Реферат по предмету "Мировая экономика"


Краткая характеристика свободных зон России Украины

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О свободных экономических зонах». В соответствии с названным законом свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.  Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом «О свободных экономических зонах», таможенным и иным законодательством Российской Федерации.   Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны),  налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.
Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.
К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Однако названный Закон так и не был подписан Президентом Российской Федерации. 8 июля 2005 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который был одобрен  Советом Федерации
13 июля 2005 года и подписан Президентом Российской Федерации 22 июля 2005 года.
В соответствии с названным Законом      особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Закон выделяет следующие типы особых экономических зон:
— промышленно-производственные особые экономические зон. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.
— технико-внедренческие особые экономические зоны. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.
На территории особой экономической зоны не допускается:
— добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
— переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
— производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы.
Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами взимаются налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны. При этом акцизы подлежат уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не только с Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обращение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима.
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон»[1].
Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На всех субъектов экономической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Список литературы
Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. –1998. — № 6.
Верба Е. Нужны свои и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. –1998. — № 6.
Жушма П., Павлович Г. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 11 ноября 1998 года // Промышленно-торговое право. — № 11-12. -1998.
Маненок Т. Все зоны уравняли // Белорусский рынок. — 13.06.2005. — № 22.
Мотина Е. Скрытые ограничения в регулировании деятельности резидентов свободных экономических зон // Юрист. – 2005. — № 120
Об исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами свободных экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.01.2004 № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 02.02.2004. — № 18. -8/10456.
Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон: Закон Украины от 13.10.1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
Об одобрении Программы развития свободных экономических зон Республики Беларусь на 2004 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 № 518 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 13.05.2004. — № 73. — 5/14200.
Об освобождении администраций свободных экономических зон от уплаты государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2000 № 1784 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 08.12.2000. — № 113. — 5/4614.
Об особенностях исчисления таможенных пошлин и налогов при таможенном оформлении товаров, вывозимых с территории свободных таможенных зон, расположенных в границах свободной экономической зоны «Могилев» и свободной экономической зоны «Гродноинвест» (вместе с Инструкцией «О порядке применения и заполнения бланков уплаты»): Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.05.2004 № 39 // Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ// Российская газета. -  2005. — № 162.
Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.09.2005 № 96 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 14.11.2005. — № 175. -  8/13318.
Об утверждении Правил создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь: Постановление Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 174 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 20.08.2001. — № 76. — 8/6409.
О конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидентов свободных экономических зон «Гродноинвест» и «Могилев»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2002 № 1230// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.09.2002. — № 105. -  5/11109.
О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 21.07.2003. — № 79. — 1/4779.
О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 15.06.2005. — № 92. — 1/6516.
О некоторых вопросах регистрации в качестве резидентов свободных экономических зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1999 № 2062 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.01.2000. — № 5. — 5/2333.
О порядке уплаты отчислений и сборов, установленных законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год», резидентами свободных экономических зон: Постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 22.02.2001 № 18 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.03.2001. — № 26. -  8/5192.
О применении норм законодательства, касающихся деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.01.2000 № 03-24/11 // Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
О свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З // Народная газета. — № 72. — 24.04.1999.
О таможенном режиме свободной таможенной зоны и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного оформления товаров (вместе с Инструкцией «О порядке заполнения декларации свободной таможенной зоны»): Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.09.2005 № 67 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 09.11.2005. — № 173. — 8/13261.
Чижевская И. Новое в таможенном регулировании деятельности СЭЗ // Право Беларуси. – 2005. — № 10.
Якубовская О. Правовой режим СЭЗ: особенности налогообложения // Бюллетень нормативно-правовой информации. Юридический мир. – 2006. — № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников
Реферат Кримінально-процесуальне право, Лобойко
Реферат Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов
Реферат Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа
Реферат Екатерина II Немка на престоле или Великая государыня
Реферат Концепция проекта в проектном анализе
Реферат Лишение свободы как уголовное наказание
Реферат Ликвидация юридических лиц в российском законодательстве
Реферат Ликвидация юридического лица 2
Реферат Sex Anybody Essay Research Paper Sex Anybody
Реферат Системы автоматизированного проектирования
Реферат Маркетинговая деятельность СПК Прогресс Вертелишки
Реферат Сравнительная характеристика рабовладельческих государств на основе источников
Реферат Henry VIII By William Shakespeare 15641616 Essay
Реферат Автор: Родин Антон