--PAGE_BREAK--4. Тропические товары.
5. Текстиль и одежда, а также выработка новых норм и правил относительно использования защитных мер торговых аспектов регулирование иностранных капиталовложений, торговле услугами и охраны интеллектуальной собственности – это Уругвайский раунд.
Россия и Украина членами ГАТТ не являлись, однако в связи с вступлением в МВФ и МБРР более тесные контакты с ГАТТ неизбежны и необходимы, так как деятельность ГАТТ, МВФ и МБРР во многом взаимосвязаны.
Интеграция Украины во всемирную торговую организацию (ВТО) – это ГАТТ.
В декабре 1993г. правительство Украины подало официальную заявку о присоединении к ГАТТ.
В 1995г. ГАТТ был трансформирован во всемирную торговую организацию (ВТО).
В конце ноября 1995г. в Женеве (штаб-квартире ВТО) состоялось заседание Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО.
Были вынесены вопросы:
1. Состояние переговоров о доступу на рынок украинских товаров и услуг.
2. О поддержке и субсидиях с/х секторе Украины.
3. Налоговое законодательство Украины.
4. Система стандартизации и режима сертификации в Украине.
5. Санитарных и фитосанитарных систем Украины.
На заседаниях экспертов ряд стран (Болгария, Япония, Корея, Чехия, Словакия, Индия) заявили, что не имеют замечаний по выполнению Украиной Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО).
Требования по ТБТ явились одним из двадцати девяти обязательных соглашений ВТО.
В соответствии с курсом, провозглашенным президентом Украины и программой деятельности правительства, Государственный стандарт, как единый орган центральной исполнительной власти отвечает за проведение национальной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, создает национальные системы стандартизации и сертификации по принципам и положениям Соглашение ТБТ ВТО.
Чтобы делать выводы о соответствии украинских систем ТБТ, необходим тщательный анализ. Примером такого сотрудничества является изучении в течении девяти месяцев украинской системы экспертами Мирового банка, результатом которой стала признание того, что украинская система отвечает требованиям ВТО.
В Украине действуют правила этикетирования продукции, которые определены законами Украины и отвечают требованиям соответствия международного стандарта и называются «кодекс Алиметариус» (cac /GL 1 – 1985) и поэтому не могут быть преградой для импортеров.
2.2 Закономерности современного развития МЭО
Страны мировой экономики:
Для целей анализа МЭО страны можно классифицировать:
I. По признаку специфики хозяйственной системы страны делятся на:
1. Страны с развитой рыночной экономикой.
2. Страны с развивающейся рыночной экономикой.
3. Страны с не рыночной (переходной) экономикой.
II. По степени развитости экономики:
1. Высокоразвитые.
2. Среднеразвитые.
3. Слаборазвитые.
Выделяют также группу:
4. Новые индустриальные страны: страны Ю-В Азии, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Аргентина, Чили, Бразилия, Индия, Китай, Турция.
5. Высокодоходные нефти экспортирующие страны (страны Саудовской Аравии, Кувейт, Оаэ).
Группа населения развитых стран мира – это страны, в которых ВНП на душу
2.3 Регулирование МЭО
МВФ – это межправительственная организация, которая занимается регулированием валютно-кредитных отношений между странами, а также предоставляет кредитные ресурсы в случаях валютных затруднений. Членами МВФ являются 178 стран.
Задачи МВФ:
1. Контролировать правила валютного поведения стран. Эти правила фиксируются в Уставе.
2. Предоставление кредитов странам – членам фонда в случае нарушения равновесия платежей, погашения внешних долгов, отрицательное сальдо платежного баланса для стабилизации курса национальной валюты.
МВФ устроен по принципу АО, т.е. капитал фонда складывается из взносов стран-участниц. Размер взноса зависит от квоты и выражается в специальных денежных единицах – СДР, специальные права заимствований и доллары США. Квота определяется из уровня экономического уровня страны. Размер квоты определяет также количество голосов. Голосование осуществляется по принципу взвешенного голосования.
МБРР (Мировой банк) – это межправительственная организация, которая занимается представлением долгосрочных кредитов на цели экономического стимулирования развития стран-членов банка. Членами этого банка являются 176 стран мира. Банк действует под контролем развитых стран.
Условием членством в банке является членство в МВФ.
Основные филиалы МБРР:
1. Международная финансовая корпорация, МФК – занимается кредитованием частного бизнеса в развивающихся странах.
2. Международная ассоциация развития, МАР – создана для оказания финансовой помощи и выдает льготные кредиты на 35-40 лет.
3. Многосторонняя инвестиционные гарантийные агентства, МИГА — предоставляет гарантии для получения кредитов в частных банках. Сам банк осуществляет кредитование наиболее рентабельных проектов.
ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития. Сейчас ее членами является 24 развитые страны мира. Цель: координация экономической, валютной политики, проведение научно-исследовательских работ, разработка экономического прогнозирования развития стран членов ОЭСР.
Парижский клуб – неформальная организация промышленно-развитых стран-кредиторов, которые занимаются вопросами регулирования внешних долгов развивающихся стран.
Банк международных расчетов, БМР – является центром сотрудничества центральных банков развитых стран, т.е. координирует денежно-кредитную политику центральных банков.
Лондонский клуб – неформальная организация стран-кредиторов, которые занимаются урегулированием частных внешних долгов.
Европейский союз, ЕС – включает 15 государств Западной Европы. В перспективе этот союз расширяется, присоединяются страны Восточной (Польши) и Центральной Европы (Латвия, Литва, Эстония).
Украина и Россия заключила соглашение о сотрудничестве и партнерстве с ЕС.
Ситуация для размышления:
Фирма «Макдональдс» Всемирно-известная система ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс» пришла на российский рынок в результате длительных переговоров. Потребовалось 12 лет, чтобы идея открытия в нашей стране ресторанов этой системы нашла юридическое закрепление. Переговоры: об открытие в Москве ресторанов «Макдональдс» начались во время олимпиады 1976г. в Монреале и завершились в апреле 1988г. подписании договора о создании совместного предприятия между Канадским филиалом фирмы «Макдональдс» и Мособщепитом. Соотношение долей участников: 51% — советская сторона, 49% — канадская сторона. Россия стала 52 страной Мира, которая вошла в «Макдональдс». По договору предусматривалось открытие 20 ресторанов в Москве плюс перерабатывающе-распределительные комплексы для снабжения этих ресторанов полуфабрикатами. Первый ресторан открылся 31 января 1990г. на 700 посадочных мест (это самый большой ресторан в системе «Макдональдс») – в один день до 15 тысяч посетителей; жизнь существенно увеличила эту цифру.
«Формирование имиджа с первого дня и надолго». Расположившись в Москве рядом с Пушкинской площадью, ресторан с самого начала получил ряд сильных конкурентных преимуществ. Однако это удачное месторасположение ресторана создало для него и трудности. Одним из основополагающих принципов деятельности ресторана является обеспечение единого уровня обслуживания клиентов во всех уголках мира.
Принципы:
1. Соответствие продукции для всей системы стандарту качества.
2. Высокая культура обслуживания.
3. Чистота и доступность.
Это принципы – конкретной формы воплощения этого принципа, конкретно-отличительной характеристики, создающие во всем мире повышенную привлекательность ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс».
Поставщики: обычно задолго до открытия очередного ресторана фирма изучает локальные ресурсы поставщиков, а также все то, что может повлиять на качество. Только после этого фирма преступает к ресторанному обслуживанию клиентов. Качество исходных продуктов играет важную роль, поэтому, приступив к реализации проекта в Москве, фирма вынуждена была завести в Россию из Голландии картофель сорта «рассет бэрбанкс», которая наилучшим образом подходит для приготовления фирменного блюда – жаренного в масле картофеля. Однако качество исходных продуктов не было основной преградой на пути к приготовлению традиционных блюд. Важно было обеспечить ресторан своевременным поступлением и в небольшом количестве качественных полуфабрикатов. Для этого «Макдональдс» отступил от своей традиции (иметь в системе только рестораны) и пошел на строительство перерабатывающего — распределительного комплекса (ПРК) обслуживание ресторанов полуфабрикатами.
Получив в декабре 1988г. при содействии Моссовета земельный участок под строительство ПРК, «Макдональдс» в течении года построил производственный центр, объединяющий семь полностью автономных производств. Оснащенный самым современным оборудованием из ФРГ, Швеции, Нидерландов, США, Италии, Канады, комплекс производит все необходимые овощные, молочные, мясные и мучные изделия. Мощности комплекса позволяют перерабатывать в течении одной недели до 70 тысяч кг. картофеля, до 1тыс. литров молока, 32тыс. кг. натуральной говядины. «Макдональдс» уделяет внимание вопросам формирование и поддержания имиджа фирмы, осознавая свою социальную ответственность и стараясь максимум способствовать развитию общества. С открытием в 1955г. первого ресторана фирма уделяет большое внимание оказание помощи населению тех мест, где она ведет свою деятельность. Созданный в 1984г. детский фонд Роланда Макдональдса, оказывает большую финансовую поддержку в сферах здравоохранения, просвещения и социальной помощи. К разряду социально-ориентированных акций фирмы «Макдональдс» следует отнести и ее решение о реализации ее продукции в ресторанах только за рубли и соотносительно низкой цене.
Тема 3 Теории внешней торговли
3.1 Меркантилизм и идея «свободы торговли» Смита, Риккардо
Меркантилизм – это экономическое учение и экономическая политика 15-18вв.
Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения, а ни сфера производства.
Они считали, что благосостояние государства зависит от возможно большего накопления в стране денег (золота и серебра) и добивались преобладания вывоза товаров за границу над возом их в страну. Сторонники учения утверждали, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Денежные средства в форме золота и серебра позволяют содержать армию, усиливает положение государя как правителя, накопление золота способствует проведению колониальных войн, построению фабрик, создание новых рабочих мест.
Внешняя торговля по мнению меркантилистов должна быть ориентирована на получение золота, так как в случае простого товарного обмена оба товара, будучи использованными, перестают существовать.
Для получения максимальной выгоды государства предполагалось усиление государственного вмешательства и контроль за состоянием внешней торговли.
Торговая политика: стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая в замен своих товаров золото и серебро. Количество металла (золота и серебра) в каждый определенный момент было фиксированным; приобретение большего количества золота было возможно за счет других стран или наций при ограничении их экспорта.
Отрицательные стороны этой политики: способствовало развитию национализма; стремлению получить больше преимуществ за счет других стран и увеличение числа конфликтных ситуаций. Вводившиеся в одностороннем порядке ограничение импорта осложняли международную торговлю, т.е. международная торговля разделилась на зоны.
Примером меркантильной политики является политика французского государства эпохи Людовика XIV и российского царя Петра I.
Смит и Риккардо – классики английской политэкономии. Выдвинули теорию «свободы торговли» в конце 17ст. В работе «исследования о природе и причинах богатства народа».
Идея: основы богатства наций и народов служит разделение труда. Международное разделение труда, утверждал Смит, должно осуществляться с учетом технически абсолютных преимуществ, которыми обладают та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того или иного товара, где она обладает абсолютными преимуществами.
Доктрина сравнительных преимуществ Риккардо. Понятие «условие торговли».
Дальнейшее развитие теории международного разделения труда принадлежит Риккардо. Он доказал, что абсолютное преимущество, рассматриваемое Смитом, представляет собой частный случай общего права (с.11-12 Буглай, пример).
Фирме или отдельному лицу целесообразно специализироваться на тех видах деятельности, где они обладают сравнительными преимуществами, приобретая основное путем обмена.
В реальности обмен происходит с участием денег, страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться с друг другом. После установления соотношений между ценами на экспортируемые и импортируемые товары вводят понятие «условие торговли».
Для определения условий вводится индекс, рассчитываемый по формуле:
Рост величины индекса со 100 – 105 свидетельствует об улучшении условий торговли, т.е. меньше количество экспорта потребляется, чтобы оплатить данное количество импорта. Все страны стремятся улучшить условие торговли, чтобы добиться более благоприятного соотношения цен на импортируемые и экспортируемые товары. Индекс в условиях торговли дает информацию, характеризующую положение страны в мировой торговле. Пример, допустим, производство вина в Англии и сукна в Португалии осуществляется в соотношение с индивидуальными издержками. Учитывая их, можно построить пример сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
Количество труда (единицах), необходимое для производства:
Сукна (1шт.) Вина (1баррель)
Португалия 9080
Англия 100 120
Видно, что Португалия имеет абсолютное преимущество по всем видам товара; она может произвести дешевле как одну бочку (баррель) вина, так и одну (шт.) сукна.
Но, отмечал Рикардо, для Португалии именно торговля вином является выгодной, так как ее преимущества в производстве вина выше, чем аналогичная преимущество производство сукна.
Различия в сравнительных преимуществах позволяет каждой нации выигрывать при обмене. Продав 1б. вина, обошедшуюся 80 ед., за 120 ед. в Англии и купив по соответствующей издержкам цене сукном, Португальская фирма может приобрести в Англии 1,2 шт. сукна. Если бы аналогичное количество труда (80 ед.) использовалось для производства сукна в Португалии, оно было бы 8/9 шт. сукна (80/90 = 8/9). Иначе, выиграли Португальцы, принявши решение произвести вино и продав его купить сукно, составит:
продолжение
--PAGE_BREAK--120/100-80/90 = 1,2 – 0,18 = 0,31шт. сукна
От внешней торговли выигрывает и Англия. Специализируясь на производстве сукна, она при его успешной продаже Португалия сможет приобрести 8/9 барреля вина (90/80 = 9/8) по сравнению с 5/6 (100/120 = 5/6) барреля, которые она получила бы, если бы затратила первоначальное количество труда, равное 100 ед., на вино, но не произвела бы сукна на продажу. Выигрыш Англии составит:
90/80 – 100/120 = 9/8 – 5/6 = 7/24 = 0,29б. вина.
Экю – денежная единица, лежащая в основе европейской валютной системы, введенная в обращение в 1979г. Стоимость этой денежной единицы, ее курс по отношению к другим валютам определяется по «корзине валют» стран, входящих в европейское сообщество. В соответствии с решением Маастрихтского договора экю будет в дальнейшем самостоятельной валютой.
Демпинг («сбрасывание») – продажа товара на внешних и внутренних рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем с/с. Цель: проникновение на рынок, завоевание его и вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков.
Тема 4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине
4.1 Значение правового регулирования
Украина по своей территории и населению является одной из наиболее обширных стран Европы. Территория Украины составляет 603 тыс. км2, на 1 января 1998г. по данным Госкомстата численность населения Украины составила 50,5 млн. чел. Общее сокращение численности населения по сравнению с 1 января 1997г. составила 415 тыс. чел., за счет превышения смертности, а также за счет сальдо миграции на 115 тыс.
Украину, как самостоятельное государство, признали 152 страны мира, а 140 из них установили с Украиной дипломатические отношения. Наше государство является членом ООН, участником Совета безопасности и сотрудничества. Украина вошла в состав многих международных и в частности экономических организаций, заключила более 900 двухсторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, направленных на сотрудничество в политических, экономических, научно-технических, экологических, социально-культурных и др. сферах. Сегодня предприятия Украины имеют торговые отношения с фирмами многих стран мира, зарегистрировано более 3000 совместных предприятий, более 600 представительств иностранных фирм.
Одним из главных условий успешной и эффективной внешнеэкономической деятельности Украины являлось создание соответствующей правовой базы; ее несовершенство отрицательно влияет на развитие внешнеэкономических отношений нашей страны, приводит к бесконтрольному вывозу крайне дефицитных ресурсов и продаже их на мировом рынке по демпинговым ценам.
Полная бесконтрольность и отсутствие валютного регулирования привели к массовому вывозу валюты за границу. Только за 10 месяцев было выдано 1298 лицензий на экспорт на общую сумму 5 млр. долларов США (кроме бартера).
Доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности за этот период составили 11,5% годового плана, т.е. внешнеэкономическая деятельность требует коренных изменений, прежде всего ее законодательное регулирование. В Украине уже сделаны первые шаги к созданию собственной правовой базы внешнеэкономической деятельности:
1. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991г. В нем нормативно определены принципы, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности, вопросы правового регулирования и др.
2. 12 декабря 1991г. был принят таможенный кодекс Украины, который определил принципы организации таможенного дела в Украине. Были приняты соответствующие законы о государственной таможне, единый таможенный тариф. В ряде законов, посвященных другим вопросам правового регулирования, содержатся нормы которые касаются организации и осуществления внешнеэкономической деятельности.
Такие нормы, в частности содержатся в законах «О предприятии» от 7 февраля 1991г., «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991г. и др.
По руду вопросов внешнеэкономической деятельности принимались постановления Верховного Совета Украины и Кабмина.
Это свидетельствует об активной работе государственных органов Украины, направленных на осуществление правового регулирования общественных отношений в области внешней экономики. Регулирование дает возможность государству с учетом интересов общества упорядочить отношения внешнеэкономического характера, создать соответствующий правовой режим (правопорядок), придерживание которого содействует развитию международного экономического сотрудничества, повышению его эффективности.
4.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине
Основным нормативным актом, который регулирует внешнеэкономическую деятельность, является закон Украины «О внешне экономической деятельности». Исходя из этого закона, субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:
1. Физические особы – это граждане Украины, иностранные граждане и особы без гражданства, которые имеют правомочность и трудоспособность согласно с законами Украины и постоянно проживают на территории Украины.
2. Юридические особы – это особы, которые зарегистрированы как таковые в Украине и которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины. К юридическим лицам относятся: предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды хозяйственных товариществ, ассоциации, объединения, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и другие, в том числе юридические особы, имущество (и/или), капиталы которых находятся полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
3. Объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно с законами Украины, но которые имеют постоянное местонахождения на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины, не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.
4. Структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими особами согласно с законами Украины (филиалы, отделения и др.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины.
5. Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины.
4.3 Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность, как любая другая, не может осуществляться сама по себе. Для выполнения функций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, необходимо создать соответствующею систему государственных органов, четко обозначить их цели, функции и полномочия. Система и правовой статус органов, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в нашей стране, в наиболее общей форме обозначены в статье 9 и статье 10 закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Наивысшим органом, который осуществляет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, является Верховный Совет Украины.
1. Функции Верховного Совета Украины:
а) Принятие, изменение и отмена законов, которые касаются внешнеэкономической деятельности;
б) Утверждение главных направлений внешнеэкономической политики Украины;
в) Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
г) Заключение международных договоров Украины согласно с законами Украины «О международных договорах» и приведение законодательства в соответствие с правилами, установленными этими договорами;
д) Установление специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины соответственно с утвержденными списками товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию или запрещается.
2. Полномочия Кабмина Украины во внешнеэкономической деятельности:
а) Разрабатывает меры, нацеленные на осуществление внешнеэкономической политики Украины;
б) Осуществляет координацию деятельности Министерств, Государственных комитетов и ведомств Украины, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности;
в) Координирует работу торговых представительств Украины в иностранных государствах;
г) Принимает нормативные акты управления по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренными законами Украины;
д) Проводит переговоры и заключает межправительственные договора Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности; обеспечивает исполнение международных договоров Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности всеми государственными органами управления, которые находятся в подчинении Кабмина Украины;
е) В соответствии со своей компетенцией, обозначенной законами Украины, вносит на рассмотрение Верховного Совета предложения о системе Министерств, Государственных комитетов и ведомств, полномочия которых не могут быть выше полномочий Кабмина;
ж) Осуществляет меры, касающиеся рационального использования средств государственного валютного фонда Украины;
3. Функции НБУ во внешнеэкономической деятельности:
а) Осуществляет сбережения и использование золотовалютного резерва Украины и других государственных ценностей, которые обеспечивают платежеспособность Украины;
б) Представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями заключает соответствующие межбанковские соглашения;
в) Регулирует курс национальной валюты Украины и денежных единиц других государств;
г) Осуществляет учет и расчет за предоставленные и полученные государственные кредиты и займы, проводит операции с центральными валютными ресурсами, которые выделяются с государственного валютного фонда Украины в распоряжение НБУ;
д) Осуществляет другие функции согласно закона Украины «О банках и банковской деятельности» и других законов Украины.
4. Министерство внешнеэкономических отношений Украины и его функции:
а) Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности выхода на внешний рынок, координацию их внешнеэкономической деятельности, в том числе согласно международным договорам Украины;
б) Выполняет другие функции согласно законам Украины и положений о Министерстве внешнеэкономических связей Украины.
5. Функции государственного таможенного комитета Украины:
Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно с действующими законами Украины.
6. Другие центральные органы Украины.
К органам местного управления внешнеэкономической деятельности относятся:
1. Местные Советы народных депутатов Украины и другие исполнительные и распорядительные органы.
2. Территориальные подразделения органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины.
Органы государственного регулирования могут создавать свои территориальные подразделения, если это вытекает из их компетенции, которая определяется законами Украины и положениями об этих органах.
Упомянутые органы территориального регулирования внешнеэкономической деятельности создаются по согласованию с соответствии местными советами народных депутатов Украины и в рамках общего лимита бюджетных средств, которые выделяются на содержание соответствующих органов государственного регулирования Украины.
Действия обозначенных подразделений не должны противоречить нормативным актам местных советов народных депутатов Украины за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены или вытекают из законов Украины.
Тема 5. Таможенное регулирование
5.1 Нормативная база и компетентные органы государства
Таможенное регулирование в Украине в соответствии со следующими законами Украины:
а) «О внешнеэкономической деятельности»;
б) «О таможенном деле»;
в) Таможенным кодексом Украины;
г) Декретом Кабмина «О едином таможенном тарифе»;
д) Другими нормативными актами;
Принципы организации таможенного дела определяет таможенный кодекс, в соответствии с которым Украина самостоятельно вырабатывает таможенную политику; создает собственную таможенную систему; осуществляет таможенное регулирование на своей территории, которая составляет единое таможенное пространство. В Украине таможенное дело развивается в направлении гармонизации, унификации (т.е. приведение к единой форме) с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами.
Таможенное регулирование Осуществляется следующими органами государственной власти и управления:
1. Верховный Совет;
2. Кабмин;
3. Государственная таможенная служба.
Непосредственно функции таможенного регулирования осуществляют:
а) государственная таможенная служба;
б) таможни Украины.
Кроме таможенных органов контроль за регулирование товаров и других предметов через таможенную границу могут осуществлять такие государственные органы:
1. Санитарный контроль.
2. Ветеринарный контроль.
3. Экологический контроль.
4. Фитосанитарный контроль.
5. Радиологический контроль.
Таможенное оформление может быть заверено только после окончания указанных видов контроля.
5.2 Таможенное оформление и таможенный контроль
Важными элементами таможенного регулирования являются:
а) таможенный контроль;
б) таможенное оформление;
Таможенный контроль – осуществляется должностными лицами и включает в себя три момента:
а) проверку документов, необходимых для такого контроля;
б) таможенный досмотр (передосмотр);
в) учет предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины.
Таможенное оформление – таможенному оформлению предшествует обязательное декларирование предметов, пересекаемых границу Украину, которое производится путем заявления по установленной форме (письменно или устно) точных данных о предметах и условиях их перемещения через границу.
Юридическое или физическое лицо, осуществление декларирования называется декларантом.
Декларирование может производиться как непосредственно собственником предмета, так и другим лицом на основании договора.
Декларант обязан:
1. Предъявить таможне товары или имущество, перемещаемое через границу.
2. Предъявить таможне данные, необходимые для осуществления контроля и таможенного оформления.
3. Уплатить пошлину и таможенные сборы, если товар или имущество подлежит таможенному обложению.
I. Для таможенного оформления товара или любого предмета, который является объектом обмена необходимо такие документы:
1. Устав или нотариально заверенная копия.
2. Регистрационная карточка.
3. Договор или контракт.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Лицензия, если контракт подлежит лицензированию.
5. Сертификат происхождения товара (форма А) с указанием кода по товарной номенклатуре ВЭД.
6. Грузовая таможенная декларация, если стоимость груза более 100 $.
7. Транспортные документы (ж/д накладные, товарно-транспортные накладные и д.р.).
8. Документы сопровождающие товар:
9. а) при экспорте – спецификация, упаковочный лист или сертификат качества;
б) при импорте – сертификат происхождения товара;
10.Разрешения др. государственных органов контроля, если товар подлежит контролю других органов.
11.Документы, подтверждающие внесение соответствующих таможенных платежей.
II. Для таможенного оформления имущества или любого предмета, не являющегося объектом ВЭД, необходимы такие документы:
1. Декларация.
2. Разрешение органов санитарного, ветеринарного и прочего контроля, если имущество подлежит контролю этих органов.
3. Документы, подтверждающие внесение соответствующих таможенных платежей.
Для таможенного оформления иностранных товаров, следующих транзитом через территорию Украины, необходимы документы:
1. Декларация.
2. Документы, подтверждающие внесение платы за проведение таможенных процедур.
5.3 Ограничения на экспортно-импортные и транзитные операции
Ввоз в Украину, вывоз с Украины и транзит отдельных видов товаров запрещен. Пропуск через таможенную границу отдельных видов товаров возможен только при наличии лицензии.
Перечень запрещенных и лицензированных товаров утверждается Верховным Советом и публикуется в специальной печати.
Виды экспортно-импортных лицензий:
1. Генеральная.
2. Разовая или индивидуальная.
По каждому товару устанавливается только один вид лицензий. Лицензия на экспорт / импорт товаров выдается Министерством внешнеэкономических связей Украины. Копия лицензии прилагается к таможенной декларации и является основанием для пропуска через таможню грузов, которые попадают под режим лицензирования.
5.4 Таможенные платежи
Действующим законодательством определены следующие виды таможенных платежей:
1. Плата за проведение таможенных процедур.
2. Таможенная пошлина.
3. Налог за экспорт и импорт.
Оплата таможенных процедур составляет 0,15% стоимости груза в гривнах, если контракт — бартерный, или если контракт – валютный, но заключен со странами СНГ. 0,1% в грн.+0,5% в валюте контракта от стоимости груза, если контракт заключен со странами дольнего зарубежья.
Обложение таможенной пошлиной производится на основе закона «О едином таможенном тарифе»
Виды таможенных пошлин:
I. Ввозные:
а) преференциальные («Современная энциклопедия словарь Райзберга, 1996г, 256с.);
б) льготные;
в) полные ставки;
II. Вывозные пошлины (ставки устанавливаются согласно закона «О едином таможенном тарифе»).
III. Сезонные пошлины (ввозные и вывозные пошлины могут быть установлены на срок не более 4 месяцев).
IV. Специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Начисление таможенной пошлины производится на базе таможенной стоимости товара-цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент таможенных пошлин, а также учитываются таможенные льготы.
Характеристика таможенных пошлин:
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. В зависимости от того накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются:
а) импортными;
б) экспортными;
в) транзитными;
Импортные пошлины встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти об импортных пошлинах, являющихся национальным средством национального протекционизма. В начале своего существования пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
В развивающихся странах наоборот импорт пошлины, прежде всего используются как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.
Реже используютсяэкспортные пошлины. Их цель: получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в тех случаях, когда государство стремиться ограничить вывоз данного товара. В данных случаях задачей экспортных пошлин, взымаемых странами обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен, повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиланда, кофе Бразилии. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в Украине. В развитых капиталистических странах экспорт пошлины практически не применяется. Конституция США даже запрещает их использовать.
Транзитные пошлины взымаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.
Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:
1. В соответствии с первой методикой величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения = веса, площади, объема. Такая пошлина называется специфической.
2. По второй методике пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Можно, например, назначить пошлину на автомобиль в виде 25% цены. Эта пошлина называется авалорной.
Действует еще промежуточная методика заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать право между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.
До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60 – 70% всех пошлин были специфические. Адвалорная пошлина более удобна при импорте машино — технических изделий. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70 – 80% всех таможенных пошлин. В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна в праве использовать цену СИФ (включающая стоимость страхования и фрахта) и цену ФОБ.
Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (франко вдоль борта судна), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены ФОБ на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.
Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являются членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взымаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают:
а) преференциальными (особо льготными);
б) договорными (min);
в) генеральными (автономными, т.е. max);
Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже min и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.
Тема 6. Валютное регулирование
6.1 Нормативные основы валютного регулирования
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЕД в целях соблюдения интересов государства. Все это делается в интересах защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Украину валютной выручки, полученной от экспорта.
В сложившееся в настоящее время валютное регулирование можно охарактеризовать как жестко регламентируемую, монопольно биржевую государственную систему. Если учесть сложности формирования валютного рынка и не могла стать иной. Валютное регулирование нуждается в существенном реформировании. В основе этого механизма ряд нормативных актов, принятых после провозглашения независимости Украины.
Важнейшие из них:
1. Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и контроля» –15-93 от 12.02.93г.
2. Закон «О порядке расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94г.
3. Декрет Кабмина «О временном порядке использования поступлений в иностранной валюте» –16-93 от 19.02.93г.
4. Приказ Минфина «Об утверждении формы декларации о валют ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.
Выше перечисленными документами установлен режим осуществления валютных операций на Украине, определены принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов, права и обязанности субъектов валютных отношений.
6.2 Валютные операции
Иностранная валюта – это иностранные денежные знаки в виде банкнот, монет, находящихся в обращении и являющихся законными платежным средством на территории иностранного государства.
Иностранная валюта – это платежные документы и прочие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.
Иностранная валюта – это монетарные материалы: золото и металлы иридиево-платиновой группы в любом состоянии, ювелирных промышленных и бытовых изделий из этих металлов и их лома.
Валютное регулирование касается также и операций с национальной валютой, которая является единственным законным средством платежа на Украине, которое принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств.
Порядок ввоза, перевоза и пересылки за границу валюты Украины определяется НБУ.
Суммы в валюте Украине, которые были вывезены, переведены и пересланы на законных оснований за границу могут быть законно ввезены, перевезены, высланы обратно в Украину.
6.3 Порядок приобретения и использования иностранной валюты
Валютные операции – это операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; а также операции, связанные с использованием валют ценностей в международном обращении как средство платежа с передачей задолженности и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности, эта операции, связаны с ввозом, переводом, пересылкой за пределы Украины валютных ценностей.
Валютные операции делятся:
1. Текущие операции.
2. Операции, связанные с движением капитала.
К текущим операциям относятся переводы в Украину и из Украины для осуществления расчетов без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товара, работ, услуг.
К операциям, связанным с движением капитала относятся все операции с валютными ценностями, не являющиеся текущими, например:
1. Прямые инвестиции.
2. Переводы в оплату собственности на недвижимость и иное имущество.
3. Предоставление и получение отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней.
Для валютных операций используются:
1. Обменные курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины. Обменные курсы устанавливает НБУ на основании торгов валютными ценностями на межбанковском рынке Украины.
Выбор системы курсообразования имеет важное значение. Мировая практика показала, что фиксированные и свободные курсы имеют свои недостатки, поэтому большинство стран используют смешанные стратегии. С 1994г. НБУ придерживается именно такой политики. Подтверждением этому служит множество курсов, поэтому у НБУ нет основания отказываться от практики существования нескольких курсов, а официальный курс НБУ не обязательно должен совпадать с биржевым или с каким-то средним курсом межбанковского рынка.
Для осуществления валютных операций необходимо открыть валютный счет в одном из уполномоченных банков, для чего необходимы документы:
1. Заявление в установленной форме.
2. Нотариально заверенные копии учредителей документов.
3. Образцы подписей руководителей и главного бухгалтера.
4. Оттиски печати предприятия.
5. Справка за подписью руководителя об отсутствии валютного счета в другом банке.
6. Справка об открытии расчетного счета, если валютный счет открывается не в том же банке, где открыт расчетный счет.
6.4 Финансовая отчетность резидентов
Для приобретения валюты резидент (юридическое лицо, зарегистрированный в качестве предпринимателя) подает в банк заявку на покупку иностранной валюты в установленной форме. Приобретенная валюта должна быть использована по целевому назначению в течении 5 дней. Внешнеэкономический контакт представляется в банк вместе с заявкой на покупку валюты.
Порядок использования поступлений в иностранной валюте:
1. Выручка резидентов подлежит зачислению на счета в банках в сроки задолженности, указанной в контракте не позднее 90 дней с даты таможенного оформления экспортируемой продукции.
2. 50% валютных поступлений резидента подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины в пользу резидента. Остальные поступления в иностранной валюте остаются у резидента и используются им в соответствии с правилами валютного регулирования.
(Макагон «Управление ВЭД»)
Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (статья 1) дает определение терминов «резидент» и «нерезидент» которые имеют право быть собственниками валютных ценностей, а также осуществлять с ними соответствующие операции.
Резидент – (от лат. residens – сидящий или остающийся на месте) – это юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормативами этой страны, т.е. резидентами считаются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), которые имеют постоянное место проживания на территории Украины в том числе и те, которые временно находятся за границей; юридические лица – 1) субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статус юридического лица (дипломаты, представительства, филиалы) с местом нахождения территории Украины; 2) дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--