Реферат по предмету "Мировая экономика"


Методы улучшения финансового состояния промышленного предприятия

--PAGE_BREAK--1.2 Финансовое обеспечение, принципы его организации. Классификация источников финансирования
Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры.

Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рента­бельную работу.

В связи с этим особое значение приобретают способы финанси­рования предпринимательской структуры.

Способы финансирования определяются в процессе стратегиче­ского финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где про­исходит процесс перераспределения денежных средств подведомствен­ных предприятий для образования централизованных фондов, исполь­зуемых для финансирования общих программ из единого центра.

Особенностью вертикальной интеграции является то, что она мо­жет объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента яв­ляются:

— обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вышестоящего звена;

— сопоставление структур издержек производства и обращения;

— определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах;

— определение уровня самоокупаемости.[4]

При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятель­ность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к теку­щему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной инте­грации текущий финансовый менеджмент призван обеспечить:

— оперативное реагирование на происходящие события как внут­ри фирмы, так и за ее пределами;

— постоянное обновление информации в процессе формирова­ния фондов денежных средств.

Кроме того, в финансовом менеджменте используется ряд пока­зателей, с помощью которых можно определить конкурентные пре­имущества хозяйствующего субъекта на рынке капиталов. К ним от­носятся доступность капитала, взаимная привлекательность ценных бумаг, стремление к финансовому сотрудничеству.

В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающей среднеотраслевой уровень.

В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринима­тельской деятельности. В связи с этим в экономической литературе появились различные варианты определения финансового обеспече­ния предпринимательской деятельности. В частности, Л.Н. Павлова дает следующее определение: «финансовое обеспечение предприни­мательства — это управление капиталом, деятельность по его при­влечению, размещению и использованию»

Исходя из этого очевидно, что рассмотрение вопросов финансо­вого обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирования.[22]

В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:

— собственные средства хозяйствующих объектов;

— заемные средства;

— привлеченные средства;

— бюджетные ассигнования.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на ре­ализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмеще­ние текущих затрат за счет полученных доходов.

Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обес­печиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в со­временных условиях роль бюджетных средств как источника финан­сирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета.

Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости со­ставляются сметы издержек производства и обращения, рассчитыва­ются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавлива­ются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предпо­лагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости.

Определение оптимальной величины затрат подразумевает:

— планирование затрат;

— планирование капитальных вложений;

— фиксацию уровня затрат;

— улучшение стоимостных показателей.

Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений.

Содержание самофинансирования в условиях формирования ры­ночной экономики всецело определяется внутренними финансовы­ми возможностями предприятия.

Таким образом, самофинансирование — это финансовая стра­тегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширен­ного воспроизводства.

Понятие самофинансирования используется при разработке стра­тегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний являет­ся достижение самофинансирования, причем свободных финансо­вых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль.[14]

Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стра­тегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элемента­ми являются гибкость и оперативность.

Использование этих методов в практике позволяет быстро реа­гировать на происходящие перемены, вносить коррективы в стратегию предприятия, избавляться от неэффективных методов финанси­рования.

Стратегический финансовый менеджмент должен, в конечном счете, обеспечить рост предприятий.

Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действую­щего производства путем развития собственной материально-техни­ческой базы в результате поэтапного финансирования.

Внешний рост происходит путем присоединения новых предпри­ятий, методом единовременного финансирования заранее выбран­ных объектов покупки. Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, го­тов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение но­вых предприятий может осуществляться в целях укрепления собствен­ного дела или выгодного инвестирования свободных денежных средств.

Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, фи­нансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента.

Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами:

— стимулирования коммерческой инициативы;

— роста производительности труда;

— оптимизации издержек обращения;

— определения величины внутренних источников финансирования, обеспечивающих самоокупаемость;

— эффективности использования имеющихся в распоряжении де­нежных средств за определенный отрезок времени.

Стратегический финансовый менеджмент рассматривает вопросы:

— затрат с позиций окупаемости;

— капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли;

— поиска путей наиболее эффективного накопления капитала;

— перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыль­ные сферы деятельности;

— роста предприятия.[8]

При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выво­ды, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента.

Основным побудительным мотивом, как правило, является стрем­ление завоевать большую сферу влияния, что достигается путем по­купки различных ценных бумаг. Основная цель при этом — участие в управлении как можно большего числа коммерческих организаций и предприятий.

Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавер­шенного производства, и в различные формы бизнеса.

Однако в каж­дом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вло­жения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверси­фикацию финансовых вложений, которая относится к области стра­тегического финансового менеджмента.

При разработке стратегии развития предприятия могут сложить­ся различные ситуации, которые в состоянии привести не к росту, а к сокращению или, возможно, свертыванию производства, напри­мер в ситуации с постепенным переключением капитала.

Постепенное переключение капитала подразумевает модерниза­цию и переоснащение производства для выпуска новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресур­сы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства.

Свертывание производства, а в отдельных случаях и прекращение деятельности предприятия, происходит, когда доходы на вложенный капитал не покрывают произведенных затрат. Его наиболее предпоч­тительно осуществлять поэтапно, с постепенным переводом капита­ла в новые сферы бизнеса.

Для правильной организации финансирования предприниматель­ской деятельности следует классифицировать источники финанси­рования.

В России все ис­точники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы:

1) собственные средства предприятий и организаций;

2) заемные средства;

3) привлеченные средства;

4) средства государственного бюджета.

В зарубежной практике отдельно классифицируют средства пред­приятия и источники финансирования его деятельности.

 Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно.

Одна из наиболее общих группировок средств предприятия в зару­бежной практике представлена на рисунке 3.[1]




    продолжение
--PAGE_BREAK--



Рисунок 3 – Группировка средств предприятия
В данной классификации средств (рисунок 3) предприятия основным элемен­том является собственный капитал ( рисунок 4).[1]




Рисунок 4 – Структура собственного капитала




Из рисунка 4 можно увидеть, что к собственным средствам предприятия относятся:

— уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

— выручка от реализации;

— амортизационные отчисления;

— чистая прибыль предприятия;

— резервы, накопленные предприятием;

— прочие взносы юридических и физических лиц (целевое фи­нансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

К привлеченным средствам, которые предприятие использует в своей деятельности относятся:

— ссуды банков;

— заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

— средства, полученные от выпуска акций и других ценных бу­маг;

— кредиторская задолженность.

В зарубежной практике существуют различные подходы к клас­сификации источников финансирования деятельности предприятия.

Согласно одному варианту все источники финансирования де­лятся на внутренние и внешние.

К внутренним источникам финансирования относятся собствен­ные средства предприятия.

К внешним источникам относятся:

— ссуды банков;

— заемные средства;

— средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

— кредиторская задолженность и др.

Существует вариант деления источников финансирования на:

1) внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли;

2) краткосрочные финансовые средства — это средства, исполь­зуемые для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Формы реализации источников финан­сирования в этом случае могут быть следующими:

— банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остат­ка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина про­центов по нему не превышает 1-2% базисной учетной ставки банка;

— переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сум­му в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предо­ставляя их владельцам заем на период до их погашения.

 В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наибо­лее часто применяются во внешнеторговых платежах;

— акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;

— коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с от­срочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Исполь­зование коммерческого кредита определяется конкретным видом хо­зяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия;

3) среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) использу­ются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ.

Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транс­портных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями.

К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда ма­шин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственно­сти никогда не переходит к должнику;

4) долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосроч­ных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется; как:

— долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховы­ми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет;

— облигации — долговые обязательства с установленным про­центом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость;

— выпуск акций — получение денежных средств путём продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки.

Появление такой классификации источников связано с особен­ностями внутрифирменного планирования за рубежом, которое вклю­чает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты:

— для какой цели и на какой период (краткосрочный или долго­срочный) требуются денежные средства;

— с какой срочностью требуются средства;

— есть ли необходимые средства в рамках предприятия или при­дется обращаться к другим источникам;

— каковы затраты при уплате долгов.

Только после детальной проработки всех пунктов делается вы­бор наиболее приемлемого источника денежных средств.[11]

Таким образом, финансовое обеспечение предпринимательства основано на ре­ализации принципов самоокупаемости и самофинансирования и при разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выво­ды.
1.3 Основные направления и методы улучшения финансового состояния предприятия
В процессе реализации финансовой стратегии предприятия большое внимание должно уделяться направлениям улучшения финансового состояния предприятия, повышению ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия приведены на рисунке 5.[19]








Рисунок 5 – Основные направления улучшения финансового состояния предприятия


Направление «Оптимизация или уменьшение затрат» (рисунок 5) предполагает действия с целью остановить снижение прибылей. Очень эффективным механизмом является создание системы по эффективному контролю затрат. Иногда можно сократить расходы, просто начав их учитывать.

Замечено, например, что, когда предприятие начинает регистрировать исходящие междугородные и международные звонки своих сотрудников по дате, времени и цели, общее количество звонков снижается за счет уменьшения звонков по личным делам сотрудников. При этом обязательным условием является поддержка сотрудниками существующей системы учета затрат. Важным моментом в данном направлении является анализ причин возникновения затрат, который позволяет предпринять необходимые действия по ликвидации причин нежелательного роста затрат.

Так, например, если растут представительские расходы, полезно определить, почему сотрудники тратят деньги предприятия в дорогих ресторанах: потому, что предприятие активно расширяет клиентскую базу и растет число подписанных контрактов, или потому, что просто ослаблен контроль за использованием представительских средств. Целесообразно также проанализировать организационную структуру с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда.

Направление «Проведение реорганизации инвентарных запасов» предполагает, что запасы разносятся по категориям в зависимости от степени их важности для повышения стабильности деятельности. Объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса, должны быть уменьшены.

 Одновременно следует активизировать деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение документооборота.

Залежавшиеся запасы целесообразно продать со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства.

Направление «Получение дополнительных денежных средств от использования основных фондов» После этого можно определить наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложений о продаже или сдаче в аренду имущества. Имущество, которое не удалось сдать в аренду, необходимо законсервировать, составить акт о консервации и представить его в налоговую инспекцию, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы.

Направление «Взыскание задолженностей с целью ускорения оборачиваемости денежных средств». Возврат задолженностей клиентами может стимулироваться путем предоставления специальных скидок. Необходимо также создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с ними как с деловыми партнерами.

 Общая зависимость от клиента будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Можно установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с ним, потребностями фирмы в денежных средствах и оценкой финансового положения конкретного клиента. Наблюдение за клиентами и изменение их статуса целесообразно возложить на менеджеров по продажам, а оплату их труда привязать к реальному поступлению денежных средств от клиентов, с которыми они работают. Наконец, в некоторых случаях можно попытаться продать банку, обслуживающему фирму, ее дебиторскую задолженность.

Направление «Изменение структуры долговых обязательств» предполагает подробный анализ данных обязательств и возможные варианты их погашения с целью повышения ликвидности в будущем.

В случае невозможности погашения данных обязательств рассматриваются варианты изменения структуры (перевод долгосрочных обязательств в краткосрочные или наоборот).[18]

Направление «Разграничение выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств» предполагает ранжирование поставщиков в зависимости от степени их важности. Критически

важные поставщики должны быть в центре внимания; целесообразно интенсифицировать контакты с ними, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству.

Направление «Пересмотр планов капитальных вложений» является средством увеличения поступления денежных средств. Он направлен на минимизацию расходов.

 Особенно в условиях угрозы кризиса имеет смысл отказаться от инвестиций в капитальное строительство, приобретение новой техники, расширение сбытовой сети и т.д., кроме безотлагательных случаев. Для их определения необходимо оценить, какие потребности в капитальных инвестициях не могут быть отложены на более поздний срок. Надо также отказаться от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для предприятия.

Направление «Увеличение поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей», предполагает оказание помощи основными группами поддержки — банком, акционерами или владельцами.

Направление «Увеличение объема производства и продаж» обеспечивает увеличение денежных средств, получаемых от реализации продукции, т.е. увеличение абсолютно ликвидных активов.

Необходимо выделить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, провести анализ цены и объема реализуемой продукции для определения наиболее разумного компромисса.

Направление «Совершенствование методов управления оборотными средствами предприятия», которые можно представить в соответствии с рисунком 6.




Рисунок 6 – Направления совершенствования методов управления оборотными средствами предприятия


Основного предложением по совершенствованию финансовой стороны эксплуатации активов (рисунок 6) является увеличение суммы денежных активов в текущем периоде.

Следующие два направления «Прогнозирование финансового состояния» и «Введение эффективной системы прогнозирования движения денежных средств» тесно взаимосвязаны между собой.

Прогнозирование финансового состояния предприятия всегда должно осуществляться после комплексного анализа с целью определения перспективного финансового состояния в ближайшем будущем и, как следствие, разработки соответствующих мероприятий. Прогнозирование движения денежных средств является важнейшей составляющей прогнозирования финансового состояния в целом.

Достоверность, точность, обоснованность используемых методов обеспечивает эффективность системы прогнозирования в целом. Реализация вышеперечисленных направлений позволит улучшить финансовое состояние предприятия. [18]

Таким образом, финансовое состояние — это комплексное понятие, которое формируется в процессе всей хозяйственной деятельности под влиянием внешних и внутренних факторов.Его анализ состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние пред­приятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансо­вого состояния показывает, по каким конкретным направ­лениям надо вести эту работу. В соответствии с этим ре­зультаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. К основным направлениям улучшения финансового состояния можно отнести повышение ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности.




2 Анализ рентабельности в ОАО «Автоагрегат»
2.1 Технико-экономическая характеристика

ОАО «Автоагрегат»
ОАО «Автоагрегат» — крупнейший производитель фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, воздуха и топлива в России и СНГ.

Номенклатура выпускаемой ОАО «Автоагрегат» продукции постоянно увеличивается, в настоящее время она составляет свыше 400 наименований фильтров и фильтрующих элементов. Выпуск такой номенклатуры стал возможен благодаря имеющимся производственным мощностям, высокотехнологичному импортному оборудованию и слаженной работе технических служб предприятия.

Процесс производства продукции включает в себя разнообразные операции: по штамповке, сварке, сборке, окраске, механической обработке металлов резанием, гальванопокрытиям и др. Возросшая за последние годы конкуренция на рынке автокомпонентов предъявляет жесткие требования к качеству продукции, ее внешнему виду и другим характеристикам.

С целью обеспечения бесперебойной работы основного производства существует инфраструктура вспомогательного производства.

На предприятии действуют цеха по производству нестандартного оборудования, изготовлению и ремонту спецоснастки и специнстумента, ремонту оборудования. Ответственность за обеспечение ритмичной работы производства электроэнергией, производство пара и горячей воды, система подачи сжатого воздуха лежит на службе энергомеханического отдела. Силами транспортного цеха осуществляется большая часть всех грузоперевозок.

Одновременно с производственным оборудованием ОАО «Автоагрегат» предприятие было оснащено уникальными испытательными установками, потому что производство фильтров невозможно без их контроля и испытания.

Лаборатория — гордость предприятия. Ее оснащенности и возможностям ( все испытательные стенды японской фирмы KAWASAKI) позавидует иной исследовательский центр, а у большинства конкурирующих производств таких лабораторий вообще нет.

В 1939 году в городе Ливны началось строительство мотороремонтной тракторной мастерской (МТМ). В 1941 году строительство в основном было закончено, но вероломное нападение фашистской Германии прервало планы мирного строительства. В 1941 году все было разрушено и сожжено. Остались одни стены мастерской.В 1943 году в трудных условиях началось восстановление мастерской. Приказом по Орловскому земельному отделу от 17 марта 1945 года, во исполнение постановления Исполкома Облсовета депутатов трудящихся и Бюро Обкома ВКП(б) от 10 марта 1945 г. и приказа Наркомзема СССР от 30 января 1945 г. №70, было принято решение об организации Ливенского моторно — ремонтного завода (МРЗ) на базе восстанавливаемой мотороремонтной тракторной мастерской. Эта дата является датой основания Ливенского Автоагрегатного завода, началом его трудовой летописи.

До 1960 года МРЗ производил капитальный ремонт автомобильных и тракторных моторов, изготавливал запасные части к тракторам, диски для кольчатых колес, конуса крышек насоса и насосы ГН-200, ГН-500, фильтры для очистки горючего при заправке тракторов, бороны, сеялки для лесного хозяйства, кольчатые катки для сельскохозяйственной техники.

В августе 1960 года Ливенский Мотороремонтный завод переименован в Завод маслонасосов.

На протяжении последующих десятилетий предприятие динамично развивалось, увеличивалась номенклатура выпускаемой продукции.

В начале 90-х годов ОАО «Автоагрегат» преобразовано в акционерное общество в результате приватизации государственного предприятия «Ливенский автоагрегатный завод». Перед предприятием возникли проблемы, связанные с изменением общественного строя государства, становлением рыночных отношений, развитием новых форм собственности.

С 2002 года ОАО «Автоагрегат» входит в холдинг ОАО «Орловская промышленная компания».

На деятельности ОАО «Автоагрегат» отражаются все изменения в области автомобилестроения и машиностроения, происходящие в России. Конкурентная борьба, недавний спад в области производства отечественной автомобильной техники привели к уменьшению потребности выпускаемых изделий на сборочных конвейерах автогигантов: АО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», АМО ЗИЛ, ОАО «ГАЗ» и др. В то же время, появление на рынке импортных грузовых и легковых автомобилей, импортной сельскохозяйственной техники, а также переориентация отечественных автомобилестроителей на новые современные технологии, позволили предприятию осваивать на имеющихся мощностях и площадях производство фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, топлива и воздуха для легковых и грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, судовых двигателей, дорожно-строительной техники, погрузчиков, газокомпрессорных станций как отечественного, так и импортного производства. Произошел рост номенклатуры товарной продукции в основном за счет освоения новых фильтров и фильтрующих элементов для сельхозмашин, тракторов, импортных машин и мотоциклов.

Основными потребителями производимой предприятием продукции являются предприятия: ОАО «КамАЗ», АО «АвтоВАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал», г. Миасс, ОАО ПО «Алтайский моторный завод», г. Барнаул, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», г. Ростов- на — Дону, ОАО «Красноярский комбайновый завод» г. Красноярск, Волгоградский тракторный завод, ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары, АМО ЗИЛ, г. Москва, ОАО ГАЗ, г. Нижний Новгород, Волгоградский моторный завод и другие автомобильные и тракторные заводы, технические центры сервиса перечисленных предприятий. С 2003 года ОАО «Автоагрегат» поставляет фильтрующие элементы очистки воздуха двух наименований на сборочный конвейер «FORD MOTOR COMPANY ZAO» в г. Всеволжске Ленинградской области.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности проведем, рассчитав показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автоагрегат» и показатели финансового состояния организации. В расчетах используем данные за 2007 — 2009 годы.

Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Автоагрегат» включает расчет многих показателей, первым из которых является валовая прибыль. Она выступает разностью между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции. В 2007 г. прибыль была 98942 тыс. руб., в 2008 г. -96954 тыс. руб., а в 2009г. 74453 тыс. руб. Таким образом можно заметить незначительное уменьшение валовой прибыли в 2008г. по сравнению с 2007г. и уменьшение прибыли на 22501 тыс. руб. в 2009г. по сравнению с 2008г.

Следующим анализируемым показателем является величина чистых активов, которая показывает, насколько активы организации превышают ее обязательства (и краткосрочного, и долгосрочного характера), то есть позволяют оценить уровень платежеспособности предприятия. В 2007г. чистые активы ОАО «Автоагрегат» составляли 262818 тыс. руб., в 2008г. – 281115 тыс. руб., а в 2009г. – 280741 тыс. руб. Таким образом, величина чистых активов возросла в 2008г. на 18297 тыс.руб., что говорит об укреплении платёжеспособности предприятия, но в 2009г. последовало снижение данного показателя на 374 тыс.руб.

Среднегодовая стоимость основных средств (многократно участвующие в производственном процессе, но сохраняющие свою натуральную форму до полного изнашивания; свою стоимость переносят на стоимость вновь созданной продукции по частям в виде амортизационных отчислений). Данный показатель определяется как среднее между стоимостью основных фондов на начало и на конец года. В 2007 г. данная стоимость составила 100412 тыс. руб., в 2008 г. – 107646 тыс. руб, в 2009 г.- 111675 тыс. руб. Таким образом, можно увидеть положительную динамику данного показателя, что говорит о более эффективном их использовании на предприятии.

Следующие три показателя (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность) считаются показателями, характеризующими эффективность использования основных средств на предприятии.

 На ОАО «Автоагрегат» фондоотдача – показатель, характеризующий выпуск продукции в денежном выражении на 1 руб. стоимости основных фонтов, рассчитывается по формуле:
 , (14)
где Q– объем выпущенной продукции;

  – среднегодовую стоимость основных средств.

Тогда получаем, что:







Согласно данным расчетов, можем сказать об уменьшении выпуска продукции в денежном выражении на 1 руб. стоимости основных фондов с 2007 г. по 2009 г.

Фондоемкость – показатель, отражающий потребность предприятия в основных фондах для выпуска определенного объема продукции. Данный показатель рассчитывается по формуле:




  (15)






Таким образом, в 2007 г. на 1 руб. выпущенной продукции приходится 0,163 ед. стоимости основных средств, в 2008 г. – 0,168, а в 2009 г. этот показатель увеличился в сравнении с 2008 г. на 0,044ед. и составил 0,212 ед..

Фондовооруженность, — показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника. Рассчитывается по следующей формуле:
 , (16)
где   — среднесписочная численность работников.

Тогда для ОАО «Автоагрегат» имеем:







Таким образом, на одного работника в 2007 г. приходится 69,8 тыс. руб. основных средств, в 2008 г. – 86,67 тыс. руб., а в 2009 – 94,63 тыс.руб. Таким образом, фондовооружённость с 2007 по 2009 гг. увеличилась на 24,83 тыс.руб.

Рассчитаем производительность труда по формуле:




 , (17)
где ТП – товарная продукция;







Тогда, производительность труда в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросла на 84,9 ед., а в 2009 г. уменьшилась на 67,4 ед.

Таким образом, проанализировав технико – экономическое состояние ОАО «Автоагрегат» можно сделать вывод об укреплении финансового состояния предприятия; увеличение среднегодовой стоимости основных средств говорит об их более эффективном использовании на предприятии; отрицательная динамика показателя фондоотдачи за 2007 – 2009гг. говорит об уменьшении выпуска продукции в денежном выражении, а стоимость основных фондов приходящихся на одного работника возросла в 2009 г. на 24,8 тыс. руб.
2.2 Анализ и оценка финансовой устойчивости, и эффективности использования ресурсов ОАО «Автоагрегат»
Идея расчета показателя финансовой устойчивости (или финансового левериджа) предприятия состоит в том, чтобы оценить риски, связанные с финансированием его деятельности с помощью привлеченных источников средств.

Финансовая устойчивость— это способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость.

Степень устойчивости состояния предприятия условно разделяется на 4 типа (уровня):

— абсолютная устойчивость предприятия.Все займы для покрытия запасов полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть нет зависимости от внешних кредиторов;

— нормальная устойчивость предприятия. Для покрытия запасов используются нормальные источники покрытия;

— неустойчивое состояние предприятия.Для покрытия запасов требуются источники покрытия, дополнительные к нормальным;

— кризисное состояние предприятия.В дополнение к предыдущему условию предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок или просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.

Произведем анализ и оценку финансовой устойчивости ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 г. на основании Приложения Б, В, Г (таблица 1).
Таблица 1 – Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия за 2007-2009 гг.

Наименование показателей

2007г.
2008г. 2009г.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

0,47

0,3

0,22

Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом

0,53

0,62

0,7

Маневренность собственного ОК

0,54

0,51

0,53

Доля текущих обязательств в итоге баланса

0,29

0,23

0,18

Доля заемного капитала в итоге баланса

0,32

0,23

0,18

Коэффициент финансовой устойчивости

0,69

0,76

0,81

Собственный капитал в обороте, тыс.руб.

142364

144483

150094

Коэффициент автономии
0,67
0,76

0,81
    продолжение
--PAGE_BREAK--



Из таблицы 1 видно, что коэффициент соотношения заемных и собственных средств в 2007 году составил 0,47, что на 0,17 больше по сравнению с 2008 годом (0,3), а в 2009 он снизился ещё на 0,08.

Устойчивость финансового состояния характеризует также икоэффициент маневренности. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние.

При отсутствии жестко установленных ограничений по этому коэффициенту иногда рекомендуется использовать его значение в размере 0,5, как оптимальное.

 Результат расчета данного коэффициента показал, что в 2007 – 2009 гг. году он составил более 0,5, что свидетельствует о положительном финансовом состоянии ОАО «Автоагрегат».

По данным таблицы 1 видно, что коэффициент автономии в 2007 году составляет 0,67, в 2008 году 0,76, в 2009 – 0,81, этот рост свидетельствует, что предприятие ОАО «Автоагрегат» финансово устойчиво.

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Анализ и оценку деловой активности принято проводить на 2-х уровнях:

— качественный анализ, когда о деловой активности судят по широте ассортимента, количеству оказанных услуг;

— количественный анализ осуществляют через расчет коэффициента оборачиваемости с целью расчета эффективности использования любого вида имущества и собственного капитала.

Нормативных значений здесь быть не может, но при прочих равных условиях сокращение операционного цикла всегда является положительным моментом. Чем больше оборотов, тем чаще деньги поступают на расчетный счет.

Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятий характеризуют показатели рентабельности и прибыльности.

 Под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие.

Экономический смысл значения рентабельности: показатель рентабельности характеризует прибыль, полученную вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

Произведем анализ и оценку эффективности использования ресурсов ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 гг. на основании Приложения Б, В, Г. (таблица 2 ).
Таблица 2 – Анализ и оценка эффективности использования ресурсов ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 гг.

Наименование показателей

2007г.
2008г. 2009 г.
Рентабельность активов, %

2,5

11,3

0,9

Рентабельность реализации продукции, %

4,4

3,05

1,1

Рентабельность основной деятельности, %

5,31

3,6

1,36

Рентабельность собственного капитала,%

1,81

10,5

0,54

Среднемесячная выработка на одного работника

35,65

42,73

37,12

Коэффициент инвестиционной активности

17,3

15,1

17,5
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из расчетных данных таблицы 2 видно, что в 2007 году предприятие получит 2,5% прибыли с каждого рубля, вложенного в активы, однако заметно увеличение данного показателя в 2008 г. до 11,3 % и значительное снижение снижение рентабельности активов в 2009 г. до 0,9 %.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.

Наиболее эффективно использовался собственный капитал предприятия в 2008 году, когда его рентабельность составила 10,5%.

Значения показателя инвестиционной активности предприятия за 2007 – 2009 гг. говорят о том, что предприятие тратит большой объем средств, направленных организацией на модификацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие организации.

Таким образом, проанализировав финансовую устойчивость и эффективности использования ресурсов в ОАО «Автоагрегат», можно сказать что предприятие находится в положительном финансово устойчивом состоянии; коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом показал достаточное наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости; анализ эффективности использования ресурсов ОАО «Автоагрегат » показал, что предприятие наиболее рационально использовало ресурсы в 2008 г., что позволило увеличить рентабельность активов на 8,8 %.
2.3 Анализ и оценка платёжеспособности, и деловой активности ОАО «Автоагрегат»
Под платёжеспособностью предприятия подразумевают его способность в срок и в полном объёме удовлетворять платёжные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Возможность регулярно и своевременно погашать долговые обязательства определяются в конечном итоге наличием у предприятия денежных средств, что зависит от того, в какой степени партнёры выполняют свои обязательства перед предприятием.

Анализ платёжеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заёмщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнёра, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Платёжеспособность оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому платёжеспособность направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчётной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заёмного капитала и наиболее эффективного его использования.

Главная цель анализа платёжеспособности — своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансовых возможностей предприятия.

Произведем анализ платежеспособности ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 г. на основании Приложения Б, В, Г (таблица 3).
Таблица 3 – Анализ платежеспособности ОАО «Автоагрегат» за 2007-2009 гг.

Наименование показателей

2007г.
2008г. 2009г.
Коэффициент абсолютной ликвидности

0,26

0,00007

0,07

Доля оборотных средств в активах

0,68

0,62

0,62

Доля собственных оборотных средств в их общей сумме

0,56

0,63

0,7

Доля запасов в оборотных активах

0,6

0,68

0,63

Мобильность собственного оборотного капитала

0,21

0,00004

0,03

Среднемесячная выручка, тыс.руб.

51235

53081

43800

Степень платежеспособности общая

2,44

1,62

1,45

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам

0,57

0,32

0,02

Коэффициент задолженности другим организациям

0,87

0,87

0,85

Коэффициент задолженности фискальной системе

0,73

0,09

0,05

Коэффициент внутреннего долга

0,26

0,33

0,52
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Из таблицы 3 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности в 2007 году составлял 0,26, а в 2008 и 2009 гг. его значение составляло 0,00007 и 0,07, что является критическим.

 Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах 0.2-0.25.

Коэффициент внутреннего долга повысился в 2009 г. до 0,52, что характеризует увеличение удельного веса внутреннего долга в общей сумме долгов предприятия ОАО «Автоагрегат».

Коэффициент задолженности фискальной системе в 2007 г. составлял 0,73, в 2008 снизился на 0,64, в 2009 снизился ешё на 0,04 и составил 0,05, что свидетельствует о значительном снижении удельного веса задолжности бюджету.

Высокое значение коэффициента задолженности другим организациям в 2007-2009 гг. говорит об увеличение удельного веса товарных кредитов в общей сумме долгов ОАО «Автоагрегат».

Увеличение доли собственных оборотных средств в общей сумме активов с 0,56 в 2007 г. до 0,7 в 2009 г. говорит о достаточной обеспеченности организации собственными оборотными средствами.

Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего в скорости оборота его средств.

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности.

Произведем анализ и оценку деловой активности ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 г. на основании Приложения Б, В, Г (таблица 4).
Таблица 4 – Анализ и оценка деловой активности ОАО «Автоагрегат» в 2007-2009 гг.

Наименование показателей

2007г.
2008г. 2009г.
Выручка от реализации, тыс.руб.

614821

636974

525594

Чистая прибыль, тыс.руб.

7647

4744

1528

Ресурсоотдача, руб.

1,69

1,68

1,47

Коэффициент оборачиваемости материалов

5,81

6,21

5,47

Срок оборота материалов, дн.

62

58

66

Оборачиваемость готовой продукции

221,8

140,4

65,63

Срок оборота готовой продукции, дн.

2

3

5

Оборачиваемость дебиторской задолженности

9,6

8,9

7,4

Срок оборота дебиторской задолженности, дн.

38

40

49

Оборачиваемость текущих обязательств

5,38

7,5

8,4

Срок оборота текущих обязательств, дн.

67

48

43

Оборачиваемость собственного капитала

2,33

2,26

1,87

Срок оборота собственного капитала, дн.

155

159

193

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

5,22

4,35

4,88

Коэффициент оборотных средств в производстве

3,14

2,9

2,94

Коэффициент оборотных средств в расчетах

2,07

1,44

1,94



Из данных таблицы 4 видно, что выручка от реализации продукции ОАО «Автоагрегат» увеличилась на 22153 тыс.руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом и составила 636974 тыс.руб., и снизилась в 2009 г. на 111380 тыс. руб.

Показатель ресурсоотдачи в 2007 г. говорит о том, что, ОАО «Автоагрегат» имеет 1,69 рублей выручки с рубля, вложенного в активы, в 2008 г. – 1,68 руб., в 2009 г. – 1,47 руб.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. В 2007 г. данный показатель составлял 5,22, в 2008 г. снизился до 4,35, что говорит об уменьшении собственных оборотных средств у предприятия, в 2009 г. увеличился до 4,88.

Таким образом, исследование финансового состояния ОАО «Автоагрегат» показало, что в период 2007-2009 годы предприятие ОАО «Автоагрегат» было обеспечено оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, также можно сказать об улучшении платёжеспособности ОАО «Автоагрегат» за счёт увеличения стоимости чистых активов предприятия в период 2007 — 2009 гг. Проанализировав финансовую устойчивость и эффективности использования ресурсов в ОАО «Автоагрегат», можно сказать, что предприятие находится в положительном, устойчивом финансовом состоянии. К основным направлениям улучшения финансового состояния ОАО «Автоагрегат» можно отнести укрепление платёжеспособности, снижение непроизводственных расходов и потерь от нерационального использования ресурсов и улучшение имиджа предприятия.




3 Разработка мероприятий и направлений по улучшению финансового состояния ОАО «Автоагрегат»
3.1 Снижение непроизводственных расходов и потерь от нерационального использования ресурсов в ОАО «Автоагрегат»
В современных условиях рынка устойчивая деятельность ОАО «Автоагрегат» зависит от внутренних возможностей данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Как свидетельствуют данные за последнее десятилетие, одним из важнейших резервов себестоимости продукции и получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери ведут к понижению эффективности общественного производства.

Состав непроизводственных расходов и потерь весьма разнообразен. Их характер и отношение к производственному процессу тоже различны. Поэтому для правильного их отчисления, организации и контроля необходима научно-обоснованная классификация непроизводственных расходов и потерь. Предлагаемые классификации построены по ряду признаков:

1.                          Так по характеру потерь ресурсов непроизводственных расходы и потери подразделяются на потери рабочей силы, потери средств труда и предметов труда (подразделением на потери сырья, материалов и готовой продукции).

2.                          По видам непроизводственных расходов и потерь представлена группировка по следующим признакам: от неполного использования ресурсов, от нерационального их использования, от непроизводственного использования.

3.                          В зависимости от принадлежности к процессу производства непроизводственные расходы и потери группируются по следующим признакам: расходы и потери в процессе производства продукции, ее распределения и обращения и потери, не связанные с этими процессами.

4.                          По источникам возмещения непроизводственные расходы и потери подразделяются на возмещенные за счет произведенного национального дохода и включаемые в продукт. К первому подразделению относятся непроизводительные расходы и потери, возмещаемые из прибыли и бюджета. Сюда относятся штрафы, пени, неустойки и другие непроизводительные расходы. Ко второму подразделению относятся непроизводные расходы и потери, которые включены в состав затрат, образующих себестоимость продукции.

 Сюда включают непроизводственные расходы и потери в сфере материального производства, которые представляют собой расход рабочей силы, предметов и средств труда, в результате которого не была получена продукция и уничтожение или снижение качества (порча) уже произведенной продукции. К таким расходам относится потери от простоев, от недостачи и порчи предметов и средств труда, потери от брака, потери отходов

 Созданную продукцию, имеющую материально-вещественную форму, иногда уничтожают, портят, либо переводят в другую категорию качества из-за длительного хранения. Разница между ее первоначальной стоимостью и ценой использования также относится к непроизводственным расходам и потерям.

Важное значение на ОАО «Автоагрегат» имеет оценка потерь от брака. В настоящее время потери от брака в отчетности не отображаются. Анализ потерь от брака начинается с определения их удельного веса в себестоимости продукции. В 2009 году удельный вес потерь от брака в себестоимости не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 0.1%. основная причина брака – это недобросовестное отношение рабочих и исполнителей к своим обязанностям, несоблюдение технологии, несоответствие применяемого материала, некачественное выполнение работы, неритмичность производства.

Наряду с анализом потерь от брака производиться анализ непроизводственных расходов, содержащихся в составе цеховых и общезаводских расходов, а также различного рода штрафов, пени, неустоек.

Непроизводственные расходы – это расходы, вызванные бесхозяйственностью, отсутствием бережливости и экономии. Непроизводственные расходы в полной мере следует относить к резервам снижения себестоимости.

Объективные процессы существования потерь – это нарушение пропорциональности и недоиспользования производительных сил, несоответствия организационно-хозяйственных форм уровню развития и характеру производительных сил, природе и мере зрелости непроизводственных отношений общества. Субъективные причины потерь связаны с несоответствием профессионального и культурного уровня работников, достигнутому уровню НТП, несвоевременность устранения или разрешения тех или иных социально-экономических противоречий, осуществления необходимых организационно-технических мероприятий.

Необходимо отметить, что потери можно подразделить на учитываемые и скрытые. Учитываемые потери отражаются в отчетности в виде непроизводительных расходов, убытков и перерасходов по отдельным статьям затрат. Сложно и одновременно очень важно выявлять скрытые потери. Так, например, потери при перевозках обычно документально не оформляются.

Скрытыми потерями на транспорте являются приписки объемов перевозимых грузов, в промышленности и строительстве — объемов выполненных работ, продукции. Следует глубже анализировать потери, рассматривая в качестве последних неиспользованные возможности. Например, существенным резервом повышения эффективности производства является использование отходов и вторичных ресурсов. Рациональное использование отходов не только исключает эти потери, но и обеспечивает дополнительную прибыль.

К неиспользованным возможностям ОАО «Автоагрегат», то есть к потерям, надо отнести неэффективное использование созданного производственного потенциала. Основные производственные фонды используются недостаточно полно. Велики внутрисменные потери.

 Причинами низкого коэффициента сменности оборудования и значительных и значительных его простоев являются: недостаточный уровень специализации; несбалансированность числа рабочих мест и численности рабочих; неритмичность работы сопряженных цехов; материально — технического снабжения; недостаточная техническая оснащенность производства; частые поломки из-за устаревшего оборудования; нарушения технологической и трудовой дисциплины.

 Значительные возможности повышения отдачи производственного оборудования связаны с переводом машиностроительных предприятий из двух на трех сменный режим работы. Помимо прямого снижения фондоемкости продукции такой перевод дал бы возможность больше загрузить прогрессивное оборудование, высвободив устаревшее. Сократилась бы потребность в новых орудиях труда для технического обновления.

Большой удельный вес в составе непроизводственных расходов и потерьОАО «Автоагрегат» занимают затраты, связанные с уплатой штрафов.

В решении проблемы снижения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь наряду с созданием безотходных технологий и новой ресурсосберегающей техники, экономичных способов обработки, современных методов утилизации вторичных материалов важную роль играют экономические факторы, оказывающие непосредственное влияние на результат использования всех видов ресурсов, и среди них — учет, контроль и анализ как функции управления ресурсами, призванные обеспечить полной и достоверной информацией центры ответственности о допущенных потерях на всех уровнях хозяйствования.

Целенаправленная и эффективная работа по экономии всех видов ресурсов возможна только при умело налаженном учете и анализе, что подтверждается всей практикой их ведения.

Бесхозяйственность и расточительность во многих случаях являются следствием слабого учета, контроля и анализа. Недостатки в учете порождают потери еще потому, что при их наличии зачастую снимается ответственность за рациональное использование ресурсов и исключается возможность эффективного контроля за их использование.

 Получаемая на основе достоверного учета объективная информация позволяет хозяйственным руководителям вовремя установить участки и причины потерь ресурсов, определить наиболее результативные пути их экономии.

Рыночная экономика предполагает резкое сокращение непроизводственных расходов и потерь, повышение ответственности должностных лиц за результаты хозяйствования. Но многие предприятия и теперь продолжают необоснованно относить ряд непроизводственных расходов на себестоимость продукции.

Для устранения таких негативных явлений учетный и аналитический аппарат должны поставить прочный заслон припискам, хищениям и незаконным расходам. Необходимо совершенствование организационной структуры бухгалтерской службы, методологии учета и анализа, наличие высококвалифицированных кадров, которые были бы способны самостоятельно экономически мыслить.

Таким образом, у ОАО «Автоагрегат» происходит потеря прибыли от неполного использования ресурсов, от нерационального их использования, а к основными факторами сокращения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь ОАО «Автоагрегат» можно отнести: совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь, введение новых систем оплаты и премирования, повышение организационно-технического уровня производства. Снижение и ликвидация непроизводственных расходов и потерь в дальнейшем окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса на него и, соответственно, на повышение прибыли.
3.2 Укрепление имиджа ОАО «Автоагрегат», как метод улучшения финансового состояния предприятия
К числу рекламных средств, которые применяются предприятием ОАО «Автоагрегат» для привлечения потребителей стимулирования продаж можно отнести:

— рекламу своей продукции на электронных носителях информации и в компьютерных сетях Internet;

— имидж предприятия как средство рекламы: обустройство офиса, организация приема посетителей, одежда персонала и т.д.;

— товарный знак, фирменный стиль.

Многими сувенирами, особенно самыми практичными, можно пользоваться многие годы, и сувенир будет являться напоминанием о предприятии — производителе. К тому же прибегнуть к услугам вновь данного предприятия помогают реквизиты, указанные на сувенире.

Для продвижения торговой марки ОАО «Автоагрегат», также широко использует рекламные средства, как: буклеты, проспекты, каталоги, календари, реклама в газетах и журналах, товарный знак и фирменный стиль и т.п. Каждый рекламный материал может использоваться практически в любом мероприятии: работе с покупателями, во время деловых встреч, на выставке и т.д.

Особенно велика роль товарного знака (знака обслуживания) в экспортной деятельности для предприятия ОАО «Автоагрегат». На сегодняшний момент товарный знак ОАО «Автоагрегат» стал синонимом качества предлагаемых товаров. Важная особенность промышленной рекламы — то, что она должна быть максимально информативна. Предприятию выпускающему промышленную продукцию необходимо размещать рекламно-информационные блоки в журналах, информационные статьи о технологиях изготовления используемых в насосе, о новых материалах, разработках ОАО «Автоагрегат». Это, как показывает практика, более эффективно, чем давать обычную рекламу.

Журнал распространяется в 85 регионах России, в Белоруссии, Украине, Молдове. Тираж 42 000 экземпляров. Целевая рассылка: на 3 000 автосервисов Московского региона и областных центров РФ. Ежемесячная аудитория электронной версии журнала составляет свыше 15 000 человек.

Ежемесячный журнал «Автомобиль и Сервис» получил широкую известность как единственное в стране издание, профессионально рассказывающее обо всех вопросах оснащения и организации любого авторемонтного предприятия. На страницах журнала регулярно публикуются статьи об оборудовании, расходных материалах и технологиях, применяемых в современном автосервисе. Авторитет издания, завоеванный за десять лет среди руководителей и специалистов любых участков автосервисов, — неоспорим.

Все рекламные материалы, опубликованные на страницах журнала, не остаются незамеченными и приносят безусловную отдачу. Это — мнение рекламодателей, проверенное на практике.

Рассчитаем рекламный бюджет по данным таблицы 5.
Таблица 5 – Расценки журнала «Автомобиль и сервис» на публикацию рекламных объявлений

Показатель

Значение

Цена за полноцветную печать внутри журнала

20 000руб.

Периодические издания

12 раз в год

Объем аудитории

80 тыс. чел



За 2009 год предприятием было отгружено 100 056 штук фильтрующей продукции.


Таблица 6 — Расчет рекламного бюджета

Показатель

Расчет (значение)

Задача по сбыту

100 000 шт./год

Темп совершения

покупок

2 раза в год

Вероятность

совершения покупки

0,8

Необходимое количество покупателей,

 совершивших покупку, чел

1) = 50 000

2) =62 500

Принимают решения о

покупке

0,7

Необходимое количество осведомленных

потребителей, чел

1) =57 142

 2) = 114 284

Вероятность

осведомленных покупателей

0,5

Необходимое количество контактов на всю целевую аудиторию

114 284  5 = 571 420

Минимальное количество контактов со средствами рекламы

5

Необходимое для обеспечения контактов количество публикаций объявлений

571420  5 = 2857100

Количество замеченных и воспринятых объявлений

1 из 5

Объем аудитории

80 тыс.чел.

% профессиональных потребителей от объема

аудитории журнала



95 %

Размер бюджета

 рекламы, руб.

1) =38

2) 38200001= 760 000

3) 760 000(1-0,30)=532 000




Размер рекламного бюджета для предприятия ОАО «Автоагрегат» составляет 532 000 рублей. Выставки являются одним из наиболее эффективным средств привлечения целевых аудиторий. Высокий коммуникационный эффект выставки заключается в возможности демонстрировать фильтрующую продукцию, отвечать на вопросы, опровергать возражения и — что самое важное — строить личные отношения с партнерами и покупателями. Стоимость проведения выставок в Москве обходится предприятию ОАО «Автоагрегат» в 15 тыс. $. В Сургуте, Казани, Уфе и Тюмени – около 6-9 тыс. $. Для формирования образа торговой марки предприятию ОАО «Автоагрегат» необходимо как можно больше принимать участие в выставках. Составим бюджет рекламных мероприятий, который будет проводится на протяжении 2010 года., он будет равен: стоимость проведения выставок + реклама в журнале «Автомобиль и сервис» + рекламное обеспечение.

Стоимость проведения рекламных мероприятий на продвижение торговой марки за год составит: 532 000+960 000 (две крупных выставки)+ 400 000(рекламное обеспечение) =1 892 000 рублей.

Необходимо учесть, что суть вышеприведенных расчетов сводится не продвижение какой-либо группе фильтрующей продукции. План рекламных мероприятий включает формирование образа (бренда) предприятия ОАО «Автоагрегат».

Важная особенность промышленной рекламы — то, что она должна быть максимально информативна. Предприятию выпуская промышленную продукцию необходимо размещать рекламно-информационные блоки в журналах, информационные статьи о технологиях изготовления используемых в фильтре, о новых материалах, разработках ОАО «Автоагрегат». Это, как показывает практика, более эффективно, чем давать обычную рекламу.

Другой аспект промышленной рекламы — это то, что она нацелена на относительно узкий круг лиц и гораздо более эффективно размещать ее в отраслевых изданиях.

Расходы на рекламную деятельность на продвижение торговой марки предприятия ОАО «Автоагрегат» представлены в таблице 7 (данные отдела маркетинга и сбыта). При размещении рекламы предприятие ОАО «Автоагрегат» планирует бюджет своей рекламной деятельности. Коммерческие расходы планируются до 1 % от выручки от реализации.
Таблица 7 – Расходы предприятия ОАО «Автоагрегат» на рекламную деятельность за 2009 год



Из таблицы 7 видно, что затраты на рекламу за отчетный год составили 747 000 рублей.

Предприятие в отчетном году получило выручку в размере 525594 тыс. рублей (Приложение А). Для формирования промышленного бренда необходимо увеличить затраты на проведение рекламных мероприятий. Стоимость рекламных мероприятий на 2009 год обойдется предприятию ОАО «Автоагрегат» в 1 892 000 руб. Процесс формирования промышленного бренда очень длительный. Нужно годами добиваться доверия и расположения покупателей. Для того, чтобы сформировать промышленный бренд необходимо как минимум 10 лет.

Оценим эффективность проведения рекламы, ориентированной на восприятие торговой марки предприятия ОАО «Автоагрегат» путем активного привлечения потребителей, совершающих покупки только под воздействием рекламы для предприятия ОАО «Автоагрегат» на 2009 год. Формирование имиджа торговой марки предприятия ОАО «Автоагрегат» предполагает проведение плана рекламных мероприятий рассчитанных на год, с целью формирования бренда и увеличения числа покупателей, которые не знали о существовании данного предприятия.

Рекламный рынок для предприятия ОАО «Автоагрегат» составляет D=100 000 клиентов.

Для прогнозирования объема про­даж и прибыли нужно опираться на некоторую модель потреби­тельского рынка П. Дойля, основанную на концепции роста марочного капитала.

При анализе будет учитываться именно та часть рын­ка продаж, которую составляют потребители, совершающие по­купки только под воздействием рекламы.

Этот сегмент рынка формируется либо за счет новых, не определившихся с выбором бренда покупателей, либо за счет людей, не имеющих постоянных марочных предпочтений. Услов­но назовем его рекламным рынком. В рассматриваемой простейшей модели результат воздействия рекламы сводится к перераспре­делению рекламного рынка Dмежду фирмами-конкурентами пропорционально доле голоса (доле рекламного рынка) каж­дой из них.

 Таким образом, объ­емы продаж компаний зависят от доли голоса S.

Доля голоса предприятия ОАО «Автоагрегат» составляет S= 20%. Величина одного платежа p=150 руб.(месячная абонентская плата), среднее число платежей составит n=3.

Вычислим максимально допустимые рекламные затраты, превысив которые реклама перестанет приносить прибыль для предприятия ОАО «Автоагрегат». Для этого введем показатель возврата инвестиций ROI:
    ROI=,      (18)


где I–доход, полученный от рекламы за счет привлечения рекламной кампании;

 V– инвестиции в рекламу (бюджет состоящий из затрат на изготовление и размещение рекламы).

Смысл ROIзаключается в следующем. Если ROI1, то доход от рекламы выше, чем затраты V, т.е. при ROI1 инвестиции в рекламу окупаются, а при ROI1 – нет.

ROIможно представить в виде формулы:
   ROI=pnDS/V, (19)
Отсюда находим:
   VpnDS,      (20)
где V–затраты на рекламу.

При D=100 000, p=150 руб., n=3 и S=20% максимальная величина рекламного бюджета для предприятия ОАО «Автоагрегат» составит:

Vmax=1503100 0000,2=9000 000 руб.

Рекламные затраты окупятся для предприятия ОАО «Автоагрегат», если не превысят 9000000 руб.

Обоснуем выше сказанное.

Пусть на рекламу было истрачено 1 892 000 руб., что и позволило достичь S=20%. Тогда при наценке в 150 руб. и при n=3, рекламодатель получит прибыль:
    P=I-V=pnDS— V,    (21)
где I– доход, полученный фир­мой благодаря «завоеванию» части рекламного рынка.

Теперь вычислим I– доход, по­лученный за счет привлечения новых клиентов за время рек­ламной кампании. Для опреде­ленности будем считать, что до­ход обеспечивается регулярны­ми денежными поступлениями (например, оплата услуг).

В этом случае его можно представить как сумму отдельных платежей каждого привлеченного рекла­мой клиента. При этом доход от одного покупателя представляет собой дисконтированный де­нежный поток, образованный регулярными (например, еже­месячными) платежами. Общий доход можно предста­вить в виде произведения трех сомножителей:
   I= pnN.,      (22)
P=1503100 0000,2 – 1 892 000 =9000 000 – 1 892 000 =7 108 000 руб.

Если же денежные потоки будут отсутствовать, то n=1 и рекламодатель в лице ОАО «Автоагрегат» все равно получит доход от рекламы и доход будет выше, чем затраты:

P=150100 0000,2 – 1 892 000 = 3 000 000 – 1 892 000= 1 108 000руб.

Учтем наличие протяженных во времени денежных потоков (при условии что они действительно существуют). В результате мультипликатор дохода nстановится больше 1. (nзависит от процента потери клиентов и от ряда факторов, главным из которых в рассматриваемом случае время переключения на другие бренды).

 Оценим эффективность рекламы для ОАО «Автоагрегат» при рекламных затратах в 1 108 000 руб. Ее можно вычислить, используя отношение прироста прибыли к затратам:
   E= ,      (23)




E= = 5%

Таким образом, эффективность рекламной кампании для ОАО «Автоагрегат» составит 5 % от затрат, то есть предприятие за счет привлеченных рекламой клиентов получит прибыль, которая составит 5 % от понесенных затрат. К основными факторами сокращения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь ОАО «Автоагрегат» можно отнести: совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь, введение новых систем оплаты и премирования, повышение организационно-технического уровня производства, что поможет укрепить финансовое состояние ОАО «Автоагрегат».




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.