--PAGE_BREAK--Таблица № 1 (в пудах)
Виды продукции
1873
1883
1893
1895
Уголь
2,959,198
10,513,069
28,222,681
34,122,913
Руда железная
690,587
2,798,290
12,759,355
15,361,694
Чугун
388,647
1,590,453
7,322,435
10,154,145
Чугун марганц
-
35,453
150,741
266,648
Сталь мартен
-
1,119,163
4,817,157
5,349,533
Рельсы
816,447
3,522,648
3,994,453
145,328
Железо пудлинг
212,722
583,645
615,787
759,690
К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь, выжжен-
ная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был
построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник оживлен-
ный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители
окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на
колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10 угольных
шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и
водоотливные машины мощностью соответственно 1.056 л.с. и 1.306 л. с. Возглав-
лял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные цеха
насчитывали 6 печей объемом от 3.288 до 13.440 куб. футов. При них было
установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались колош-
никовыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производитель-
ность доменных печей достигала 70 тыс. пудов в сутки. Чугун освобождался от
серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8.000 пудов каждый. Местная желез-
ная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки чугуна,
не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более
богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней. Такая
примесь только улучшила качество чугуна.
Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах,
сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при каждом
было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском
заводе и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного
отдела в это время достигала 10 млн. пудов в год, а листопрокатного и кровельно-
го — до 2.750 тыс. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной
выработкой до 25 млн. пудов в год.
Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был осна-
щен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он мог
перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов рельс. Юзовский завод владел собственно
выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были со-
единены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы. Его
подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем, что
завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались
электричеством.
Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали извест-
ковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича
составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов.
По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механичес-
ких заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного предприятия
Новороссийского Общества.
В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве,
Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в При-
волжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства.
Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом Обще-
ства, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ улице,
являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но не
обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для руководст-
ва делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление.
В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689 че-
ловек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты на
уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160 че-
ловек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в
основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в
начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек. Общие
ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили 7.075.684 руб-
лей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в месяц в
зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная зара-
ботная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500. Вдовам
рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25 рублей в
месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу единовременных
пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше 5.000 руб-
лей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и инва-
лидности в IРоссийском Страховом Обществе. При этом необходимо подчерк-
нуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного малооплачива-
емого труда, что приносило им дополнительную прибыль.
Заводоуправление предоставляло рабочим бесплатные квартиры с даровым
отоплением и водою. Для желающих имелись платные квартиры, но также с
даровым отоплением от 1 до 4 рублей в месяц. Все отбросы и нечистоты от
квартир и с улиц поселка ежедневно увозились к деструктору, в котором сжига-
лись. Летом же заводские улицы и территория, прилегающая к домам, поливалась
водою с добавлением обеззараживающей дикости. Комиссия по исследованию
положения горнорабочих юга России, работавшая на заводах и рудниках Ново-
российского Общества весной 1905 г., оставила подробные описания жилищ
рабочих. Помимо частных домов имелись отдельные благоустроенные 2-х и 4-х
квартирные домики, квартиры в 1,5—2 комнаты с кухней (с цементным или
земляным полом) и казармы. По мнению комиссии, все типы жилищ были в той
или иной степени благоустроенны, но казармы, как подчеркивалось, отличались
теснотой. Более того, бесплатные квартиры и казармы предоставлялись далеко не
всем рабочим.
Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам
внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни
рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону деятельности
Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж
повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо подчеркива-
лось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских
городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо отстроен-
ную «английскую колонию» и, по сравнению с ней, менее благоустроенные
русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название «Со-
бачевка». Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город очень
быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25 тыс.
человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке обосновалось
несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась
почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены
гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество русских
лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров. А
наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой. Заметим,
что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры, которых
нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г. Мертир-Тидвил,
откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода,
ЮЗОВКА.
прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские истори-
ки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в городе.
Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары,
за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач. Новороссийское
Общество располагало собственным Александровским имением, которое удовле-
творяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок.
Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно было
приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» —
Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный заводы,
паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном
для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в де-
структоре. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее
двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах Общества
продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью
заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические усло-
вия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который готовил-
ся круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в осо-
бых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением.
Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам представляется,
была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех зданиях и
была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из лучших
в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание боль-
ницы уходило от 60.000 до 75.000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2 про-
визора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16.000 руб.
в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек, амбулатор-
ных — 26.250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице,
прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов,
проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные
платные (вход — 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями.
На их постройку было истрачено 20.000 рублей.
Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала орга-
низация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная и 3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной школы,
как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими, про-
сторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя
параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса каж-
дая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75.000 рублей., а расход
на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание
зданий, требовал суммы примерно в 13.000 рублей. В 1897 г. 18 учителей обучали
в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение равнялась
5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке
имелись также одна английская и несколько частных школ.
Благоустройство территории завода и города также находилось в центре вни-
мания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный парк
общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный
пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители города
могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и
кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о
досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков. Летом в
парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода. В
конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся для
чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные посту-
пили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по исследованию
положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению, посеща-
лись мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совмест-
ных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено
100.000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть
поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее имелось
еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского Общества
существовал книжный склад и библиотека.
Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное
Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено
тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в развитии
собственного металлургического и рельсового производства на юге России, посто-
янно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк
И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых
ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы
прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую
изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так,
например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под
залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из первых
случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практи-
ки». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам, когда
Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на
2.700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае речь шла
уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались
залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой
промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского
Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882 годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою продукцию.
Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными зака-
зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми
явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к
открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим
что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских
заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в
отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в
состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявле-
ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых
относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на 400
тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало
67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В 80-е годы
Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в
правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в
1885-1887 годы.
Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в состав
Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот
факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным
производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра
зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в
целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казен-
ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали
перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как писал
И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический
завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в январе
1895 года.
В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продук-
цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с
государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов. В
XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках Новороссий-
ского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на
период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос., а его производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в добыче угля доля
государственных заказов была значительной, а в остальных видах продукции,
имевшей оборонное значение, их доля была ниже.
продолжение
--PAGE_BREAK--