--PAGE_BREAK--Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.
Импульсом возникновения и развертывания инноваций выступают как известные законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительность степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной экономики.
В условиях существования товарно-денежных отношений для получения прибыли необходимо придать новшеству товарный вид, пропустить его через сферу обращения и там обменять на деньги. Тут, однако, есть существенное ограничение: владелец денег должен признать полезность предлагаемой ему вещи или услуги и актом купли товара подтвердить, что товар достаточно адекватен предъявляемым к нему требованиям. К. Маркс писал: «Товар приобретает всеобщую, общественно признанную эквивалентную форму только в качестве денег, а деньги находятся в чужом кармане. Чтобы извлечь их оттуда, товар должен быть, прежде всего, потребительной стоимостью для владельца денег…» Обострение проблемы сбыта объективно заставляет каждого производителя приспосабливаться к спросу, выявлять и даже самому формировать новые потребительские предпочтения. Подобный эффект в западной экономической литературе получил название «подтягивание спросом», а суть его была сформулирована почти столетие назад Ф. Энгельсом: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».
Во многих случаях появление новой технологии (техники) или научной продукции не влечет за собой появление спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этой новинки. Так, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов на основе современных научных изысканий служат примером того, что научно-технические достижения первоначально остаются невостребованными рынком. В подобных случаях первые появления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок (общество) становится более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который, в свою очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной продукции.
Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, вызванных новыми потребностями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1. Потенциальные потребители новой научной продукции – люди, и когда речь идет о «тотальных потребительских свойствах» продукции, подразумевается высшее возможное ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства вещей.
Вместе с тем очевиден тот факт, что наука и технология способны оказывать глубокое воздействие на условия жизни общества (наличие чистой воды, медицинских средств, телекоммуникаций и т. п.) и на его экономическое развитие.
Заключительным признаком в данной классификации рассматривается конечная ориентация производимых изменений. В тех случаях, когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товар, удовлетворяющий потребности человека, следует отнести к потребительским5.
2. Терминологический аппарат инновационной теории
2.1 Инновационный процесс и его этапы
Высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация», ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматриваемого как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека. На наш взгляд, инновационный процесс можно трактовать двояко. С позиций закономерности цикличности общественного развития инновационный процесс представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.
Применительно к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение6.
Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.
1) Фундаментальные исследования
Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.
2) Прикладные исследования
Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
3) Опытно- конструкторские разработки
Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:
разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, — принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
изготовление, испытание, доводка опытного образца.
4) Освоение производства нового изделия.
Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
Инновационный процесс часто связывается с научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития. Как соотносятся эти два понятия? Понятие «научно-технический прогресс» несомненно, имеет более широкий охват по сравнению с понятием «инновационный процесс». Научно-технический прогресс, как известно, представляет собой совокупность научного прогресса и прогресса техники и технологии. Исходным пунктом технического прогресса служит научный прогресс, состоящий из открытия новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, овладения приемами и способами его преобразования в интересах человека. Первоначально он осуществляется в форме накопления человеком эмпирических знаний о явлениях и свойствах природы, а затем в форме научных открытий революционного характера, меняющих основы одной отрасли науки или в целом картину мира, открывающих новые пути его понимания и преобразования, а также научных открытий и идей, продолжающих и уточняющих преобладающую систему взглядов, способствуя ее упрочению, распространению, более эффективной реализации в технике.
Технический прогресс состоит в совершенствовании средств производства, технологических процессов и предметов потребления в целях получения народнохозяйственного эффекта и более полного удовлетворения потребностей человека. Исходя из этого научно-технический прогресс трактуется большинством ученых как процесс совершенствования средств производства, технологических методов (способов) и форм организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки, обеспечивающий повышение производительности труда, более полное удовлетворение потребностей общества, всестороннее развитие личности работника или получение другого необходимого обществу эффекта.
Как мы уже отмечали, понятие «инновация» появляется на стадии практического использования результатов научных исследований. Это значит, что инновационный процесс как процесс подготовки и осуществления нововведения сливается с техническим прогрессом. Точнее сказать, технический прогресс представляет собой совокупность инновационных процессов, связанных с продуктовыми и технологическими нововведениями во всех звеньях народного хозяйства. Это тот самый случай, когда количество обеспечивает качество. Чем больше инновационных процессов протекает в определенный промежуток времени, тем выше темпы технического прогресса. Глобальные, радикальные инновации обеспечивают революционный скачок в технике и технологии7.
2.2 Инновационная деятельность
Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества. Некоторые авторы смешивают эти понятия, трактуя их абсолютно одинаково. На наш взгляд, инновационная деятельность представляет собой сознательную целенаправленную работу людей или, точнее, совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки в народном хозяйстве не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание. Для социалистического способа хозяйствования, характеризующегося планово-директивными методами управления, распространение квалифицировалось как внедрение, при этом узкоспециализированная система организации производства допускала ограниченное внедрение новшества на одном предприятии или в рамках одной отрасли. В условиях рыночного хозяйствования распространение новшества не имеет ограничений. Единственным условием выступает необходимость постоянного совершенствования его технико-экономических параметров и приспособление к требованиям потребительского спроса. Совершенствование параметров может происходить по двум основным направлениям: падению цены единицы полезного эффекта, которое новшество предоставляет своим потребителям, и повышению возможностей многофункционального применения. Разумеется, падение цены единицы полезного эффекта может иметь место без какого-либо изменения параметров самого новшества (к примеру, в результате экономии на опыте и объеме производства). Однако обычно в ходе диффузии новшество интенсивно изменяет свои технико-экономические параметры, приспосабливаясь к требованиям рынка, что ведет к его использованию все расширяющимся кругом экономических субъектов, которые выдвигают все новые и новые требования, что, в свою очередь, служит стимулом к изменению параметров новинки.
К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм; поиск новаторских идей и решений, партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии8.
В законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» говорится, что инновационная деятельность — деятельность, представляющая собой комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, маркетинговых действий, направленных на создание, использование и коммерциализацию инноваций путем введения их в гражданский оборот9. В проекте федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” под инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.
В соответствии с законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции10.
2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость
Инновационная деятельность субъекта (предприятия, региона, страны и т.д.) характеризует его инновационную активность, которую некоторые ученые понимают как «интенсивность применения достижений науки и техники в хозяйственной практике». Как следует из всего вышесказанного, инновационная активность не всегда обусловлена необходимостью повышения уровня научно-технической новизны. Наиболее важным критерием для производителя и потребителя может являться рыночная новизна, наличие потребительной стоимости, т.е. способности более эффективно удовлетворять потребности общества: уже имеющиеся или новые, сформированные ею. Исходя из этого, мы бы трактовали инновационную активность как интенсивность реализуемых нововведений. Такое же определение инновационной активности дается и в законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области». Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики: наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры: структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--Инновационная активность в значительной степени обусловлена инновационной восприимчивостью социально-экономической системы любого уровня, т.е. способностью к быстрому и эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций, а мы бы сказали, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. В законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» указано, что инновационная восприимчивость (инновативность экономики) — способность социально-экономической системы к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса11.
2.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал
Понятие «инновационная восприимчивость» иногда путают с понятием «инновационный потенциал», трактуемый некоторыми авторами как «способность создавать и применять пионерные технологические новшества», либо как готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. На наш взгляд, более справедливо мнение тех авторов, которые под потенциалом понимают совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития, либо обеспечивающих (в случае непрерывного использования) возможность для осуществления научно-технической деятельности по решению социально-экономических проблем развития народного хозяйства. Трактование потенциала как ресурсной совокупности свидетельствует о его возможностях и инновационной восприимчивости. К примеру, предприятие, не обладающее конструкторскими структурами, не в состоянии изготовить опытный образец или установочную серию даже по закупленной технической документации.
В зависимости от размера рассматриваемой социально-экономической системы инновационный потенциал может характеризоваться на уровне мирового сообщества, отдельно взятой страны, отрасли, региона, хозяйствующего субъекта. В любом государстве инновационный потенциал относится к категории национального достояния. В ведущих развитых странах существует законодательство, охраняющее его. Наша страна, вступая на путь, которым идет большинство стран мира, трансформирует свое законодательство, определяя результаты научной и инновационной деятельности как товар, подлежащий защите и коммерциализации.
Протекание инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной инфраструктуры. Зачастую в экономической литературе данное понятие трактуется слишком широко, охватывая практически весь инновационный потенциал. На наш взгляд, под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический комплекс видов деятельности с их потенциалом, обслуживающий инновационный процесс.
Эта деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической продукции, которая, превращаясь в товар, требует специальной' сети организаций, осуществляющих коммерциализацию разработок прикладного значения академической, вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий инновационного процесса зачастую требуются консультационные, информационно-посредничекие, организационные, экспертные, инженерные, инкубаторские, аудиторские, управленческо-координационные, патентные и другие услуги.
Поэтому за рубежом к инновационной инфраструктуре относят консультативные и информационные фирмы, фирмы венчурного капитала, аудиторские фирмы, инкубаторы, патентные бюро, малые внедренческие предприятия и т.д.12
2.5 Инновационное предпринимательство
Развитие малого бизнеса (в том числе и инновационного) привело к появлению в инноватике нового термина «инновационное предпринимательство». П.И. Ратанин считает, что инновационная деятельность, связанная с новаторской идеей, осуществляется в рамках сложившихся традиционных структур (например. НИИ. НТК. НПО), а прецедент создания для реализации новой самостоятельной структуры есть инновационное предпринимательство.
На Западе инновационное предпринимательство тесно связано с малым бизнесом. Его отличительными признаками являются: свобода в выборе направлений и видов человеческой деятельности, инициативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за их последствия и связанный с этим риск, ориентация на достижение коммерческого успеха. Инновационное предпринимательство связано с осуществлением новых нетрадиционных подходов во всех сферах деятельности, ему присуще новаторство, творческий подход к решению всех проблем, связанных с рынком. Его особенность — уникальность нововведений, которая предопределяет высокую степень риска и низкую вероятность результата.
2.6 Инновационная система
Итак, нами рассмотрены и уточнены основные понятия, связанные с инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности и юридического статуса, а также предприятий и организаций нововведенческой инфрастуктуры. Уточненный терминологический аппарат может быть заложен в основу теории управления инновациями, основополагающие моменты которой во многом зависят от правильности понимания сущности нововведения и содержания процессов его реализации
3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества
Основой современного социально-экономического развития страны является ее научно-технический потенциал, который служит предпосылкой перехода общества в постиндустриальную информационную эпоху. Эта проблема представляет чрезвычайную важность для современной России. Безотлагательность перехода ее экономики на инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной деятельности, создания соответствующего научно-технического потенциала. Это позволит реорганизовать национальное хозяйство на основе наукоемкого производства, повернуть вспять тенденцию огромного и все нарастающего отставания России от развитых стран мира в различных сферах — экономической, социальной, современных технологий (электроники, вычислительной техники, программных средств, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг), организации управления. По данным Минпромнауки, удельный вес России на мировом рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3%, в то время как этот показатель для США равняется 36%, Японии — 30%, Китая — 6%114. Основная доля в затратах на инновации российских предприятий (свыше 60%) приходится на приобретение машин и оборудования, зачастую устаревших моделей, вместо собственно инновационной деятельности предприятий — разработки и освоения новой продукции.
Усиленное внимание к исследованию проблем инновационной деятельности вызвано и тем, что предстоит напряженная работа по органичному и достойному вхождению российской экономики в мировое хозяйство. Преодоление отставания практически во всех отраслях и производствах предполагает усиление инновационного характера предпринимательской деятельности, формирование особой инновационной сферы с присущими ей субъектами.
Приоритетной задачей в этой связи становится формирование национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Целью этой системы является обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.
Инновационный процесс, т. е. процесс создания, распространения и потребления субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием модернизации экономики и общества в целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс, широко применяемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных стран.
В начале третьего тысячелетия человеческий и научно-технический прогресс превратился в основной фактор экономического развития. Опыт экономического роста в развитых странах свидетельствует о том, что наибольший успех ими достигается при вложении инвестиций в человека — новые знания, воплощенные в образовании, новых технологиях и оборудовании, организации и управлении. На их долю в этих странах приходится от 70 до 90% прироста ВВП. Все это свидетельствует о том, что единственно приемлемым для России типом развития, потенциально обладающим реальной перспективой на будущее, является инновационный. В ином случае возникает опасность подрыва основ экономической безопасности, самостоятельного и устойчивого развития страны.
Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно-технического прогресса. В этой сфере велика роль государства.
Проблемы освоения инновационных технологий в производстве являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Меры, принимаемые для реализации национальной научно-технической и инновационной политики этих стран, направлены на обеспечение технологической безопасности, повышение конкурентоспособности высокотехнологичных производств, регулирование доступа зарубежных конкурентов к информации о передовых научно-технических достижениях. Роль государства не ограничивается традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а напрямую ориентирована на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национального хозяйства.
Технологическая и инновационная политика государства в США в сфере инновационной деятельности направлена:
на создание делового климата, при котором процветает деятельность частного сектора в области инноваций, повышающая конкурентоспособность продукции;
поощрение развития, коммерциализацию и использование инновационных технологий;
инвестирование в создание технологий мирового класса XXI века;
интеграцию военных и промышленных технологий, способных эффективно решать как военные, так и гражданские задачи;
формирование квалифицированных специалистов мирового уровня, способных участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;
партнерство с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование технологий в целях создания экономической мощи страны;
содействие промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов15.
Таким образом, в условиях развитой рыночной экономики правительство считает необходимым выступать партнером американского бизнеса, играть активную роль в поддержке развития промышленности и технологий, обеспечении экономического роста и повышении благосостояния страны.
Одним из мировых лидеров в области создания и промышленного освоения инновационных технологий является Европейский союз (ЕС), располагающий современной научно-исследовательской базой, а также большим количеством ученых, обладающих высоким творческим потенциалом. Стратегической линией стран-членов ЕС в области научно-технических разработок является концентрация инвестиционных ресурсов на ключевых направлениях инновационной инфраструктуры, включающих:
создание единой для всех стран — членов ЕС базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий;
доступ ученых в европейские научно-исследовательские программы;
поддержку малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции;
создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и использовании патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;
совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий;
введение более совершенного налогового механизма, дающего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию;
создание в компаниях условий, стимулирующих повышение квалификации сотрудников16.
Научно-исследовательская и производственно-технологическая сферы мировой экономики как неотъемлемый элемент в сферы высоких технологий становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, продвижение их на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и локомотивом экономического роста.
Наиболее актуальная тематика представлена разработками в области информационных технологий и защиты окружающей среды, живой материи, включая медицинскую тематику, мультимедийных образовательных продуктов, технологий получения альтернативных источников энергии и энергосбережения. К числу приоритетных относятся также проблемы разработки искусственного интеллекта, сверхпроводимости, нанотехнологий и микромашин, использования солнечной энергии, глубокой переработки отходов. Исследования в этих областях связаны с управлением атомно-молекулярным механизмом для получения заданной структуры материалов и веществ; широким использованием компьютерной техники; изучением возможностей использования свойств живой материи для создания высокофункциональных материалов и процессов их получения; разработкой экологически чистых материалов и др. Они невозможны без прогресса в технологиях переработки информации, программных устройствах, системах телекоммуникаций. Прогресс в информационных и финансовых технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка инноваций, товаров, капитала, труда.
Опыт развитых стран показывает, что особенность реализации инновационной политики в отличие от научно-технической заключается, прежде всего, в объеме ресурсов, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз. Реализация же инновационной политики (освоение в промышленности новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков сбыта) требует вложений в 100-1000 раз больших.
продолжение
--PAGE_BREAK--Определяющей тенденцией в сфере инвестиционной политики в мире стала ее глобализация — перекрестные НИОКР и коммерциализация технологий. Основная цель таких инвестиций — возможность использования иностранных достижений и открытий в области науки и технологий, привлечение зарубежных ученых и инженеров, кооперация и сотрудничество с зарубежными исследовательскими центрами и лабораториями, а также адаптация результатов НИОКР к потребностям рынка стран, в которые они направляются.
Для России использование таких возможностей глобализируемой мировой инновационной системы может стать одним из важнейших направлений государственной политики в области международного научно-технического и инновационного сотрудничества. Положение страны в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять развитие науки, качество информационной среды, формирование ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, состояние системы образования и здравоохранения, демографическая ситуация.
Переход на инновационный путь развития — ключевая задача современной России. Одной из приоритетных проблем является развитие новой экономики, основанной на знаниях. Формирование новой экономики может происходить за счет кардинального изменения экономической структуры в пользу высокотехнологичных отраслей, развития человеческого капитала, сферы образования, повышения квалификации кадров. Трансформации будет подвергнута и научно-техническая сфера с целью оптимизации ее масштабов и структуры, повышения на порядок эффективности, ориентации на достижение конкретных результатов. Научно-техническая сфера должна превратиться в компонент национальной инновационной системы.
Сегодня по всем критериям Россия делает только первые шаги, связанные с формированием современной национальной инновационной системы. Россия — это страна, которая имеет топливно-сырьевую ориентацию. Структурная перестройка экономики у нас еще и не начиналась, доля топливно-энергетического комплекса с каждым годом растет. Мы даже не можем практически использовать еще сохранившийся научно-инновационный потенциал, во-первых, потому что в условиях очень низкого технологического уровня производства точечное использование новейших технологий не даст эффекта, да и просто невозможно из-за технологической, экономической, управленческой взаимосвязи всех звеньев системы. Кроме того, мы имеем ограниченные источники финансирования расширенного воспроизводства имеющегося потенциала, так как главным его источником являются собственные средства промышленных предприятий
В то же время в структуре национального хозяйства развитых стран преобладают высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся относительно низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости, а также отрасли «мягких» технологий (услуг). При этом весьма существенно, что основная специфика технологий этих отраслей, в том числе «мягких технологий», состоит в том, что они базируются прежде всего на широком использовании результатов интеллектуального труда, т. е. новых знаний. В этих странах развитие инноваций и качества человеческого капитала превратилось в главную цель инвестиционной политики и накопления национального богатства.
Мировой рынок наукоемкой продукции развивается высокими темпами. Наибольший удельный вес в торговом обороте (как в экспорте, так и в импорте) принадлежит электронной промышленности и производству вычислительной техники (примерно по 30 и 35% соответственно). Доминирующее положение на рынке наукоемкой продукции занимают страны «Большой семерки», которые контролируют около 2/3 производства и торговли наукоемкой продукцией, из них США — свыше 20%, Япония — порядка 12-14%, Германия— более 10%17.
Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции пока незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35% до 1%. Это ниже не только показателей развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В то же время Россия восстанавливает позиции на мировом рынке вооружений, так и не сумев провести конверсию военного производства. Сейчас страна вышла на второе место в мире по экспорту вооружений. Что касается показателей торговли российскими технологиями на международном рынке, то в последние годы отмечается некоторое расширение ее масштабов и географии. Суммарный оборот торговли технологиями составил в 2002 г. 784 млн. долл. (в 2001 г. 636,9 млн. долл.), однако пока это низкий показатель: так, в США суммарный оборот от торговли технологиями составляет 49,7 млрд. долл., в Швейцарии — 3,5 млрд. долл.
В структуре экспорта преобладают неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, менее ценные с коммерческой точки зрения. Вместе с тем по показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 000 населения, Россия вышла на средний уровень — 2,62 по сравнению с 1,12 в 1995 году, опережая страны Центральной и Восточной Европы — Чехию, Польшу, Венгрию (0,6—0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5-5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет18.
В России продолжают пока существовать сферы инновационной деятельности, которые были до 1992 года составной частью единого научно-технического комплекса бывшего СССР, но сейчас пришедшие в упадок:
фундаментальная наука в составе подразделений, институтов, научных центров, лабораторий, опытно-конструкторских баз и многих научно-инновационных образований Российской академии наук, а также современных научно-карпоративных и общественных организаций;
университеты и высшие учебные заведения, а также учебно-научно-инновационные комплексы, объединяющие различные элементы инновационного цикла с его ресурсным обеспечением в составе Минобразования РФ;
сфера прикладных научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских баз, сохранившихся в наукоградах, в ряде корпораций и ФПГ, значительная часть которых координируется Минпромнауки РФ;
государственная сфера патентования изобретений и открытий, а также корпоративные банки данных научных идей и ноу-хау;
наукограды, крупные научно-технические комплексы и корпоративные объединения по промышленному освоению технологий и выпуску наукоемкой продукции, сосредоточенные в оборонном комплексе (в том числе НПО «Энергия», «Союз», «Химмаш», «Атоммаш»).
Важнейшими научно-технологическими областями, в которых Россия еще способна выйти на мировые рынки, являются: авиационная и космическая техника, атомная промышленность, утилизация ядерных отходов, лазерная техника, отдельные области информационных технологий в оборонных и космических устройствах. В то же время при наличии мощных заделов в ряде отраслей, созданных еще в доперестроечное время, имело место огромное отставание в таких мировых научных направлениях, как информационные технологии, телекоммуникации, биотехнологии, фармацевтика, технологии, ориентированные на человека, повышение качества жизни.
Еще в 1980-е годы и начале 1990-х годов при разработке комплексной программы научно-технического прогресса на долгосрочную перспективу предполагалось, что научно-технические заделы, созданные в России, станут ключевым фактором промышленного развития в начале XXI века. Однако уже в 1990-е годы началось сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной инфраструктуры.
Экономический рост после кризиса 1998 г. был достигнут в основном на базе процессов импортозамещения и наращивания сырьевого экспорта в условиях повышения мировых цен на энергоносители и другие виды природных ресурсов. Инновационная активность даже и технологически передовых отраслях остается в стране на низком уровне.
Как считают эксперты, одна из главных причин заключается в том, что преобразования последних лет почти не затронули основ той институциональной модели, которая была характерна для советской научно-технической сферы и на которую все еще ориентируются многие работники научных организаций, инженеры и государственные ведомства, ответственные за развитие экономики. Практика управления консервирует сложившийся отрыв науки от хозяйственной деятельности.
В условиях слабого, неструктурированного рынка многие предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию, не смогли найти необходимых инвестиций для налаживания производства новой продукции и вхождения в монополизированные секторы наукоемкого мирового рынка даже при наличии разработок мирового класса. Решающую роль в этом играет отсутствие эффективной государственной инновационной политики, включая защиту и поддержку инновационной деятельности (при сохранении высокого уровня налогообложения), необходимое законодательное оформление отечественной национальной инновационной системы; комплекса инновационной инфраструктуры с рыночными финансово-экономическими институтами (банками, инновационными фондами, страховыми и венчурными фирмами).
4. Инновационный путь развития России
Впервые инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002 году в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденный указом Президента РФ от 30 марта 2002 года. В этом документе указано, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основа избранных приоритетов19. Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития, с другой — оказалась перед необходимостью преодоления отмеченных вызовов.
4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики
Инновационный путь развития страны – это путь, основанный на тех знаниях и научных достижениях, благодаря чему Россия должна изменить свою сырьевую направленность в мировом товарообороте к 2020 году, как это указано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ». Россия должна войти в пятерку лидеров мирового экономического развития и торговать на мировом товарном рынке преимущественно наукоемкой высокотехнологичной продукцией.
Достижение этой цели предполагает:
выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);
обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6 и более позициям;
укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;
превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;
формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества20.
Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:
диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);
высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);
наличие эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);
создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год – 4,6%), на здравоохранение — 6-6,5% (2006 год – 3,9 процента);
повышение эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов; эффективная система спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала21.
4.2 Направления перехода к инновационному типу развития
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.
Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.
Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках.
Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний».
Четвертое направление – создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
Пятое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности.
Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.
4. 3 Сценарий инновационного развития
Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Он предусматривает:
создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;
глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;
ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества государственных услуг, развитие новых компаний, развитие государственно-частного партнерства;
продолжение
--PAGE_BREAK--модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, при значительно более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения;
создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;
развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.
Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
Сценарий инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,9% в 2020 году (в ценах 2006 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12,1 процента.
Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) — до 2,8% ВВП в 2015 году и 4% ВВП в 2020 году, на образование – до 5% ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста22.
4.4 Этапы инновационного развития Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития. Макроэкономические характеристики каждого из этих этапов в сопоставлении со сценариями энерго-сырьевого (II) и инерционного (I) развития приведены в таблице 1.
Таб.1. Основные макроэкономические показатели сценариев развития (темпы прироста, процентов)
2006
Среднегодовые значения
2020/2007, %
2008-2012
2013-2017
2018-2020
ВВП
3
6,7
6,1
6,6
6,4
123
2
6,0
5,5
4,7
102
1
4,5
3,3
3,1
61
Реальные располагаемые доходы населения
3
10,2
8,3
7,2
6,7
156
2
8,1
5,7
4,7
123
1
6,8
4,3
3,7
91
Розничный товарооборот
3
13,9
8,7
6,5
6,3
150
2
8,6
5,3
4,5
124
1
6,7
4,4
3,7
91
Инвестиции
3
13,7
11
10,7
9,6
270
2
10,9
8,8
6,6
211
1
5,6
4,2
4,1
83
Экспорт, млрд. долл.
3
303,9
348
439
564
60
2
347
433
538
51
1
331
377
437
21
Импорт, млрд. долл.
3
164,7
340
503
669
195
2
342
484
603
163
1
316
376
446
92
Инфляция
3
9
5,6
4,5
3,3
85
2
6,2
4,8
3,4
90
1
7,5
6,1
4,0
111
Энергоемкость
3
-2,8
-3,6
-3,9
-3,7
-39
2
-3,4
-2,8
-2,2
-32
1
-2,8
-1,7
-1,6
-24
Электроемкость
3
-2,4
-2,1
-2,3
-2,70
-27
2
-1,9
-1,3
-1,3
-18
1
-1,6
-0,7
-0,4
-12
Производительность труда
3
6,2
6,3
7,5
7,1
138
2
6,2
6,5
5,8
119
1
4,8
4,3
3,9
75
Первый этап (2008-2012 годы) – создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;
структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);
принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);
реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0%ВВП в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);
начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах до 7% в 2011-2012 годах);
поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода;
реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений;
развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10-12 процентов;
создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.
Таб. 2. Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 год к 2007 году, %)
Рост валового внутреннего продукта
134-135
Рост производительности труда
134-136
Снижение энергоемкости ВВП
83-84
Рост реальных располагаемых доходов населения
148-150
Рост инвестиций в основной капитал
167-170
Темп роста потребительских цен
134-136
Второй этап (2013-2017 годы) – переход экономики на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;
обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;
многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;
увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.
Таб.3. Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа
(2017 год к 2012 году, %)
Рост ВВП
137-139
Рост производительности труда
142-144
Снижение энергоемкости ВВП
81-83
Рост реальных располагаемых доходов населения
140-143
Рост инвестиций в основной капитал
165-168
Темп роста потребительских цен
123-125
Третий этап (после 2018 года) – закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики.
Приоритеты развития:
ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами;
развитие экологически чистых производств;
формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
выход на стабильные демографические показатели;
внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов;
создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, соответствие его уровня потребностями экономики, поддержание на высоком уровне расходов на НИОКР.
Таб.4. Целевые макроэкономические индикаторы третьего этапа (2020 год к 2017 году, %) Рост ВВП
119-122
Рост производительности труда
121-124
Снижение энергоемкости ВВП
88-91
Рост реальных располагаемых доходов населения
120-123
Рост инвестиций в основной капитал
130-133
Темп роста потребительских цен
109-111
Перспективы развития после 2020 года характеризуются высокой неопределенностью. Накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит завершение этапа догоняющего роста, что создает предпосылки для снижения темпов роста ВВП к 2030 году до 4,5-5%. В результате усиления склонности к потреблению и активизации структурных сдвигов в пользу сервисной экономики и нематериальных активов можно ожидать стабилизации и даже некоторого снижения нормы накопления.
После 2020 годов российская экономика вступает в фазу развития в условиях снижающихся физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и снижающейся добычи нефти, при стабилизации объемов экспорта газа. В этих условиях резко возрастает нагрузка на инновационные высоко- и среднетехнологические сектора экономики и сектор услуг, как основные движущие силы экономического роста и поддержания сбалансированности внешней торговли.
На рубеже 2025-2030 годов можно ожидать формирования новой технологической инновационной волны, которая создаст новый импульс развитию экономики, особенно экономики знаний и обслуживания. Резко возрастет роль экологических и климатических барьеров роста, создающих в то же время для России в силу многообразия ее природных богатств новые уникальные шансы развития, при условии значительного снижения природоемкости экономики.
В 2020-2025 годы в полной мере развернется реализация и новых инфраструктурных проектов, связанных с освоением Арктики, Восточной Сибири (в т.ч. реализация проектов Севсиба, Приполярного Урала), что инициирует рост инвестиций в экономику и создаст новые полюса регионального развития.
В целом в период 2020-2030 годов российская экономика может устойчиво развиваться со значительным опережением по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Рост ВВП в 2021-2030 годах составит 160-175%, снижение энергоемкости – 65-75%23.
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития
Целью создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехнологической продукции.
Достижение данной цели осуществляется в рамках реализации трех основных направлений.
Первое направление — формирование национальной инновационной системы, т.е. комплекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий.
Второе направление – создание системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства.
Такие приоритеты должны быть увязаны с реализацией конкурентных позиций российской экономики и требований национальной безопасности. У российской экономики должен быть определенный технологический профиль, отвечающий ее конкурентным преимуществам по отношению к странам-лидерам — США, Китаю и Европе. Выделяются стратегические инновационные проекты двух типов, базирующиеся на утвержденном Президентом Российской Федерации перечне критических технологий.
Первая группа проектов ориентирована на развитие научно-технического потенциала по междисциплинарным критическим технологиям.
Примером такого подхода является комплекс программных решений по развитию нанотехнологий, включая Президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии», создание Российской корпорации нанотехнологий и федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и ряд других. Междисциплинарный характер носит федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».
Реализация этих программ создаст такой потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014-2020 гг.
Вторая группа инновационных проектов нацелена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий.
Реализация этих проектов во многом обеспечена пакетом действующих федеральных целевых программ, ориентированных на развитие и внедрение передовых технологий. В то же время, назрела необходимость упорядочивания этого пакета, подготовки новых высокотехнологичных программ, ориентированных на новые технологические рубежи 2015-2020 гг.
Третье направление – выявление и стимулирование развития возникающих кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы:
создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа;
формирование территориально-производственных кластеров, т.е. создание условий и стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств на данной территории;
координация программ развития системообразующих компаний и отраслей как в рамках долгосрочных инвестиционных программ, так и в рамках реализации отдельных кластеров;
продолжение
--PAGE_BREAK--