопасности труда в системе «человек-машина»: Метод. пособие для студ. / Сост. И.Г. Шупейко. – Мн.: МРТИ, 1987

[32]         СанПиН 2.2.2.542РБ96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычеслительным машинам и организации работы.

[33]         Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Для студ. инж.-тех. спец. вузов. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998

[34]         Михнюк Т.Ф. Охрана труда и основы экологии: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007

[35]         СанПиН 11-13РБ94. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений

[36]         СН 9-86РБ98. Шум на рабочих местах. Предельно допустимые уровни.

[37]         СНБ 2.04-05-98. Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы Республики Беларусь.


Приложение А

Офисы EPAM






Приложение Б
Бухгалтерский баланс предприятия за 2007 г.

А К Т И В

Код строки

На начало года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 





Основные средства

110

40820

43940

Нематериальные активы

120

130

130

Доходные вложения в материальные ценности

130





Вложения во внеоборотные активы

140





в том числе:

 





незавершенное строительство

 









Прочие внеоборотные активы

150





ИТОГО по разделу I

190

40950

44070

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 





Запасы и затраты

210

113815

130650

В том числе:

 





сырье, материалы и другие активы

211

12870

17940

животные на выращивании и откорме

212





незавершённое производство и полуфабрикаты

213

7410

9880

расходы на реализацию

214

2015

2860

готовая продукция и товары для реализации

215

38870

41990

товары отгруженные

216

48620

52455

выполненные этапы по незавершенным работам

217





расходы будущих периодов

218

4030

5525

 прочие запасы и затраты

219





Налоги по приобретенным активам

220

3835

4680

Дебиторская задолженность

230

58565

55445

В том числе:

 





покупателей и заказчиков

231

260

130

поставщиков и подрядчиков

232

58240

55185

разных дебиторов

233





прочая дебиторская задолженность

234

65

130

Расчеты с учредителями

240





В том числе:

 





по вкладам в уставный фонд

241





прочие

242





Денежные средства

250

25870

30615

В том числе:

 





денежные средства на депозитных счетах

251





Финансовые вложения

260

15925

10465

Прочие оборотные активы

270





ИТОГО по подразделу II

290

218010

231855

БАЛАНС

300

258960

275925

П А С С И В

Код строки

На начало года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 





Уставный фонд

410

130

130

Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)

411





Резервный фонд

420

390

390

В том числе:

 





резервы, созданные в соответствии с законодатльством

421





резервы, созданные в соответствии с учредительными документами

422

390

390

Добавочный фонд

430

54015

54015

Прибыль (убыток) отчетного периода

440





Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)

450

20475

23205

Целевое финансирование

460





Доходы будущих периодов

470

63700

78000

ИТОГО по разделу III

490

138710

155740

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 





Долгосрочные кредиты и займы

510

26000

22750

Краткосрочные кредиты и займы

520

26000

24440

Кредиторская задолженность:

530

68250

72995

В том числе:

 





перед поставщиками и подрядчиками

531

50635

53625

перед покупателями и заказчиками

532

14690

15925

по оплате труда

533

1625

1755

по расчетам с персоналом

534





по налогам и сборам

535

910

1235

по социальному страхованию и обеспечению

536

390

455

разных кредиторов

537





прочая кредиторская задолженность

538





Задолженность перед учредителями

540





В том числе:

 





по выплате доходов, дивидендов

541





прочая

542





Резервы предстоящих расходов

550





Прочие виды обязательства

560





ИТОГО по разделу IV

590

120250

120185

БАЛАНС

600

258960

275925




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.