--PAGE_BREAK--2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения. Инфляция может также возникнуть в результате изменения величины издержек и рыночного предложения. На протяжении нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то что совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.
Теория инфляции издержек объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению производственных издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции — это средние издержки при данном объеме производства. Такие средние издержки можно вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на объем произведенной продукции, то есть:
Рост издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приводит к росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.
Два основных источника инфляции издержек — это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовые ресурсы, такие, как сырье и энергия.
2.2.1 Инфляция, вызванная повышением зарплаты. Согласно одному из вариантов теории инфляции издержек, при определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным договорам они имеют некоторую возможность контролировать и регулировать ставки номинальной зарплаты. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый уровень зарплаты для рабочих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, например увеличением почасовой выработки, то издержки на единицу продукции возрастут. Фирмы ответят на это сокращением производства и предложения товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное повышение номинальной заработной платы, такой тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции издержек.
2.2.2 Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. Теория, объясняющая инфляцию издержек нарушением механизма предложения, усматривает причину роста издержек производства, а следовательно, и цен на продукцию во внезапном, непредвиденном увеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит стремительный взлет цен на импортируемую нефть в 1973— 1974 гг. и в 1979—1980 гг. Поскольку в эти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции издержек.
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
1. Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает беспокойства)
2. Ползучая инфляция (когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по более низким ценам).
3. Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – это увеличивает СС и подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя). Рост цен на ресурсы вызывает уменьшение производства, увеличение рабочих. Фирмы, чтобы компенсировать образующиеся потери, повышают цену товара. Профсоюзы требуют существенного увеличения зарплаты, но это вызывает рост издержек. Фирмы для предотвращения потерь от последующих увеличений цен на ресурсы и зарплаты повышают цены на товары, не на один, а на два, три шага вперед.
4. Гиперинфляция (когда средний темп прироста цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает — 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза. Производство останавливается, безработица становиться массовой и создаются условия для революционных переворотов.
История дает нам немало примеров, подтверждающих этот мрачный сценарий. Давайте посмотрим, как сказались события второй мировой войны на уровне цен в Венгрии и Японии:
Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 г. 828 октиллионов (единица с 27 нулями) обесцененных форинтов стоили столько же, сколько один довоенный форинт. Стоимость американского доллара достигла 3*1022 (3 с 22 нулями) форинтов. В 1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать деньги, а не утруждать себя их пересчитыванием. С 1938 по 1948 г. цены в Японии повысились в 116 раз.
Германия в 20-е годы тоже страдала от катастрофической инфляции.
Германская Веймарская республика — это наиболее яркий пример слабого правительства, которому удалось какое-то время продержаться благодаря инфляционной финансовой политике.
27 апреля 1921 г. немецкому правительству был предъявлен ошеломляющий счет репарационных выплат на сумму 132 млрд. золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская республика могла рассчитывать собрать с налогоплательщиков. Столкнувшись с таким колоссальным бюджетным дефицитом, Веймарское правительство просто пустило в ход печатный станок, чтобы оплатить свои долги.
В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: цены выросли в 1300 млрд. раз. К октябрю 1923 г., чтобы послать обычное письмо из Германии в Соединенные Штаты, надо было заплатить 200 тыс. марок. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса — 2 млн., батон хлеба — 200 тыс. марок, одно яйцо — 60 тыс. марок. Цены росли так быстро, что официанты меняли их в меню по нескольку раз за время обеда. Иногда посетителям ресторанов приходилось платить за еду вдвое больше той цены, которая значилась в меню, когда они только делали заказ.
Такая катастрофическая гиперинфляция почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмерных расходов и инфляции спроса
2.3 Последствия инфляции К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
· снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
· обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
· потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
· усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
· ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям — через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.
Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.
Если существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита — правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
Финансирование правительственных расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога — инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.
Таблица 5.1: Соотношение роста цен и доходов (стипендии)студентов ВУЗов за 1990-1994 гг.
Товар, стипендия
Цены товара и размер стипендии
Увеличение цены и стипендии
1990 г., май
1994 г., май
Хлеб
20 к.
600 р.
В 3000 раз
Кефир (0,5 л) 1 бутылка
34 к.
800 р.
В 2716 раз
Молоко (0,5 л) 1 бутылка
34 к.
800 р.
В 2716 раз
Колбаса вареная, 1кг
2 р. 40 к.
6800 р.
В 2833раза
Масло сливочное, 1 кг
3 р. 50 к.
3500 р.
В 1000 раз
Сахар, 1 кг
1 р.
1100 р.
В 1100 раз
Яйцо, 1 десяток
1 р. 20 к.
1200 р.
В 1000 раз
Творог, 1 кг
1 р. 10 к.
2700 р.
В 2454 раз
Сметана, 1кг
1 р. 50 к.
3600 р.
В 2400 раз
Сыр, 1 кг
3 р. 50 к.
12000 р.
В 3428 раз
Стипендия студента
40 р.
10000 р.
В 250 раз
По оценкам МВФ во втором полугодии 1992 г. сеньораж в России составил 38 дохода домашних хозяйств, или 15 ВНП. Инфляционный налог был достаточно высоким до июля 1994 г. и лишь после этого срока начал несколько снижаться.
Сеньораж — явление монетарной инфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределение доходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.
Инфляционный доход государства можно рассматривать как альтернативную стоимость займов, к которым пришлось бы прибегнуть правительству для покрытия дефицита бюджета при отсутствии эмиссии.
Наряду с различными видами перераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстрое социальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.
Практика показывает, что в инфляционной гонке цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены. Например, средняя заработная плата в России в пересчете на доллары составляла в 1990 г. 13 долларов в месяц, а в 1995 г. — 112,9 долларов, т. е. выросла в 10 раз, а цены за это время увеличились в 4658 раз.
Данные таблицы подтверждают, что рост цены на потребительскую корзину студента в среднем в 9 раз превышает рост его стипендии. И чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению у разных слоев населения. Под воздействием инфляции не только снижаются реальные доходы, но и обесцениваются сбережения населения.
По мере нарастания подавленной инфляции происходит эрозия стимулов к труду. Если проанализировать все последствия инфляции, то можно сказать, что она обесценивает не только деньги, но и всю систему рыночного хозяйства.
Инфляция в Российской Федерации.
2.4 История инфляции в России Инфляция в России имела место не только в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она проявилась в период экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.).
В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась в советской экономике практические постоянно с 1955 г., хотя и в скрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок планоцентрализованной экономики была ошибочная концепция о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности рубля. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей — нефти и газа, что недопустимо, поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.
1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.
В 1992 году Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.
В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.
продолжение
--PAGE_BREAK--Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной — в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен — 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 — 1994 и 130% — в 1995 году.
Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период — 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года — уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году — на 12% и в 1994 году — на 15%. Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. — на 12% и в 1994 году — на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.
К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины — это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.
В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале — 4,1%, в марте — 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.
В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 — 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.
В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру – не более 10%.
2.5 Причины кризиса 17 августа 1998 г. Воздействие государства на экономику, особенно через систему финансовых регуляторов, требует создания новых для постсоциалистических стран экономических механизмов и глубокой реформы действующих механизмов. В противном случае постсоциалистическое государство теряет способность выполнять те функции, которые присущи государству в рыночной экономике. Это может провоцировать кризисы в переходной экономике, которая и без того переживает трудные времена. Например, нереформированность бюджетной системы в России послужила в конечном итоге причиной обвала экономики в августе 1998 г.
За десятилетия господства командно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства.
Но доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП.
Бюджетный кризис обусловил неуклонное углубление кризиса производства. Дело в том, что при хронической нехватке средств в казне государство оказалось лишенным возможности оказывать действенную поддержку промышленности. Основная часть средств бюджета направляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих средств, однако, не хватает, что порождает хроническую задолженность государства по выплате заработной плате.
Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов. Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовой пирамидой». И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.
Особенности инфляции в России связаны прежде всего со спецификой исходного состояния реформируемой экономики и выбранной моделью перехода к реальным рыночным отношениям.
К началу экономических преобразований в России плановая экономика СССР характеризовалась господством государственной собственности на средства производства, высоким уровнем монополизации экономики и всеобщим дефицитом экономических благ.
В основу экономической политики Правительства России была положена разработанная МВФ концепция, включающая в себя три основные направления: либерализация, приватизация и стабилизация. Однако реализация мер правительства не создала условий для автоматического действия рыночного механизма, поскольку не была подготовлена соответствующая экономическая основа в виде многообразия форм собственности и конкурентной среды. Цены не стали свободными – вместо государственных органов их в значительной степени стали диктовать предприятия-монополисты. Поэтому снижение темпов прироста цен на потребительские товары и услуги и средства производства происходило медленнее, чем предполагалось правительством. Роль государства в экономике значительно сократилась и в значительной степени была направлена на регулирование денежной массы в обращении.
Особенности инфляционного процесса в РФ
Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие особенности инфляции.
1) С позиции характеристики типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.
Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм — инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность — скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.
2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России не оказывали значительного влияния на инфляцию.
3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.
4) На протяжении всего периода рыночных преобразований в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.
5) В трансформируемой экономике России наблюдалась скрытая инфляция, связанная с задолженностью государства по заработной плате работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труда наемным работникам. Вследствие значительной суммы долгов по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы при своевременном поступлении доходов населению.
6) Инфляция в России происходила в 1990-е годы при значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошло уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.
продолжение
--PAGE_BREAK--7) Значительное влияние на инфляционные процессы в России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.
8) Инфляционные процессы в России усилили процесс существенной дифференциации доходов населения в результате реализации программы приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и Центральной Европы (4,5–5,5 раз).
9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися «внешними» причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая — тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым «открытием» экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют «фиксированные затраты». В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Неполная загрузка производственных мощностей во многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных издержек, роста объемов национального производства и совокупного предложения продукции.
10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.
11) Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.
3 Борьба государства с инфляцией Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.
3.1 Антиинфляционная политика Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
· уменьшение денежной эмиссии;
· повышение учетной ставки по сбережениям населения;
· сокращение государственных расходов;
· повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
· сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
· повышение налогов;
· снижение объемов кредитования коммерческих банков;
· увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
· повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
· фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять — дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.
За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985г., Мексика в 1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
3.2 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ. Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. — на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
· ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
· сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
· сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное — застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--